Научная статья на тему 'Деловая активность как многоуровневая категория'

Деловая активность как многоуровневая категория Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2585
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНДЕКС ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ / КРИТЕРИИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ / BUSINESS ACTIVITY / INDEX OF BUSINESS ACTIVITY / INDEX OF BUSINESS CONFIDENCE / CRITERIA OF BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхуллина Алия Анасовна

Цель: анализ подходов к оценке деловой активности как многоуровневой категории. Методы: абстрактно-логический. Результаты: предложено рассматривать деловую активность индивидуумов и объединений (вплоть до межстрановых) как многоуровневую категорию, оценивающую поведение и способность достигать социально-экономические и производственные цели. Показана иерархическая структура деловой активности. Проведен обзор работ, рассматривающих оценки возможностей предприятий. Научная новизна: расширено теоретическое осмысление категории деловая активность. Практическая значимость: в возможности оценивать деловую активность на различных уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ACTIVITY AS A MULTI-LEVEL CATEGORY

Objective: the analysis of approaches to the assessment of business activity as a multi-level category. Methods: abstract logic. Results: it is proposed to consider the business activity of individuals and associations (up to cross-border one) as a multi-level category, which evaluates behavior and ability to achieve socio-economic and production goals. Works are reviewed, which show the possibilities to estimate the enterprises' abilities. Scientific novelty: the theoretical conception of “business activity” category is broadened. Practical value: the possibility to assess business activity at different levels.

Текст научной работы на тему «Деловая активность как многоуровневая категория»

УДК 330.1

А. А. ФАТХУЛЛИНА, старший преподаватель

Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань),

г. Нижнекамск, Россия

ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ КАТЕГОРИЯ

Цель: анализ подходов к оценке деловой активности как многоуровневой категории.

Методы: абстрактно-логический.

Результаты: предложено рассматривать деловую активность индивидуумов и объединений (вплоть до межстра-новых) как многоуровневую категорию, оценивающую поведение и способность достигать социально-экономические и производственные цели. Показана иерархическая структура деловой активности. Проведен обзор работ, рассматривающих оценки возможностей предприятий.

Научная новизна: расширено теоретическое осмысление категории деловая активность.

Практическая значимость: в возможности оценивать деловую активность на различных уровнях.

Ключевые слова: деловая активность; индекс деловой активности; индекс предпринимательской уверенности; критерии деловой активности.

Введение

Термин «деловая активность» прочно вошел в теорию и практику оценки экономических явлений. Роль этой категории значительно усилилась с развитием предпринимательства и появлением понятий «деловой риск» и «деловой крах», избежание которых требует от предпринимателей активности. В бизнес-словаре дана такая формулировка: «Деловая активность - экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг» [1].

Энциклопедический словарь экономики и права деловую активность определяет как «свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей» [2].

Из двух приведенных источников мы видим, что деловая активность распространяется на несколько уровней. В первом случае это «экономическая деятельность», во втором - «свойство человека и реальное проявление этого свойства». Сказанное послужило основанием для исследования вопроса, на какие уровни иерархии распространяется категория «деловая активность»?

Результаты исследования

В научной литературе иерархии деловой активности касаются многие авторы. Так, например,

О. В. Мясникова деловую активность рассматривает с трех позиций: индивидуума; предприятия (микроуровень); страны (макроуровень) [3, с. 13]. Соглашаясь с мнением вышеназванного автора относительно трех субъектов, отметим, что в ее позиции не отражена региональная компонента и не учитывается то, что экономика страны в целом дезагрегирована по регионам, территориальным и муниципальным образованиям, федеральным округам. Кроме того, сами страны вступают в те или иные экономические союзы, подобные Таможенному Союзу, АТЭС, ЕС и т. д. Интеграция субъектов в какие либо союзы вызвана стремлением повысить свой экономический потенциал и стимулировать деловую активность.

Деловая активность на уровне индивидуума проявляется в стремлении человека достичь высоких или посредственных целей. Для этого человек получает образование, занимает активную жизненную позицию, организует собственное дело и т. д. Основа деловой активности человека закладывается еще в семье, в школе и даже в детском саду. Она обусловлена определенной менталь-ностью общества в целом и непосредственным микроокружением, т. е. поведением тех, с кем молодые люди и девушки непосредственно общаются. Культура деловой активности доводится до человека через средства массовой информации. Деловая активность индивидуума проявляется в способности найти высокооплачиваемую работу,

дающую возможность карьерного роста, самореализации и способности приносить пользу предприятию по месту работы. Статистическим анализом деловая активность человека не охватывается. Однако успех любого предприятия, так же как и региона или страны в целом, полностью обусловлен деловой активностью людей.

