МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
8. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70733280/ (дата доступа 20.07.2015)
9. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: Монография - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2009. - 424 с.
10. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России: Дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.01: М., 2004 436 с.
11. Логинова Л.Г. Об одном из подходов к классификации программ учреждений дополнительного образования//Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Спб., 1995. - С. 3437
12. Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительской работы. 2-е изд. М.: Наука, 1918.
13. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: В 3-х т. Т.1. -М.; Пг.: Госиздат, 1923.
14. Пильдес И.В. Педагогические основы построения образовательных программ в УДО: Дис... канд. пед. наук - СПб, 2000 - 154 с.
15. Проект «Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] - URL: http://dopedu.ru/attachments/article/263/megvedomst-programma.pdf (Дата обращения 02.06.2015)
16. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие /Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. — М.: Изд-во «НексПринт», 2010. — 95с.
17. Тенденции развития современной системы образования// Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Старовойтова С.В. Основы психологии и педагогики. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. С.453. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyera.ru/tendencii-razvitiya-sovremennoy-sistemy-obrazovaniya-195.htm (Дата обращения 02.08.2015)
18. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Дис... канд. пед. наук: - М., 1996. - 167 с.
19. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с.
© Л.Н. Буйлова, 2015
УДК 37
Е.Е. Г олобородько
Студентка 4 курса института образования и социальных наук,
Факультет Образования Направление подготовки: психолого-педагогическое образование Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская Федерация
ДЕФИНИЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена самостоятельности как очень многоаспектному и психологически непростому феномену, который является смыслообразующей, качественной характеристикой какой-либо
89
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
сферы деятельности и личности, имеющей собственные конкретные критерии. Как качество личности самостоятельность стала предметом изучения недавно и связывается с понятием «субъект обучения».
Ключевые слова
Самостоятельность, личность, субъект обучения, психология, педагогика.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим, одной из важнейших задач современной педагогики становится развитие самостоятельности учащихся [4, с.94].
Самостоятельность - понятие, которое достаточно часто встречается на страницах публикаций, посвященных человеку. Им оперируют философы, общественные и государственные деятели, писатели, люди искусства, политики, социологи, а также психологи и педагоги. Практически в любой теории или концепции, касающейся человеческого существования, можно найти эту категорию. Все это вместе взятое позволяет нам говорить о том, что проблемы воспитания самостоятельного человека с давних времен рассматривались в различных областях гуманитарного знания.
Понятие «самостоятельность» многоплановое и сложное. В педагогических исследованиях самостоятельность рассматривается как способность субъекта действовать без помощи со стороны (Л.П. Аристов), как характеристика жизнедеятельности субъекта, способность достигать цель деятельности без помощи, без поддержки со стороны (В.И. Орлов).
В психологии также существует множество определений и научных характеристик самостоятельности, например: самостоятельность - это умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами (Д.Б. Богоявленский и др.); самостоятельность есть сознательная мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям и внушениям, способность человека усматривать объективные основания, для того, чтобы поступить так, а не иначе (С.Л. Рубинштейн и др.); продуктивность мыслительных процессов, свойств ума (П.П. Блонский, A.M. Матюшкин, A.A. Смирнов и др.); показатель активности и пытливости личности, ее способности к познавательному процессу (A.C. Байрамов, А.И. Липкина и др.) [3, с.65].
Как качество личности самостоятельность стала предметом изучения недавно и связывается с понятием «субъект обучения». Субъект обучения - это носитель учебной деятельности, ему принадлежат ее содержание и структура, активно участвуя в ней вместе с другими детьми и учителем, он проявляет субъектность [1, с.21].
Самостоятельность всегда проявляется там, где человек способен сам увидеть объективные основания для того, чтобы проявить активность. В.В. Давыдов, например, утверждал, что субъектность ребенка позволяет ему успешно самостоятельно осуществлять ту или иную деятельность [2, с. 329].
Учеными и педагогами-практиками доказано, что школа призвана обеспечивать основы формирования личности, выявлять и развивать способности детей, вырабатывать у них умение и желание учиться. Решить эти задачи невозможно без опоры на самостоятельную деятельность учащихся [1, с.22].
Интегративный характер самостоятельности школьников определяет динамику ее формирования, «когда сам учащийся по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в планомерного соучастника, в субъект педагогической взаимодеятельности» [3, с.63].
На основе анализа и обобщения определений, предлагаемых различными авторами самостоятельность можно рассматривать как качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. А также независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Список использованной литературы:
1. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения/М.А.Данилов. - М.: Просвещение, 1978 г.
90
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
3. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность/Г.С.Поддубская// Пачатковая школа. - 2013. - №8. -
С.63 - 66
4. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников/ Т.И. Шамова. - М.: 1975. - С. 94
© Е.Е. Голобородько, 2015
УДК 37
Е. Н. Гузеватова
К.пед.н, доцент Институт искусств
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»
г. Абакан, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Аннотация
В статье рассматривается использование возможностей заданий учебных и производственной практик практики в формировании исследовательской компетенции студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Ключевые слова
Исследовательская компетентность, музейная практика, технологическая практика, производственная
практика
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» областью профессиональной деятельности бакалавров является творческая деятельность, связанная с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами и объединяющая достижения декоративного искусства, конструирования, технологии и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий [3, с.3]. А это предполагает наличие у выпускников бакалавров искусства ряда сформированных ключевых компетенций, в число которых входит исследовательская компетенция.
В настоящее время под компетенцией большинство авторов понимают интеграцию знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, т.е. реальной деятельностью. При этом, отмечается, что компетенции проявляются в конкретных ситуациях (профессиональных и социальных). Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации. [4,с. 9].
В свою очередь, исследовательская компетентность - это способность и готовность обучающегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.
По мнению Ю.В. Рындиной, исследовательская компетентность - это готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности [2, с. 229].
Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Значительный вклад в формирование исследовательской компетенции студентов вносят
91