ДЕФИНИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА ENSEIGNANT / УЧИТЕЛЬ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Пересторонина Ирина Леонидовна
канд. пед. наук, доцент кафедры романо-германских языков и межкультурной коммуникации, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Тунева Елизавета Тимофеевна
студентка 749 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
DEFINITIONAL ANALYSIS OF THE CONTENT OF THE CONCEPT
ENSEIGNANT/TEACHER IN THE FRENCH LINGUISTIC CULTURE
Irina Perestoronina, Ph.D.
Associate Professor, Romance and Germanic Languages and Intercultural
Communication Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Elizaveta Tuneva
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 749 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье представлен анализ дефиниций лексических единиц, репрезентирующих концепт enseignant / учитель. Выделены наиболее и менее частотные семы, что позволило сформировать схему ядра изучаемого концепта.
Ключевые слова: концепт, дефиниционный анализ, enseignant, учитель.
Abstract: the article presents an analysis of definitions of lexical units that represent the concept of enseignant / teacher. The most and less frequent semes are identified, which allowed us to form the core scheme of the concept under study.
Key words: concept, definitional analysis, teacher.
Концепты - это минимальные единицы, в которых заложены взгляды народа и каждой личности на окружающую действительность. Эти взгляды в совокупности формируют концептосферу, изучение которой является одним из важнейших направлений когнитивной лингвистики [1, с. 592]. Исследование концепта в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии позволяет понять этнокультурный мир человека, исследовать менталитет носителя языка, выявить его особенности и характерные черты.
Существуют разные подходы к анализу концептов и разные способы их описания. Это связано с использованием разного исследовательского материала.
© Пересторонина И.Л., Тунева Е.Т., 2020
В.И. Карасик выделяет несколько видов анализа концептов: дефиниционный анализ; контекстуальный анализ; этимологический анализ; паремиологический анализ; интервьюирование, анкетирование, комментирование. Данные виды анализа могут быть рассмотрены как самостоятельные, а также могут являться этапами лингвокультурного анализа концепта. В рамках нашего исследования первым этапом исследования является именно дефиниционный анализ, при котором выделяются смысловые признаки концепта [2, с. 16]. В.А. Маслова описала методику исследования концептов, опираясь на структурные особенности концепта. В данной методике особое внимание уделяется ядру концепта - словарным значениям той или иной лексемы, которые предоставляют большие возможности в раскрытии содержания концепта, а также в выявлении специфики его языкового выражения [3, с. 98].
Для того чтобы осуществить дефиниционный анализ содержательной части концепта, нам представляется важным обратиться к теории, определяющей структуру концепта. В современной лингвокультурологии единой теории не существует, однако наиболее убедительной и понятной, по нашему мнению, является структура, разработанная З.Д. Поповой и И.А. Стерниным. В их исследованиях структура концепта имеет вид полевой модели. Полевая модель концепта, аналогично полевой модели значения слова, обладает такими характеристиками, как многослойность и многокомпонентность. Выявить данные характеристики представляется возможным благодаря анализу языковых средств репрезентации структуры концепта [4, с. 78-84]. Компоненты структуры концепта, представленные в виде концептуальных признаков, образуют слои. Данные слои располагаются от ядра к периферии. Чем больше абстрактность концептуальных признаков, тем дальше они от центра ядра. Периферия представляет собой поле интерпретации, т.е. включает в себя интерпретацию концептуальных признаков, то, как они отражаются в сознании, в зависимости от принадлежности людей к той или иной культуре, их менталитета и других условий.
Опираясь на эту теорию о структуре концепта, мы можем использовать дефиниционный анализ для составления ядра концепта «enseignant / учитель». Данный вид анализа предполагает анализ его узуального содержания, т.е. анализ дефиниций, представленных во франкоязычных толковых словарях [5, 6, 7]. В первую очередь обращение к лексикографическим источникам позволяет нам получить общее представление о значении данных слов. Наиболее подходящими лексемами-репрезентантами концепта «enseignant / учитель» нам представляются следующие лексемы: enseignant, instituteur, maître, professeur. В толковых словарях нам удалось найти следующие дефиниции слова «enseignant»:
1) Enseignant (adj.) - [En parlant d'une pers. physique ou morale] Qui a pour fonction d'enseigner.
Enseignant (adj.) - Qui consiste à enseigner.
