Научная статья на тему 'Дефициты и перспективы средозащитной инфраструктуры в обеспечении туристско-рекреационного развития (центральная экологическая зона Байкальской природной территории)'

Дефициты и перспективы средозащитной инфраструктуры в обеспечении туристско-рекреационного развития (центральная экологическая зона Байкальской природной территории) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
225
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RECREATIONAL ACTIVITY / СРЕДОЗАЩИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ENVIRONMENTAL PROTECTION INFRASTRUCTURE / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / TERRITORIAL ORGANIZATION / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / SOLID MUNICIPAL WASTE / АТТРАКТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ATTRACTIVE OBJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Заборцева Татьяна Ивановна

В настоящее время наблюдается положительная динамика в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) в туристической отрасли, где прогнозируется дальнейший интенсивный рост туристических потоков, развитие различных форм индустрии гостеприимства. Методом интервьюирования выявлено мнение наиболее активной деятельной части социума проблемных аспектов в сфере организации рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ, в том числе в инфраструктуре обращения с отходами. На основании проведенных исследований (2015-2018 гг.) выявлены институциональные и территориальные дефициты развития средозащитной инфраструктуры (СЗИ) на уровне муниципальных образований (МО) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Проанализирован массив ведомственных и авторских расчетов по структуре и объемам образования потребительских отходов в разрезе муниципальных образований ЦЭЗ БПТ. Оценивается функционирование СЗИ на данной территории для обеспечения развития туристско-рекреационной деятельности. Выполнено картографирование СЗИ модельного административного района. Предложен ряд аттрактивных объектов для части исследуемой территории. Исследования выполнялись с помощью средств проекта №17-29-05043 конкурса РФФИ офи_м 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Заборцева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deficiencies and prospects of the environmental protection infrastructure in tourism and recreational development (the central ecological zone of the Baikal Natural Territory)

At present, there is a positive dynamics in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory (CEZ BNT) in the tourism industry, where further intensive growth of tourist flows and the development of various forms of the hospitality industry are projected. The author uses the interview method and reveals the opinion of the most active part of the socium regarding problematic aspects in the sphere of organization of recreational activities in the CEZ BNT, including in the handling waste infrastructure. The author on the base of the research conducted in 2015-2018 identifies institutional and territorial deficiencies in the development of the environmental protection infrastructure (SZI) at the level of municipalities (MO) in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory. The article analyzes an array of departmental and authorial calculations on the structure and volumes of consumer waste generation in the context of municipalities of CEZ BNT. The author assesses functioning of the SZI in the n territory to ensure the development of tourist and recreational activities. The author accomplishes mapping of the SZI of the model administrative area. A number of attractive objects for part of the investigated territory is proposed. The studies is carried out with funds of the project No. 17-29-05043 of the RFFE competition офи_м 2017.

Текст научной работы на тему «Дефициты и перспективы средозащитной инфраструктуры в обеспечении туристско-рекреационного развития (центральная экологическая зона Байкальской природной территории)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА

REGIONAL ISSUES OF TOURISM SERVICE

ЗАБОРЦЕВА Татьяна Ивановна удк 911.3

DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10305

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН;

Иркутский государственный университет (Иркутск, РФ);

доктор географических наук, доцент, профессор; e-mail: zabti@irigs.irk.ru

ДЕФИЦИТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СРЕДОЗАЩИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ)

В настоящее время наблюдается положительная динамика в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) в туристической отрасли, где прогнозируется дальнейший интенсивный рост туристических потоков, развитие различных форм индустрии гостеприимства. Методом интервьюирования выявлено мнение наиболее активной деятельной части социума проблемных аспектов в сфере организации рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ, в том числе в инфраструктуре обращения с отходами. На основании проведенных исследований (2015-2018 гг.) выявлены институциональные и территориальные дефициты развития средозащитной инфраструктуры (СЗИ) на уровне муниципальных образований (МО) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Проанализирован массив ведомственных и авторских расчетов по структуре и объемам образования потребительских отходов в разрезе муниципальных образований ЦЭЗ БПТ. Оценивается функционирование СЗИ на данной территории для обеспечения развития ту-ристско-рекреационной деятельности. Выполнено картографирование СЗИ модельного административного района. Предложен ряд аттрактивных объектов для части исследуемой территории.

Исследования выполнялись с помощью средств проекта № 17-29-05043 конкурса РФФИ офи_м 20171. Ключевые слова: рекреационная деятельность, средозащитная инфраструктура, территориальная организация, твердые коммунальные отходы, аттрактивные объекты.

