УДК 39:130.2(=511.152)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ
© 2015 Н.В.Рябов
Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск Статья поступила в редакцию 26.09.2014
Автором поднимаются вопросы сохранения традиций народного искусства в сфере дополнительного образования и высшей школы. Отмечена содержательная база по художественному воспитанию учащейся молодежи с учетом традиций местных национальных, этнических культур.
Ключевые слова: образовательная парадигма, процесс обучения, прикладное творчество, традиции предков, трансформация, этническая культура.
В современном обществе, характеризующемся в целом глобализацией, постепенно происходит осознание важности и значимости, оригинальности и неповторимости каждого народа, каждой культуры, внесшей вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Важно знать ценность такого вклада, постигать и сохранять его для последующих поколений. В связи с этим наметилась устойчивая тенденция к изучению этнической культуры и традиций декоративно-прикладного искусства. В наши дни, обращаясь к культурному наследию своих предков, мы находим традиции прошлого в разных сферах, как в творческой деятельности повседневного плана, так и в сохранённых и вновь оживающих элементах этнической культуры.
С древних времен у народов Поволжья вырабатывался особый художественно-эстетический вкус к предметно-вещевому комплексу, а также сложный синкретизм духовно-нравственных основ этносимволического воплощения, который выразился в художественных формах. Исходя из накопленных знаний и веками сложившегося в этнической культуре опыта, развиваясь и обогащаясь внутри общности, культурные процессы повлияли на развитие материальных ценностей в целом. Потребовалось углубленное осмысление многих аспектов этнической культуры, касающихся использования ценностей декоративно-прикладного искусства и их влияния на его отдельные компоненты искусства. Для последующего развития видов прикладного искусства, мы рассматриваем возможности введение в учебный процесс учреждений дополнительного образования предметов, обучающих народным промыс-
о
Рябов Николай Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры традиционной мордовской культуры и современного искусства. E-mail: opryabova@mail. ru
лам и ремеслам с учетом сохранения традиционных основ художественного творчества1.
Одним из приоритетных направлений деятельности отечественного образования на сегодняшний день является воспитание духовно-нравственных ценностей личности, стремление к достижению гармоничной связи с обществом. Возрастающий интерес народов к своему истори-
1 Рябов Н.В. Традиции развития народного искусства в современной культуре мордвы / Н.В.Рябов // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 216 - 218; Рябов Н.В. Этносимволические формы мордовской культуры: генезис и эволюция / Н.В.Рябов. - М.: ЗАС «Агросс», 2011. - 184 с., илл.; Рябов Н.В. Образ мирового древа как опора мироздания финно-угорского народа / Н.В.Рябов // Финно-угорский мир. - Саранск: 2013. - № 2. - С. 103
- 106; Рябов Н.В. Самобытность художественного языка декоративно-прикладного творчества / Н.В.Рябов // Вестник: науч. ж. - Саранск: тип. «Крас. Окт.», 2013. -№ 4 (28). - С. 115 - 121; Рябов Н.В. Мировоззренческие традиции в мифологии мордвы // Вестник: науч. ж. -Саранск: тип. «Крас. Окт.», 2014. - № 2 (30),- С. 115 -121; Рябов Н.В. Отражение архаических образов в масках: современная тавлинская школа резьбы / Н.В.Рябов // Интеграция образования. - 2006. - № 4. - С. 216 - 218; Рябов Н.В. Эрямо парь - этноопределяющий компонент культуры мордовского народа / Н.В.Рябов // Финно-угорский мир. - Саранск: 2014. - № 1. - С. 62 - 65; Рябов Н. В. Традиции мордовского орнамента в общей концепции народной культуры Поволжья / Н.В.Рябов // Вестник Башкир. ун-та. - 2014. Т. 19, № 2. - С. 671 - 675; Рябов Н.В. Возникновение и формирование этносимво-лики в культуре мордовского народы / Н.В.Рябов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - № 2.
- С. 496 - 499; Рябов Н.В. Отражение религиозно-мифологических воззрений мордвы в архитектурных особенностях сельского жилья / Н.В.Рябов // Финно-угорский мир. - Саранск: 2014. - № 3. - С. 64 - 68; Рябов Н.В. Духовные традиции в художественной практике мордовского народа / Н.В.Рябов; науч. ред. Н.И.Воронина.
- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 164 с.
ческому и культурному наследию, традициям своих далеких предков наблюдается в сфере национальной культуры. Тяга к бережному отношению и использованию национальных традиций на основе художественного опыта в образовательных центрах разного уровня (художественные промысловые центры, художественные школы и училища, вузы с кафедрами по декоративно-прикладному искусству), являются попыткой в современных условиях воссоздать в области народного искусства традиции, трансформирующиеся в новые формы прикладного творчества.
Исходя из этой образовательной парадигмы, предпринимаются шаги для определения роли образовательных центров в формировании ценностного отношения молодежи к духовным корням и этническим особенностям народного искусства. Можно ли решить задачи сохранения традиционных направлений в области прикладного творчества, даст ли плоды внедрение в условия образовательной системы сочетание научного и традиционного народного начала для сохранения наследия предков? В связи с этим сейчас и идут поиски по разработке методологических основ и содержательной базы реализации инновационных программ по художественному воспитанию учащейся молодежи с учетом традиций местных национальных и этнических культур. В этом есть, конечно, своя специфика, которая осуществляется в контексте связи народной культуры с современной культурной средой; через погружение в культурные ценности, что выработаны долгой историей общественного развития. Это связано с многообразием культурных традиций, окружающих человека на протяжении всей его жизни.
Многими исследователями в области декоративно-прикладного искусства (И.Я.Богуславская, В.Г.Бабаков, В.М.Семенов) акцентируется внимание на процессах возникновения и становления традиций, что является обязательным условием внедрения компонентов традиционной культуры в образовательную систему. В.Г.Бабаков, В.М.Семенов отметили важность этих доводов, так как «зафиксированные в них программы человеческой деятельности, концентрированно выражая исторический опыт тех или иных этнических общностей, подобно генетическим программам популяций, ориентированы, в частности, на существенно важные для выживания этих общностей устойчивые, стабильные свойства как природной, так и этносоциальной среды. Выраженное в информационных программах культурной традиции предвидения, условий обитания последующих поколений делает возможным адаптив-
ное воспроизводство этих условий в простой или расширенной форме»2.
Специфический творческий процесс обучения у молодежи соединяет материальные и духовные основы с окружающим миром, наполняя эти связи через духовную и предметно-практическую деятельность ценностными отношениями. В этих условиях формирование бережного отношения к традициям предков у молодежи средствами народно-прикладного искусства происходит естественным путем, без диктата и навязывания какой-либо идеологии извне. Однако следует учитывать, что традиция, как социальная форма выражения общего закона преемственности, обладает устойчивостью, которая позволяет аккумулировать культурный опыт прежних поколений и осуществляет его передачу, а динамичность способствует обогащению, взаимодействию традиций с другими явлениями общественной жизни. Формируясь на протяжении многих веков, традиция вбирает в себя весь накопленный исторический опыт, всю мудрость народа, становясь неотъемлемым элементом его духовной культуры. Традиции - явление внутри-этнического характера и в своих проявлениях связывают прошлое и настоящее, представляют собой ту духовную силу, без сохранения которой невозможны национальная общность, этнокультура во всем своем разнообразии. Речь идет преимущественно о конкретных проявлениях культуры и жизни общества: будь то народное творчество, или же отдельные направления профессионального и народного искусства в его разнообразии материала и художественного воплощения (керамика, гончарное искусство, резьба по дереву, утилитарные предметы, одежда). Традиции, как яркий маркер культурной среды способствует функционированию народной культуры, вокруг которого сложились достаточно устойчивые, но противоположные по содержанию и исходным установкам обыденные представления. В их основе лежат определенные ценностные подходы, разделяющие их на два понятия, по периметру которых концентрируются представления о традициях. На одном из них традиция представлена как нечто архаичное, косное, устаревшее, консервативное, мешающее современному развитию культуры, на другом традиция выступает как идеал, абсолютная ценность, требующая серьезных усилий по поддержанию, восстановлению и реанимации.
