УДК 11.25.40
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-5-74-80
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ КНР CHARACTER OF SOCIOPOLITICAL CHANGES IN CHINA
Л. P. Бейдина, Забайкальский государственный университет, г. Чита alyonapersh@gmail. com
A. Beydina, Transbaikal State University, Chita
Выявлено, что стремительное вхождение Китая в группу влиятельнейших игроков мировой политической арены выюышает пристальное и заинтересованное внимание государственный и политических деятелей, ученых и широкой общественности. Резко возросшее количество публикаций (как в СМИ, так и в научной литературе) дает все основания считать, что на протяжении последних лет политическое и экономическое развитие Китая стало одной из самых обсуждаемых тем и в прессе, и в международных политических и научныгх кругах.
Отмечено, что Восточная Азия превратилась в ядро роста в мировой экономике и политике, которое представлено в лице Китая. На сегодняшний день в экономике КНР поддерживается продолжительное и быстрое развитие, а в социальной сфере сохраняется устойчивость. Вместе с тем перед Китаем стоят серьезные вызовы в социально-политическом развитии общества, которые имеют потенциал массового общественного недовольства, способного нарушить внутриполитическую стабильность страны.
Укрепление экономических позиций Китаем способствовало политическим изменениям в КНР. Укрепились и социальные позиции Китая. Проблемы социальной дифференциации, коррупции, превышения полномочий и нарушение прав человека со стороны исполнительных органов и силовыгх структур, проблемы в области здравоохранения и образования, а также межэтнические и межконфессиональные противоречия зачастую выливаются в проявления протеста в виде массовых беспорядков и столкновения с полицией.
Сделаны выводы по изменениям во внутренней и внешней политике и экономике Китая за прошедшие годы начала XXI в.
Ключевые слова: социально-политические изменения; КНР; внутренняя и внешняя политика; политическая арена; Восточная Азия; социально-политическая ситуация; американское влияние; китайская политология; «гармоничный мир»; мировая политика
Rapid occurrence of China in a group of the most powerful players on political arena attracts attentions from the side of the governmental and political figures as well as scientists and general public. A rapidly growing number of publications (in mass media as well as in academic journals) allows us to make a suggestion that during the last several years political and economic development of China has become one of the most debated issue in press, political circles, and academia.
Eastern Asia has become the center of the world economic and political growth, which is represented by China. Nowadays Chinese economy develops fast while there is sustainability in the social field. However, along with that, mass public discontent occurs because of sociopolitical development of the society, which contributes to domestic destabilization of the country.
Through strengthening its economic positions, China goes through political changes. Social positions of the country also became stronger. Such problems as social differentiation, corruption, abuse of authority and violation of human rights by executive office and law enforcement structures, healthcare and education problems as well as inter-ethnic and inter-confessional disagreements are most often lead to such results as mass riots and clashes with police.
© Т. E. Бейдина, 2017 74
Sociopolitical situation in China is stable; there are no serious reasons to believe that in short-term or long-term perspective any serious changes would appear on the country-scale. It can be said with confidence that people support Chinese Communist party's general political course.
At present Chinese government conducts purposeful modernization of its sociopolitical strategy, which aims at the restoration of social balance in each sphere where it has been ruined over the years of intensive economic reforms. The bottom line of the new strategy is to switch from the exceptional economic development to coordinated development of rural and urban regions, general economic development of the country and income increase in all segments of population, economic and employment growth.
In general, we can make a conclusion about the changes in domestic and foreign policy as well as in economy of China for the past 15 years
Key words: sociopolitical changes; China, foreign policy; domestic policy; political arena; East Asia; sociopolitical situation; American influence; Chinese political science; «harmonious peace»; global politics
Введение. Современное мировое развитие зависит от процессов, происходящих в развивающихся странах. Восточная Азия превратилась в ядро экономического и политического роста, которое представлено в лице Китая. Китай является одной из крупнейших держав мира, на территории которой проживает более 21 % мирового населения. КНР занимает одну из лидирующих позиций в мировой торговле. По производству угля и текстиля Китай также одерживает лидерство. По абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение.