Введение

В целях сохранения оз. Байкал как участка Всемирного природного наследия (с 1996 г.) в России 20 лет назад принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал» (1999 г.) и структурно определена Байкальская природная территория (рис. 1). Функционально и законодательно выделенная территория побережья озера с особыми условиями эколого-социально-экономического развития - центральная экологическая зона Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), основная функция которой - сохранение уникальной экологической системы оз. Байкал. С позиций Идеологии устойчивого развития XXI века,

доминирующие экосистемные функции ЦЭЗ БПТ на макроуровне прежде всего ресурсные («мировой колодец» чистой питьевой воды) и рекреационные (развитие и восстановление физических и духовных сил человека). Реализация задач по их поддержанию и развитию инициируется в процессе формирования сложных институциональных взаимодействий гражданского общества с органами государственной власти и местного самоуправления. На данном этапе преобладают меры жесткого запретительного экологического направления с формально провозглашенным набором мероприятий компенсационного характера.

1 Автор выражает благодарность коллегам за содействие в подготовке статьи - О.В. Евстропьевой, О.А. Игнатовой, В.Н. Веселовой.

Рис. 1 - Структура экологических зон Байкальской природной территории [7, с. 10]

Fig. 1 - The structure of ecological zones of The Baikal Natural Territory

Итоги полевых исследований в рамках НИР по ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории» (летний сезон 2016 г.), проведенное интервьюирование авторитетных представителей местного сообщества (руководителей местных органов самоуправления, сотрудников ООПТ, заинтересованных общественников, а также представителей турбизнеса) общим числом более 40 человек, позволило выявить «портрет» конкретных проблем. Основные дефициты, связанные с организацией рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ: обращение с отходами, дефицит кооперации и сотрудничества между тур-бизнесом, местным населением, органами местного самоуправления и ООПТ, а также финансовые дефициты, дефицит энергетической и социальной инфраструктуры; дефицит земель для туристской застройки.

Современная характеристика средозащитной инфраструктуры в ЦЭЗ БПТ и туристские потоки

Туристский поток на озеро Байкал в настоящее время составляет 2,2 млн. чел. в год (доля иностранных туристов около

10%), более чем на порядок превышая численность постоянного населения, при этом в ближайший период ожидается значительное его увеличение (на 5-10%). В распределении его между восточным и западным побережьем Байкала преимущество имеет Иркутская область, через которую «проходит» 60% всех туристов и подавляющее большинство гостей из ближнего и дальнего зарубежья (почти 84%) [3] (рис. 2).

Научно-поисковые исследования в ЦЭЗ БПТ, проводимые как в рамках указанной ФЦП, так и по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, по сути нацеленные на выявление потенциала развития туристско-рекреационной деятельности на видимую перспективу, выявили ряд проблем в сфере природопользования и социально-экономического развития территории, среди которых - отсутствие современной системы обращения с отходами. Так, во всех прибрежных поселениях канализационные очистные сооружения (КОС) не соответствуют современным экологическим требованиям. Твердые коммунальные отходы (ТКО), образующиеся на территории ЦЭЗ БПТ, размещаются (депонируются) на санкционированных

5 Сеееробэйкэльский

19 Спюдянский

Рис. 2 - Структура турпотока в ЦЭЗ БПТ (в высокий сезон за 90 дней с загрузкой 70% в коллективных средствах размещения по экспертной оценке О.В. Евстропьевой, 2016)

Fig. 2 - The tourist flow structure in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory (in the peak season for 90 days with a 70% filling in the collective places of accommodation, according to expert assessment of O. Evstropyeva, 2016)

и несанкционированных свалках, не отвечающих современным правоустанавливающим документам (исключение - полигон «Имел-Кутул» в Ольхонском районе, единственный на территории, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов - ГРОРО).

До настоящего времени не отменено Распоряжением Правительства РФ по утверждению границы рыбоохранной и водоохранной зон оз. Байкал (от 05.03.2015 № 368-р), где последняя совпадает с центральной экологической зоной. Социально-экономическое развитие в ЦЭЗ БПТ осуществляется с учетом запретов и ограничений, установленных ст. 65 Водного кодекса РФ и Перечнем видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1.05.1999 № 643. И одним из «жестких вето» является запрет на размещение мест захоронения производственных и потребительских отходов. Таким образом, предусмотренные ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на период 20122020 годов» строительство и модернизация трех полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) в центральной экологической зоне Байкала на территории Республики Бурятия (п. Усть-Баргузин, г. Северобайкальск,

п. Нижнеангарск), где активно развивается туристско-рекреационная деятельность (рис. 2), не обеспечивается современными объектами СЗИ. Вывоз отходов за пределы водоохраной зоны оз. Байкал весьма затратный. Так в Республике Бурятия необходимо перенести площадки под объекты размещения отходов за пределы водоохраной зоны оз. Байкал на расстояния от 50 (для п. Усть-Баргузин) до 100 км (для г. Северобайкальск, п. Нижнеангарск); 150 км (для г. Бабушкин, п. Выдрино, п. Клюевка), что финансово «не подъемно» для дефицитных муниципальных районных бюджетов. Рассмотрим более детально ситуацию по обращению с отходами на примере иркутской части ЦЭЗ БПТ.

