ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДВЫ (на примере Подлесно-Тавлинской экспериментальной детской художественной школы)
Н. В. Рябое, доцент кафедры рекламы и дизайна МГУ им. 77. 77. Огарева
Современное состояние декоративноприкладного искусства мордвы во многом основывается на историко-культурных традициях финно-угорского мира, его многовекового творческого потенциала в системе народного творчества. С древних времен народы Поволжья сохраняли и развивали традиции народного мастерства в изделиях из дерева, керамики, в национальной одежде и украшениях, в бытовых предметах и орудиях труда. Во многих декоративных изделиях прикладного искусства нашли свое отражение религиозные воззрения древней мордвы, характерные для многих финно-угорских народов.
Из-за непонимания многих природных явлений поклоняясь божествам среды обитания с последующим воплощением их в культовые предметы, древняя мордва окружала себя оберегами, тотемными образами, а некоторые предметы имели не только культовое значение, но и функционально-бытовое предназначение (солонки с фигурами двух конских головок, прялки в форме конского туловища и головы).
Многими поколениями в разной форме передавались мастерство и традиции узорной вышивки, владение премудростями резьбы по дереву, при этом знания связывались с практицизмом и умением находить в обыденной повседневной жизни красоту. Во все времена основной задачей сохранения традиций и передачи мастерства была преемственность поколений, это нашло свое отражение в родовой среде в древние времена или же в организации обучения мастерству с применением программных материалов в современных условиях.
Традиционность прикладного искусства как связь с прошлым накопленным
материалом на современном этапе является основой развития резьбы по дереву во многих учебных заведениях, культурных центрах Мордовии (деревянные скульптуры с. Подлесная Тавла, плетения из ивовой лозы с. Сабаево и др.).
В ходе процессов возрождения национальной культуры, промыслов встал вопрос о направлениях становления таких ее аспектов, как декоративно-прикладное искусство и его связь с образовательным процессом в местах, где были предпосылки и условия для его развития.
Особенно интересна в этом плане Тавлинская школа резьбы по дереву. Как тип художественного творчества Тавлинская игрушка со своей техникой и необычной пластикой прошла путь от самодеятельного творчества до признанного вида народного искусства, впитала в себя многие традиции коллективного творчества, обусловленные устоями жизни и опыта, особенностями быта и духовными ценностями.
Следует подробно остановиться на том, что уже в начале 70-х гг. XX в. у детей в Подлесной Тавле был замечен стихийный интерес к резьбе. Постепенно в рамках кружковой работы в Подлесно-Тавлинской, тогда еще восьмилетней, общеобразовательной школе стала формироваться деревянная резьба по домашней утвари, малых скульптурных форм, домовая резьба и т. д.
Министерством культуры МАССР (сейчас РМ) было открыто финансирование экспериментальной детской художественной школы в с. Подлесная Тавла, подобраны педагоги. Республиканским методическим кабинетом по учебным заведениям искусства и культуры совместно с педагогами были подготовлены программа и рабочие планы этого
® Н. В. Рябов, 2006
заведения с 1-го по 5-й классы. В пояснительной записке к программе раскрывались цели и задачи школы, среди которых наиболее важным считались «... приобщение детей к изобразительному искусству, в том числе декоративноприкладному, имеющему большое значение для эстетического воспитания, развития творческих способностей, освоение реальной действительности художественно-изобразительными методами».
По программе базовым предметом школы стал «Композиция декоративноприкладного искусства». К концу пятого года обучения учащиеся должны были знать: «...свойства материала, определяющие технику его обработки и декора; различные приемы обработки материалов и художественного оформления». Наряду с этим дети должны были уметь «...использовать увиденные из жизни сюжеты, перевоплощать в художественные образы в материале (скульптура, игрушка); создавать свои игрушки и сюжетные композиции с использованием местных традиций; работать над созданием декоративных композиций; выполнять композиции по мотивам народных сказок, легенд, преданий» и т. д.
Тщательно продуманный тематический план уже в 1-м классе экспериментальной художественной школы включал 204 ч, которые распределялись следующим образом: «Декоративная композиция по мотивам народного искусства» — 5 ч, «Свойства материала, техника обработки. Меры техники безопасности» — 30, «Декоративная работа на тему сказок» — 80, «Национальный орнамент, техника резьбы»— 15, «Декоративные маски» — 64, «Народная игрушка» — 45, «Подготовка к выставке» — 5 ч.
