Г. А. Резник, М. А. Курдова
СОЗДАНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье раскрыты проблемы создания малых инновационных предприятий при вузах на современном этапе. Представлены результаты исследования заинтересованности студентов и профессорско-преподавательского состава в создании МИП на базе вуза (на примере вузов Пензенского региона), в том числе причины, не позволяющие заниматься собственным бизнесом. Определены перспективы развития инновационного предпринимательства. Предложены рекомендации по активизации данного процесса.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство в вузе, малые инновационные предприятия, заинтересованность студентов и профессорско-преподавательского состава в создании малых инновационных предприятий.
G. A. Reznik, M. A. Kourdova
Creation of the small innovative enterprises in higher education institution: problems
and prospects
In article problems of creation of the small innovative enterprises are opened at higher education institutions at the present stage. Results of research of interest of students and the faculty in creation of the small innovative enterprises on the basis of higher education institution on the example of higher education institutions of the Penza region, including the reason, not allowing to be engaged in own business are presented. Prospects of development of innovative business are defined. Recommendations about activization of this process are offered.
Keywords: innovative business in higher education institution, the small innovative enterprises, interest of students and professorial-teaching structure in creation of the small innovative enterprises.
азвитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования вузов. Сегодня осуществляется федерализация части университетов, Россия реализует программы Болонского процесса, усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, происходит переход на систему стандартов третьего поколения, а также существенное сокращение бюджетного финансирования высшей школы.
Перед вузами остро встают проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на должном уровне и поиска источников устойчивого развития.
В этой ситуации вузы вынуждены искать собственные источники финансирования, среди которых приоритетным является инновационная деятельность.
Один из путей и форм организации инновационной деятельности — создание малых инновационных предприятий (МИП) при вузах России [1]. 15 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
© Резник Г. А., Курдова М. А., 2013
Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который открыл новый этап в жизни научных и образовательных учреждений [3].
В соответствии с этим законом вузам и научно-исследовательским институтам (НИИ) предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере [Там же].
Необходимо заметить, что МИП существовали еще и до принятия закона. Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты в конце 90-х гг. Тогда в четырех петербургских вузах — политехническом университете, электротехническом университете (ЛЭТИ), институте точной
механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Таким образом вузы пытались решить проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.
В 90-е гг. только в ЛЭТИ появилось около 20 малых предприятий-кооперативов, которые занимались разработкой и внедрением нового рентгенологического оборудования. Предприятия инновационно-технологического центра ИТМО разрабатывали приборы ночного видения и другую продукцию, часть которой шла на экспорт, в частности, в Германию и Великобританию. А в технопарке лесотехнической академии фирмы внедряли технологию производства элитных деревянных окон.
Всего в вузах было создано более 80 малых предприятий, в которых были заняты более 2 тыс. студентов и молодых специалистов. Однако правовые основы этого бизнеса зачастую были сомнительными [8].
По состоянию на конец 2012 г. в базу данных учета уведомлений о создании научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ Министерства образования и науки РФ было занесено 1687 МИП, из них 1596 создано в 248 вузах и 91 — в 64 научно-исследовательских институтах (далее — НИИ). Таким образом, основной интерес к созданию МИП проявляют вузы, учредитель которых — Министерство образования и науки РФ. Из 1687 МИП в системе Минобрнауки России 204 (62 % от общего количества) учреждениями (вузы и НИИ) создано 1434 МИП (85 % от общего количества). Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности МИП, создании нормативного поля для деятельности МИП, в методическом и консалтинговом обеспечении подведомственных вузов и НИИ [2].
В Пензенской области на базе вузов действуют 39 инновационных предприятий. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) — 10, в Пензенском государственном университете (ПГУ) — 14, в Пензенской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА) — 9 и в Пензенском государственном технологическом университете (ПГТУ) — 6 [4].
Безусловным лидером в области развития инновационного предпринимательства является
ПГУ. Это обусловлено тем, что данное учебное заведение обладает четкой системой финансирования, немаловажную часть которого составляют денежные средства, полученные в рамках выполнения государственных контрактов.
