Пелипенко А. Н.
студент магистратуры 2 курса группы ZMT-МвО-3-1
«Менеджмент в образовании» ФГБОУ ВО «АГПУ» Костенко А.А., псх.н. доцент кафедры ФКиБЖ ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация: в статье мы рассматриваем роль деловой культуры в формировании этических норм и стандартов поведения сотрудников образовательной организации.
Ключевые слова: этика, нормативные требования педагогической этики, теоретическая этика, нормативная этика, профессиональная квалификация, педагогическая культура, педагогический такт.
Pelipenko A. N.
2nd year master's student of the ZMT-MVO-3-1 group
"Management in education" FGBOU VO "ASPU" Kostenko A. A.
psych. sci., associate professor of the Department of Physical Culture
and Life Safety
FGBOU VO "Armavir State Pedagogical University "
BUSINESS CULTURE OF EMPLOYEES AS A FACTOR IN MANAGING AN EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: in the article we consider the role of business culture in the formation of ethical norms and standards of behavior of employees of an educational organization.
Keywords: ethics, regulatory requirements of pedagogical ethics, theoretical ethics, normative ethics, professional qualification, pedagogical culture, pedagogical tact.
В настоящее время теоретическая этика - это наука, описывающая и объясняющая мораль как особое социальное явление. Она отвечает на вопросы что такое мораль, чем она отличается от других общественных феноменов, каково ее происхождение, как она менялась исторически,
каковы механизмы и закономерности ее функционирования, в чем заключается ее социальная роль и т.д.
Нормативная этика представляет собой систему моралистических (моральных) рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т.д. В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Она обращена, прежде всего, к критически мыслящей личности, способной поставить под сомнение любые постулаты. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т.д.). Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, - область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т.п.). Вся эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов.
Следовательно, особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики. Современное образовательное пространство ориентировано на то, что «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Говоря о педагогической этике необходимо помнить о следующих основных понятия:
Профессиональная квалификация - образование (среднеспециальное, высшее). Непрерывность профессионального развития, профессионального мастерства, активно заниматься самообразованием и самосовершенствованием, повышение квалификация(категория), совершенствование своего интеллектуального, творческого и общенаучного уровня. Ответственность за результат обучения.
Педагогическая культура (нравственная культура) - внешний облик педагога (придерживаться делового стиля в одежде ), культура речи, вежливость, корректность, культура и нормы поведения в школе и в обществе за пределами учебного заведения, чувство собственного достоинства, умение управлять своим состоянием, чувство юмора. Педагог имеет право на возмущение, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности как с коллегами так и с родителями и учащимися.
Ни при каких обстоятельствах не допускается применение методов физического и морального и психического насилия к участникам образовательного процесса. С уважением относится к особенностям, ценностям и достоинством каждой национальной культуре. Уважение прав и достоинства всех людей вне зависимости от социального, должностного положения.
Культурный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.
Педагогический такт -(от лат. tactus - прикосновение) - чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя: уважение достоинства ребенка, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами. Т.е. выбор средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань.
Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику; умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему; деловой тон общения; внимательность, чуткость педагога.
Итак, под этикой делового общения понимается свод неофициальных правил взаимодействия членов профессионального коллектива друг с другом. Этот негласный регламент необходимо соблюдать, чтобы информация передавалась максимально упорядоченно. Практика применения этических норм диктуется многими причинами. Перечислим наиболее важные из них.
Прежде всего соблюдение данных правил способствует лучшему осознанию сотрудниками целей, стоящих перед ними, а также лучшему пониманию способов достижения этих целей.
Другая причина состоит в формировании благоприятного климата в трудовом коллективе, члены которого заняты большей частью производством, а не общением друг с другом.
Наконец, соблюдая принятые этические правила, сотрудники становятся морально готовыми для выполнения своих обязанностей. От этого зависит и производительность труда.
Далее приведем ключевые принципы, на которых основывается деловая этика.
• Отсутствие недоброжелательного отношения среди членов профессионального коллектива.
• Справедливое распределение производственных ресурсов между сотрудниками.
• Зависимость развития этических вопросов внутри компании от поведения сотрудников этой компании (правило прогрессивного максимума).
• Лояльность к традициям компании.
• Равноценность оценки индивидуальных и коллективных действий в процессе трудовой деятельности.
• Использование личного опыта в решении рабочих вопросов только в случаях его оправданности.
• Отсутствие любых насильственных мер в отношении сотрудников.
• Недопустимость ограничения свободны одного сотрудника другим.
• Бесконфликтность внутри коллектива.
• Мотивирование коллег следованию правилам деловой этики.
• Недопустимость критики действий конкурентов.
• Соблюдение делового этикета не в приказном порядке, а на основе установленных традиций.
• Доверие начальства к подчиненным, способствующее повышению у персонала уровня внутренней ответственности.
Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден
от тотального контроля» (Профессиональный стандарт педагога).
Нормативные требования педагогической этики профессиональной деятельности формируются на соответствующих положениях двух составных частей общей этики - профессиональной и педагогической.
Профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе из их профессиональной деятельности. Ее особенностью является тесная связь с деятельностью членов конкретной учебной, производственной и т.д. группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов, этических категорий и правил. Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде,
основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога гласит «Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».
Использованные источники:
1. Горшкова, Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Дидактический материал: учебное пособие / Н.Д. Горшкова, Л.М. Оробец. - Новосибирск: НГТУ, 2013. - 76 с. - ISBN 978-5-7782-2259-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228961
2. Гуревич, П.С. Этика: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2012. -417 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - ISBN 978-5-238-01023- 6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/indexphp?page=book&id=118544
3. Загорская, Л.М. Профессиональная этика и этикет: учебное пособие / Л.М. Загорская. - Новосибирск: НГТУ, 2012. - 292 с. - ISBN 978-5-77822017-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http: //biblioclub. ru/index.php?Page=book&id=228860 (
4. Золкин, А. Л. Культурология: Учеб. для студ. вузов [Текст] / А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 583 с