Зикриллаева Н.А.,
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «КИГБ» Учебного центра при Министерстве финансов Республики Узбекистан
ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В РАМКАХ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А. ДАВЛАТ БЮДЖЕТИНИНГ ГАЗНА ИЖРОСИ ШАРОИТИДА УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ ПРЕЗИДЕНТИ САЙЛОВИНИ МОЛИЯЛАШТИРИШНИНГ НОРМАТИВ-ЦУЦУЦИЙ АСОСЛАРИНИ ЯНАДА ТАКОМИЛЛАШТИРИШ
Маколада Узбекистан Республикаси Президенти сайловига тайёргарлик куриш ва уни утказиш билан боFлик харажатларни молиялаштириш хусусиятлари куриб чикилган. Шунинг-дек, Узбекистан Республикаси Марказий сайлов комиссияси томонидан «Узбекистан Республикаси Президенти сайловига тайёргарлик куриш ва уни утказишни молиялаштириш х,амда маблаFлардан фойдаланиш тартиби т^рисида»ги Йурикномаси кабул килинган. Маколада давлат бюджетининг Fазна ижроси шароитида сайловга тайёргарлик куриш ва уни утказишни молиялаштириш билан боFлик янгиликларнинг мазмун-мох,ияти очиб берилган.
Таянч иборалар: республика бюджети маблаFлари, сайловлар, тайёргарлик куриш, молиялаштириш, Fазна ижроси, шахсий Fазна х,исобвараклари, Марказий сайлов комиссияси, округ сайлов комиссияси, сиёсий партиялар.
ЗИКРИЛЛАЕВА Н.А. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В РАМКАХ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
В статье рассматриваются особенности финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан. В частности, Центральной избирательной комиссией принята в новой редакции Инструкция о порядке финансирования и использования средств на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан. В статье раскрывается суть и содержание нововведений, связанных с финансированием подготовки и проведения выборов в условиях казначейского исполнения.
Ключевые слова: средства республиканского бюджета, финансирование подготовки и проведение выборов, казначейское исполнение, казначейские лицевые счета, Центральная избирательная комиссия, окружная избирательная комиссия, политические партии.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10
ZIKRILLAEVA N.A. FURTHER IMPROVEMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN FINANCING OF PRESIDENTIAL ELECTIONS AS PART OF THE TREASURY EXECUTION OF THE STATE BUDGET
There is discusses in the article features of the financing expenditure associated with the preparation and conduct of elections of the President of the Republic of Uzbekistan. In particular, the Central Election Commission approved the new edition of the Instruction on order to financing and the funds sources for preparation and elections of the President of the Republic of Uzbekistan to conduct on. The article reveals the essence and content of innovations related to treasury execution financing the preparation and holding of elections.
Keywords: the republic budget, financing for the preparation and conduct of elections, treasury execution, treasury personal accounts, the Central Election Commission, the district election commission, political parties.
Как известно, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан (ЦИК), приняв к сведению совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан1, определила 4 декабря 2016 года днем выборов Президента Республики Узбекистан2. С 9 сентября 2016 года объявлено начало избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан.
Следует отметить, что все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан, производятся только за счет государственных средств Республики Узбекистан. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в Президенты Республики Узбекистан за счет других средств запрещается.
В этой связи ЦИК приняла Инструкцию о порядке финансирования и использования средств на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан3 в новой редакции, в которой определен порядок формирования и использования
1 Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 сентября 2016 года №568-Ш/ПС-105-Ш.
2 В соответствии со статьями 96 и 117 Конституции Республики Узбекистан, статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», статьями 5 и 9 Закона Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».
3 Утверждена Постановлением Центральной избирательной комиссией № 733 от 15 сентября 2016 года.
средств, а также финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Республики Узбекистан.
Указанная инструкция была разработана с учетом норм Бюджетного кодекса Республики Узбекистан, а также требований, предусмотренных отдельными нормативно-правовыми актами, в частности такими как:
• Положение о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств4;
• Правила по ведению казначейских лицевых счетов в информационной системе Министерства финансов Республики Узбекистан5;
• Правила казначейского исполнения Государственного бюджета6;
4 Рег. № 2634 от 15.12.2014 г.
5 Рег. № 2772 от 30.03.2016 г.
6 Рег. № 2007 от 16.09.2009 г.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10
• Порядок предоставления гарантийных выплат, связанных с выполнением работниками государственных или общественных обязанностей, а также совершением ими действий в интересах общества1;
• Порядок исчисления среднемесячной заработной платы2;
• и другие.
В целом процесс финансирования подготовки и проведения выборов Президента представлен на схеме 1. Осуществление расходов из республиканского бюджета на централизованные расходы ЦИК, расходы окружных и участковых избирательных комиссий и политических партий на выборах Президента Республики Узбекистан.