В 2009-2012 гг. на базе государственных пензенских вузов (ПГУ, ПГУАС, ПГТУ, ПГСХА) было проведено исследование заинтересованности профессорско-преподавательского состава и студентов в развитии инновационного предпринимательства в вузах. В опросе приняли участие студенты дневной формы обучения, а также профессорско-преподавательский состав. В выборку, произведенную по методике В. Я. Ядова, вошло 365 человек студентов (в каждом из четырех вузов опрошено по 96 студентов) и 88 человек преподавателей (по 22 человека в каждом вузе). Ошибка выборки — 5 %.
Изучению заинтересованности в открытии собственного предприятия на базе вуза и факторов, этому препятствующих, предшествовало выявление уровня осведомленности преподавателей и студентов о возможности создания малых предприятий в вузах. Результаты опроса, проведенного в 2009-2012 гг. в вузах г. Пензы, показали, что порядка 56 % студентов имеют некоторую информацию о возможности создания внутри-вузовских предприятий, однако только 30 % знают, что необходимо сделать для открытия предприятия (рис. 1). 60 % преподавателей знают о данной возможности и лишь 24 % обладают более конкретной информацией (рис. 2).
Данные показатели отражают достаточно высокую степень осведомленности. Однако если говорить о том, насколько сотрудники университета и студенты информированы о конкретных предприятиях, созданных на базе вузов, то исследование показало, что таких примеров мало:
Да, знаю, что для этого
информацию 56 %
Рис. 1. Информированность студентов о возможности создания предприятий на базе высших учебных заведений
Да, знаю, что
для этого необходимо 24 %
Имею некоторую информацию 60 %
Рис. 2. Информированность профессорско-преподавательского состава о возможности создания предприятий на базе высших учебных заведений
так, только 25 % студентов (рис. 3) и соответственно 36 % преподавателей (рис. 4) знают о функционировании подобных предприятий.
Основными направлениями деятельности, наиболее часто называемыми респондентами, являются разработка различного уникального оборудования по новейшим технологиям, проведение исследований в области естественных, гуманитарных и технических наук, строительство и реконструкция, производство строительных материалов, разработка и внедрение био- и нано-технологий, оказание маркетинговых услуг, создание печатных центров, туристических агентств, сельскохозяйственная деятельность, оказание дополнительных образовательных, медицинских услуг, а также оказание психологической помощи.
Знаю о предприятиях, созданных на базе ПГУАС и на базе других вузов
Слышал (а) о возможности создания внутривузовских предприятий, но конкретных примеров не знаю 49 %
Знаю о предприятиях, созданных только на базе ПГУАС 15 %
Знаю о предприятиях, созданных только в других вузах 5 %
Рис. 3. Информированность студентов о функционировании предприятий, созданных на базе высших учебных заведений
Слышал (а) о возможности
создания внутривузовских предприятий, но
конкретных примеров не знаю 40 %
Нет
Знаю о предприятиях, созданных на базе ПГУАС и на базе других вузов 20 %
Знаю о предприятиях, созданных только на базе ПГУАС 12 %
Знаю о предприятиях, созданных только в других вузах 4 %
Рис. 4. Информированность профессорско-преподавательского состава о функционировании предприятий, созданных на базе высших учебных заведений
Таким образом, осведомленность о возможности создания предприятий на базе вузов, знание конкретных примеров данных предприятий, а также иные факторы, которыми руководствовались респонденты, дают нам основание в целом определить уровень развития внутривузов-ского предпринимательства.
В среднем респонденты оценили уровень развития внутривузовского предпринимательства на 3, 85 балла по 7-балльной шкале. Такая низкая оценка является достаточно справедливой, это можно объяснить тем, что успешных предприятий, учредителем которых являлось бы высшее учебное заведение, в нашем регионе практически нет, в то время как в некоторых других регионах они успешно создаются (Москва, Томск и др.), функционируют и демонстрируют высокие финансовые показатели своей деятельности. Об объективности данной оценки свидетельствует и тот факт, что, несмотря на достаточно высокий уровень вовлеченности в бизнес-структуры в регионе (67 % студентов и 80 % преподавателей отметили, что среди их родственников, знакомых, коллег есть люди, которые занимаются бизнесом), уровень вовлеченности во внутриву-зовское предпринимательство достаточно низок. Так, только 18 % студентов и 27 % преподавателей отметили, что в их окружении есть люди, задействованные в работе внутривузовских предприятий (рис. 5, 6).
Такие показатели определяют необходимость мотивации профессорско-преподавательского состава и студентов к открытию предприятий на базе вуза.
