Деглобализация автомобильного рынка: вызовы и перспективы развития
Чистяков Илья Александрович,
аспирант кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», генеральный директор ООО «Ретел» E-mail: [email protected]
В статье приведены актуальность исследования деглобали-зации современного автомобильного рынка, факторы, способствовавшие глобализации современного автомобильного рынка, взаимосвязь международной экономики и политических процессов, которая не носит существенного геополитического характера и воздействует на развитие глобального автомобильного рынка, способы деглобализации современного автомобильного рынка, взаимосвязь технологий двойного назначения и международной автомобильной промышленности с учётом потенциальных социальных и экономических выгод, а также проблемы и перспективы развития российского автомобильного рынка в условиях деглобализации. Исследование современных вызовов и перспектив развития автомобильного рынка в условиях деглобализации актуально в связи с влиянием данных процессов на международную торговлю, регионализацию развивающихся и развитых рынков, технологические достижения, государственную политику, а также устойчивость глобальных цепочек поставок. Понимание этих факторов имеет основополагающее значение для автомобильных компаний, для того чтобы адаптироваться к изменяющемуся ландшафту и, тем самым, использовать возможности на рынке.
Ключевые слова: автомобильный рынок, деглобализация, остановка производства автомобилей, внешние ограничения, новые условия развития международного автомобильного рынка, локализация автомобильного производства, инфляция.
LQ S Ое
со см о см со
Исследование современных вызовов и перспектив развития автомобильного рынка в условиях деглобализации весьма актуально с учётом условий деглобализации по нескольким причинам, отраженным ниже.
Во-первых, процессы деглобализации характеризуются усилением протекционистских мер, разрушением существовавших в международном сообществе цепочек поставок и повышением барьеров для международной торговли. Автомобильная промышленность в значительной степени зависит от современного состояния и трендов, наблюдающихся в мировой торговле с точки зрения поставок автомобильных компонентов, доступа на развивающиеся и развитые рынки, а также поддержания конкурентоспособности, исходя из лидерства по затратам. Понимание проблем и перспектив по выделенной предметной области может помочь компаниям ориентироваться в изменяющемся торговом ландшафте, а также разрабатывать стратегии преодоления потенциальных барьеров.
Во-вторых, деглобализация часто приводит к регионализации существовавших рынков, при этом страны проводят политику обеспечения и продвижения национальной промышленности, что оказывает влияние на автомобильный рынок, влияя на потребительские предпочтения, нормативно-правовую базу и динамику международного автомобильного рынка. Изучение подобных изменений может позволить автомобильным компаниям выявить новые рыночные возможности и соответствующим образом скорректировать продвигаемые продуктовые предложения.
В-третьих, автомобильная промышленность обусловлена стремительными технологическими преобразованиями, включая рост количества электромобилей, автономное вождение (без необходимости присутствия человека на месте водителя), а также подключение к Интернету через встроенные устройства. Указанные достижения потенциально могут изменить анализируемую отрасль, а также создать новые вызовы и перспективы автомобильного рынка. В контексте процессов деглобализации основополагающее значение имеет понимание того, как перечисленные технологии могут быть адаптированы для удовлетворения потребностей регионального рынка и нормативно-правовых требований.
В-четвёртых, деглобализация, как правило, приводит к определённым изменениям в государственной политике и нормативных актах, включая торговые соглашения, налогообложение, экологические стандарты, а также правила техники безопасности и эксплуатирования автотранспортных средств. Подобные изменения оказывают непо-
средственное влияние на автомобильную промышленность и ее развитие, так что исследование проблем и перспектив, вытекающих из государственной политики, может предоставить компаниям возможность привести реализуемые стратегии в соответствие с нормативно-правовой базой, а также прогнозировать потенциальные сбои в бизнесе.