Примечательно, что Инструкцией урегулированы отдельные процедуры финансирования выборов Президента. В частности, урегулирован порядок финансирования выборов из средств республиканского бюджета, прописаны процедуры составления, согласования и утверждения смет расходов, представлен конкретный перечень видов расходов осуществления расходов на подготовку и проведение выборов в условия казначейского исполнения, учета и отчётности, контроля целевого использования выделенных средств.
Следует отметить, что в новой редакции Инструкции предпринята попытка в полной мере прописать все процедуры, связанные с финансированием подготовки и проведения выборов в условиях казначейского исполнения.
Начиная с планирования расходов на подготовку и проведение выборов, осуществления расходов на подготовку и проведение выборов, включая открытие каз-
1 Приложение № 5 к Постановлению Кабинета Министров «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан» от 11 марта 1997 г. № 133.
2 Приложение № 6 к Постановлению Кабинета
Министров «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан» от 11 марта 1997 г. № 133.
начейских лицевых счетов, движение средств на казначейских лицевых счетах по расходам, связанным с подготовкой и проведением выборов, повторного голосования и повторных выборов, вплоть до учета, возврата неиспользованных остатков средств республиканского бюджета, приема-передачи товарно-материальных ценностей и отчетности.
Необходимо выделить, что в Инструкции предусматривается открытие казначейских лицевых счетов для ЦИК и окружных избирательных комиссий (ОИК) Министерством финансов в информационной системе Министерства финансов Республики Узбекистан, а также ведение ЦИК и ОИК бюджетного учета операций по использованию средств на подготовку и проведение выборов в программном комплексе «УзАСБО». Данные требования позволяют обеспечить целевое, своевременное и адресное финансирование всех избирательных процедур.
Отдельная глава посвящена частным пожертвованиям физических и юридических лиц - резидентов республики Узбекистан, прописаны ограничения источников привлекаемых средств в ходе выборов. При этом, указывается о недопустимости политическими партиями привлечения средств жертвователей в ходе выборов. Данные средств направляются только для подготовки и проведения выборов и на специальный счет ЦИК3. Именно ЦИК принимает решение о расходовании средств поступивших от физических и юридических лиц Республики Узбекистан.
Дополнена глава, касающаяся финансирования проведения предвыборной агитации кандидата от политической партии с
3 Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. № 414-ХП «О выборах Президента Республики Узбекистан»; Закон Республики Узбекистан от 30.04.2004 г. № 617-11 «О финансировании политических партий».
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10
Схема 1. Осуществление расходов из республиканского бюджета на централизованные расходы Центральной избирательной комиссии, расходы окружных и участковых избирательных комиссий и политических партий на выборах Президента Республики Узбекистан1
учетом внесенных изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.1
Здесь стоит отметить, что финансирование проведения предвыборной агитации кандидата от политической партии, предус-
1 Приложение № 1 к Инструкции о порядке финансирования и использования средств на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан (Постановление ЦИК 15 сентября 2016 года, № 733).
мотрено статьей 6 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан». При этом, Законом Республики Узбекистан «О финансировании политических партий» не предусматривает финансирование участия политической партии в выборах Президента Республики Узбекистан.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10
Инструкция восполняет данные пробелы в законодательстве и представляет необходимые нормы, регулирующие использование средств, выделенных на проведение предвыборной агитации кандидатом в Президенты Республики Узбекистан, осуществление процедуры закупок товаров (услуг, работ), возврата неиспользованных средств, а также обеспечение прозрачности финансирования и публикации отчетности политическими партиями.
В частности, если ранее в случае лишения статуса кандидата или добровольного снятия кандидатом своей кандидатуры, а также в случае прекращения деятельности политической партии, выдвинувшей кандидата, политическая партия возвращала использованные средства в течении 3-х дней после опубликования результатов выборов, то в новой Инструкции политическая партия должна будет непосредственно после лишения статуса кандидата или добровольного снятия кандидатом своей кандидатуры, а также в случае прекращения деятельности политической партии, выдвинувшей кандидата в течение 3-х банковских дней перечислить остатки неиспользованных средств на казначейский лицевой счет ЦИК.
Согласно статье 6 Закона Республики Узбекистан «О финансировании политических партий» предусмотрено открытие трех счетов в одном банке, т.е. основной счет для поступления средств Госбюджета, и два вторичных счета для поступлений внебюджетных средств и пенсионного учета.
В этой связи, после регистрации кандидатов от политических партий, ЦИК в течение одного банковского дня перечисляет на основные депозитные счета до востребования политических партий средства республиканского бюджета, выделенные кандидатам на проведение предвыборной агитации.
Соответственно бухгалтерией политической партии средства, выделенные кандидату на проведение предвыборной агитации будут учитываться раздельно от бухгалтерского учета об исполнении основной сметы расходов политической партии.
