традиции
не отменяют новаций
опоит ли туроператорам опасаться
онлайн-систем бронирования?
_Аннотация
В статье представлен обзор конкурентных позиций традиционных туроператоров и новых для России электронных систем бронирования. Доказывается возможность их сосуществования на меняющемся по объективным причинам отечественном рынке туриндустрии.
Ключевые слова: онлайн-система бронирования, туроператор, OTA, электронная коммерция, маркетинг, сфера услуг
В настоящее время в кругах профессионалов российской туриндустрии идет дискуссия на предмет того, вытеснят ли онлайн-системы бронирования (IDS или OTA) традиционных туроператоров из сферы бронирования гостиничных услуг. Это предположение базируется на нескольких факторах: повсеместное распространение мнения об успешности бизнеса в сфере электронной коммерции; более высокой эффективности онлайн-систем бронирования в сравнении с туроператорами; серии банкротств крупных туроператоров и недостаточного внимания к тому, что эти два вида деятельности не являются полностью взаимозаменяемыми.
Есть время - есть выбор
Электронные или онлайн-системы бронирования появились в США в середине 1990-х годов естественным путем как следующий этап развития сайтов-каталогов, на которых обычно предоставляется информация о гостиницах в каком-либо регионе. Основным конкурентным преимуществом, сделав-
Ицаков
Евгений Дмитриевич
аспирант,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ [email protected]
шим такой вид сервиса крайне популярным в мире, стала возможность выбора из огромного спектра отелей именно того, который подходит клиенту больше всего (а не который навязывается туроператором), бронирования в нем размещения и моментально получить подтверждение такового. Указанный подход предоставил путешественникам большую свободу выбора и возможность самостоятельно планировать свой маршрут. Пионерами на рынке электронных систем бронирования были такие сайты, как Expedia.com (Expedia Inc.) и Booking.com (Priceline.com Inc.). Их успех очевиден. На сегодняшний день стоимость этих компаний составляет порядка 8,5 млрд и 32,5 млрд долларов США соответственно [2 и 3] Очевидна и их эффективность в плане производительности труда (стоимости продукта, созданной на одного сотрудника). Если сравнить лидеров европейского рынка онлайн-систем бронирования - систему Booking.com и крупнейшего европейского туроператора TUI, то картина получится следующей:
Название компании Количество сотрудников на конец 2012 г. Стоимость компании на конец 2012 г., млрд долларов США
TUI Travel PLC 53000 3,14
Priceline.com Inc 4000 32,5
электронные или _онлайн-системы бронирования
появились в США в середине
1990-х годов
естественным путем
_развития сайтов_каталогов
Получается, что эффективность труда сотрудников Booking.com выше, чем у сотрудников TUI, примерно в 140 раз.
Некоторые представители туриндустрии в подтверждение этого тезиса приводят также тот факт, что с приходом на российский рынок глобальных онлайн-систем бронирования и появлением собственных российских проектов типа Ostrovok.ru участились случаи банкротств туроператоров. Так, только за последнее время туриндустрия России лишилась следующих крупных игроков: Bulgarian Vip Tours (август 2012), «Капитал тур» (август 2012), «Эль-Вояж» (август 2012), ITC (апрель 2012), «Ланта-тур вояж» (январь 2012).
Тем не менее, согласно исследованию аналитического агентства PhoCusWright, к концу 2013 года
только около 10% россиян будут обращаться к электронным системам бронирования при планировании своего путешествия [4]. Это означает, что данные системы не могли стать причиной кризиса в туроператорской отрасли.
При более детальном рассмотрении становится ясно, что причиной банкротства этих туроператоров стала не столько конкуренция с новыми инновационными решениями по бронированию номеров, сколько собственная безответственность в подходе к обеспечению достаточного оборотного капитала.
После банкротства «Ланта-тур вояж» выяснилось, что руководство компании долгое время, предшествующее разорению, изымало все собственные средства организации, а поддержание их функционирования осуществлялось за счет заемных средств. В период нестабильности, последовавший за выборами в Государственную думу, Мастер-Банк отказал «Ланта-тур вояж» в дополнительном кредитовании, что и привело к банкротству туроператора [5].
