Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ АФРИКИ В МИРОВОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА КОНТИНЕНТА'

УЧАСТИЕ АФРИКИ В МИРОВОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА КОНТИНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АФРИКА / РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / ПРОИЗВОДСТВО / КРУПНОУЗЛОВАЯ СБОРКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурыкин В. Д.

Автомобильная промышленность является одной из крупнейших в мире, одной из самых динамичных. Она играет важную роль в экономиках разных стран по всему миру, в том числе и для стран Африки. В них наблюдается наличие большого потенциала в контексте автомобилестроения. В данной статье подробно рассматривается текущее положение автомобилестроения в различных странах континента, предоставляются статистические данные по производству автомобилей, состоянию рынка, росту и падению продаж. Помимо этого, анализируются проблемы и перспективы развития сектора автомобилестроения в Африке. Необходимо учитывать, что на данный момент существует множество программ и политических курсов, направленных на стимулирование развития автомобильной промышленности на континенте, создаваемых группами стран, а также находящихся лишь на стадии разработки и развития, что не позволяет в полной мере судить об эффективности их внедрения в текущий период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFRICAN PARTICIPATION IN THE GLOBAL AUTOMOTIVE INDUSTRY. THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE AUTOMOTIVE INDUSTRY AND THE AUTOMOTIVE MARKET OF THE CONTINENT

The automotive industry is one of the largest and most dynamic in the world. It plays an important role in the economies of different countries around the world, including African countries. Africa shows great potential in the context of the automotive industry. The article examines the current state of the automotive industry in various countries across the continent, providing statistics on automobile production, market conditions, growth and decline in sales. In addition, the challenges and prospects of the automotive sector in Africa are analyzed. It should be taken into account that at the moment there are many programs and policies aimed at stimulating the development of the automotive industry on the continent, created by groups of countries, as well as those that are only at the stage of design and development, which does not allow us to fully judge the efficiency of their implementation in the current period.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ АФРИКИ В МИРОВОМ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА КОНТИНЕНТА»

Участие Африки в мировом автомобилестроении. Состояние и перспективы развития автомобилестроения и автомобильного рынка континента

Нурыкин Владислав Денисович

аспирант кафедры мировой экономики, [email protected]

РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Автомобильная промышленность является одной из крупнейших в мире, одной из самых динамичных. Она играет важную роль в экономиках разных стран по всему миру, в том числе и для стран Африки. В них наблюдается наличие большого потенциала в контексте автомобилестроения. В данной статье подробно рассматривается текущее положение автомобилестроения в различных странах континента, предоставляются статистические данные по производству автомобилей, состоянию рынка, росту и падению продаж. Помимо этого, анализируются проблемы и перспективы развития сектора автомобилестроения в Африке. Необходимо учитывать, что на данный момент существует множество программ и политических курсов, направленных на стимулирование развития автомобильной промышленности на континенте, создаваемых группами стран, а также находящихся лишь на стадии разработки и развития, что не позволяет в полной мере судить об эффективности их внедрения в текущий период. Ключевые слова: автомобильная промышленность, Африка, рынок автомобилей, производство, крупноузловая сборка, региональная интеграция.

Автомобильная промышленность сыграла ключевую роль в национальном и региональном развитии Африки. Она включает в себя широкий спектр промышленных процессов, включая добычу и обработку металлов, производство пластмасс и электроники, и часто воспринимается как символ национальной индустриализации. Сектор часто получал сильную государственную поддержку. В некоторых странах и регионах он сыграл положительную роль в развитии, но в других результаты были отрицательными и этот сектор был дорогостоящим бременем для развития. Большая часть добавленной стоимости содержится в производстве тысяч деталей, из которых состоит современный автомобиль. Тем не менее, этот сектор представляет собой цепочку создания стоимости, управляемую производителем, где предприятия по сборке автомобилей контролируют цепочки поставок и часто определяют локацию производства компонентов.

Африка является довольно мелким участником в мировой автомобильной промышленности, как с точки зрения места производства, так и рынка. На нее приходится крошечная доля мирового выпуска, а с учетом того, что основную часть импортируемых автомобилей составляют подержанные автомобили, ее доля в рынке новых автомобилей также является скромной.

