Дальневосточный регион, традиционно притягивающий население, стал зоной миграционного оттока, что непосредственно сказалось на его демографической ситуации. Федеральные и региональные власти понимают, что снижение численности населения, трудовых ресурсов в настоящее время и в перспективе ставит под вопрос возможность привлечения инвестиций, обеспечение рабочей силой ряда отраслей экономики, и это в целом может негативно отразиться на социальноэкономическом развитии территории.
В.Л. УШАКОВА
Дальневосточный федеральный округ: миграционные процессы и перспективы их развития
Миграционные процессы всегда играли важную роль в жизни страны и её регионов, обеспечивая освоение и заселение территорий, перераспределяя население и трудовые ресурсы. Благодаря реализации государственных мероприятий по ускоренному развитию производительных сил Дальневосточного федерального округа (ДВФО) регион длительное время отличался устойчивым ростом населения: с 1970 по 1989 г. численность дальневосточников увеличилась на 2161 тыс. человек.
Однако социально-экономические изменения 1990-х годов значительно изменили динамику, направления и масштабы миграционных потоков в ДВФО, а самое главное - мотивацию миграционного поведения. Естественные потери демографического потенциала усиливались значительным оттоком населения, что не только снизило уровень заселённости, но и значительно сократило удельный вес региона в общей численности населения России (1989 г. - 5,4 %, 1997 г. - 5,0 %, 2007 г. - 4,6 %).
За период 1992-2007 гг. потери численности населения составили 1228,8 тыс. человек (табл. 1). Население Чукотского автономного округа сократилось в 2,5 раза, Магаданская область потеряла свыше 53,0 %, Сахалинская и Камчатская области - 1/3 населения. Меньшие потери понесли Амурская об-
УШАКОВА Валентина Леонидовна — научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток).
ласть (14,5 %), Еврейская автономная область (14,4 %), Приморский (12,3 %), и Хабаровский (12,1 %) края. Существенное влияние на формирование сальдо миграции как в северных, так и южных районах оказали сокращение и передислокация воинских частей, выезд населения в связи с распадом СССР.
Сокращение населения происходило за счёт как естественной убыли, так и миграционного оттока. В 1992-2007 гг. естественная депопуляция составила 281 тыс. человек (22,9 % общих потерь населения). Основные потери понесли южные районы округа (314,6 тыс. человек), а также Сахалинская (41,9 тыс. человек) и Камчатская (8,3 тыс. человек) области. В Чукотском автономном округе, районе с выраженным влиянием национальных традиций, будет сохраняться естественный прирост. Высокий естественный прирост характерен и для Республики Саха (Якутия), что связано с низкой долей пенсионеров в возрастной структуре населения - 11,0 % от общей численности населения (РФ - 20,6 %).
Таблица 1
Компоненты изменения численности населения в Дальневосточном федеральном округе (1992-2007 гг.), тыс. человек
Субъекты РФ Общий прирост (убыль) Естественный прирост (убыль) Миграционный прирост (отток)
Юг ДВФО - 616,2 - 314,6 - 301,6
Приморский край - 283,7 - 151,0 - 132,7
Хабаровский край - 180,3 - 106,8 - 73,5
Амурская область - 119,2 - 46,6 - 72,6
Еврейская
автономная область - 33,0 - 10,2 - 22,8
Север ДВФО - 612,6 33,6 - 646,2
Республика Саха - 108,8 85,7 -194,5
Магаданская область - 140,6 - 5,1 -135,5
Чукотский
автономный округ -70,3 3,2 -73,5
Камчатская область - 114,8 - 8,3 - 106,5
Сахалинская область - 178,1 - 41,9 - 136,2
ДВФО - 1228,8 - 281,0 -947,8
Сложившиеся демографические тенденции ведут к деформации возрастной структуры населения, которая пока ещё остаётся сравнительно благоприятной, но скорость старения населения региона значительно выше, чем в целом для РФ. В 1990 г. доля населения старше трудоспособного возраста составляла 11,5 % в регионе и 19,0 % в РФ, в 2006 г. соответственно 16,6 и 20,6 %.
