Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономический анализ / демографическая политика / демографическая ситуа-ция / Курская область / socio-economic analysis / demographic policy / demographic situation / Kursk region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Александр Петрович, Гавриков Федор Алексеевич, Горлатых Анна Юрьевна

С началом ХХI века демографическая политика в регионах Российской Федерации стала одним из важнейших направлений деятельности всех уровней управления. Объективно сложившийся в настоящее время запрос общества на воспроизводство собственного населения, с одной стороны, и нарастающая депопу-ляция российского населения – с другой, существенно сказываются на социально-демографической устойчиво-сти регионов. Для Курской области, как и для большинства субъектов РФ, демографическая ситуация высту-пает в качестве барометра социально-экономического развития. На основе многофакторного анализа опреде-лен комплекс мероприятий по ослаблению нарастающих тенденций депопуляции населения Курской области и качественному изменению демографической ситуации. Предложены меры, направленные на повышение рождае-мости, снижение уровня смертности, уменьшение миграции из региона, повышение среднедушевых денежных до-ходов и сокращение безработицы, эффективность которых верифицирована и обоснована. По результатам исследования резюмируется, что важнейшей особенностью региональной демографической политики является возможность получения мер поддержки как федерального, так и регионального уровней. Каждый регион имеет право создавать свои формы поддержки, нацеленные на улучшение демографической ситуации, но они не должны противоречить федеральным. Учет специфики мер демографической политики зависит от террито-рии, на которой она осуществляется, тенденций, влияющих на ее характер и целевую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Александр Петрович, Гавриков Федор Алексеевич, Горлатых Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC POLICY IN THE KURSK REGION: A SOCIO-ECONOMIC ANALYSIS

Since the beginning of the 21st century, demographic policy in the regions of the Russian Federation has become one of the most important areas of activity at all levels of government. The objectively formed demand of society for the reproduction of its own population, on the one hand, and the growing depopulation of the Russian population, on the other, significantly affect the socio-demographic stability of the regions. For the Kursk region, as for most subjects of the Russian Federation, the demographic situation acts as a barometer of socio-economic development. Based on a multifactorial analysis, a set of measures to mitigate the growing trends in depopulation of the population of the Kursk region and a qualitative change in the demographic situation has been determined. Measures aimed at increasing the birth rate, measures to reduce the mortality rate, reducing migration from the region, increasing per capita cash income, and reducing unemployment are proposed, the effectiveness of which has been verified and substantiated. Based on the results of the study, it is summarized that the most important feature of the regional demographic policy is the possibility of receiving support measures from both the federal and regional levels. Each region has the right to create its own forms of support aimed at improving the demographic situation, but they should not contradict the federal ones. Considering the specifics of demographic policy measures depend on the territory in which it is implemented, the trends that influence its nature and target orientation.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

DOI 10.19181/demis.2024.4.4.11 EDN TYPHDJ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Абрамов А. П.

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия E-mail: [email protected]

Гавриков Ф. А.

Курский государственный университет, Курск, Россия E-mail: gavrikovf81@maiLm

Горлатых А. Ю.

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия E-mail: annasuprun3003@gmaiLcom

Для цитирования: Абрамов, А. П. Демографическая политика Курской области: социально-экономический анализ / А. П. Абрамов, Ф. А. Гавриков, А. Ю. Горлатых // ДЕМИС. 2024. Т. 4, № 4. С. 184-201. DOI 10.1918l/demis.2024.4.4.11. EDN TYPHDI.

Аннотация. С началом XXI века демографическая политика в регионах Российской Федерации стала одним из важнейших направлений деятельности всех уровней управления. Объективно сложившийся в настоящее время запрос общества на воспроизводство собственного населения, с одной стороны, и нарастающая депопуляция российского населения - с другой, существенно сказываются на социально-демографической устойчивости регионов. Для Курской области, как и для большинства субъектов РФ, демографическая ситуация выступает в качестве барометра социально-экономического развития. На основе многофакторного анализа определен комплекс мероприятий по ослаблению нарастающих тенденций депопуляции населения Курской области и качественному изменению демографической ситуации. Предложены меры, направленные на повышение рождаемости, снижение уровня смертности, уменьшение миграции из региона, повышение среднедушевых денежных доходов и сокращение безработицы, эффективность которых верифицирована и обоснована. По результатам исследования резюмируется, что важнейшей особенностью региональной демографической политики является возможность получения мер поддержки как федерального, так и регионального уровней. Каждый регион имеет право создавать свои формы поддержки, нацеленные на улучшение демографической ситуации, но они не должны противоречить федеральным. Учет специфики мер демографической политики зависит от территории, на которой она осуществляется, тенденций, влияющих на ее характер и целевую направленность.

Ключевые слова: социально-экономический анализ, демографическая политика; демографическая ситуация, Курская область

Введение

В настоящее время все страны мира тем или иным образом обеспокоены количеством населения. Одни принимают меры по уменьшению, другие - по увеличению рождаемости, но всех их объединяет одна общая цель - достижение демографического оптимума. Перспективы реализации форм стимулирования демографических процессов связаны сегодня с тем, что изменившееся состояние субъектов отношений (семьи, общества, государства) определяет необходимость изменения форм и методов государственного регулирования. Переход к косвенному регулированию социально-экономических процессов позволяет использовать в качестве

«инвестиций в семью» все общественные ресурсы. Для этого требуется выявить инфраструктуру демографических процессов в полном объеме, обеспечить мониторинг качественных изменений факторов благополучия семьи и сформировать оптимальный механизм координации взаимодействия ее элементов. Для того, чтобы понимать данную инфраструктуру, необходимо проанализировать демографическую ситуацию, выявить проблемы и разработать пути их решения.

Цель данного исследования - определить комплекс мероприятий по ослаблению нарастающих тенденций депопуляции населения Курской области и качественному изменению демографической ситуации в регионе. Проведение социально-экономического анализа демографической ситуации в Курской области и разработка рекомендаций по ее улучшению определяются в качестве главных задач исследования.

Обзор научной литературы

Вопросы демографии в контексте социально-экономического знания рассматриваются учеными в различных аспектах.

Через призму популяризации здорового образа жизни и улучшения качества медицинских услуг к изучению демографической проблематики подходят М. В. Александрова и другие исследователи [1].

А. Ю. Анфимова акцентирует свое внимание на механизмах поддержки реализации региональных демографических программам [2]. Детальный обзор исполнения национального проекта «Демография» с учетом региональной специфики предпринят С. С. Назаренко [3] и А. А. Ткаченко [4]. Динамика и перспективы регулирования естественного движения населения и составляющих его компонентов достаточно глубоко представлены В. А. Безвербным и его соавторами [5].