Континентальный рынок, разделенный на более чем 50 преимущественно малых экономик, непривлекателен для инвесторов в отрасли, где оптимальный масштаб очень велик по сравнению со средним размером национального рынка. Заработная плата находится на низком уровне, навыки в дефиците, а инфраструктура во многих странах находится в плохом состоянии. За очень редкими исключениями, имеются небольшие базы поставщиков.

Африка имеет ряд производящих и непроизводящих стран, которые могут быть разделены на три категории: 1) страны, имеющие крупномасштабные производства и являющиеся экспортерами (ЮАР, Марокко); 2) страны, имеющие мелкомасштабные производства (Алжир, Египет, Эфиопия, Гана, Кения, Нигерия, Тунис); 3) импортеры (некоторые из них имеют мелкомасштабное производство компонентов или предприятия по сборке, например, Ботсвана, Уганда, Намибия, Зимбабве).

В 2021 году на всем континенте было произведено менее одного миллиона автомобилей. Лидерами по выпуску автомобилей являются ЮАР и Марокко. Следующими по величине производства идут Египет, а затем ряд стран, включая Эфиопию, Гану, Кению и Нигерию, где осуществляется производство автомобилей, в основном, на основе крупноузловой сборки (SKD). В Марокко объем производства имеет тенденцию к росту благодаря расширению производственных мощностей, начиная с 2000 года. В 2022 году объем производства вернулся к допандемийному уровню, то есть наблюдается рост в 17% по сравнению с 2021 годом. Производство компании Renault остается на высоком уровне в силу спроса на автомобили Renault на платформе CMF-B. Предприятие PSA, расположенное в Кенитре, ежегодно повышает использование производственных мощностей. Планируемый объем производства на момент открытия данного предприятия составлял

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO CS

0

CS cd

01

О Ш

m x

<

m о x

X

200000 единиц Peugeot 208 ежегодно, однако в 2022 году Stellantis анонсировал планы по увеличению производственных мощностей вдвое и расширению присутствия компании на континенте [1]. Международные поставщики компонентов, такие как Valeo, Varroc Lighting Systems, Yazaki и Sumitomo, также инвестировали в производство на территории Марокко. Существует растущая база иностранных и местных поставщиков [2].

Гана также имеет высокий потенциал в отрасли автомобилестроения. В настоящее время рынок составляет всего 110 000 единиц в год и, по оценкам, достигнет 230 000 единиц к 2030 году, но в целом рынок Экономического сообщества Западной Африки значителен в своих объемах и быстро растет. В Гане уже расположены три завода по крупноузловой сборке (VW, Kantanka и Sinotruck) с годовым объемом производства около 5000 автомобилей в год. Toyota, Nissan и другие автопроизводители организуют или планируют начать крупноузловую сборку в Гане. Пошлины на импорт компонентов для крупноузловой сборки минимальны - 1,7%, по сравнению с 31,95% на импорт автомобилей в настоящее время. Они вырастут до 56,95%. в соответствии с Политикой по развитию автомобилестроения Ганы. Благодаря богатству природных ресурсов и относительно дешевой рабочей силе, Гана обладает набольшим потенциалом для того, чтобы быть основным производителем транспортных средств и их компонентов в ЭКОВАС [3].

Южная Африка остается крупнейшим производителем с выпуском в количестве более 499000 автомобилей в 2021 году, несмотря на резкое сокращение в период восстановления экономики после воздействия пандемии COVID-19. В ЮАР объемы производства были снижены, объем продаж также упал, учитывая ослабленный внутренний спрос на автомобили и спрос на экспорт. В 2020 году производство снизилось на 30% относительно показателей 2019 года и выросло лишь на 12% в 2021 году благодаря переносу части объема производства из Испании и запуску производства новых моделей Mercedes-Benz и Toyota. В апреле 2022 года страна пострадала от наводнений, что привело к временному закрытию понесших ущерб предприятий, таких как завод Toyota South Africa Motors, который нарастил свое производство до прежнего уровня только к концу сентября 2022 года, через 4 месяца после приостановки производства. Таким образом, производство в стране в 2022 году возросло примерно на 11% по сравнению с предыдущим годом. Далее представлены данные о количестве производства автомобилей каждой из лидирующих в производстве авто стран Африки.

