Е. Л. Кузьмишин
ДЕМАРКАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ЗАПАДНОГО ЭЗОТЕРИЗМА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Проблема адекватного, современного и всеобъемлющего определения понятия «тайные общества» важна для современной исторической и религиоведческой науки. Отсутствие такого определения или его подмена определениями, не отражающими суть и характерные черты указанного феномена либо искажающими их, приводят к ложному пониманию исторических процессов, происходивших в обществе в разных странах в разные века. Кардинальные различия между социально-культурными группами, традиционно называющимися «тайными обществами» в период XIII-XVI вв. и в период XVII-XXI вв. обычно ускользают от внимания исследователей. В задачи настоящей работы входит анализ существующих определений тайных обществ с точки зрения их недостатков и попытка их исправить путем введения нового определения данного исторического феномена.
Ключевые слова: тайные общества, масонство, масоны, иллюминаты, история Европы, история XVII века, история XVIII века
E. L. Kuzmishin
Demarcation of the concept «secret society» in the context of the history of Western esoterism: problem statement
Abstract. The problem of an adequate, modern and comprehensive definition of the concept of "secret societies" is important for modern historical and religious studies. The absence of such a definition or its replacement by definitions that do not reflect the essence and characteristic features of this phenomenon, or distort them, lead to a false understanding of the historical processes that took place in the society in different countries and different centuries. Cardinal differences between socio-cultural groups traditionally called "secret societies" in the period of the XIII-XVI cc., and in the XVII-XXI cs., usually escape the attention of researchers. The purpose of this paper is to analyze the existing definitions of secret societies in terms of their shortcomings and try to correct them by introducing a new definition of this historical phenomenon.
Keywords: secret societies, freemasonry, freemasons, illuminati, history of Europe, history of the 17th and 18th centuries.
© Е. Л. Кузьмишин
И Словосочетание «тайные общества» абсурдно. Организации, о которых идет обычно речь, - не тайные и никогда такими не были. Наоборот, они всегда заявляли о себе буквально на каждом углу в целях саморекламы, что зачастую шло им лишь во вред - от преследования властями до наплыва в их ряды падких на рекламу легковерных людей, вряд ли подходящих под их критерии отбора. Почему же они называются так?
В первую очередь за счет необоримой маркетинговой силы аллитерации. Она украшает любой заголовок, любую вывеску, любой псевдоним. Так и профессору философии Йохану Билмарку (1728-1801) из Академии Обо в принадлежавшем тогда Швеции городе Турку пришло в голову, что, с маркетинговой точки зрения, выгодно будет назвать свой трактат «О тайных литературных обществах» (De secretis societatibus litterariis, 1772). Трактат был посвящен созданию в провинциальном пограничном Турку вольного литературного общества «Aurora» по образцу стокгольмского «Utile Dulci» (Общество приятного с полезным), которое было прообразом будущей шведской Академии наук, чья история аналогична истории Королевского общества в Лондоне. Положение академии в еще недавно русском Турку было таково, что лучше было не беспокоить столицу излишне активной общественной жизнью, и общество существовало полулегально1. Билмарк намеревался своей апологией его оправдать и защитить. Словосочетание было звучным и понравилось публике.
В особенности оно понравилось немецким журналистам и масонам Кристофу-Фридриху Николаи (1733-1811) и Иоганну-Иоахиму-Кристофу Боде (1731-1793), которые открыли в 1784 г. в «Берлинском ежемесячном журнале» дискуссию о том, что такое Просвещение и не пора ли раз и навсегда уничтожить его первейших и ярых врагов - иезуитов, которые завладели в германских землях и многих странах Европы всей системой среднего и высшего образования, подспудно насаждая в ней папизм, а также внедрились в немецкое масонство и разрушают его изнутри. Подшивка журнала за 17841786 гг. пестрит известными именами авторов - Адама Вейсгаупта, Иммануила Канта, Мозеса Мендельсона, Иоганна-Каспара Лафатера, Жана-Батиста Виллермоза, Иоганна фон Штарка, Калиостро и прочих.
Стараниями этих философов и писателей в европейский обиход прочно вошел термин «эпоха Просвещения», быстро завоевавший популярность, а
1 Kloosterman J. Hidden Centres: the Rise and Fall of the Secret Societies // Zentren und Peripherien der europäischen Wissensordnung vom 15. bis zum 20. Jahrhundert. Konferenz im DHI Moskau, 24--26 September 2009 // [URL]:
https://www.academia.edu/10226407/Hidden_Centres_The_rise_and_fall_of_the_secret_societie s_2009_2010_ (дата обращения: 18.07.2023). P. 4.