Целью работы является рассмотрение основных черт китайской экономической и социальной модели, а также выявление специфики политических изменений в КНР.
Методология и методика исследования. Специалисты едины во мнении, что «китайскую модель экономики нельзя назвать чисто рыночной системой. Китайской экономической модели присущи социалистические принципы и фрагменты капитализма, важную роль имеет государственное вмешательство в экономику» [4]. Экономические изменения связаны с осуществлением теории «мирного подъема» и повышения уровня внутригосударственного развития в противовес однополярно-му влиянию США. Доминирующая роль
государства Китая способствует решению внутренних проблем: социальной напряженности, противодействию сепаратизма в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Подобная системная методология обуславливает концентрацию власти в руках КПК, которая ориентирует на изменение политических отношений, отстаивание целей КНР в идеологии, внешнеполитической стратегии и быстрому росту экономики и социальной сферы.
Результаты исследования и область их применения. Повышение доходов населения, изменения в мировосприятии и экономическом мышлении народа актуализировали проблему формирования системы социального страхования рыночного типа.
Доминирующим фактором является экономика КНР.
Около 60 % от всей экономики принадлежит государственному сектору, чьи позиции особенно сильны в металлургии, нефтепереработке и электроэнергетике.
/По о
Сейчас в государственный сектор входят 118 000 предприятий. Также в Китае развит и частный сектор. Поощрение развития разных экономических структур происходило после 1978 г., после чего произошел скачок в экономическом развитии частной формы экономики. Уже к концу XX в. зарегистрировано более 31 млн частных предприятий. Частный и индивидуальный сектор экономики стали неотъемлемой частью экономики в Китае. Необходимо отметить, что в Китае важную роль играет контрольная ветвь власти. Каждый год проводится
налоговая ревизия, которая направлена на мониторинг уровня сбора налогов и соответствия цен на товары. За год штрафы за нарушения выплаты налогов составляют около 10 млн юаней. Военнослужащим, полицейским и юридическим структурам запрещено создавать свои предприятия. В соответствии со специальной государственной программой назначаются ревизоры на крупные предприятия. Ревизорами государство назначает полицию, представителей таможни и общественной безопасности. Экономике Китая свойственна высокая открытость. Китай в большой степени интегрирован в мировую экономику, занимая 9 место как экспортер, и 11 — среди импортеров товаров.
На Китай приходится около 10 % мировых прямых иностранных инвестиций и 40 % поступает в развивающиеся страны. Создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом послужило главным толчком для иностранных инвестиций [2]. Импорт технологий оказывает огромное влияние на развитие информационного сектора Китая, биотехнологий и телекоммуникационной индустрии. Еще одной важной особенностью Китая являются свободные экономические зоны, предназначенные для изучения новых технологий. В данных СЭЗ проводится специальная политика привлечения инвестиций, ресурсов и инновационных технологий наряду с разрешенным беспошлинным ввозом сырья и чистой продукции. Более того, опыт привлечения иностранных специалистов помогает улучшать качество продукции и позволяет гражданам Китая освоить определенные навыки в работе. Во время становления экономики Китая важную поддержку оказала китайская диаспора. Стоит учитывать, что за пределами КНР проживают более 80 млн китайцев, из них в азиатских странах проживает около 52 млн человек. Укрепление экономических позиций Китаем способствовало политическим изменениям в КНР.
Государственная помощь в Китае оказывается беднякам и их семьям для обеспечения минимальных жизненных
потребностей. Точкой отсчета для ее получения является прожиточный минимум. Он устанавливается дифференцированно, по отдельным городам и корректируется во времени. Например, в Пекине в конце 90-х гг. XX в. прожиточный минимум был равен 250 юаней (1 американский доллар равен примерно 8 юаней). А это значило, что семьи, у которых среднемесячный доход на одного члена не достигал данной величины, считались бедными и могли рассчитывать на получение социальной помощи.
