ДЕКОРАТИВНЫЙ ДАЧНЫЙ И УСАДЕБНЫЙ САД В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
БАЛАБАНОВА Юлия, руководитель мастерской генплана,архитектор-реставратор, канд. архитектуры
Аннотация: в статье рассматривается издание 1911 года - «Декоративный дачный и усадебный сад», автор П.Н. Штейнберг. В данной книге представлен краткий, но содержательный курс декоративного садоводства, изложены вопросы планировки и устройства небольшого декоративного сада, обработки почвы, устройства дорожек, бордюров. Особое внимание уделяется цветникам и клумбам - их планировочной организации и подбору ассортимента цветов. В том числе даны рекомендации по выбору растений, посадке и уходу за ними. Ключевые слова: декоративный сад, партер, цветник, клумба.
Abstract: The article examines the 1911 edition - «Decorative cottage and manor gardens» by PN Steinberg. This book is a brief but informative course of ornamental horticulture, outlines the issues of planning and device small ornamental garden, the soil, the device tracks, borders. Particular attention is paid to the flower gardens and flowerbeds - their planning organization and selection of color range. Including recommendations on plant selection, planting and care.
Keywords: flower garden, parterre, flower garden, flower bed.
издание было подготовлено в 1910 году, а в следующем 1911 году издано книгоиздательством П.П. Сой-кина в Санкт-Петербурге, причем уже во второй раз. Этот же самый труд был переиздан в 1915 году -Декоративное садоводство: Практ. руководство по устройству, насаждению и уходу за декор. садами и цветниками / Сост. П.Н. Штейнберг. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина -, причем без дополнений и корректировок. И уже в наше время книга 1915 года переиздана и дополнена статьей историко-культурологи-ческой направленности, а также репродукцией открыток конца XIX начала XX века с изображением русских садов - Штейнберг П.Н. Декоративное садоводство: По изданию 1915 года. - М.: ЗАО «Фитон+», 2010. - 160 с.: ил. (Классика садово-паркового искусства). Такое количество переизданий в разные периоды без значительных дополнений и корректировок говорит о весомости и актуальности труда Павла Николаевича Штейнберга, не утрачиваемых уже более века.
Библиотека Международного института антиквариата ASG пополнилась редким и весьма интересным изданием 1911 года - Декоративный дачный и усадебный сад. Практическое
руководство по устройству, насаждению и уходу за декоративными садами и цветниками с рисунками и чертежами, которое составил Павел Николаевич Штейнберг (илл.1). Предлагаемое
Илл. 1. Книга П.Н. Штейнберга - настоящий бестселлер, она выходила несколько раз при жизни автора и переиздается до сих пор
7vf вестник мэедтародгаго шстигла ahum&jvata
Пир искусств
Павел HuxQ.ttftmv Штейнберг
Павел Николаевич ШТЕЙНБЕРГ (18671942) - профессор Петроградского агрономического института, автор книг по садоводству и огородничеству.
До 1917 года был редактором журнала «Прогрессивное садоводство и огородничество».
С1919 года - профессор Петроградского (Ленинградского) сельскохозяйственного института (ныне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета).
С 1922 по 1929 год - первый заведующий кафедрой овощеводства этого института, читал курс овощеводства открытого и защищённого грунта. Доктор сельскохозяйственных наук, известный учёный, эрудит и энциклопедист.
БИБЛИОГРАФИЯ:
• Штейнберг П. Н. Новая обиходная рецептура садовода. Полезные практические советы и рецепты по различным отраслям садоводства, плодоводства, огородничества, цветоводства грунтового, комнатного, оранжерейного и т. п. -СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1915. - 272с.
• Штейнберг П. Н. Северное огородничество. Практическое руководство по устройству огорода и выращиванию овощных растений в грунте. -СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1910.-496с.
• Штейнберг П. Н. Иллюстрированный Спутник Садовода. В 3 т. Т. 1, 2, 3. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1910. - 976 с.
• Живые изгороди: Кустарники и деревья для живых изгородей в различных районах и культура важнейших из них / сост. П.Н. Штейнберг и ученый лесовод И.И. Полферов. - СПб.: Изд-во П. П. Сойки-на, 1912.-48с.
• Редкие огородные растения и их культура: По Вильморену и др. / сост. П.Н. Штейнберг. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913.-32с.
• Декоративное садоводство: Практическое руководство по устройству, насаждению и уходу за декоративными садами и цветниками / сост. П.Н. Штейнберг. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина,
1915.-160с.
• Новые сорта роз и уход за розами / сост. П.Н. Штейнберг. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина,
1916.-32с.
• Штейнберг П. Н. Парники и рассадники. -М.-Л.: Сельхозгиз, 1935.-232с.