Заинтересованы в создании внутривузовского предприятия и работе в нем более всего студен-
ты, которые на данный момент времени не работают, и преподаватели, преподавательская деятельность у которых является основной. Исследование показало, что 67 % студентов на сегодняшний день только обучаются и 32 % преподавателей как единственное место работы отметили вуз.
Перспективы развития внутривузовского предпринимательства во многом определяются отношением студентов и преподавателей к занятию собственным бизнесом. Результаты исследования показывают, что только 27 % преподавателей считают, что преподавательскому составу стоит заниматься бизнесом. Это связано главным образом со сложностью совмещения двух работ, уменьшением времени на основную деятельность. Некоторые респонденты отметили отсутствие у преподавателей финансовых возможностей для создания собственных предприятий.
Тем не менее преподаватели считают, что для студентов занятие бизнесом — это возможность получить практический опыт, создать материальную базу, а также обеспечить личностный рост. Поэтому 60 % преподавателей полагают, что студентам, вероятнее всего, стоит заниматься бизнесом. Те преподаватели, кто имеет противоположное мнение по данному вопросу (20 %), объясняют это сложностью совмещения: по их мнению, занятие бизнесом скажется на успеваемости студентов.
63 % студентов считают, что во время обучения молодым людям стоит заниматься бизнесом, аргументируя это возможностью реализации собственных планов, получения дохода, независимости и самореализации.
Затрудняюсь ответить 35 %
Да, в работе предприятий, созданных на базе ПГУАС 16 %
Да, в работе предприятий, созданных на базе других вузов 3 %
Рис. 5. Участие студентов в работе внутривузовских Рис. 6. Участие профессорско-преподавательского предприятий состава в работе внутривузовских предприятий
Да, в работе предприятий, созданных на базе ПГУАС 23 %
Да, в работе предприятий, созданных на базе других вузов 4 %
Затрудняюсь ответить 15 %
Около 53 % студентов рассматривают возможность создания собственного предприятия после окончания вуза, 20 % хотят открыть свое дело самостоятельно, обучаясь в вузе, и 8 % задумывались о создании предприятия на базе своего вуза (рис. 7).
Такой низкий процент студентов, заинтересованных в создании внутривузовских предприятий, можно объяснить тем, что на сегодняшний день в вузах пока еще не создано условий для этого. 44 % студентов отметили, что если бы у них была возможность создания предприятия на базе вуза, то они бы ею воспользовались, 23 % опрошенных затруднились ответить. Таким образом, только 33 % студентов не заинтересованы в создании внутривузовских предприятий. Отметим также и тот факт, что, несмотря на отсутствие детальных бизнес-планов по созданию предприятий на базе вуза, основная часть студентов из числа заинтересованных все же выделяют для себя наиболее привлекательные виды деятельности. Так, студентами были названы: туристическая деятельность, сфера услуг, строительство, рекламная деятельность, торговля, информационные (компьютерные) услуги, ресторанный бизнес, сельское хозяйство, перевозки, страховой бизнес, юридические услуги, коммунальное хозяйство, индустрия моды, пищевое производство, студия звукозаписи и др.
У преподавательского состава показатели еще более низкие: только 16 % отметили, что они хотели бы открыть предприятие на базе вуза при наличии у них такой возможности, 56 % в этом не заинтересованы и 28 % затруднились ответить. Среди направлений деятельности были отмечены образовательные услуги, создание регионального социологического центра, производ-
ство востребованной продукции, краткосрочные курсы по менеджменту для молодых руководителей и предпринимателей, обучение и консалтинг, сфера услуг, проектирование и др.
Исследование показало, что основная часть направлений, перечисленных студентами и преподавателями, не относится к видам деятельности, которыми можно заниматься в рамках внут-ривузовских предприятий в соответствии с дополнениями и изменениями в уставе вуза. Устав ограничивает создание предприятий, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства).
В связи с этим представляется целесообразным создание эффективной системы формирования у студентов и преподавателей инновационного мышления, способствующего их вовлечению в данные инновационные направления. Формирование внутривузовской системы привлечения студентов и преподавателей к инновационной деятельности является одним из важнейших элементов создания региональной инновационной системы, что, в свою очередь, является составной частью процесса формирования национальной инновационной системы.
