УДК 11.25.25; 11.25.42
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-39-49
ДЕФИНИЦИИ «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ», «ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ
DEFINITIONS "POLITICAL PROCESS", "POLITICAL CHANGES", "POLITICAL DEVELOPMENT" IN THE SCIENTIFIC DISCOURSE
Т. E. Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
Ю. А. Попов,
Забайкальский государственный университет, г. Чита pya85@mail.ru
Yu. Popov,
Transbaikal State University, Chita
Отмечено, что при всей разности путей и результатов можно выделить основные элементы политического развития, а также факторы, на него влияющие, анализ которых позволяет проводить научное сравнение путей и результатов. Показана взаимосвязь концептов «политический процесс», «политические изменения», «политическое развитие». Сделан вывод, что политический процесс — это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Между политическими процессами как внутри общества, так и международными политическими процессами всегда есть различия. Политические изменения постоянны. Долговечность любого правительства зависит от его способности изменяться и адаптироваться к окружающей обстановке. Авторы характеризуют развитие как последовательную смену качественных состояний политической системы в целом и ее отдельных составных частей. Отмечено, что политический процесс является динамической характеристикой политики. Поэтому можно утверждать, что формами существования политического процесса являются политические изменения и политическое развитие. Политические изменения могут происходить либо путем приспособления системы к новым требованиям социальной среды, либо путем смены одной системы, неспособной сохранить себя, — другой. В рамках одного общества политические изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, можно определить как революцию
Ключевые слова: политический процесс; политические изменения; политическое развитие; партии; двухпартийная система; США; полипарадигмальный анализ; Российская Федерация; политика; критерии; информационные ресурсы
The article notes that despite the difference of ways and results can highlight the main elements of political development and the factors influencing it, analysis of which allows a scientific comparison of ways and results. The relationship of the concepts "political process", "political changes", "political development" is shown. Thus, the political process is a combined activity of social communities, social organizations and groups of individuals pursuing certain political goals. Between the political processes within societies and international political processes there are always differences. Political change is constant. The longevity of any government depends on its ability to change and adapt to the environment. Political development can be described as a succession of qualitative States of the political system as a whole and its individual components. Political changes can take place either by adapting the system to the new demands of social environment, or by changing one system that is unable to preserve itself, the other. Within a society, political change that has a broad and sustained impact on society can be defined as a revolution
Key words: political process; political change; political development; party; two-party system; United States; multipara-digm analysis; Russian Federation; policy; criteria; information resources
39 © Т. E. Бейдина, Ю. А. Попов, 2018
ведение. Цель статьи — показать взаимосвязь дефиниций «политический процесс», «политические изменения», «политическое развитие», выявить функции прессы, партий с позиций внутреннего и внешнего политического процесса и политических изменений. Термин «процесс» (от лат. processus — «движение вперед, продвижение») заимствован политологией из кибернетики, где под ним понимается любая последовательность наступающих один за другим и нередко поочерёдно взаимосвязанных событий, ведущих к конкретному результату. Происходящие в настоящем времени в той или иной стране социально-политические процессы формируют магистральный путь её развития на длительную перспективу. Поэтому многое в дальнейшей судьбе любой страны зависит от того, какие именно процессы происходят в стране и набирают силу тенденций как будущих направлений её развития. По сути, современные социально-политические процессы в стране — это история этой страны, которая ею пока ещё не стала, но обязательно станет спустя какое-то время [13]. Политический процесс — одна из центральных и вместе с тем весьма специфическая категория политической науки. Характеристика политики как процесса, т. е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов в отношении государственной власти. Политический процесс — это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс — это совокупность видов деятельности субъектов политики, включенных в динамику практически-политических отношений, охватывающих все стадии функционирования политической системы и направленных на достижение политических целей [10].
Политический процесс включает «субъектов и участников процесса; объект процесса; средства, методы, ресурсы, ко-
торые связывают субъект и объект-цель» [11]. Субъектами политического процесса являются «политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т. д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды» [Там же]. Субъекты политического процесса внутригосударственного и международного уровня — регионы. Один из классиков современной политологии Ч. Мерриам писал: «Реальные политические процессы постепенно воспроизводятся в различных точках мира и на разных стадиях» [9].
