Научная статья на тему 'ДАНИИЛ ПИВОВАРОВ: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ДРУГ'

ДАНИИЛ ПИВОВАРОВ: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ДРУГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д.В. ПИВОВАРОВ / ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УРАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ФИЛОСОФСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Медведев А. В.

Автор данной статьи - сокурсник и коллега выдающегося отечественного философа Даниила Валентиновича Пивоварова. В содержании статьи синтезируются результаты историко-философского анализа творчества Д.В. Пивоварова и пятидесятилетний опыт взаимодействия автора с ним. Показаны особенности влияния философских идей Пивоварова и его личности на формирование духовного мира людей, окружавших его. Отмечается неотделимость философской биографии Пивоварова от многогранной деятельности М.Н. Руткевича, А.Ф. Еремеева и других представителей уральской философской школы. Становление философского факультета Уральского государственного университета (ныне УрФУ) непосредственно связано с работой Пивоварова как автора множества философских произведений, руководителя большой научной школы и создателя кафедры религиоведения [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Автор статьи утверждает, что своими интеллектуальными достижениями Пивоваров во многом обязан своей супруге Азе Михайловне, кандидату философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANIIL PIVOVAROV: MAN, SCIENTIST, FRIEND

The author of this article is a course mate and colleague of the distinguished Russian philosopher Daniil Valentinovich Pivovarov. This article synthesizes historical and philosophical analysis of D.V. Pivovarov’s legacy and results of fifty-years-long cooperation between the author and Daniil Pivovarov. The impact of Pivovarov’s philosophical ideas and his personality on the mental world of surrounding people is shown. Inseparability of Pivovarov’s philosophical biography from multisided activity of M.N. Rutkevich, A.F. Eremeyev and other representatives of the Ural Philosophical School is emphasized. The establishment of Philosophy Faculty at Ural State University (UrFU nowadays) is directly connected with Pivovarov’s personality as an author of plenty philosophical papers, as the head of the well-known scientific school and as the founder of Department for Religious Studies [1; 2; 3; 4; 5; 6]. The author insists that Pivovarov for all his achievements is indebted to his wife Aza Mikhailovna, Candidate of Philosophical Sciences.

Текст научной работы на тему «ДАНИИЛ ПИВОВАРОВ: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ДРУГ»

7 января 2016 года на 73-м году жизни скончался член редакционной коллегии журнала «Интеллект. Инновации. Инвестиции» Даниил Валентинович Пивоваров, ученый с мировым именем, выдающийся отечественный мыслитель и замечательный человек, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Профессор Пивоваров посвятил свою жизнь философскому постижению действительности. Его концепция «Синтетическая теория идеального» представляет собой существенный вклад в развитие философии, культурологии и других сфер социально-гуманитарного знания. Созданная им научная школа «Синтетическая парадигма в философии» объединяет десятки его последователей.

Пивоваров Д.В. 29.10.1943 - 07.01.2016

УДК 101.9

А.В. Медведев, профессор кафедры культурологии и социально-культурной деятельности, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

ДАНИИЛ ПИВОВАРОВ: ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, ДРУГ

Автор данной статьи - сокурсник и коллега выдающегося отечественного философа Даниила Валентиновича Пивоварова. В содержании статьи синтезируются результаты историко-философского анализа творчества Д.В. Пивоварова и пятидесятилетний опыт взаимодействия автора с ним. Показаны особенности влияния философских идей Пивоварова и его личности на формирование духовного мира людей, окружавших его. Отмечается неотделимость философской биографии Пивоварова от многогранной деятельности М.Н. Руткевича, А.Ф. Еремеева и других представителей уральской философской школы. Становление философского факультета Уральского государственного университета (ныне УрФУ) непосредственно связано с работой Пивоварова как автора множества философских произведений, руководителя большой научной школы и создателя кафедры религиоведения [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Автор статьи утверждает, что своими интеллектуальными достижениями Пивоваров во многом обязан своей супруге Азе Михайловне, кандидату философских наук.

Ключевые слова: Д.В. Пивоваров, философское творчество, философский факультет Уральского университета.

О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский

Были... В пространстве личного бытия каждого человека случается немало встреч с самыми разными людьми - хорошими и не очень, умными и примитивными, добрыми и злыми, близкими и далекими; встречи эти бывают длительными или короткими, наполненными серьезными разговорами или пустяш-ными о повседневной суете быта. Отношения, складывающимися с этими разными людьми, по-разному формируют сознание, характер, состояние души, лепят, как скульптор, человеческую личность. Пока живем, редко можем понять, оценить, во всем объеме уразуметь роль и значение того или иного встреченного на жизненном пути человека в своей собственной судьбе. Быть может потому, «что лицом к лицу

лица не увидать.», лишь уход того, кто долгие годы сопутствовал жизни, позволяет всем существом своим пережить и боль от его ухода и осознать благодарность судьбе за встречу с ним. Ровно полвека в моей жизни был Даниил Валентинович Пивоваров, и вот уж скоро год, как его нет.