С другой стороны, привлечь всех к работе в инновационных предприятиях на базе вуза невозможно из-за отсутствия необходимых компетенций, иного направления специальности, а также технических возможностей вуза. Поэтому вузом могут быть внесены некоторые изменения в устав, касающиеся расширения сфер создания внутривузовских предприятий [7].
Затрудняюсь
в вузе 20 %
Рис. 7. Распределенин мнений студентов о создании предприятия
Кроме формирования системы привлечения студентов и преподавателей к инновационной деятельности, по мнению большинства респондентов (90 % студентов и 87 % преподавателей), вузу необходимо оказывать поддержку данным предприятиям в виде консультирования, финансовой помощи, а также предоставления производственных площадей для организации бизнеса. Следует формировать информационную инфраструктуру, в рамках которой все желающие могли бы получить информацию о перспективах создания предприятий на базе вуза, федеральных и региональных программах поддержки, наличии незадействованных производственных площадей в вузах и на предприятиях Пензенской области, консультацию относительно написания бизнес-плана и т. д.
Все эти меры позволили бы выявить наиболее заинтересованных студентов и преподавателей, определить перспективные идеи, сформировать группы единомышленников, что в конечном итоге способствовало бы развитию инновационного предпринимательства в вузах.
В ходе анализа были выявлены наиболее значимые преимущества и недостатки создания МИП (см. таблицу).
Проведенные исследования позволили выявить следующие существенные причины, не позволяющие заниматься собственным бизнесом и препятствующие созданию МИП (рис. 8, 9):
— недостаточное понимание целей создания таких предприятий при вузах;
— бюрократические барьеры;
— нехватка образования и отсутствие опыта работы в данном направлении у самих вузовских
работников (отсутствие кадров, способных к созданию, подготовке нормативной документации и регистрации в органах власти малого инновационного предприятия; сложности с назначением главы инновационного предприятия — им должен быть человек активный, умеющий работать на рынке, обладающий бизнес-компетенциями);
— большая загруженность профессорско-преподавательского состава;
— отсутствие стартового капитала;
— отсутствие бизнес-плана;
— отсутствие информации о программах поддержки предпринимателей;
— отсутствие команды единомышленников.
Полученные результаты исследования позволили предложить практические рекомендации:
1. Мероприятия, направленные на развитие предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава:
— содействие вуза в открытии преподавателями собственного бизнеса, носящего, прежде всего, инновационный характер, поскольку данные предприятия базируются на экономике знаний, источником которой является вуз и его преподаватели, занимающиеся научной деятельностью и осуществляющие инновационные разработки;
— оказание помощи в организации предпринимательской деятельности за пределами вуза, прежде всего в сфере услуг — образовательных, консалтинговых, юридических, гостиничных, ресторанных, косметических и др.
С целью реализации данных задач в вузах целесообразно организовать виртуальный бизнес-инкубатор, состоящий из двух центров — цен-
Преимущества и недостатки создания МИП
ПРЕИМУЩЕСТВА
1. Быстрое принятие решений и гибкость управления
2. Быстрая адаптация к рыночным требованиям
3. Низкий уровень накладных расходов и потребностей в первоначальном капитале
4. Возможность прямого контакта с потребителем
5. Более легкий выход на рынок
6. Относительно более высокая оборачиваемость капитала
7. Возможность реализации творческого потенциала и свобода при использовании технологических ноу-хау в производстве
8. Большая степень информированности об уровне рыночного спроса
НЕДОСТАТКИ
1. Сложность получения финансирования и кредитования
2. Высокий уровень риска
3. Наличие серьезных конкурентов в лице крупных фирм
4. Сложность коммерциализации новых продуктов и технологий
5. Незначительная степень разделения труда
6. Недостаток информации
7. Невысокий уровень профессионализма менеджеров в управлении предприятием
8. Ориентированность инноваций на небольшие группы потребителей
Свой вариант 1 %
Нет команды единомыш ленников 10 %
Нет информации о программах поддержки предпринимателей 10 %
Есть идея, но нет бизнес-плана 13 %
Затрудняюсь ответить 8 %
Не хватает образования 13 %
Б юрократические барьеры 8 %
Отсутствие стартового капитала 37 %
Рис. 8. Причины, не позволяющие заниматься собственным бизнесом (по мнению студентов)
Свой вариант 2%
Нет команды единомышленников 6%
Нет информации о программах поддержки предпринимателей 12 %
Есть идея, но нет бизнес-плана 18 %
Затрудняюсь ответить 11 %
Не хватает образования 6 %
Бюрократические барьеры 14 %
Отсутствие стартового капитала 31 %
Рис. 9. Причины, не позволяющие заниматься собственным бизнесом (по мнению профессорско-преподавательского состава)
тра бизнес-образования и центра развития предпринимательской деятельности. Основными функциями указанных центров в составе единого бизнес-инкубатора должны стать: развитие личных качеств и профессиональных компетенций, необходимых для открытия собственного бизнеса; повышение информированности преподавателей о возможностях ведения предпринимательской деятельности; создание условий для успешной организации бизнеса; оказание необходимой консультационной поддержки. Бизнес-инкубатор, созданный на базе вуза, является тем механизмом, который способствует последовательной реализации единого звена «идея — товар — рынок», разработке и внедрению конкурентоспособных видов наукоемкой продукции.