В-пятых, процессы деглобализации могут нарушить глобальные цепочки поставок, поскольку компаниям с достаточно высокой вероятностью потребуется перестроить или диверсифицировать собственную базу поставщиков, для того чтобы снизить риски и обеспечить бизнес-стабильность. В данном случае целесообразно оценить проблемы и перспективы, связанные с трансформацией глобальных цепочек поставок, выявлением потенциальных узких мест в автомобильном бизнесе, а также реализацией стратегий повышения бизнес-стабильности.
Глобализация международного автомобильного рынка подразумевает интеграцию и взаимозависимость производства, распределения и потребления автомобилей через национальные границы, которой способствуют либерализация торговли, формирование автомобильными корпорациями новых производственных мощностей через ПИИ, применение аутсорсинга (передача рабочих функций в такие страны, как Мексика, Китай, ЕС), стандартизация автотранспортного производства, интеграция автомобильного рынка, трансграничная передача технологий, увеличение информационной осведомленности потребителей об ассортиментном портфеле корпораций.
В данном случае указанные процессы и факторы глобализации привели к расширению трансграничной торговли, международных инвестиций и технологического обмена на международном автомобильном рынке, стимулируя его рост и интеграцию. Однако процессы и факторы глобализации также вызвали определённые проблемы и вопросы, касающиеся перемещения рабочих мест внутри корпоративной структуры, воздействия на окружающую среду, а также концентрации рыночной власти в сегменте, где преобладает бизнес нескольких крупных глобальных игроков [1].
При этом стоит учесть, что мировая экономика и политические процессы тесно связаны между собой в контексте исследования современного состояния автомобильной промышленности. Стоит обратить внимание, что автомобильная промышленность вносит значительный вклад в развитие международной экономики, что, в свою очередь, определяется существенным доходом, а также формирует возможности для создания рабочих мест. Политические процессы, такие как торговая политика, налоговое регулирование и инвестиционные стимулы, могут непосредственно влиять на рост и конкурентоспособность автомобильной промышленности. Проводимая государственная политика при условии того, что она поддерживает экономическое развитие и либерализацию торговли, может повысить эффективность автомобильной отрасли.
Автомобильная промышленность в существенной степени определяется тем, что ограниченное число транснациональных корпораций занимаются одновременно производством, дистрибуцией, а также продажей транспортных средств и автомобильных запчастей. Торговые соглашения, тарифы и нормативные правовые акты в отношении внешнеторговых операций влияют на глобальную цепочку поставок и динамику рынка. Политические процессы, например, переговоры о тарифах, могут повлиять на прибыльность и конкурентоспособность автомобильной промышленности на международных рынках.
Также стоит упомянуть о том, что автомобильный рынок и технологии двойного назначения имеют тесную взаимосвязь, которая влияет на различные аспекты анализируемой отрасли. Технологии двойного назначения относятся к инновациям, которые могут принести как экономическую ценность, так и социальные выгоды в контексте функционирования автомобильной корпорации.
Автомобильный рынок на сегодняшний момент времени трансформируется в сторону более устойчивых решений, предназначенных для мобильности из-за экологических проблем и правовых ограничений. Технологии двойного назначения, такие как электромобили (EVS), гибридные транспортные средства и автомобили на водородных топливных элементах, помогают сократить выбросы в природную атмосферу, а также улучшить степень качества воздуха. При этом технологии двойного назначения способствуют переходу рынка от традиционных двигателей внутреннего сгорания к более экологически чистым альтернативам.
Интеграция передовых технологий в автотранспортные средства, таких как продвинутые информационно-развлекательные системы и функции подключенного автомобиля, повышает ценность конечного продукта для потребителей. Технологии двойного назначения обеспечивают развлекательные возможности, навигацию в режиме реального времени, а также расширенную диагностику автомобиля. Следовательно, технологии двойного назначения в анализируемой области обеспечивают экономические выгоды, удовлетворяя потребности клиентов в подключении к продвинутым информационно-развлекательным системам и в то же время способствуя таким социальным выгодам, как улучшение управления дорожным движением и снижение автомобильных заторов на дорожных магистралях [2].