• Штейнберг П.Н. Справочная садовая энциклопедия: пособие для любителей садоводства, плодоводства, огородничества и комнатной культуры растений.- Изд. - 2-е, испр. и доп.- СПб.:Изд-во. П.П. Сойкина, 1909.- 544с.
из истории декоративного усадебного сада
История развития садоустрой-ства в России начинается с первых «оградов». Древнеславянские «ограды» были тем, что сейчас принято называть огородом, т.е. овощником, и носили чисто хозяйственный и утилитарный характер. Становление садоустройства в России характеризуется постепенным преобразованием хозяйственных садов в декоративные, в этом процессе значительная роль принадлежала монастырям, именно они придали иное понимание садам -помимо огородов и плодовников впервые начали уделять внимание эстетическому восприятию сада, разводить цветники, строить беседки для отдыха. Появление первых декоративных усадебных садов в России можно датировать концом XV века. В том числе известны и царские декоративные сады этого периода. В 1495 году Иваном
III был заложен великокняжеский сад - Государев (Царицын сад). Находился он на правом берегу Москвы-реки напротив Кремля (в настоящее время Софийская набережная). Широкое развитие садоводство получило в 1533-1584 годах при царе Иване IV (Грозном). В его резиденции, в селе Коломенском, появляются обширные сады. В XVI веке создаются Кремлевские сады.
В XVII столетии установились тесные торговые отношения между Москвой и Голландией. Из Голландии приезжали мастера и привозили свой стиль в устройстве садов, адаптируя его под сложившийся уклад жизни в России. В этот период вошел в моду декоративный регулярный голландский сад, где эстетические функции объекта сочетались с его утилитарным использованием.
Широкое же распространение декоративные сады получили во
второй половине XVIII века - период активного строительства ансамблей царских резиденций, усадеб высшей знати, в составе которых обязательно присутствовал парк или сад декоративного характера.
Во второй половине XIX века процесс угасания масштабного усадебного строительства приобрел необратимый характер. Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, повлияла на развитие усадебных парков. Дворяне были вынуждены отказаться от крупных усадебных ансамблей. «Дворянские гнезда» продаются новому слою населения - промышленникам, купцам или в них поддерживаются небольшие сады без «дорогостоящих затей». Начиная со второй половины XIX века небольшие декоративные усадебные и дачные сады начали набирать популярность на территории всей Российской Империи среди дворян, купцов, промышленников.
Во второй половине XVIII - первой половине XIX века знания по устройству различных типов садов, как теоретические, так и практические распространялись только среди узкого круга профессионалов. Благодаря формированию земледельческих учебных учреждений и издаваемой литературе, связанной с садоводством и садоустройством, в середине XIX - начале XX века исследования, опыт, знания по садоводству и садоустройству стали доступны широкому кругу людей и распространились по всем регионам России. И как следствие, во второй половине XIX - начале XX века интерес к садоустройству охватывает все слои населения. Посвященные практическому опыту организации и содержанию садов пособия явились общедоступными не только для профессионалов, но и для любого человека, интересующегося организацией садов. Популярность литературы подобного рода говорит о массовом распространении садоустройства среди всех слоев населения. Одним из примеров общедоступной литературы по садоустройству является издание П.Н. Штейнберга, которое
уже можно назвать классическим по проблемам садово-паркового искусства.
Рассмотрим подробнее издание П.Н. Штейнберга - Декоративный дачный и усадебный сад. Книга ориентирована на среднестатистического читателя, владельца небольшого земельного участка, не обладающего знаниями и опытом в садоустройстве, что отражает дух времени и является свидетельством активного развития садоу-стройства в Российской Империи в конце XIX - начале XX века. В данном издании П.Н. Штейнберг стремится помочь и подробно изложить основные вопросы по планировочной организации небольшого декоративного сада; устройству газона, дорожек, бордюров; устройству клумб, рабаток, цветников.
планировочная организация небольшого декоративного сада
Организация декоративного сада, пусть и небольшого, процесс сложный и многогранный, который требует грамотной и умелой организации. Поэтому П.Н. Штей-
нберг в книге последовательно рассматривает не только растительные насаждения, но и планировочную организацию участка как гармоничное единство всех составных элементов, а также подчеркивает важность визуального эффекта.
«О выборе места для декоративного сада можно говорить только в том случае, если усадебный дом еще не поставлен, если участок, находящийся в распоряжении устраивающего сад, достаточно велик. Чаще приходится устраивать сад около уже существующего дома, причем место, которым можно воспользоваться для сада, очень ограничено. В дальнейшем изложении я буду иметь в виду именно такие случаи, когда сад должен быть разбит на небольшом участке, не превышающем несколько сот квадратных сажен.
При небольших размерах так называемые французские сады со строго симметричными аллеями, с параллельными дорожками являются совершенно не применимыми; в дачном или усадебном саду по большей части не удастся устроить даже и одной аллеи, - настолько
ЬК', Е, 1ТШГ& упи^идгй Г!Ш1.