Существуют и другие оценки социально-политического процесса, например израильского профессора Э. Кац. Он описал социально-политический процесс как цепочку, состоящую из следующих составных частей: Правительство — Парламент (при этом он охарактеризовал Конгресс как церемониальную форму демократии) — СМИ — Общение — Мнение — Действие. Этот процесс построен на принципе обратной связи. Ключевая роль в этой цепочке, по оценке Э. Каца, принадлежит средствам массовой информации. При становлении новой истории пресса играет роль «тормоза на правительство». Функции прессы:
1) в качестве высшей цели провозгласила сплочение государства-нации;
2) затем свергла короля (а государство, по словам Людовика XIV, и было королем);
3) с ее помощью большинство стало править в парламенте (поэтому родилось доверие к системе).
По социальному назначению пресса в современном демократическом государстве должна выполнять функции интеграции нации и быть средством расширения избирательных прав граждан. Однако на практике она действует как «искажающий посредник» (disintermediator). Парадокс состоит в том, что, даже служа демократии, пресса ослабляет ее сущностные основы. Так, радио искажает функции парламента, открывая прямой доступ публики к лидеру, будь то Ф. Рузвельт или А. Гитлер.
Методология исследования. Проблема определения указанных дефиниций
связана с анализом политических партий, которые рассмотрим на примере США. Особенности двухпартийной системы США исследовали такие ученые-политологи, как Д. Истон [15], X. Белок, С. Честертон, Р. Пол [14], А. Вэр [18]. Политические партии являются важнейшим звеном, осуществляющим связь между обществом и властью в США. Среди отечественных и зарубежных исследователей распространена точка зрения, что роль партий начала ослабевать вследствие возрастания влияния групп интересов и комитетов политического действия. Такое мнение имеет основание: действительно, партии уступили часть своего влияния названным институтам. Однако, как показал проведенный анализ, значение партий, их высокое положение в политической системе остаются прежними. Более того, за партиями сохранилась важнейшая роль в организации выборов и их проведении, в выработке и выдвижении программ и платформ социально-экономического и политического развития нации, рекрутирования политической элиты. В США невозможно подняться на вершину политической власти, минуя активное участие в одной из двух главных партий — республиканской и демократической.
В отличие от политических партий многих других стран, партии США не имеют четко очерченной организации и идеологической платформы. Наряду с этим двухпартийная система характеризуется устойчивостью, вопреки попыткам нарушить монопольное главенство республиканцев и демократов на политической сцене США. С другой стороны, недостаток партийной дисциплины и централизованной системы дает возможность американским партиям эффективно представлять плюралистические интересы всевозможных слоев и групп общества.
За 240 лет существования США в стране появлялись и исчезали десятки партийных образований. На различных этапах политической жизни общества в борьбе за пост Президента Америки принимали участие свыше двух десятков партий, но основная борьба шла между двумя-тремя
самыми крупными из них. Однако попытки создания третьей системообразующей партии, которая сможет составить конкуренцию и на равных бороться с двумя ведущими, не увенчались успехом.
В 50-е гг. XX в. американский исследователь Р. Хофстатдер писал: «Третьи партии подобны пчелам: они умирают, как только ужалят». В подтверждение этой мысли можно привести динамику участия в выборах партий «третьей силы» [16]. Так, в 1912 г. партия Президента США Т. Рузвельта привлекла 25 % голосов избирателей, чтобы затем исчезнуть во время следующих выборов. В 1924 г. Р. Лафоллет получил 17 % голосов под эгидой прогрессивной партии, но на выборах 1928 г. уже не появился. Такая тенденция прослеживается на протяжении всех выборов XX в. Примечательно, что в отличие от «крупных» второстепенных партий, относительно небольшие «третьи партии», как, к примеру, либертарианская, социалистическая рабочая партия, партия «зеленых», зачастую привлекают небольшое количество голосов, но продолжают существовать в течение многих десятилетий.