На протяжении последних десятилетий сохранялась ситуация, когда численность прибывающих уменьшалась более высокими темпами. Как следствие, с 1990 г. сальдо миграции приобрело устойчивое отрицательное значе-
ние (рис. 1). За период 1992-2007 гг. в результате миграции Дальневосточный федеральный округ потерял 947,8 тыс. человек.
Значительное снижение естественной убыли и миграционного оттока населения в 2007 г. по сравнению с 2006 г. отмечено в ДВФО - на 54,3 и 30,4 % соответственно. Численные потери населения понесли все дальневосточные регионы, кроме Республики Саха, где миграционный отток полностью компенсировался естественным приростом. Миграционный прирост населения отмечен в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, но естественную убыль он компенсировал лишь частично.
600 500 400 300 200 100
0 -100 -200 ■
1990 1992 1994 1996 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ■ прибыло • выбыло □ миграционный отток
Рис. 1. Динамика миграционного движения населения Дальневосточного федерального округа (тыс. человек)
Миграционные потоки из дальневосточных районов имеют разную направленность (в пределах региона, в другие регионы России и за пределы России) и объёмы (табл. 2). Доминирующую роль в миграционных потоках играют внутрирегиональные передвижения населения - 54,6 % миграционного оборота. В 1986 г. в таких потоках в ДВФО участвовало 218,9 тыс. человек, или 2,9 % населения, в 1996 г. этот поток уменьшился в 2,1 раза и составил
105,6 тыс. человек (1,4 %), а в 2006 г. - 66,5 тыс. человек (1,0 %).
В другие федеральные округа России выбыло 48,0 % мигрантов-дальневосточников. Самыми привлекательными в миграционном отношении для дальневосточников являются Центральный, Сибирский и Южный федеральные округа, куда только за 1999-2006 гг. выбыло соответственно
12,1 % (153,8 тыс. человек), 8,0 % (102,2 тыс. человек) и 5,7 % (72,0 тыс. человек). В 2007 г. в Южном и Уральском федеральных округах численность населения увеличилась, в то время как в целом по РФ, в Центральном, СевероЗападном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах - снизилась.
Увеличение миграционного потока в центральные регионы во многом обусловлено стремительным ухудшением условий проживания, разрушением сложившейся системы государственной поддержки социальной инфраструктуры и стандартов уровня жизни в ДВФО.
Таблица 2
Структура миграционных потоков населения Дальневосточного федерального округа, тыс. человек
Число мигрантов 1997 г. 2002 г. 2006 г.
Прибывших - всего 195,1 133,8 110,7
в том числе:
внутри региона 101,1 80,6 66,5
из других регионов РФ 71,9 48,6 40,3
из стран ближнего зарубежья 19,7 4,2 3,7
из стран дальнего зарубежья 2,4 0,4 0,2
Выбывших - всего 259,6 161,6 133,1
в том числе:
внутри региона 101,1 80,6 66,5
в другие регионы РФ 135,0 76,0 63,8
в страны ближнего зарубежья 18,3 3,6 2,0
в страны дальнего зарубежья 5,2 1,4 0,8
Миграционный отток - 64,5 -27,8 - 22,4
из региона за счет передвижений:
с другими регионами РФ - 63,1 - 27,4 - 23,5
со странами ближнего зарубежья 1,4 0,6 1,7
со странами дальнего зарубежья - 2,8 - 1,0 - 0,6
Источники: Сборники Госкомстата России, 1998; 2003; 2007.
Государственная политика в области формирования доходов для жителей региона всегда носила компенсационный характер и была направлена, с одной стороны, на сглаживание отрицательного влияния природно-климатических, территориально и социально-географических условий проживания, а с другой - на привлечение населения из других регионов РФ. Положенные в основу увеличения доходов компенсационные выплаты в виде льгот, районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в доперестроечный период обеспечивали дальневосточникам более высокие темпы роста денежных доходов и заработной платы по сравнению со среднероссийскими показателями. Не претерпевшая существенных изменений и дополнений система материаль-
ного стимулирования в регионе уже в начале 1990-х годов показала свою несостоятельность. «Выталкивающее» и «сдерживающее» значение приобрёл транспортно-географический фактор, который в сложившихся социальноэкономических условиях также имеет экономический характер.
