Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2013. Вып. 1(10). С. 61-82
Далматинские поликонхи и средневековые ротонды Словении: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ А. А. Воронова
Один из самых характерных типов сакральной средневековой архитектуры — ротонда — проявил себя совершенно по-особому на землях Далмации и Словении. В Далмации наибольшее распространение получил поликонхальный тип, более характерный для архитектуры Константинополя и восточных провинций, а в Словении — тип чистой ротонды, более укорененный в Риме и западных провинциях. Данные сооружения сопоставляются в аспекте происхождения архитектуры этих памятников. Делается вывод о том, что различные типы ротонд (капеллы, баптистерии, костницы) имеют общие для западной и византийской стилистики истоки. Выявляются именно те генетические особенности далматинского и словенского церковного зодчества, которые сохранили традиции единой христианской культуры.
Как известно, континуитет античной средиземноморской культуры был одним из важнейших факторов и основой формирования средневековой архитектуры на восточной Адриатике. Греческая, римская, а затем и славянская колонизации этого региона вкупе с приходом христианства положили начало сложению целого комплекса синтетических элементов, составивших впоследствии основу византийской архитектуры. Однако один из ее самых характерных типов — ротонда — проявил себя совершенно по-особому на землях Далмации и Словении: в Далмации это преимущественно поликонхи, в Словении — ротонды в чистом виде. Данные сооружения интересно сопоставить в аспекте происхождения архитектуры этих памятников.
На раннем этапе формирования средневековой архитектуры на восточном побережье Адриатики первичная античная основа повсеместно была бесспорным авторитетом, и в первую очередь она проявилась в процессах адаптации античных сооружений для целей христианского культа. В сложении ротондального типа далматинских церквей (включая поликонхи) несомненную роль сыграла трансформация на рубеже VIII—IX вв. монументального мавзолея Диоклетиана (ил. 1) в кафедральный собор Св. Домния, мученика и первого епископа раннехристианской Салоны, погибшего как раз во время диоклетиановых гонений. Это центричный храм с обходной галереей, которую образуют стоящие вокруг восьмигранного объема колонны. Стены внутри расчленены чередующимися полукруглыми и прямоугольными нишами, а два яруса коринфско-композитных
Ил. 1. Сплит, Мавзолей Диоклетиана (собор Св. Домния): внешний вид;'разрез; план (по Т. Марасовичу и Е. Марасовичу)
колонн несут первоначально покрытый мозаикой купол. На рельефном фризе под куполом остались изображения императорской четы, а в центре ранее стоял порфировый саркофаг с телом Диоклетиана, замененным впоследствии мощами св. Домния1. Под мавзолеем имеется круглая крипта, в Средние века превращенная в церковь Св. Луции. Для новой христианской иерархии было важно таким образом утвердить, что Сплит является наследником салонитанской Церкви, чтобы перенести права и привилегии прежней салонитанской метрополии в новый церковный центр2. Аналогичный перенос форм произошел и в архитектуре далматинских ротонд.
Два важнейших объекта для дальнейшего формирования этого типа возникли в другом крупном раннехристианском центре на Адриатике, а именно в Задаре, конкретно в его епископальном комплексе. Первым из них, в IV—Увв., был построен баптистерий (ил. 2) с уникальной объемно-пространственной композицией, представляющей собой две поставленные одна на другую шестигранные
1В архитектуру дворца включены 11 египетских сфинксов и колонны из благородных пород камня (красного, розового и серого гранита, порфира и белого мрамора), привезенные Диоклетианом из древнеегипетских храмов после удачной кампании в Египте. Suic М. AntiCki grad па istoCnom Jadranu. Zagreb, 2003. S. 358-360.
2Dyggve E. Povijest salonitanskog kräcanstva. Split, 1996. S. 93.
Ил. 2. Епископальный комплекс в Задаре, 1¥—Увв.: план комплекса с ротондой Св. Троицы (церковью Св. Доната) (по П. Вежичу); баптистерий
призмы, повернутые друг относительно друга на 30 градусов. За счет этого поворота происходит сочленение двух основных объемов в единую архитектурную композицию: полукруглые ниши, расчленяющие посередине наружную поверхность каждой грани нижней призмы, соответствуют контрфорсам, подпирающим углы верхней призмы. Внутреннее пространство баптистерия представляет собой шестиконх, увенчанный шестигранным барабаном с пирамидальным куполом. Известны лишь два шестигранных в плане баптистерия — в Порт Байле (Франция) ок. IV-V вв. и в Дейр Сета (Сирия) V-VI вв., но они гораздо скромнее задарского баптистерия, архитектура которого вызывает ассоциации с крупными римскими резиденциальными и термальными комплексами, в частности с Минервой Медикой в Риме. Однако наиболее вероятным представляется происхождение архитектуры задарского баптистерия от погребальных римских мемо-рий, к которым восходят и раннехристианские, как, например, шестигранный мавзолей в кладбищенском комплексе Претекстат на Аппиевой дороге в Риме3 (ил. 3).
Следующей по времени возникновения далматинской ротондой стал храм Св. Доната (кон. VIII — 1-я пол. IX вв.) в составе задарского епископального комплекса, существовавшего с IV века (ил. 4). Епископ Донат считается основателем этого храма, получившего впоследствии его имя, а первоначально храм был посвящен Св. Троице4. Возможно, образцами для него послужили церкви Свв. Сергия и Вакха в Константинополе, Сан Витале в Равенне, Аахенская капелла Карла Великого и ротонда Св. Георгия в Салониках, которые епископ До-
3 VezicP. Zadar na pragu krséanstva. Zadar, 2005. S. 41-43, 152.
4 После посещения в 805 г. двора Карла Великого, в 808 г. задарский епископ Донат пребывал у императора Никифора в Константинополе, откуда принес реликвии св. Анастасии. VezicP. Sveti Donat. Rotonda Sv. TrojstvauZadru. Split, 2002. S. 22, 29-30.