Появление «третьих» партий основано в первую очередь на неспособности двух основных партий обозначить главную политическую или социальную проблему. Возникновение и успех «третьих» партий служит неким сигналом для основных партий о том, что существует большое количество недовольных их политикой избирателей. И чем большее количество голосов получают «третьи» партии, тем больше стимул у одной или двух ведущих партий в ответ попытаться привлечь или переманить сторонников партий «третьей силы». Обычно после яркого выступления второстепенной партии по крайней мере одна из двух основных партий принимает решение о смене своей позиции, принимая ее идеи или всю программу. Как следствие, на следующих выборах электорат «третьей» партии посчитает системообразующую партию уже наиболее соответствующей его требованиям [2 ].
Многие исследователи данной проблематики отмечают прямую зависимость
между появлением успешной «третьей» партии и перестройкой системообразующих партий.
Отметим существующие на сегодняшний день партии. Демократическая партия считается одной из двух главных политических партий США и одной из старейших в мире. Со времён правления В. Вильсона эта партия в порядке преемственности позиционирует себя более либеральной, чем республиканская партия, как в экономических, так и социальных вопросах. Место демократов в левом центре закрепил Ф. Д. Рузвельт, принципы которого и сегодня оказывают большое влияние на американский либерализм. Позже именно президент от демократов Л. Б. Джонсон выступил с предложением о создании «Великого общества», в котором не будет бедности. Для реализации своей идеи он добился учреждения государственной медицинской страховки (Medicare), образования «учительского корпуса», внедрения программы жилищных субсидий для нуждающихся семей. Кроме того, Л. Б. Джонсон запустил программу «образцовых городов» и строительства усовершенствованных автомагистралей, добился принятия новых мер по защите окружающей среды, повысил выплаты по социальному страхованию, улучшил положение дел в области врачебной и профессиональной реабилитации [12].
В первой половине XX в. демократы, выступая за расовое деление, заручились поддержкой белого населения Южных штатов. Но во второй половине 1940-х гг. Г. Трумэн дал начало политике десегрегации на Юге, что привело к созданию движения «Диксикраты». В 1960-х гг. Л. Джонсон стал последователем этой политики. В 1964 г. принят «Акт о гражданских правах», который поставил расовую сегрегацию вне закона. В то же время республиканцы (во главе с Б. Голдуотером, Р. Рейганом, Р. Никсоном) приступили к проведению «новой южной стратегии». Данные события привели к образованию движения «демократов голубого пса». Это были демократы (голосующие как республиканцы), которые со временем стали от-
даляться от партии в сторону более консервативной республиканской партии [10]. Согласно бюллетеню Ballot Access News, который, в частности, составляет статистику по регистрации электората, на февраль 2016 г. демократы продолжали оставаться самой крупной политической партией США — 41,34 млн зарегистрированных сторонников, т. е. 40,6 % от числа всех зарегистрированных избирателей [19].
Результаты исследования. Телевидение подрывает функции политической партии, вводя общественное мнение внутрь политической «кухни» и делая упор на личности, а не на интересы. Можно предположить, что интернет подрывает приверженность к нации, заменяя патриотизм глобализмом и расслоением на группы по интересам. Анализ прессы характеризует динамические изменения, которые в целом отражают тенденции развития и являются политическими.
Понятие «политический процесс» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком понимании политический процесс характеризуется как постепенное преобразование состояний и стадий изменений политической системы. Политический процесс объясняет эволюцию политической системы. В узком смысле политический процесс определяется как комплекс микропроцессов политической системы, другими словами, деятельность людей в различных группах по поводу борьбы за власть с целью применения её как в личных, так и в групповых интересах. Оценка политического процесса в узком и широком понимании находится в рамках полипарадигмального анализа. Полипара-дигмальная концепция дает возможность оценить процесс как в ракурсе институа-лизма, так и с позиции процессного подхода, автором которого в управлении является А. Файоль.
