Кожевникова Н.И.
к.э.н., в.н.с. ИСПИ РАН
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: демографическая ситуация, геополитика, стратегический регион, Дальний Восток, миграция, миграционная ситуация.
Демографическая ситуация на Дальнем Востоке в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемых тем регионального развития России. Утверждение Правительством Российской Федерации 20.06.2017 Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (далее Концепция) этому также способствовало. И неуклонное снижение численности населения, и миграционная убыль, и неблагоприятная тенденция в области рождаемости которые встали на повестку дня с момента распада Союза ССР, подводят к выводу о крайней актуальности исследования демографической ситуации именно в этом федеральном округе РФ.
Рассмотрим важнейшие аспекты демографической ситуации, в отношении которых в Концепции предусмотрены прогнозные параметры развития на уровне субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ (далее -ДВФО). Естественно, начнем с численности населения, которая постоянно снижалась на протяжении всего постсоветского периода (с 8,06 млн. чел. на начало 1991 г. до 6,18 млн. чел. - на начало 2017 г.). По предварительным оценкам, на начало 2018 г. численность ДФО составила - 6,16 млн. человек, то есть число дальневосточников, по-прежнему убывает.
Концепция, по нашему мнению, имеет декларативный характер, поскольку в ней несмотря на устойчивую и долгосрочную негативную тенденцию динамики численности дальневосточного региона говорится: «Стратегической целью демографической политики Дальнего Востока до 2025 года является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 6,2 млн. человек к 2020 году и ее увеличение до 6,5 млн. человек к 2025 году». Отметим в этой связи, что если на протяжении 2018 г. темпы убыли населения ДВФО сохранятся, то уже на начало 2019 г. численность этого округа будет менее запланированной. А дальнейшее снижение в течение 2019 г., при сохранении современных тенденций ее динамики сделает невозможным выполнение к 2020 г. поставленной в Концепции стратегической цели. Как, впрочем, и достижение всех предлагаемых в Концепции прогнозных параметров стабилизации численности населения отдельных дальневосточных субъектов РФ.
Предполагать, что на втором этапе реализации Концепции - к 2025 году - поставленная в Концепции стратегическая цель в 6,5 млн. человек будет достигнута, и что к этому времени будут созданы предпосылки для увеличения этой численности до 7 млн. человек, не следует, т.к. на сегодняшний день для этого нет объективных оснований. Без кардинального перелома тех демографических тенденций, которые характерны как для ДВФО в целом, так и для отдельных дальневосточных субъектов РФ по отдельным демографическим показателям поставленные в Концепции плановые параметры, скорее всего не смогут быть достигнуты.
За прошедшие годы второго десятилетия XXI века демографическая ситуация в дальневосточных субъектах РФ характеризовалась нежелательной динамикой ее важнейших аспектов. Начнем с динамики численности населения. В противоположность стране в целом, где численность населения в 2010-2017 гг. неуклонно увеличивалась, в ДВФО совокупная численность неизменно снижалась - в среднем на 17 тысяч в год. В 2015-2017 гг. в среднем ежегодная убыль населения ДВФО составляла 13,5 тыс. чел. Если же рассматривать динамику численности населения отдельных субъектов ДВФО, то здесь картина не такая однозначная, поскольку не все дальневосточные субъекты РФ ежегодно неуклонно снижали свою численность. Например, на территории Чукотского АО был разовый общий прирост только в 2012 г., когда численность данного субъекта РФ возросла на 0,2 тыс. человек, при этом уже в следующем, 2013 г, она на ту же величину уменьшилась и продолжала уменьшаться в дальнейшем. В Республике Саха (Якутия) в 20102012 гг. численность населения ежегодно снижалась, но начиная с 2013 г. в данном субъекте РФ наблюдалось волнообразное повышение общего прироста. Он обеспечил, в среднем за период 2013-2017 гг., ежегодный рост численности населения данного субъекта РФ на 0,18%. В Сахалинской области в 2016 г. численность населения возросла всего на 0,1 тыс. человек, а в 2017 г. - уже на 3,2 тыс. человек. Численность населения Сахалинской области в эти два года росла в два раза быстрее, чем в Республике Саха Якутия. Сахалинская область по силе миграционного притяжения как долговременных, так и трудовых мигрантов в России лидирует. По мнению таких признанных экспертов в области миграции в нашей стране, как, например Ж.А. Зайончковская, этот субъект РФ является одним из 6 регионов-лидеров наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, ХМАО, ЯНАО и Ненецким АО.