Ил. 3.1 — баптистерий в Порт Баш (Франция), IV—Vвв.; 2 — шдарский баптистерий, Vв.;
3 — баптистерий в Дейр Сета (.Сирия), У—УІ вв. (по /Л Вежичу); 4 — Минерва Медика (Рим), разрез, план, IVв.; 5 — мавзолей в погребальном комплексе Претекстат на Аппиевой дороге (Рим), ГУ в. (по И Швайцеру)
Ил. 4. Ротонда Св. Троицы (церковь Св. Доната) VIII—IXвв. и баптистерий в Задаре Vв., вид с колокольни собора Св. Стошии (Анастасии)
нат мог видеть во время своих путешествий. Строительство ротонды инвестировалось, скорее всего, византийской императорской властью, особенно стремившейся укрепиться в Далмации в этот период. Новая церковь при епископской резиденции первоначально была задумана как свободно стоящая ротонда, но неизвестно, была ли она выстроена полностью в таком виде. Ротонда с подобной структурой — двойное кольцо (внешние стены и внутренние опоры); деамбулаторий между ними и трехчастный пресбитерий; расчлененность внешних стен лезенами и нишами изнутри и снаружи — характерна как для западной, так и для византийской традиций5.
Задарская ротонда с галереей и пристройками была соединена с кафедральной базиликой Св. Анастасии и с епископской резиденцией, что позволяет сделать предположение о ее функции как епископской резиденциальной капеллы6. Она следовала по своей пространственной композиции и модели византийским, а также произошедшим от них каролингским резиденциальным церквам7. Своим общим объемом преобразованная таким образом ротонда стала одной из самых больших церквей средневековой Далмации, а по высоте портала превосходила их. Это подтверждает мысль о том, что наряду с задарским баптистерием храм Св. Доната мог служить образцом для последующих далматинских ротонд8. При перестройке базилики в XII в. в зрелых романских формах все структурные элементы комплекса были сохранены и адаптированы к функциям процессио-нальной литургии, вводимой на Западе в XI—XII вв.
На основе этого центричного типа в средневековую эпоху на землях византийской Далмации возник целый ряд вариантов поликонхальных сооружений, из которых самым характерным и распространенным стал шестиконх (гексахора). Здесь известен десяток подобных объектов, сконцентрированных в основном на территории между Сплитом и Задаром. Их пространственную структуру характеризует круглое ядро, вокруг которого расположены шесть радиально поставленных апсид. Из них три восточные имеют функцию пресбитерия (как в ротонде Св. Доната), а три западные — нефа. Между пресбитерием и нефом существовала алтарная преграда, следы которой сохранились в большинстве шестиконхов. Каждая апсида перекрыта конхой, а над центральной частью возвышался барабан с куполом. Иногда с запада к ротонде был пристроен нартекс, подобно задарскому баптистерию. Внешние поверхности апсид обычно расчленялись плоскими слепыми нишами с полукруглым завершением. Исследователи
'Эта модель «двойного кольца» служила в основном для мемориальных капелл, восходящих к храму Гроба Господня в Иерусалиме (Санта Констанца в Риме IV в., Сан Стефано Ротондо в Риме Vв., Сант Анджело в Перудже VI—VII вв., храм Св. Марии в Павии VII—VIII вв.), а также для баптистериев конца раннехристианской эпохи — начала дороманской (в Ноцере VII в., на Торчелло VII в.). В дальнейшем эта архитектурная модель была воспринята и для раннероманских дворцовых капелл (церковь Св. Софии в Беневенте VIII в., храм Св. Михаила в Фульде IX в., ротонда в Трире IX в., Аахенская капелла Карла Великого VIII—IX вв.). VezicP. Sv. Donat. S. 73-77.
6 VezicP. Sv. Donat. S. 62.
7 Krauthajmer R., Curicic S. Ranohriscanska і vizantijska arhitektura. Beograd, 2008. S. 310; Vezic P. Sv. Donat. S. 81.
8 Vezic P. Sv. Donat. S. 92.
шестиконхов сходятся во мнении об их литургических функциях, предполагая мемориальные и погребальные, включая монастырские оратории и приватные капеллы. Предполагается, что все шестиконхи выполнены одной мастерской и одним поколением строителей9.
Наиболее сохранившийся памятник подобного типа находится в Сплите10, это церковь Св. Троицы на Полюде (ил. 5), имевшая две фазы строительства: первая — во 2-й пол. VIII в., вторая — в XI в. (точнее 1060—1080-е гг.). Она построена на месте античного сооружения, от которого раскопками открыта одна экседра. Внешние поверхности экседр расчленены плоскими слепыми нишами с полукруглым завершением, а внутри экседры перекрыты полукуполами. Барабан в плане имеет весьма характерную для пограничных романо-византийских областей (причем как приморских, так и внутриконтинентальных) форму, среднюю между эллипсом и прямоугольником со скругленными углами. В интерьере сохранился первоначальный карниз у основания барабана и остатки декоративных светильников в зените свода каждой апсиды11.
