ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ПО ИТОГАМ 2013 г.
Развитие сектора государственных закупок ЛС по-прежнему вызывает интерес у всех участников фармацевтического рынка, а в этом году особое внимание уделялось вопросам вступления в силу нового федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». И несмотря на то, что 2013 г. был завершающим периодом проведения закупок в рамках прежнего 94-ФЗ, динамика развития сегмента существенно снизилась по сравнению с 2012 г.
Рынок тендерных закупок ЛС продолжает демонстрировать стабильный рост как по количеству торгов, так и по суммарному объему в денежном выражении. Общее количество объявленных тендеров на закупку готовых ЛС в 2013 г. увеличилось на 55% по сравнению с 2012 г. и составило 308 419. Из них 85% являются завершенными (объявлен победитель), 9% аукционов не состоялось, а у 6% тор-
гов результаты не известны по причине недоступности протокола (рис. 1). Основными причинами, по которым аукцион признается несостоявшимся, остаются отсутствие участников в торгах и отклонение всех поданных заявок. К концу года, в преддверии вступления в силу нового 44-ФЗ, существенно увеличилось количество объявленных тендеров, однако при этом наблюдалось значительное число торгов с
таблицаФ^ Объемы закупок за период 2011—2013 гг.
Год Начальная цена (млн руб.) Цена победителя (млн руб.) Экономия (млн руб.) Процент экономии
2011 186 698 168 444 18 254 10%
2012 275 580 249 701 25 879 9%
2013 282 755 254 606 28 149 10%
рисунок 1 Количество торгов за период 2011—2013 гг.
350 000 308 419
300 000 □
250 000 199 227 261 894
200 000 155 149 □ /
150 000 " П__" 173 683
100 000 50 000 132 236 21 557 1 356 20 663 4 881 29 074 17 451
0 □ □ п —— В
2011 2012 2013
| |— завершенные (объявлен победитель) | |— несостоявшиеся | |— протокол недоступен | |— общее количество
рисунок Структура распределения объемов торгов, 2011—2013 гг.
50 40 30 20 10 0
21
19 15
2011
2012
2013
| | — I квартал Ц— III квартал | | — II квартал Ц— ОТ квартал
48
45
33
26
%
22
22
18
19
12
«Курсор» — ведущая маркетинговая компания в сегменте тендерных закупок лекарственных средств, проводимых государственными и коммерческими заказчиками на территории России. На сегодняшний день пользователями базой данных «Курсор» являются более 7 800 специалистов из лидирующих фармацевтических компаний дистрибьюторов и производителей. На основе информации базы данных «Курсор» отслеживается весь цикл проведения торгов от начальной стадии (публикации извещения) до финальной — заключения государственного контракта. Удобство доступа к БД «Курсор» в онлайн-режиме позволяет пользователям работать со всей актуальной информацией и своевременно принимать бизнес-решения. А использование ретроспективных данных дает возможность анализировать и прогнозировать развитие нужного сегмента фармрынка. Команда аналитиков «Курсора» выполняет широкий спектр маркетинговых и аналитических исследований и различной степени сложности, а также предоставляет аналитические справки для министерств и ведомств в сфере здравоохранения РФ.