2) Enseignant (n.) - Personne don't le métier est d'enseigner [Larousse].
3) Enseignant (n.) - Personne qui enseigne [Usito].
Теперь обратимся к дефинициям слова «professeur»:
1) Professeur (n.) - Personne qui enseigne une discipline, une technique, un art.
Professeur - Personne don't la profession est d'enseigner, qui a pour cela les
connaissances et les diplômes qui la rendent apte à cette fonction dans une ou plusieurs disciplines.
Professeur - Personne qui transmet un savoir faire, des connaissances dans un domaine quelconque [TLFi].
2) Professeur - Personne qui enseigne, qui dispense les connaissances relatives à une matière, à une discipline, en général dans le cadre d'une activité.
Professeur - Membre du personnel enseignant dans le second degré.
Professeur - Personne qui enseigne une manière d'être, d'agir à quelqu'un, qui guide sa conduite dans une activité quelconque [Larousse].
Также нам интересны дефиниции слова «instituteur»:
1) Instituteur - Celui, celle qui donne une formation de base.
Instituteur - Celui, celle qui est chargé de l'instruction et de l'éducation des enfants dans une famille.
Instituteur - Celui, celle qui enseigne dans une école maternelle ou primaire, publique ou privée [TLFi].
2) Instituteur - Personne qui enseigne dans les écoles maternelles et élémentaires. [Larousse]
В поле нашего исследования также входит анализ дефиниций слова «maître». Количество дефиниций достаточно обширно, однако в рамках нашего исследования нас больше интересует употребление данного слова в сфере образования. В связи с этим мы выбрали данные дефиниции:
1) Maître - Membre de l'enseignement supérieur situé hiérarchiquement entre l'assistant et le maître de conferences, chargé d'un service d'enseignement et de certains travaux de recherché.
Maître - Celui, celle qui enseigne les matières élémentaires aux enfants dans un établissement scolaire ou dans le particulier [TLFi].
2) Maître - Personne qui enseigne, éduque à l'école, et, en particulier, instituteur. [Larousse]
В дополнение к вышеприведенным дефинициям нам представляется интересным обратить внимание на то, что определение данного человека происходит через глагол, при этом сущность концепта не раскрывается полностью во многих дефинициях, в связи с этим нам представляется интересным рассмотреть также некоторые дефиниции глагола «enseigner»:
A. Enseigner - Transmettre un savoir de type scolaire.
Enseigner - Exercer la profession d'enseignant.
B. Enseigner - Transmettre un savoir de type non scolaire.
Enseigner - Faire acquérir la connaissance de, la pratique de.
Enseigner - Rendre savant, competent dans un domaine determine [TLFi].
Для того чтобы выделить ядерные семы концепта «enseignant / учитель», нам необходимо вычленить различные признаки данного концепта, фиксированные в языке, т.е. в лексикографических источниках. В процессе
анализа дефиниций следует выделить семы, несущие наибольшую смысловую нагрузку и находящие отражение в большем количестве дефиниций. Семантические поля способствуют структурированию представлений о мире в сознании носителей языка. Ядро данного поля - это общее значение.
Для выделения ядерных сем концепта «enseignant / учитель» нами были проанализированы 22 дефиниции слов enseignant, instituteur, maître, professeur, представленные в следующих словарях: Le Trésordela Langue Françaiseinformatisé, Larousse, Usito.
Исследование показало нам следующие результаты: семы, имеющие большую смысловую нагрузку, это «enseigner / обучать», «personne / человек», «métier / профессия», «école / школа», «matière, domaine / область знаний», «connaissance / знание», «savoir / умение»,
Сема «enseigner / обучать» встречается во всех дефинициях. Данная сема позволяет нам сделать вывод об основной функции учителя в ее общем виде.
Следующий элемент, имеющий значение и выделенный нами как один из ключевых - «personne / человек», можно выделить в 9 дефинициях из 22. Однако мы можем объединить данную сему по смысловому признаку и схожести употребления в дефинициях со следующими двумя: «celui, celle / тот, та», 4 дефиниции. Эти семы не несут особой смысловой нагрузки, однако делают акцент на том, что концепт «enseignant / учитель» является отражением определенной категории людей.