Политический процесс охватывает вертикальный и горизонтальный срезы политических отношений в обществе, является непрерывным и сложным, проходит в разных направлениях. Его темпы зависят от умения субъектов политической деятель-
ности использовать политическое время. На политический процесс влияют информационные ресурсы и система защищенного электронного документооборота [6]. Следовательно, политический процесс — это технология осуществления власти субъектом политики.
Так, субъект власти может вмешиваться в протекание политического процесса. На зрелые тенденции субъект власти может влиять на разных этапах их движения. Отдельные тенденции могут быть неуправляемыми, тогда влияние субъекта власти будет безрезультатным. Субъекту власти следует четко уяснить характер, содержание, силу, продолжительность политического процесса, удельный вес всех субъективных и объективных факторов. Политический процесс имеет и страноведческие особенности. Как отмечает А. Р. Бейдина, США можно охарактеризовать как страну со стабильно развивающимся социально-политическим процессом, неотъемлемой частью которого является двухпартийная система [1].
Политический процесс имеет различные стадии, которые сменяют друг друга и отличаются по времени. Сумма стадий составляет структуру политического процесса. Все эти стадии составляют целостный политический процесс. Каждая стадия имеет свои особенности. Каждый из периодов может занимать определенные временные рамки. Скорость стадий протекания политического процесса может быть разной. Нужны длительные усилия политических сил, чтобы не потерять достигнутого. Потерянный результат трудно воспроизвести, поскольку население перестает верить в возможности успеха.
Политические процессы в обществе происходят, как правило, постепенно, медленно, но политические силы и отдельные политические деятели иногда стремятся ускорить их. Такое ускорение есть не что иное, как попытка вырвать политику, политическую систему из системы «общество» и заставить ее работать по несвойственным ей законам. Это приводит к отрыву от реальности, а он, в свою очередь, к субъективизму, волюнтаризму, в конечном итоге — к
политическому краху [10]. Здесь мы выходим на количественные параметры политики, т.е. на политические изменения.
Политическое изменение можно представить как появление новых характерных черт (новой характерной черты) в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, политиче-
о о о о тч
ской системой и внешней средой. Говоря о политическом изменении, мы подразумеваем, что эти перемены происходят в рамках одной и той же политической системы с одними и теми же качественными характеристиками. В ходе него происходит воспроизводство политической системы в целом и его отдельных частей. Однако это воспроизводство не является полным, новое состояние политической системы и его составляющих отличается от предыдущего. Появляющиеся новые характерные черты в способе и характере взаимодействия можно рассматривать в основном как количественные изменения. Масштабом политических изменений является масштаб повседневной жизни и истории.
Политические изменения — это нарастание нового в структурных и функциональных особенностях политических явлений, что обеспечивает как самовоспроизводство, так и обновления общественно-политического процесса.
Понятие «политические изменения» не означает отрицание абсолютно всего, что было приобретено на предыдущем этапе развития политической жизни, политической системы, и признание новых элементов и связей, которые не существовали ранее. Наоборот, политические изменения включают воспроизведение с максимальным осознанием всего основательного, корневого, глубинного. Они предусматривают также создание по-новому нетрадиционных сторон или свойств жизнедеятельности политических систем и их структур.
Следовательно, понятия «политический процесс» и «политические изменения» связаны между собой. Процесс и изменения в своей взаимозависимости обеспечивают политическое развитие. Политический процесс олицетворяет непрерывность
развития, а политические изменения — его дискретность.
Существует несколько подходов к политическим изменениям. Так, А. А. Дегтярев считает, что «политические изменения — это трансформация структур, процессов или целей, затрагивающая распределение или отправление властных полномочий по управлению данным обществом. Политические изменения могут происходить либо с приспособлением системы к новым требованиям и к меняющейся окружающей обстановке, либо же в силу того, что одну систему — неспособную сохранить себя — заменяет другая. В рамках данного общества политическое изменение, оказывающее широкое и устойчивое воздействие на общество, можно назвать революцией» [5]. Другой подход связан с типологизацией политических изменений, пролегает по линии «внутрисистемных» или «транзитных» преобразований. Данный подход раскрывает иную сторону политических перемен, а именно: отношение к системе институтов и базовых норм, образующей своего рода «каркас» любого государства [8].