Туризм и средозащитная инфраструктура в иркутской части ЦЭЗ БПТ

Развитие туризма и «индустрии чистоты», занимающейся обращением с отходами, как исследовательская проблема весьма многоаспектна и перспективна. Авторский подход по обращению с отходами строится на научно-методологической основе общественной географии. Для этого вводится понятие «средозащитной инфраструктуры» (СЗИ), под которой понимается территориальная система сооружений, производств, предприятий по утилизации

(рециклинг, регенерация, рекуперация), депонированию, нейтрализации отходов. Включает и институциональное, в том числе нормативно-законодательное сопровождение по контролю и управлению потоками отходов. СЗИ обеспечивает сохранение благоприятной среды жизни человека и рациональное использование пространственных сочетаний ресурсов и природной среды, а также способствует сохранению аттрактивных ландшафтов, селитебных территорий [1, 4, 12]. И в зарубежных исследованиях весьма актуальной остается тема изучения конкретных несанкционированных мест размещения ТКО с целью выявления опасных зон негативного воздействия как на окружающую среду, так и здоровье жителей территории, последующей разработки плана мероприятий по технической и биологической рекультивации [8-11].

ЦЭЗ БПТ Иркутской области территориально включает 4 муниципальных образования (МО) районного статуса (Ольхонский район, Слюдянский, за исключением одного сельского МО, три МО Иркутского и часть Качугского района без постоянного населения, где расположен Байкало-Ленский заказник). Доля площади ЦЭЗ от площади Иркутской области - 4,5% (соответственно 34493 км2), удельный вес в численности постоянного населения области - 2,2% (соответственно 55460 чел. на 01.01.2017 г.).

Поселения ЦЭЗ Иркутской области относятся к различным функциональным типам: а) административно-организационные (как правило, районные центры), б) сельскохозяйственные, в) ле-сохозяйственные, г) рыбопромысловые, д) промышленные, е) транспортные; ж) рекреационные и з) жилые пункты при мелких железнодорожных станциях и разъездах общим числом 78, в том числе 2 города (Слюдянка и Байкальск), 3 поселка городского типа (Култук, Большая Речка, Листвянка) и 73 сельских населенных пункта. Ежегодный туристический поток здесь превышает 200 тыс. чел., по данным администрации района. Отрицательная динамика численности постоянного населения ЦЭЗ БПТ за последние годы (2011-2017 гг.) обусловлена неблагоприятной демографической и миграционной ситуацией, характеризуется уменьшением доли городского и незначительного увеличение сельского населения (преимущественно за счет административно-территориальных преобразований, так пгт Порт Байкал получил статус сельского в 2014 г.) (рис. 3). При этом более половины населения исследуемой территории сконцентрировано в двух ее городах (Слюдянка - 18,2 тыс. чел., или 32,8% населения ЦЭЗ и Байкальск - 12,7 чел., или 22,9%).

Рис. 3 - Динамика численности населения иркутской части ЦЭЗ БПТ (2011-2017гг., автор Н.В. Воробьев)

Fig. 3 - The population dynamics within Irkutsk part of the CEZ BNT (2011-2017, by N. Vorobyev)

Социально-экономическое развитие здесь определяется не только природно-ресурсным потенциалом данной территории, а в первую очередь институциональными факторами, в том числе правовой возможностью организации хозяйственной деятельности в условиях экологических ограничений. Явный «экологический крен» правоустанавливающих документов для ЦЭЗ БПТ [6, 7], «диктаторски» и в короткие сроки внёсших ограничение хозяйственной деятельности, в том числе на сооружение объектов инфраструктуры, без существенных компенсационных механизмов финансово-экономического характера и одновременное «раскручивание» туристского брэнда Байкала вызвали эффект спонтанного формирования туристско-ре-креационных зон и микрозон, сопутствующих транспортных проектов.

На Байкале процессы «инфраструктурного разрыва» в обращении с отходами достигли почти катастрофических масштабов. Последнее десятилетие более 9/10 федеральных и региональных экологических грантов байкальской тематики - уборка прибрежных территорий озера от мусора волонтерами всех категорий (служащие, учащиеся; местные, соотечественники, зарубежные граждане). Одна из проблем озера - функционирующие объекты СЗИ. Имеющаяся специальная техника по удалению потребительских отходов рассчитана только на местное население. Другая -к увеличению удельного накопления ТКО из-за «упаковочного бума» и разрушенной десятилетиями отлаженной системы заготовительного сектора утилизируемых отходов коммунальные службы не приспособились, а объекты туристской сферы, по сути, не имеют возможности получить современные услуги по удалению потребительских отходов по адекватной цене. При этом доля ТКО от туристических объектов в иркутской части ЦЭЗ, согласно нашим расчетам, превышает треть от суммарного ежегодного потока ТКО (8642 и 24811 т/год соответственно, рис. 4). Самый высокий удельный вес ТКО от туристической деятельности в разрезе муниципальных районов - в Ольхонском (52%), на второй позиции - Иркутский (32%).