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются автомобильные компании в условиях глобализации, является зависимость от импортных запасных частей и комплектующих при производстве своей продукции. Эта проблема возникает из-за нескольких факторов, а именно: в условиях глобализации автомобильные компании расширили свою деятельность на территории всего международного сообщества, открыв производственные мощности в разных странах, что привело к созданию сложной цепочки поставок, в которой компо-
сз о
со £
т Р сг
СТ1 А ш
ненты поставляются из нескольких стран; процессы глобализации позволили компаниям воспользоваться различиями в затратах между разными странами; в некоторых случаях автомобильные компании могут не обладать необходимыми внутренними возможностями для производства определенных автотранспортных компонентов, что может быть связано с технологическими ограничениями, нехваткой квалифицированных кадров или отсутствием развитой цепочки поставок конкретных автотранспортных деталей.
Мировые акторы глобального автомобильного рынка, такие как США, ЕС и Китай, пытаются ограничить доступ к технологиям и автомобильным запчастям, создать новые международные цепочки поставок и сбыта, и соответственно деглобализи-ровать автомобильный рынок [3].
Например, Китай в 1994 году ввел новые правила, которые требуют от иностранных автомобильных компаний сформировать совместное предприятие с китайскими компаниями, чтобы иметь доступ к китайскому автомобильному рынку. Это может привести к тому, что иностранные компании потеряют контроль над своими технологиями и брендами. Однако с начала 2022 года введённые ограничения для иностранных автомобильных компаний были отменены. Концепция данных ограничений основана на том, что на китайский автомобильный рынок должны были быть привлечены не только дополнительные инвестиции, но и зарубежные технологии для развития национального автомобилестроения. Данная стратегия китайского Правительства в полной мере является эффективной в рамках развития национального автопроизводства [4].
Одним из способов деглобализации автомобильного рынка в международной экономике является локализация производства автомобилей на территории конкретной страны, в данном случае автомобильные компании собственные производственные мощности переносят на территорию того государства, где имеются наиболее экономически и социально выгодные условия для реализации автотранспортного производства. Так, в современных в российских условиях автомобильным корпорациям, которые приняли управленческое решение о локализации автотранспортного производства, предоставляются налоговые субсидии и льготы на проведение НИОКР, программ исследований и технологических разработок.
Несмотря на то, что локализация автотранспортного производства даёт возможность уменьшить издержки на транспортировку автомобилей, а также сопутствующих компонентов, тем не менее, автомобильные корпорации потенциально могут столкнуться со снижением гибкости в управленческой системе формирования и использования = глобальных цепочек поставок и сбыта. К тому же, е с учётом того, что локализация автотранспортно-Я го производства может происходить только на тер° ритории конкретного государства, то деятельность ¿в автомобильной корпорации будет зависима от тер-
риториальных условий, а также потенциально сокращение конкурентоспособности автомобильной корпорации в других рыночных сегментах (развивающихся и развитых) [5].
Тем не менее, в рамках процесса деглобализа-ции автомобильного рынка, локализация производства становится все более популярной. Страны и автомобильные компании сотрудничают, чтобы создать новые производственные мощности и расширить свое присутствие на местных рынках, что может привести к росту экономики и созданию новых рабочих мест.
Теперь целесообразно представить примеры и соответствующие способы локализации автотранспортного производства:
1. Введение налоговых льгот и субсидий для национальных автотранспортных компаний. Например, в Индии была введена программа «Make in India», которая предоставляет налоговые льготы и субсидии для национальных автотранспортных компаний с целью привлечения инвестиционных вложений и увеличения внутренних производственных мощностей.
2. Создание специальных экономических зон (СЭЗ) и индустриальных парков, которые предоставляют национальным автотранспортным компаниям льготы и условия для развития производства автомобилей. Например, в Китае созданы СЭЗ, такие как Шанхайская свободная торговая зона, которые предоставляют национальным автотранспортным компаниям особые условия для производства и экспорта готовой продукции.