Таким образом, переселение по экономическим причинам определяет развитие миграционных процессов, их масштабы, интенсивность и направления потоков. В ближайшей перспективе экономическая мотивация переселений остаётся преобладающей. Решающее значение здесь приобретает изменение социально-экономической ситуации в ДВФО в сравнении с другими регионами России и странами ближнего зарубежья.
Так, в дальневосточных регионах ситуация на рынках труда складывается более напряжённо, чем в среднем по РФ, доля безработного населения в Еврейской автономной области (9,8 %), Республике Саха (9,5 %), Камчатской области (9,3 %), Приморском крае (8,0 %) значительно превышает среднероссийский (7,2 %) и дальневосточный уровень (7,5 %).
В наибольшей степени ситуация ухудшилась в сфере доходов населения. Здесь произошли существенные изменения, которые, с одной стороны, следовали в русле общероссийских тенденций снижения уровня жизни населения, с другой - означали более интенсивное сокращение уровня жизни населения ДВФО, потерю дальневосточными регионами их традиционного преимущества - более высоких денежных доходов. В 1990 г. уровень денежных доходов в регионе превышал среднероссийский на 35 %, в 2000 г. среднедушевые доходы в регионе были выше российского уровня лишь на 9,5 %, а в 2006 г. - на 9 %, однако это превышение сохранялось исключительно за счёт высоких денежных доходов населения в северных районах. При этом денежные доходы в Еврейской автономной области составляют 72,6 % от среднероссийских, а в Амурской области - 71,0 %:.
Обеспеченность населения ДВФО жильём традиционно была ниже, чем в среднем по России, - 88 % от среднероссийского уровня в 1990 г. К 2006 г. обеспеченность жильём приблизилась к среднему по России во всех регионах, составив по Дальнему Востоку 19,6 кв. м (96,7 % от среднероссийского). В Чукотском автономном округе, Магаданской, Сахалинской, Камчатской областях даже превысила его. Однако полученное таким образом улучшение обеспеченности жителей региона жильём не является решением проблемы. Площадь жилья на душу населения, введённого в ДВФО в 1992-1998 гг. во всех дальневосточных регионах, во всех регионах, кроме Республики Саха и Амурской области, значительно отставала от среднереспубликанского уровня, причём, если в Республике Саха этот показатель превышал среднероссийский уровень в 2 раза, то в Амурской области находился на среднем для страны уровне. Количество квадратных метров жилья на душу населения, введённого в 2006 г., ниже средних по России показателей (0,35 кв. м) на всей территории региона.
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2007. 991 с.
Причём отставание значительно не только в северных районах (Чукотский автономный округ - 0,14 кв. м, Камчатская область - 0,09 кв. м, Магаданская область - 0,08 кв. м), откуда происходит основной отток, но и в южных районах (Приморский край - 0,16 кв. м, Хабаровский - 0,15, Еврейская автономная область - 0,04 кв. м). В сравнении с 1990 г. объёмы жилищного строительства в округе сократились в 3,6 раза. Около 400 тыс. человек проживает в ветхих и аварийных зданиях, в улучшении жилищных условий нуждается каждая десятая семья.
Аналогичным образом складывается ситуация с обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями. В результате оттока населения острота проблемы несколько снизилась, однако даже с учётом этого население Амурской области по данному показателю находится на 61-м месте в России среди субъектов Федерации, Приморский край - на 57-м, Еврейская автономная область - на 49-м, Хабаровский край - на 47-м2.
Ожидать серьёзных успехов в привлечении мигрантов в регион в такой ситуации вряд ли можно. Даже местное население, особенно молодёжь, вынуждено уезжать за пределы региона, так как при сложившихся здесь социально-экономических условиях практически нет перспектив построить жильё, получить его от муниципалитета или купить, воспользовавшись ипотекой. Темпы роста денежных доходов населения значительно отстают от темпов роста стоимости жилья, которое в силу недостаточности возводимых площадей, становится недоступным по своим ценам. Поэтому позитивных изменений от реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» ждут во многих регионах страны, в том числе и в ДВФО, где приоритетное наращивание жилищного фонда достаточно актуально и очевидно.