К примеру, во многих развивающихся странах правительства неустойчивы, так как им не хватает умения и ресурсов для того, чтобы удовлетворять запросы, связанные с революцией растущих ожиданий. Стабильность той или иной политической системы на протяжении какого-либо периода говорит не об отсутствии изменений, а о наличии системной способности к ненасильственным изменениям в целях и в руководстве. Во всяком обществе удовлетворенные группы предпочитают ненасильственные изменения, недовольные же более склонны допускать насильственные методы. Стабильность как на национальном, так и на международном уровнях требует подкрепления норм, предписывающих ненасилие, эффективными механизмами для осуществления мирных изменений.
Под воздействием качественных изменений в социальной среде политическая система постоянно находится в движении и развитии. Фактически не существует двух идентичных друг другу состояний одной и
той же политической системы. Следовательно, политические изменения представляют собой трансформации институциональных структур, процессов и целей, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий по управлению развивающимся обществом.
Сознательные, системные изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, но воспроизводящие прежнюю политическую систему, можно определить как реформу. Реформы приводят к изменению состояния общественных и политических отношений в рамках сложившейся политической системы. Поэтому важнейшей характеристикой политического процесса является способ или режим осуществления политической власти (воспроизводства политической системы). Реформа политических отношений, изменяющая конституционно-правовые методы и способы осуществления политической власти в рамках одной политической системы, создает определенный политический режим. Следовательно, понятие «политический режим» характеризует политический процесс с точки зрения функционирования и самовоспроизводства определенной политической системы данного общества [3].
Второй способ политических изменений — это развитие. Он характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Например, в масштабе социума развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населе ния. Такой характер политических изменений содействует повышению соответствия политической системы изменениям в других сферах общественной жизни, совершенствованию ее способностей к применению гибких стратегий и технологий властвования с учетом усложнения интересов различных социальных групп и граждан.
И, наконец, третья разновидность изменений — это упадок, характеризующий такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу эволюции политического явления [5].
В современной политологии проблематика политических изменений активно стала разрабатываться с 50-60-х гг. XX в. под влиянием процессов деколонизации и образования независимых государств «третьего мира». Понимая под политическими изменениями трансформацию политических институтов, выделим следующие уровни политических изменений: идеи, интересы, статусы, динамическое развитие различных стран. Политические изменения классифицируются по различным основаниям, из которых можно выбрать четыре наиболее распространенных варианта: во-первых, деление изменений в политической динамике на намеренные и спонтанные, эволюционные и катастрофные, революционные и реформационные; во-вторых, устойчивые и неустойчивые, например, внутрисистемные, репродуктивные и транзитные, переходные; в-третьих, прогрессивные и регрессивные, ведущие в конечном счете к социальной деградации или экономической стагнации; в-четвертых, институциональные и событийные.
Политические изменения имеют как положительные характеристики, так и негативные оценки (регресс). Социально-политические изменения представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных и политических систем. Под социально-политическими изменениями в политологии понимают преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества и государства, образцах мышления, культуре, социальном и политическом поведении. Факторами, причиной социально-политических изменений выступают многообразные обстоятельства, такие как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, международные отношения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных услови-
ях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).
Движущими силами социально-политических изменений могут выступать преобразования как в экономической, так и в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия. Социологи и политологи подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов, подчеркивая, что общество может изменяться самым неожиданным образом. И происходит это в случае, когда прежние механизмы уже не позволяют социальной системе восстановить равновесие, а инновационная активность масс не укладывается в рамки институциональных ограничений, и тогда общество оказывается перед выбором дальнейшего варианта своего развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состоянием общества, называется социальной бифуркацией, означающей непредсказуемость общественного развития. Особую группу изменений мы наблюдаем в политической области:
— изменение роли учреждения, например, Государственной думы и Правительства РФ;
— формирование многопартийности и устранение от руководства страной единственной партии;
— официальное признание конституцией идеологического плюрализма.