слово «просвещенный» (illuminé) взяли себе в название члены антииезуитского парамасонского Ордена перфектибилистов Вейсгаупта, став, таким образом, «иллюминатами», потому что так их бренд становился более узнаваемым, а его образ - более массовым и позитивным. Важно понимать, что это событие было не исключением, а обычной практикой и стандартным подходом обществ, о которых здесь идет речь, к понятиям секретности и популярности.
В ходе газетной дискуссии Николаи и Боде заметили, что данное словосочетание звучит и выглядит привлекательно на любом европейском языке: sociétés secrètes, secret societies, Geheime Gesellschaften, sociedades secretas, societàs segretes, geheime genootschappen, sekretne stowarzyszenia. Несмотря на первичное употребление его в связи с иезуитами, этим термином любые оппоненты любых групп стали сразу же повсеместно называть своих противников, обвиняя их тем самым в подпольной деятельности. В то же время самим членам закрытых обществ и в голову до того не приходило, что они «тайные» - ни по статусу своих членов, ни по положению в обществе, ни по целям. Термин прижился в газетах и памфлетах, полюбился и авторам, и читателям1. К XIX в. уже сформировалось понятие, близкое к современному.
Историю исследований тайных обществ обычно выводят из трудов антропологов начала ХХ в. Генриха Шурца, Хаттона Уэбстера и в особенности немецкого социолога Георга Зиммеля. В своей работе «Социология секретности и тайных обществ» (1906) последний разработал «социальную теорию тайных обществ», разделил их секретность на типы и подвел теоретическую базу под понятия «умышленной» и «неумышленной» секретности. Концепция Зиммеля и ее разработка последователями ученого подробно рассмотрена в работе современного исследователя эзотеризма Д. Д. Гальцина. В частности, в основе разделения общественных объединений Зиммель видит дихотомию между обществами «натуральными» и «тайными», критерием которой является либо «включенность» в общество всех членов «большого общества» по умолчанию, либо их заведомая «исключенность», при том, что «включенность» в случае «тайных» обществ достигается за счет выполнения особых процедур приема2. С нашей точки зрения, для описания данной дихотомии вполне достаточно общепринятого в современной социологии понятия «открытых» и «закрытых» обществ, в то время как требование прохождения особых церемоний для вступления в тайное общество видится нам частным случаем, неприемлемым в общем определении: существует целый ряд организаций, в целом подпадающих под определение «тайных обществ», но не подразумевающих особых церемоний приема (для определения понятия «церемонии» следовало бы, например, изучить сложный и спорный пример лож Великого Востока Народов России в
1 Ibid. P. 5; Dülmen R. van. Der Geheimbund der Illuminaten (Neuzeit im Aufbau). Bd. 1.
S. 28.
2 Гальцин Д. Д. Тайна, секретность и «секретизм» в современном эзотеризме на примере викки. С. 15-16.
1913-1917 гг.1, где не было, собственно, никаких церемоний приема, но сохранились административные рудименты в виде заполнения прошения и подписания текста клятвы). Далее, для концепции Зиммеля характерно верное и объективное наблюдение о существовании теоретически возможных «подлинно тайных» обществ (о чьем существовании никому не известно) и «условно тайных» обществ, к которым, очевидно, относятся все известные нам тайные общества. В этой связи Зиммель углубляется в изучение понятия тайны и концепции секретности, что и составляет основной предмет его исследования. Для нас же более важно здесь, что немецкий исследователь выделяет как признаки, необходимые для осуществления основной функции тайных обществ: хранение тайны, наличие в группе общего для всех членов ритуала, особого учения и общего отношения к окружающему миру. Позднейшие разработчики концепции Зиммеля в духе изменения социально -культурной картины современного мира делают упор на неопределенность понятия «тайна» и в связи с этим выделяют как ключевую черту тайных обществ «претензию» на обладание тайнами и готовность приобщать к ним членов общества при условии сохранения ими этих тайн. Отсюда вытекает и современное понимание исследователями взаимоотношений между тайными обществами и «большим обществом» как, в первую очередь, отношений власти2. Впрочем, это уже не имеет прямого отношения к вопросу точного и полного определения тайных обществ.
