Л■ ^рядникова
Цветочное оформление в дворянском и крестьянском быте XIX в.
«Естественно стремление человека сделать место своего обитания наиболее удобным, красивым, модным. И стремление это заставляет ориентироваться на лучшие образы, какими, безусловно, являются дворянские усадьбы XIX века. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями. А рядом с ними — творения местных архитекторов, художников, мебельщиков, может и уступающие в чистоте стиля, но не редко исполненные своеобразной выразительности»1.
1820-1850-е гг. стали временем открытий множества новых растений в разных частях света и их широкого внедрения в садовую культуру Европы.
«Особую роль играли усадьбы — родовые имения. Для них был открыт доступ к самым последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности, к новым технологиям. Эти усадьбы оказывали влияние на развитие не только уезда, но и всей губернии»2.
«В XIX веке под Петербургом существовал знаменитый на всю Россию, а также широко известный в Европе «Помологический сад», где выращивались плодовые и декоративные растения, способные в суровых условиях северной столицы зимовать в открытом грунте. Здесь проводилась интенсивная работа по акклиматизации растений, а, кроме того, Сад был крупнейшей торговой фирмой, снабжавшей северные губернии России высококачественными саженцами. Одной из богатейших в России была коллекция махровых пионов, широко выращивали дельфиниумы, ирисы, флоксы, лапчатки, пиретру-мы, маки, ранневесенние луковичные. Особо надо сказать о коллекции альпийских видов,
Урядникова Людмила Алексеевна — ведущий специалист службы музейных лесов и парков Музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское».
одной из лучших в Европе. И хотя в тогдашней России эти растения не пользовались большим спросом, их отправляли в Англию и Германию, причем подбирали виды, наиболее подходящие к климатическим условиям этих стран. Ассортимент и научные исследования Сада всегда высоко оценивались на международных садоводческих и цветоводческих выставках, где экспонаты из России завоевывали самые высокие награды»3.
В середине XIX в. началось массовое, невиданное никогда прежде, увлечение новыми сортами и видами цветов. Теперь сады, наряду с традиционными, украшало множество новых видов ярких цветов самых разнообразных расцветок. Большая их часть могла разводиться только в оранжереях. Пример этому . прекрасная дендрологическая коллекция, собранная в XIX в. в Волышове Пор-ховского уезда Псковской губернии, принадлежавшая роду Строгановых и поставлявшая саженцы в губернский питомник в Пскове. Вот как описано декоративное оформление усадьбы Волышово: «К парковому фасаду дворца примыкал ковровый цветник с душистыми низкими цветами, за церковью цветник состоял из простых цветов, а за ним находился розовый садик графини. В садике росли штамбовые, чайные, китайские розы разнообразных форм и расцветок. В оранжереях и парниках выращивалась рассада, редкие тропические цветы, растения и фрукты»4.
Из архивных документов следует, что для волышовского господского дома производилась покупка строительных материалов, цветочных и огородных семян. Счет на них, датирован: «январь 1853 — 5 февраля 1853 гг.»5. Исторический ассортимент растений в счёте представлен, в том числе: «флокс драмундия, вирбена-аублетия, калцеолярия-гибрида, целозия-кристата, гомфрена-глобо-за, резеда-одората, лупинус-шутабилис, пи-туния виоющая, ливки летние»6.
Леков № 20/7
Появление новых садовых растений всегда было предметом особого интереса и внимания владельцев садов. Любовь к земле, к саду, к деревьям, ко всей природе, всегда была сильна у русского человека. Помещики любили, холили и берегли природу.
Трудно представить себе русскую усадьбу без цветника, хотя бы маленького. Он — непременный спутник усадебного дома, он встречает подъезжающих у главного входа, к нему можно спуститься с открытых веранд или закрытых террас. В практике особенно были распространены круглые цветники с миниатюрными дорожками, усыпанными белым или красным песком. Вокруг большого центрального цветника проходила кольцевая дорожка. По бокам располагались группы подстриженных кустов и деревьев, в тени которых были садовые скамейки. Вдоль этих дорожек высаживались высокие цветы, создававшие объем.
Судя по фотографиям, акценты на территории усадьбы создают цветочные посадки. Их основу составляют многолетники, цветущие с весны до осени. К многолетникам добавлены летники. Явно прослеживается интерес к ковровым цветникам и приподнятым объемным клумбам. Пример тому — усадьба Лямоново.