На уровне предприятия деловая активность -это основной параметр для оценки возможностей предприятия и одно из популярных понятий в деловом сообществе. Характеристики деловой активности предприятий являются предметом дискуссии в научных и практических кругах. В своей работе В. В. Бочарев деловую активность предприятия измеряет с помощью количественных и качественных критериев. Качественные критерии: широта рынков сбыта, деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции и др. Количественные критерии характеризуют абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продаж готовой продукции, товаров, работ и услуг, прибыль, величину авансированного капитала. Относительные показатели характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия [4, с. 172].

В. В. Ковалев также предполагает качественную и количественную оценку деловой активности предприятия. Но на качественном уровне сравниваются деятельность предприятий и одинаковые по области деятельности капиталы предприятия. Количественная оценка сделана по двум направлениям: степень выполнения плана; уровень эффективности использования ресурсов коммерческой организации [5, с. 244].

Г. В. Савицкая деловую активность предприятия оценивает на основании изучения динамики (за 3-5 лет) уровня следующих показателей: рентабельность совокупных активов; рентабельность собственного капитала; эффективность использования заемных средств; коэффициент оборачиваемости авансированного капитала; коэффициент оборачиваемости оборотного капитала; продолжительность оборота оборотного капитала [6, с. 213]. В работе Г. В. Савицкой превалирует финансовый подход. Совершенно упускаются важные, с нашей точки зрения, показатели деятельности, такие как динамика роста

объема производства, конкурентоспособность продукции, рыночная доля продукции предприятия на том или ином сегменте рынка и динамика этой доли, инновационная активность и подобные им показатели.

На уровне страны (макроуровне) изучение деловой активности предполагает комплексное использование разнообразных источников информации. Наряду с данными текущей статистической отчетности, раскрывающими объем, структуру и динамику отдельных видов экономической деятельности, данными выборочных обследований малых предприятий, уточняющих производственную характеристику предприятий, получили распространение опросы экспертов. На практике эти индексы являются опережающими показателями, довольно эффективно предсказывая динамику экономического роста на 2-4 месяца вперед.

В зарубежной практике используется широкий спектр индексов деловой активности, которые при некоторой адаптации можно использовать в России. Хорошим подтверждением этому может стать динамика индекса ожиданий менеджеров по закупкам (PMI), рассчитываемого американской ассоциацией ISM (Institute for Supply Management, ранее - NAPM) [7, c. 303]. Этот индекс является одним из основных показательных экономических индикаторов месяца, зарекомендовавшим себя в качестве отличного средства прогнозирования поворотных моментов экономических циклов, а также ставшим предупредительным сигналом о нарастании инфляционного давления. Индекс ожиданий менеджеров по закупкам пользуется таким высоким уважением в среде инвесторов, экономистов и политиков, что в течение нескольких лет собственные PMI появились более чем в десятках стран мира, причем все они в основе своей повторяют модель американского индекса [8, с. 150]. Именно поэтому операторы финансового рынка во всем мире с нетерпением ожидают выхода таких индикаторов (как правило, публикация приходится на самое начало месяца). Фактически у них появляется возможность «обогнать» экономику, предвосхитить динамику экономического роста, воспользовавшись такими индикаторами, как PMI [7, с. 303].