3. Партнерство с международными автомобильными компаниями для создания совместных предприятий и развития производства внутри конкретной страны. Например, в России были созданы совместные предприятия между отечественными и зарубежными автомобильными компаниями, такими как Renault-Nissan-AvtoVAZ и General Motors-AvtoVAZ, которые способствовали развитию национальной автомобильной промышленности с точки зрения производства автотранспортных средств.
4. Развитие собственных технологий и инноваций, которые позволяют национальным автотранспортным компаниям создавать конкурентоспособные автомобили. Например, в Южной Корее автомобильная компания Hyundai разработала собственную технологию гибридных и электрических автомобилей, которая позволила впоследствии создавать конкурентоспособные автотранспортные продукты на международном рынке.
5. Введение обязательных нормативных требований к локализации производства для международных автомобильных компаний, которые стремятся функционировать на конкретном национальном рынке. Например, в Бразилии действует законодательный акт, который обязывает международные автомобильные компании производить не менее 65% компонентов автомобилей внутри Бразилии, для того чтобы получить право на продажу произведённой продукции на развивающемся рынке Бразилии [6], [7], [8].
В контексте глобализации, где страны взаимосвязаны и взаимозависимы, локализация автотранспортного производства может оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на инфляцию.
Когда локализуется автотранспортное производство на территории определённой страны, то это, как правило, включает в себя перенос производственных мощностей из страны с высокими затратами для автомобильной компании в страну с низкими затратами, что может привести к снижению производственных затрат, включая затраты на рабочую силу, а также к уменьшению цен на автомобили. Следовательно, может произойти понижательное давление на темп инфляции в странах, где локализовано автотранспортное производство, поскольку более дешевая автомобильная продукция будет способствовать снижению общего уровня цен, а соответственно и темпа инфляции.
Локализация автотранспортного производства также может оказывать косвенное влияние на темп инфляции. Когда автомобильное производство уже локализовано на территории конкретной страны, это может привести к сокращению рабочих мест в стране с высокими издержками, потенциально увеличивая уровень безработицы, к снижению потребительских расходов (потребительской активности) и совокупного спроса, что может способствовать уменьшению общего темпа инфляции в стране с высокими издержками [9].
Тем не менее, обращая внимание на процесс деглобализации автомобильного рынка, стоит отметить негативные характеристики локализации автотранспортного производства в международном сообществе:
1. Локализация автотранспортного производства может привести к увеличению производственных затрат автомобильных компаний из-за необходимости создания новых производственных мощностей на территории выбранной страны для входа автомобильного бизнеса, найма рабочей силы, а также поиска национальных поставщиков, что может привести к тому, что 1 единица автомобильного транспорта будет по стоимости выше для потребителей, снижая её доступность в рыночном сегменте.
2. Локализация автотранспортного производства ограничивает возможности автомобильных компаний по выходу на иные международные рынки, поскольку деятельность автомобильной компании в значительной степени зависит от национального покупательского спроса, что может снизить потенциальный масштаб производства, а также ограничить их потенциал конкурировать на глобальном уровне.
3. Локализация автотранспортного производства сокращает масштабы производства, что может привести к снижению эффекта производственного масштаба. Следовательно, автомобильные компании с достаточно высокой вероятностью не смогут достичь оптимальной экономической эффективности в связи с крайне низкими объемами производства.
4. Локализация автотранспортного производства подразумевает, что автомобильные компании в значительной степени должны взаимодействовать с национальными поставщиками автомобильных компонентов, комплектующих и производственного сырья, что может вызвать определённую проблему, если национальные поставщики не могут удовлетворить требования к качеству или количеству сырья и автомобильных компонентов, что приводит к задержкам автотранспортного производства и, тем самым, увеличению затрат.