К социально-культурным изменениям также относятся культурные изменения в области:
— материальных и нематериальных ценностей (идеи, верования, навыки, интеллектуальное производство);
— социальных норм — политических и правовых (возрождение древних традиций, обычаев, принятие нового законодательства);
— коммуникаций (создание новых терминов, словосочетаний и т. п.).
Изменения в обществе анализировал Р. Даль, который, ссылаясь на Д. Истона, характеризовал изменения как сложный
комплекс процессов по расширению пространства [4].
Новая измененная политическая система в состоянии функционирования вытесняет традиционное. Наряду с этим происходит создание нового на более высоком уровне. Меняется режим политического процесса. Такие изменения требуют нового содержания и форм политической упорядоченности национальной политической системы и мирового политического порядка [7]. Таким образом, политические изменения — это изменения во властной регуляции общества, трансформация политических институтов, связанная с социальными характеристиками. Данный подход оправдывает концепт «социально-политические изменения». Поскольку политическая система находится в динамике, то политические изменения, связанные с процессом, происходящим в обществе, основаны на социальных параметрах. Социально-политические характеристики предполагают также политическое развитие.
Политическое развитие — это переход из одного политического состояния в другое, качественно более совершенное, от простого к более сложному на основе роста и изменения политической культуры, овладение совершенными формами политической деятельности.
В политологии существуют следующие оценки термина «политическое развитие». Это понятие введено в научный оборот во второй половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения. Политическое развитие отличается от экономического, социального и других общественных процессов рядом параметров. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического развития, при наличии общих критериев, не может быть единообразным в различных общественно-политических системах.
Политическое развитие — это возрастание способности системы постоянно и эф-
фективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением. Политическое и социальное развитие взаимосвязаны. Политика как особая сфера взаимодействий и отношений складывается только в обществе. Общество и политика неразделимы, их становление и развитие — тесно взаимосвязанный процесс. Кризис политической власти ведет к значительным потрясениям в обществе и даже может спровоцировать его распад. И, напротив, изменения в обществе с неизбежностью отражаются и на способах осуществления политической власти, и на формах борьбы за обладание ею. Другими словами, политическое развитие является качественным изменением. Масштаб политического развития — масштаб эволюции.
Итак, политическое развитие осуществляется в двух взаимосвязанных, но разных планах — процесса и изменений. Постепенностью их преобразований на основе продвижения вперед является эволюция политического развития.
Согласно концепции Л. Пая, существует три критерия политического развития
[7]:
1) структурная дифференциация. Отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на возникновение новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы;
2) возрастание способности системы к инновациям, мобилизации и выживанию — повышение адаптационных возможностей системы, ее жизнеспособности. Для этого политическая система должна быть способна направлять материальные и человеческие ресурсы для выполнения общезначимых целей;
3) тенденция к равноправию. Проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на
участие народа в политической деятельности, предоставлении всем гражданам доступа к власти.
Выводы. 1. Что касается отличия политического изменения и политического развития, то определить разницу достаточно сложно. Сложность заключается не только в том, что исследователям, живущим в повседневности, трудно оценить изменения в более крупных масштабах, но и в расплывчатости границы между этими масштабами, а также в том, что все эволюционные процессы происходят в результате накопления повседневных и исторических перемен. Политическое развитие непосредственно недоступно простому наблюдателю, поскольку на практике оно проявляется и реализуется в политических изменениях.
2. Тем не менее проиллюстрируем отличия политического изменения от политического развития. Например, смену монарха на троне в результате смерти предыдущего можно рассматривать как политическое изменение. Оно привнесло в политический процесс новые качества в способе и харак-
Список литературы_
тере взаимодействия между политическими субъектами и, возможно, между системой и средой, но не принесло с собой качественных изменений самой политической системы и ее составляющих.