Финансовая отчетность политическими партиями должна быть представлена по форме № 2 Правил составления, утверждения и представления периодических финансовых отчетов организациями, финансируемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан1 в ЦИК не позднее 20 рабочих дней после опубликования итогов выборов.
После опубликования результатов выборов в течение одного месяца политическая партия должна будет опубликовать информацию об объемах и источниках финансирования предвыборной агитации своего кандидата в партийном печатном издании и на официальном веб-сайте политической партии.
Ранее таких требований к финансовой отчетности по итогам выборов не предусматривалось, однако в целях обеспечение прозрачности финансирования предусматривается обязательная публикация данной информации политическими партиями на официальном веб-сайте .
Хотелось бы отметить, важность ведения учета и хранение материальных ценностей ОИК и УИК, приобретенных ЦИК на подготовку и проведение выборов, процедуры приема-передачи товарно-материальных ценностей, остатков неиспользованных средств республиканского бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, которые также определены в Инструкции.
Учитывая, что средства выделяются из республиканского бюджета особое значение имеет осуществление контроля за це-
1 Рег. № 2270 от 27 сентября 2011 года.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2016, 10
левым использованием средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, которые закреплены в статье 178 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.
В частности, в Инструкции указывается, что Министерством финансов Республики Узбекистан в целях выявления, устранения и недопущения нарушений финансового законодательства осуществляет следующие виды контроля расходов ЦИК и ОИК на подготовку и проведение выборов:
предварительный - путем проведения обязательной регистрации казначейскими подразделениями юридических обязательств (договора и др.);
текущий - путем проведения регистрации казначейскими подразделениями финансовых обязательств (оплата платежных документов на основе счетов-фактур и др.) в ходе совершения финансовых операций;
последующий - после совершения финансовых операций Главным контрольно-ревизионным управлением и его территориальными подразделениями.
Здесь важна роль казначейских подразделений, которые своевременно и оперативно предупреждают разного рода недостатки и нарушения финансового законодательства в ходе подготовки и проведения выборов, таким образом обеспечивая исполнение бюджетной дисциплины.
По итогам выборов в порядке, установленном законодательством, Счетная палата Республики Узбекистан осуществляет контроль использования средств республиканского бюджета, выделенных на проведение выборов.
При этом, определены ответственность соответствующих должностных лиц за целевое использование средств, правильность ведения бюджетного учета и своевременное представление отчетности, а также за сохранность и целевое использование товарно-материальных ценностей, переданных на безвозмездной основе на баланс соответствующего хокимията района (города) до следующих выборов.
В заключении, необходимо отдельно подчеркнуть важность гармонизации национального законодательства и приведение к единообразию в правоприменительной практике процесса финансирования подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан, которая позволит не только обеспечить своевременное и целевое использование, но и адресность, и прозрачность выделяемых средств республиканского бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан.
Список литературы:
1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: «Узбекистан», 2014. -С. 72.
2. Бюджетный кодекс Республики Узбекистан. // Сборник законодательства Республики Узбекистан, 2013 г., № 52-1.
3. Закон Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» от 18.11.1991 г. № 414-ХП. //«Народное слово», 1991, № 227; Ведомости Верховного Совета, 1992 г., № 1 (34), «Узбекистон», 2016. -С. 72.
4. Закон Республики Узбекистан «О финансировании политических партий» от 30.04.2004 г. № 617-11. // «Народное слово», 2004, № 107 (3460); СЗ РУ, 2004, № 21 (248)
5. Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 сентября 2016 года №568-Ш/ПС-105-Ш//
6. Закон Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» от 30.04.1998 г. № 613-1. // Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 5-6 (95).
7. «Инструкция о порядке финансирования и использования средств на подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан». Постановление Центральной избирательной комиссии № 733 от 15 сентября 2016 года. // 1пНр:// elections.uz/ru/events/legal_acts/5874/
8. Положение о порядке составления, утверждения и регистрации смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций и получателей бюджетных средств. Рег. № 2634 от 15 декабря 2014 года. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2014 г., № 51 (612).
9. Правила по ведению казначейских лицевых счетов в информационной системе Министерства финансов Республики Узбекистан. Рег. № 2772 от 30.03.2016 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 13 (125).
10. Правил составления, утверждения и представления периодических финансовых отчетов организациями, финансируемыми из Государственного бюджета Республики Узбекистан. Рег. № 2270 от 27 сентября 2011 года. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2011 г., № 39 (408)
11. Правила казначейского исполнения Государственного бюджета рег. № 2007 от 16.09.2009 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2009 г., № 38 (422)
12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан»Приложение № 5 «Порядок предоставления гарантийных выплат, связанных с выполнением работниками государственных или общественных обязанностей, а также совершением ими действий в интересах общества» от 11 марта 1997 г. № 133// http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id = 517040
13. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Трудового кодекса Республики Узбекистан».Приложение № 6«Порядок исчисления среднемесячной заработной платы» от 11 марта 1997 г. № 133// http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id = 517040