Другой российский исследователь, социолог А. К. Бойко, также отводит в своей работе место истории исследования тайных обществ с упором на концепции Х. Уэбстера и Э. Дюркгейма, сводящиеся, в целом к гипотезе об общем происхождении «тайных» и «явных» социальных иерархий из возрастных групп примитивных обществ3. Также очень важно рассматриваемое А. К. Бойко разделение между понятиями «конфиденциальности» (как манифестируемой во внешний мир претензии на обладание тайнами) и «секретности» (как функционального свойства группы, призванного обеспечить ей достижение власти). Эти формы секретности оказывают существенное влияние как на наличие или отсутствие у определенного общества четких и строгих границ относительно «большого общества», так и на виды и способы передачи «тайны» этих обществ своим членам4.
Впрочем, практически все существующие в настоящее время определения данных объединений страдают от 1) отсутствия четких критериев причисления групп людей к этому определению, вследствие этого от 2) отсутствия селективности в отборе отвечающих определению примеров таких обществ. Так, например, автор одного из самых известных сочинений о тайных обществах Георг-Юлиус-Франц Шустер (1859-?), хранитель личного архива
1 Серков А. И. История русского масонства ХХ века. Т. 1. С. 180-181, 193 и др.
2 Гальцин Д. Д. Указ соч. С. 17-19.
3 Бойко А. К. Тайна и социальное: от антропологии конфиденциальности к социологии секретности. С. 114-115.
4 Бойко А. К. Указ. соч. С. 123-125.
короля Пруссии и член берлинской масонской ложи «Конкордия »1, начинает свой двухтомный труд (1902) кратким определением: «Во все времена и у всех народов существовали общества, союзы и ордена, которые сохраняли в тайне свои цели и приемы. Мы встречаем такие союзы в самых различных формах у диких первобытных народов, в глубокой древности, в мрачные Средние века, а также и в более светлые дни, которые явились на смену суровой, безотрадной эпохе»2. А за ним следует объемное перечисление всевозможных закрытых групп от жрецов древних цивилизаций, друзов и друидов до отдельных масонских орденов, мафии и иезуитов.
Автор другого классического труда по истории тайных обществ всех времен и стран, вышедшего в 1875 г., швейцарско-британский филолог и писатель Чарльз-Уильям Гекеторн (ок. 1829-1902) попытался внести в свое определение элемент систематизации, пусть и с существенными оговорками: «... должно было, во все века и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество силы <...> Таким местом оказывались кабинет философа, храм жреца, подземелье сектатора». Он разделяет все тайные общества на религиозные, военные, судебные, ученые, гражданские и политические, но добавляет: «...черта разграничения не всегда точно определена; некоторые общества соединяли с учеными целями богословские догматы <. > и политические общества имеют неминуемое влияние на гражданскую жизнь. Поэтому удобнее будет разделить тайные общества на два отличительных отдела: религиозные и политические»3. В предисловии ко второму изданию своей книги (1897) автор, впрочем, рассуждает о принципах компоновки материала и подтверждает, что в действительности рассматривает все тайные общества как более или менее однородные элементы, распределяя их исключительно по признакам времени и места действия, а также стараясь не смешивать «религиозные» с «политическими», что, по его признанию, оказывается фактически невозможным4.
Далее, нам видится полезным привести сравнение определений тайных обществ, предлагаемых различными версиями Википедии - самого популярного и широко используемого в мире источника справочной информации для ттак называемого «простого пользователя».
Англоязычный вариант Википедии (равно как и аналогичный ему испаноязычный) используют определение, основанное на двух классификациях признаков данного вида организаций, выработанных современными историками Аланом Аксельродом и Ричардом Спенсом: «Тайное общество - это организация, чьи деятельность, события, внутренняя функциональная структура или состав членов скрыты. Общество может скрывать факт своего существования или не скрывать его. В это определение обычно не включаются действующие в тайне группы вроде разведывательных
1 Kröger U. Der Odd Fellow-Orden, seine Entstehung, Entwicklung und Einführung in Deutschland im 19. Jahrhundert. S. 104.
2 Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2 т. Т. 1. С. 5.
3 Гекеторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2 т. Т. 1. С. 3-4.