Илл. 2. Планировочная структура даже небольшого сада благодаря рекомендациям П.Н. Штейнберга обеспечивала разнообразные визуальные эффекты
тор вестник мэедтародгаго шступуга «шикачудтд
(Чир искусств
незначительны размеры сада. Поэтому французский стиль, образцы которого в грубом исполнении можно видеть почти во всех старинных помещичьих садах, совершенно не применим в небольших дачных и хуторских садах.
В этих последних приходится пользоваться английским или естественным стилем, который является воспроизведением действительной природы с её естественными красотами. Сад, устроенный в таком естественном стиле, должен представлять как бы вполне естественную часть природы на данной площади, но природы, приспособленной к вкусам и удобствам человека» (с. 5) (илл. 2).
Далее автор структурированно и последовательно описывает такие этапы создания сада, как: «предварительные работы», «расчистка участка», «улучшение почвы», «составление плана сада», «разбивка плана сада», «распределение насаждений».
Предварительные работы. «Если разбиваемый сад не превышает размерами 200-250 квадр. сажен, то прежде чем приступать к насаждениям, необходимо, по возможности, сровнять поверхность почвы. В этом случае следует иметь в виду, что на малом пространстве трудно воспользоваться незначительными неровностями местности так, как в большом саду, где уместны и возвышения и рытвины и т.п. Поэтому первой работой в будущем саду и является, насколько это доступно, сглаживание неровностей, засыпка котловин.
Составляя план насаждения, следует смотреть на группы деревьев и кустарников таким образом: они должны быть красивы сами по себе, не должны заслонять красивого вида впереди и, напротив, скрывать все недостатки местности.
То, что было сказано о деревьях и кустарниках, уже имеющихся на данном участке, следует иметь в виду и относительно построек: удалить их должно только в том случае, если это совершенно необходимо для приведения в исполнение намеченного плана. Вообще,
Илл. 3. Криволинейные дорожки сада обеспечивают впечатление протяженности и уединенности
составляя план насаждения, необходимо приспосабливать план к участку с его особенностями, а не участок к плану.
На более крупных участках, например, около 600-1000 квадр. сажен, имеющимися неровностями почвы уже можно воспользоваться с целью сделать местность более разнообразной» (с. 7-8).
Любые предварительные работы по проектированию и разбивке декоративного сада начинаются с детального осмотра участка, выбора эффектных видовых раскрытий. Далее даются рекомендации по расположению дома и сада относительно друг друга, для большего эффекта восприятия сада дом должен стоять на пригорке или на высоком фундаменте, где должны располагаться цветники, клумбы, насаждения и другие составные элементы декоративного сада.
Расчистка участка, главным образом, заключается в уборке сорных трав, кустарников и деревьев, которые взвешенным решением признаны лишними. В разделе -улучшение почвы - автор дает рекомендации, как улучшить качество сложившейся почвы для будущих насаждений декоративного сада. Приводит примеры, какие мероприятия необходимо провести перед посадкой насаждений и устройства газона на черноземных,
торфяных, болотистых, глинистых, песчаных, известковых видах почв. Подчеркивает, если не выполнить данные мероприятия, то нельзя рассчитывать на будущее нормальное развитие декоративного сада после завершения всех работ.
Составление плана сада. «Чем проще будет составлен план сада, тем изящнее будет казаться сад. Необходимо помнить, что не все кажущееся особенно красивым в больших садах и парках может быть с успехом применено в маленьком усадебном или дачном саду. Здесь главным правилом должно поставить себе возможно близкое подражание природе» (с. 17-19).
Для примера и руководства П.Н. Штейнберг далее приводит несколько вариантов планов небольших декоративных садов (илл. 3). Территории декоративных садов имеют разные формы, автор предлагает использовать их как шаблоны. Предлагает варианты, когда дом уже присутствует на участке, и варианты, когда его нет, дает советы, как лучше расположить дома, террасу так, чтобы декоративный сад был наиболее эффектен.
«Когда окончен осмотр местности и намечены указанные выше направления, приступают к окончательной разбивке плана, руководствуясь при этом следующими соображениями. Если мы внимательно рассмотрим
Илл. 3. Садовый участок самой не правильной формы благодаря рекомендациям П.Н. Штейнбер-га мог выглядеть гармоничным
планы, то увидим, что ни на одном нет совершенно прямых дорожек: все они расположены, во-первых, несимметрично, все имеют закругления не по кругу, а по эллипсам самых различных форм. В этом и состоит особенность ландшафтных декоративных садов, а в малых размерах они только и применимы.