Нужны стимулирующие меры и поддержка молодёжи. Необходимо создание условий для получения качественного образования в регионе, в том числе и увеличение средств, выделяемых государственным учебным заведениям из федерального бюджета на бесплатное высшее и среднее профессиональное образование. Нужны гарантии в трудоустройстве и получении достойной заработной платы, обеспечении жильём, предоставления качественных социальнокультурных услуг.
В сложившихся социально-экономических условиях одним из основных демографических ресурсов региона, хотим мы того или нет, становятся непритязательные мигранты из Средней Азии. Привлечь же соотечественников3 из этих республик крайне сложно. Поэтому решение миграционных проблем стратегически важного региона России следует начинать с создания необходи-
2 Регионы России...
3 Законом Приморского края № 112-КЗ от 28 июня 2007 г. учреждена краевая целевая программа
«Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007-2012 гг. До 2012 г. программой предусмотрено принять на территорию Приморского края 26 000 человек, из них 6512 - специалистов требуемых профессий.
мых социально-экономических, инфраструктурных условий для местного населения, а также для прибывающих в регион на постоянное место жительства мигрантов.
Замедление в последние годы процесса миграционных потерь населения не позволяет оптимистически оценивать перспективы демографического и трудового потенциала ДВФО, который всегда относился к числу трудонедостаточных. Численность населения в трудоспособном возрасте продолжает сокращаться, к 2010 г. она сократится относительно 2005 г. на 6,2 % и составит
4074,6 тыс. человек4.
В связи этим возникает проблема поиска дополнительных источников трудовых ресурсов. Рассмотренные выше демографические особенности показывают, что рассчитывать на внутренние резервы в виде лиц, вступающих в трудоспособный возраст, не представляется возможным. В ближайшие годы в трудоспособный возраст будут вступать родившиеся в 1990-е годы, когда имел место спад рождаемости. Не следует, на наш взгляд, рассчитывать и на приток населения из других регионов страны, так как обмен населением с ними уже в течение длительного времени складывается не в пользу Дальневосточного округа. Доля потерь населения за счёт обмена с другими российскими регионами имеет тенденцию к росту.
Миграционный обмен между ДВФО и государствами ближнего и дальнего зарубежья за последнее десятилетие значительно сократился. Сдерживающее влияние на приток мигрантов оказывало постепенное улучшение социальноэкономического развития, дефолт 1998 г., а также ужесточение порядка приёма мигрантов из СНГ и получение российского гражданства. Если в общем потоке прибывших доля мигрантов из стран ближнего зарубежья в 1986 г. составляла 43,3 %, в 1997 г. - 19,7 %, в 2000 г. - 11,0 %, то в 2006 г. всего 3,0 %; в общем потоке выбывших соответственно 40,9 %, 18,3 %, 7,7 % и 3,6 %. Основную долю составляют мигранты с Украины (46,5 % от общего числа прибывших из СНГ и Балтии), государств Средней Азии (17,9 %), Казахстана (17,1 %). Обратная миграция меняет картину потока. Украина, Беларусь, которые на протяжении длительного времени были одними из основных миграционных партнёров, сегодня являются государствами, с которыми у ДВФО сложился отрицательный баланс.
За последние 10 лет регион перераспределил население в другие регионы РФ в 7,6 раза больше (924 тыс. человек), чем принял внешних мигрантов (122,2 тыс. человек). Межрегиональные потоки - это мощный фактор разрушения демографического и трудового потенциала региона, который создавался здесь на протяжении не одного десятилетия. Сложившееся в начале 1990-х годов резкое ухудшение демографической ситуации, связанное со снижением численности населения, стало одним из важных факторов, определяющих перспективы изменения социально-экономического развития
Дальневосточного региона. В 2010 г. естественная убыль составит 8,5 тыс. человек, в 2015 г. - 15,2, в 2025 г. - 27,8 тыс. человек. Миграционный отток будет значительно ниже: (2010 г. - 18,3 тыс. человек, 2020 г. - 10,3, 2025 г. - прирост 3,2 тыс. человек) (табл. 3). На демографическую нагрузку населения повлияют сдвиги в возрастной структуре: в 2006 г. она составляла 515 человек, а начиная с 2010 г. будет наблюдаться интенсивное увеличение численности населения старших возрастов, которая к 2025 г. составит 662 человека.