Остальные далматинские шестиконхи сохранились частично. В церкви Св. Марии в Трогире (ил. 6) остались стены на высоту до двух метров (западная апсида с конхой и порталом) и фрагменты алтарной преграды. Внешние стены нижнего яруса и барабана были расчленены плоскими нишами с арочным завершением. Есть сведения из источника 1370 г., что ротонда тогда имела функцию баптистерия. Найденный в притворе саркофаг может указывать на мемориальную функцию церкви12. Церковь Св. Михаила в Брнази близ Синя сохранила археологические остатки фундаментов и фрагменты алтарной преграды и транзены. Она построена в начале IX в. на месте римского шестигранного в плане сооружения и раннехристианской церкви (возможно, мемории) VI в.13 Церковь Св. Марии в Задаре (Стоморица, С. Мариа де Пустерла), датируемая между IX и XI вв., имеет остатки стен на высоту до двух метров, несколько фрагментов алтарной преграды и капителей. Храм имеет пять апсид, а вместо ше-
9 VezicP. Dalmatinskitrikonhosi11Arsadriatica. CasopisOdjelazapovijestumjetnostiSveucilista u Zadru. 1/2011. Zadar, 2011. S. 47.
10 Церковь сохранилась до купола, восстановленного в 1971 г. Marasovic J. Metodologija obrade graditeljskog naslijeda. Split, 2007. S. 22-32.
11 Датировка сделана на основе найденных декоративных каменных резных деталей с плетеным орнаментом, в том числе портала с волютами и латинской надписью «Exientibus + In-trantibus рах» («выходящим и входящим — мир»). Vezic Р. О centralnimgradevinama Zadra i Dal-macijeuranomsrednjemvijeku// Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru. Sv. 13. Zadar, 1991. S. 337-338. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 1. Rasprava. Split — Zagreb, 2008. S. 230. Idem. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. Split — Zagreb, 2011. S. 401-409.
12 Дороманская церковь была построена в 1-й четв. VIII в. как обновление разрушенной раннехристианской церкви в нескольких метрах к востоку. СIX до XI вв. обновлялась каменная резьба. В XII в. был переделан западный романский арочный портал с включением в него фрагмента алтарной преграды дороманской церкви. Церковь существовала до сер. XIX в., когда была разрушена. Ее внешний вид известен по рисунку Клериссо 1757 г. Marasovic Т. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 3. Korpus arhitekture. Srednja Dalmacija. S. 128-135.
12 Ibid. S. 74-79.
Ил. 5. Церковь Се. Троицы на Полюде, конец VIII — начало IX ее. внешний вид;разрез; план (по Е. Марасовичу)
Ил. 6. Далматинские шестиконхи 1Х—Х1вв.: 1 — церковь Св. Михаила в Брнази близ Синя; 2 — церковь в Кашиче; 3 — церковь Св. Михаила в Придраге; 4 — церковь Св. Марии в Трогире; 5 — церковь Св. Марии в Задаре (Стоморица) (по Е. Марасовичу); в нижнемряду остатки церкви Стоморици (слева) и церковь Св. Марии в Трогире (справа)
стой — прямоугольный притвор, перекрытый полуциркульным сводом. Над ним была колокольня с двумя контрфорсами с южной стороны. В отличие от других далматинских шестиконхов, стены этой церкви никак не расчленены. В северозападной апсиде найдены остатки аркосолия, в котором находился саркофаг, вытесанный из античной каннелированной полуколонны, чем подтверждается погребальный характер ротонды14.
Остатки еще двух шестиконхов сер. IX в. сохранились близ Новиграда: церковь Св. Михаила в Придраге и церковь в Кашиче. От них остались стены на высоту около 1,5 метра, фрагменты алтарной преграды (в Придраге она поли-хромная, с профилированным римским фрагментом), сосуда для св. воды, престола и светильника. Каждая из этих церквей была монастырской, с пристроенным с запада прямоугольным нартексом, возможно, с колокольней. Оба храма возникли на местах римских языческих сооружений, трансформированных в раннехристианские церкви15.
Кроме еще нескольких недостаточно изученных шестиконхов в Далмации сохранились остатки октаконхальной ротонды в Ошле близ Стона (ил. 7), однако она расположена значительно южнее других далматинских шестиконхальных сооружений. От этой церкви сохранились остатки стен на высоту до 3—4 метров, фрагменты алтарной преграды, обломки византийской амфоры, вложенной в конструкцию свода, и несколько античных фрагментов. Этот октаконх имел пристроенный позднее нартекс, аналогичный тому, что в задарском баптистерии. Но здесь он был двухъярусным (возможно, с колокольней), с лестницей и с выраженным перспективным порталом с запада. Нижний ярус притвора был
перекрыт сводами, т. е. это могла быть крипта. Возможно, верхний ярус открывался в пространство наоса, как в церкви Св. Ловре в Задаре. Ротонда датируется первыми десятилетиями X в., а ее притвор — рубежом XI и XII вв.
Как обычно, внешние стены ротонды расчленены плоскими лезенами — по четыре на каждой апсиде, а на каждом пилоне между конхами размещен выступающий прямоугольный лезен, чего мы не встречаем в других далматинских по-ликонхах. Подобно задарскому баптистерию, конхи в Ошле имеют в плане подковообразную форму. Задарский компонент, вероятно, можно объяснить раннесредневековыми связями Захумля с Хорватией и присутствием на Сплитском соборе 925 г. короля Томислава и захумского воеводы
1AMarasovic Т. Dalmatiapraeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2. Korpus arhitekture. Kvamer i Sjeverna Dalmacija. Split — Zagreb, 2009. S. 331-335.
15 Ibid. S. 229-233. 243-247.
Михаила Вишевича. В целом все далматинские поликонхи морфологически подобны задарскому баптистерию и ротонде Св. Доната. Следует подчеркнуть, что ни один из далматинских поликонхов не служил приходской церковью, но все они, вероятно, были приватными капеллами с погребальной функцией, поэтому генезис их форм следует искать в античной мемориальной архитектуре1'1.