По суммарному потоку ТКО от туристской деятельности преобладает также Ольхонский район (рис. 5), что корреспондируется с высоким удельным весом территории и в численности как приезжающих организованных туристов, так и свободных путешественников.

По структуре удельного потока от неорганизованных туристов на своих территориях выделяются Слюдянский и Ольхонский районы (34,1 и 20,5% соответственно) (табл. 1).

Рис. 4 - Образование ТКО в разрезе муниципальных районов от населения и туристской деятельности в иркутской части ЦЭЗ БПТ

Fig. 4 - Solid municipal waste formation in municipal districts from the population and tourist activities within Irkutsk

part of the CEZ BNT

Рис. 5 - Удельный вес ТКО от туристской деятельности в муниципальных образованиях ЦЭЗ БПТ

Fig. 5 - The share of solid municipal waste from tourist activities in the municipalities of the CEZ BNT

Таблица 1 - Образование ТКО от туристской деятельности в ЦЭЗ БПТ

Table 1 - Solid municipal waste formation from tourist activities in the CEZ BNT

Район ЦЭЗ БПТ организованный отдых неорганизованный палаточный отдых Всего

т/год % т/год %

Ольхонский 896,5 79,5 231 20,5 1127,5

Слюдянский 426,4 65,9 221 34,1 647,4

Иркутский 306,1 90,8 31 9,2 337,1

Всего 1629 77 483 33 2112

На основании данных Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области проанализированы ведомственные расчетные данные по объемам образования жидких бытовых отходов (ЖБО) от организаций туристской деятельности и от населения. Суммарно в иркутской части ЦЭЗ ежегодно образуется свыше 43,7 тыс.т ЖБО. Лидирующие позиции занимает Оль-хонский район, на который приходится 58% учтенных ЖБО ЦЭЗ области, при этом от туристической деятельности объем ЖБО здесь превышает в 13 раз от постоянно проживающего местного населения (для сравнения: в Слюдянском МО аналогичное превышение составило 1,4 раза). Максимальные значения ЖБО отмечаются в Шара-Тоготском МО (58,8% от районных показателей) и Хужирском МО (39,6%) Оль-хонского района. Проблема утилизации ЖБО остается весьма проблемной из-за отсутствия инфраструктуры (приемных объектов, качества дорог). Одно из перспективных направлений сбора и утилизации жидких бытовых отходов - использование локальных очистных сооружений. В настоящее время их установка для отдельных микропредприятий с туристской специализацией является дорогостоящей. Значительную долю в стоимости оборудования занимает проведение экологических экспертиз, связанных с их размещением. Более того, интервьюирование владельцев частных турбаз показало высокий уровень недоверия к существующим разработкам. Сомнения вызывают их надежность, недостаточный период испытаний, способность функционировать в зимнее время.

Решение проблемы состоит в подборе качественной отечественной технологии, прошедшей тестирование в условиях

Байкальского побережья, обеспеченной сертификатом соответствия условиям эксплуатации в условиях Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Рекомендованные таким образом установки локальных очистных сооружений могут успешно тиражироваться до момента появления новых технологических подходов к сбору и утилизации ЖБО.

Современная характеристика СЗИ модельного района

Комплексная территориальная характеристика СЗИ выполнена на модельном Слюдянском административном районе (рис. 6).

Средозащитная инфраструктура территории Слюдянского района включает существующие и планируемые сооружения, производства, предприятия по реци-клингу, депонированию, нейтрализации коммунальных отходов в районном хозяйственном комплексе. Местоположение административного района в ЦЭЗ БПТ и активное развитие туристско-рекреационной деятельности (ежегодный поток туристов превышает 200 тыс. чел.) предопределяют первостепенное значение «индустрии чистоты», как именуют развитые государства сферу обращения с отходами.

Объекты СЗИ по водоотведению в населенных пунктах - канализационно-очист-ные станции (КОС). Крупные объекты СЗИ по очистке сточных вод районного центра г. Слюдянка - две проблемные КОС (уровень износа 75%, степень очистки загрязненных вод составляет 60-80%). Аналогичное положение КОС п. Култук, где степень износа объекта составляет 62%. Предусматривается модернизация и реконструкция в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Байкал-2020».