На самом деле, прямолинейные дорожки и аллеи красивы только тогда, когда они длинны настолько, что конец аллеи представляется уже не совсем ясно; в небольшом саду прямая дорожка через несколько десятков шагов уже уперлась бы в забор, в строение и т.п. Поэтому при разбивке небольших дачных или усадебных садов стараются все дорожки делать криволинейными, отнюдь не параллельными одна другой, и тогда размеры садика кажутся значительно большими» (с.21).
Разбивка плана сада. «Когда проведены все предварительные работы, участок очищен от излишних камней и других предметов, приступают к разбивке плана, выбранного для устройства сада. Для выполнения этой работы в небольшом саду можно воспользоваться самыми простыми приспособлениями, вроде вех, кольев различных размеров, обыкновенными бечевками и мерной тесьмой. Предварительно составляется план на бумаге, план довольно большой, чтобы легче было детали его переносить на участок; обыкновенно план составляется в зависимости от величины участка, в масштабе от 1 до 5 саженей в дюйме или вершке.
При помощи колышков и бечевок участок разбивается на квадраты сообразно с избранным масштабом (как это можно видеть на
илл.4). Вбив по коротким и по длинным сторонам ряды колышков сообразно принятому масштабу, натягивают бечевку от колышка к колышку.
Таким образом, весь сад будет разбит на квадраты, соответствующие таким же на бумаге. Для удобства работы по разбивке плана колья, вбитые по сторонам участка, должны быть занумерованы соответственно цифрам, поставленным на бумаге. По окончании разбивки участка на квадраты вбивают колышки во всех тех местах, где на плане линии, обозначающие дорожки, пересекают прямые линии, на которые разбит весь участок. Соединяя бороздками эти колья, сообразно с направлением и изгибами дорожек на плане, получают на участке точное воспроизведение плана.
Илл. 4. Проектирование с помощью масштабной сетки было известно еще в Древнем Египте, оно позволяет предусмотреть все особенности еще не существующего объекта
тор вестник мэцдународтаго шстигута «шикачудтд
(Чир искусств
Когда будет кончено перенесение, плана на участок, сглаживают все линии, оставляя только более глубокие бороздки, обозначающие направление дорожек. По исправлении всех линий колышки, при помощи которых разбивали план, удаляют и приступают к окончательной проверке плана в натуре. С этой целью, сообразно с выработанным планом насаждений, вбивают в тех же местах, где будут посажены деревья и кустарники, колья, приблизительно соответствующие по вышине этим деревьям. Когда расстановка таких кольев будет окончена, проверяют план, вглядываясь в него с террасы дома или с того места, где будет эта терраса. При такой проверке плана необходимо мысленно представить себе все насаждения такими, какими они будут через несколько лет, когда достигнут наибольшего развития; выполнению этой нелегкой задачи значительно способствуют колья с надетыми на вершины их пучками соломы, причем колья должны быть непременно величины, соответствующей росту деревьев. Если будущие насаждения не закрывают видов, которые должны открываться с террасы или из окон дома, если насаждения замаскировывают те части сада, которые не должны быть видны, - можно с достаточной вероятностью заключить, что разбивка насаждений сделана правильно, и после этого только уже приступают к дальнейшим работам» (с. 22-25).
устройство дорожек, газона, бордюров
П.Н. Штейнберг в книге предлагает рекомендации по выбору инстру-
Илл. 6. Рекомендации по устройству дорожек даны в соответствии с видом грунта
ментов для обработки почвы и для работ в саду (илл. 5), заготовлению различных сортов земли, устройству садовых дорожек, устройству и посеву газонов, устройству живых изгородей и бордюров. Важное место отведено вопросам подготовки почвы и оптимальных почвенных смесей в зависимости от видов растений, предназначенных к посадке.
Дорожки, газон, бордюры - неотъемлемые составляющие элементы декоративного сада, поэтому в своем издании П.Н. Штейнберг уделяет им достаточно много внимания.
Устройство садовых дорожек.