В средневековом строительстве Словении также присутствовал этот важнейший архитектурный тип, отразивший единство истоков христианской архитектуры, но здесь это были ротонды в чистом виде. В Словении эти памятники различаются по функции: известны капеллы, баптистерии и костницы (карне-ры). На побережье сохранились два подобных сооружения, и оба они находятся в Копере. Ротонда Св. Элио (ил. 8) (позднее — Вознесения Богоматери), диаметром 9,28 м, с мощным цоколем и четырьмя плоскими наружными пилястрами, ранее датировалась VII—VIII вв., но по всем ее элементам и технике, а также аналогам в Словении, Австрии, Германии и Италии сейчас датируется XI в. Безусловно, в ее архитектуре присутствует влияние Аквилеи17. Вторая коперская ротонда, первоначальная основа которой относится к XII в., также служила баптистерием и носила посвящение Иоанну Крестителю (сейчас капелла Кар-мелской Богоматери). Памятник имеет диаметр 10,6 м; снаружи по периметру расположены 16 плоских лезенов с тройными слепыми аркадами под кровлей. Обе коперские ротонды уникальны, т. к. все остальные баптистерии в регионе имеют либо октогональные, либо квадратные планы (в Аквилее квадратный, в Градо и Порече октогон, в Любляне и Вранье квадратные или прямоугольные планы)18. Очевидно, что образцами для адриатических ротонд служили как восточные, так и западные выдающиеся памятники средиземноморского круга: церкви Свв. Сергия и Вакха в Константинополе, ротонда Св. Георгия в Салониках, Сан Витале и мавзолей Теодориха в Равенне, а также дворцовая капелла Карла Великого в Аахене.
Внутриконтинентальные районы Словении, несмотря на западную, в целом, ориентацию в развитии архитектуры, благодаря своему античному континуитету и средиземноморским связям, также испытали византийское стилистическое влияние. Развитие средневековой архитектуры на этих землях, ставших в 788 г. франкской маркой, было обусловлено, как мы упоминали, в первую очередь их удаленным от главных центров географическим положением на юго-восточном рубеже западного мира и у северо-западной границы Византии. Византийские
16 Vezic Р. Rotonda u Oslju // Zbornik Tomislava Marasovica. Split, 2002. S. 220-230.
17 Первоначально ротонда служила баптистерием с купелью для погружений, а после того как в ближайшем городке Изола в 1213 г. был построен свой баптистерий, ротонда была запущена до XVII в. Таинство Крещения совершалось на землях Аквилейского патриархата с VTII до XV века, и не только на Пасху, но круглый год, и только с погружением. Позднее стали крестить через обливание, поэтому такие отдельные баптистерии оставлялись или их функция изменялась (с востока в 1694 г. был пристроен барочный портал и выполнены другие барочные переделки). ZadnikarМ. Romanska umetnost. Tjubljana, 1970. S. 441—447.
18 Над порталом имеется надпись о том, что ротонду построил епископ Томасо Контарини в 1317 г., но возможно, она относится к ее перестройке. Семь вытянутых окон с полукруглым завершением выложены в ходе реставрации; внутри сохранены барочные переделки XVIII в. Zadnikar М. Romanska umetnost. S. 448—451.
Им. 8. 1 —'ротонда Св. Элио в Копере, XI в.; 2 — баптистерий Иоанна Крестителя в Копере, XIIв. (по М. Задникару)
влияния были опосредованными, смазанными и запаздывающими19, т. к они могли достигать этих регионов лишь посредством Адриатики, поэтому их в данном случае можно считать средиземноморскими влияниями. Преобладающие романские влияния, напротив, были направлены в Словению из глубины материка, а именно из Германии, Франции и Венгрии. В связи с этим архитектура в этом регионе носила чисто западный характер, хотя некоторые типы сооружений имели р а н н е х р и с т и а н с к и е и античные истоки — общие как для византийской, так и для романской архитектур. Это относится, например, к капелле Иоанна Крестителя в с. Сподня Мута (ил. 9). Посвящение храма говорит о возможном назначении его как баптистерия. Простейшая из всех словенских ротонд имеет конусообразную кровлю с башенкой наверху. Из жизнеописания папы Леона IX известно, что он освятил эту капеллу в 1052 г. на своем пути в Германию20.
Следующая ротонда не имеет функцию баптистерия и вообще является уникальным объектом для Словении. Капелла Св. Николая в с. Село у самой венгерской границы по преданию была построена крестоносцами-тамплиерами. Круг диаметром 6,6 м, перекрытый конусообразной кровлей с квадратной в
19FisterP. Umetnost stavbarstva па Slovenskem. Ljubljana, 1986. S. 76-77.
20ZadriikarM. Romanska umetnost. S. 448—451, 457.
Ил. 9. 1 — капелла Иоанна Крестителя в селе, Сподня Мута, XI в.;
2 — капелла Св. Николая в селе Село, в Ирекомуръе, XIII в. (по М. Задникару)
плане башенкой наверху, в плане дополняет полукруглая апсида, перекрытая полуконусом. Снаружи стены расчленены частыми лезенами с подкровельными прямоугольными «аркатурами» между ними. Внутри стены также сильно расчленены низкими плоскими полукруглыми нишами. Скорее всего, храм следует датировать сер. XIII в., до татарского нашествия 1241—1242 гг., когда в строительной деятельности Аквилейского патриархата наступает стилистический перелом, а часть его территории с этим селом отходит к Венгрии. Этот процесс характерен для всего Подунавья, где строительство было очень консервативно, особенно в тех районах, до которых докатились татарские волны и где сохранялись романские традиции с отдаленными византийскими влияниями21.