Дополнительная информация доступна на http://www.cursor-htd.com
некорректной информацией как в самой спецификации, так и в объявленной стартовой цене лота, что в большей степени и послужило росту числа несостоявшихся аукционов. Объем рынка государственных закупок также
164 12ИТ0°1Г31 ршшиим
параллельный взгляд на фармрынок
таблица Структура распределения торгов по видам размещения
Год Закупки 94-ФЗ Закупки ИИЗ-ФЗ Единственный поставщик
по количеству по объему по количеству по объему по количеству по объему
2011 99,66% 98,60% 0,34% 1,40%
2012 96,70% 96,92% 0,03% 0,01% 3,27% 3,07%
2013 96,75% 95,97% 0,50% 0,20% 2,75% 3,83%
таблицаТоп-10 заказчиков у единственного поставщика
Место Регион Объемы Доля в об-
в рейтинге Заказчик у единственного поставщика заказчика торгов (млн руб.) щем объеме торгов с ЕП
1 Министерство здравоохранения РФ Москва 2 693 24,85%
2 Департамент здравоохранения г. Москвы Москва 1 275 11,77%
3 ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ Республики Татарстан» Республика Татарстан 569 5,25%
4 ГАУЗ «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница» Республика Татарстан 447 4,13%
5 ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» г. Казани Республика Татарстан 245 2,26%
6 ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ Республики Татарстан» Республика Татарстан 224 2,07%
7 ГАУЗ «Камский детский медицинский центр» Республика Татарстан 177 1,63%
8 ГАУЗ Республики Татарстан «Больница скорой медицинской помощи» Республика Татарстан 161 1,49%
9 ГАУЗ «Городская больница №5» Республика Татарстан 157 1,45%
10 ГАУЗ «Детская республиканская клиническая Республика 154 1,42%
больница МЗ Республики Татарстан» Татарстан
вырос относительно 2012 г. и составил 282 755 млн руб. по объявленной цене, а по цене победителя — 254 606 млн руб. При этом экономия государственных средств остается на том же уровне, что и в предыдущие годы, — 10% (табл. 1). Однако темпы роста объема рынка заметно снизились — всего лишь 2 против 48% в 2012 г. Тем не менее следует отметить, что показатель объема торгов еще будет расти за счет опубликованных контрактов за 2013 г., размещенных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в 2014 г. и последующие годы. Что касается поквартального распределения объемов торгов, то ситуация из года в год не меняется: наименьшая доля выпадает на I квартал, и резкий рост объемов торгов наблюдается в IV квартале (114 млрд руб.) (рис. 2). Однако по сравнению с 2012 г. значительный скачок торгов в конце 2013 г. был вызван еще и ажиотажем вокруг нового 44-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 г.
рисунок Структура лота
80 70 60 50 % 40 - 28,58 71,42 33,54 66,46 42,71 57,29 | |—монолот
30 20 - | | — смешанный
10 —
0 2011 2012 2013
таблицаРаспределение торгов по количеству участников
Год Доля в торгах с 1 участником Доля в торгах с несколькими участниками
в стоимостном объеме в общем количестве завершенных торгов
в стоимостном объеме в общем количестве завершенных торгов
2011 61% 46% 39% 54%
2012 57% 32% 43% 68%
2013 58% 35% 42% 65%
таблицаТоп-И5 победителей торгов в И013 г.
Место Объем Доля Изме-
в рей- Победитель поставок, в объеме нение
тинге млн руб. поставок к И01И г.
1 ЗАО «Р-Фарм» 31 898 12,53% 1%
2 ОАО «Фармстандарт» 17 678 6,94% 5%
3 ОАО «Фармимэкс» 12 337 4,85% 8%
4 ООО «Ирвин 2» 8 752 3,44% -19%
5 ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС» 8 060 3,17% 26%
6 ООО «БИОТЭК» 5 827 2,29% 2%
7 ЗАО «Ланцет» 5 009 1,97% 27%
8 ГУП «Таттехмедфарм» 4 027 1,58% 6802%
9 ЗАО «Компания Интермедсервис» 3 972 1,56% 12%
10 ЗАО «Компания Фармстор» 3 823 1,50% 8%
11 ОАО «Фармация» 3 723 1,46% 4%
12 ЗАО «Империя-Фарма» 3 712 1,46% -15%
13 ООО «БСС» 3 337 1,31% 7%
14 ЗАО «РОСТА» 3 320 1,30% 30%
15 ГУП КК «Кубаньфармация» 3 075 1,21% 12%
16 ООО «МЕДИПАЛ-ОНКО» 3 068 1,21% 32%
17 ЗАО «НПК Катрен» 2 681 1,05% 60%
18 ООО «Тева» 2 551 1,00%
19 ЗАО «Фармацевт» 2 427 0,95% 41%
20 ООО «Ориола» 1 773 0,70% 46%
21 ЗАО «Торгово-промышленное
предприятие Северо-Запад» 1 744 0,69% 15%
22 ЗАО «ЦВ «ПРОТЕК» 1 696 0,67% 27%
23 ГК КК «Губернские аптеки» 1 578 0,62% -33%
24 ООО «ФАРМСКД» 1 541 0,61% -6%
25 ООО «Космофарм» 1 522 0,60% 190%
таблицаТоп-10 заказчиков
Место Сумма Доля
в рей- Заказчик торгов по торгам, в объеме
