результатом использования природных ресурсов, извлеченных из атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы, что нарушает термодинамическое, химическое, экологическое равновесие природных систем, составляющих атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу, а также загрязняет последние продуктами и отходами производства и быта, для обозначения соответствующего раздела науки предложен термин «Энвиро-логия». Специальный раздел УДК 40 предназначен для индексирования мировой литературы, отражающей изменения окружающей среды, вызванные деятельностью человека в процессе общественного производства, потребления и быта. В нем выделяются атмосферная, гидросферная литосферная и биосферная эивирологня (Р. Б. Сейфуль-Мулюков). Обзор зарубежной дискуссии последних лет в связи с определением терминов «Environmental toxicology» и «Ecoto-xicology» приводится, например, в статье Р!аа. Следует отметить, что существует несколько словарей на различных языках мира, объединяющих термины и понятия, связанные с ООС. Аналогичное издание на русском языке недавно выпущено Академией наук СССР (Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков). Мировое признание получила энциклопедия, вышедшая вторым изданием под редакцией Parker и содержащая информацию по всем областям науки и практической деятельности, связанным с вопросами окружающей среды (1-е издание было выпущено в 1974 г.). К этому же разделу информационного обеспечения относится выпущенный в СССР «Англо-русский глоссарий избранных терминов по профилактической токсикологии». М., 1982.
В связи с тем, что в разных странах сложилась собственная терминология, отражающая национальное толкование вопросов, связанных с ООС, все больше ощущается потребность в международной унификации соответствующих понятий. Эту потребность в известной степени удовлетворяет выпущенный по поручению Европейского регионального бюро ВОЗ издательством «Медицина» на русском языке «Терминологический словарь по загрязнению атмосферного воздуха» (Копенгаген, 1982), в котором сами термины и соответствующие определения даны с учетом международной практики их использования.
В заключение укажем, что в стране ведется большая работа по созданию государственной автоматической системы научно-технической информации (ГАСНТИ), основанной на применении современной технологии, которая позволит резко повысить эффективность и качество информационного обеспечения всех видов научно-практической деятельности (Н. Б. Арутюнов). Одной из основных задач ГАСНТИ в 1981 — 1985 гг. является создание проблемно-ориентированной системы для информационного обеспечения работ по ООС.
Литература. Введение в геогигиену. Под ред. Н. В. Лазарева. М. — Л., 1966. Реймерс Н. Ф„ Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1982. Ступкин В. В., Малышева Н. А.— Труды ВНИИ гндро-ме-
теорол. информации, 1981, вып. 76, с. 41—45. Encyclopedia of Environmental Science. Ed. S. Parker. New York, 1980.
Plaa G. L. — Cañad. J. Physiol. Pharmacol., 1982, v. 60, p. 1010-1016.
Поступила 24.02.83
УДК 6I3:6I4.253]:658.3S6:3
В. M. Ретнев. А. П. Ганин
«ДЕЛОВАЯ ИГРА» В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ ГИГИЕНИСТОВ
ПО ДЕОНТОЛОГИИ
Институт усовершенствования врачей, Ленинград
Вопросы деонтологии врачей-гигиенистов наименее разработаны. На это указывает хотя бы то, что ни на I (1970), ни на II (1977) Всесоюзных конференциях по медицинской деонтологии не было ни одного доклада на эту тему.
Развитие деонтологических навыков, в частности— формирование опыта делового общения для данного контингента врачей крайне необходимо. Постоянные контакты врачей санэпидстанций со специалистами различного уровня — от рядовых работников до ответственных руководителей крупных предприятий, организаций, учреждений требуют умения вести деловое общение, убеждать, отстаивать свои позиции, в частности в далеко не простых конфликтных ситуациях
(Л. В. Власов и В. К. Сементовская; В. М. Ретнев).
Формирование опыта делового общения на циклах врачей санэпидстанции в институтах усовершенствования врачей представляется не только важной, но и вполне осуществимой задачей в связи с тем, что на циклы повышения квалификации приходят врачи, имеющие за редким исключением практический опыт работы, обладающие точными знаниями в своей области.
Одним из методов упрочения навыков делового общения является решение ситуационных задач на практических занятиях типа «деловой игры»— формы обучения, получившей в последние годы значительное распространение в практике
подготовки и повышения квалификации руководящих работников преимущественно технического профиля (А. Г. Аганбегян и соавт.).