Особый вид ротонд распространился на кладбищах приходских церквей по всей Центральной Европе, в том числе Словении — костницы или карнеры (лат. сатапит, оязиагшт). Нижний этаж такой ротонды, вкопанный в землю, служил оссуарием. В верхнем этаже устраивалась капелла, традиционно посвященная Архангелу Михаилу. Алтарь размещался в полукруглой апсиде на востоке, откуда
21 Венгерские ученые датируют памятник временем после татарских нашествий — 1263 годом. 1ас1ткагМ. Яоташка ипШпов^ в. 452.
был вход в нижний уровень, а вход в капеллу — произвольной ориентации, по ступеням, в зависимости от уровня почвы. Нижний этаж был без окон, перекрытый обычно куполом, или купол подпирала одна центральная колонна. Верхний этаж освещали небольшие окошки, как правило, с южной стороны и по оси апсиды, а перекрытие по причине двускатной кровли было различным — от купола до ребристых конструкций.
Иногда карнеры совмещали функцию баптистерия (наверху) с погребальной (внизу), что, как известно, богословски подтверждается учением о Крещении как
о погребении и воскресении. Это подтверждают и настенные росписи костниц, а также эту двойную функцию отмечали и все путешественники XVII в. в своих записях. Наиболее сохранные и документированные костницы чаще встречаются в северных частях Словении (из 13 сохранились 3), на границе с Австрией, где их больше всего (из 110 сохранились 44). В Тироле круглых карнеров нет, только квадратные или прямоугольные, но круглые костницы есть в Баварии, откуда они влияли на подобные сооружения в Чехии и Моравии. В средневековой Венгрии они были в пограничных областях, которые сейчас располагаются на землях Словакии22.
Древнейшей из трех сохранившихся костниц Словении считается капелла Св. Михаила при церкви Св. Петра в с. Горени Мокроног (ил. 10). Круглая, с полукруглой апсидой, ротонда из грубого камня стоит на крутом склоне, так что ее нижний уровень с одной стороны вкопан в землю и недоступен. Верхний этаж перекрыт сферичным куполом, сложенным из концентрических кругов камней на штукатурке, опирающихся на перекрещенные ребра мощного прямоугольного сечения со скошенными краями. Центр перекрестья никак не акцентирован, а ребра свода опираются на мощные ступенчатые консоли. На южной и северной сторонах по одному небольшому окошку с полукруглым завершением. Апсида, по оси которой размещено такое же окошко, перекрыта конхой. Все эти признаки говорят о поздней романике, на переходе в готику, и позволяют датировать памятник сер. XIII в. Круглая, с полукруглой плоской апсидой, костница при церкви Св. Марии в с. Яренина впервые упоминается в 1139 г. и входит в широкий круг альпийских и австрийских романских ротонд. Она также находится на крутом склоне, так что ее нижний уровень с одной стороны вкопан в землю. Аналогичный план и размещение имеет костница при церкви Св. Мартина в с. Либеличе, построенная между 1106 и 1154 гг. Кроме того, в Словении по документам известно еще около сорока несохранившихся карнеров, в том числе костница, посвященная Архангелу Михаилу при церкви Св. Марии в с. Брасловче, впервые упомянутой в 1140 г. и имевшей «алтарную» колокольню. На месте нынешней позднеготической церкви Св. Канциа-на в с. Крань раскопан фундамент октогонального баптистерия и романского карнера с родовой гробницей знатных властителей из Брдо, которых хоронили здесь до XV в.23
Эти памятники датируются IX—XIII вв. и включаются в круг подобных сооружений широкого альпийского региона на востоке Центральной Европы
221ас1ткаг М. Шташка шлеШс^. 8. 461.
23 КМ. 8. 463. 469. 471. 473. 490.
Ил. 10. 1 — капелла Св. Михаила в селе Гарет Мокроног, XIIIв.;
2 — костница при церкви Св. Мартина в селе Либеличе, XII в. (по М Задникару)
(ил. 11), особенно Чехии, Моравии, Польши, Австрии и Венгрии. Лучше всего сохранились костницы в северных районах Словении, на границе с Австрией, где их больше всего, и Баварии, откуда они влияли на подобные сооружения в Чехии и Моравии (ил. 12). И хотя в южных землях и средиземноморских областях Словении их почти нет, это явление не говорит против их южного происхождения в Европе. Это лишь доказывает, что южные образцы погребальных ротонд сначала распространились к северу от Словении в сердце Центральной Европы, а по художественно-географическим путям и геополитическим связям позже пришли оттуда на земли Словении24 (ил. 13).
Средневековые ротонды, возводимые повсеместно на землях Византийской империи, стали одним из важнейших архитектурных типов, воплощающим общность истоков христианского зодчества. Изначально они восходили к модели храма Гроба Господня, ротонда которого была выстроена в традиции поздней античности с сильными классическими акцентами. Ее план был укоренен в традиции императорских мавзолеев, «героа», погребальных храмов, предна-
24 га4ткаг М. Яоташка шпеШов!. 8. 461.
Ил. 11. 1 — костел в Цешине (Польша), XI в., внешний вид, 'разрез, план; 2 — церковь Св. Креста в Праге (Чехия), около 1100г., разрез, план; 3 — костел Св. Прокопия в Стшельно (Польша), XII в. (по Е. Маца, С Земцову, Е. Михайловскому)
777777
Ил. 12. Карнеры в Баварии и Австрии: 1 — Тульн; 2 — Хайнбург; 3 — Хартберг;
4 — Першен (разрез и план); 5 — Родинг (разрез и план); 6 — Моосбург (по Й. Скерлу, Т. Ерундеру, Ш. Цилкенсу)
Ил. 13. Сохранившиеся словенские костницы: 1 — Реберца при Зелене Капли;
2 — Яренина (план и внешний вид); 3 — Глобасница на Корошком; 4 — Крчанъе над Гребинъем
на Корошком (по М. Задникару)
значенных для воспоминания умершего императора, восшедшего к богам, и для воздаяния ему божественных почестей. Все предшествующие здания подобного типа, как Пантеон, усвоили округлую форму с полукруглыми нишами и небесный купол. Базилика Рождества Христова в Вифлееме первоначально (333—339), до перестройки эпохи Юстиниана, включала октагональный объем над пещерой, который также восходит к большим позднеантичным императорским мавзолеям центричного плана, как мавзолей Диоклетиана в Сплите25.