Кроме того, с целью активизации предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава следовало бы дифференцировать аудиторную учебную нагрузку, снизив ее для преподавателей, которые возглавляют малые инновационные предприятия.
2. Мероприятия, направленные на привлечение студентов к предпринимательской деятельности:
— создание в вузе благоприятных условий для совмещения учебы и предпринимательства за счет разработки индивидуальных планов обучения; предоставления возможности посещения лишь семинарских/лекционных занятий, досрочной сдачи сессии в случае необходимости;
— содействие в открытии бизнеса на территории вуза: привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности; выделение необходимых площадей на льготных условиях; оказание консультационной помощи; развитие студенческого самоуправления; проведение семинаров, конференций и круглых столов с приглашением представителей бизнес-структур (по актуальным проблемам развития молодежного и, в частности, студенческого предпринимательства); взаимодействие с центром занятости для организации регулярных встреч его сотрудников со студентами вуза; сотрудничество с фондами содействия развитию малого предпринимательства, открытие школы молодых предпринимателей, целью которой является повышение информированности студентов о возможностях создания собственного бизнеса и развитие у них необходимых знаний, умений, навыков и личных качеств.
В целом МИП при вузах представляют собой уникальные хозяйствующие субъекты, призванные обеспечить устойчивое взаимодействие между высшими учебными заведениями и реальным сектором экономики (коммерциализация переданных вузом МИП результатов интеллектуальной деятельности, а также полученной им наукоемкой продукции в ходе проведения собственной инновационной деятельности). Создание малых инновационных предприятий при вузах — это новые рабочие места, точка приложения результатов интеллектуальной деятельности для преподавателей, студентов и выпускников.
Студенты, выпускники, ученые вуза смогут приобрести практические навыки инновационного предпринимательства, продвигать на рынок свои разработки и получать прибыль [5, 6].
1. Денисова И. П. Малые инновационные предприятия как направление развития инновационно-предпринимательской деятельности вузов // Междунар. журн. приклад. и фундамент. исслед. 2009. № 9. С. 78-79.
2. Колесников А. Н. Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, ресурсы, результаты, барьеры // Программа «Эврика»: Комплексная система развития науч.-исслед., опытно-конструкт. и технол. работ в вузе : кейс С.-Петерб. нац. исслед. ун-та информ. технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) — пилотного университета программы / под ред. В. Н. Васильева и Н. Р. Тойвонена. М., 2012. С. 151-158.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности : Федерал. закон № 217-ФЗ от 2.08.2012 г., принят Гос. думой 24.07.2009 г., одобрен Советом Федерации 27.07.2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru
4. Портал инноваторов Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.inno-terra.ru/potential
5. Резник Г. А. Инновационное предпринимательство в вузе как вектор его развития : моногр. LAP Lambert, 2011.
6. Резник Г. А. Новые возможности развития инновационного предпринимательства в вузах // Актуальные проблемы менеджмента : моногр. / под общ. ред. д. э. н., проф. С. Д. Резника. Пенза : ПГУАС, 2012. 288 с. Гл. 5.3.
7. Резник Г. А., Пономаренко Ю. С. Студенческое предпринимательство как важный фактор формирования инновационной экономики // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 62-68.
8. Сизова Д. А. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при вузах и НИИ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rea.ru/ UserFiles/ fdo/INCON2010/Сизова.doc.