Библиографический список
1. Бакушинский, А.В. Исследования и статьи. - М., 1981.
2. Каган, М.С. Искусствознание и художественная критика. - СПб., 2001.
3. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. ... д-ра наук. - СПб., 2008.
4. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. . д-ра наук. - СПб., 2008.
5. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразоват. учреждений. - М., 2012.
6. Блинова, Е.К. Программа учебной дисциплины «Введение в искусствознание»: рукопись. - СПб., 2010.
7. Гольдман, И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании России: 1990-2000-е гг.: авто-реф. дис. . д-ра наук. - СПб., 2008.
Bibliography
1. Bakushinskiyj, A.V. Issledovaniya i statji. - M., 1981.
2. Kagan, M.S. Iskusstvoznanie i khudozhestvennaya kritika. - SPb., 2001.
3. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
4. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
5. Nemenskiyj, B.M. Pedagogika iskusstva. Videtj, vedatj i tvoritj: kniga dlya uchiteleyj obtheobrazovat. uchrezhdeniyj. - M., 2012.
6. Blinova, E.K. Programma uchebnoyj disciplinih «Vvedenie v iskusstvoznanie»: rukopisj. - SPb., 2010.
7. Goljdman, I.L. Iskusstvovedenie v sovremennom gumanitarnom znanii i khudozhestvennom obrazovanii Rossii: 1990-2000-e gg.: avtoref. dis. . d-ra nauk. - SPb., 2008.
Статья поступила в редакцию 26.08.14
УДК 130+371.65
Pushkova N.B. ARTS AND CRAFTS ACTIVITY AS THE MEANS OF SOCIALIZATION OF A YOUNGER GENERATION. The article is devoted to consideration of Ural-Siberian painting as a type of regional handicraft, in the context of its connection with education of a younger generation nowadays. The research mentions a problem of a process of socialization of a person and shows an approach when the socialization takes place through the discovery of human potential in the field of decorative activities, as well as the communicative aspect of connection with other societies.
Key words: handicrafts, Ural-Siberian painting, social identity, social production, decorative and applied arts, ethnoculture; social basis; aesthetic needs.
Н.Б. Пушкова, учитель искусства, МХК, ИЗО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,
г. Бийск, E-mail: Pushkova@nextmail.ru
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Статья посвящена рассмотрению регионального промысла - урало-сибирской росписи, с которым связано воспитание и образование подрастающего поколения в современное время. Затрагиваются проблемы процесса социализации молодежи средствами художественно-прикладных видов труда и пути решения данных проблем.
Ключевые слова: народные промыслы; урало-сибирская роспись; социальная личность; общественное производство; декоративно-прикладное искусство; этнокультура; социальная сущность; эстетическая потребность.
В данной статье мы обращаем внимание на такой мало знакомый современному человеку промысел, как урало-сибирская роспись. Занимаясь росписью в различных учебных заведениях, человек выбирает свой дальнейший путь для продолжения обучения. М.С. Каган утверждает: «...поскольку далее человек, как духовное существо живет и действует в социальном пространстве, постольку ценностное сознание оказывается призванным определить, каким должно быть само общество - его государственный строй и юридические установки. Поскольку физический облик, внутренний мир и поведение человека, а также природа, в которой развертывается его бытие и частью которого он является, могут быть сопряжены с человеческими идеалами и измерены их мерой, постольку выявилась еще одна плоскость ценностных ориентации - эстетическая» [1, с. 213].
В современном обществе все же есть настоящие ценители народного искусства, которые поднимают практически промыслы с колен и прославляют народные промыслы в своих произведениях. Такие мастера проводят мастер-классы по обучению ремесел. В Барнауле работает мастер росписи Т.Е. Наговицина Она возрождает такие промыслы, как хохломская роспись, гжельская роспись, урало-сибирская роспись и другие. Современные
мастера, занимающиеся росписью, проводят выставки своих работ и мастер-классы по обучению данной росписи. Примером тому могут быть еще мастер-классы показанные на базе Государственного художественного музея Алтайского края г. Барнаула, которые проводили мастера росписи Л.В. Живова, Е. Головина, Т. Стрельцова. В экспозиционной обстановке музея подрастающее поколение может воочию убедиться в профессионализме современных народных мастеров и получить опыт в мастерстве росписи. Это помогает формированию у учащихся целостного представления о народном искусстве, о творчестве народного мастера, его творческом и духовном росте на протяжении всей жизни, духовно связанной с природой и культурой родного края, возрождению процесса подлинного ученичества и преемственности в народном искусстве. Таким образом, можно с достаточной точностью сделать вывод, что именно в процессе творческой деятельности, занимаясь художественно-прикладными видами труда, человек проявляет специализированный интерес в определенной области производства, тем самым обретая себе социальный статус, в процессе которого происходит социализация человека. Мы убеждены в том, что декоративно-прикладное искусство помогало и помогает социализиро-
вать человека в обществе и проявить его «Я». В статье кандидата педагогических наук АГАО имени В.М. Шукшина А.Ю. Ару-тюнян сказано, что «Адаптация и социализация являются взаимосвязанными процессами - осуществляя адаптацию, индивид социализируется в обществе, а социализация включает в себя адаптацию как основной компонент. Благодаря адаптации человек приобщается к социальной жизни, в процессе социализации получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль» [2, с. 11]. Новым взглядом на проблему является тот факт, каким образом человек социализирует себя в обществе, используя богатый потенциал декоративного искусства, в частности регионального промысла - Урало-сибирской росписи. Проблеме передачи многовекового опыта, посвящена монография «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX-начало XXI в.)», написанная искусствоведами Т.М. Степанской, Л.И. Нехвядович. В ней говорится: «понятие художественной традиции трактуется данными авторами как, «процесс отбора, освоения, передачи и развития исторически сложившегося художественного опыта. На Алтае проявилось свойство преемственности не ограничиваться «вертикальными» связями (от древности к современности), но здесь реализовывались и «горизонтальные» связи, т.е. «взаимная передача культурных традиций от региона к региону, от народа к народу» [3, с. 11]. И в этом вопросе необходимо обратить особое внимание на процесс социализации человека на основе художественно-прикладных видов труда в развитии профессионального искусства, как этот процесс происходил ранее и что происходит в настоящий момент.