Основные индексы деловой активности на макроуровне в России приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные индексы деловой активности, рассчитываемые на макроуровне в России*

Источник Методика расчета

Индекс предпринимательской уверенности (Росстат, Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ) Рассчитывается индекс на основе опроса руководителей о прогнозе выпускаемой продукции, остатках и спросе на нее охарактеризовать экономическую деятельность организаций с определенными видами деятельности. Представляет собой среднее арифметическое «балансов» ответов на вопросы об ожидаемом выпуске продукции, фактическом спросе и текущих остатках готовой продукции (последний с противоположным знаком) [9, с. 59]

Индекс деловой активности АМ-Ъ (Ассоциация менеджеров России) Расчет на основании 26 макроэкономических показателей Росстата и 17 оценочных показателей, полученных опросом ведущих предприятий России. Интегральный индекс деловой активности - э о сумма шести основных составляющих: пяти взвешенных индексов по различным отраслевым группам экономики и индекса, базирующегося на опросе «экспертной корзины» российских компаний [10]

Конъюнктурный индекс «Финанс» Рассчитывается исходя из относительных изменений следующих показателей: грузооборот транспорта, инвестиции в основной капитал, численность безработных, доля предприятий в «хорошем» и «нормальном» финансовом состоянии, индекс портфеля заказов, оборот розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы населения, кредитные вложения в экономику, вклады населения в банки, цены на нефть Urals [3]

Индекс предпринимательских ожиданий (Российский экономический барометр) Рассчитывается на основе показателей: соотношение доли предпринимателей, ожидающих, что цены на продукцию повысятся, и доли предпринимателей, ожидающих, что цены на ресурсы повысятся и так далее. Показатели определяются с помощью опроса промышленных предприятий

Индекс деловой среды (Общероссийская общественная организация «Деловая Россия») Определяется через 6 частных индексов: институциональные условия; развитие бизнеса; развитие социальной ответственности; сплоченность бизнес-сообщества; доверие к власти; социальное самочувствие

Индекс деловой активности The Moscow Narodny PMI (исследовательская группа NTC Research совместно с банком ВТБ Европа) Опрос более 300 крупнейших промышленных предприятий России. Индикатор строится на основе отдельных диффузионных индексов: производство; заказы; экспортные заказы; объем закупок комплектующих; взвешенный по объему ценовой индекс комплектующих; взвешенный по объему индекс сроков поставок комплектующих; запасы комплектующих; запасы готовой продукции; занятость [11]

* Источник: составлено автором.

Индекс предпринимательской уверенности рассчитывается Росстатом (рис. 1). Этот индекс определяет, в каком положении находятся предприниматели, и прогнозирует развитие экономики страны.

Как отмечалось выше, экономика страны дезагрегируется на экономики отдельных регионов или отраслей. Предпринимательская уверен-

ность, деловая активность совокупности регионов, отраслей, муниципальных образований, предопределяют деловую активность страны. Из графика видно, что индекс предпринимательской активности несет синусоидальную форму и в настоящей момент имеет положительное значение в производстве и распределение электроэнергии, газа и воды (рис. 1).

Рис. 1. Индекс предпринимательской уверенности (Источник: Росстат, дата обращения: 15.12.2013)

Экономики регионов существенно отличаются друг от друга. Деловая активность каждого в отдельности региона несет в себе специфические черты и складывается под воздействием природно-географических, исторических, культурных особенностей и традиций. В отдельных региональных образованиях следует учитывать национальные традиции и ментально сть. По этой причине при разработке региональных индексов учитывается специфика регионов.

По мнению Н. М. Ветрова, Г. А. Штофер [12, с. 12-16], критерии экономического функционирования региональной системы характеризуют сущность экономических процессов: уровень вовлеченных ресурсов, максимизация результатов, сбалансированность «потребности - предложение», уровень решения социально-экономических проблем, уровень управления и др. При этом в процессе эффективного функционирования в региональной системе могут отличаться «... действия, способствующие экономическому росту на основе согласованного развития ее составляющих», что совпадает с сущностью понятия «деловая активность». Мы разделяем высказанную точку зрения, что деловую активность региона следует рассматривать как мотивированный процесс функционирования региональной системы, направленный на обеспечение эффективного использования ресурсов данной территории, в целях достижения рыночной конкурентоспособности региональных субъектов хозяйствования и повышения благосостояния населения региона.

Следует отметить широкий разброс методов расчета индексов деловой активности по регионам (табл. 2).

Из перечисленных индексов деловой активности на уровне регионов России наиболее часто используется индек промышленного производства (ИПП).