Цветочные ковры создавали единый образ с архитектурой и подчеркивали её значение. Для коврового цветоводства были характерны цветники с мозаичными клумбами, содержащими один или несколько видов культур, которые выдерживались в одной высоте, с контрастным эффектом и более высокой плотностью посадки. Нередко клумбы обсаживали цветущими кустарниками — сиренью или спиреей. Помимо разнообразных геометрических форм, цветники принимали формы государственных символов. Частым вариантом цветника были «цветочные часы». Пример такого цветника — в усадьбе Три-горское.
Благодаря всеобщей тяге к благоухающим цветам значительное внимание при подборе ассортимента уделялось эстетическим свойствам и особенно — зимостойкости растений. Важный мотив — благоухание летнего сада, использование ароматных цветов и трав, когда над парком витал запах настурции, резеды, бальзамина, душистого горошка.
Вот что пишет К. Гришфельд, автор работы о пейзажных парках, переведённой А. Т. Болотовым и напечатанной в выдержках в «Экономическом магазине»: «Там где человек отдыхает, где он предается мыслям и воображениям, где он охотнее ощущает, нежели рассматривает, там надлежало быть духовитым цветным произрастаниям испускать из недр своих сладкие, пряные, приятные испарения, услаждать ощущение его роскошью натуры, удовольствуя его чувство обоняния»7.
Необычайно популярен был табак душистый, резеда, левкой, розы и другие. Из кустарников — сирень, чубушник, барбарис, гортензия, роза колючейшая. Опытные садовники украшали свои цветники различными полынями. Растения декоративны в течение всего сезона, они весьма неприхотливы, засухо- и морозоустойчивы. Необычна и изысканна красота ажурной листвы полыни. Интересны сочетания полыней краснолист-ных или золотистых формам.
Фотографии конца XIX — начала XX вв., хранящиеся в архиве фотодокументов Пушкинского заповедника, свидетельствуют, что цветочные растения высаживались по плану. К сожалению, фотографии чёрно-белого изображения не дают возможности точно определить, какие цветы высаживались. Рисунок партера формировался за счет посадок низкорослых цветов в узких рабатках и высокими группами на фоне постриженного газона. Предположительно ассортимент состоял из видов, которые выращивались в тот период в данной местности, либо были популярны в XIX в. Для бордюра чаще служили многолетние травы и цветы, выдерживающие стрижку, а так же низкие летники. Оставалась традиция посадки цветущих растений в чугунных и керамических вазах. Американские агавы и юкки были тогда столь любимы, что владельцы многих садов России имели их в своих коллекциях. На фотографии усадьбы Берхманов в Скокове можно увидеть в центре клумбы в партере вазу с агавой. В усадьбе Голубово, при входе в парк, две вазы с агавами. Важным было продемонстрировать как можно большее видовое и сортовое разнообразие растений, показать богатство вкуса и знаний владельцев, в области ботаники и цветоводства.
В общественно-политическом и литературном журнале «Современные записки», выпущенном в 1937 г. в Париже, были опубликованы воспоминания о Пушкинских местах. Автор публикации — госпожа В. Лачи-нова (урожденная Шелгунова). Её описание Михайловского следующее: «Со стороны реки поднималась к дому 2-мя террасами широкая деревянная лестница — прямо в цветник. С другой стороны дома тоже цветник, в середине которого стоял граб, редкое дерево в той местности. Под ним круговая скамья и тут же всегда раскинутые кресла. Повсюду кругом масса цветов, масса роз самых разнообразных сортов и оттенков»8.
Аналогично описание Петровского: «Большой деревянный дом с колоннами и бельведером. Замечательный цветник: левкои громадные, душистые всех оттенков кусты, аллеи душистого гороха, культ клубневых бегоний, оранжерея огненных кактусов»9.
А вот описание Дериглазова: «Дом был окружен большим, раскинувшимся во все стороны садом. Столетних липовых аллей у нас не было, был просто большой деревенский сад, с цветником, березовой рощей, яблонями, грушами, вишнями, всякими ягодами, кучами белой и лиловой сирени, так, что, подъезжая к дому весною, когда весь сад был в цвету, казалось, что дом стоит в бело-розово-лиловой дымке»10.