4 Heckethorn C. W. Secret Societies of All Ages and Countries. In 2 vols. Vol. 1. P. xiv.
агентств или повстанческих партизанских групп, скрывающих свою деятельность и состав членов, но поддерживающих присутствие в публичной сфере»1. Далее, согласно классификации Аксельрода, такие общества определяются как 1) эксклюзивные, 2) заявляющие о наличии внутренних тайн, 3) демонстрирующие фаворитизм в отношении своих членов. И по классификации Спенса, они также 1) обычно не скрывают факта своего существования, но некоторые обычаи и верования скрывают от общественности, требуя от членов клятвы и верности, 2) обещают своим членам более высокий статус и более глубокие знания, чем в окружающем мире, 3) членство в группе ограничено по признаку расы, пола, веры или только по приглашению2. Данные две попытки классификации, с одной стороны, следуют традиционному подходу образца Г. Зиммеля, концентрируясь на понятии «тайны» и различных ее аспектах, т. е. на тех аспектах деятельности тайных обществ, которые входят в спектр «закрытых» сведений или, напротив, не являются таковыми. Недостаток данных классификаций, как обычно, состоит в абсолютной невозможности включить в них все известные тайные общества по причине беспредельного разнообразия их целей, практик и обычаев, ведь в действительности совокупность всех трех пунктов каждой из классификаций не наблюдается ни в одном из подлежащих рассмотрению тайных обществ, делая их обе фрагментарными и «неработающими». Впрочем, в самом определении сделана заслуживающая внимания попытка хотя бы какой-то демаркации понятия за счет исключения из него двух групп, пусть и по не вполне понятным признакам и без дальнейшего пояснения различий между «деятельностью» и «присутствием в публичной сфере».
Во франкоязычном сегменте Википедии используется определение, составленное на основе «Политического словаря» (1848) Эжена Дюклерка и Этьена Гарнье-Паже и сочинений современного оккультиста и историка оккультизма Рене Алло: «Тайное общество - общественная организация, требующая от своих членов хранить в тайне свое участие в ее деятельности и ее цели. Такие общества в свое время имели религиозные цели, основанные на инициации преимущественно происхождением из Древнего Египта и религиозных мистерий греко-римского мира. После Средних веков появились тайные общества политического толка, в основном революционного, конспиративного и криминального толка <.. .> Позднее термин использовался для определения братств (например, масонства), использующих тайные церемонии (например, инициацию), но также и студенческих братств и мистических организаций.»3. Далее в определение включен целый абзац описания конспирологических концепций о том, что тайные общества «правят
1 Secret society // Wikipedia // [URL]: https://en.wikipedia.org/wiki/Secret_society (дата обращения: 18.07.2023); Sociedad secreta // Wikipedia // [URL]: https://es.wikipedia.org/wiki/Sociedad_secreta/ (дата обращения: 18.07.2023).
2 Ibid.
3 Société secrete // Wikipedia // [URL]: https://fr.wikipedia.org/wiki/Société_secrète (дата обращения: 18.07.2023).
миром». Всё это определение абсолютно антинаучно, поскольку состоит из равных долей легенд различных оккультных традиций и конспирологических измышлений.
В этом франкоязычному сегменту Википедии более или менее соответствует русскоязычный сегмент, где авторы соответствующей статьи, вероятно, попробовали взять франкоязычное определение и просто убрать из него самые одиозные пассажи, в то же время добавив собственную эмоциональную оценку отдельным словам: «Тайное общество - организация, члены которой скрывают определенные действия (например, инициацию) от лиц, не касающихся их деятельности. Члены могут быть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранить тайны общества. Термин "тайное общество" часто используется, чтобы описать братские организации (например, масонство), которые могут иметь секретные церемонии, но также может применяться и к таким не вполне серьезным организациям, как университетские братства»1. Впрочем, в таком виде это определение остается фактически не определяющим ни одну из реально существующих организаций, а также сохраняет свои оккультные и конспирологические истоки.
С чисто функциональной точки зрения, ближе всего к выполнению своего назначения подходит определение, взятое из германоязычного сегмента Википедии, где оно составлено на основе сочинений современных историков Ханны Арендт и Карла Фрика: «Тайные общества <...> организации или союзы, хранящие в тайне от своего социального окружения состав своих членов, цели и деятельность. Они отличаются друг от друга по происхождению, организационной форме и направленности. Общим для всех тайных обществ является обладание характеризующими их "тайнами", которые нельзя раскрывать посторонним, и преследование задач, которые могут быть мотивированы образовательными, эзотерическими, политическими или криминальными целями»2.