5. Локализация автотранспортного производства может привести к уменьшению специализированных знаний и экспертных мнений, которые отражают актуальность вопроса настройки и установления глобальных цепочек поставок. Трансграничный обмен идеями, передовой практикой и технологическими достижениями на международном автомобильном рынке может быть ограничен, что приводит к замедлению инноваций и темпов научно-технологического прогресса в международной автомобильной промышленности.
6. В условиях деглобализации автомобильного рынка различные страны могут вводить торговые барьеры и протекционистскую политику, что затруднит автомобильным компаниям расширение реализуемой деятельности при стремлении к выходу на иные международные рынки, что ограничит возможности роста и увеличит волатильность рынка.
7. Локализация автотранспортного производства обусловливает тот факт, что автомобильные компании более уязвимы к национальным экономическим условиям. Если развивающийся (развитый) рынок обусловлен спадом или сталкивается с макроэкономической нестабильностью, это обстоятельство может существенно повлиять на автотранспортное производство и продажи автомобильного транспорта, что способствует потенциальным убыткам для автомобильных компаний.
8. Локализация автотранспортного производства может привести к ограничению разнообразия вариантов автомобильного транспорта, доступных потребителям. Поскольку в современных условиях меньше международных брендов и моделей автотранспортных производств производится на российском уровне, у потребителей будет сокращён выбор автомобильной продукции с точки зрения ключевых характеристик, качества и стратегии ценообразования.
9. Локализация автотранспортного производства может увеличить риск геополитической напряженности между несколькими государствами. В данном случае политические конфликты и торговые споры могут нарушить цепочку поставок и производственный процесс автомобильной продукции, что приводит к задержкам в производственном процессе, сбоям в работе, а также макроэкономической неопределенности для автомобильных компаний.
10. Локализация автотранспортного производства может привести к увеличению выбросов угле-
сз о
со £
т Р сг
СТ1 А ш
кислого газа, поскольку производственные мощности одной корпорации могут быть расположены в нескольких местах, регионах, государствах, что может иметь негативные последствия для окружающей среды, особенно если производственные процессы, осуществляемые в разных странах, не соответствуют утверждённым экологическим нормам [10].
Рассмотрим современное состояние российского автомобильного рынка, которое было достигнуто к концу 2022 года. Множество экспертов считают, что российский автомобильный рынок рухнул в условиях внешних ограничений, международных санкций, введённых с марта 2022 года. Безусловно, что уменьшение объёмов продаж российских автомобилей более чем на 50% свидетельствует именно о таком мнении экспертов. Несмотря на то, что на ближайшую перспективу развитие российского автомобильного рынка обусловлено крайне негативными аспектами, тем не менее, на более длительную перспективу, вероятны, положительные аспекты в развитии российского автомобильного рынка в условиях деглобализации.
Нужно обратить внимание на то, что на протяжении 2022 года количество брендов, торгующихся на российском автомобильном рынке, уменьшилось на 45. Это связано с выходом зарубежных автомобильных компаний, функционировавших на отечественном рынке. В сочетании с этим за 2022 год общее количество реализованных на российском рынке автомобилей не смогло превысить 700 тыс. автомобилей. В отличие от 2020 года, когда были введены Правительством РФ жёсткие антико-ронавирусные ограничения, отечественные потребители приобрели примерно 2 млн автомобилей. В отличие от 2021 года реализация автомобилей за 2022 год снизилась на 58,7%.
Следовательно, нехватка рыночных предложений, наблюдавшаяся в 2022 году, достигла примерно 1,1 млн автомобилей, при этом производители российского рынка смогли бы освоить из данной цифры в среднем только 11% без учёта возможного потенциала к экономическому росту автопроизводителей. Тем не менее, большинство российских автопроизводителей подчёркивают существование полностью разрушенной рыночной конъюнктуры, которая формировалась приблизительно 25 лет.