Что понимать под традициями вообще и в чем заключаются традиции отдельных сфер народной культуры? Не означает ли приверженность тра-
2 Бабаков, В.Г. Национальное сознание и национальная культура / В.Г.Бабаков, В.М.Семенов. - М.: 1996. - 225 с. - С. 46.
дициям консерватизм? Каковы взаимосвязи традиций и местных стилистических особенностей прикладного искусства? На эти ключевые вопросы пытаются дать ответ многие исследователи традиционной народной культуры. Так, И.Я.Богуславская обращает внимание на многослойность традиций, они пронизывают, как пишет она, «все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и проявлении формы. Есть существенные различия в проявлении традиций в искусстве вообще и в народном в особенности, так как в народном искусстве живут традиции коллективного творчества, а они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей»3. Исходя из этого, традиции в сфере народного творчества можно определить как опыт коллективного творчества многих поколений, проживающих на конкретной территории и на протяжении достаточно длительного времени. При этом в особенности традиции того или иного культурного центра, помимо социокультурного фактора, так или иначе, включают и наличие природно-географической среды, а также того материала, в котором часто и воплощается творчество мастеров. Рассматривая мастерство разных видов декоративно-прикладного искусства, искусствовед Н.И.Шибаков отметил значимость коллективного творчества в традициях: «Прежде всего, важнейшей чертой народного искусства является его традиционность. Умение использовать накопленные веками безвестными мастерами приёмы и способы обработки материала, основных сюжетов, росписи и т.д. Все крупные исследователи народного искусства показали, что именно традиция, покоящаяся на коллективном опыте, помогает сохранению народного искусства в его классической основе»4. Существенное замечание М.А.Ильина5 относительно сюжетов, мотивов, приемов и форм конкретных народных промыслов, являются основой для включения в процесс обучения тех традиционных видов творчества, которые будут отражать черты самобытного местного народного искусства.
Каково последующее развитие тех или иных направлений декоративно-прикладного искусства, и в какой форме сохраняются традиционные
3 Богуславская, И.Я. Народное искусство или ширпотреб? / И.Я.Богуславская // Декоративное искусство СССР. - 1976. - № 6. - С. 22 - 23.
4 Шибаков, Н.И. Деревянная скульптура мордвы / Н.И.Шибаков. - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1980. - 93 с.
5 Ильин, М.А. Исследования и очерки / М.А.Ильин // Из-
бранные работы об искусстве народных промыслов и
архитектурном наследии XVI - XX веков. - М.: Советский художник, 1976. - С. 48.
центры народной культуры в условиях современного содержания культуры неразрешимые с точки зрения противоречий преемственности традиций. Отсутствие связей преемственности традиций как особой специфики творческого процесса и преемственности коллективного начала в народном искусстве ведет к духовному истощению и спаду культуры в целом. Многообразие крестьянского ремесла с его лучшими образцами, большинство исследователей связывают с деревней, и вот поэтому народное искусство воспринимается на сегодня как архаика древних ремесел. В разные исторические периоды вещевой комплекс и предметный мир, созданные многими поколениями наших предков, так или иначе, оставляя след, насыщались и видоизменялись, перерабатывались и дополнялись новыми элементами. Такие параллели не случайны и они есть у многих народов.
При изучении любого социокультурного явления неизбежно встает вопрос о его происхождении. Этот вопрос тем более правомерен, поскольку для нас, живущих в центральной части России искусство Поволжья является одним из древнейших очагов развития человеческой культуры. Вопрос о происхождении ремесленной культуры все еще является предметом дискуссий и нередко получает противоречивое освещение в различных исследованиях. В.М.Василенко, исследователь крестьянского искусства отметил важные основы зарождения преемственности и взаимообогащения народного искусства, по его предположению «оно выражалось в тесной связи деревенского и городского сотрудничества»6. Среди её истоков традиционно отмечают хозяйственные потребности, трудовые процессы, зачатки зарождения художественных предметных форм, что позволяет выделить в особый исторический процесс становления и развития декоративно-прикладного искусства в сфере народной культуры. Исследователь традиционной культуры славян В.С.Воронов подметил основную суть миропонимания мастера: «Окружающая жизнь дает новые мотивы, образы, темы; образы наблюдаемого быта преломляются в художественном творчестве и, испытав на себе ряд обычных в коллективном процессе творчества последовательных и постепенных видоизменений и дополнений, кристаллизуются в законченный и уже малоподвижный ряд новых форм»7.