Сентябрь 1965 года - время знакомства. Осенью 2016 года вышла из печати книга «Уральская философская школа. 50 лет - 50 имен», она о 50-летней истории философского факультета Уральского университета.

Создатель, руководитель нового философского факультета Михаил Николаевич Руткевич, вспоминая его историю, говорил: «особенно радостен был первый выпуск студентов в 1970 году». Приятно мне, одному из того первого выпуска, читать эти слова. Но среди нас, студентов первого набора, выделялся герой этих воспоминаний - Даня Пивоваров. Он был наиболее талантлив из нас и любим всеми, и сокурсниками, и нашими учителями, сре-

ди которых были известнейшие ученые разных областей науки.

Было студенчество. Мы, поступившие после службы в рядах Советской Армии, были не только, как это сейчас именуется, детьми войны, но и молодежью эпохи оттепели. Приметы эпохи очевидны. Это и уникальный феномен поэзии шестидесятников, когда одно лишь звучащее слово собирало стадионы. Это и невиданное доселе очарование струн гитар Галича, Окуджавы, Высоцкого. Новые театры, возглавляемые Ефремовым, Любимовым, Товстаноговым, кинематограф, взрастивший гений Тарковского. Это было и время всплеска интереса к наукам, до той поры гонимых по идеологическим мотивам. Наконец, как символ времени, полет Гагарина. Удивительное было время, пропитанное чувством свободы и творчества. Сама эта атмосфера, воздух, пропитанный надеждами, оптимизмом, питавший веру нашу в прекрасное будущее, воспитывали в нас ту «таинственную страсть», страсть к творчеству, о которой в последнем своем романе чудно написал В. Аксенов.

Одним из ярких проявлений общей атмосферы того времени были новые тенденции в развитии советской философии. Открытие в Свердловске третьего после МГУ и ЛГУ факультета философии - знак того времени. Аура свободы и творческого горения витала в аудиториях и коридорах университета и окутывала нас с головой. Мы все, студенты первого набора, мнили себя избранниками судьбы, но уже и тогда мы отличали Даниила, чувствуя в нем некую особость. Маленький штрих.

Программа, которая нам предлагалась, ориентировалась на подготовку широко эрудированного специалиста, а потому мы слушали весьма обширные курсы по физике, астрономии, биологии, математике помимо, естественно, блока гуманитарных и общественных наук. Большая часть студентов полагала, что на философском факультете их минует судьба грызть гранит естественных дисциплин, и они столкнулись с большими трудностями, особенно во времена сессий. Палочкой-выручалочкой был для них Даниил, который тратил время на консультации и подготовку своих собратьев. Они все до сих пор вспоминают об этой бескорыстной его помощи. Он был щедр, легко делился идеями со всеми, что позднее было характерно для него и в годы преподавания. Но не эта широта души и способность пойти на помощь всякому, кто о ней попросит, отличала Даниила с первых шагов студенческого бытия.

Научным руководителем Даниила с первого курса стал сам создатель факультета М.Н. Рутке-вич. Умный, хорошо образованный, блистательно эрудированный, несколько барственного вида, Михаил Николаевич был приверженцом официальной марксистско-ленинской философии, придерживался ортодоксальной позиции, которая, как

известно, свела философию к набору тривиальных положений наподобие таблицы умножения. Прокрустово ложе официальной философии сковывало творческую мысль студентов, которым надо было обладать своеобразной пластичностью мышления, чтобы, не вступая в открытую оппозицию, сохранить собственную индивидуальность, найти свой собственный путь. Даниил сумел это сделать. В то время, драматичное и противоречивое, надо было обладать смелостью творческого ума, чтобы не скатится в конъюнктурное болото и не потерять себя. С блеском учился, с блеском защитил диплом, уже в студенчестве заявил о себе и выступлениями на конференциях, и в статьях. Уже в студенческие годы он отличался острым умом, богатой эрудицией и удивительной работоспособностью. Он не был диссидентом, не занимался показным фрондированием, но сумел выстроить дистанцию между собою и официозом, которая позволила ему создать пространство для научного творчества, не сковывающего его самостоятельности и защищающего от ложной общественной публичности. Никогда не стремился к общественной карьере, всю энергию направлял в область науки и преподавания.