«На легком песчаном грунте, если при устройстве декоративного сада хотят избежать лишних расходов, можно ограничиться только выравниваем дорожек и посыпанием их песком; на них вода не будет застаиваться во время сильного ливня, и не будет грязи, особенно если сверху насыпать слой гравия до полвершка толщины. Другое дело - на глинистом грунте: здесь, если хотят, чтобы сад был доступен для гулянья вскоре после прошедшего дождя, необходимо устроить дорожки из щебня». «Лучшим и дешевым материалом для устройства дорожек является щебень, строительный мусор, битый кирпич, который можно за бесценок достать на ближайшем заводе. Материалы эти предварительно толкут с целью разбить на куски величиной приблизительно с куриное яйцо, после чего просевают сквозь грохот, сетка которого имеет отверстия около дюйма в квадрате. По окончании этой работы приступают к насыпанию щебня и трамбованию
Илл. 5. Ассортимент садовых инструментов не претерпел особых изменений до настоящего времени
его». «Когда слой крупного щебня будет утрамбован настолько, что поверхность дорожки будет представляться совершенно ровной, а отдельные куски кирпича при прохождении не будут выворачиваться наружу или сдвигаться с места, приступают к насыпке следующего слоя, состоящего из просеянного щебня, к которому половина на половину примешивается гравий, песок или даже земля. Эта смесь насыпается ровным слоем, до 2 вершков толщины, и снова утрамбовывается, возможно, плотнее и ровнее; все неровности тщательно заравниваются и снова утрамбовываются. По выполнении этой работы дорожки осматриваются,
Пир искусств
№1 (13) 2016
Риг'. Шлш. ДОЛЦГй к И,1[1г 1) ir.Hl ■'ИПМ.!'Г|КИ. 2) Рил/. ьИ Г|')1Р1Ш
К|ЛЧ 11«р.! уйти, НИчГиЛ+ТиНПИШг, 4) 1£и1уГЬ Г>ЫТ1< ЩИД^ЦНИ )||.|1 ¡'.;| I.. , :,л:]|Цг;л. ", 'I и Н1-1 ; . щси <. цу| ц[Ш11|; :,,
-1- п- г--т -п
^вЕг^ 20. Де>краткиыгё (ил л ыйрОлИ' Ри-ирсдйка^ ¡1й(ИРшй иалмг> мигь ^Штто 111 лит.:ямист* етт. рдидадпж-1Р11л гчэсчка оттитшо
Илл. 7. План усадебного сада, выбор растений для газона зависят от расположения участка относительно сторон света
окончательно выравниваются и посыпаются тонким слоем песку» (с.37-39) (илл. 6).
Устройство и посев газона.
«Газон - необходимая принадлежность каждого декоративного сада: это - фон, на котором садоводы воспроизводят свои творения; на газоне выигрывают и цветочные клумбы, и отдельные (солитерные) растения, и кустарники, и деревья». «Газон можно сделать однолетним и многолетним; конечно, большую ценность имеет многолетний газон, прочный, не поддающийся различным метеорологическим невзгодам» (с. 40-41). Далее П.Н. Штейнберг указывает лучшие смеси трав для устройства газонов при самых разнообразных климатических и почвенных условиях. Например, для разнообразных почвенных условиий - английский райграс, мятлик луговой, гребенник обыкновенный; на засушливых и известковых почвах - луговой мятлик; на глинистых почвах - тимофеева трава; для бедных почв - костер прямой, костер безостый; для полузатененных участков -мятлик лесной, луговик, полевица ползучая; для песчаных почв - ежа обыкновенная, овсяница красная. Далее приводятся примеры смесей для разнородных почв и разной затененности условий на одном участке. «Уход за. газоном заключается, прежде всего, в частом выкашивании; первый раз косят, когда трава достигает величины приблизительно 3-х дюймов, затем скашивание повторяется каждые 2-3 недели. Этим приемом мы заставляем травы сильнее куститься и давать более плотный газон; конечно, и вид газона, часто выкашиваемого, несравненно красивее оставленного без ухода». «Скошенную траву не следует оставлять на газоне для высушивания, так как под травой образуются пожелтевшие пятна и газон теряет вид; вследствие этого скошенную траву необходимо немедленно сгребать граблями и убирать с газона куда-либо в сторону, на открытое место, где и досушивать». «Обращаю особое внимание читателей на то, что газон
красив только правильно содержимый; сорные травы совершенно не допустимы на газоне, так как они испортят общее впечатление. Поэтому особенно тщательно следует удалять корневища сорных трав при подготовке почвы под газон, и в последствии , когда газон будет уже готов, тщательно выпалывают его перед каждой стрижкой или скашиванием; с каждым годом эта работа делается легче и легче, так как выдернутые с корневищами сорные травы уже не возобновляются» (с.45-47).
Устройство живых изгородей и бордюров. «Живые изгороди в
декоративном саду имеют большую роль. Не говоря уже о том, что из растений, пригодных для живых изгородей, можно образовать красивую непроницаемую (особенно при помощи колючей проволоки) ограду вокруг сада, такие живые стены, тщательно подстригаемые и содержимые в порядке, могут служить прекрасным эффектным украшением декоративного сада». «Живые изгороди красивы только при условии внимательного ухода и аккуратного подстригания. Стригутся изгороди обыкновенно не менее двух раз в год: в первый раз весной, до появления листьев, или
ТОР аЕстшкмэадунаррдного шстигла дщикацулгА
(Чир искусств
осенью, по опадении последних, и во второй раз - в середине лета, по окончании развития летних побегов. Молодые и не вполне развившиеся изгороди вовсе не следует подрезать, иначе они слишком долго не достигнут необходимых для изгороди размеров». «Из растений, пригодных для образования живой изгороди, укажу следующие. Для северной и средней России: боярышник обыкновенный, односемянный, сибирский, американский, железистый и крупноиглистый; акация желтая и сибирская; барбарис; груша и яблоня; вяз, жостер, облепиха; ель обыкновенная, туйя обыкновенная. Для южной России: бирючина или лигу-струм обыкновенный, гледичия, лох или дикая маслина; граб, берест, карагач; акация белая, самшит, падуб; маклюра, держи-дерево, шиповник, шелковица, гранат; туйя западная или негниючка, бисерник, изгород-ская смородина и др. Повторяю, что живые изгороди хороши не только для устройства ограды вокруг сада, но и при расположении внутри сада, отдельными небольшими полосками. Из желтой акации часто устраивают низкие бордюры около рабаток с высокими растениями; низко подстригаемые, такие бордюры красивы и оригинальны» (с. 49-51).