По состоянию на 19.01.2023 года складские запасы автомобильной продукции в РФ практически закончились, одновременно с этим новых поставок автомобилей уже длительное время нет, также в РФ остановлен выпуск зарубежных моделей автомобилестроения. Как считают различные эксперты, на начало 2023 года в российских автосалонах, функционирующих во всех субъектах РФ, осталось менее 30 тыс. единиц автомобильной продукции. К тому же, на фоне дефицита рыночных предложений в значительной мере увеличились цены на реа-= лизуемые автомобили. При этом в дилерских авто-е мобильных центрах отмечают, что в нынешнее вре-Я мя покупка автомобиля обойдётся клиенту в сред° нем на 25% выше, нежели за аналогичную модель 1 автомобилестроения в 2021 году [11 ].
В связи с существенно сократившейся конкуренцией на российском автомобильном рынке в 2022 году лидером продаж среди автопроизводителей стал ПАО «АвтоВАЗ». В I-II кварталах 2022 года по причине разрушения традиционных логистических процессов при поставках автомобильной продукции, а также полного ограничения на поставку множества зарубежных компонентов для выпуска автомобилей, автопроизводитель ПАО «АвтоВАЗ» был вынужден остановить реализуемую деятельность. Тем не менее, в июне 2022 года сборочный конвейер автопроизводителя ПАО «АвтоВАЗ» снова стал работать, и уже к 1 сентября 2022 года удельный вес огромного количества автомобильной продукции под общим брендом «LADA» в рыночном сегменте составил 40%. К концу 2022 года общий объём продаж данной автомобильной продукции составил 188,6 тыс. российских автомобилей. Однако достигнутый результат является достаточно скромным, поскольку в 2020-2021 гг. ПАО «АвтоВАЗ» реализовал приблизительно 350 тыс. российских автомобилей. Кроме того, на 2022 год согласно стратегической политике ПАО «АвтоВАЗ» продажи должны были достичь значительной цифры, а именно 400 тыс. российских автомобилей [12].
Скорее всего, возобновления импорта зарубежных моделей автомобилестроения в РФ на ближайшую перспективу не будет. В настоящее время стратегическая политика зарубежных брендов, которые вышли с российского автомобильного рынка либо приостановили выпуск автомобильной продукции, не предусматривает выпуска автомобильной продукции в течение 2023 года для продаж на российском рынке.
Безусловно, некоторый объём автомобильной продукции может быть ввезён в РФ с помощью инструмента параллельного импорта. Однако, как считают эксперты, посредством параллельного импорта на российский автомобильный рынок в 2023 году может поступить менее 70 тыс. единиц автомобильной продукции. В данном случае представленная величина малозначительна, одновременно с этим присутствуют трудности в логистических процессах, таможенным оформлением зарубежных автомобилей. При этом данный объём импортированных автомобилей не сможет покрыть имеющийся покупательский спрос в российском рыночном сегменте.
В условиях деглобализации российского автомобильного рынка определённую поддержку может оказать выпуск и импорт китайских автомобилей. Однако со стороны КНР будет присутствовать свой интерес в отношении российского автомобильного рынка, который уже проявляется в выдвижении крайне жёстких условий, учитывая увеличение цен на автомобили и достаточно ограниченное количество рыночных предложений автомобилей со скидками.
Вместе с тем на российском автомобильном рынке активно развивается несколько китайских автомобильных брендов, множество отечествен-
ных потребителей с некоторым недоверием относятся к продаваемым на российском автомобильном рынке китайским моделям. Поэтому значительного прироста поставок китайских моделей автомобилей на российский рынок на протяжении 2020-2022 гг. не наблюдается, следовательно, это негативно повлияло на инфляцию на изучаемом отраслевом рынке [13].
Вместе с тем долгосрочные перспективы развития российского автомобильного рынка в условиях деглобализации представляются весьма неоднозначными.
С одной стороны, по мере усиления глобальных торговых барьеров может возрасти спрос на отечественное производство, что могло бы стимулировать рост российского автомобильного сектора, при этом российские автопроизводители могут принять решение о производстве автотранспортных средств на территории РФ, а не импортировать их, что может привести к расширению внутренних производственных мощностей и инвестициям в анализируемую отрасль.