В то же время энциклопедия «Британника» демонстративно уходит от необходимости систематизации тайных обществ и их многовековой истории, вместо этого возвращаясь к подходу «энциклопедистов» середины XVIII в., подразумевавшему составление определения на основе конкретного примера. В этом источнике определение тайных обществ базируется на описании свойств вполне конкретного направления масонства и звучит следующим образом: «Тайные общества - любые из широкого спектра организаций или ассоциаций на основе членства, использующие тайные инициации или иные ритуалы, члены которых зачастую пользуются особыми клятвами, рукопожатиями и другими способами взаимного опознания. Элементы тайны могут варьироваться от простого пароля до тщательно разработанных
1 Тайное общество // Wikipedia // [URL]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайное общество/ (дата обращения: 18.07.2023)
2 Geheimbund // Wikipedia // [URL]: https://de.wikipedia.org/wiki/Geheimbund/ (дата обращения: 18.07.2023)
ритуалов, внутреннего языка, костюмов и символов»1. При этом в хаотичном перечислении признаков прослеживается полное отсутствие намерения вдаваться в подробности и детализировать понятия «ритуалы» или «тайные инициации». Разумеется, это определение может характеризовать, в крайнем случае, только ряд тайных обществ «нового образца», произошедших от масонства, и никоим образом не относится ко всей массе закрытых организаций, перечисленных далее.
Крупнейший современный исследователь тайных обществ из числа сугубо академических ученых, амстердамский историк Яап Клоостерман, как и многие авторы, уходит от непосредственных попыток дать четкое и недвусмысленное определение данным группам, но в своей работе «Тайные общества» приводит ряд признаков, которые полагает существенными для этих групп - снова с точки зрения концепции «тайны» в трактовке Зиммеля. Клоостерман выделяет фактор внешнего давления в качестве ключевого при формировании обществ, собранных вокруг некой внутренней «тайны», и называет его «clandestinity», т. е. «подпольность» («дикость» - в узкомасонском лексиконе). Исследователь указывает, что такой угол зрения -наличие и хранение тайны как реакция на преследования извне, -«нравственно более оправдан», чем наличие и хранение тайны по неустановленным мотивам и с целью «возвышения» членов группы над людьми из «внешнего мира». Крайне важно также, что Клоостерман, пусть и без детализации, указывает, что тайные общества являются характерным явлением и знаковым элементом переходного периода - от «старого» постсредневекового мира к Новому времени, и тем самым выходит на рубеж разграничения между тайными обществами «старого» и «нового» типов, в последнем из которых существенны изменения в символических «вертикали» и «горизонтали», а именно отказ от жесткой иерархии и приобретение международного характера2.
В целях представления полного спектра существующих определений тайных обществ, наверное, будет справедливым привести такое определение из вполне стандартной популярной книги на данную тему, выпущенной автором, скрывшимся за псевдонимом «Матвей Гречко »: «Тайное общество -это организация, которая скрывает либо само свое существование, либо свои дела. Иногда внутри одного открытого и безобидного общества неявно существует другое - опасное и тайное. Милый благотворительный кружок на самом деле может являться зловредной сектой. Тайным обществам обычно присущи некие особенные ритуалы инициации, обряды, тайные знаки: татуировки, пароли. Тайные общества могут быть как религиозными, так и светскими; часто они связаны с политикой. Неоднократно в истории тайные общества запрещали особыми указами»3. Как ни парадоксально, но это одно
1 Secret society // Britannica // [URL]: https://www.britannica.com/topic/secret-society/ (дата обращения 18.07.2023).
2 Kloosterman J. Introduction // Secret Societies // International Institute of Social History // [URL]: https://iisg.nl/collections/secretsocieties/intro.php/ (дата обращения: 18.07.2023).
3 ГречкоМ. Тайные общества: полная история. С. 4.
из самых адекватных определений из рассмотренных нами в ходе работы над настоящей статьей: оно определенно основано на знакомстве автора с ранее данными определениями тайных обществ, в частности, с сочинениями Ч. У. Гекеторна и Википедией, но, в отличие от них, М. Гречко пытается самостоятельно демаркировать понятие эзотеризма и «внутреннего круга» в рамках тайных обществ, что является, несомненно, его заслугой.