Рис. 6 - Характеристика СЗИ Слюдянского района ЦЭЗ БПТ Иркутской области

Fig. 6 - Characteristic of the environmental protection infrastructure within Slyudyansky district, Irkutsk part of the CEZ BNT

Сбор и утилизация отходов и подслане-вых вод судов флота оз. Байкал осуществляется судном комплексной переработки отходов (СКПО) нефтесодержащих и сточных вод на базе танкера «Самотлор» мощностью 25 м3/сут. нефтесодержащих и 150 м3/ сут. сточных вод (п. Порт Байкал). Ежегодно за навигационный период на СКПО «Самотлор» на переработку поступает 600-800 т. В рамках ФЦП «Байкал-2020» и проекта «Байкал - Великое озеро Великой страны» планируются следующие объекты СЗИ, дополняющие СКПО «Самотлор»: приемные пункты временного сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и специальные емкости, обеспечивающие прием и временное хранение сточных и подсла-невых вод со всех типов судов в портовых пунктах иркутской части ЦЭЗ БПТ2.

На территории Слюдянского района запрещена деятельность по утилизации отходов производства и потребления (складирование, захоронение и обезвре-

2 Байкал: Великое озеро Великой страны. Проектное предложение по приоритетному направлению // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Август, 2016 г. URL: http://ac.gov.ru/files/content/10043/baikal-2-4-pdf.pdf (Дата обращения: 11.02.2018).

живание вновь образующихся отходов I-V классов опасности), согласно постановлению Правительства РФ (2001 г.) об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ34.

В рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 20122020 годы» в 2018 г. запланировано строительство полигона ТКО на территории Быстринского муниципального образования (МО) Слюдянского района, единственного МО района, не включенного в ЦЭЗ БПТ (земельный участок площадью 5,6 га расположен вблизи федеральной автодороги А-164 «Култук-Монды - граница с Монголией»; по категориям «земли промышленности»). Среднегодовой расчетный объем полигона ТКО - 60 000 м3/год, суммарный -

3 Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал». URL: http://government.ru/docs/ (Дата обращения: 25.09.2017).

4 Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (№643 от 30.08.2001) с изм., утв. пост. Пр-ва РФ (l№ 186 от 2.03.2015). URL: http://government.ru/docs/ (Дата обращения: 25.09.2017).

Рис. 7 — Схема размещения Солзанского и Бабхинского карт-накопителей (полигонов) Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (местоположение относительно г. Байкальска (А); карты-накопители Солзанского (Б) и Бабхинского (В) полигонов)

Fig. 7 — The location of Solzan and Babkha tailings pond (disposal site) of the Baikal Pulp and Paper Mill: A — location relative to Baikalsk; tailings ponds of the Solzan industrial disposal site (Б) and Babkha industrial disposal site (B)

400 тыс. т в течение 20 лет эксплуатации. Объекты СЗИ де-факто по захоронению ТКО на территории районного МО - 19 свалок, в том числе 2 санкционированные (г. Слюдянка и г. Байкальск, но не в списке ГРОРО). Крупнейшие по объему образования и занимаемой площади на побережье оз. Байкал объекты СЗИ промышленных отходов - карты-шламонакопители Байкальского целлюлозно-бумажного комбината г. Байкальск, где накоплено более 6,2 млн. т шламлигнина и сопутствующих производственных отходов на площади около 100 га. В активной стадии выбор научно обоснованного и практически подготовленного проекта рекультивации, стоимость работ по которому, по предварительной оценке, составляет более 6 млрд. руб.

Развитие туризма на любой территории во многом определяется умелым сочетанием аттрактивных туристских объектов, в том числе уникальных по своему антропогенному воздействию (положительное, отрицательное). В Слюдянском районе в реестр таковых предлагаем включить карты производственных отходов Байкаль-

ского ЦБК и самоходное судно «Самотлор» как направление «экотуризм».

Перспективные проекты

В формате инициативного проекта Программы «Байкал: Великое озеро Великой страны» подготовлено обоснование создания транспортного кольца «Ворота Байкала» («Иркутск-Листвянка-Порт Байкал-Маркова-Иркутск»). Администрации Иркутского и Слюдянского районных МО с целью формирования единой схемы транспортного обеспечения в ЦЭЗ БПТ инициировали включение указанного межмуниципального проекта как ключевого мероприятия по созданию единой транспортной инфраструктуры иркутской части ЦЭЗ БПТ, направленного как на социально-экономическое развитие населенных пунктов (п. Листвянка и п. Порт Байкал), а также на освоение рекреационных зон Иркутского водохранилища. Проект предполагает строительство транспортной развязки в районе базы МЧС п. Никола Листвянского МО, строительство автомобильного моста через р. Ангара, с возможностью транс-

Рис. 8 — Маршруты вывоза ТКО на полигон г. Иркутска из пос. Листвянка и Бол. Голоустное Иркутского района (А) и пос. Хужир Ольхонского района (Б)

Fig. 8 — The route of removing the solid municipal waste to the Irkutsk disposal site: A — from Listvyankaand Bol'shoe Goloustnoye

(Irkutsk district); B — from Khuzhir (Olkhon district)

портировки по мостовому переходу водопроводных и канализационных трубопроводов, линии электропередач и связи, а также вывоз ТКО. В настоящее время ТКО п. Порт Байкал переправляются на частном пароме до Листвянки, затем доставляются на полигон г. Иркутска (включен в список ГРОРО) (рис. 7), что весьма транспортноём-ко (более 100 км). Стоимость планируемых объектов проекта составляет 17000 млн. руб. (15300 и 1700 млн. руб. федеральные и региональные средства соответственно; планируемые сроки со времени разработки плана проекта: 2018-2022 гг.; значение проекта: увеличение туристического потока с 640 тыс. чел. (2016 г.) до 2 млн. чел. в 2025 г.).