Таблица 1

Производство автомобилей крупнейшими производящими стра-

2000 2006 2009 2012 2015 2020 2021 2022

ЮАР 345297 587719 373923 539424 615658 447218 499087 555889

Марокко 19432 28600 46679 108743 288329 248430 403007 464864

Египет 59213 91573 92339 56480 36000 23754 23754 -

Алжир - - - - 124590 754 5208 2773

Итого 1064577 720156 931056 1023526

Южноафриканская автомобильная промышленность существует уже довольно долго. Ее зарождение датируется 1920 годами. С 1960-х годов существовал ряд программ, касающихся доли местного содержания (local content), которые требовали все более высокого уровня происхождения товаров в ЮАР. Начиная с VI фазы программы местного содержания, произошла некоторая либерализация отрасли. За этим последовала Программа развития автомобильной промышленности

(MIDP) в 1995 году, которая позволила экспортерам автомобилей и комплектующих получать льготы на импортные пошлины. Ее сменила Программа производства и развития автомобильной промышленности (APDP) в 2013 году [5]. Она позволяет получать скидки на основе добавленной стоимости, созданной на территории государства [6]. Отрасль в значительной степени ориентирована на экспорт: в 2020 году экспорт составил 10,7 млрд долларов. Европа является крупнейшим рынком для Южной Африки. Экспорт в остальную часть Африки довольно значительный, но мало вырос за последнее десятилетие. В 2021 году Южная Африка представила Генеральный план автомобильной промышленности Южной Африки (SAAM) с амбициозными целями по увеличению производства, местного содержания и занятости населения.

Африканский рынок очень ограничен: на него пришлось всего 1,3% мировых продаж автомобилей в 2019 году. Однако на определенном этапе развития, по мере расширения среднего класса автомобильный рынок может расти гораздо быстрее, чем ВВП. Одним из индикаторов является расширение импорта легковых автомобилей (новых и подержанных) в страны Субсахарской Африки (исключая ЮАР), что дает хороший показатель объема рынка. Импорт показывал рост в 14% в год с 2003 по 2013 год до 1,5 млн автомобилей. После этого произошло окончание товарного бума, которое затронуло Нигерию и другие страны, что в свою очередь ознаменовало падение рынка. В последнее время, общему континентальному росту не способствовал тот факт, что рост трех крупнейших экономик континента - ЮАР, Нигерии и Египта - был медленным. Но с восстановлением роста после пандемии Covid-19, перспективы расширения рынка стали благоприятными [3].

Можно выделить четыре ключевых тенденции, которые воздействуют на африканский рынок автомобилей. Во-первых, последствия пандемии COVID-19, которые стали ощущаться по всему миру при сбоях в глобальных цепочках поставок. Спрос на авто потерпел шок 2020-2021 годов. Региональная интеграция также является одним из факторов. Соглашение о создании Африканской континентальной зоны свободной торговли (АКЗСТ), официально вступившее в силу в январе 2021 года, закрепляет, что участники осознанно принимают необходимость снижения или постепенной отмены тарифов и нетарифных барьеров, осуществляется разработка правил происхождения товаров. Также важен и благоприятный политический климат относительно региональной интеграции в автомобильной сфере, поэтому Африканской ассоциацией автомобильных производителей (AAAM), Африканским экспортно-импортным банком (AFREXIM) и Африканской региональной организацией по стандартизации (ARSO) предлагается создание Панафриканского автомобильного пакта (PAAP), целью которого является создание связей между центрами автомобилестроения для быстрой и легко осуществимой торговли [7]. Данный пакт потенциально может создать рынок объемом 5 млн новых автомобилей в год. Существующая на данный момент политика включает в себя:

1) Политика по развитию автомобилестроения Ганы: направлена на то, чтобы сделать Гану полностью интегрированным и конкурентоспособным центром автомобильной промышленности в Западной Африке. Volkswagen был одной из первых компаний, инвестировавших в Гану благодаря имеющейся поддерживающей политике [8];

2) Реализация АКЗСТ: позволяет странам импортировать запчасти из любой точки Африки без уплаты пошлин (продажа компонентов производителями, продукция которых соответствует требованиям о правилах происхождения), например, как ЮАР поставляет запчасти в Гану и Кению;

3) Формирование Трехсторонней зоны свободной торговли (ТФТА): соглашение между тремя объединениями: Об-