Создатель некогда популярного сочинения «Конспирология», одной из первых русскоязычных работ на эту тему, социальный публицист А. Г. Дугин предлагает вместо оформленного определения тайных обществ совокупность признаков, характеризующих «заговор», под каковым названием фигурируют в его книге любые закрытые общества без учета исторического периода и страны: «1. В центре "заговора" стоят люди. 2. Эти люди скрыты под покровом тайны. 3. Эти люди принципиально дефектны в самой своей основе. 4. Цель "заговора" - в создании «антиреальности», соответствующей «антинормальности» самих заговорщиков. 5. Негативная цель "заговора" -уничтожение "естественного", "нормального" порядка вещей, который является "преградой" и "препятствием" (или, по меньшей мере, порабощение и подчинение "нормальной" реальности)»1. Естественно, этот пример приведен здесь не для сопоставления с прочими определениями, а для дополнения контрастного обзора подходов к оценке тайных обществ в науке и общественном мнении. Необходимо, впрочем, сделать в данном случае скидку на определенный карнавализм и карикатурную схематичность молодого Дугина, провозгласившего их идеологической основой своей книги в предисловии к ней2.
Исследованиям в этом направлении посвящены многочисленные работы антропологов, социологов и социальных философов, однако исторический обзор исследований на эту тему не входит в наши задачи. Напротив, нам видится, что все эти исследования лишены всякого смысла потому, что изначально исходят из ложной посылки, пытаясь рассматривать как нечто однотипное совершенно разные явления человеческой истории. Всё это - в основном сугубо «кабинетные» теоретические исследования, рассматривающие абстрактные модели «тайных обществ», обладающих преимущественно вымышленными свойствами и не имеющих отношения к реальным группам людей, действовавших в мировой истории. В мире не существует и никогда не было «тайных обществ» как унифицированного явления, обладающего более или менее сходными чертами в разных странах и на протяжении всей человеческой истории. И никоим образом нельзя рассматривать как тайные общества то, что обычно называется этим словосочетанием.
Насколько позволяет судить наличие прямых и косвенных материальных свидетельств, закрытые союзы существовали на протяжении всей истории человечества. Они принимали самые разные формы, и вряд ли существует
1 Дугин А. Г. Конспирология. С. 22.
2 Там же. С. 3-5.
такая общность людей (территориальная, культурная или социальная), внутри которой не было бы закрытых групп. Антропологи справедливо указывают на наличие закрытых мужских и женских сообществ у примитивных культур, носящих зачастую инициатический характер. Их также справедливо рассматривают, по принципу экстраполяции, как вероятную модель первичных закрытых обществ у всех прочих народов Земли, даже если о таковых не сохранилось до нашего времени свидетельств. На протяжении веков у людей складывались закрытые общества в форме эзотерических духовных учений (включая ныне официальные религии), политических группировок и заговоров, экономических союзов, криминальных группировок, национальных и социальных группировок и т. д. Все они характеризовались определенными чертами:
- закрытость: члены общества (инсайдеры) определяют критерии приема в общества кандидатов из «окружающего мира» (аутсайдеров);
- наличие общей цели: это может быть как конкретная задача (захват власти и т. д.), так и обобщенная задача выживания и сохранения своей групповой идентичности;
- наличие общего признака: в роли такового могут выступать национальные, социальные, физические и иные свойства.
Вторичными и опциональными по отношению к перечисленным выше являются признаки наличия общего учения или его элементов, особых церемоний приема и пребывания в группе, а также конспирации в осуществлении деятельности группы. Признак конспирации логично появляется в деятельности группы только при наличии угрозы для ее членов, исходящей извне, т. е. от окружающего данную группу общества либо его отдельных членов.
К обладающим данными признаками группам от доисторической древности до периода Нового времени становится возможным отнести: мужские и женские инициатические общества примитивных культур, жреческие/клерикальные сообщества, возникающие при доминировании определенной религии на определенной территории, религиозные секты как, соответственно, маргинализированные данным доминированием религиозные организации, военные сообщества, криминальные сообщества, ремесленные артели и гильдии, торговые сообщества и союзы, банкирские и финансовые сообщества и союзы, национально-культурные и национально-религиозные сообщества и гетто, политические партии и группы, политические заговоры и союзы, профессиональные союзы, творческие союзы и движения, социальные и благотворительные общества, приходские общины, районные общины и другие виды горизонтальных связей в обществах с самой разной структурой.