В качестве основного фактора по улучшению демографических показателей конкретного региона специалисты выделяют рост реальных доходов населения [6]. Другие исследователи особое внимание обращают на необходимость создания инструментария и построения комплексной системы оценки и проектирования всех процессов по реализации демографической политики [7]. Тенденции демографических процессов с учетом мирового опыта, раскрытые П. А. Егеревым и О. Г. Зубовой, также могут служить определенным ориентиром для осуществления практических управленческих действий в данной сфере [8].

Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод о том, что категория «демографическая политика» представлена множеством определений. Так, А. Г. Вишневский, ведущий специалист-демограф, представляет ее как комплексную системную стратегическую задачу, прежде всего, социальных институтов государства [9, с. 96]. О системности в решении вопросов демографии заявляют Л. Л. Рыба-ковский и О. А. Таюнова [10]. Российские исследователи фиксируют низкую рождаемость в мегаполисах страны, которые наиболее привлекательны для мигрантов из других провинциальных регионов [11].

Основной целью демографической политики России ныне является борьба с депопуляционными тенденциями, а в перспективе - достижение демографического роста. В. К. Докальская полагает, что в рамках достижения ключевой цели реализации долгосрочной демографической политики необходимо решение частных

задач, которые затрагивают многие сферы общественной жизни [12, с. 262].

Формирование демографической повестки, как и любого направления деятельности государства, предполагается путем планирования системы целей и разработки инструментария для их достижения. Е. А. Букина предлагает «определить ключевые характеристики модели реализации демографической политики на современном этапе, обусловленных наличием необходимости:

- в проработке концептуальной модели, с выверенной и проработанной целью, описанием задач для реализации цели, а также сроков их достижения;

- в определении экономических, материальных и финансовых ресурсов, которые будут способствовать реализации модели демографической политики;

- в экспертном обсуждении с научным сообществом ученых и практиков, которые занимаются демографическими процессами и их влиянием на развитие общества и государства;

- в общественном обсуждении модели демографической политики, через механизм ее размещения в сети Интернет для ознакомления граждан и сбора предложений и мнений по документу;

- в проработке ожидаемых и конечных результатов модели демографической политики» [13, с. 109].

Рассуждая об особенностях формирования демографической политики России, отметим, что меры, которые реализуются в рамках ее цели, задач и механизмов, находятся в одной плоскости с системой социальной защиты. Система социальной защиты населения накопила значительный опыт как работы с неблагополучными семьями, так и работы по профилактике различных явлений неблагополучия в семье. В настоящее время качественные изменения произошли не только в состоянии и положении семей, но и в сфере системы социальной защиты населения, которая уже сегодня может обеспечить переход от стадии простой компенсации негативных явлений окружающей семью среды (малообеспеченность, беспризорность, иные формы неблагополучия) к стадии активного воздействия на различные элементы и явления той среды, которая характеризует и окружает семью как явление.

Каждый регион обладает своей уникальной спецификой, и в каждом из них демографическая политика будет направлена на существующие внутри региона проблемы. Поэтому органы власти, разрабатывающие региональные нормативные правовые акты в сфере демографии (законы, постановления и решения правительств, программы, проекты и т. д.), всегда должны учитывать особенности социально-экономического развития территории.

Рассматривая особенности формирования и реализации демографической политики необходимо отметить, что на региональном уровне реализуется программно-целевой метод, позволяющий закрепить цели демографической политики в регионе в форме государственной программы, разработать соответствующие задачи для решения поставленных целей, комплекс мероприятий, которые используются для достижения поставленных целей и задач.

Существенным фактором реализации любой государственной программы в рамках демографической политики является ее утверждение, согласование и обсуждение с региональным экспертным сообществом. Кроме того, ее текст должен

быть доступен для ознакомления населением. Иными словами, при разработке государственной программы, направленной на реализацию демографической политики, должна быть достигнута максимальная информационная прозрачность и доступность для граждан, проживающих на территории региона.

Проработка основных направлений современной демографической политики региона, закрепленных в конкретной государственной программе, проходит на стадии научного обоснования. Научное обоснование таких программных документов очень важно, и именно поэтому раскрытию целей, задач и мероприятий государственных программ в демографической сфере предшествует анализ сложившейся на момент разработки программы демографической ситуации. Как правило, региональные программы, направленные на улучшение демографии региона, рассчитаны на долгосрочный период (больше 5 лет). При необходимости они продлеваются после изначально установленного срока их действия. Если плановые и фактические показатели реализации таких программ значительно расходятся, то это, как правило, связано с какими-либо внешними факторами, и в таком случае плановые показатели, прописанные в тексте программы, могут быть пересмотрены с учетом новых реалий. Достичь поставленные программой цели в сфере демографии региона поможет стабильная социально-экономическая и политическая ситуация.

Реализация демографической политики государства осуществляется с использованием законодательных, экономических, административных и иных механизмов. Большое значение имеют финансовые механизмы, предусматривающие выплату различных пособий, связанных с рождением и воспитанием детей в семьях.

Меры поддержки населения в рамках реализации региональной демографической политики могут быть как прямыми, так и косвенными [14, с. 154].

Изучение научной литературы подтверждает объективную потребность в незамедлительной разработке своей - российской - модели демографической политики, главными ориентирами которой должны стать территориальная целостность и рост рождаемости [15].

Обобщение экспертных суждений позволяет определить региональную демографическую политику как систему мероприятий, реализуемых исполнительными органами власти, имеющими соответствующие полномочия, направленных на совершенствование демографической ситуации в регионе и позволяющих эффективно регулировать процессы, связанные с естественным движением населения. Важнейшей особенностью региональной демографической политики является возможность получения мер поддержки как федерального, так и регионального уровней. Каждый регион имеет право создавать свои формы поддержки, направленные на улучшение демографической ситуации, но они не должны противоречить федеральным. Кроме того, органы власти региона могут ежегодно вносить изменения в региональные законодательные акты в части условий предоставления мер поддержки населения, их величины, периодичности и т. д.

Методология и методы исследования

В основу исследования положены концептуальные положения социально-экономических теорий управления демографическими процессами с использованием методов сравнения и обобщения данных официальной статистики и вторичной

социологической информации.

Направленность на решение практических задач по улучшению демографической ситуации мы находим во множестве научных работ, география которых представлена практически всеми странами мира. Методологический дизайн настоящего исследования построен на достижениях демографической науки и конкретного вклада ведущих отечественных ученых-демографов В. Н. Архангельского [16; 17], В. А. Безвербного [18], Д. И. Валентея [19], Д. И. Менделеева [20], Г. В. Тюрина [21] и ряда других, давших развернутое представление о демографических процессах и их регулировании в регионах современной России.

Результаты социологических исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение»; социологическая информация, полученная по двум муниципальных образованиях Курской области (г. Курск и г. Курчатов); эмпирические обоснованные выводы российских ученых М. В. Александровой и Е. А. Маслюковой [1], А. Ю. Анфимова [2], П. Ф. Аскерова и Е. В. Терентьевой [7], Е. А. Букиной [13], А. Г. Вишневского [9], В. К. Докальской [10], С. С. Назаренко [3] и других дали существенное приращение теоретических обоснований и способствовали разработке практических рекомендаций по формированию региональной повестки и реализации положений демографической политики в Курской области.