Фотографии свидетельствуют, что вьющиеся растения украшали фасады зданий; это девичий виноград, жимолость-каприфоль, хмель, могли быть ипомея и другие... Из высоких цветов на фотографиях можно рассмотреть дельфиниумы и частично — мальвы, распространенные в то время, дорожка от дома к часовне в Дериглазово оформлена стрижеными хвойниками.
Из описания ассортимента цветочных культур XIX в. можно с уверенностью сказать, что из летников выращивались: настурция, душистый горошек, вербены, резеда, левкой, астра, флоксы Друмонда, маргаритки, пеларгонии, георгина, гортензия, фуксия, петунья, анютины глазки и другие. Модными были разноцветные георгины и мальвы. Садовые мастера имели большой выбор цветов для формирования цветников. Времена менялись, менялась и мода на опре-
деленные виды. Огромный интерес к цветам, увлечение новыми видами и сортами, а также способы устройства клумб напрямую отражало благосостояние хозяина сада и служило предметом особой заботы и гордости.
В XIX в. широко использовалась литература по устройству цветников и клумб («Цветники и партеры» Н. И. Кичунова, «Декоративный дачный и усадебный сад» П. Н. Штейнберг, «Мотивы изящного садоводства» П. А. Андреева и др.).
В книге «Сельскш огородъ, плодовый и ягодный садъ» (Сост. В. Н. Маракуевъ, изд. П. П. Сойкина, Типография СПб., Стремянная, 12, собств. д. 1912.), в разделе «Грунтовое цветоводство» (сост. А. А. Смирновский), автор даёт необходимые, проверенные долголетним опытом указания по выбору цветущих и декоративных растений для цветника, по размножению этих растений и уходу за ними.
Цветник стал едва ли не самым важным и распространённым элементом русского сада. Не случайно изображения цветов, как правило, не собранных в букеты или поставленных в вазу, а растущих в парке, саду, на клумбе, весьма часты в живописи того времени.
«Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно самым существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру.
Усадьба — это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий.
Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно (!) объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более человечными»11.
«Крестьяне приобщались к высоким и культурным ценностям. Взаимодействие светской и духовной культуры, теснейшее переплетение всех видов и форм культуры — бытовой, хозяйственной, художественной, политической с религиозными нравственными категориями поддерживало усадьбу на передовых рубежах культурной жизни страны»12.
Леков № у? 20/7
«Традиции использования декоративных растений в России имеют такие глубокие корни, и они настолько сильны, что даже «советский перерыв» с его революционной символикой не смог искоренить их до конца. Истина открывается нам в книгах по русскому искусству (в том числе садово-парковому), народным обрядам и обычаям, и конечно, в произведениях классиков»13.
«Издревле, ценя не только красоту цветов, но и придавая им символическое значение, христиане приносили их в храм. Цветы — хрупкие частицы земной природы — с первого и до последнего дня жизни сопутствуют человеку. Являясь благородными выразителями чистоты, радости, любви и благоговения, они словно утешают нас в минуты страдания и горести. Радуя взор своими неповторимыми формами и красками, напоминая о самых незабываемых моментах жизни, они способны не только украсить окружающее пространство, но и создать необходимую, желанную атмосферу при богослужении. Как же мог наш народ не создать своих богатых цветочных традиций на день рождения христианской церкви?! Конечно и белую кудрявую берёзоньку, самое лиричное дерево русской природы, он посвятил в этот день Богу. Вот уж где раскрывается все мно-гоцветие этого праздника. Сирень, которую ломают в саду для украшения образов, пионы, «ландышки», незабудки, берёзки и густая душистая трава, превратившая церковь в какой то священный сад»...14
«Лес и сады, рощи и парки, поля и цветы всегда вмещают в себя генетическую память народа, смысл, знаки его национальной культуры»15.
Распространение художественных стилей, выработанных в народном творчестве, любимые цвета и образы растений можно увидеть в бытовой народной живописи. Это роспись сундуков, прялок, лубяных коробочек, а также икон. Цветочно-растительный орнамент — один из главных элементов декора изб и дворцов.