Впервые введенные несколько лет назад на , кафедре труда и профболезней нашего института «деловые игры» неизменно вызывают большой интерес врачей-курсантов как по существу предложенных задач, так и по форме их проведения.
Накопленный опыт свидетельствует прежде всего о важности выбора темы «деловой игры» с учетом контингента курсантов, времени проведения этого занятия. Наилучшим содержанием «игры» является какая-либо конфликтная ситуация профессионального плана, знакомая всем участникам занятия. Наиболее целесообразен предварительный выбор темы, основывающийся на достаточном знании преподавателем особенностей конкретного цикла врачей, личных качеств и опыта курсантов, а также на достаточном уровне доверительности отношений между курсантами и преподавателями. Из сказанного понятно, что проведение «деловых игр» следует относить по времени на вторую половину цикла, заранее подбирая активных участников — «актеров». Важными отличительными чертами «деловой игры» являются большое число методических подходов к решению одной и той же конкретной задачи при непременном наличии твор-> ческого элемента: сам процесс решения профессиональной задачи, в одинаковой степени эмоционально переживают как «исполнители», так и , зрители. При этом основная нагрузка ложится на самих курсантов; процесс поиска решения отличается динамизмом, требует участия всех участников «игры» — «актеров» и зрителей.
Функции преподавателя, руководящего занятием, при хорошо подготовленной «игре» сводятся, как правило, лишь к формулированию итогов, так как цель практического занятия фактически бывает уже достигнута самими курсантами в ходе обсуждения результатов «игры».
Все занятие складывается из 2 главных этапов: первоначально весь цикл наблюдает сцену, которая разыгрывается по заранее разработанному сценарию несколькими курсантами — «актерами». Второй этап — обсуждение разыгранной сцены с точки зрения правильности поведения врача в показанной ситуации. Как первый, так и второй этапы являются активными для всех участников «игры» («актеров» и зрителей), поскольку обсуждение увиденного возможно лишь с использованием собственного опыта и умения , оценить профессиональную деятельность коллеги с личных позиций.
Продолжительность занятия и отдельных этапов может колебаться от 1 '/г до 2 учебных часов без перерыва, причем на первый этап отводится от 15 до 30 мин.
Естественно, для достижения наибольшего эмоционального эффекта «актеров» или более активных участников первого этапа необходимо
готовить достаточно тщательно. Опыт показывает, что это лучше делать за 2—3 дня до проведения «игры» — оптимальный срок для «вживания в образ» и сохранения творческого настроя к моменту действия.
Проведение «деловой игры» требует безусловного доверительного отношения между курсантами, отсутствия незнакомых или посторонних лиц. Ей должна предшествовать (также за 1— 3 дня) лекция по деонтологии. Непосредственно перед «игрой» преподаватель дает необходимые объяснения конкретной игровой ситуации по сценарию. Указывается также на недопустимость влияния «зрителей» на поведение «актеров» (реплики, подсказки и т. д.), хотя живая, не всегда предсказуемая реакция «зрителей» может иметь место и иногда способствует успеху всего занятия, снижает излишнюю напряженность «актеров».
Проводимые на кафедре «деловые игры» имеют общий условный заголовок: «Стратегия и тактика в работе гигиениста труда». Это, например, относится к встрече с руководителем предприятия с целью проверки выполнения предписаний. Один из сценариев предусматривает заведомо сложную задачу для врача, когда «руководитель предприятия» не выполнил выданное ему ранее предписание, т. е. сцена формируется, исходя из возможно конфликтной обстановки. Практически все курсанты цикла в своей практической работе оказывались в подобных ситуациях или были их свидетелями. Сценарий для врача не имеет конца сцены; врач-«актер» сам доводит первоначально заданную ситуацию до логического завершения, ориентируясь на стиль поведения своего партнера, характер и особенности «руководителя», выдвигаемые им объективные или необъективные причины невыполнения выданного ему предписания.
Мы считаем полезным готовить одновременно 2 эпизода с одинаковой исходной ситуацией, в одном случае «директор предприятия» представлен демократическим типом руководителя, в другом— авторитарным (Е. С. Кузьмин с соавт.; А. Г. Ковалев). Последовательное наблюдение курсантами 2 пар исполнителей расширяет возможности обсуждения поведения 2 врачей в одной ситуации, но с разными типами руководителей и, соответственно, неоднозначностью возможного решения. Для контроля за происходящим «на сцене» со стороны преподавателя предусмотрена возможность обострения ситуации (создание острого дефицита времени путем внесения дополнительных неизвестных заранее сведений в пределах сценарной установки) для выявления реакции врача в неожиданной ситуации. С этой целью привлекается дополнительный участник — «секретарь директора», который по сигналу преподавателя вносит в нужный момент дополнительные оперативные еведения для участников «игры». Такая возможность является полезной.