По оптимистическому сценарию, население Китая увеличится к 2050 г. на 32 млн человек, по неизменному — уменьшится на 122 млн, а по максимальному — на столько же увеличится. Однако демографическая нагрузка, по всем трем сценариям, будет лежать в интервале 0,74...0,77 на одного человека рабочего возраста. Различия невелики.
В более близкой перспективе повышение рождаемости может вызвать заметный рост демографической нагрузки: при неизменном сценарии она равна 0,45, при оптимистическом — 0,51, при максимальном — 0,55. Увеличится только «детская» нагрузка, но к 2050 г. влияние рождаемости на общую нагрузку практически исчезнет. Смена демографической политики, возможно, смягчит проблему старения населения, но за счет роста в ближайшие годы общей демографической нагрузки, что не способствует экономическому росту. По мнению китайских исследователей, «во многом подобная политика очень эффективна» [5]. Очевидно, что необходимы «оптимизация социального управления, поддержание стабильности и сплоченности общества» [6].
Действия новой администрации США ухудшают социально-политическую стабильность КНР. Попытка избранного Президента США Д.Трампа пересмотреть политику Вашингтона относительно принципа «единого Китая» «была прекрасной», однако изменения в дипломатическом восприятии США Тайваня могут привести к «значительным последствиям» в китайско-американских отношениях. Телефон-
ный разговор Трампа с главой Тайваня Цай Инвэнь состоялся 3 декабря 2016 г. Как уточнил позже избранный Президент США, переговоры состоялись по инициативе Инвэнь, которая позвонила ему, чтобы поздравить с победой на выборах. В свою очередь, 12 декабря 2016 г. Пекин сообщил о том, что те, кто пренебрегают принципом «одного Китая» и вредят «коренным» интересам Пекина, «поднимают булыжник только для того, чтобы уронить его себе на ногу». Такое заявление сделал министр иностранных дел КНР Ван И, который также добавил, что подобная позиция Китая касается и Цай Инвэнь, и «любого другого человека в мире или любой другой силы» [7].
В статье О. Борох и А. Ломанова «Скромное обаяние Китая» рассматриваются основные составляющие нового внешне-политического курса Китая, а также анализируются его возможные последствия для Китая и его отношений с США и Россией [1].
По мнению китайского политолога Юй Кэпина, «гармоничный мир» предполагает «создание демократичного, справедливого и равного мирового политико-экономического порядка, реализацию в мире долгосрочного и всеобщего процветания. Как и гармоничное общество, идеальный гармоничный мир также должен быть миром многообразия, демократии, справедливости, терпимости, доверия, сотрудничества, взаимопомощи, устойчивого развития». Помимо этого, идеал «гармоничного мира» предполагает установление гармонии в отношениях человека и природы, разумное освоение и использование природных ресурсов. Отметим, что китайский план мировой гармонии построен на ценностях, которые могут оказаться привлекательными для многих стран. Когда США используют «жесткую силу» для распространения своих ценностей, Китай подчеркивает идеи невмешательства в чужие дела и уважение к многообразию путей развития стран и культур» [1]. Политолог Юй Кэпин призывает «четко осознать, что в эпоху глобализации надо эффективно защищать суверенитет государства, наращивать государственную
мощь. Экономической и военной силы тут далеко не достаточно, нужны еще силы политики, культуры, морали и справедливости». Одним из источников «мягкой силы» КНР должна стать «гармоничная» дипломатия» [1]. Если в ближайшее десятилетие китайские власти смогут сократить разрыв между богатством и бедностью, остановить разрушение окружающей среды и провести хотя бы ограниченную реформу политической системы, расширив участие граждан в политике, «китайская модель» сможет найти немало сторонников.