Конечно, студенческая жизнь не ограничивалась лекциями, семинарами, сессионными заботами, было и время всех забав, характерных для молодых и юных лет: от сессии до сессии живут студенты весело, а сессии всего два раза в год. Даниил был активным участников подобных посиделок, он неплохо играл на гитаре, одну из которых в тяжелые дни я продал ему. А надо отметить, что не только магнитофон был знаком молодёжи оттепельных дней, но и гитара. Много песен, и не только на русском, но и на английском, которым он владел в отличие от большинства сокурсников, весьма прилично. Развлекал нас также песнями и на китайском языке, видимо, как воспоминание о ранних детских годах, поскольку родом был из Шанхая. Наделен был тонким юмором, общение с ним было радостно и бесконфликтно.

Педагогическая деятельность. Советская образовательная система отличалась обязательным распределением, каждому выпускнику вуза было гарантированно место работы. Наиболее отличившихся студентов оставляли на выпускающей кафедре или рекомендовали в аспирантуру. Даниил, ставший Даниилом Валентиновичем, преподавателем кафедры диамата (тогда философия делилась на диамат - вопросы онтологии и гносеологии, и истмат - философский анализ общественного бытия) и уже с первых занятий завоевал признательность и любовь студентов. Элегантность и хорошее знание материала, умение пробудить интерес у студентов к материалу были тому основой.

Мы начинали свою педагогическую деятельность в Альма Матер, в УрГУ а заканчивали в УрФУ Процесс объединения вузов (УрГУ и УПИ) был непрост

и вызывал неоднозначную оценку. Наши позиции во многом совпадали, ее суть в понимании того, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Симбиоз УрГУ и УПИ, двух заметных и сделавших себе имя вузов Екатеринбурга, породил на первых порах много бестолковщины и несуразности. Даниил Валентинович принял новые правила игры и, критически воспринимая их, старался в том пространстве учебного процесса, на котором трудился, нивелировать огрехи, вызванные началом формирования новых требований. Как талантливый педагог, Даниил Валентинович немало времени отдавал не только написанию монографий, а подготовке именно учебных и методических пособий.

Была научная деятельность. Говорить о научной деятельности Даниила Валентиновича подробно и обстоятельно не время и не место. Но сказать должно о том, что его научная деятельность была направлена на решение проблем, относящихся к числу фундаментальных. Широка палитра научных интересов: идеальное и идеал, операциональный аспект знания, неравновесные системы, диалектика субъекта и объекта, иррациональное в бытии и познании, вера и знание, наука и религия, визуальное мышление в науке и изобразительном искусстве. Обосновывал необходимость разработки иррацио-логии, вычленил элементаристсткий подход, сопряженный с синергетикой, разработал синтетическую концепцию идеального, сформулировал интегральную концепцию сложнейшей проблемы взаимодействия культуры и религии, ввел понятия faith-веры и ЬеИе^веры, разработал соотношение визуального и вербально-логического мышления.

Особо хотел бы отметить деятельность Д.В. Пи-воварова в области гуманитарного знания. Он принимал активное участие в создании кафедры культурологии, одной из первых в России. Его отношение к культурологии было противоречивым; он склонялся к тому, что точнее было бы назвать эту область знания культуроведением. Мы много спорили по этому поводу, правда, никто никого так и не убедил, каждый остался при своем мнении, но не могу не сказать об оригинальной концепции Даниила Валентиновича о сущности культуры, которую он рассматривал как идеалообразующую сторону человеческой жизни, представляющую собой диалектическое единство сакрального фундамента и светской надстройки. Мне представляется концепция Даниила Валентиновича весьма оригинальной, эвристический потенциал которой еще недостаточно освоен.

Было руководство кафедрой. В 1986 году на философском факультете было принято решение о создании кафедры «Истории и теории научного атеизма». До этого существовала кафедра «Этики, эстетики и научного атеизма», которую возглавлял один из ведущих эстетиков страны А.Ф. Еремеев. Эпоха перестройки требовала новой политики

в отношении религии, требовались специалисты, свободные от догматизма официально понимаемого атеизма, поэтому создании специализированной кафедры - это и ответ на потребности времени, и выражение нового осмысления религии, ее сущности и роли. Лучшей кандидатуры, чем Даниил Валентинович, трудно было найти. Организовав кафедру, он возглавлял её до своего безвременного ухода. Последовательная смена названия кафедры свидетельствует о том новом направлении, которое ей придал руководитель: «Истории и теории научного атеизма», «Кафедра философии и истории религии», «Кафедра религиоведения». Встав во главе кафедры, Д.В. Пивоваров сумел объединить усилия разных по тематике и интересам исследователей, вдохновить их на решение общей стратегической задачи. Был создан отличный коллектив, защищались кандидатские и докторские диссертации, установлены связи с религиозными организациями, выполнялась большая работа общественного характера, создавались и публиковались работы по актуальнейшим проблемам современного религиоведения.