Результаты

Уровень социально-экономического развития Курской области характеризуется региональными органами власти как довольно высокий. Тем не менее, в настоящее время в Курской области демографическая ситуация далека от благоприятной. В июле 2023 г. губернатор Курской области Р. В. Старовойт демографическую ситуацию назвал катастрофической, причем не только для своего региона. Несмотря на актуализацию всех мер поддержки, которые есть в стране и в регионе (порядка 64 различных выплат, из них более 16 - для семей с детьми), рождаемость настолько низкая, что, если дело так пойдет и дальше, за 100 лет население Курской области сократится с 1 млн человек до 100 тысяч1.

Официальная статистика фиксирует устойчивый тренд по сокращению населения в Курской области за последние годы. Так, только в период с 2020 по 2022 г. общая численность населения Курской области снизилась на 29 454 человек (2,68%) и на 1 января 2023 г. число жителей в регионе составляло 1 067 034 человек2. В целом подобная тенденция снижения численности населения характеризует весь Центральный федеральный округ РФ (см. табл. 1).

Как видим, положительная динамика наблюдается в центрах миграционной привлекательности - г. Москве и Московской области, в которых существенно выше основные социально-экономические показатели уровня жизни. Остальные

1 Роман Старовойт назвал катастрофичной демографическую ситуацию в Курской области // 46ТВ Курское Интернет Телевидение : [сайт]. 10.07.2023. URL: https://46tv.ru/odnoi-strokoi/v-kurske/187829-roman-starovoit-nazval-katastrofichnoi-demograficheskuiu-situaciiu-v-kurskoi-oblasti.html (дата обращения: 15.08.2024).

2 Население // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области : [сайт]. URL: https://46.rosstat.gov.ru/population (дата обращения: 15.08.2024).

регионы по-прежнему официально определяются как демографические аутсайдеры.

Таблица 1

Численность населения Центрального федерального округа РФ, на конец года (тыс. человек)

Table 1

Population of the Central Federal District of the Russian Federation, _at the end of the year (thousand people)_

Субъекты РФ 2005 2010 2015 2020 2021 2022

Центральный федеральный округ 38 109,0 38 445,7 39 650,3 40 341,0 40 298,1 40 240,3

Белгородская область 1 511,7 1 532,4 1 552,4 1 545,5 1 536,5 1 514,5

Брянская область 1 327,7 1 275,3 1 223,1 1 179,1 1 164,6 1 152,5

Владимирская область 1 486,5 1 441,1 1 405,5 1 359,0 1 342,3 1 325,5

Воронежская область 2 360,9 2 334,8 2 340,1 2 319,1 2 302,6 2 285,3

Ивановская область 1 101,8 1 060,1 1 005,2 938,8 924,1 914,7

Калужская область 1 023,3 1 009,2 1 037,0 1 056,0 1 073,3 1 070,9

Костромская область 699,8 666,4 631,8 589,2 578,0 571,9

Курская область 1 177,6 1 125,7 1 117,5 1 091,6 1 078,2 1 067,0

Липецкая область 1 193,9 1 172,0 1 167,0 1 150,6 1 138,1 1 126,3

Московская область 6 783,8 7 106,2 7 805,8 8 436,9 8 542,3 8 591,7

Орловская область 822,1 785,6 757,9 721,0 710,0 700,3

Рязанская область 1 188,8 1 151,8 1 136,1 1 110,4 1 098,6 1 088,9

Смоленская область 1 025,4 982,9 948,0 900,3 886,9 873,0

Тамбовская область 1 138,6 1 089,7 1 049,8 993,0 979,1 966,3

Тверская область 1 415,3 1 350, 1 302,8 1 241,8 1 226,0 1 211,

Тульская область 1 615,2 1 550,3 1 535,3 1 507,6 1 496,7 1 481,5

Ярославская область 1 312,8 1 271,0 1 262,1 1 221,7 1 205,7 1 194,6

г. Москва 10 923,8 11 541,1 12 372,9 12 979,4 13 015,1 13 104,

Источник: составлено авторами по данным Росстата3

Так, количество умерших в Курской области за исследуемый период в 2,33 раза больше, чем родившихся. Это может привести к устойчивым или даже катастрофическим изменениям в демографической структуре населения региона. Убыль населения может оказать влияние на демографические зависимости, такие как соотношение числа трудоспособного населения к нетрудоспособному (дети и пожилые люди). Превышение смертности над рождаемостью является серьезной проблемой, требующей внимания и принятия мер для поддержания устойчивого демографического баланса.

Согласно прогнозу возможного развития демографической ситуации в Курской области, численность населения региона будет снижаться и достигнет к концу 2026 г. 1042 тыс. человек по консервативному сценарию и 1045 тыс. человек по базовому. Прогнозируется, что общий коэффициент рождаемости, согласно консервативному сценарию, вырастет с 7,4 промилле по итогам 2023 г. до 7,6 промилле на конец 2026 г. и на 8,6 промилле - согласно базовому. В соответствии с консервативным сценарием общий коэффициент смертности в Курской области сократится с 16,2 промилле по итогам 2023 года до 14,7 промилле на конец 2026 года и до 14,3

3 Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 15.08.2024).

промилле - согласно базовому. В прогнозном периоде выйти на естественный прирост населения в регионе не представляется возможным, однако, согласно консервативному сценарию, естественная убыль населения снизится с 8,8 промилле до 7,1 и до 5,7 - в соответствии с базовым сценарием4.

Как показал проведенный анализ реализации демографической политики в Курской области, для данного региона характерно наличие следующих основных демографически проблем:

- снижение рождаемости;

- высокие показатели смертности населения;

- растущая миграция городского населения из региона.

Результаты социологических исследований, проведенных в двух муниципальных образованиях Курской области в конце 2022 г. (n = 345, возраст респондентов -18 лет и старше, гг. Курск и Курчатов) [22] фиксируют главные причины подобной ситуации (см. рис. 1).

Наиболее значимые причины, связанные с низкой рождаемостью:

Установка на рождение ОДНОГО ребенка

Отсутствие материальной поддержки семей со стороны государства

Неудовлетворительные жилищные условия

Низкие доходы населения

Горожане, признавшие наличие низкого уровня рождаемости в регионе

0% 20% 40% 60% 80% 100% ■ г. Курчатов ■ г. Курск

Рис. 1. Результаты социологического исследования в городах Курск и Курчатов Fig. i. Results of sociological surveys in the cities of Kursk and Kurchatov

Источник: составлено авторами по результатам опроса

Итак, в числе главных причин респонденты называют низкие доходы и неудовлетворительные жилищные условия, которые бы улучшили демографическую ситуацию в регионе. Распределение ответов «Что мешает росту рождаемости в Вашем регионе?» представлено в таблице 2.

4 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в Курской области // Официальный сайт губернатора и правительства Курской области : [сайт]. URL: https://kursk.ru/region/control/documents/ document-159258/ (дата обращения: 15.08.2024).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «Что мешает росту рождаемости

в Вашем регионе?»

Table 2

Distribution of respondents' answers to the question "What hinders the growth of the birth rate in your region?"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вариант ответа Воронежская область Липецкая область Курская область Весь массив

Низкие доходы 58,8 66,6 68,8 64,7

В наше время достаточно иметь одного ребенка 37,3 32,8 38,3 36,1

Плохие жилищные условия 22,1 28,3 33,3 27,9

Государство фактически оказывает низкую материальную поддержку семей с детьми 18,3 17,3 11,6 15,7

Плохая медицинская помощь 6,6 8,3 3,8 6,2

Ничто не мешает росту численности населения 4,3 4.8 6,0 5,0

Другое 1,3 0,3 1,8 1,1

Не знаю / отказ от ответа 5,1 4,1 0,3 3,2

Источник: составлено авторами по результатам опроса

Результаты исследований, проведенных в августе 2024 г. (п = 1500, возраст респондентов - 18 лет и старше, 104 субъекта РФ) Фондом «Общественное мнение», подтверждают, что за последние 30 лет у населения нашей страны отсутствует желание иметь детей. В качестве причин респонденты называют:

- нежелание брать на себя ответственность, заботы, желание жить только для себя (28% ответов);

- тяжелая жизнь, бедность, материальные проблемы, безработица (20% суждений)5.

На основе изучения документов Министерства социального обеспечения, материнства и детства Курской области выявлено, что проблема рождаемости в регионе связана с сокращением числа женщин, семей, желающих иметь детей, а также с большим количеством разводов. Кроме того, исходя из результатов социологических опросов населения, проводимых специалистами министерства, было установлено, что сокращение рождаемости в т. ч. связано и с тем, что многие женщины откладывают рождение детей в связи с невысокими зарплатами и проблемами с трудоустройством. Некоторые женщины перед рождением ребенка активно занимаются своей карьерой, и нередко у них возникают проблемы с деторождением из-за возрастных физиологических особенностей, а также наличием заболеваний репродуктивной сферы. Большинство семей, проживающих в Курской области, не планируют иметь более 1 ребенка по причине невысоких доходов. Рассмотрим, как решается проблема сокращения рождаемости в Курской области в настоящее время.

Для повышения уровня рождаемости существует система социальных выплат.

При рождении (усыновлении) первого ребенка Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области в настоящее время назначаются и выплачиваются:

5 Репродуктивные установки // Фонд «Общественное мнение» : [сайт]. 08.08.2024. URL: https:// fom.ru/Rabota-i-dom/15055 (дата обращения: 15.08.2024).

- ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (6413,0 руб., 9619,5 руб., 12826 руб.) в зависимости от доходов семьи (при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в Курской области - 12506 руб.);

- единовременное пособие при рождении ребенка неработающим гражданам (учащимся) в размере 22909,03 руб.;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней в размере 36 278,84 руб.;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, до достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву в размере 15548,07 руб.;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 22909,03 руб. В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 175043 руб. 67 коп. на каждого такого ребенка;

- материнский (семейный) капитал в размере 589,5 тыс. руб. полагается семьям, в которых первый ребенок рожден или усыновлен, начиная с 1 января 2020 г.

Органами социальной защиты населения Курской области выплачиваются:

- ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами (обучающимися), и студентам (обучающимся), являющимся одинокими родителями до окончания обучения одного из родителей в размере 3561,24 руб. при условии, если среднедушевой доход семьи, одинокого родителя не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения в Курской области - 12506 руб.);

- ежемесячная денежная выплата на приобретение продуктов питания беременным женщинам, кормящим матерям, детям в возрасте до 3 лет, состоящим на учете в медицинских организациях области, и имеющим медицинские показания, которые являются необходимыми для получения продуктов питания, в размере 359 руб. 74 коп., если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в порядке, определенном Законом Курской области;

- единовременная выплата семьям при усыновлении (удочерении) ребенка в размере 20 000 руб. 6

Проанализируем сущность проблемы высоких показателей смертности населения. Наиболее значимым фактором, который повлиял на рост смертности регионе в 2021 г., стала пандемия COVID-l9. Количество скончавшихся в 2021 г. от

6 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в Курской области // Официальный сайт губернатора и правительства Курской области : [сайт]. URL: https://kursk.ru/region/control/documents/ document-159258/ (дата обращения: 15.08.2024).

данного заболевания на 22,8% больше, чем в 2020 г. Из них 6 185 человек болели ко-ронавирусом, а у 4 975 он стал основной причиной смерти7.

В числе других причин высокой смертности в регионе можно назвать систему реорганизации больниц. Четыре центральные районные больницы в Курской области объединены в две - Суджанско-Большесолдатскую и Солнцевско-Мантуров-скую. В объединенных учреждениях создана единая система управления, служба закупок, юридическая и кадровая службы, бухгалтерия. Это сократит расходы, не связанные с медицинской деятельностью. Сокращений медперсонала не ожидается. Но объединение данных больниц создало проблему для жителей многих муниципальных районов Курской области, связанную с их перемещением.

Рассмотрим, какие меры принимаются в Курской области по сокращению уровня смертности.

Среди важнейших направлений демографической политики Курской области, направленной на сокращение показателей смертности, отметим реализацию национального проекта «Здоровье». В регионе реализуется комплексный подход к медицинской помощи всем нуждающимся. В частности, благодаря такому подходу и усилиям сотрудников скорой помощи пациентов с инфарктами и инсультами быстрее доставляют в сосудистые центры. Развитие онкологической помощи также снижает смертность. Усилия по развитию диспансеризации вносят заметный вклад в сохранение жизни людей. Кроме того, в Курской области осуществляется программа модернизации первичного звена здравоохранения, являющаяся частью данного нацпроекта. В ее рамках в 2023 г. построено 13 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), 3 офиса врача общей практики, 2 амбулатории и поликлиника. Сверх этого, благодаря строительству опережающими темпами будут возведены и начнут работу еще 25 ФАПов. В 2023 г. заключены контракты на поставку 6 новых флюорографов, 4 маммографов и 5 рентгеновских аппаратов. Будут капитально отремонтированы 5 поликлиник, 18 медицинских организаций получат 32 новых автомобиля «Лада-Ларгус». Все вышеперечисленное сказывается на продолжительности жизни граждан. Если в 2021 г. этот показатель составлял 68,6 года, то в первые месяцы 2023 г. он вырос более чем на 3 года. И, согласно опубликованным в мае 2023 г. данным Росстата, в Курской области в сравнении с соседними областями отмечено самое значительное снижение смертности8.

Еще одной демографической проблемой Курской области является растущая миграция городского населения из региона. По данным Курскстата, на территорию области в 2022 г. прибыли 17305 человек, что на 0,8% больше чем в 2021 г. Число выбывших мигрантов по сравнению с 2021 г. выросло на 23,0% и составило в 2022 г. 19012 человек. Таким образом, миграционное сальдо 2022 г., как по внутренним

7 Из-за пандемии в Курской области выросла смертность // Курская правда : [сайт]. 03.06.2022. URL: https://kpravda.ru/2022/06/03/iz-za-pandemii-v-kurskoi-oblasti-vvrosla-smertnost/ (дата обращения: 15.08.2024).

8 Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в Курской области // Официальный сайт губернатора и правительства Курской области : [сайт]. URL: https://kursk.ru/region/control/documents/ document-159258/ (дата обращения: 15.08.2024).

показателям миграции населения Курской области, так и по внешним, отрицательное.

Важной причиной оттока населения из Курской области является тот факт, что она граничит с Украиной. Часть приграничных территорий с 6 августа 2024 г. находится в руках вооруженных сил Украины. Постоянные обстрелы населенных пунктов, включая областной центр, еще больше ухудшают демографическую ситуацию.

Комплекс мероприятий по решению главной цели демографической политики - ослабление нарастающих тенденций депопуляции населения Курской области и качественное изменению демографической ситуации - может включать в себя ряд взаимосвязанных действий.

1. Меры, направленные на повышение рождаемости.

В связи со снижением рождаемости предлагается введение региональной программы выдачи дородового сертификата молодоженам: «Здоровый ребенок», направленной на улучшение репродуктивного здоровья граждан. Цель программы:

- повышение числа рождаемости здоровых детей в Курской области;

- повышение репродуктивного здоровья лиц, вступивших в брак;

- проведение медицинского обследования молодоженов, подготовка пар к зачатию и благополучным родам;

- выявление бесплодия и заболеваний репродуктивной системы;

- повышение информированности граждан о предоставляемых им возможностях получения бесплатной диагностики своего репродуктивного здоровья.

Многие граждане, проживающие в районах Курской области, не осведомлены о возможности получения информации о своем репродуктивном здоровье. Молодые пары, вступая в брак, в большинстве своем специально не готовятся к рождению детей. Так как в Курской области за последние годы налицо спад рождаемости, то данная программа будет актуальной мерой решения и поддержки молодых семей при принятии ими решения о рождении здорового ребенка. К тому же в регионе, хоть и незначительно, но возрастает количество рожденных детей с врожденными аномалиями (пороками развития), деформацией и хромосомными нарушения.

В целях решения названных проблем предлагается введение региональной программы по выдаче специального дородового сертификата молодоженам непосредственно при регистрации брака в органах ЗАГСа на сумму 50000 руб. Выдача такого сертификата предусмотрена для всех жителей Курской области, являющихся гражданами Российской Федерации и при условии наличия хотя бы у одного из супругов места постоянной регистрации на территории области.

Сертификат даст возможность молодоженам бесплатно пройти медицинское обследование до зачатия ребенка и получить исчерпывающие консультации на предмет того, как подготовиться к рождению здорового малыша. В случае постановки диагноза «бесплодие» пара будет направлена на бесплатное экстракорпоральное оплодотворение (процедуру ЭКО), которое реализуются на территории Курской области в рамках регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей». В сертификате будут указаны адреса и телефоны медицинских учреждений Курской области, где будущие родители могут сдать анализы. Супругам, которые предъявят такой сертификат, будет предоставлено бесплатное

обследование без очереди в муниципальных и областных медучреждениях по месту жительства. Для молодоженов, прибывших из районов Курской области, предусмотрено обслуживание по той же схеме. Сертификат на обслуживание семьи будет действителен в течение 2 лет со дня заключения брака.

Анализы, которые будут сдавать пары перед зачатием ребенка, будут разделены на обязательные и дополнительные. Дополнительные анализы будут проводиться бесплатно в случае обнаружения патологий и заболеваний одного (или обоих) из супругов или сомнения врачей в репродуктивном здоровье супружеской пары. Данная программа позволит семьям при вступлении брак не откладывать принятие решения о рождении ребенка на долгий срок и будет способствовать рождению детей у женщин фертильного возраста, что позволит повысить рождаемость в регионе, улучшить репродуктивное здоровье женщин.

Серьезное отношение будущих родителей к планированию рождения детей позволит избежать многих проблем не только с собственным здоровьем, но и со здоровьем будущих детей, что положительно скажется на демографии региона.

Существенным недостатком проводимой в Курской области демографической политики является небольшой размер государственного ежемесячного пособия на ребенка, который напрямую зависит от объема средств, перечисленных в Фонд социального страхования (ФСС). Тенденции к увеличению платежей в ФСС не наблюдается, следовательно, не предполагается увеличения размера государственного ежемесячного пособия на ребенка. Однако перераспределение объемов поступлений страховых взносов непосредственно в ФСС даст возможность существенно увеличить размер государственного ежемесячного пособия на ребенка.

Реализации хотя бы части перечисленных мероприятий позволит решить проблемы, связанные с получением дошкольного образования и воспитания детей.

Нехватка жилья также приводит к тому, что в Курской области сегодня зафиксирован большой процент молодых людей, предпочитающих жить в так называемом гражданском браке. И как следствие, нужно сделать все возможное, чтобы укрепить институт семьи, сформировать мотивацию к рождению детей и повышению благосостояния семьи.

В настоящее время весьма актуален вопрос о создании жилищных и социально-культурно-бытовых условий для молодых семей, таких как движение МЖК (молодежный жилой комплекс). Базовые предприятия Курской области могут выделять значительные средства на реализацию социальных программ, поэтому совместными усилиями власти, бизнеса и общества движению МЖК можно дать вторую жизнь.

2. Мероприятия по снижению уровня смертности.

Несмотря на то, что уровень смертности в Курской области постепенно снижается, в регионе на протяжении всего исследуемого периода наблюдается естественная убыль населения.

В связи с распространением онкологических заболеваний региональным органам власти Курской области необходимо уделить внимание разработке мероприятий по борьбе с ними. На базе первичного онкологического отделения Железно-горской городской больницы № 2 уже запланировано создание центра амбулаторной онкологии. Вместе с тем существует необходимость повышения

эффективности информирования населения об онкологических заболеваниях, их лечении и возможности дистанционного взаимодействия с онкологами других регионов России. В первую очередь в этих целях рекомендуется создать информационный интернет-портал, который позволит людям дистанционно записываться и получать консультации врачей - признанных специалистов в данной области.

3. Сокращение миграции из региона, повышение среднедушевых денежных доходов, снижение безработицы.

Снизить число переселенцев поможет повышение их заинтересованности в результатах своего труда, а именно заработная плата, соответствующая должностным обязанностям и адекватная сложившейся экономической ситуации. Однако этого в настоящее время добиться довольно-таки непросто, поскольку в ряде других городов уровень заработной платы выше, и ради этого люди согласны переезжать туда, где доходы будут выше. Очень часто ввиду недостаточно развитого рынка труда в регионе и наличия ограниченного предложения вакансий молодые люди стремятся переехать в регионы с большим потенциалом для трудоустройства (например, в Москву, Санкт-Петербург и т. д.), поскольку там и проще устроиться на работу, и заработная плата будет выше [23, с. 13].

Для того, чтобы молодежь в большинстве своем оставалась в Курской области, региональным властям следует повышать активность бизнес-инициатив. В качестве мероприятий в рамках такого направления можно предложить:

- организацию конкурса «Лидеры региона» (по аналогии с конкурсом «Лидеры России»), но победители будут удостоены не должности в администрации, а будут соревноваться за получение гранта на развитие своего бизнеса;

- проведение деятельности, направленной на популяризацию малого бизнеса в сельском поселении;

- организацию бизнес-курсов с привлечением бизнес-тренеров, которые могут в онлайн-режиме обучать молодежь основам финансовой грамотности;

- проведение конкурса лучших предпринимательских инициатив, в рамках которого молодые люди будут предлагать бизнес-решения, которые можно будет осуществлять в том или ином сельском поселении, а внешние эксперты (к примеру, представители органов власти Курской области) будут членами жюри.

Сократить количество переселенцев из Курской области поможет сбалансированная политика региональных властей по развитию системы профессионального образования, предусматривающего обучение основам бизнеса для выпускников всех видов учебных заведений. Это позволит повысить заинтересованность в результатах своего труда, уровень экономических знаний, а также будет способствовать самореализации выпускников учебных заведений, воплощению их идей в реальность, в том числе начать и развивать собственный бизнес. Развитие бизнеса создаст предпринимателю перспективу надолго остаться в своем регионе. Рост числа официально зарегистрированных предпринимателей увеличит поступления в бюджет и во внебюджетные фонды, при этом будут созданы новые рабочие места, что снимет часть социальной нагрузки с государства.

В дополнение к сказанному заметим: скорейшее освобождение приграничных территорий Курской области от украинских войск может стать главным стимулом для возвращения вынужденных переселенцев в свои дома.

Выводы

Демографическая ситуация в Курской области находится в прямой связке с ключевыми показателями динамики численности населения, структуры и факторов расселения населения по территории региона. В настоящее время в области наблюдается отток городского населения в другие регионы России, что говорит о снижении ее привлекательности для проживания.

В целях устойчивого развития демографической сферы необходимо, прежде всего, обеспечить безопасность и социальный комфорт в регионе, что является приоритетным направлением демографической политики. Дальнейшее развитие Курской области во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни, совершенствования системы здравоохранения. Благодаря этому в значительной мере будут решены проблемы, связанные со снижением рождаемости, высоким уровнем смертности, наличием естественной убыли и оттоком населения, из региона.

Список литературы

1. Александрова, М. В. Влияние государственной политики Российской Федерации в области демографии и здравоохранения на качество жизни населения / М. В. Александрова, Е. А. Маслюкова, О. В. Юткина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2024. Т. 11, № 1. С. 55-71. DOI 10.22363/2312-8313-2024-11-1-55-71. EDN VQUTCZ.

2. Анфимова, А. Ю. Совершенствование системы социальной поддержки граждан в рамках национального проекта «Демография» // Вестник Московского Международного Университета. 2024. № 2 (2). С. 11-15. EDN UZBDNA.

3. Назаренко, С. С. Реализация национального проекта «Демография» // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 7(145). DOI 10.60797/IRJ.2024.145.39. EDN TIPASU.

4. Ткаченко, А. А. Актуальные проблемы развития регионов России: экономика и демография // Экономика. Налоги. Право. 2024. Т. 17, № 3. С. 115-124. DOI 10.26794/1999-849X-2024-17-3-115-124. EDN LAZTXW.

5. Безвербный, В. А. Естественное движение населения в российских регионах: факторы, динамика, перспективы регулирования / В. А. Безвербный, Н. Ю. Микрюков, Т. Р. Мирязов, Е. А. Лукашенко // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 4. С. 37-58. DOI 10.19181/demis.2023.3.4.3. EDN RLXMVR.

6. Пашута, А. О. Демографическая ситуация и доходы населения как индикатор социально-экономического развития региона / А. О. Пашута, М. С. Нестеров // Научное обозрение: теория и практика. 2024. Т. 14, № 4(104). С. 727-737. DOI 10.35679/2226-0226-2024-14-4-727-737. EDN KOFCMY.

7. Аскеров, П. Ф. Демографическая политика в системе мер экономической безопасности государства / П. Ф. Аскеров, Е. В. Терентьева, А. Н. Струков, Д. С. Дунаев // Вестник Академии права и управления. 2024. № 1 (76). С. 64-72. DOI 10.47629/2074-9201_2024_1_64_72. EDN GZNVZC.

8. Егерев, П. А. Анализ мировых тенденций демографических процессов / П. А. Егерев, О. Г. Зубова // Форум. Серия: Роль науки и образования в современном информационном обществе. 2024. № S1-3 (32). С. 17-19. EDN VGSRXR.

9. Вишневский, А. Г. Время демографических перемен : авторский сборник / А. Г. Вишневский ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 517 с. ISBN 978-5-7598-1264-7. EDN VIULPJ.

10. Докальская, В. К. Региональная политика как условие стабилизации демографических процессов и занятости населения // Инновации и технологический прорыв в АПК : Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Брянск, 19 ноября 2020 года. Часть 1. Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. С. 262-265. EDN VHGVOY.

11. Безвербный, В. А. Стратегии пространственного развития России: агломерации vs сбалансированное развитие / В. А. Безвербный, Н. Ю. Микрюков, Т. Р. Мирязов // Российское общество и государство в условиях становления нового мирового порядка: демографическая ситуация в 2022 году / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, В. Н. Архангельский [и др.]. Москва : Издательство Проспект, 2023. С. 295-312. ISBN 978-5-392-38629-1. DOI 10.19181/monogr.978-5-392-38629-1.2023. EDN GKFMMP.

12. Рыбаковский, О. Л. Демографическая политика: определение, структура, цели / О. Л. Рыба-ковский, О. А. Таюнова // Наука. Культура. Общество. 2019. № 1. С. 100-111. EDN ZARAEP.

13. Букина, Е. А. Некоторые аспекты управления региональной демографической политикой // Молодежный вектор развития аграрной науки : материалы 70-й научной студенческой конференции, Воронеж, 01 марта - 28 июня 2019 года / Редакционная коллегия: А. В. Агибалов, С. М. Кусма-гамбетов, В. Н. Образцов. Том Часть V. Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2019. С. 108-111. EDN TLCAOP.

14. Разумова, М. А. О реализации демографической политики в регионе / М. А. Разумова, А. А. Зайченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 8. С. 154161. EDN DWWXXE.

15. Жуков, В. И. Суверенитет России: национальные интересы, демографические угрозы и вызовы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2018. Т. 26, № 3. С. 335-346. DOI 10.22363/2313-2329-201826-3-335-346. EDN YSQSUH.

16. Архангельский, В. Н. Возраст матери при рождении первого ребенка: динамика, региональные различия, детерминация / В. Н. Архангельский, В. Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 5. С. 200-217. DOI 10.15838/esc.2020.5.71.12. EDN GGMDHG.

17. Архангельский, В. Н. Региональные различия естественного движения населения в России / В. Н. Архангельский, Ю. А. Потанина, Р. Р. Хасанова // Народонаселение. 2015. № 4 (70). С. 68-78. EDN VKQTDP.

18. Безвербный, В. А. Особенности межрегиональной миграции в Российской Федерации в 2017-2019 гг. / В. А. Безвербный, Н. Ю. Микрюков // Научное обозрение: Серия 2. Гуманитарные науки. 2021. № 6. С. 45-65. DOI 10.26653/2076-4685-2021-6-05. EDN JNCGWP.

19. Система знаний о народонаселении / под ред. Д. И. Валентея. Москва : Статистика, 1976.

367 с.

20. Менделеев, Д. И. К познанию России. Москва : Айрис-пресс, 2002. 576 с. ISBN 5-8112-0018-8.

21. Тюрин, Г. В. Как поднять нашу глубинку : локальная экономика в России и в мире / Г. В. Тюрин, В. Г. Тюрин. Санкт-Петербург : Живая провинция, 2018. 307 с. ISBN 978-5-6041434-0-7

22. Когай Е. А. Проблемы качества жизни и развития демографического потенциала в регионах Центрального Черноземья // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 4. С. 74-80. DOI 10.22394/2304-3385-2022-4-74-80. EDN KOWISW.

23. Сарыев, Н. Демографическая политика в регионе: ее направления // Экономика, управление, право: теория и практика : Межвузовский сборник / Под общей редакцией А. Г. Плеханова. Самара : Научно-технический центр, 2021. С. 12-18. EDN RUMKNH.

Сведения об авторах

Абрамов Александр Петрович, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии и социологии, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия.

Контактная информация: e-mail: abramov [email protected]; РИНЦ SPIN-код: 7967-4974; ORCID ID: 0000-0001-99132449; Web of Science Researcher ID: ABB-5393-2021; Scopus Author ID: 56244674300.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гавриков Федор Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Курский государственный университет, Курск, Россия.

Контактная информация: e-mail: [email protected]; РИНЦ SPIN-код: 9558-9458; ORCID ID: 0000-0002-13387262; Web of Science Researcher ID: AEI-0916-2022; Scopus Author ID: 56357920800.

Горлатых Анна Юрьевна, студент, кафедра философии и социологии, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия.

Контактная информация: e-mail: [email protected]; РИНЦ SPIN-код: 9863-1607; ORCID ID: 0009-0008-9261-139X.

Статья поступила в редакцию 30.09.2024; принята в печать 01.12.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

DEMOGRAPHIC POLICY IN THE KURSK REGION: A SOCIO-ECONOMIC ANALYSIS

Alexander P. Abramov

Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]

Fedor A. Gavrikov

Kursk State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]

Anna Yu. Gorlatykh

Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]

For citation: Abramov, Alexander P. Demographic Policy in the Kursk Region: A Socio-Economic Analysis / A. P. Abramov, F. A. Gavrikov, A. Yu. Gorlatykh. DEMIS. Demographic Research. 2024. Vol. 4, No. 4. Pp. 184-201. DOI 10.19181/demis.2024.4.4.11.

Abstract. Since the beginning of the 21st century, demographic policy in the regions of the Russian Federation has become one of the most important areas of activity at all levels of government. The objectively formed demand of society for the reproduction of its own population, on the one hand, and the growing depopulation of the Russian population, on the other, significantly affect the socio-demographic stability of the regions. For the Kursk region, as for most subjects of the Russian Federation, the demographic situation acts as a barometer of socio-economic development. Based on a multifactorial analysis, a set of measures to mitigate the growing trends in depopulation of the population of the Kursk region and a qualitative change in the demographic situation has been determined. Measures aimed at increasing the birth rate, measures to reduce the mortality rate, reducing migration from the region, increasing per capita cash income, and reducing unemployment are proposed, the effectiveness of which has been verified and substantiated. Based on the results of the study, it is summarized that the most important feature of the regional demographic policy is the possibility of receiving support measures from both the federal and regional levels. Each region has the right to create its own forms of support aimed at improving the demographic situation, but they should not contradict the federal ones. Considering the specifics of demographic policy measures depend on the territory in which it is implemented, the trends that influence its nature and target orientation.

Keywords: socio-economic analysis, demographic policy; demographic situation, Kursk region References

1. Aleksandrova, M. V. The Impact of the State Policy of the Russian Federation in the Field of Demography and Health-Care on the Quality of Life of the Population / M. V. Aleksandrova, E. A. Maslyukova, O. V. Yutkina. RUDN Journal of Public Administration. 2024. Vol. 11, No. 1. Pp. 55-71. DOI 10.22363/23128313-2024-11-1-55-71. (In Russ.).

2. Anfimova, A. Yu. Improving The System of Social Support for Citizens within the Framework of the National Project "Demography". Bulletin of Moscow International University. 2024. No. 2 (2). Pp. 1115. (In Russ.).

3. Nazarenko, S. S. Implementation of the National Project "Demography". International Research Journal. 2024. No. 7(145). DOI 10.60797/IRJ.2024.145.39. (In Russ.).

4. Tkachenko, A. A. Actual Problems of Development of Russian Regions: Economics and Demographics. Economy. Taxes. Law. 2024. Vol. 17, No. 3. Pp. 115-124. DOI 10.26794/1999-849X-2024-17-3-115-124. (In Russ.).

5. Bezverbny, V. A. Natural Population Change in Russian Regions: Factors, Dynamics, Prospects / V. A. Bezverbny, N. Yu. Mikryukov, T. R. Miryazov, E. A. Lukashenko. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 3, No. 4. Pp. 37-58. DOI 10.19181/demis.2023.3.4.3. (In Russ.).

6. Pashuta, A. O. Demographic Situation and Incomes of the Population as an Indicator of SocioEconomic Development of the Region / A. O. Pashuta, M. S. Nesterov. Science Review: Theory and Practice. 2024. Vol. 14, No. 4 (104). Pp. 727-737. DOI 10.35679/2226-0226-2024-14-4-727-737. (In Russ.).

7. Askerov, P. F. Demographic Policy in the System of Economic Security Measures of the State / P. F. Askerov, E. V. Terentyeva, A. N. Strukov, D. S. Dunaev. Bulletin of the Academy of Law and Management. 2024. No. 1 (76). Pp. 64-72. DOI 10.47629/2074-9201_2024_1_64_72. (In Russ.).

8. Egerev, P. A. Analiz mirovykh tendentsiy demograficheskikh protsessov [Analysis of world trends in demographic processes] / P. A. Egerev, O. G. Zubova. Forum. Seriya: Rol' nauki i obrazovaniya v sov-remennom informatsionnom obshchestve [Forum. Series: The Role of Science and Education in the Modern Information Society]. 2024. No. S1-3 (32). Pp. 17-19. (In Russ.).

9. Vishnevsky, A. G. Vremya demograficheskikh peremen [Time of demographic changes] : author's collection / A. G. Vishnevsky ; National Research University Higher School of Economics. Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics, 2015. 517 p. ISBN 978-5-7598-1264-7. (In Russ.).

10. Dokal'skaya, V. K. Regional'naya politika kak usloviye stabilizatsii demograficheskikh protsessov i zanyatosti naseleniya [Regional policy as a condition for stabilizing demographic processes and employment]. In Innovatsii i tekhnologicheskiy proryv v APK [Innovations and technological breakthrough in the agro-industrial complex] : Proceedings of the international scientific and practical conference, Bryansk, November 19, 2020. Part 1. Bryansk: Bryansk State Agrarian University, 2020. C. 262-265. (In Russ.).

11. Bezverbny, V. A. Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossii: aglomeratsii vs sbalansirovannoye razvitiye [Strategies for spatial development of Russia: agglomerations vs balanced development] / V. A. Bezverbny, N. Yu. Mikryukov, T. R. Miryazov. In Rossiyskoye obshchestvo i gosudarstvo v usloviyakh stanovleniya novogo mirovogo poryadka: demograficheskaya situatsiya v 2022 godu [Russian society and state in the context of the formation of a new world order: demographic situation in 2022] / S. V. Ryazantsev, T. K. Rostovskaya, V. N. Arkhangelsky [et al.]. Moscow : Prospect Publishing House, 2023. C. 295-312. ISBN 978-5-392-38629-1. DOI 10.19181/monogr.978-5-392-38629-1.2023. (In Russ.).

12. Rybakovsky, O. L. Population Policy: Definition, Structure, Objectives / O. L. Rybakovsky, O. A. Tayunova. Science. Culture. Society. 2019. No. 1. Pp. 100-111. (In Russ.).

13. Bukina, E. A. Nekotoryye aspekty upravleniya regional'noy demograficheskoy politikoy. [Some aspects of regional demographic policy management]. In Molodezhnyy vektor razvitiya agrarnoy nauki [Youth vector of development of agricultural science] : Proceedings of the 70th scientific student conference, Voronezh, March 01 - June 28, 2019 / A. V. Agibalov, S. M. Kusmagambetov, V. N. Obraztsov (Eds.). Part V. Voronezh: Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I, 2019. Pp. 108-111. (In Russ.).

14. Razumova, M. A. On Implementation of Demographic Policy in the Region / M. A. Razumova, A. A. Zaychenko. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2021. No. 8. Pp. 154-161. (In Russ.).

15. Zhukov, V. I. Sovereignty of Russia: National Interests, Demographic Threats and Challenges. RUDN Journal of Economics. 2018. Vol. 26, No. 3. Pp. 335-346. DOI 10.22363/2313-2329-2018-26-3-335346. (In Russ.).

16. Arkhangelsky, V. N. Maternal Age at First Birth: Dynamics, Regional Differences, Determination / V. N. Arkhangelsky, V. N. Kalachikova. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2020. Vol. 13, No. 5. Pp. 200-217. DOI 10.15838/esc.2020.5.71.12. (In Russ.).

17. Arkhangelsky, V. N. Regional Differences in the Natural Population Movement in Russia / V. N. Arkhangelsky, Yu. A. Potanina, R. R. Khasanova. Population. 2015. No. 4 (70). Pp. 68-78. (In Russ.).

18. Bezverbny, V. A. Features of Inter-Regional Migration in the Russian Federation in 2017-2019 / V. A. Bezverbny, N. Yu. Mikryukov. Scientific Review. Series 2. Human Sciences. 2021. No. 6. Pp. 45-65. DOI 10.26653/2076-4685-2021 -6-05. (In Russ.).

19. Sistema znaniy o narodonaselenii [The system of knowledge about population] / ed. by D. I. Valen-tey. Moscow : Statistics, 1976. 367 p. (In Russ.).

20. Mendeleev, D. I. K poznaniyu Rossii [Towards the knowledge of Russia]. Moscow: Iris-Press Publishing House, 2002. 576 p. ISBN 5-8112-0018-8. (In Russ.).

21. Tyurin, G. V. Kakpodnyat' nashu glubinku : lokal'naya ekonomika v Rossii i v mire [How to Raise Our Outback: Local Economy in Russia and in the World] / G. V. Tyurin, V. G. Tyurin. St. Petersburg : Zhivaya provintsiya Publishing House, 2018. 307 p. ISBN 978-5-6041434-0-7. (In Russ.).

22. Kogai E. A. Problems of Quality of Life and Development of Demographic Potential in the Regions of the Central Black Earth Region. Municipality: Economy and Management. 2022. No. 4. Pp. 74-80. DOI 10.22394/2304-3385-2022-4-74-80. (In Russ.).

23. Saryev, N. Population Policy in the Region: Its Directions. In Ekonomika, upravleniye, pravo: teor-iya i praktika [Economics, management, law: theory and practice] : Interuniversity collection / A. G. Plek-hanov (Ed.). Samara : Nauchno-tekhnicheskiy tsentr Publishing House, 2021. Pp. 12-18. (In Russ.).

Bio notes

Alexander P. Abramov, Doctor of Sociological Sciences, Docent, Professor, Department of Philosophy and Sociology, Southwest State University, Kursk, Russia.

Contact information: e-mail: abramov [email protected]; RSCI SPIN code: 7967-4974; ORCID ID: 0000-0001-9913-2449; Web of Science Researcher ID: ABB-5393-2021; Scopus Author ID: 56244674300.

Fedor A. Gavrikov, Candidate of Historical Sciences, Docent, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Kursk State University, Kursk, Russia.

Contact information: e-mail: [email protected]; RSCI SPIN code: 9558-9458; ORCID ID: 0000-0002-1338-7262; Web of Science Researcher ID: AEI-0916-2022; Scopus Author ID: 56357920800.

Anna Yu. Gorlatykh, Student, Department of Philosophy and Sociology, Southwest State University Kursk, Russia. Contact information: e-mail: [email protected]; RSCI SPIN code: 9863-1607; ORCID ID: 0009-0008-9261-

139X.

Received on 30.09.2024; accepted for publication on 01.12.2024. The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.