Связи с государствами дальнего зарубежья составляют 0,2 % всех миграционных передвижений. Но даже и в результате этого небольшого обмена Дальневосточный регион теряет население. Основными странами, в которые отправляются жители региона на постоянное место жительства, являются Израиль, Германия, США.
Таблица 3
Прогноз изменения компонентов численности населения Дальневосточного Федерального округа, тыс. человек5
Миграционный отток (прирост) Естественная убыль (прирост)
2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.
ДВФО - 18,3 - 19,7 - 10,3 3,2 - 8,5 - 15,2 - 21,0 - 27,8
Республика Саха - 4,9 - 3,9 - 2,3 - 0,7 6,4 6,4 5,9 4,4
Приморский край - 3,7 - 5,6 - 2,2 2,9 - 7,5 - 10,0 - 12,3 - 14,5
Хабаровский край 1,0 0,5 1,4 2,1 - 3,6 - 5,3 - 7,0 - 8,9
Амурская область - 3,7 - 1,6 0,6 3,2 - 2,6 - 3,8 - 4,5 - 5,1
Камчатский край - 2,1 - 2,5 - 2,4 - 1,6 0,2 - 0,3 - 0,5 - 0,8
Магаданская область - 2,6 - 2,5 - 2,9 - 2,2 - 0,3 - 0,4 - 0,4 - 0,4
Сахалинская область - 2,1 - 3,4 -2,5 - 1,7 - 1,0 - 1,5 - 1,6 - 1,7
Еврейская автономная область 0,2 0,2 0,6 1,3 - 0,3 - 0,5 - 0,8 - 1,0
Чукотский автономный округ - 0,4 - 0,9 - 0,6 - 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2
Динамика миграционных процессов во многом зависит от экономических факторов. Рост или уменьшение численности населения, формирование демографического потенциала зависят от масштабов хозяйственной деятельности, специфики производств и перспектив хозяйственного освоения. Определяющим процессом в динамике изменений численности населения является занятость, включающая в себя потребность в трудовых ресурсах и характер их использования.
В южных районах ДВФО ведущие отрасли экономики предполагали создание постоянных поселений. На севере неблагоприятное сочетание природноклиматических условий с малообжитостью - одно из препятствий для создания постоянного населения. На протяжении всего периода освоения северных
территорий в основу политики формирования населения и трудовых ресурсов были положены хозяйственные интересы. Несмотря на имеющееся на севере постоянное население, собственной демографической базы для обеспечения отраслей хозяйства трудовыми ресурсами здесь недостаточно. Как правило, существование населённых пунктов связано с отработкой месторождений, использованием и исчерпанием сырьевой базы хозяйственной деятельности. Это способствовало не только высокой подвижности формирующегося здесь населения, но и мобильности создаваемой расселенческой структуры, предполагающей создание и последующее исчезновение как мелких, так и более крупных поселений. Многолетний интенсивный приток существенно влиял на демографическую ситуацию. Здесь высок удельный вес жителей в трудоспособном возрасте. В Магаданской области и Чукотском автономном округе на долю этого возраста приходится 70,8 % всего населения, в Камчатском крае - 69,3 % (ДВФО - 65,6, РФ - 62,4 %); удельный вес лиц пенсионного возраста находится в пределах 6,8-15,0 % (ДВФО - 15,5 %, РФ - 20,3 %)6.
С конца 80-х годов миграционные процессы потеряли устойчивость. Положительное сальдо, которое было характерно для Магаданской и Сахалинской областей, Чукотского и Корякского автономных округов, с 1989 г. стало отрицательным. В 1991-1992 гг., после распада СССР, резко усилилось миграционное движение населения, сальдо стало отрицательным по всей северной территории и составило 118,0 тыс. человек. Вторая волна значительного миграционного оттока наблюдалась в 1994 г., она была вызвана более глубоким социально-экономическим спадом на этих территориях. В 1994 г. число выбывших в другие регионы России с северных территорий превысило встречный поток в Чукотском автономном округе в 6,4 раза, в Магаданской области -в 5,6 раза, в Камчатской и Сахалинской областях - в 3,8 раза. С уменьшением потоков мигрантов, начиная с 1995 г., отрицательное сальдо сократилось и составило в 2006 г. 12,3 тыс. человек.