позволяющей, не нарушая творческой обстанов^ кн, отметить неправильные действия врача.
Второй этап — обсуждение и анализ «проигранных» событий проходит под руководством преподавателя и, как правило, характеризуется высокой активностью зрителей. В первую очередь курсанты оценивают правильность поведения врача и достижение (или недостижение) им цели посещения «директора». Анализируется степень владения врачом ситуацией, адаптация его поведения с учетом личности партнера-«ди-ректора», тактики и стратегии в целом. Важно обратить внимание курсантов на умение врача контролировать ситуацию, убеждать и одновременно— слышать собеседника, выяснять и объективно оценивать доводы партнера, целенаправленно формировать отношение к себе и своей работе и т. д.; а также умение подчинять главному второстепенное, оперативно принимать решения, переключаться на изменившуюся обстановку, быть готовым проявить высокие моральные качества врача.
Игровой смысл занятия требует соблюдения ряда известных правил игры — признается неизбежная условность происходящего; «актеры» получают вымышленные имена, создастся фрагмент обстановки «кабинета директора» и т. д. В конечном итоге обсуждаются не действия вра-ча-«актера» (он на равных правах участвует в обсуждении), а того образа, который создан в процессе «игры».
С процессом создания образа может справиться практически любой курсант — в равной мере как женщина, так и мужчина. Полезно использовать и смешанные пары.
Итоги проведения «деловых игр» показывают безусловную целесообразность такой активной формы ведения занятий. Именно на этих занятиях отчетливо и убедительно выявляются (самими курсантами!) те недочеты, которые мешают врачу выполнять свои функции на высоком профессиональном уровне: незнание психологии делового общения, недостаточная тактичность и чуткость, неумение кратко и логично излагать свои мысли, оперативно и своевременно использовать официальные материалы, отсутствие убежденности в своей правоте и т. д.
Эмоциональная напряженность в ходе «игры» способствует закреплению полезных навыков, выработке критического отношения к своим возможностям, убежденности в правоте своей пози-
ции, появлению чувства удовлетворения от достижения цели.
Стандартизация сюжетов для «деловых игр» врачей-гигиенистов еще требует анализа и обобщения. Полезны в данном случае советы Д. П. Кайдалова, Е. И. Суименко, предлагающих фабулы, которые встречаются в различных коллективах. Из них применительно к работе гигиенистов санэпидстанции можно предложить такие.
«Наказание с поощрением»: противоречиво-непоследовательные действия руководителя подконтрольного объекта. «Щекотливое положение»: затруднительное положение врача-гигиениста, когда он в присутствии руководителя (цеха, участка и др.) должен оценить действия другого, более авторитетного лица, например директора объекта. «Наказание косвенного виновника»: неправильные действия подчиненного на подконтрольном объекте, спровоцированные его руководителем и ставящие врача-гигиениста перед необходимостью выявления основного виновника конфликтной ситуации.
В качестве более конкретных тем «деловых игр» по гигиене могут быть приведены следующие. «Предварительное согласование сроков выполнения оздоровительных мероприятий» (участники: врач, руководитель подконтрольного объекта). «Расследование случая острого отравления» (участники: врач, представитель профкома подконтрольного объекта, начальник цеха, подразделения. цеховой терапевт). «Экспертиза проекта» (участники: врач, главный инженер проекта).
Представляются весьма важным и дальнейшая разработка и накопление опыта проведения «деловых игр», расширение их применения в процессе подготовки врачей на циклах усовершенствования как эффективной формы активизации процесса обучения и воспитания личности современного врача-гигиениста.
Литература. Власов Л. В., Семеновская В. К. Деловое
общение. Л., 1980. Всесоюзная конф. по проблемам медицинской деонтологии.
1-я. Доклады. М„ 1970. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Психология единоначалия
и коллегиальности. М., 1979. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., 1975. Кузьмин Е. С., Волков И. П.. Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974. Проблемы медицинской деонтологии. М., 1977. Ретнев В. М. — Гиг. и сан., 1975, № 4, с. 53—55. Труд руководителя. / Аганбегян А. Г., Афанасьев В. Г., Белоусов Р. А. и др. М., 1977.
Поступила 05.04.83