3. Термином «политическое развитие» целесообразно обозначать неоднонаправленное развитие. Политическое развитие — процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов. Тем более у политического развития нет единого заданного алгоритма.
4. К политическому развитию не применимы понятия типа «тупиковая ветвь развития». Кроме того, политическое развитие осуществляется не линейно. Исследователи отмечают циклический, волнообразный, дискретный характер политического развития.
5. Политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами и факторами влияния.
1. Бейдина А. Р. Особенности социально-политического процесса в США / / Наука Красноярья. 2017. Т. 6, № 2. С. 45-61.
2. Борисюк В. И. Избирательный процесс в США как политический институт: проблемы и характер эволюции в конце XX в. // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. C. 187-205.
3. Брег А. В., Зеленко Б. И. Иванов В. Д. Михайленко О. М. Политические изменения и преобразования в социальной сфере современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. naukarus.com/politicheskie-izmeneniya-i-preobrazovaniya-v-sotsialnoy-sfere-sovremennoy-rossii-kruglyy-stol (дата обращения: 20.12.2017).
4. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство / / Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль XX в. М.: Мысль, 1997.
5. Дегтярев А. А. Основы политической теории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Degt/_14. php ( дата обращения: 12.12.2017).
6. Кухарский А. Н. Информационная безопасность в аспекте защищенного электронного документооборота в информационных системах муниципальных образований / / Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 7. С. 86-90.
7. Мелешкина Е. Ю. Политические изменения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126563 (дата обращения: 04.12.2017).
8. Мельвиль А. Ю. Политические изменения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. intuit.ru/studies/courses/3463/705/lecture/29336?-page=3 (дата обращения: 16.11.2017).
9. Мерриам Ч. Новые аспекты политики / / Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль XX в. М.: Мысль, 1997.
10. Политический процесс и модернизация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. zavtrasessiya. com /index.pl ?act=PRODUCT&id= 1100 (дата обращения : 16.12.2017).
11. Политический процесс: сущность и содержание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.psyera.ru-/politicheskiy—process—ponyatie-sushchnost—i—soderzhanie_8232.htm (дата обращения: 15.12.2017).
12. Рассел Д. Демократическая партия США. М., 2012. 92 с.
13. Социально-политические процессы в современной России: особенности, тенденции, перспективы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19274 (дата обращения 11.12.2017).
14. Belloc H., Chesterton C., Poul R. The party system. Ihs Press, 2008. 160 p.
15. Easton D. The political system. An inquiry into the state of political science. New York: Knopf, 1953.
16. Hofstadter R. The age of reform. Vintage, 1960. 352 p.
17. Matuz R., Harris B., Craughwell T. J. Residents fact book revised and updated! The Achievements, Campaigns, Events, Triumphs, and Legacies of Every President from George Washington to the Current One. Black Dog and Leventhal, 2017. 832 p.
18. Ware A. J. Political parties and party systems. Oxford: Oxford University Press, 1995. 456 p.
19. Winger R. Ballot access news [Электронный ресурс] / / Ballot Access News. 2016. 30 июля. Режим доступа: http://www.ballot-access.org/2016/07/30/july-2016-ballot-access-news-print-edition (дата обращения: 25.11.2017).
References_
1. Beydina A.R. Nauka Krasnoyarya (Science of Krasnoyarsk), 2017, vol. 6, no. 2, pp. 45—61.
2. Borisyuk V. I. Politicheskie instituty na rubezhe tysyacheletiy (Political institutions at the turn of the millennium). Dubna, 2001. P. 187-205.
3. Breg A.V., Zelenko B. I., Ivanov V.D. Mikhaylenko O. M. Politicheskie izmeneniya i preobrazovaniya v sotsialnoy sfere sovremennoy Rossii (Political changes and transformations in the social sphere of modern Russia). Available at: http://www.naukarus.com/politicheskie-izmeneniya-i-preobrazovaniya-v-sotsialnoy-sfere-sovremennoy-rossii-kruglyy-stol (Date of access: 12.20.2017).