Главное отличие отечественной схемы в обращении с отходами от европейской в том, что принятые в странах ЕС высокие экологические требования сделали размещение ТКО на полигонах высокозатратным, другими словами, экономически невыгодным способом утилизации отходов, при этом переработка является доходным бизнесом. В период сложных отечественных социально-экономических трансформационных процессов и в этой сфере жизнедеятельности, требующей базовых институциональных подходов (правоустанавливающих, технико-технологических, финансово-экономических, образовательно-воспитательных и т.д.) не уделялось должного внимания, дешевле всего было складировать потребительские отходы на полигонах либо сжигать [5]. Авторская

точка зрения по перспективам СЗИ в иркутской части ЦЭЗ БПТ - рассмотреть возможность сооружения современных мусо-роперерабатывающих заводов на границе центральной экологической зоны с организацией селективного сбора ТКО (один из которых в Быстринском МО, вместо полигона). Отметим, что стоимость термической обработки ТКО на промышленных предприятиях развивающихся стран составляет 150-200 долл./т, тем не менее суммарная экономическая эффективность, а также соответствие национальным и международным требованиям экологической безопасности обусловили преимущественное развитие промышленной му-соропереработки и сжигания, в прошлое «уходит» метод захоронение ТКО на полигонах и свалках [5].

Безусловным достижением в сфере обращения с отходами за последнее десятилетие считается активное развитие нормативно-правового базиса: существенно обновлен и дополнен ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) в новой редакции от 2014 г. Указанный закон направлен на установление правовых основ создания эффективной современной системы управления в области обращения с отходами, внедрение новых инструментов экономического стимулирования. Заложены фонды формирования финансовых потоков для строительства и развития инфраструктуры в области обращения с отходами (в том числе планируется экологический сбор с 2019 г.), формирование

замкнутых циклов при обращении с отходами, а также поэтапное сокращение захоронения потребительских отходов. Процесс обращения с отходами в ЦЭЗ получает новый импульс развития после принятия Правительством РФ подзаконных актов, необходимых для реализации выполнения ФЗ «Об отходах» (2014 г.)5 в формате разработанной областной Схемы размещения твердых коммунальных отходов для региональных операторов.

Вместо заключения

От функционирования средозащитной инфраструктуры в значительной мере зависит состояние социально-экономического благополучия территории, сохранность естественных ландшафтов, в том числе ощущение радости пребывания путешественников и гостей в прибрежных районах оз. Байкал. Имидж объекта мирового природного наследия как естественного самого крупного резервуара чистейшей на планете воды подсознательно «готовит» рекреантов к адекватному заранее девственно чистому состоянию окружающих прибрежных территорий. Основная проблема, которая требует решения при дальнейшем развитии туристско-рекреацион-ной сферы в ЦЭЗ БПТ - создание адекватно обозначенному статусу оз. Байкал современной средозащитной инфраструктуры.

Основная функция центральной экологической зоны БПТ - сохранение уникальной экологической системы оз. Байкал и предотвращение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на ее состояние. С учетом ориентации ЦЭЗ БПТ на развитие туристской деятельности роль и значение СЗИ неуклонно повышается. В противном случае, территория станет

неинтересной как ценный мега-продукт. Функционирующая система местного самоуправления в вопросах обращения с отходами на территории реальной туристической зоны, без официального статуса таковой, является неэффективной многие годы:

- по причине несоответствия между имеющимися у нее полномочиями, выполняемыми функциями;

- отсутствие финансовой обеспеченности, необходимой для функционирования и развития рекреационной деятельности, в том числе и в сфере обращения с отходами.

Для снижения антропогенных рисков от продуцируемых потребительских отходов от населения и туристических объектов необходимо: а) ускорить разработку современной логистической схемы по обращению с отходами на территории ЦЭЗ БПТ с учетом отходов, образующихся на акватории оз. Байкал (флот, маломерные суда); б) закрепить побережье оз. Байкал в сезон наибольшего потока туристов (в местах, наиболее часто посещаемых организованными и самодеятельными туристами) за муниципалитетами; в) организовать заготовку утилизируемых бытовых отходов.

Деятельность по обращению с отходами в ЦЭЗ требует нестандартных отраслевых решений в отношении действующих нормативов: удельные нормы накопления ТКО и количества специальной техники не работают без учета потребностей как местного населения, так и увеличивающегося контингента туристов. Требуется разработка единой для ЦЭЗ БПТ Схемы обращения с отходами с применением технологических и логистических решений мирового уровня.