Кроме того, процессы деглобализация могли бы способствовать развитию собственных технологий и возможностей в функционировании автомобильных корпораций. При снижении зависимости от глобальных цепочек поставок российские компании с достаточно высокой вероятностью смогут более активно инвестировать в НИОКР, программы различных исследований и технологических разработок, что приведет к достижениям в таких областях, как электрические и автономные транспортные средства, что может помочь российской автомобильной промышленности стать более конкурентоспособной на глобальном уровне, а также привлечь международные инвестиции.
С другой стороны, процессы деглобализация также создают проблемы для российского автомобильного рынка. Одним из основных препятствий является потенциальное сокращение экспортных возможностей у отечественных автомобильных компаний, поскольку мировая торговля с течением времени становится все более ограниченной, российские организации могут столкнуться с трудностями при доступе на зарубежные рынки, что соответственно ограничит перспективы их роста.
К тому же, процессы деглобализации могут привести к снижению доступности зарубежных технологий и комплектующих для российской автомобильной промышленности, что увеличит производственные издержки, а также способствует замедлению темпов научно-технологического прогресса, что снизит отраслевой потенциал конкурировать на глобальном уровне.
Подводя итог, нужно обратить внимание на то, что долгосрочные перспективы развития российского автомобильного рынка в условиях деглобализации будут зависеть от того, насколько быстро российские автомобильные компании адаптируются к изменяющемуся мировому торговому ландшафту в современных условиях. Несмотря на потенциальные выгоды, которые компании могут по-
лучить, существуют также значительные проблемы, которые необходимо преодолеть, для того чтобы обеспечить устойчивый рост и конкурентоспособность внутри отрасли.
Литература
1. Коломенский Ф.К., Аксенов П.Н. Стратегии развития автомобильных компаний в условиях глобализации отрасли автомобилестроения // Молодежная неделя науки ИПМЭиТ. - 2021. -С. 85-88.
2. Панькин В.П., Ходосовский Ю.В., Челя-нов Э.Р. Особенности формирования перечня инновационных технологий для совершенствования автомобильной техники // Военная мысль. - 2022. - № . 2. - С. 87-103.
3. Полуэктов А.Б. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство между ЕС и США: прообраз обновленной ВТО? // Торговая политика. - 2016. - № 2/6. - С. 22-40.
4. Китай снял ограничения для иностранных автопроизводителей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://autoreview.ru/news/ kitay-snyal-ogranicheniya-dlya-inostrannyh-avtoproizvoditeley (дата обращения: 14.05.2023).
5. Остановился даже АвтоВАЗ. Каких деталей не хватает и что будет дальше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.autone-ws.ru/news/6242e8749a79476479353aa5 (дата обращения: 14.05.2023).
6. Отечественным автопроизводителям необходимо создавать локализованные производства в развивающихся странах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/ comments/comment/18938 (дата обращения: 14.05.2023).
7. Долгов С.И., Савинов Ю.А., Кириллов В.Н., Та-рановская Е.В. Возможности противодействия санкциям в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. - 2022. -№ 4. - С. 36-54.
8. Парцвания В.Р. «Ловушка импортозамеще-ния» в реалиях автомобилестроения // Проблемы прогнозирования. - 2022. - № 2. - С. 119130.
9. Гущин Е. Риски деглобализации в условиях пандемии // Вестник ВАВТ Минэкономразвития РФ. - 2020. - № 9. - С. 1-3.
10. Торкановский Е.П. Автаркия, деглобализа-ция и личностная автономность: поиск самоопределения // Экономические отношения. -2022. - Т. 12. - № 3. - С. 323-344.
11. «Новые условия». Как российский автобизнес противостоял санкциям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.autonews. ru/news/63adaccc9a79472fbac7fc9e (дата обращения: 14.05.2023).