Насаждения декоративного сада
В книге структурированы и обширно представлены насаждения декоративного сада: «выбор деревьев для декоративного сада», «лиственные деревья для дачных и усадебных садов», «хвойные породы», «декоративные и цветущие кустарники и низкие деревья», «однолетние цветущие растения», «луковичные и клубневые растения», «вьющиеся растения для открытого грунта и для балконов», «посадка роз и выбор сортов», «зимняя защита роз», «травянистые растения для одиночной посадки на газонах», в том числе и «примерное расположение насаждений».
Несмотря на давность издания книги, по-прежнему остаются современными данные, касающиеся размещения различных видов рас-
тений в зависимости от условий их местообитания. Ассортимент насаждений, представленный в издании, главным образом ориентирован на северные и центральные губернии. Наряду с размещением декоративных видов растений автор уделяет внимание устройству участков огородных культур. Кроме того, П.Н. Штейнберг приводит ассортимент цветочных культур с требованиями по их содержанию, а также уделяет особое внимание использованию травянистых растений. В труде П.Н. Штейнберга также приводится перечень кустарников и многолетников, лиан и ампельных растений для ваз и балконов, хвойных и лиственных деревьев и кустарников, растений для живых изгородей, даются советы по коло-ристике садовых композиций. П.Н. Штейнберг дает рекомендации по определению расчетной густоты посадок на участках разного размера и конфигурации. Автор предлагает шире применять в озеленении садов рододендроны и розы, не обошел стороной и защиту растений от низких температур в осенний, зимний и весенний периоды (илл. 7).
Устройство клумб, рабаток и цветников
В книге системно и обширно представлены сведения по таким разделам, как: «устройство клумб и
рабаток», «цветник из многолетних растений», в том числе как альтернатива - «как устроить недорогие узорчатые клумбы».
«Первым, главным правилом при разбивке клумб и рабаток должно быть следующее: не следует злоупотреблять клумбами и совать их слишком тесно на газоне. Цветочные насаждения - будь то клумбы, рабатки или одиночные экземпляры - только тогда хороши и привлекают глаз, если они расположены на газоне редко, выделяясь пятнами на яркой зелени газона; лучше посадить меньше растений, но подобранных со вкусом и образцово выращенных» (с. 59-60).
«При составлении плана декоративного сада обыкновенно намечаются и места партерных цветников; во избежание излишней работы впоследствии, эти места сразу же определяются, и во время посева газонных трав, как это было уже указано, чем-либо прикрываются (рогожами, досками и т.п.), чтобы семена не попадали на места, где будут клумбы» (с. 64).
«Следует обратить внимание, чтобы характер клумб вполне отвечал общему характеру устраиваемого сада. Относительно выбора узора следует иметь в виду следующие соображения. Сложный узор будет хорош только в том случае, если воспроизведен в большом мас-
Гкг. 1)0, Юкят. I к.} 1. ви л Лн|рл11те1м Ицпиаф^глкпг. И. К^су.ъ Гс^с п
[' ■ (Шшза гг.-чц -II.. :. 1' '.I .хетжмггер« ся-. | I, \fiunt ширпаш п Иск' 1 >
ГодоВв. II. <!хги !![>£■ истля^гня.. Р. ! уафтшущ, ¿гштрмт* С. Ы£с«нЙ]»1лн-гн'куч* хн|<д||ф, п. Лшгрмнтодо Т!пг)п<июгГ, I. сЬеюр!* ш^сшурпурга
п Свд»П, I ли; Г.ц 41,,
Илл. 8. Правило садовода: чем меньше клумба, тем проще растительный узор
Р'т. ::Е. Срсдипя ыщГ'Ц аиадпаи^ и: 1J Вазвымкиишл
рнсш яйсдопы до 1фМ1П Аяьырвнпврой икгиа. И) Селумъ кну-
М'.шт. ■ \ ]| шг.. ■ ■ I. и........... I' и.'-:|м:г Лиидншг. ■■ "Оугм-
ЛиИЪ I1'. вИ^НХО]'. Л- II' (ГШ! Я У]!'1 II. '| МиЧ|мЛр||1Н1Ч|Мук,Ь корди-
фг.л^ш,.