Специфику социально-политических изменений КНР подчеркивает комплекс показателей сравнения, среди которого выделяют: ВВП, экономику, развитие сельского хозяйства, социальные параметры и вооруженные силы. Начнем сравнение с ВВП:
- КНР - 9,24 трлн долл.
- США - 16,77 трлн долл. [10].
Экономика Китайской Народной Республики - вторая (после США) экономика мира по номинальному ВВП, первая по ВВП по паритету покупательной способности (с 2014 г.). Китай в начале XXI в. является первой мировой индустриальной сверхдержавой по объёмам промышленного производства, а также космической и ядерной державой - он лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины. На территории КНР ведётся в значительных масштабах добыча нефти, газа, урана.
В Китае находится 37 % мировых запасов редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма). В результате значительных инвестиций в 80-х гг. XX в. в добычу этих ископаемых Китаю принадлежат 95 % мировой добычи. Китай располагает половиной мировых запасов валюты. За 2012 г. Китай получил 2 трлн долл. выручки, одновременно увеличились и госрасходы. К 2014 г. Китай значительно сократил скорость накапливания долларов США в своих резервах и уменьшил скорость наращивания резервов, значительно увеличив инвестиции по всему миру.
Характерная черта современной китайской экономики — зависимость от внешнего рынка. По объёму экспорта КНР занимает 1-е место в мире. Экспорт даёт 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира. Основными торговыми партнёрами Китая являются развитые капиталистические страны, прежде всего Япония, США,
западноевропейские государства, на которые приходится 55 % внешнеторгового оборота. Самой конкурентоспособной остаются одежда, обувь и игрушки, но всё активнее развивается экспорт электроники, вело-, мото- и автотехники, транспортного и строительного машиностроения. С 2004 г. Китай уверенно лидирует в мире по объёмам экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования, с 2005 г. — в целом по объёмам высокотехнологичного экспорта [3].
Также происходит старение населения. Результаты пенсионного обеспечения КНР и США представлены на рисунке.
Пенсионное обеспечение разных стран/Pension provision in different countries
Что касается вооруженных сил КНР, то Китай имеет крупнейшие в мире по численности вооружённые силы. Является ядерной и ракетной державой. Партийное руководство поддерживает баланс
между темпами экономического роста и увеличением военных расходов. В настоящее время приоритеты китайских военных постепенно перемещаются с накопления обычных вооружений на разработки в об-
ласти военно-информационных технологий. Народно-освободительная армия Китая (НОАК) насчитывает 2,5 млн человек. Официальный военный бюджет вырос в 2006 г. на 14,7 % и составил 284 млрд юаней (35,5 млрд долл.) [11]. Таковы экономические, социальные и военные показатели КНР.
Выводы. Проанализированные нами показатели диктуют необходимость политической реформы в Китае, которая предполагает борьбу с коррупцией, смещение секретаря партийной организации Чун-цина Бо Силая, расширение контактов с соседними странами, особенно в юго-Восточной Азии, мобилизацию населения под контролем КПК и диктата идеологии. Китайцы видят в себе центр, населенный ханьцами, который активно развивается благодаря стратегии гармонизации. В Китае, в государстве «Чжунхуа», действует
Список литературы_
глобализация как фактор экономического развития. Ориентировка Китая на наращивание комплексной мощи предполагает соблюдения заветов Дэн Сяопина из 24 иероглифов: «Наблюдать хладнокровно, реагировать сдержанно, стоять твердо, скрывать свои возможности и дожидаться своего часа...». Подобная латентность предполагает не только защиту экономических интересов, обеспечение внутренней социальной стабильности, но и продвижение политической активности КНР в рамках ШОС, АТЭС, АСЕАН, АРФ с активизацией отношений с Россией, Вьетнамом, Индией. Что касается американского влияния в Евразии, то «петля анаконды» американцев на данном континенте стала рваться. Китай укрепляет мощь государства, демонстрируя мирное возвышение и взаимовыгодное сотрудничество с США.