В структуре выбывших лица трудоспособного возраста занимают свыше 70 %, а с учётом лиц моложе трудоспособного возраста - 90 %. Происходит разрушение накопленного за многие годы трудового потенциала территории, которая обеспечивает потребности экономики страны в сырье и валютных ресурсах.
Миграционный отток трудоспособного населения обозначил и такую проблему северных территорий, как большой контингент лиц старше трудоспособного возраста, не имеющих практически никакой возможности покинуть север. Поэтому одной из главных задач миграционного регулирования этих территорий должно быть стимулирование выезда лиц пенсионного возраста.
Существуют территориальные различия в характере и глубине демографического кризиса в северных регионах РФ. Они обусловлены особенностями формирования населения и развития хозяйства. Так, на европейском севере
6 Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Росстат, 2007. 505 с.
кризис связывается главным образом с естественной убылью населения, наблюдаемой с 1992 г. Это объясняется большей закрепляемостью населения и более благоприятными условиями жизни, чем в других северных районах, что не способствует массовому оттоку населения, а с другой стороны, - относительно «старой» возрастной структурой и объективными демографическими тенденциями этих регионов. На дальневосточном севере, в противоположность европейскому, за все годы кризиса наблюдался естественный прирост населения. Несмотря на снижение его показателей по сравнению с дореформенным периодом, естественный прирост, хотя и в слабой мере, сдерживает обвальное снижение численности жителей, выступая единственным источником поддержки демографической системы. Главная особенность этих районов - массовый отток населения: за период с 1992 по 2006 г. миграционный отток с севера ДВФО составил 646,2 тыс. человек.
Миграция населения с дальневосточного севера - закономерное явление, обусловленное особенностями освоения территории в советский период, требовавшими больших бюджетных средств и избыточного населения. Переход к рыночным отношениям резко изменил ситуацию. Отток населения с северных территорий вызван структурной перестройкой экономики региона, отсутствием гарантий и компенсаций для проживающих там жителей, резким снижением уровня жизни по сравнению с другими регионами РФ.
Дальнейшее развитие экономики предусматривает более широкое освоение разнообразных природных ресурсов этой территории, что в свою очередь потребует дополнительных трудовых ресурсов. В сложившейся социальноэкономической ситуации освоение ресурсов надо продолжать, применяя новые технологии, технику, но используя при этом меньший трудовой потенциал. Следует определить необходимую численность проживающих на севере и выработать новые подходы к привлечению трудовых ресурсов (омоложение населения за счёт переселения лиц пенсионного возраста и притока трудоспособных специалистов, возможно, экспедиционным или вахтовым методами). Экономически это выгодно, если учесть повышенные затраты на развитие и содержание социальной инфраструктуры на севере и уменьшение демографической нагрузки на местное трудоспособное население. Северяне нуждаются в социальных гарантиях и усилении мер по социальной защите. Суровые условия проживания должны компенсироваться более высоким уровнем жизни, иначе северные территории обречены на интенсивный миграционный отток населения.
Из Дальневосточного региона происходит отток главным образом экономически активного населения, где преобладают лица трудоспособного возраста (табл. 4).
В потоках прибытий и выбытий, внутрирегиональных перемещениях увеличивается доля трудоспособного населения, а во внешнерегиональных -снижается. Доля населения в трудоспособном возрасте несколько выше в по-
токах прибытий по сравнению с потоками выбытий. В 2006 г. на долю этой возрастной группы пришлось 67,3 % всех миграционных потерь населения.
Таблица 4
Возрастной состав мигрантов, выбывших из Дальневосточного федерального округа в 1997-2006 гг., %
Возрастная группа 1997 г. 2002 г. 2006 г.
Моложе трудоспособного 20,5 16,1 15,2
В трудоспособном 71,3 73,8 74,4
Старше трудоспособного 8,2 10,1 10,4
Всего мигрантов 100,0 100,0 100,0
Источники: Численность и миграция населения Российской Федерации. М., 1998; 2003; 2008.