тинге млн руб. торгов
1 Министерство здравоохранения РФ 44 232 15,64%
2 Департамент здравоохранения г. Москвы 16 615 5,88%
3 ГУП КК «Кубаньфармация» 8 336 2,95%
4 Министерство здравоохранения Московской области 6 032 2,13%
5 Комитет по здравоохранению (Санкт-Петербург) 4 066 1,44%
6 Министерство здравоохранения 3 874 1,37%
Свердловской области
7 ГУП «Медицинская техника и фармация Татарстана» 3 472 1,23%
8 Министерство здравоохранения 3 312 1,17%
Краснодарского края
9 ГКУ «Управление материально-технического обеспечения МЗ Республики Башкортостан» 3 032 1,07%
10 Министерство здравоохранения 2 227 0,79%
Челябинской области
При анализе торгов следует выделить три основных вида размещения: закупки ЛС, размещенные согласно 94-ФЗ; торги, размещенные заказчиками, подпадающими под действия ФЗ-223, и контракты с единственным поставщиком (без объявления тендера). Несмотря на то что ФЗ-223 действует уже второй год и дает заказчикам возможность использовать различные способы закупки, их доля в общем объеме торгов остается незначительной. А вот ситуация с закупками, где фигурирует единственный поставщик, неоднозначна: если в количественном отношении их доля уменьшилась (в силу того, что подобные контракты размещаются с большим опозданием и за 2013 г. еще будут продолжать публиковаться в 2014 г.), то доля в общем объеме торгов, напротив, несколько увеличилась относительно 2012 г. (табл. 2). В рейтинге заказчиков, заключавших контракт с единственным поставщиком, как и в прошлом году, продолжают занимать первые места Министерство здравоохранения РФ и Департамент здравоохранения г. Москвы. А вот в распределении остальных позиций наблюдаются кардинальные изменения: в 2013 г. активно использовали данную форму торгов представители Республики Татарстан, чем и заслужили оставшиеся места в рейтинге (табл. 3). Следует также отметить тенденцию к увеличению доли монолотов относительно лотов, в спецификации которых указано более одной позиции (рис. 3). Анализ торгов с одним и несколькими участниками позволяет выявить следующую ситуацию: если по количеству завершенных тендеров лидируют торги, в которых принимали участие более одного поставщика, то в структуре объемов закупок торги с одним участником получают большую долю (табл. 4)- А такое распределение свидетельствует о том, что в крупных торгах участвует, как правило, один игрок. А вот положение с поставщиками кардинально не меняется. Все также крупным игроком среди участников рынка государственных закупок ЛС остается компания ЗАО «Р-Фарм», с большим отрывом занимающая лидирующее место в рейтинге (с долей 12,53%). Пятерка победителей осталась прежней: как и в прошлом году, за «Р-Фарм» следуют ком-
1661ИТ0О1Г31 Ршшиим
таблица
параллельный взгляд на фармрынок
Структура объемов закупок по ФО
Федеральный округ РФ Цена победителя (млн руб.) Доля, % Изменение к 2012 г.
Центральный ФО 104 782 41,2% -24%
Приволжский ФО 37 873 14,9% 38%
Южный ФО 25 040 9,8% 21%
Сибирский ФО 23 349 9,2% 25%
Северо-Западный ФО 23 547 9,2% 65%
Уральский ФО 21 339 8,4% 53%
Дальневосточный ФО 9 388 3,7% 14%
Северо-Кавказский ФО 9 235 3,6% 10%
Байконур 54 0,0% 16%
Всего 254 606 100,0% 2%
таблица Распределение объемов торгов по ФО
Федеральный округ РФ Начальная цена (млн руб.) Цена победителя (млн руб.) Экономия (млн руб.) Процент экономии
Центральный ФО 113 881 104 782 9 099 8%
Приволжский ФО 42 046 37 873 4 172 10%
Южный ФО 27 892 25 040 2 852 10%
Сибирский ФО 27 354 23 349 4 006 15%
Северо-Западный ФО 26 590 23 547 3 044 11%
Уральский ФО 23 604 21 339 2 265 10%
Дальневосточный ФО 11 094 9 388 1 705 15%
Северо-Кавказский ФО 10 235 9 235 1 001 10%
Байконур 58 54 4 7%
Всего 282 755 254 606 28 148 10%
пании «Фармстандарт», «Фармимэкс», «Ирвин 2» и фирма «ЕВРОСЕРВИС». Но если большинство участников рейтинга показали прирост (в большей или в меньшей степени) относительно результатов прошлого года, то сумма контрактов ООО «Ирвин 2» в 2013 г. снизилась на 19% (табл. 5). Что касается заказчиков, то бесспорным лидером остается Министерство здравоохранения РФ с долей 15,64%, за ним следует Департамент здравоохранения г. Москвы (5,88%). Далее уже с небольшим отрывом друг от друга в рейтинге разместились министерства здравоохранения других регионов (табл. 6).