Слова «connaissance / знание» - 4 дефиниции, «savoir-faire / умение» -3 дефиниции, аналогично с предыдущими мы можем объединить по смысловому признаку. Однако признаком в данном случае служит функция. Вышеупомянутые слова в дефинициях чаще всего используются с глаголом «transmettre / передавать». Помимо вышеупомянутых слов и словосочетаний мы можем отнести к данной семе следующие: «faire acquérir la connaissance / помогать усваивать знания» - 1 дефиниция, «dispenser les connaissances / наделять знаниями» - 1 дефиниция. В более общем виде мы можем представить эту сему следующим образом «transmettre les connaissances / передавать знания» или «transmettre les savoirs / передавать умения». Выделенная сема указывает на то, что концепт «enseignant / учитель» содержит в себе функцию передачи знаний и умений. Соответственно, учитель является носителем данных знаний и умений.
Следующая сема - «métier / профессия» отражена в 6 дефинициях. Она включает в себя такие характеристики учителя, как обладание определенными компетенциями - 2 дефиниции, дипломированность - 2 дефиниции, а также другие характеристики концепта «enseignant / учитель» как профессии. Данная сема раскрывает характеристики, необходимые для осуществления этого вида профессиональной деятельности, акцентирует внимание на том, что учитель -это в первую очередь профессия. Таким образом, учитель в современной франкоязычной картине мире - профессия, которая подразумевает не только выполнение определенных функций, но и владение компетенциями, подтвержденными документацией.
Сема «matière, domaine / область знаний» была обнаружена нами в 7 дефинициях. Это указывает на тот факт, что концепт «enseignant / учитель» может быть связан не только с профессией учителя, но также обозначает людей, обладающих знаниями и умениями в определенной области знаний, которые имеют возможность эти знания и умения передать.
Следующая сема - «école / школа» была обнаружена в ходе исследования в 5 дефинициях из 22. При этом следует отметить, что данная сема встретилась только в дефинициях слов «instituteur, maître». Это может служить признаком того, что данные слова имеют более узкое значение. Во французской системе образования слово «école / школа» употребляется для наименования учреждений начального образования. Таким образом, употребление данных слов имеет место в большей степени в контексте, относящемся к начальным ступеням образования.
Проанализировав вышеперечисленные семы, наиболее общим определением концепта «enseignant / учитель» нам представляется следующее: «Personne, dont le métier est d'enseigner, c'est-à-dire transmettre des connaissances et savoirs en quelque domaine».
Проанализировав более 10 сем, мы можем объединить некоторые из них и выделить следующие: «enseigner / обучать» - 15 дефиниций, «personne / человек» - 15 дефиниций, «transmettre connaissances / передавать знания» - 8 дефиниций, «matière, domaine / область знаний» - 7 дефиниций, «école / школа» - 6 дефиниций, «métier / профессия» - 5 дефиниций. Выделив их, детально проанализировав и сравнив весомость их значения в общем смысле концепта, мы можем составить ядро концепта «enseignant / учитель». Воссоздание семантической схемы ядра концепта на основе анализа словарных дефиниций позволит нам определить, какие характеристики данного концепта являются наиболее значимыми.
Ядро концепта «enseignant / учитель»:
Enseigner / Обучать (15), Personne / Человек (15) Transmettre connaissances / передавать знания (8) Matière, domaine / область знаний (7) Ecole / школа (6) Métier / профессия (5)
Представив данную схему в виде иерархии, мы можем отметить, что на вершине данной иерархии находятся семы, описывающие концепт в самом общем виде. Данную модель нельзя считать полной моделью концепта. Ядро концепта в данном случае не раскрывает когнитивную составляющую концепта «enseignant / учитель».
Таким образом, дефиниционный анализ и составленная в результате его осуществления модель ядра могут являться основой для последующих этапов исследования вышеупомянутого концепта.
Список литературы
1. Арапова Г.У. Концепт, понятие и значение слова // Междунар. журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 1. - С. 591-593.
2. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. -Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 56-59.
3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 296 с.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. -Воронеж: Истоки, 2003. - С. 78-84.
5. Larousse [Электронный ресурс]. - URL: http://www.larousse.fr/dictionnaires/francais/, http://www.larousse.fr. (дата обращения: 21.04.2020).
6. Le Trésor de la Langue Française Informatisé [Электронный ресурс]. - URL: http://atilf.atilf.fr (дата обращения: 21.04.2020).
7. Usito Dictionnaire [Электронный ресурс]. - URL: https://usito.usherbrooke.ca/ (дата обращения: 21.04.2020).