Миграция переселенцев происходила на территории всего алтайского края и здесь актуально отметить тот факт, что в регионе появлялись разные культурные традиции. В зависимости от районов существовало отличие в элементах, мотивах и цветовом строе росписи. В целом техника исполнения росписи была едина, и узнаваема в разных районах края. Это дает нам право говорить о продолжении традиции выполнения росписи. Эта техника описана исследователем росписи Н.И. Каплан. Автором проводится описание росписей домов, частей архитектурного убранства. Изучением росписи занимались исследователи В.В. Барадулин, Л.В. Живова. Большой интерес представляют исследования по описанию жизни народов Сибири Е.А. Ащеп-кова: «Взаимодействие культур русских переселенцев и местных народностей проявилось в многообразии декоративных приемов творчества сибирских строителей. При изучении русской народной архитектуры Сибири невозможно пройти мимо других
Библиографический список
областей художественной культуры сибиряков - музыки, фольклора, живописи (росписей), созданных на основе быта, уклада жизни и дающих возможность в большей степени вскрыть генезис народной архитектуры» [4, с. 16]. В течение жизни окружающая обстановка, люди претерпевали определенные изменения. Искусствоведческий анализ истоков урало-сибирской росписи впервые был сделан Е.Э. Бломквист в «Бухтарминских старообрядцах». Исследованием росписей на Алтае занимались также научные сотрудники Алтайского музея изобразительных и прикладных искусств под руководством Л.И. Снитко. Экспонаты, привезенные из экспедиций, сейчас можно увидеть в Государственном Художественном музее Алтайского края. Начиная с 1979 года, над исследованием росписи трудился научный сотрудник алтайского художественного музея Н.П. Гончарик. Позднее в состав музея перешли сотрудники Центра фольклора и народных ремесел, которые приняли участие в исследовании местного промысла. Художник центра фольклора Л. В. Живова, один из авторов книги «Домовая и прялочная роспись на Алтае», подробно изучает историю и развитие урало-сибирской росписи, систематически публикует статьи с материалами экспедиций по региону. Исследователю урало-сибирской росписи В.А. Барадулину удалось выявить авторов многих наиболее талантливых росписей: И.В. Белова, Ф. Корчагина, В.К. Рябкова, П. и Е. Мальцевых. Человек был выходцем из природной среды, и эту природу он переносил в дом в виде росписи как настенной, так и на предметах быта. Специальных учебных заведений по подготовке специалистов по росписи не существовало, но есть сведения о том, что мастера сами обучали молодых специалистов по росписи. Мастера тоже отличались по «статусу»: первой руки мастер, второй руки мастер и т.д.
Во многих регионах России образовывались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел. В настоящее время переносчиками искусства по развитию народной художественной культуры остается сфера образования, включающая различные учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования и культурно-просветительские учреждения.
В современное время цель образования - подготовка человека к деятельности в новых организациях в новых социокультурных условиях. Специалист любого профиля является продуктом не только образовательного поля, но и своего времени и для наиболее полной социализации необходимо как можно полнее знать и чувствовать культуру своего народа.
1. Каган, М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. Над чем работают, о чем спорят философы. - М., 1974.
2. Развитие личности в образовательном пространстве: труды 10-й Всероссийской научно-практич. конф.: в 2 ч. - Бийск, 2012. - Ч. I.
3. Степанская, Т.М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX-начало XXI в.): монография / Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович. - Барнаул, 2009.
4. Ащепков, Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. - М., 1953.
Bibliography
1. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyateljnostj. Opiht sistemnogo analiza. Nad chem rabotayut, o chem sporyat filosofih. - M., 1974.
2. Razvitie lichnosti v obrazovateljnom prostranstve: trudih 10-yj Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Biyjsk, 2012. - Ch. I.
3. Stepanskaya, T.M. Russkaya khudozhestvennaya tradiciya v iskusstve Sibiri (konec XX-nachalo XXI v.): monografiya / T.M. Stepanskaya, L.I. Nekhvyadovich. - Barnaul, 2009.
4. Athepkov, E.A. Russkoe narodnoe zodchestvo v Vostochnoyj Sibiri. - M., 1953.
Статья поступила в редакцию 08.08.14
УДК 7.036
Urusova N.P. TRADITIONS OF PUBLIC ART OF THE CAUCASUS AS FACTORS OF THE MODERN SPIRITUAL CULTURE. This article discusses an issue of folk art, folk artists schools, rationality and the aesthetics of utilitarian things of a rural life, public understanding of beauty. The aim of the article is to analyze the archaic safety layers of ethnic artistic traditions and a new understanding of folk art. This direction is also complemented by considering a value of folk art in the education of an active and creative personality. The author of the research carries out an attempt to evaluate the role of the traditional image of the architectural environment in the history of construction of the ancient Caucasian settlements. It is concluded that the experience of folk artists contributes to the development of local traditional cultural identity, expression of popular artistic vision.
Key words: public art, material culture of folk, products of folk public life, ancient settlements, modern look of architectural environment.