Электроника не панацея
Спустя десятилетие после появления и широкого распространения онлайн-систем бронирования в США туроператоры по-прежнему имели значительную долю туристического рынка: Как видно из приведенного рис. (см. ниже), в 2010 году порядка 54% клиентов предпочитали электронные системы бронирования, в то время как 16% остались лояльными традиционным игрокам
с приходом_
на российский рынок
глобальных онлайн-_
систем бронирования
и появлением_
собственных российских проектов
типа Ostrovok.ru_
участились случаи_
банкротств туроператоров
Рис. Оценка распределения предпочтений клиентов по каналам продаж размещения в США, 2008-2010 гг.
Источник: [7]
туристического рынка. Двумя годами ранее эти показатели были 47% против 18% соответственно. В большей степени прирост лояльных электронным системам бронирования клиентов произошел за счет той части аудитории, которая еще в 2008 году не определилась со своими предпочтениями - 32% в 2010 г. против 28% в 2008 г. Электронные системы бронирования отелей вряд ли вообще способны полностью заменить традиционных туроператоров, поскольку обычно являются узкоспециализированными и предоставляют небольшой спектр услуг. Если клиент впервые едет в какой-то незнакомый, а тем более труднодоступный регион, например, на Тибет, то гостиницы - это лишь малая часть его путешествия. Куда более важными составляющими здесь будут услуги по планированию маршрута, подбору гида и проводников, организация транспорта и т.д. Помимо сложности самостоятельной организации такого рода путешествия, проблемой также является и его высокая стоимость. Уменьшить ее позволяет групповое обслуживание, что невозможно через онлайн-системы бронирования. Туроператоры же берут на себя работу по комплектации групп. За счет того, что традиционные туроператоры обычно работают с весьма ограниченным набором гостиниц, они создают довольно большой поток туристов в эти определенные гостиницы, что позволяет им устанавливать более низкие тарифы на размещение, чем при индивидуальном бронировании. Практически всегда у туроператора путевка будет стоить дешевле, чем аналогичный набор услуг, заказанный самостоятельно, но, выбирая турпутевку, клиент будет сильно ограничен как в выборе дат поездки, рейса, так и в выборе гостиницы для проживания.
_отелей вряд ли
_вообще способны
полностью заменить _традиционных
_поскольку
обычно являются _узкоспециализированными
Вывод
Скорее всего, опасения туроператоров в связи с распространением электронных систем бронирования только отчасти связаны с усложнением конкурентных условий, а в большей степени причиной является естественная человеческая боязнь нового. Несмотря на свой стремительный рост онлайн-сис-темы бронирования не разрушат рынок туроператоров и турагентств, но составят им конкуренцию
среди наиболее активного слоя населения, заставляя, таким образом, традиционных игроков более внимательно относиться к клиентам и совершенствовать свой продукт. В конце концов, никто не мешает туроператорам дифференцировать свою деятельность и также создавать успешные, но уже российские электронные системы бронирования.
Литература
1. Интернет-торговля обречена на рост [Текст] // Эксперт Юг, № 32-33 (222), 13 августа 2012. http://expert.ru/south/2012/33/internet-torgovlya-obrechena-na-rost/.
2. Expedia Inc. share price http://uk.finance.yahoo. com/q?s=EXPE.
3. Priceline.com Inc. share price http://uk.finance. yahoo.com/q?s=PCLN.
4. TUI Travel PLC. share price http://uk.finance.yahoo. com/q?s=TTL.
5. Russia and Eastern Europe: Navigating the Emerging Online Travel Marketplace // A PhoCusWright Special Project, March 2012
6. По поручению Путина ВТБ выдаст 7 млн долларов терпящему крах «Ланта-тур вояжу» [Электронный ресурс] // http://www.rbcdaily.ru/2012/02/02/ market/562949982708999.
7. PhoCusWright's U.S. Online Travel Overview Twelfth Edition, November 2012. http://v2.phocuswright.com/ products/4075
выбирая турпутевку, клиент будет сильно
ограничен_
как в выборе дат поездки, рейса, так и в выборе гостиницы для проживания_
Evgeny D. Itsakov
Postgraduate Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Should a Tour Operator Avoid Online Reservation Systems?
_Abstract
The article includes a joint review of competitive positions of traditional tour operators and new for Russia electronic reservation systems, and the evidence of possibility of their co-existence in tour industry market that undergoes changes for objective reasons.
Keywords: online reservation system, tour operator, OTA, electronic commerce, marketing, service industry