Родившийся в религиозной семье, в советское время был и комсомольцем и членом КПСС (тогда на философский факультет принимали только членов ВЛКСМ или КПСС, правда, бюрократическая система давала порой сбои, она невнимательно смотрела мои документы, и я был единственный, кто не состоял в этих организациях, что обнаружилось лишь на третьем курсе). Уже в постсоветское время он мог не скрывать своих религиозных чувств, принял православие, в зрелые годы венчался. Его вера и мое неверие (он называл меня не атеистом, а агностиком) не мешали уважительно относится друг к другу, хотя порой и вступали в немалого накала спор. Даниил был толерантен в лучшем смысле этого слова, хотя был страстный полемист, спорить любил и умел. Абсолютно уверенный в своей правоте, он доказывал ее неутомимо, порой яростно, и в этой страстности, бывало, не слышал аргументов оппонента, не хотел слышать, и заканчивал разгоряченный спор умиротворенным «Всякое мнение имеет право на существование». Особо эта черта проявлялась на заседаниях Ученого совета. Своим неравнодушием, желанием понять идею, защищаемую диссертантом, искренностью, с какой выступал, он вносил в обсуждение жар истинного научного диалога, не формального, пусто-схоластического разговора, который в последние годы, к сожалению, отличает многие заседания Ученых советов.

Был чудный дом, в который охотно приходили друзья, коллеги, ученики. Улыбка, радость на лице встречали всякого. Застолье, полное веселья, серьезных разговоров, шуток. Даниил был рукаст, все в доме, включая сантехнику и электричество - дело его рук. Когда он успевал читать, писать, заниматься домашними делами, мне было непонятно. Что удивляло, так то, что мне казалось, что у друга не

бывает пустого времени. Если он не за письменным столом, то что-то мастерит. Он с гордостью демонстрировал свои инструменты, которые аккуратно были расположены на стеллажах, простиравшихся от пола до потолка. Они находились в идеальном порядке. Если зуд столярно-механических дел оставлял в покое, Даниил занимался разнообразными художествами. Но самое поразительное то, что чем бы Даниил не занимался в эту минуту, ум его совершал бесконечную работу, он обдумывал проблему, которая в данное время его занимала.

Дом его был хорошо приготовлен и для веселья, и для долгих бесед, и для песен и шуток. Рабочий стол, книжные полки, обязательный ныне компьютер, неизменная гитара, плоды его художественного творчества. Народная мудрость, что талантливый человек талантлив во всем, находила в доме Даниила прекрасное подтверждение.

Вспоминая это, нельзя не сказать о Музе Даниила Валентиновича, об Азе Михайловне, которую он любовно называл Азета. Они встретились в драматический период жизни Даниила, и Азета сделала все, на что способна русская женщина для любимого. Она как добрая фея смогла создать атмосферу домашнего уюта, который позволил таланту Даниила расцвести во всей полноте. Низкий ей поклон.

Был в моей жизни человек широкой души, прекрасного таланта, благодаря которому я смог стать тем, за которого мне самому не стыдно - Даниил Валентинович Пивоваров. Могу лишь повторить: О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были.

Литература

1. Алексеев, П.В. Пивоваров, Даниил Валентинович // Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академический проект, 2002. - С. 750-751.

2. Пивоваров Даниил Валентинович // Философия. Уральский государственный университет в биографиях. Справочное издание / Под общ. ред. М.Е. Главацкого и Е.А. Памятных. - Екатеринбург: УрГУ, 1995. - С. 343-344.

3. Пивоваров Даниил Валентинович // Кто есть кто: выпускники философского факультета УрГУ Справочник (вып. 1); посвящён 30-летию философ. фак-та Уральского госуниверситета. - Екатеринбург: УрГУ, 1996. - С. 63.

4. Пивоваров Даниил Валентинович // Профессора высших учебных заведений Свердловской области. Краткий справочник. - Екатеринбург: Отдел науки и образования Правительства Свердловской обл., 1997. - С. 152.

5. Пивоваров Даниил Валентинович // Лауреаты премий Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. 1949-1999. Библиографический справочник. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - С. 80-83.

6. Пивоваров Даниил Валентинович // Уральский государственный университет в биографиях. - 2-е изд. перераб. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - С. 318-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.