1. Борох О., Ломанов А. «Скромное обаяние Китая» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.polit.-ru/artide/2008/04/07/china/ (дата обращения: 18.02.2017).
2. Лузянин С. Г. Китай и мир: от регионального к глобальному. М., 2011. С. 76—85.
3. Островский А. В. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР): опыт сравнительного анализа экономического развития / / Россия и Китай: новый вектор развития социально-экономического сотрудничества: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2013. С. 10
4. Синь Ли. К вопросу о китайской модели. М., 2011. C. 75—87.
5. Цзо Дапэй. Ингай таолунь гэ минбай (Необходимо обсуждать так, чтобы было понятно) / / Ду шу. 2008. № 1. С. 13-14.
6. Циткилов. История социальной работы. У Шуцин. Лян чжун гайгэ, лян чжун цзего (Два типа реформ, два типа результатов) / / Цюши. 2005. № 4. С. 49.
7. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews-/58547c059a7947c313a49434 (дата обращения: 18.02.2017).
8. Всемирный банк [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.data.worldbank.org (дата обращения: 18.02.2017).
9. Изменения в демографической политике Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.voprosik.net/izmeneniya-v-demograficheskoj -politike-kitaya/ (дата обращения: 18.02.2017).
10. Census.gov. Country Rank. Countries and Areas Ranked by Population: 2016. U.S. Department of Commerce (2016). 9 мая 2013.
11. Go Army. Careers & Jobs. 21 августа 2011.
References_
1. Borokh O., Lomanov A. «Skromnoe obayanie Kitaya» [«Modest charm of China»] Available at: http:// www.polit.-en/article/2008/04/07/china/ (Date of access: 18.02.2017).
2. Luzyanin S. G. Kitay imir: otregionalnogo kglobalnomu [China and the world: from regional to global]. Moscow, 2011, pp. 76-85.
3. Ostrovsky A. Rossiya iKitay: novy vektor razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo sotrudnichestva (Russia and China: a new vector of development of social and economic cooperation): materials II International. scientific-practical. conf. Blagoveshchensk, 2013, p. 10.
4. Xin Li. K voprosu o kitayskoy modeli [To the question of the Chinese model]. Moscow, 2011, pp. 75-87.
5. Zuo Dapei. Du shu (Duh shu), 2008, no. 1, pp. 13-14.
6. Citkilov. Cjushi (Tsiushi), 2005, no. 4, p. 49.
7. Ofitsialny sayt RBK (Official site of RBC) Available at: http://www.rbc.ru/rbcfreenews-/58547c059a7947c313a49434 (Date of access: 18.02.2017).
8. Vsemirny bank (The World Bank) Available at: http://www.data.worldbank.org (Date of access: 18.02.2017).
9. Izmeneniya v demograficheskoy politike Kitaya (Changes in the demographic policy of China) Available at: http://www.voprosik.net/izmeneniya-v-demograficheskoj-politike-kitaya/ (Date of access: 18.02.2017).
10. Census.gov. (Census.gov.). Country Rank. Countries and Areas Ranked by Population: 2016. U.S. Department of Commerce. May 9, 2013.
11. Go Army. Careers & Jobs (Go Army. Careers & Jobs). August 21, 2011.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Бейдина Алена Романовна, аспирант кафедры «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, регионове-дение США, региональная политика, трансграничное сотрудничество alyonapersh@gmail.com
Alyona Beydina, postgraduate, Regional Studies of North America department, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, US regional studies, regional policy, cross-border cooperation
Образец цитирования _
Бейдина A. P. Специфика социально-политических изменений КНР // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 5. С. 74-80. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-5-74-80.
Beydina A. Character of sociopolitical changes in China// Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 5, pp. 74 -80. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-5-74-80.
Дата поступления статьи: 25.03.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.05.2017 г.