Основными обстоятельствами, вызвавшими необходимость смены места жительства по ДВФО, являются причины личного и семейного характера. При сохранении убыли населения поток прибывающих на территорию региона мигрантов в связи с трудоустройством превышает встречный поток выбытий, и сальдо трудовой миграции является устойчиво положительным. Третьей по значимости причиной смены места жительства является учёба, сальдо учебной миграции отрицательное (табл. 5).
Таблица 5
Причины движения миграции населения Дальневосточного федерального округа, %
Причины движения 2002 г. 2004 г. 2006 г.
12,2 9,4 5,8
В связи с учебой 189 95 66
20,9 19,2 20,8
В связи с работой 14~5 14Д 150
Возвращение к прежнему 18,1 17,9 16,1
месту жительства 16,0 15,9 14,3
44,5 49,4 53,8
Причины личные, семейные 51,4 55,0 58,9
4,3 4,1 3,5
Иные причины 6,2 55 52
Всего мигрантов в возрасте 100,0 100,0 100,0
14 лет и старше 100,0 100,0 100,0
Источники: Численность и миграция населения Российской Федерации. М., 2003; 2005; 2007. Примечание. В числителе - процент прибывших, в знаменателе - выбывших.
У выбывших из региона мигрантов в связи с работой уровень высшего и среднего профессионального образования выше по сравнению с прибывшими. В то же время среди прибывших в ДВФО трудовых мигрантов более половины не имеют профессиональной специальной подготовки (табл. 6).
Дальневосточный регион не в состоянии конкурировать за приток мигрантов не только из других регионов России, но и стран зарубежья, поскольку мигранты из стран Содружества при переселении отдают предпочтение западным районам с более привлекательными природно-географическими и социально-экономическими условиями жизнедеятельности.
Таблица 6
Образовательная структура мигрантов, %
2002 г. 2006 г.
прибыло выбыло прибыло выбыло
Всего, в том числе имеющие образование: высшее профессио- 100,0 100,0 100,0 100,0
нальное 18,4 18,9 23,9 24,8
неполное высшее среднее профессио- 3,8 3,5 4,5 4,6
нальное 29,5 29,5 29,6 30,0
среднее общее 33,7 33,9 26,8 26,9
основное общее 11,8 11,5 12,5 11,2
начальное общее 2,8 2,5 2,7 2,5
Источники: Численность и миграция населения Российской Федерации. М., 2003; 2007.
В качестве альтернативы может быть рассмотрен вариант привлечения и использования иностранной рабочей силы. Россия, и в первую очередь ДВФО, представляет собой ёмкую нишу для иммиграции. В силу территориальной близости и наличия значительных трудовых ресурсов КНР в перспективе будет являться одним из главных поставщиков рабочей силы для дальневосточной экономики. Китай испытывает большие трудности с обеспечением своего населения работой. Скрытая безработица в городах Китая оценивается в 15-20 %, что немногим меньше численности населения России. Китайская миграция в регион не только неизбежна в будущем - она стала реальностью и в перспективе может использоваться как фактор экономического роста восточных районов страны.
Нужен ли России Дальневосточный регион и является ли он действительно важным в стратегии социально-экономического развития страны? ДВФО - один из перспективных районов с точки зрения сырьевых запасов и экономического сотрудничества со странами АТР. Поэтому здесь необхо-
димы трудовой потенциал высокого качества и стабильное население. А это возможно при условии решения социальных задач, которые должны обеспечить устойчивое качество жизни дальневосточников в сравнении с жителями других территорий России. Пока население региона будет рассматривать свое пребывание здесь как временное явление, положительного результата, даже при любых инвестициях в экономику, ожидать невозможно. Изменение геополитических и социально-экономических условий вносит существенные коррективы в подходы к освоению дальневосточной территории и требует разработки долгосрочной целевой программы регулирования миграционных процессов. Её задача должна заключаться в определении демографического потенциала территории; поиске путей повышения эффективности управления миграционными процессами; стабилизации миграционных обменов с сопредельными государствами, не угрожающей безопасности страны; стимулировании населения к дальнейшему освоению региона; разработке правовых и экономических механизмов регулирования миграционных процессов.