Рис, Ц9. Л. Ююа кншшкадоръ, И. Ии-Бери ишуцдв «лука. Ма1*а. и)'ялпук1> ЬбриМАряк*. Р. Слдт*» ¿игайрп» Ей АхптотвЬ^п в*< в» I', Недгмг щ([н' илггйпсгъ, О- Илритруяъ И* Ц» ОЭДК^ глпуяуИ'к
, 1 I ми I ; ;тЦ|, м : '.Мм ■ | ■: - - ■ Л 1 I, .■ р]|. ■ ' ■ |
ГЛ1Ч1 -I I' \.г: ■ ими 'I I 1;:1 ПМ1П II и 11и
111г.■. Ж А. Гсрншрйз В^ Аль»ериаитсра мп|и>м. ^пыжика. |.. Л.
ингнп, ] Какгшй (К.1Щп1и) ренел.'ь. К. Ло^^нц Эрнлусъ Кофвв-. ти-ръ Г1'. Ге^ЕйдрЫ г^аирд. <"!. ^иВДрдауй-ъ Люггера, И. НхсвЗфш секунда главка, I '^м.ШхИи'р. 'Тчтмги-ти,
Илл. 8. Правильно организованные рабатки, клумбы, цветники в небольшом саду являются достойной заменой партеру
штабе, иначе все линии сольются, и никакая стрижка не поможет правильности очертаний. Поэтому если по каким-либо причинам нет возможности устраивать большой партер, лучше остановиться на более простых клумбах, чертежи которых указаны» (с. 66) (илл. 8).
«Рабатки (так называются длинные, узкие клумбы) располагаются обыкновенно вдоль заборов, и если последние ничем не прикрыты, то на рабатках высаживаются высокорослые растения; если забор прикрыт кустарными группами или вьющимися растениями, то рабатки можно засаживать и низкорослыми растениями; очень красивы на рабатках и ковровые клумбы в виде узких лент. Такие ленты, несмотря на кажущуюся простоту их, настолько красивы при правильном подборе цветов и растений, что можно советовать устраивать их даже по краям газона, например, по сторонам от главной клумбы, устраиваемой около дома» (с. 68).
Особое внимание в книге уделено цветникам, как большим, так и малым с подбором ассортимента летников и многолетников. Стоит отметить, что приведенные цветники были распространены как в декоративных дачных, усадебных, так и в городских садах, имевших общественный характер.
«Цветник из однолетних растений в большинстве случаев оказывается слишком дорогим, требующим более сложного ухода, - и вот внимание любителей цветоводства обратилось на многолетники. Собственно говоря, без однолетних растений в цветнике обойтись трудно: есть такие «классические» летники, без которых положительно делается скучно. Левкои, астры, резеда, накоциана и некоторые другие -присутствие их в каждом цветнике считается обязательным. Но главное основание цветника может быть составлено из многолетних растений: в этом случае, если бы по недостатку свободного времени или по другим обстоятельствам не было возможности подготовить рассаду летников, -
тор вестник мэедтародгаго шституга «шикачудтд
(Чир искусств
многолетние растения явились бы вполне достаточным украшением. Едва ли ошибусь, сказав, что главной побудительной причиной для устройства цветников из многолетних растений является желание избавить себя от какого бы то ни было ухода за посадками. По крайней мере, мне всегда приходилось слышать непоколебимые убеждения, будто бы многолетние цветники тем и хороши, что совершенно не требуют ухода. Нет, уход и за многолетниками нужен, но, конечно, далеко не такой сложный, как за однолетними растениями. Прежде всего, следует обратить внимание на почву цветника: посаженные растения должны оставаться на определенных местах в течение нескольких лет, вследствие чего почва для них должна быть особенно хорошо удобрена» (с. 110-112) (илл. 9).
Далее описывается, как ухаживать за цветником из многолетников, начиная с ранней весны, когда сходит первый снег, в процессе цветения и поздней осенью, в том числе уход за почвой, особенности пересадки цветов, размножения многолетников. Приводится широкий ассортимент многолетников с подробным описанием их, в том числе вьющихся для средней и северной полосы России. Приводятся
Ь . 4л II Лл№и к' ^ни- ■.'•..^■«М ч л *"- ч - ыр 1р»гМ Гг-|. гис [I. Л» т-1 пэпг) II и|--чл.каш лр^кк ¡1. Л. ■фз»'.!., цОДъ» Г| а г | (■ Н'М4Н1- Чпкрпнтии гй-
л*^ 1«М'П«г п^ ПпкгкН нс;»1я 1М|ь&. ¡П С'ЙШГЙ-
'(¡И"' " ЧТМ*. !. шхттт! Н ЦшИДЩ ШШй- • ЕН
иллюстрированные примеры цветников, клумб, бордюров с конкретным подбором растений.