щий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Восточно-африканским сообществом (ВАС) и Сообществом развития Юга Африки (САДК) для реализации их совместной стратегии. Данное соглашения описывает, как автомобилестроение в САДК и ВАС будет интегрировано в цепочки создания стоимости [9];

4) Национальный план развития автомобильной промышленности Нигерии: призван стимулировать всестороннее развитие автомобильной промышленности в долгосрочной перспективе и сделать Нигерию региональным производственным центром отрасли. К целям также относится увеличение доли местного происхождения производимых автомобилей до 40% и достижение доли 30% местного производства электрокаров [10];

5) Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС): разработка, принятие и внедрение основных политических курсов развития автомобильной промышленности для привлечения инвестиций по всей цепочке поставок, увеличения отечественного производства автомобилей и запчастей в регионе.

В 2021 году автомобильная промышленность на африканском континенте оценивалась в 30,44 млрд долларов, и, по прогнозам, к 2027 году она вырастет до 42,06 млрд долларов США. Кроме того, потребительские расходы неуклонно растут, что свидетельствует о неудовлетворенном спросе на континенте [11].

Южная Африка и Марокко являются двумя крупнейшими экспортерами и импортерами. Фактически, в 2019 году более 80% экспорта отрасли приходилось на Марокко и Южную Африку. С другой стороны, на Марокко и Южную Африку приходилось лишь около 30% всего импорта. Что касается торгового баланса, то Южная Африка и Тунис были единственными странами, в которых было зафиксировано положительное сальдо торгового баланса в этом секторе. Другие страны, такие как Египет и Нигерия в 2019 году испытали значительный торговый дефицит, который оценивался в более чем 24 и 25 млрд долларов США соответственно [12].

Африка является крупным нетто-импортером автомобилей и запчастей. Идеальный сценарий для АКЗСТ может заключаться в создании единого рынка со свободной внутренней торговлей, умеренным всеобщим тарифом и правилами происхождения, которые устанавливают минимум, например, в 40% мелкоузловой сборки осуществленной в странах,

состоящих в АКЗСТ. Также будут некоторые ограничения на ввоз подержанных автомобилей, например, путем наложения пошлины на импорт и высокий фиксированный налог на ввозимые подержанные автомобили старше, скажем, 8 лет. Это может способствовать значительным иностранным инвестициям и сокращению торгового дефицита в отрасли. Это также привело бы к разумному масштабу производства с сопоставимым развитием отрасли производства компонентов. Но на данном этапе развития континент находится далеко от таких результатов.

В Африке существует значительный потенциал роста спроса на новые автомобили, если принять во внимание молодое, растущее население и быструю урбанизацию по всему континенту, а также чрезвычайно низкий уровень автомобилизации, который находится на уровне 42 автомобилей на 1000 человек, что намного ниже среднемирового показателя в 180 автомобилей на 1000 человек [13]. В то же время импортные подержанные автомобили доминируют на африканских рынках, в основном по нескольким причинам. Во-первых, из-за ограниченных доходов населения, во-вторых, в силу ограниченного или недоступного финансирования покупок транспортных средств. В 2023 году среднее значение ставки по кре-

дитам в коммерческих банках Ганы достигло более 36%. В результате только 5% продаж новых автомобилей финансируются банками [14]. Для сравнения, в Южной Африке по программам финансирования приобретаются 90% авто. В-третьих, отсутствие качественного послепродажного обслуживания и некачественное топливо сказываются на возможности и желании приобретать новый автомобиль. Помимо этого, конечно же, продажи новых автомобилей низки вследствие относительно высокой стоимости новых автомобилей. Однако, спрос на автомобили стремительно растет. В Кении, например, количество людей, владеющих транспортными средствами, сейчас растет быстрее, чем население.

Благодаря своим крупным месторождениям меди, платины, кобальта, бокситов и лития, некоторые африканские страны являются важными рынками сбыта сырья, необходимого для автомобильной промышленности. Отраслевые общемировые инициативы, такие как Drive Sustainability и Global Battery Alliance, направили свою деятельность на то, чтобы сделать процесс закупок и поставок материалов устойчивым. Однако отраслевые партнерства имеют свои ограничения в соответствии с законодательством о конкуренции. Вот почему правительства и надгосударственные организации также должны продвигать этот процесс вперед [15].