Список источников

1. География Сибири в XXI веке: в 6 т. Т.4. Природопользование: монография (Гл. ред. В.М. Плюснин). Новосибирск: Гео, 2014. 355 с.

2. Девяткин В.В. О необходимости создания в России системы промышленной переработки вторичного сырья // Материалы Ш-го междунар. Конгресса по управлению отходами «ВэйсТэк-2003». М.: ЗАО «Фирма Сибико Интернэшнл», 2003. С. 31-32.

3. Евстропьева О.В. Развитие туристской системы на Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2016. № 5. С. 184-195. DOI: 10.21782^^0206-1619-2016-5(184-195).

5 О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» ФЗ №458 от 29.12.2014). URL: http://www.mnr.gov.ru/ (Дата обращения: 01.04.2018).

4. ЗаборцеваТ.И. Проблемы средозащитной инфраструктуры Сибири: экономико-географический подход // Известия РАН. Серия географическая. 2014. № 5. С. 47-55.

5. Рябов Ю.В., Мелентьев Г.Б., Делицын Л.М. Твердые бытовые отходы: захоронение, сжигание, переработка // Редкие земли. 2016. № 1(6). С. 152-167.

6. Тулохонов А.К. Байкальская проблема: история и документы: Монография. Улан-Удэ: ИД «ЭКОС», 2010. 128 с.

7. ПлюснинВ.М., ВладимировИ.Н. Территориальное планирование Центральной экологической зоны Байкальской природной территории: Монография. Новосибирск: Гео, 2013. 407 с.

8. Bilotta G., Barrile V., Meduri G. Recognition and classification of illegal dumps with object based image analysis of satellite data // Extended abstracts Third annual hyperspectral imaging conference. Vol.2. Rome, 2012. Pp. 12-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Biottoa G., Silvestria S., Gobboa L., Furlana E., Valentía S., Rossellia R. GIS, multi-criteria and multi-factor spatial analysis for the probability assessment of the existence of illegal landfills // International Journal of Geographical Information Science. 2009. Vol.23. Iss.10. Pp. 1233-1244. DOI: 10.1080/13658810802112128.

10. Ottavianelli G., Hobbs S., Smith R., Bruno D. Assessment of hyperspectral and SAR remote sensing for solid waste landfill management // Proceedings of the 3rd ESA CHRIS. Frascati (Italy), 2005. Pp. 8.

11. Vuppala P., Asadi S.S., Reddy M.A. Solid waste disposal site selection using analytical hierarchy process and geographical information system // Pollution Research. 2006. Vol.25. Iss.1. Pp. 73-76.

12. Zabortceva T. Problem areas in waste management within the central ecological zone of lake Baikal // The management of geographical environment and industrialized and urbanized areas. 2005. № 36. Pp. 69-76.

Tatiana I. ZABORTCEVA

V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS; Irkutsk State University (Irkutsk, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Geography, Associate Professor; e-mail: zabti@irigs.irk.ru

DEFICIENCIES AND PROSPECTS OF THE ENVIRONMENTAL PROTECTION INFRASTRUCTURE IN TOURISM AND RECREATIONAL DEVELOPMENT (THE CENTRAL ECOLOGICAL ZONE OF THE BAIKAL NATURAL TERRITORY)

At present, there is a positive dynamics in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory (CEZ BNT) in the tourism industry, where further intensive growth of tourist flows and the development of various forms of the hospitality industry are projected. The author uses the interview method and reveals the opinion of the most active part of the socium regarding problematic aspects in the sphere of organization of recreational activities in the CEZ BNT, including in the handling waste infrastructure. The author on the base of the research conducted in 2015-2018 identifies institutional and territorial deficiencies in the development of the environmental protection infrastructure (SZI) at the level of municipalities (MO) in the central ecological zone of the Baikal Natural Territory. The article analyzes an array of departmental and authorial calculations on the structure and volumes of consumer waste generation in the context of municipalities of CEZ BNT. The author assesses functioning of the SZI in the n territory to ensure the development of tourist and recreational activities. The author accomplishes mapping of the SZI of the model administrative area. A number of attractive objects for part of the investigated territory is proposed.

The studies is carried out with funds of the project No. 17-29-05043 of the RFFE competition офи_м 2017. Keywords: recreational activity, environmental protection infrastructure, territorial organization, solid municipal waste, attractive objects.

References

1. Plyusnin, V. M. (Ed.). (2014). Geografiya Sibiri v XXI veke. T.4 Prirodopol'zovanie [Geography of Siberia in the early 21st century. Vol. 4 Nature Management]. Novosibirsk: Geo. (In Russ.).