Не менее важно определить и те дальневосточные субъекты ДВФО, которые в наибольшей степени способствуют развитию неблагоприятной демографической ситуации. И теоретически (с точки зрения методологии исследо-
вания демографической ситуации), и практически (с точки зрения проведения мер демографической политики), именно эти субъекты РФ должны стать объектами первоочередных мер демографической политики. Кто-то может возразить, а зачем это делать, если уже утверждена Концепция демографического развития ДВФО с указанием прогнозных параметров численности населения на уровне конкретных субъектов РФ, запланированных на каждый год первого, так и на завершающий год второго этапа реализации вышеназванной Концепции. Ответ прост. Выше мы показали, что Концепция исходит не из реальных, а из желательных параметров демографической ситуации в данном регионе.
На Дальнем Востоке в последние шесть лет общее сокращение населения происходило за счет ежегодного неуклонного сокращения численности как городского населения, которое за 2010-2017 гг. сократилось на 40,2 тыс. человек, так и сельского населения, которое за это время сократилось на 96,7 тыс. человек. По данным Росстата, в трех вышеназванных субъектах РФ (которые являются исключением в ДВФО, поскольку имели в отдельные годы за период 2010-2017 гг. положительный прирост населения), этот прирост осуществлялся исключительно за счет прироста в отдельные годы их городского населения. Поэтому подробнее остановимся на динамике именно городского населения ДВФО.
Интересно отметить, что только в двух субъектах ДВФО - Республике Саха (Якутия), и Чукотском АО в целом за период 2010-2016 гг. городское население увеличивалось, при этом фактически в обоих случаях - постоянно (исключение - в Чукотском АО в последнем, 2017 г. снизилось на 0,5 тыс. чел.). Однако рост городского населения в этих двух территориях не перекрыл сокращения этой части населения в целом по региону. Наблюдались «всплески» -на 0,1 тыс. в Камчатском крае (в 2011 г.), на 0,2 тыс. в Хабаровском крае (в 2013 г.) и даже на 1,8 тыс. человек в Приморском крае (в 2012 г.).
В ДВФО городское население, как отмечено выше, сократилось в 2010 -2017 гг. на 40,2 тыс. человек, и наибольший негативный вклад в это внесли Камчатский край - 2,7 тыс. человек, Приморский край - 11,7, Хабаровский край - 10,7, Амурская область -17,0 тыс. человек, Магаданская область -11,9 тыс. человек, Сахалинская область - 4,6 тыс. человек, Еврейская АО - 8,2 тыс. человек. Общая убыль в них, включая 0,1 тыс. человек в Чукотском АО в 2017 г., составила 66,8 тыс. человек.
Обратимся к динамике сельского населения ДВФО. Выше уже отмечалось, что его потери особенно велики, и, на наш взгляд, эта динамика катастрофична: сельское население в ДВФО сократилось за анализируемый период в 2,4 раза больше, чем городское - на 96,7 тыс. человек. Следует помнить, что именно сельское население является важнейшей компонентой хозяйственного освоения той или иной территории, поскольку именно сельская поселенческая сеть играет роль своеобразной «канвы» всей поселенческой сети и ее деградация (которую оценивают снижением числа сельских поселений, их средней людности, общей убылью сельского населения) является свидетельством серьезных демографических проблем на той или иной территории. Общая убыль численности сельского населения по Дальнему Востоку в 2010-2017 гг. составила 96,7 тыс. человек. Необходимо констатировать, что нет ни одного субъекта ДВФО, в котором в целом за рассматриваемый период сельское население увеличилось. Оно снизилось: в Республике Саха (Якутия) - на 12,1 тыс. человек, в Камчатском крае - на 4,6 тыс. человек, в Приморском крае - на 32,5 тыс. человек, в Хабаровском крае на - 7,6 тыс. человек, в Амурской области - на 15,2 тыс. человек, в Магаданской области на -1,4 тыс. человек, в Сахалинской области - на 13,0 тыс. человек, в Еврейской АО - на 6,5 тыс. человек, и в Чукотском АО - на 3,4 тыс. человек. Но в отдельных субъектах иногда прирост сельского населения был зафиксирован. Один раз - в Республике Саха (Якутия) - в 2016 г. и в Хабаровском крае в 2010 г., два раза - в Камчатском крае - в 2011 и 2012 гг., три раза - в Магаданской области (2012, 2013 и 2015 гг.). Во всех вышеприведенных случаях совокупный прирост сельского населения составил всего 5,3 тыс. человек, а наиболее выигрышно в этом отношении по картине динамики как общей, так и ежегодной убыли сельского населения, выступает Магаданская область, поскольку на ее территории положительный прирост сельского населения зафиксирован трижды.
Таким образом, негативная динамика на протяжении 2010-2016 гг. как городского, так и сельского населения имела своим следствием уменьшение общей численности населения ДВФО.
Общеизвестно, что составляющими общей демографической динамики являются, с одной стороны, процессы естественного движения населения - рождаемость и смертность, а, с другой стороны, миграционные процессы. Рассмотрим подробнее миграционный баланс на Дальнем Востоке. За рассматриваемый период времени 2010-2016 гг. он сохранял для ДВФО в целом отрицательное значение. Если в РФ в целом он постоянно характеризовался миграционным приростом, который в среднегодовом исчислении составлял 263,7 тыс. человек, то в ДВФО миграционной убылью (в среднем 23,5 тыс. чел. в год).