Перемещение производственных этапов в цепочках создания стоимости OEM-производителей и поставщиков разных уровней (по всей цепочке поставок) в африканские страны может оказать огромное влияние на индустриализацию, способствуя при этом повышению благосостояния — если в этом участвуют местные компании. Для реализации этой стратегии требуется всестороннее понимание возможностей и уровня конкурентоспособности цепочек создания стоимости в Африке.

Когда речь идет о региональной интеграции, автомобильный сектор является исключительным случаем, предполагающим как огромные выгоды, так и серьезные проблемы. Они связаны с необходимостью, в некоторой степени, протекционизма в сфере сборки автомобилей и производства компонентов и связанными с этим затратами на защиту. Рост на основе региональной интеграции, вероятно, приведет к значительным региональным инвестиционным различиям и неравному промышленному развитию.

Простые, прозрачные, предсказуемые и облегчающие торговлю правила являются важнейшими характеристиками за-трато-эффективных правил происхождения АКЗСТ. Кроме того, независимо от того, насколько низки тарифы в соответствии с АКЗСТ, если затраты на соблюдение правил происхождения чрезмерно высоки, то производители, скорее всего, будут импортировать ресурсы с рынков, не входящих в АКЗСТ.

Правила происхождения частично отражают протекционистское влияние отечественных промышленных концернов в странах с более крупной экономикой. Подходы к таким правилам должны учитывать уровень развития всех экономик, участвующих в африканской автомобильной промышленности, и учитывать различные уровни промышленного развития государств-членов, занимающихся производством и сборкой автомобилей. Сложным вопросом является крупноузловая сборка и переходные механизмы на мелкоузловую сборку.

Поскольку существующих производственных мощностей недостаточно для создания региональной автомобильной промышленности, чрезмерно строгие правила происхождения будут препятствовать доступу к ресурсам и производственным мощностям в долгосрочной перспективе, особенно для развивающихся рынков, и могут препятствовать созданию цепочек добавленной стоимости [16]. Создание региональных цепочек добавленной стоимости и привлечение дополнительных инвестиций требуют надежного сотрудничества и согласованной

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

СО CS

о

CS

со

о ш m

X

3

<

m о х

X

инвестиционной политики. Для автомобильных цепочек добавленной стоимости такие вопросы, как импорт подержанных автомобилей, налоговые соглашения и инвестиционные стимулы, необходимо будет решать на региональном уровне [17].

Правила происхождения существуют для того, чтобы гарантировать, что товар имеет право на преференциальный режим, и избежать экспорта из третьих стран, ввозимого в регион через страну с самым низким тарифом (отклонение торговли). Разработчики политики должны найти баланс между сведением к минимуму отклонений в торговле (путем создания барьеров для недобросовестной конкуренции) и поощрением торговли за счет простоты соблюдения и использования установленных правил. Правила использования должны быть простыми и гибкими. Они должны учитывать типичный уровень добавленной стоимости для этого сектора африканскими производителями, который в Южной Африке, где находится одна из двух самых передовых отраслей промышленности, составляет 35%.

Для Африки можно было бы рассмотреть дифференциальный режим правил происхождения, но большое количество стран усложняет этот вариант. Следуя примеру других преференциальных торговых соглашений (ПТС) развивающихся стран, таких как МЕРКОСУР, Андское сообщество и Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), для менее развитых стран могут быть установлены более низкие нормы с точки зрения уровня доли происхождения товара и предоставления стимулов, таких как возврат пошлин. Региональные блоки, такие как ЕС, успешно использовали такие дифференциальные режимы для оказания помощи членам, ранее являющимся относительно менее развитыми, таким как Ирландия и Португалия.

Принятие такого подхода может способствовать экономической выгоде для существующих производителей и тех, кто желает войти в этот сектор. Действующий уровень тарифов в этом секторе в Африке довольно высок. Это означает, что в рамках режима свободной торговли АКЗСТ для членов ПТС может быть введено существенное преференциальное снижение ставок, дающее внутриафриканскому экспорту конкурентное преимущество по сравнению с экспортом из других стран мира. Это также могло бы побудить автопроизводителей к созданию местных предприятий по сборке в африканских странах, чтобы воспользоваться этими преимуществами. Необходимо обеспечить, чтобы степень защиты в секторе была эффективной, но не чрезмерной. Поскольку АКЗСТ является зоной свободной торговли, а не таможенным союзом с общим тарифом, это может быть достигнуто за счет правил происхождения.