2. Devyatkin, V. V. (2003). O neobhodimosti sozdaniya v Rossii sistemy promyshlennoy pererabotki vtorichnogo syr'ya [On the need for creating a system of industrial processing of secondary raw materials in Russi]. MaterialyIII-go mezhdunarodnogo Kongressa po upravleniyu othodami "VehjsTehk-2003" [Materials of the III-rd international congress on waste management "Wase-Tek-2003"]. Moscow: JSC "Firm SIBICO International", 31-32 (In Russ.).

3. Evstropyeva, O. V. (2016). Razvitie turistskoj sistemy na Bajkal'skoj prirodnoj territorii [Development of the tourism system on the Baikal Natural Territory]. Geografiya i prirodnye resursy [Geography and Natural resources], 5, 184-195. doi: 10.21782/GIPR0206-1619-2016-5(184-195). (In Russ.).

4. Zabortceva, T. I. (2014). Problemy sredozashchitnoj infrastruktury Sibiri: ekonomiko-geograficheskij podhod [Problems of Siberian environmental protection infrastructure: economic-geographical approach]. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya geograficheskaya, 5, 47-55. (In Russ.).

5. Ryabov, Yu. V., Melent'yev, G. B., & Delitsyn, L. M. (2016). Tverdye bytovye othody: zahoronenie, szhiganie, pererabotka [Solid domestic waste: Burial, incineration, processing]. Redkye zemli [Rare earth], 1(6), 152-167. (In Russ.).

6. Tulokhonov, A. K. (2010). Bajkal'skaya problema: istoriya i dokumenty [The Baikal problem: History and documents]: a monograph. Ulan-Ude: EKOS. (In Russ.).

7. Plyusnin, V. M., & Vladimirov, I. N. (2013). Territorial'noye planirovaniye Tsentral'noy ekologicheskoy zony Baykal'skoy prirodnoy territorii [Territorial planning of the central ecological zone of the Baikal Natural Territory]: a monograph. Novosibirsk: Geo. (In Russ.).

8. Bilotta, G., Barrile, V., & Meduri, G. (2012). Recognition and classification of illegal dumps with object based image analysis of satellite data. Extended abstracts Third annual hyperspectral imaging conference. Vol. 2. Rome, Italy, 12-17.

9. Biottoa, G., Silvestria, S., Gobboa, L., Furlana, E., Valentía, S., & Rossellia, R. (2009). GIS, multi-criteria and multi-factor spatial analysis for the probability assessment of the existence of illegal landfills. International Journal of Geographical Information Science, 23(10), 1233-1244. doi: 10.1080/13658810802112128.

10. Ottavianelli, G., Hobbs, S., Smith, R., & Bruno, D. (2005). Assessment of hyperspectral and SAR remote sensing for solid waste landfill management. Proceedings of the 3rd ESA CHRIS, Frascati, Italy, P.8.

11. Vuppala, P., Asadi, S. S., & Reddy, M. A. (2006). Solid waste disposal site selection using analytical hierarchy process and geographical information system. Pollution Research, 25(1), 73-76.

12. Zabortceva, T. (2005). Problem areas in waste management within the central ecological zone of lake Baikal. The management of geographical environment and industrialized and urbanized areas, 36, 69-76.

Заборцева Т.И. Дефициты и перспективы средозащитной инфраструктуры в обеспечении туристско-рекре-ационного развития (центральная экологическая зона Байкальской природной территории) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №3. С. 52-63. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10305. Дата поступления статьи: 12 апреля 2018 г.

Zabortœva, T. I. (2018). Deficiencies and prospects of the environmental protection infrastructure in tourism and recreational development (the central ecological zone of the Baikal Natural Territory). Sovremen-nye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(3), 52-63. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10305. (In Russ.).

Received April 12, 2018

TOURDIGEST_

TOURDIGEST

БЕСПИЛОТНИКИ ПОМОГАЮТ В РЕКРЕАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

В Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН в последние годы активно используют беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в исследованиях байкальского побережья при его использовании для туризма и отдыха. С помощью БПЛА увеличивается оперативность получения снимков высокого разрешения и возможность получения информации из труднодоступных мест. Использование БПЛА для аэрофотосъемки значительно повышает производительность и сокращает затраты времени на полевые работы. Появляется возможность «бесконтактной» съемки объектов, что особенно важно на объектах с повышенной опасностью. Использование БПЛА значительно упрощает проведение работ, уменьшая затраты времени и средств, повышая общую эффективность. БПЛА помогают в изучении туристской, транспортной, средозащитной инфраструктуры, а также рекреационной нагрузки. Съемки проведены в таких популярных рекреационных районах, как Малое море, Кругобайкальская железная дорога, осторов Ольхон и др. Первые итоги были подведены на Всероссийской научно-практической конференции «Применение беспилотных летательных аппаратов в географических исследованиях», которая проходила 22-23 мая 2018 г. в ИГ СО РАН. Инициатором и главным организатором конференции стал доктор географических наук С. А. Макаров.

По материалам: isc.irk.ru

es

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.