Изучая архивные материалы, фотодокументы можно выделить применительно к историческим паркам группы цветочных растений:
- ранневесенние — для первой смены;
- ковровые — для создания узорчатых цветников;
- разновысотные растения — для «садов непрерывного цветения».
Для создания декоративного эффекта важна ежегодная смена состава цветников и цветовой гаммы культур, а также их высота, окраска и время цветения.
Для приближения к историческому облику необходим более тщательный подбор растений. Современные изменения науки о цветах и растениях внесли свои коррективы. Появились новые технологии выращивания, выведены новые сорта и разновидности цветов, декоративных деревьев и кустарников.
Сегодня, в период возрождения интереса к садово-парковому искусству, цветочное оформление и в исторических парках играет одну из главных ролей для привлечения посетителей. Главной задачей сотрудников парковой службы является тщательный подбор растений по цвету и фактуре, использование рассады высокого качества, а так же соответствующий подбор кадок, кашпо, горшков, желательно исторического ассортимента.
Примечания
1. Розов Н. Г. Ожерелье Псковской земли: Дворянские усадьбы. Михайловское — Псков, 2008. Т. 1. С. 7-10.
2. Веденин Ю. А. Русская усадьба: Сборник. М. — Рыбинск: Общество изучения русской усадьбы, 1994. Вып. 1 (17). С. 32.
3. Цветоводство. 1996. № 1. С. 5
4. Михайловская Пушкиниана 2001-2003 гг. Вып. 35. С. 15-23.
5. РГАДА. Ф. 1260, оп. 2. Д. 246. Январь 1853 — 5 февраля 1853 гг. Описи купленных для волышов-ского господского дома строительных материалов и цветочных и огородных семян и счёт на них.
6. Там же.
7. Лихачёв Д. С. Поэзия садов. Л.: «Наука», 1982. (Цветы в садах Романтизма. С. 284).
8. Пушкинские места в 90-х гг. (из воспоминаний) // Современные записки: Общественно-политический и литературный журнал. ТХНТ Париж, 1937. С. 233.
9. Там же. С. 240.
10. Там же. С. 249.
11. Веденин Ю. А. Русские дворянские усадьбы. М. — Рыбинск, 1994. Вып. 1 (17). С. 32-33.
12. Там же. С. 33.
13. Цветоводство. 2002. № 5. С. 2 8.
14. Цветоводство. 2006. № 3. С. 44.
15. Цветоводство. 1969. № 2. С. 37.
Лямоново. Дорожка в парке. Конец XIX — начало XX вв. (ПЗ-Кп-916 Ф-14)
Лс/со0 № ¿О/7
• . -Л
Лямоново. Партер с четырьмя клумбами. Конец XIX — начало XX вв. (ПЗ-Кп-914 Ф-13)
Лямоново. Дом с верандой. Конец XIX — начало XX вв. (ПЗ-КП-910 Ф-7)
Лямоново. Лужайка. (Уголок парка). Конец XIX — начало XX вв. (ПЗ- Илл. 1. КП-912 Ф-3)
УВжо* М У7 2 О/7
Лямоново. Парк. Беседка. Конец XIX — начало XX вв. (ПЗ-КП-915 Ф-4)
Голубово. У входа в парк. Фото Ю. М. Шокальского (ПЗ-КП-2092 Ф-77)
Леков М> 47 2 О/7
Петровское. Дом Ганнибалов. Группа людей на крыльце дома (из старинных фотографий Сафоновых). Пересъемка из ж. «Столица и усадьба». 1914. Вып.19-20 (ПЗ-НВФ-8451)
Яско# М У 7 20/7
Барский дом в Скокове. Поместье Хвостовых, затем Берхманов (ПЗ-НВФ-4217)
Дериглазово. Бывшее имение Шелгуновых. Старый господский дом. Внешний вид. С фото 1907 г. (ПЗ-НВФ-9695)
(СОв М У? 2О/7
Михайловское. Дом Г. А. Пушкина перед переделкой. С фото 1907 г. (ПЗ-НВФ-9691)
Дери I Iам во. Бывшее имение Шелгуновых. Главная дорожка на усадьбе. С фото 1907г. (ПЗ-НВФ-9692)
Леков М 20/7
Дериглазово. Бывшее имение Шелгуновых. Дорожка от господского дома к часовне. С фото 1907г. (ПЗ-НВФ-9693