Очень важна взаимосвязь между правилами происхождения, тарифным режимом и промышленной политикой. АКЗСТ рекламировалось не только как преференциальное торговое соглашение, но и как потенциальное средство индустриализации континента. Действительно, на заседании Совета министров, ответственных за торговые отношения в рамках АКЗСТ, 28-29 января 2022 г. делегаты рассмотрели автомобильный сектор и его потенциал для индустриализации на континенте, основанной на цепочке создания стоимости [18]. Кроме того, совет отметил, что А^ех^Ьапк предоставил финансовую кредитную линию в размере 1 миллиарда долларов США, предназначенную для цепочки создания стоимости в автомобильном секторе.

Очевидно, что существует достаточный потенциал для индустриализации, движимой цепочками создания стоимости автомобильного сектора, как в рамках АКЗСТ, так и в рамках политики, которая учитывает необходимость создания и стабильного соблюдения политики относительно правил проис-

хождения, внешней тарифной политики и региональной промышленной политики. Однако создания правильного режима недостаточно, потому что индустриализация будет также зависеть от инфраструктуры, инвестиций, человеческого капитала и навыков, от общей политической обстановки. Таким образом, этими областями не следует пренебрегать при разработке целостной политики на национальном и региональном уровнях, чтобы активизировать внутриафриканскую торговлю и интеграцию, а также основать пути развития автомобильной промышленности на континенте.

В силу ограниченных производственных мощностей за пределами Южной и Северной Африки общий торговый баланс региона является отрицательным. В 2019 году регион импортировал автомобилей и их комплектующих на сумму 45 млрд. долларов США (8% всего регионального импорта) и экспортировал на 17 млрд. долларов США, из которых доля ЮАР и Марокко составила 92%. Внутриафриканская торговля в этом секторе в настоящее время минимальна: всего 6% от общего объема торговли автомобильной продукцией приходится на внутрирегиональную торговлю. В то время как рыночная интеграция активно продвигается через региональные экономические сообщества, тарифная защита и нетарифные барьеры по-прежнему преобладают. Кроме того, рынки географически фрагментированы и имеют ограниченную соединительную транспортную инфраструктуру [19]. Таким образом, Африканским странам необходимо создавать условия для привлечения автопроизводителей и обеспечения надежности и бесперебойности связи производств с поставщиками, которые будут способствовать увеличению производства автомобилей и компонентов для дальнейшего более быстрого развития сектора на территории Африки, увеличения масштабов производства, а также постепенно перехода к мелкоузловой сборке (CKD), в том числе посредством упрощения процессов внутриконти-нентальной торговли и транспортировки между государствами и сообществами государств.

Литература

1. Tatiana Hristova. Middle East & Africa Sales and Production Commentary- January 2023 // S&P Global Mobility [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spglobal.com/mobility/en/research-analysis/middle-east-africa-sales-and-production-commentary-january-2023.html (дата обращения: 10.06.2023);

2. Pilling, D. How Morocco transformed itself into a carmaking hub // Financial Times [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ft.com/content/7a8498e5-3fc9-4e90-8dfc-e72d492a8c57_(дата обращения: 10.06.2023);

3. Prachi Agarwal, Anthony Black, Alberto Lemma, Vuyiswa Mkhabela and John Stuart. The African Continental Free Trade Area and the Automotive Value Chain [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cdn-odi-production.s3-website-eu-west-

1 .amazonaws.com/media/documents/VVC_paper_final_.pdf

(дата обращения: 20.04.2023);

4. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oica.net/production-statistics/ (дата обращения: 14.05.2023);

5. Automotive Production and Development Programme (APDP) // NAACAM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naacam.org.za/automotive-production-and-development-programme-apdp/^дата обращения: 10.06.2023);

6. The facts point to a highly effective automotive policy in SA // NAAMSA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naamsa.net/the-facts-point-to-a-highly-effective-automotive-policy-in-sa/^дата обращения: 10.06.2023);