«Узорчатую клумбу, или, как их называют иначе, ковровую, можно устроить с самыми небольшими расходами. Конечно, она не будет эффектна, но, во всяком случае, довольно красива и среди цветущих растений, безусловно, произведет впечатление.
Растения, из которых я рекомендую составлять эти клумбы, не все отличаются необходимым карликовым ростом; поэтому для того чтобы узор был резко виден, необходимо удовлетворить следующим условиям. Первое - достаточная величина клумбы: между отдельными частями узора должны быть небольшие промежутки, чтобы растения с листьями различной окраски не перепутывались между собой. Второе условие - простота узора: чем проще узор, тем эффектнее клумба; сложные узоры могут удаваться только при наличности дорогостоящих ковровых растений, выводимых черенками в теплицах, при очень хлопотном уходе и т.п.
Клумбы, о которых я говорю, составляются не из одних лиственных растений; напротив, цветущие растения в сочетании с лиственными являются незаменимыми для таких цветников.
*
Гп ■> 'L 4rL-u 1141.LLP' ■ |L ИЛч ■ 'Jü№4l I "l-lf-Ги II líe
í-iíkM'liw 1 И'ПМ — ............. II Ibwrr'ilr*»
л I..I ; .1 - II. . -1 I ■ ,■ .... V. Mi ' I - I.I-I-.F
: ■■: - im ¡¡ni M, ........... 11 . . ............rlif.
| L|i |............riihh Lluil . Lkv.l >i h lhk ........ iHnpii
HJUI p F|»in»* .I- límtM» V l-ird» IINwMV. iV Lili I- lili-.и ■ MI п ■ .1 [Ir......... I 'irtlflt VVllJJlld
Илл. 9. Колористические решения ковровых клумб обеспечиваются правильным сочетанием цветущих и лиственных растений
Узор выполняется таким образом, что вся клумба составляется из низких растений, или же центр из более высоких, а низкие - только по краям. Концентрические круги очень эффектны, если их засадить постепенно понижающимися растениями. Для того чтобы узор более резко выделялся на газоне, его окружают полоской песку или черной земли, на которой не допускается рост травы» (с. 155). Далее приводятся примеры колористических решений в клумбах и цветниках, т.е. при помощи каких растений можно добиться желтого, белого, коричневого, синего цветов.
В заключение хочется отметить многогранность знаний, разнообразие научных и практических интересов П.Н. Штенберга. Текст излагается от первого лица, что порождает особую атмосферу передачи личного опыта. Автор стремится помочь в устройстве грамотного декоративного сада и его составляющих. Подытоживая вышеизложенный текст и цитаты из книги П.Н. Штейнберга, можно отметить, что предлагаемые приемы в планировочной организации участка декоративного сада, устройстве дорожек, разбивке сада, переносе чертежа на местность являются актуальными и в наше время.
Пир искусств
№1 (13) 2016
радным двором. Главный цветник на территории усадебного ансамбля расположен по центру парадного двора с южного фасада от главного дома, имеет круглую форму диаметром шесть метров (илл. 10). В процессе разработки концепции сохранения и развития территории были подобраны аналоги цветников, а именно взят за основу цветник из книги П.Н. Штейнберга. Вместо акцента - цветущего кустарника - по центру цветника размещается картуш - вензель «A» - разработанный элемент фирменного стиля усадьбы. Видовой состав цветов представлен канной (Canna), портулаком (Portulaca), очитком видным (Sedum spectabile), бегонией (Begonia semperflorens), лобелией (Lobalia), сантолиной кипарисовид-ной (Santoline chamaecyparissus), цинерарией (Cineraria), петунией (Petunia) (илл. 11). Именно такой набор растений позволяет сохранить живописность клумбы в течение всего сезона, где каждое растение оттеняет красоту другого.
Илл. 11. Ковровая клумба с вензелем Аигиных
*
\
* ь *KÍ* i
\ \ ОШШВИШ
Илл. 10. План цветника в усадьбе Талицы купцов Аигиных
[Я* il
Ktis
В качестве подтверждения этих слов можно привести работу мастерской генплана Инвестиционной группой компаний ASG. Ею разработан цветник на территории объекта культурного наследия
регионального значения усадьбы Талицы купцов Аигиных. Благодаря комплексным научным исследованиям территории усадьбы Аигиных установлено, что главный въезд напрямую не связан с па-
, ^Щ^р ВЕСТШКМЭадИдаСЩНОГО ШСТИГЛАAHTVlHaWWATA
13) 2016