В ДВФО все это время наблюдался постоянный отток населения. Однако масштабы оттока по годам этого периода были различны. Если в 2010 году Дальний Восток покинули 27,4 тыс. человек, то в 2016 г. - только 17,4 тыс. человек, то есть на 10 тысяч меньше. В ДВФО миграционная убыль составила за период 2010-2016 гг. 164,4 тыс. человек. И она была характерна для всех без исключения годов этого периода, с максимальным значением 33,0 тыс. человек - в 2013 г., и минимальным - в 2016 г. (17,4 тыс. человек). На Дальнем Востоке только в трех субъектах: Приморском и Хабаровском крае и Чукотском АО был зафиксирован миграционный прирост населения, причем во всех трех случаях - в одном и том же 2011 г. Соответственно, он составил 1,1, 1,8 и 0,5 тыс. человек. Миграционный отток в ДВФО за счет передвижений в пределах России составил 25,3 тыс. человек, притом максимальный вклад в этот внутрироссийский отток внесли Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края и Амурская область (68%). Во внутрироссийском миграционном обмене годами наибольшего оттока населения из ДВФО были 2012-2014 гг. В эти годы фактически без исключений вышеназванные субъекты РФ лидировали по величине миграционной убыли во внутрироссийском миграционном обмене.
Рассматривая миграционный обмен субъектов ДВФО за счет международных передвижений, следует отметить следующее. Здесь фиксируется фактически неизменный миграционный прирост. И этот миграционный прирост по данному типу межгосударственной миграции населения внес позитивный вклад в демографическую динамику ДВФО в размере 7,9 тыс. человек за 2010-2016 гг. В том числе на долю Хабаровского края, Приморского края, Магаданской и Сахалинской области (даны в порядке убывания этого миграционного прироста) пришлось более 3/4 этого позитивного вклада. В разрезе отдельных годов наибольшие значения миграционного прироста за счет межгосударственного обмена были характерны (в порядке убывания положительной величины) для 2012, 2011 и 2014 гг. Единственное исключение из вышеназванной картины - это зафиксированное в Хабаровском крае в 2013 г. и Амурской области - в 2010 г. отрицательное сальдо межгосударственной миграции, но величина этих сальдо была незначительной - соответственно, 0,3 тыс. человек и 0,03 тыс. человек. Поэтому возникает вопрос, за счет каких стран формировались вышеназванные параметры межгосударственного сальдо, за счет обмена со странами СНГ или за счет других зарубежных стран? Рассмотрение параметров межгосударственного сальдо с разделением на вышеназванные две группы стран, позволяет отметить следующее. За счет стран СНГ и Балтии, ДВФО за 2010-2016 гг. получил миграционный прирост в размере 9,0 тыс. человек. При этом на долю Хабаровского и Приморского края, Магаданской и Сахалинской и Амурской области пришлось 84%.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод; стабилизация численности дальневосточников на уровне 6,2 млн. человек в современных условиях задача трудная для выполнения в свете рассмотренных выше важнейших аспектов динамики численности населения ДВФО, в том числе особенностей современной миграционной ситуации. А это очень важно учитывать, т.к. миграционные процессы - наименее инерционные среди всех других демографических процессов. Но они имеют свои закономерности, которые сохраняются на долгие годы и влияют на конъюнктурные факторы, которые в отдельные годы могут привести к слому той или иной тенденции развития миграции населения. Это не отменяет необходимости учета многолетних, в том числе относительно недавних миграционных трендов. Поэтому следует учитывать прошедший, как позитивный (в советский период), так и негативный (в постсоветский период) опыт в миграционном движении населения данного геополитически архиважного федерального региона России.
Следует учитывать, что формирование миграционных установок у населения во многом зависит от наличия у них так называемой «миграционной биографии», когда лица, имевшие опыт переселений, более склонны к принятию решения о переселении, участию в повторном акте миграции. В советский период именно данный макрорегион принял максимальное число мигрантов. И этот факт - один из тех факторов, который в определенной мере объясняет, что из данного федерального округа в постсоветский период наблюдался наиболее массовый миграционный отток населения.
И поэтому для закрепления населения в ДВФО необходимо более мощные рычаги воздействия на его миграционную подвижность, чем просто принятие очередной Концепции. Все вышесказанное, усугубляется тем фактом, что все еще не утверждена дорожная карта реализации Концепции, хотя срок ее подготовки уже истек 20 сентября 2017 г. А значит - нет реальных механизмов реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока. Помимо этого следует учесть, что несмотря на начавшуюся в 2015 г. реализацию проекта «дальневосточный гектар», миграционный отток из всех без исключения субъектов ДВФО сохранялся.