Структура тендерных закупок в региональном разрезе из года в год существенно не меняется. Лидирующим федеральным округом по объему закупок остается Центральный ФО, доля которого составляет 41% от общего объема заключенных контрактов (105 млрд руб.), при этом по сравнению с предыдущим годом данный объем снизился на 24%, что обусловлено переходом торгов с федерального на региональный уровень. За ним следует Приволжский ФО, доля которого уже составляет 15%, а прирост относительно предыдущего года — 38% (табл. 7).
таблица 9 Объемы закупок в рамках программы «7 нозологии»
МНН Начальная цена Цена победителя Процент Изменение
(млн руб.) (млн руб.) экономии к 2012 г.
Ритуксимаб 8 917 8 917 0,0% 5,7%
Бортезомиб 7 164 7 164 0,0% -15,0%
Интерферон бета-1а 4 201 4 196 0,1% 63,8%
Глатирамера ацетат 3 000 2 717 9,4% -69,8%
Эптаког альфа 2 600 2 600 0,0% 76,3%
Иматиниб 2 083 134 93,6% -97,9%
Октоког альфа 1 771 1 759 0,7% 34,9%
Имиглюцераза 1 334 1 387 -4,0% 28,7%
Дорназа альфа 1 214 1 214 0,0% -7,1%
Фактор свертывания крови VIII 1 118 1 118 0,0% -83,2%
Фактор свертывания крови IX 857 861 -0,4% -27,2%
Интерферон бета-^ 852 852 0,0% -48,2%
Такролимус 582 503 13,5% -33,5%
Микофеноловая кислота 301 297 1,4% -39,1%
Флударабин 221 203 8,4% -44,1%
Соматропин 191 191 0,0% -16,1%
Циклоспорин 145 144 0,4% -25,3%
Микофенолата мофетил 132 125 5,0% -40,1%
Всего 36 685 34 383 6,3% -33,6%
таблица 10 Победители торгов в рамках программы «7 нозологии»
Победитель Начальная цена Цена победителя Процент Доля,
(млн руб.) (млн руб.) экономии %
ОАО «Фармстандарт» 13 143 13 143 0,0% 38,2%
ООО «Ирвин 2» 7 730 7 727 0,0% 22,5%
ООО «БИОТЭК» 5 973 3 962 33,7% 11,5%
ОАО «Фармимэкс» 3 273 3 330 -1,7% 9,7%
ООО «Тева» 2 828 2 546 10,0% 7,4%
ООО«МЕДИПАЛ-ОНКО» 1 771 1 759 0,7% 5,1%
ЗАО «Р-Фарм» 676 656 3,0% 1,9%
ЗАО «РОСТА» 370 345 6,7% 1,0%
ООО «Ориола» 333 333 0,0% 1,0%
ЗАО «БИОКАД» 298 298 0,0% 0,9%
ЗАО МФПДК «БИОТЭК» 171 171 0,0% 0,5%
ООО «Яркая Звезда» 47 47 0,0% 0,1%
ЗАО «Корал-Мед» 42 42 0,0% 0,1%
ЗАО «Интермедфарм» 18 13 25,5% 0,0%
ООО «МАКФАРМА» 11 11 1,5% 0,0%
Всего 36 685 34 383 6,3% 100,0%
Что касается динамики цен в разрезе федеральных округов РФ, то максимальное снижение цены показал Сибирский ФО, где экономия составила 15% от начальной цены. В среднем федеральные округа держали этот показатель на уровне 10—11% (табл. 8). Отдельно следует сказать о ситуации с закупками Министерства здравоохранения РФ в рамках программы «7 нозо-логий». Если в 2012 г. на закупку препа-
ратов для лечения высокозатратных заболеваний было потрачено 51 800 млн руб., что на 158% превышало показатель 2011 г., то в 2013 г., к сожалению, сумма контрактов снизилась на 34% и составила 34 383 млн руб. (табл. 9). Лидерами, на долю которых приходится более 60% объема поставок в рамках программы «7 нозологий», по-прежнему остаются компании ОАО «Фармстан-дарт» и ООО «Ирвин 2» (табл. 10). Дан-
ные игроки являются единственными поставщиками топовых препаратов Ри-туксимаб и Бортезомиб. В завершение итогового обзора хочется выразить надежду, что с вступлением в силу нового 44-ФЗ контрактная система на рынке государственных закупок ЛС станет более прозрачной и доступной для всех участников фармацевтического рынка.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД