9. Парахина В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина. — М.: Кнорус, 2007. — 496 с.
10. Стратегическое планирование в городах России: обзор по результатам оценки качества стратегического планирования в 20 городах / Б.С. Жихаревич [и др.]. — СПб.: Изд-во МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2002. — 26 с.
In article actual problems and tendencies of territorial strategic planning development in Russia are shown. The basis of it is the researches of some Russian scientists in the given area. The necessity of using project management at the field of strategic planning in the Russian municipalities is proved.
Получено 11.01.09
УДК 330.341:314.17
Е.А. Арефьева, канд. техн. наук, доц., доц., (4872) 35-19-80, aref [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ),
A.C. Югфельд, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, (4872) 35-47-14, (Россия, Тула, ТФ ОРАГС)
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЫНОК ТРУДА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Проведен анализ развития демографической ситуации в Тульской области, оценено ее влияние на региональный рынок труда. Методом передвижки возрастов построен прогноз численности трудоспособного населения до 2018 г. при сохранении существующих параметров воспроизводства, а также с учетом реализации демографической и миграционной политики.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, рынок труда,
демографическое прогнозирование, метод передвижки возрастов, демографическая политика.
Демографическая ситуация является одной из базовых характеристик для анализа потенциала развития региона. Очевидна сложность демографической ситуации в Тульской области: депопуляция, старение населения, снижение доли населения трудоспособного возраста в Тульской области (менее 60,0 %) — одни из самых худших показателей в России и в Центральном федеральном округе.
Численность экономически активного населения к концу 2008 г. составила по оценке 802,5 тыс. чел., или половину общей численности населения области. Из числа экономически активного населения 776,0 тыс. чел. (включая лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством продукции,
товаров и услуг для реализации), или 96,7 %, были заняты в экономике и 26,5 тыс. чел. (3,3 %) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
Интересна динамика потребности организаций в работниках на территории Тульской области с августа 2008 г. (рисунок), наглядно отражающая развертывание экономического кризиса.
1,40 1,20 1,00
0 80 I I в % к соотв.месяцу 2007 г.
I I в % к пред.месяцу О’бО человек
0,40 0,20 0,00
Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию
Казалось бы, напрашивается вывод, что кризис снимает необходимость активной демографической политики, но это не так. Такая позиция была бы крайне близорукой.
Во-первых, множатся оценки экспертов и специалистов об оживлении экономики в конце 2009 - начале 2010 гг., а последующий подъем неизбежно приведет к резкому увеличению спроса на рабочую силу. Во-вторых, в ближайшие годы активного репродуктивного возраста начнут достигать малочисленные контингенты родившихся в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Потребуется значительное повышение возрастных показателей рождаемости (через 10 лет на треть, а через 20 лет почти вдвое), которое компенсировало бы это сокращение численности женщин активного репродуктивного возраста. Одновременно существенно уменьшится численность экономически активного населения, но увеличится доля пожилого населения, так как пожилых возрастов будут достигать сравнительно многочисленные контингенты родившихся в послевоенные годы.
Таким образом, прогнозируемое ухудшение возрастной структуры населения Тульской области приведет, если не будет компенсировано результатами эффективной демографической политики, к заметному росту естественной убыли туляков, резкому уменьшения трудовых ресурсов.
Руководством области на основе стратегического плана действий по улучшению демографической ситуации в регионе, закреплённого в Концепции демографического развития Тульской области до 2025 г., проделана большая работа.
¿эи,ии
200,00
150,00 -
100,00
50,00
Две задачи, указанные в действующей Концепции демографической политики Тульской области, представляются первоочередными и наиболее очевидными — это повышение рождаемости и снижение смертности.
Увеличение рождаемости может положительно повлиять на экономический рост лишь после 2020 г. Снижение смертности может лишь некоторым образом улучшить ситуацию.
Концепцией демографического развития РФ предусмотрено снижение смертности в 1,6 раз до 2025 г. по отношению к 2006 г., что соответствует снижению смертности в 1,025 ежегодно. Оценим, как это снижение скажется на изменении численности трудовых ресурсов, уменьшив соответственно повозрастные коэффициенты смертности (табл. 1, 2).
Как видно из расчетов (табл. 1), если предположить уменьшение смертности в 2 раза (оптимистичный сценарий, в региональной концепции демографического развития прогнозируется лишь для некоторых возрастных контингентов), что соответствует ежегодному снижению в 1,039 раза, то можно еще больше смягчить предполагаемое снижение трудовых ресурсов. Очевидно, что темпы этого снижения к 2018 г. можно уменьшить на 4-6 % (табл. 2).
Таблица 1
Прогноз изменения численности трудовых ресурсов
Численность в трудоспособном возрасте 2008 г. 2013 г. 2018 г.
Тыс.чел. Тыс.чел. % снижения Тыс.чел. % снижения
снижение смертности в 1,6 раза
мужчины от 16 до 59 лет 481,4 443,7 7,817 405,2 15,826
женщины от 16 до 54 лет 455,2 414,0 9,050 372,9 18,082
Все население 936,5 857,7 8,416 778,1 16,923
снижение смертности в 2 раза
мужчины от 16 до 59 лет 481,4 444,7 7,620 407,9 15,270
женщины от 16 до 54 лет 455,2 414,2 9,001 373,5 17,948
Все население 936,5 858,9 8,291 781,3 16,571
Таблица 2
Замедление темпов снижения численности трудовых ресурсов
Численность в трудоспособном возрасте 2013 г. 2018 г.
Тыс.чел. % от снижения Тыс.чел. % от снижения
снижение смертности в 1,6 раза
мужчины от 16 до 59 лет 1,8 4,59 5,4 6,64
женщины от 16 до 54 лет 0,4 1,02 1,3 1,50
Все население 2,2 2,76 6,7 4,04
снижение смертности в 2 раза
мужчины от 16 до 59 лет 2,8 6,99 8,1 9,92
женщины от 16 до 54 лет 0,6 1,56 1,9 2,24
Все население 3,4 4,20 10,0 6,03
Несомненно, активная демографическая политика смягчит, но не решит проблему ограниченности трудовых ресурсов в регионе. Администрацией Тульской области налажен мониторинг происходящих процессов, формируется информационная база в целях перераспределения кадров между предприятиями региона, проводятся регулярные отраслевые координационные совещания. Осуществляется модернизация действующих и внедрение новых производств с использованием новых наукоемких технологий.
Время требует проведения взвешенной миграционной политики, учитывающей интересы региона в обеспечении занятости собственного населения, действительно необходимую потребность в мигрантах и качество привлекаемой рабочей силы.
В рамках Координационного совета по профессиональному образованию, прогнозированию и координации подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в Тульской области организовано взаимодействие региональных рынков труда и образовательных услуг. На основе рекомендаций Совета с учетом отраслевых заказов формируется и размещается государственное региональное задание на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования.
20
Библиографический список
1. Социально-экономическое положение Тульской области за 2008 год. Статистический сборник. — Тула: Туластат, 2009. — С. 5.
2. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М., 2008].
3. Об утверждении Концепции демографической политики Тульской области на период до 2025 года: Постановление администрации Тульской области от 27 октября 2008 г. № 673 // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М., 2008].
E.A. Arefieva, A.S. Ugfield
Demographic Politics: Influence on a Labour Market of the Tula Region The analisis of development of a demographic situation in the Tula region id lead, its influence on a regional labour market is appreciated. The method “shift age ” constructs the forecast of number of able-bodied population till 2018 at preservation of existing parameters of reproduction, and also in view of realization of a demographic and migratory politics.
Получено 11.01.09
УДК 339.138:330.131.7
Т.Ю. Владимирова, аспирант, 8-920-270-99-37, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
СВЯЗЬ ЗАТРАТ НА МАРКЕТИНГ С УРОВНЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РИСКА ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматриваются два разнонаправленных процесса влияния маркетинговых затрат на уровень совокупного риска предприятия. Решен вопрос о том, какая величина маркетинговых затрат позволит предприятию удержаться в допустимом интервале совокупного риска.
Ключевые слова: риск, операционный рычаг, совокупный рычаг, маркетинг, маркетинговые затраты, влияние, модель.
В условиях конкуренции и быстрых изменений в предпочтениях потребителей предпринимательская деятельность носит неопределенный характер. С неопределенностью финансовых результатов деятельности связано понятие сопряженного эффекта операционного (производственного) и финансового рычагов, или совокупный рычаг, который является измерителем риска организации. При этом цель управления постоянными затратами предприятия можно сформулировать следующим образом: войти и удер-
21