В средневековую эпоху эти сооружения центричного типа (баптистерии и мемории) были предназначены для особых целей. Их архитектурный лексикон остался укорененным в классической традиции поздней античности, а стилистические концепции церковной архитектуры оказались близки языку политических и религиозных столиц Римского мира. Отличия часто были обусловлены локальными традициями строительной техники, но они не имели большого значения. В последние годы правления Константина и до кон. IV в. появляются крестообразные, круглые, овальные планы мартириумов, уже не пристроенных к базиликам, а отдельно стоящих. В комплексе императорских палат или вблизи них строились тетраконхи и октаконхи26.
Наиболее известными прототипами для архитектуры средневековых ротонд всего Средиземноморья стали в первую очередь такие выдающиеся сооружения, как «Золотой Октагон», пристроенный к императорскому дворцу на острове Оронтес в центре Антиохии (327), шестигранный зал — позднее церковь Св. Ев-фимии — в большом дворце к северу от ипподрома в Константинополе, восьмигранный Золотой дом Нерона, десятигранная Минерва Медика в Риме. Круглые или многогранные, они могли иметь ниши в толще стен, или выраженные снаружи лепесткообразными очертаниями стены, или же открывающиеся через аркады в соседние помещения. Во всех подобных купольных пространствах религиозные и секулярные функции соединялись, как в «Хризотриклиносе» и Зо-
25Krauthajmer R., Curcic'S. Ranohriscanska i vizantijska arhitektura. Beograd, 2008. S. 64.
26Ibid. S. 68-69.
лотом Триклиниуме Большого дворца в Константинополе, который, вероятно, был одновременно приемным залом и капеллой. Он известен лишь по описаниям: круглый план с восемью сводчатыми нишами (возможно, ярусными), открывающимися в соседние помещения. Центральное пространство было перекрыто куполом с шестнадцатью окнами между его ребер27.
Позади Латеранской базилики в Риме в 315 г. был возведен октагональный баптистерий, перестроенный в 432—440 гг. Его форма воспроизводила традиционный римский тип мемориальных сооружений, что было связано с символическим смыслом Таинства Крещения. В дальнейшем эта форма стала традиционной для баптистериев, что демонстрируют баптистерии в Милане (при базилике Сан Текла, 350 г.), Градо (IV—Vвв.), Равенне (Арианский баптистерий после 493 г. и баптистерий Православных ок. 400—450 гг.); ротонда Св. Георгия в Софии IVв., возможно, служила баптистерием. Множество приватных капелл преимущественно с погребальной функцией сооружалось в раннехристианскую эпоху на землях всей Империи, как, например, хорошо известные ротонды Санта Констанца (ок. 330) и Сан Стефано Ротондо (468-483) в Риме. К церкви Сан Лоренцо в Милане (до 378) примыкают три капеллы: октагональная Сант Акви-лино, шестигранная Сан Ипполито и также шестигранная Сан Систо (ок. 500).
Бывали и случаи трансформации центричных античных мартириумов в христианские церкви, о чем свидетельствует мавзолей императора Галерия (ротонда Св. Георгия) в Салониках, построенный ок. 300 г. и превращенный между 400 и 450 гг. в церковь, вероятно, дворцовую. Тогда была пристроена алтарная часть с апсидой, амбулаторий, нартекс (возможно, ярусный) с боковыми лестничными башнями; выложены купольные мозаики. Дворцовые капеллы на землях Империи (как в столицах, так и в провинции) были традиционны и позднее, что подтверждает, например, кроме упомянутых церквей Свв. Сергия и Вакха в Константинополе и Сан Витале в Равенне, и Золотая (Круглая) церковь в Преславе в Болгарии (1-я третьXв.), входившая в комплекс дворца царя Симеона (893—927) (ил. 14). Она весьма близка далматинским поликонхам по своей морфологической структуре и архитектурной композиции. Церкви предшествовал атриум с волнистыми в плане стенами и контрфорсами. Из атриума был вход в двухъярусный нартекс с галереей, предназначенной, очевидно, для властителя. Небольшая купольная ротонда расчленена восемью полукруглыми нишами таким образом, что и внешние стены также имеют волнистую поверхность с контрфорсами.
На Западе в лангобардскую эпоху сравнительно редко появляются круглые церкви: в Италии это баптистерий 1008 г. в аббатстве Сан Джованни в Виголо-Маркезе близ Помпозы и ротонда Сан Томасо в Лимине XII в. в Алмено Сан Бартоломеу, а также круглая церковь Ласомптьон-де-Нотр-Дам ок. 1150—1175 гг. в Рьо-Минервуа, во Франции28 (ил. 15).
27Krauthajmer R., Curcic S. Ranohriscanska і vizantijska arhitektura. S. 75—78.
28 Во Франции подобные сооружения повторяли формы локальных раннехристианских баптистериев V—VI вв., используя их сполии. Однако там церкви центричного плана в основном представлены тетраконхами: баптистерий в Венаске XI в. и церковь Сент-Круа XII в. в Монмажуре. См.: Romanik. Architektur, Skulptur, Malerei. Herausgegeben von Rolf Toman. Köln, 2004. S. 81. 169.