4. Dal R. Antologiya mirovoy politicheskoy mysli: v 5 t. T. 2. Zarubezhnaya politicheskaya mysl XX v. (Anthology of world political thought: in 5 vol. Vol. 2. Foreign political thought of the XX century). Moscow: Mysl, 1997.
5. Degtyarev A. A. Osnovy politicheskoy teorii (Fundamentals of Political Theory) Available at: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Degt/_14.php (Date of access: 12.12.2017).
6. Kukharsky A. N. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta. (Transbaikal State University Journal), 2017, vol. 23, no. 7, pp. 86-90.
7. Meleshkina E.Yu. Politicheskie izmeneniya (Political changes). Available at: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0126563 (Date of access: 04.12.2017).
8. Melville A.Yu. Politicheskie izmeneniya (Political changes). Available at: http://www.intuit.ru/studies/ courses/3463/705/lecture/29336?-page=3 (Date of access: 16.11.2017).
9. Merriam C. Antologiya mirovoy politicheskoy mysli: v 5 t. T. 2. Zarubezhnaya politicheskaya mysl' XX v. (Anthology of world political thought: in 5 volumes. Vol. 2. Foreign political thought of XX century). Moscow: Mysl, 1997.
10. Politicheskiy protsess i modernizatsiya (Political process and modernization). Available at: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=1100 (Date of access: 16.12.2017).
11. Politicheskiy protsess: sushchnost i soderzhanie (The political process: the essence and content). Available at: http: //www.psyera.ru-/politicheskiy-process-ponyatie-sushchnost-i-soderzhanie_8232.htm (Date of access: 15.12.2017).
12. Russell D. Demokraticheskaya partiya SShA (Democratic Party of the United States). Moscow, 2012. 92 pp.
13. Sotsialno-politicheskie protsessy v sovremennoy Rossii: osobennosti, tendentsii, perspektivy (Sociopolitical processes in modern Russia: features, trends, prospects). Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=19274 (Date of access: 11.12.2017).
14. Belloc H., Chesterton C., Poul R. The party system [The party system]. Ihs Press, 2008. 160 p.
15. Easton D. The political system. An inquiry into the state of political science [The political system. An inquiry into the state of political science]. New York: Knopf, 1953.
16. Hofstadter R. The age of reform [The age of reform]. Vintage, 1960. 352 p.
17. Matuz R., Harris B., Craughwell T. J. Residents fact book revised and updated! The Achievements, Campaigns, Events, Triumphs, and Legacies of Every President from George Washington to the Current One [Residents fact book revised and updated! The Achievements, Campaigns, Events, Triumphs, and Legacies of Every President from George Washington to the Current One]. Black Dog and Leventhal, 2017. 832 p.
18. Ware A. J. Political parties and party systems [Political parties and party systems]. Oxford: Oxford University Press, 1995. 456 p.
19. Winger R. Ballot Access News [Ballot Access News]. 2016. 30 July. Available at: http://www.ballot-access.org/2016/07/30/july-2016-ballot-access-news-print-edition (Date of access: 25.11.2017).
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой государственного, муниципального права и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: региональная политика beydina@inbox.ru
Попов Юрий Аркадьевич, аспирант, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных
интересов: региональная политика
pya85@mail.ru
Briefly about the authors_
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of State, Municipal Law and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy
Yuriy Popov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy
Образец цитирования
Бейдина Т. Е., Попов Ю. А. Дефиниции «политический процесс», «политические изменения», «политическое развитие» в научном дискурсе // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 3. С. 39—49. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-39-49.
Beydina T., Popov Y. Definitions "political process", "political changes", "political development' in the scientific discourse // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 3, pp. 39—49. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-3-39-49.
Статья поступила в редакцию: 06.03.2018 г. Статья принята к публикации: 28.03.2018 г.