Коллектив авторов Л. В. Зильберштейн, А. А. Кельин, М. Пэрри, Е. В. Чеботарева предлагают для отслеживания состояния деловой активности на постоянной основе использовать композитный индекс деловой активности региона [14, с. 122-127]. При построении индекса вышеназванные авторы применяют тот же метод, с помощью которого строится и анализируется индекс экономической и деловой активности конференцией Board США c 2001 г. В состав индекса входят показатели, которые определяются с помощью факторов, влияющих на формирование развития экономики региона; предлагается использовать данные, предоставленные официальными статистическими органами, и результаты опросов руководителей предприятий.

Аналогичный подход при определении индекса деловой активности используют авторы М. Р. Сафиуллин, Л. А. Ельшин, Ю. Г. Мингазова на примере Республики Татарстан [15, с. 9-12]. Использование такой методики в нескольких регионах подтверждает ее пригодность к использованию. Однако, с нашей точки зрения, она не лишена недостатков. Деловую активность мы понимаем как предпринимательскую активность

Таблица 2

Основные индексы деловой активности, рассчитываемые на уровне регионов*

Источник Методика расчета

Московский государственный университет Основана на применении факторного подхода, при котором сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по анализируемым факторам: природно-ресурсный потенциал; демографическая ситуация; экономический потенциал и т. д. После расчета интегральных индексов получают ранжированный ряд регионов с точки зрения уровня их социально-экономического развития [13, с. 86]

Индекс промышленного производства (Росстат) Агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» характеризует изменение масштабов производства в сравниваемых периодах

Коллектив авторов Л. В. Зильберштейн, А. А. Кельин, М. Пэрри, Е. В. Чеботарева В качестве составляющих определяют пять основных показателей: три взвешенных индекса по различным отраслевым группам экономики (индекс изменения капитала, ресурсный и производственный индексы), фондового индекса, отражающего тенденцию развития рынка ценных бумаг, и диффузного индекса, базирующегося на опросе «экспертной корзины» региональных компаний

А. А. Хаертдинова На основе систематизации структурообразующих субиндексов: инвестиционные факторы (изменения капитала, состояние фондового рынка), ресурсные и производственные факторы, предпринимательские ожидания, позволившие осуществить краткосрочный прогноз динамики экономического развития

* Источник: составлено автором.

широких слоев населения, их занятость на сверхкрупных региональных предприятиях и на предприятиях малого и среднего бизнеса. Подобного рода диверсификация занятости, когда каждый по отдельности работник имеет право выбора при трудоустройстве, является основой для решения проблем регионов с позиции занятости. Более высокие производственные показатели не являются свидетельством производственной активности регионов, так как сплошь и рядом они достигаются за счет успешной работы крупных предприятиях при низкой активности и низкой занятости трудоспособной части населения. С нашей точки зрения, категорию «производство» следует рассматривать в разрезе показателей деятельности крупных, малых и средних предприятий.

Во многих перечисленных выше методиках при определении деловой активности используются, помимо статистических данных, экспертные оценки. Мы подчеркиваем, что экспертные оценки в значительной степени несут в себе субъективизм исследователей и могут искажать факты.

Значительной проблемой при выработке подходов по определению индекса деловой активности является вопрос, следует ли совокупность показателей сводить к одному интегральному, как, например, это делается в методике Московского государственного университета. Применение интегрального показателя, свод частных показателей в интеграле имеют с нашей точки зрения положительный момент, что облегчает ранжирование оцениваемых субъектов в порядке возрастания и убывания сводного индекса. Это позволяет выявить лидеров или аутсайдеров. Однако недостатком интегрального показателя является разная мера веса или значимости частных показателей. Игнорирование значимости частных показателей приводит к искажению сводного результата. Данное суждение дает нам основание предложить расчет сводного показателя деловой активности на основе взвешенных значений частных факторов.

Выводы

Таким образом, деловая активность - это свойство субъекта, характеризующее его поведение и способность достигать определенных социально-экономических и производственно-технических

результатов на конкурентном рынке. Деловая активность имеет сложную, многоуровневую иерархическую структуру (рис. 2).

Индивидиум

Предприятия

Муниципальное образование

Регион

Страна

Межстрановое объединение

Рис. 2. Иерархическая структура деловой активности*

* Источник: разработка автора.

Разделение деловой активности по уровням иерархии дает основание разрабатывать методическое обеспечение для ее оценки с учетом специфики и задач каждого в отдельности уровня.