Ил. 14. Золотая (Круглая) церковь в Великом Преславе (Болгария), Xв.:
1 — продольныйразрез (по Н. Мавродинову); 2 — поперечный разрез (по П. Бербенлиеву); 3 — план (по Н. Чаневой-Дечевской); 4 — реконструкция (по Б. Игнатову)
Ил. 15. 1 — баптистерий в аббатстве Сан Джованни в Виголо-Маркезе близ Помпозы (Италия), 1008 г.; 2 — ротонда Сан Тома со в Лимине в Алмено Сан Бартоломео (Италия), XII в. (по А. Маклеану); 3 — церковь Ласомптьон-де-Нотр-Дам в Рьо-Минервуа (Франция),
около 1150—1175 гг. (по Б. и У. Лауле)
Таким образом, в Далмации наибольшее распространение получил поли-конхальный тип, более характерный для архитектуры Константинополя и восточных провинций, а в Словении — тип чистой ротонды, более укорененный в Риме и западных провинциях. Несомненно, формирование этих центричных архитектурных типов объясняется особенностями исторического развития двух частей восточно-адриатического региона — Далмации и Словении.
Важнейшим фактором культурной «пограничности» Далмации между двумя великими центрами — Римом и Константинополем — представляется ее одновременная им принадлежность: это была византийская провинция под римской церковной юрисдикцией29. С нач. IX в. византийская власть в Далмации неуклонно укрепляется: в 1-й пол. столетия была создана (или обновлена) архонтия Далмация, что вскоре привело к созданию фемы30, а с приходом к власти императора Василия I Македонянина (867—886) византийское влияние в Далмации переживает решительный подъем. ВIX—Хвв. влияние Рима и Константинополя в Далмации постоянно меняется31. Несмотря на то что в целом с XI в. начинается неуклонное ослабление византийского влияния на Адриатике, это влияние сыграло свою роль в формировании поликонхального типа в архитектуре Далмации.
Территория нынешней Словении также является чрезвычайно важным регионом для рассматриваемой архитектурной проблематики, т. к. он служит западной границей зоны, подверженной одновременно и западным, и византийским влияниям. Западное влияние в гораздо большей степени (в силу географической близости) распространялось на существовавшее с VII в. на территории современной Словении славянское государство Карантанию. К тому времени оно уже было христианизировано и в начале IX в. стало частью Восточной марки Каролингов. Здесь проходил кратчайший сухопутный путь между Востоком и Западом, «великая дорога народов», образовавшая геополитическое положение Словении на множестве перекрестков различных, в т. ч. и культурных, путей
29 Фома Сплитский приводит цитату из сочинения Исидора Севильского (ок. 560—636) «Этимологии», или «Начала», где автор называет семь греческих провинций, из которых Далмация — «первая с Запада» (prima ab Occidente). Фома Сплитский. История Архиепископов Салоны и Сплита / Вступ. ст., перевод, коммент. О. А. Акимовой. М., 1997. С. 147, прим. 1.
30 Живковип Т. 1ужни Словени под византщском влашЬу (600—1025). Београд, 2002. С. 340. Архонтия Далмация возникла в 830—841 гг., а фема Далмация — ок. 870 г. См.: Там же. С. 346-347.
31 С 875 г. хорваты с помощью византийского императора Василия I освободились от франкской зависимости, а ок. 880 г. Византия отказалась от своего суверенитета над Хорватией. Князья сохраняли отношения и с папой, и с византийскими императорами (Bacuh М. Архитектура и скулптура у Далмацщи од почетка IX до почетка XV века. Цркве. Београд, 1922. С. 88—94). В 878—879 гг. Хорватия признавала власть Византии, когда ею владел византийский ставленник Здеслав, но потом Империя снова потеряла свое влияние. Архонты, владевшие сербскими княжествами, были признаны императором. Но это не было признаком византийской мощи, а наоборот, признанием их прав. Во время гражданских войн в Хорватии 945—949 гг. далматинские города и острова вернулись под византийскую власть, а ок. 988 г. Византия снова отдала их хорватскому князю (ЖивковиЬ Т. Тужни Словени под византщском влашЬу (600-1025). С. 363, 369).
средиземноморского, альпийского и паннонского мира, что создало ее многоликий художественный образ. С 811 г. река Драва делила церковную юрисдикцию Словении между двумя важнейшими церковными центрами этой части Европы — Зальцбургом и Аквилеей. Это разделение длилось на протяжении всего Средневековья, т. к. свой церковный центр Словения получила только в XV в. с установлением люблянской епископии. Любляна возникла на месте римской колонии Эмоны (Colonia Iulia Emona), которая как в античную эпоху, так и в Средние века была тесно связана с Аквилеей. Миссионерская деятельность Зальцбурга была гораздо активнее аквилейской: с XII в. роль культурных центров здесь играли многочисленные монастыри различных монашеских орденов: цистерцианского, картезинского, бенедиктинского. Аквилейская же деятельность по распространению христианства в глубину материка с кон. IX в. была заторможена мощным венгерским нашествием. Средиземноморская культура (за немногими исключениями) оставила свои следы лишь в городах на побережье: в Коп ере (греческая Агида, римский Каприс, византийский Иустинополъ), Пиране (античный Пиранум), Триесте (античный Тергесте, ныне в Италии)32.
Таким образом, источниками архитектуры далматинских и словенских ротонд могли служить приватные капеллы при резиденциях властителей и раннехристианские мартириумы, хранившие почитаемые реликвии. Эта традиция, несомненно, связана с духом средиземноморской, южной художественной культуры, укорененной в античности. Однако в Византии такие сооружения неизвестны; к югу от Словении лишь в Далмации частично сохранилась ротонда Св. Марии в с. Мали Иж на о. Иж (ил. 16), датируемая IX—X вв. и тоже уникальная для своего региона. Вытянутый объем относится к XVII—XVIII вв., а первоначально она представляла собой тип чистой ротонды с полукруглой апсидой. Весьма невысокое качество строительной техники с применением грубой кладки из ломаного камня, а также масса конструктивных дефектов свидетельствуют о провинциальном исполнении сооружения. Однако его назначение в качестве костницы сомнительно33.