6 Василенко, В.М. Русское народное искусство. Истоки и становление. I в. до н. э. - XIII в. н.э./ В.М.Василенко. -М.: Искусство, 1977. - С. 188.
7 Воронов В.С. О крестьянском искусстве: избр. труды / В.С.Воронов / вступ. ст. Т.Разина. - М.: Советский художник, 1972. - С. 158.
Проведенные исследования народного искусства как метод, были отмечены В.Б.Кашаевым. О результатах разработанных национальных и региональных программ возрождения промыслов народов России он пишет: «Введение материалов народного искусства в образовательные программы сделало возможным обращение к нравственным корням историко-художественного наследия, определяющих широкий социальный контекст народного искусства»8. Истоки традиций промыслов легли в основу изучения видов декоративно-прикладного искусства в ряде образовательных учреждений. С позиции сохранения традиций, историко-культурологические и педагогические вопросы в области изучения народного искусства, со свойственными этническими особенностями художественных форм, в нашей современной действительности отводятся в сферу образования. Такое перемещение процесса художественного творчества в программу образования иногда способствовало утрате традиционных видов декоративно-прикладного искусства, а само развитие получило сильно трансформированный характер. Такая трансформация свойственна почти всем видам ДПИ (керамика, резьба по дереву, плетение, художественное ткачество, выкладка бисером и т. д.) что дает основание переместить художественную практику в учебные учреждения современности. Знания техники и технологии изготовления изделий в видах прикладного искусства как условие создания авторских работ, при этом сохранение опыта поколений и традиций, приемлемые в сфере образования дают основу для развития и обучения нового поколения мастеров. Как отмечает Е.Г.Вакуленко: «...накопленный поколениями опыт и традиции необходимо бережно сохранять, но и в связи с применением новых материалов и оборудования, спроса покупателей, частично видоизменять,
привнося в произведения декоративно-прикладного искусства своё авторское видение»9. Сложно сохранить в нынешних условиях традиционность и символическую значимость разнообразия народного искусства, так как приоритеты современного социума рассчитаны на иные ценности. Художественные виды прикладного искусства, попадая в образовательный процесс, поддаются процессу разложения и трансформации, становятся путем формирования профессиональной художественной культуры и элитарного искусства. Преемственность начальной, средней и высшей школы мастерства прямо влияют на традиционные виды народного искусства, они перерастают в профессиональную сферу художественного образования.
Делая выводы из вышесказанного, акцентируем внимание на декоративно-прикладном искусстве. Традиционная этническая тематика имеет огромный потенциал в сфере дополнительного образования и в высшей школе. Доказательством тому результаты практических занятий художественных школ (резьба по дереву, керамике), кафедры традиционной культуры и современного искусства с программой внедрения разных видов прикладного направления, где учащиеся с успехом справляются как с выбором тематики, так и с новыми художественными, а также традиционными формами декоративно-прикладного и народного искусства.
8 Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева): учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Декоратив.-приклад. искусство и народные промыслы» / В.Б.Кошаев. - М.: ВЛАДОС, 2006. - С. 95.
9 Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. - Ростов, Изд-во Феникс, 2007. - С. 10.
ARTS AND CRAFTS IN EDUCATIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF TRADITIONS CONTINUITY PRESERVATION
© 2015 N.V.Ryabov°
Ogarev Mordovia State University
The author brings up questions of preservation of folk art traditions in the sphere of additional and higher education. Considering the local national ethnic cultures, the author emphasizes substantial base for young people art education.
Key words: educational paradigm, process of training, applied creativity, tradition of ancestors, transformation, ethnic culture.
o
Nikolay Vladimirovich Ryabov, Candidate of history, Associate professor of Department of Mordovian traditional culture and contemporary art. E-mail: opryabova@mail.ru