12. Белов А.С., Карпова Е.Г. Последствия антироссийских санкций для отечественного рынка автомобилестроения // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 12. - С. 16-20.
сз о
со £
т Р
сг
СТ1 А
ш
13. Фиаско на колесиках [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://versia.ru/rossijskim-avtodileram-prorochat-massovye-bankrotstva-v-2023-godu (дата обращения: 14.05.2023).
DEGLOBALIZATION OF THE AUTOMOTIVE MARKET: CHALLENGES AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Chistyakov I.A.
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation This article presents the relevance of the study of the deglobalization of the modern automotive market, the factors that contributed to the globalization of the modern automotive market, the relationship of the international economy and political processes, which is not of a significant geopolitical nature and affects the development of the global automotive market, the ways of deglobaliza-tion of the modern automotive market, the relationship of dual-use technologies and the international automotive industry, taking into account potential social and economic benefits, as well as problems and prospects for the development of the Russian automotive market in the context of deglobalization. The study of modern challenges and prospects for the development of the automotive market in the context of deglobalization is relevant in connection with the impact of these processes on international trade, regionalization of developing and developed markets, technological advances, public policy, as well as the stability of global supply chains. Understanding these factors is fundamental for automotive companies in order to adapt to the changing landscape and thereby take advantage of opportunities in the market.
Keywords: automotive market, deglobalization, car production shutdown, external restrictions, new conditions for the development of the international automotive market, localization of automotive production, inflation.
References
1. Kolomenskiy F.K., Aksenov P.N. Strategies for the development of automobile companies in the context of globalization of the automotive industry // Youth Week of Science IPMEiT. - 2021. -P. 85-88.
2. Pankin V.P., Khodosovsky Yu.V., Chelyanov E.R. Features of the formation of the list of innovative technologies for the
improvement of automotive equipment // Military thought. -2022. - No. 2. - P. 87-103.
3. Poluektov A.B. Transatlantic trade and investment partnership between the EU and the USA: a prototype of the updated WTO? // Trade policy. - 2016. - No. 2/6. - P. 22-40.
4. China has lifted restrictions for foreign automakers [Electronic resource]. - Access mode: https://autoreview.ru/news/kitay-snyal-ogranicheniya-dlya-inostrannyh-avtoproizvoditeley (data accessed: 14.05.2023).
5. Even AvtoVAZ stopped. What details are missing and what will happen next [Electronic resource]. - Access mode: https://www. autonews.ru/news/6242e8749a79476479353aa5 (data accessed: 14.05.2023).
6. Domestic automakers need to create localized production in developing countries [Electronic resource]. - Access mode: https://ac.gov.ru/comments/comment/18938 (data accessed: 14.05.2023).
7. Dolgov S.I., Savinov Yu.A., Kirillov V.N., Taranovskaya E.V. Possibilities of countering sanctions in international trade // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2022. - No. 4. - P. 36-54.
8. Partsvaniya V.R. «The trap of import substitution» in the realities of the automotive industry // Forecasting problems. - 2022. -No. 2. - P. 119-130.
9. Gushchin E. Risks of deglobalization in a pandemic // Vestnik VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - 2020. - No. 9. - P. 1-3.
10. Torkanovsky E.P. Autarky, deglobalization and personal autonomy: the search for self-determination // Economic relations. -2022. - Vol. 12. - No. 3. - P. 323-344.
11. «New conditions». How the Russian auto business resisted sanctions [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.autonews.ru/news/63adaccc9a79472fbac7fc9e (data accessed: 14.05.2023).
12. Belov A.S., Karpova E.G. Consequences of anti-Russian sanctions for the domestic automotive market // Theory and practice of social development. - 2022. - No. 12. - P. 16-20.
13. The fiasco on wheels [Electronic resource]. - Access mode: https://versia.ru/rossijskim-avtodileram-prorochat-massovye-bankrotstva-v-2023-godu (data accessed: 14.05.2023).
a.
e
CM CO