При этом важно отметить, что все перечисленные и не перечисленные выше виды обществ могут обладать характеристикой эзотеричности, т. е. наличия двух (или более) «кругов» внутри одного общества: «внешнего» - для всех разделяющих декларируемые цели и правила общества и «внутреннего» - для руководства общества и приближенных к нему членов. В случае наличия у группы степеней посвящения и соблюдения связанных с ними правил
количество таких концентрических кругов может возрастать практически неограниченно. Рассуждая же в ранее приведенных терминах, обозначающих типы взаимоотношений тайного общества с окружающим миром, следует заметить, что в период до наступления Нового времени эти общества характеризовались скорее «секретностью», т. е. более функциональным, чем декларативным, отношением к конспирологической стороне своей деятельности, поскольку метод достижения ими своих заявленных целей был чаще всего основан на реальном максимальном ее сокрытии от окружающего мира.
Ситуация радикально изменилась с появлением масонства как общества принципиально нового типа в принципиально новых исторических -социальных и культурных - условиях в начале-середине XVII в. В настоящей работе было бы неуместно пространно излагать предпосылки возникновения этого социально-духовного движения1, однако оно и развившиеся вслед за ним и под его влиянием общественные группы сформировали иной комплекс организационных признаков, совокупно ставших обозначаться понятием «тайное общество». Изучение тайных обществ нового типа традиционно осложняется тем фактором, что подавляющее большинство исследователей -как инсайдеров (составителей легендарных летописей своих организаций), так и аутсайдеров (чаще всего конспирологов) - искусственно «удлиняют» историю обществ масонского типа, совершенно необоснованно «соединяя» их в своих классификациях со всем массивом известных в истории закрытых обществ всех описанных выше видов. Между тем это видится нам совершенно антинаучным и исторически ошибочным по причине колоссальной разницы между организациями, называющимися «тайными обществами», в период до Нового времени и в период после Нового времени как во «внешних» проявлениях, так и во внутреннем содержании.
Было бы не меньшей ошибкой настаивать на подобии всех тайных обществ масонству просто по причине их появления после масонства на исторической сцене либо даже заимствования ими тех или иных черт у масонства. Поэтому мы считаем ошибочным приведенное выше определение тайных обществ из энциклопедии «Британника». Тайные общества Нового времени и позднейших исторических периодов разнообразны и зачастую граничат (иногда до степени слияния) с группами религиозной, политической, социальной, национальной и культурной направленности. Они весьма разнообразны по своим учениям, ритуалам, религиозно-нравственной идеологии, по отношению к окружающему миру и т. д. Однако нам представляется возможным выделить ряд существенных признаков, по которым они могут быть объединены в одно определение.
1) Принципиальным признаком, объединяющим все эти разноплановые группы, остается закрытость, т. е. определение членами общества правил жизни общества и критериев приема новых членов.
2) Они в основной массе характеризуются религиозным плюрализмом,
1 См.: Кузьмишин Е. Л. Масонство. С. 36-38.
25
терпимостью или индифферентностью к религиозным воззрениям своих членов, практикуют эклектизм (как механическое соединение отдельных учений или их элементов) и/или синкретизм (как формирование синтетических учений на основе элементов разных учений) для формирования собственной идеологии.
3) Они в основной массе демонстрируют интерес к так называемому «отверженному знанию», либо основываясь на эзотерических учениях, включая их в свои идеологические комплексы, либо просто поощряя их изучение своими членами. Зачастую это связано со стержневым учением группы, содержащим концепцию мистической «тайной традиции» в религии и «наследования древних знаний» от мифических предков.
4) Они практически без исключений следуют декларативному подходу к понятию тайны, не скрывая своей деятельности, учения, чаще всего - состава своих членов, но напротив, ведя активную публичную рекламную деятельность, объявляя преимуществом своей группы наличие у нее неких тайн («тайного знания», инициации).