Тематический план включал в себя как теоретический, так и практический разделы. План работы за 2-й класс обучения имел уже более сложные темы, например «Последовательность обработки материала при изготовлении декоративной формы коня, фигуры челове-
ка»— 10 ч, «Изготовление механической игрушки» — 35, «Объемная скульптура» — 35, «Многофигурная композиция» — 70 ч.
Еще более усложнялся тематический план 3-го класса. На отмеченном этапе велась «Работа над композицией с использованием фольклорного материала» — 60 ч, «Подготовка эскизов для оформления детских игровых площадок» — 35, «Изготовление национальных музыкальных инструментов» — 35 ч.
На 4-м и 5-м годах обучения предусматривалось изучать следующие предметы: «Традиции мастеров с. Подлесная Тавла»— 4 ч, «Работа над ритуальными масками» — 20, «Изготовление анималистических скульптур» — 30, «Традиции народов России в области искусства» — 10, «Сельская архитектура» — 15 ч.
С учетом возрастных особенностей учебный процесс в художественной школе был построен по принципу заимствования опыта у ведущих мастеров стиля, формы и техники обработки, что давало возможность устойчиво сохранять многие годы традиционную направленность Тавлинской игрушки. Эту особенность коллективного творчества отметил Н. И. Шибаков в книге «Мастера из Под-лесной Тавлы» где говорится, что процессы стилеобразования, поисков сюжетов и пластического их воплощения происходят в своеобразном коллективе, где по законам народного творчества молодые мастера обучаются в непосредственном общении, на основе народных традиций1.
Благодаря появлению экспериментальной художественной школы в Тав-ле, удалось сохранить целое направление в искусстве мордвы — декоративно-прикладное, отразившее мировоззрение народа, его развитую творческую фантазию, мифологические образы, эт-носимволику. Так, символы солнца, коня, богинь, олицетворяющих различные стихии, воплощены в орнаментике, малых скульптурных формах и других ви-
дах детского декоративно-прикладного искусства.
Из стен школы вышли десятки известных художников, резчиков по дереву, промысловиков, которые довели свое мастерство до профессиональных вершин. Село стало центром проведения выставок, конкурсов резьбы по дереву, в том числе и международных фестивалей. Работы Е. Аванькина, П. Рябова, А. Рябова, В. Киушкина, И. Водясова и др. на выставках занимали первые места и известны далеко за пределами Мордовии — в Эстонии, Финляндии, Москве, Петербурге и т. д.
Обращение к народному искусству вновь и вновь открывает страницы этнической культуры, мир религиозных воззрений, его отражение в символах декора, кодификации мира в знаках, принятых в этнической среде эрзи и мокши.
В связи с этим многие знаковые образы, передающие генетическую информацию поколений, раскрывают этнические закодированные символы в образах людей, животных и их среды обитания в
деревянных скульптурных композициях, в движущихся игрушках.
Народный мастер своим миропониманием, переданным из поколения в поколение, составляет модель бессознательного архетипа, формы гротескного образа.
Творческие задачи художественных ремесел вытекают из народного искусства с его устойчивыми традициями, найденными формами и стилем. Многие высшие учебные заведения в части подготовки специалистов по прикладному искусству берут за основу программного обучения изучение традиционных народных промыслов с перспективой его развития и сохранения неповторимости художественного образа в его локальных особенностях. Важно то, что национальное достояние в области народного творчества сохраняется и развивается в профессиональную направленность в системе высшего образования.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Шибаков Н. И. Мастера из Подлесной Тавлы / И. И. Шибаков. Саранск, 1983. С. 84.
Поступила 07.10.06.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИИ КУЛЬТУ РАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В МОРДОВСКОЙ СЕМЬЕ
О. В. Лобанова, аспирант отдела теории и истории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ
История мордовской семьи в общих чертах шла тем же путем, что и у других восточных финнов. И здесь современным формам, которые созданы христианством, действующим каноническим правом и выработавшимися на этой почве понятиями, предшествовали иные, архаические, формы.
Примечательно, что в мордовских языках отсутствует слово «семья» в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово э. куд, м. кудо «дом». В
народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. В традиционном быту, как правило, семья (дом) называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение: «Мордва в прошлом вместо слова семья или фамилии употребляла родовой знак, тавро, например колесо, косу, зерно. Для отличия отделившихся членов этого тав-© О. В. Лобанова, 2006