Список литературы

1. Афанасьева М. В. Сравнительный анализ основных подходов к понятию деловая активность // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-osnovnyh-podhodov-k-ponyatiyu-delovaya-aktivnost (дата обращения: 27.10.13)

2. Финансовый менеджмент: учебное пособие / сост. Н. Н. Ботош, С. А. Ботош; Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2012. 236 с. URL: http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000225. pdf (дата обращения: 27.10.13)

3. Мясникова О. В. Статистическое изучение деловой активности предприятий (на примере розничной торговли и транспорта): автореф. ... дис. канд. экон. наук. СПб., 2007. С. 23.

4. Бочарев В. В. Комплексный финансовый анализ. СПб.: Питер, 2005. С. 172-176.

5. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика,2006. С. 244.

6. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие. 6-е изд., стер. Минск: Новое знание, 2006. С. 485.

7. Фатхуллина А. А. Индекс деловой активности в России. URL: http://www.ieml.ru/files/u18/110505.zip (дата обращения: 10.11.13)

8. Секреты экономических показателей: Скрытые ключи к будущим экономическим тенденциям и инвестиционным возможностям / под науч. ред. А. В. Григораш. Днепропетровск: Баланс Бизнес Бука, 2007. С. 352.

9. Подберезкин А. Национальный человеческий ка-питалъ. URL: http://nazarikov.viperson.ru/data/201106/ ргйо/еше1^£(дата обращения: 15.10.13)

10. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23174 (дата обращения: 21.10.13)

11. URL: http://forexaw.com/NEWs/Macroeconomic_news_ and_indicators/Macroeconomics_Russia/Index_of_activity_ and_expectations_Russia/Index_of_business_activity_Russia/ (дата обращения: 27.10.13)

12. Ветрова Н. М., Штофер Г. А. Особенности определения уровня деловой активности региона на примере АР Крым // Экономика и управление. 2007. № 3. С. 12-16.

13. Минеева О. К. Анализ предпринимательской активности региона. ИКЬ: http://www.aspu.ru/images/File/ Ь^еЬ^о/КЯ4(25)/12^ (дата обращения: 27.10.13)

14. Зильберштейн Л. В., Чеботарева Е. В. Разработка регионального индекса деловой и экономической активности (на материалах Самарского региона) // Экономические науки. 2010. № 6(67). С. 122-127.

15. Сафиуллин М. Р., Ельшин Л. А., Мингазова Ю. Г. Анализ динамики изменения деловой активности региона как инструмент макроэкономического моделирования (на примере Республики Татарстан) // Экономический вестник Республики Татарстан. 2010. № 4. С. 9-14.

В редакцию материал поступил 18.12.13 © Фатхуллина А. А., 2014

Информация об авторе

Фатхуллина Алия Анасовна, старший преподаватель кафедры высшей математики, Нижнекамский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

Адрес: 423570, г Нижнекамск, пр-т Шинников, 44б, тел.: (8555)36-47-12 E-mail: agliullina@nzh.ieml.ru

( Л

Как цитировать статью: Фатхуллина А. А. Деловая активность как многоуровневая категория // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1(29). С. 166-172.

V___J

A. A. FATKHULLINA,

Senior Lecturer

Nizhnekamsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan), Russia

BUSINESS ACTIVITY AS A MULTI-LEVEL CATEGORY

Objective: the analysis of approaches to the assessment of business activity as a multi-level category.

Methods: abstract logic.

Results: it is proposed to consider the business activity of individuals and associations (up to cross-border one) as a multi-level category, which evaluates behavior and ability to achieve socio-economic and production goals. Works are reviewed, which show the possibilities to estimate the enterprises' abilities.

Scientific novelty: the theoretical conception of "business activity" category is broadened.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Practical value: the possibility to assess business activity at different levels.

Key words: business activity; index of business activity; index of business confidence; criteria of business activity.

References

1. Afanas'eva, M. V. Comparative analysis of the main approaches to the notion "business activity". Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2010, no. 2-1 (in Russ.), available at: http://cyberleninka.ru/article/n7sravnitelnyy-analiz-osnovnyh-podhodov-k-ponyatiyu-delovaya-aktivnost (accessed: 27.10.13)

2. Botosh, N. N. , Botosh, S. A. Finansovyi menedzhment (Financial management); Sykt. lesn. in-t. Syktyvkar: SLI, 2012. 236 p., available at: http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000225.pdf (accessed: 27.10.13)

3. Myasnikova, O. V. Statisticheskoe izuchenie delovoi aktivnosti predpriyatii (na primere roznichnoi torgovli i transporta): dis. kand. ekon. nauk (Statistical study of business activity of enterprises (on the example of retail trade and transport): abstract of a PhD (Economics) thesis). Saint Petersburg, 2007. P. 23.