В большинстве обществ этого типа действуют демократические принципы управления и принцип равенства членов при декларируемой практически повсеместно иерархичности. При функциональном подходе к вопросу тайны деятельности общества строгая иерархичность необходима, но в условиях тайны сугубо декларативной, предназначенной скорее для привлечения новых членов, такая иерархичность утрачивает необходимость, более того, может даже принести организации вред. Иерархичность в данных условиях сохраняется в большинстве этих обществ в формально-декоративной форме в качестве наследия исторических или мифологических предшественников этих групп. Вторичным выражением демократических принципов управления в указанных организациях обычно является совместная деятельность, напрямую не относящаяся к задачам общества и его очным собраниям: образовательная и издательская деятельность, совместный досуг, внешние благотворительные и культурные проекты, взаимопомощь внутри организации.
Исходя из вышесказанного, нам видится возможным предложить внести изменения в существующие определения тайных обществ, разграничив их на общества «старого» и «нового» типов. В таком случае классификация «тайных обществ старого типа», несомненно, должна стать предметом дальнейших более подробных исследований с целью введения в нее объективных и исключающих критериев. В то же время «тайные общества нового типа», с нашей точки зрения, можно уже сейчас определить как закрытые светские плюралистические духовно-эзотерические общинные группы Нового и Новейшего времени.
Конечно, данная проблема не может быть разрешена в рамках одного исследования одного автора и нуждается в широкой дискуссии, где могут быть рассмотрены и детально описаны составляющие ее элементы, такие как понятия «тайны», «секретности» и «конфиденциальности», соотношение целей и структуры данных групп и т. д.
ЛИТЕРАТУРА
Бойко А. К. Тайна и социальное: от антропологии конфиденциальности к социологии секретности // Социология власти. 2019. № 31 (4). С. 112-138.
Гальцин Д. Д. Тайна, секретность и «секретизм» в современном эзотеризме на примере викки // Aliter. 2022. № 17. С. 15-42.
Гекеторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран / Пер. с англ. В 2 т. М.: НПФ «РАН», 1993.
Гречко М. Тайные общества: полная история. М.: АСТ, 2020.
Дугин А. Г. Конспирология. М.: Евразия, 2005.
Кузьмишин Е. Л. Масонство. М.: Ганга, 2019. 2-е изд., доп.
Серков А. И. История русского масонства ХХ века. В 3 т. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009.
Тайное общество // Wikipedia // [URL]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тайное_общество/ (дата обращения: 18.07.2023).
Шустер Г. История тайных обществ, союзов и орденов. В 2 т. / Пер. с нем. М.: Айрис-пресс, 2005.
Dülmen R van. Der Geheimbund der Illuminaten (Neuzeit im Aufbau). 2 Bde. Bd 1. Stuttgart: Frommann-Holzboog, 1975.
Geheimbund // Wikipedia // [URL]: https://de.wikipedia.org/wiki/Geheimbund/ (дата обращения: 18.07.2023).
Heckethorn C. W. Secret Societies of All Ages and Countries. In 2 vols, London: G. Redway, 1897.
Kloosterman J. Hidden Centres: the Rise and Fall of the Secret Societies // Zentren und Peripherien der europäischen Wissensordnung vom 15. bis zum 20. Jahrhundert. Konferenz im DHI Moskau, 24-26 September 2009 // [URL]:
https://www.academia.edu/10226407/Hidden_Centres_The_rise_and_fall_of_the_secret_societie s_2009_2010/ (дата обращения: 18.07.2023).
Kloosterman J. Introduction // Secret Societies // International Institute of Social History // [URL]: https://iisg.nl/collections/secretsocieties/intro.php/ (дата обращения: 18.07.2023).
Kröger U. Der Odd Fellow-Orden, seine Entstehung, Entwicklung und Einführung in Deutschland im 19. Jahrhundert. Lübeck: Oddfellows Editions, 2013 // [URL]: https://www.oddfellows.de/fileadmin/gldof/dokumente/Uwe_Kroeger_OddFellow_Orden.pdf/ (дата обращения: 18.07.2023).
Secret society // Britannica// [URL]: https://www.britannica.com/topic/secret-society/ (дата обращения: 18.07.2023).
Secret society // Wikipedia // [URL]: https://en.wikipedia.org/wiki/Secret_society/ (дата обращения: 18.07.2023).
Sociedad_secreta // Wikipedia // [URL]: https://es.wikipedia.org/wiki/Sociedad_secreta/ (дата обращения: 18.07.2023).
Société secrete // Wikipedia // [URL]: https://fr.wikipedia.org/wiki/ Société_secrète/ (дата обращения: 18.07.2023).