7. JICA Study for the promotion of African automotive industry: Post-COVID 19 supply chain & mobility reform. Mobilizing Africa's Automotive Industry for the future [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.jica.go.jp/Resource/information/seminar/2021/nced07

0000006sjo-att/20220124_01_01 .pdf_(дата обращения:

10.06.2023);

8. Volkswagen takes over the responsibility of vehicle assembly in Ghana [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.volkswagenghana.com/en/newsroom/volkswagen-takes-over-the-responsibility-of-vehicle-assembly-in-.html#:~:text=Volkswagen%20was%20the%20first%20automotive ,the%20country%20and%20the%20region (дата обращения: 10.06.2023);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Automotive Export Manual 2022 // NAAMSA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naamsa.net/wp-content/uploads/2022/05/Automotive-Export-Manual-2022.pdf (дата обращения: 20.04.2023);

10. Nigerian Automotive Industry Development Plan // NADDC [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://naddc.gov.ng/wp-content/uploads/2023/06/Nigerian-Automotive-Industry-Development-Plan-2023.pdf (дата обращения: 10.06.2023);

11. Africa Automotive Market Size // Mordor Intelligence [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/africa-automotive-industry-outlook_(дата обращения: 10.06.2023);

12. Nigeria Trade Summary 2019 Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/NGA/Year/2 019/Summary_(дата обращения: 10.06.2023);

13. Automotive cooperation between Africa and Germany. Engine for innovation, growth and jobs // German Association of the Automotive Industry [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.vda.de/de/aktuelles/publikationen/publication/automotive-cooperation-between-africa-and-germany (дата обращения: 10.06.2023);

14. VW, Nissan chase African new-car market where financing is rare // Automotive News Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://europe.autonews.com/automakers/vw-nissan-chase-african-new-car-market-where-financing-rare (дата обращения: 10.06.2023);

15. The automotive industry in Africa: domestic production for local job creation and safe, climate-friendly mobility [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://www.ebcam.eu/images/EBCAM-AAAM_Automotive_Africa_-_Position_Paper.pdf_(дата обращения: 10.06.2023);

16. Made in Africa Rules of origin for enhanced intra-African trade // UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -https://unctad.org/system/files/official-

document/aldcafrica2019_en.pdf_(дата обращения: 10.06.2023);

17. Economic development in Africa: Reaping the potential benefits of the African Continental Free Trade Area for inclusive growth - Overview // UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://unctad.org/system/files/official-document/tdb69_d2_en.pdf_(дата обращения: 10.06.2023);

18. Creating One African Market // AfCFTA [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tralac.org/documents/resources/cfta/4450-8th-meeting-of-the-afcfta-council-of-ministers-press-release-29-january-2022/file.html (дата обращения: 10.06.2023);

19. Study for the promotion of the African automotive industry // Japan International Cooperation Agency [Электронный ресурс].

- Режим доступа: -

https://openjicareport.jica.go.jp/pdf/12336822.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

African participation in the global automotive industry. The current state and prospects for the development of the automotive industry and the automotive market of the continent. Nurykin V.D.

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The automotive industry is one of the largest and most dynamic in the world. It plays an important role in the economies of different countries around the world, including African countries. Africa shows great potential in the context of the automotive industry. The article examines the current state of the automotive industry in various countries across the continent, providing statistics on automobile production, market conditions, growth and decline in sales. In addition, the challenges and prospects of the automotive sector in Africa are analyzed. It should be taken into account that at the moment there are many programs and policies aimed at stimulating the development of the automotive industry on the continent, created by groups of countries, as well as those that are only at the stage of design and development, which does not allow us to fully judge the efficiency of their implementation in the current period. Keywords: automotive industry, Africa, automotive market, production, SKD, regional

integration. References

1. Tatiana Hristova. Middle East & Africa Sales and Production Commentary - January

2023 // S&P Global Mobility [Electronic resource]. - Access mode: https://www.spglobal.com/mobility/en/research-analysis/middle-east-africa-sales-and-production-commentary-january-2023. html (accessed 10.06.2023);

2. Pilling, D. How Morocco transformed itself into a carmaking hub // Fi-nancial Times

[Electronic resource]. - Access mode: https://www.ft.com/content/7a8498e5-3fc9-4e90-8dfc-e72d492a8c57 (date of access: 06/10/2023);