4. Bocharev, V. V. Kompleksnyifinansovyi analiz (Complex financial analysis). Saint Petersburg: Piter, 2005. Pp. 172-176.

5. Kovalev, V. V. Vvedenie vfinansovyi menedzhment (Introduction to financial management). Moscow: Finansy i statistika,2006. P. 244.

6. Savitskaya, G. V. Analiz khozyaistvennoi deyatel'nostipredpriyatiiAPK (Analysis of economic activity of agricultural enterprises). Minsk: Novoe znanie, 2006. P. 485.

7. Fatkhullina, A. A. Indeks delovoi aktivnosti v Rossii (Index of business activity in Russia), available at: http://www.ieml.ru/files/u18/110505. zip(accessed: 10.11.13)

8. Sekrety ekonomicheskikh pokazatelei: Skrytye klyuchi k budushchim ekonomicheskim tendentsiyam i investitsionnym vozmozhnostyam, pod nauch. red. A. V. Grigorash (Secrets of economic indicators: Hidden keys to the future economic trends and investment possibilities / scientific editor A. V. Grigorash). Dnepropetrovsk: Balans Biznes Buka, 2007. P. 352.

9. Podberezkin, A. Natsional'nyi chelovecheskii capital (National human capital), available at: http://nazarikov.viperson.ru/data/201106/ prilozenie1.pdf (accessed: 15.10.13)

10. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23174 (accessed: 21.10.13)

11. http://forexaw.com/NEWs/Macroeconomic_news_and_indicators/Macroeconomics_Russia/Index_of_activity_and_expectations_Russia/ Index_of_business_activity_Russia/ (accessed: 27.10.13)

12. Vetrova, N. M., Shtofer, G. A. Features of determining the business activity level of the region on the example of Crimea. Ekonomika i upravlenie, 2007, no. 3, pp. 12-16 (in Russ.).

13. Mineeva, O. K. Analizpredprinimatel'skoi aktivnosti regiona (Analysis of entrepreneurial activity of a region), available at: http://www. aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/KR4(25)/12.pdf (accessed: 27.10.13)

14. Zil'bershtein, L. V., Chebotareva, E. V. Elaboration of the regional iondex of business and economic activity (on Samara region materials). Ekonomicheskie nauki, 2010, no. 6(67), pp. 122-127 (in Russ.).

15. Safiullin, M. R., El'shin, L. A., Mingazova, Yu. G. Analysis of the dynamics of the regional business activityas a tool for macroeconomic modeling (on the example of Tatarstan Republic)). Ekonomicheskii vestnikRespubliki Tatarstan, 2010, no. 4, pp. 9-14 (in Russ.).

Information about the author

Fatkhullina Aliya Anasovna, Senior Lecturer of Higher Mathematics Chair, Nizhnekamsk branch of Institute of Economics, Management and Law (Kazan)

Address: 446 Shinnikov St., 423570, Nizhnekamsk, tel.: (8555)36-47-12 E-mail: agliullina@nzh.ieml.ru

How to cite the article: Fatkhullina A. A. Business activity as a multi-level category. Aktualnye problemy ekonomiki i prava, 2014, no. 1 (29), pp. 166-172.

Абдульманов, И.М. Казначейская система исполнения бюджета: учебное пособие / И.М. Абдульманов, Т.Н. Зайцева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 324 с.

Учебное пособие посвящено теоретическим и практическим основам становления, функционирования и развития казначейской системы исполнения бюджетов.

В нем изложены предпосылки создания, особенности, а также преимущества и инструменты реализации казначейской системы исполнения бюджетов, которые позволяют тотально учитывать и контролировать весь процесс движения бюджетных средств от их поступления в бюджет до конечного использования их бюджетополучателями.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит» и по направлению подготовки 080100 «Экономика», другим экономическим специальностям и направлениям, а также для всех интересующихся данной проблематикой.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.