Что касается словенских костниц, то необходимо подчеркнуть, что первые исследователи карнеров не понимали их назначения: считали их языческими храмами, сооружениями ордена тамплиеров или даже синагогами. Округлая форма и погребальная функция ассоциируются с храмом Гроба Господня в Иерусалиме, идея которого была очень популярна во всем христианском мире в романскую эпоху в связи с крестовыми походами. Примером может служить храм Св. Архангела Михаила в Фульде (ил. 17) — древнейшая церковь Германии, построенная по образу храма Гроба Господня. Сначала ученые говорили о влиянии Италии на эти объекты в юго-восточных немецких землях, но потом вследствие политической ситуации возобладала северная (нордийская) теория их происхождения — от однопространственных зданий старогерманской архитектуры. Однако эта теория признана несостоятельной, т. к. северные земли
32ZadnikarМ. Romanska umetnost. S. IB, 43, 571—572.
33Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosrednjovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. 2. Korpus arhitekture. Kvamer i Sjevema Dalmacija. S. 392-394. PetricioliI. Srednjovjekovimgraditeljima u spomen. Split, 1996. S. 17-22.
Ил. 16. Ротонда Св. Марии в селе Мали Иж на острове Иж, IX-Xвв.: внешний вид, тан, разрезы (по И. Петрициолли)
А
п
О
. I
Дж Иг • шг Ш
Ил. 17. Церковь Св. Михаила в Фульде (Германия), IXв.
80
карнеров такого облика не знают. Сейчас в целом ученые сходятся во мнении о южных истоках и античной традиции центральноевропейских костниц, тем более что вообще традиция костниц имеет восточные корни, получившие, как известно, особое развитие на Афоне.
В целом, говоря о средневековой архитектуре Далмации и Словении, очевидно, что рассмотренные типы ротонд имеют происхождение от общих для западной и византийской стилистики истоков. В представленном анализе была предпринята попытка выявления именно тех генетических особенностей далматинского и словенского церковного зодчества, которые сохранили традиции единой христианской культуры.
Ключевые слова: средневековая архитектура, Западные Балканы, Далмация, Словения, ротонды, поликонхи, костницы.
Dalmatian polykonkhs and Slovenian medieval rotundas: THE PROBLEM OF ARCHITECTURAL ORIGIN A. Voronova
One of the most characteristic types of sacral medieval architecture — rotunda — manifested itself in Dalmatia and Slovenia in a very specific way. In Dalmatia spread the polykonkh type, more common for architecture of Constantinople and eastern provinces, but for Slovenia was more characteristic the type of pure rotunda, originated from Rome and western provinces. These constructions are compared in the aspect of origins of their architecture. Author concludes that different types of rotundas (chapels, baptisteries, ossuaries) originate from the source, common with western and Byzantine styles. Author also emphasizes specific genetic features of Dalmatian and Slovenian church architecture, that preserve the traditions of united Christian culture.
Keywords: medieval architecture, Western Balkans, Dalmatia, Slovenia, rotundas, polykhonhy, ossuaries.
Список литературы
1. Foma Splitskij. Istorija Arhijepiskopov Saloni i Splita (Salona and Split: the History of archbishops). Moscow, 1997.
2. Dyggve E. Povijest salonitanskog krscanstva. Split, 1996.
3. FisterP. Umetnost stavbarstva na Slovenskem. Ljubljana, 1986.
4. Krauthajmer R., Curcic S. Ranohriscanska i vizantijska arhitektura. Beograd, 2008.
5. Marasovic J. Metodologija obrade graditeljskog naslijeda. Split, 2007.
6. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosredrijovjekovno graditeljstvo u DaJmaciji. Rasprava. Split - Zagreb, 2008.
7. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosredrijovjekovno graditeljstvo u DaJmaciji. Korpus arhitekture. Kmrneri Sjeverna DaJmacija. Split — Zagreb, 2009.
8. Marasovic T. Dalmatia praeromanica. Ranosredrijovjekovno graditeljstvo u Dalmaciji. Korpus arhitekture. Sredrija Dalmacija. Split — Zagreb, 2011.
9. Petricioli I. Sredrijovjekovim graditeljima u spornen. Split, 1996.
10. Romanik. Architektur, Skulptur, Malerei. Herausgegeben von RolfToman. Köln, 2004.
11. Suic M. Antickigrad na istocnom Jadranu. Zagreb, 2003.
12. Vasich M. Arhitektura i skulptura u Dalmacii od pochetka XVveka. Crkve (Arhitecture and Sculpture in Dalmatia from the beginning ofXVcentury. The Churches). Beograd, 1922.
13. Vezic P. Zadar napragu krscanstva. Zadar, 2005.
14. Vezic P. Sveti Donat. Rotonda Sv. Trdjstva u Zadru. Split, 2002.
15. Vezic P. 2011. Ars adriatica. Casopis Odjela za povijest umjetnosti Sveucilista u Zadru, no. 1,
pp. 27-63.
16. Vezic P. 1991. Diadora. Glasilo Arheoloskoga muzeja u Zadru, no. 13, pp. 323—367.
17. Vezic P. 2002. Zbornik Tomislava Marasovica, pp. 220—230.
18. Zadnikar M. Romanska umetnost. Ljubljana, 1970.
19. Zhivkovich T. Juzhni Sloveni pod vizantijskom vlashchu (600—1025) (South Slovenia under Byzantine power). Beograd, 2002.