3. Prachi Agarwal, Anthony Black, Alberto Lemma, Vuyiswa Mkhabela and John

Stuart. The African Continental Free Trade Area and the Automotive Value Chain [Electronic resource]. - Mode of access: http://cdn-odi-production.s3-website-eu-

west-1.amazonaws.com/media/documents/VVC_paper_final_.pdf (date of

access: 04/20/2023);

4. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers [Electronic resource]. -

Access mode: https://www.oica.net/production-statistics/ (date of access: 05/14/2023);

5. Automotive Production and Development Program (APDP) // NAACAM [Electronic

resource]. - Access mode: https://naacam.org.za/automotive-production-and-development-programme-apdp/ (date of access: 06/10/2023);

6. The facts point to a highly effective automotive policy in SA // NAAMSA [Electronic

resource]. - Access mode: https://naamsa.net/the-facts-point-to-a-highly-effective-automotive-policy-in-sa/ (Accessed 10.06.2023);

7. JICA Study for the promotion of African automotive industry: Post-COVID 19 supply

chain & mobility reform. Mobilizing Africa's Automotive Industry for the future [Electronic resource]. - Access mode: _01.pdf (date of access: 06/10/2023);

8. Volkswagen takes over the responsibility of vehicle assembly in Ghana [Electronic

resource]. - Access mode:

https://www.volkswagenghana.com/en/newsroom/volkswagen-takes-over-the-responsibility-of-vehicle-assembly-in-.html#:~:text (accessed 10.06.2023);

9. Automotive Export Manual 2022 // NAAMSA [Electronic resource]. - Access mode:

https://naamsa.net/wp-content/uploads/2022/05/Automotive-Export-Manual-2022.pdf (date of access: 20.04.2023);

10. Nigerian Automotive Industry Development Plan // NADDC [Electronic resource].

- Access mode: https://naddc.gov.ng/wp-content/uploads/2023/06/Nigerian-Automotive-Industry-Development-Plan-2023.pdf (Date of access: 06/10/2023);

11. Africa Automotive Market Size // Mordor Intelligence [Electronic resource]. - Mode

of access: https://www. mordorintelligence.com/industry-reports/africa-automotive-industry-outlook (date of access: 06/10/2023);

12. Nigeria Trade Summary 2019 Data [Electronic resource]. - Access mode: -https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/NGA/Year/2019/Summary (date of access: 06/10/2023);

13. Automotive cooperation between Africa and Germany. Engine for innovation, growth and

jobs // German Association of the Automotive Industry [electronic resource]. - Mode of access: - https://www.vda.de/de/aktuelles/publikationen/publication/automotive-cooperation-between-africa-and-germany (date of access: 10.06.2023);

14. VW, Nissan chase African new-car market where financing is rare // Automotive

News Europe [Electronic resource]. - Access mode: -https://europe.autonews.com/automakers/vw-nissan-chase-african-new-car-market-where-financing-rare (Accessed: 10.06.2023);

15. The automotive industry in Africa: domestic production for local job creation and

safe, climate-friendly mobility [Electronic resource]. - Access mode: -https://www.ebcam.eu/images/EBCAM-AAAM_Automotive_Africa_-_Position_Paper.pdf (Accessed 10.06.2023);

16. Made in Africa Rules of origin for enhanced intra-African trade // UNCTAD [Electronic resource]. - Access mode: - https://unctad.org/system/files/official-documentfaldcafrica2019_en.pdf (date of access: 06/10/2023);

17. Economic development in Africa: Reaping the potential benefits of the African

Continental Free Trade Area for inclusive growth - Overview // UNCTAD [Electronic resource]. - Access mode: - https://unctad.org/system/files/official-documentftdb69_d2_en.pdf (date of access: 06/10/2023);

18. Creating One African Market // AfCFTA [Electronic resource]. - Mode of access: -

https://www.tralac.org/documents/resources/cfta/4450-8th-meeting-of-the-afcfta-council-of-ministers-press-release-29-january-2022 /file.html (date of access: 06/10/2023);

19. Study for the promotion of the African automotive industry // Japan International

Cooperation Agency [Electronic resource]. - Access mode: -https://openjicareport.jica.go.jp/pdf/12336822.pdf (date of access: 06/10/2023).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.