панорамное видение всего фронта работ, что создает трудовые поля открытых коммуникаций. В результате становления достижительного организационного поведения нарастает взаимовыручка, сплочение социально-трудовых взаимодействий, взаимоподдержка, взаимостраховка в реализации совместных трудовых действий.
Групповая (командная) достижительность означает поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, творчество и инициативу трудовых групп, создание постоянных инноваций, рост обоснованного социального риска. Преуспевающая компания никогда не ждет, пока внешние влияния определят ее участь. Она направляет свою деятельность на рост конкурентных преимуществ, стремится формировать достижительный стиль организационного поведения, активизируя процессы динамичного роста инновационных накоплений.
Библиографический список
1. Сордж, Э. Организационное поведение: Управление человеческими ресурсами [Текст] / Э. Сордж ; под ред. М. Пула, М. Уорнера. - СПб., 2002.
2. Красовский, Ю. А. Человек в организационной системе. Организационное поведение [Текст] / Ю. А. Красовский. - Самара, 2006.
3. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. - М., 1999.
4. Два стиля организационного поведения: приростный и предпринимательский [Текст] // Бизнес и менеджер. - М., 1992.
5. Баландина, Т. М. Формирование организационной культуры инновационного типа [Текст] / Т. М. Баландина. - Саратов, 2004.
6. Вейл, П. Искусство менеджмента [Текст] / П. Вейл. - М., 1993.
7. Акофф, Р Планирование будущего корпорации [Текст] / Р. Акофф. - М., 1985.
Т.В. Кирюхина,
соискатель Саратовского государственного медицинского университета
СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
табилизация социально-экономической ситуации в современном российском обществе, после продолжительного периода реформаторских экспериментов, позволила государству начать поступательное развитие социальной сферы. Предложенные в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина национальные проекты определили основные ориентиры развития страны. Переход от неоправданно большого количества льгот к дифференцированным адресным финансовым выплатам различным группам граждан, создание системы централизованных поставок новейшего медицинского оборудова-
ния призваны решить задачу улучшения качества медицинского обслуживания в государственных и муниципальных лечебных учреждениях и тем самым приступить к исправлению кризисных явлений в области здоровья населения.
Однако существующая законодательная база не всегда отвечает требованиям, предъявляемым к ней в процессе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Даже когда организация занимается коммерческой или иной деятельностью и имеет высокую прибыль, взнос ее в Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) все равно остается незначительным, потому что существующая в настоящее время налоговая политика позволяет уклониться от перечисления взносов в полном объеме. Таким образом, ни государственное финансирование, ни финансирование через Фонд ОМС не покрывают всех потребностей системы здравоохранения.
Внедрение социального страхования, в данном случае - ОМС как социальноэкономического механизма социальной защиты населения по охране здоровья, может быть успешно осуществлено лишь при наличии соответствующих условий. Прежде всего его необходимо рассматривать как инструмент в государственной политике, способствующий решению задач, стоящих перед системой охраны здоровья по повышению уровня здоровья населения, улучшению финансирования здравоохранения и доступности квалифицированной медицинской помощи. Переход к новым экономическим отношениям меняет роль государства в области социального страхования, так как оно теперь не всегда выступает собственником средств производства и функции его в настоящее время заключаются в следующем: государство выступает регулятором в трудовых отношениях путем принятия законодательных актов, учитывающих интересы как работников, так и работодателей и формирующих механизм социальной защиты населения по охране здоровья;
с помощью исполнительной власти государство выступает гарантом эффективности этого механизма, обеспечивает оптимальный уровень социальной защиты населения в деле охраны здоровья;
государство создает социально-экономические и правовые предпосылки для развития социальной сферы и соответствующей инфраструктуры в системе охраны здоровья граждан.
Вместе с тем все субъекты обязательного медицинского страхования имеют свои собственные интересы в этой системе, которые не могут быть реализованы ими друг без друга. Следовательно, объективно необходимо при помощи глубокого системного анализа найти точки совпадения интересов и на этой основе достичь их гармонизации.
Для реализации указанной цели следует решить следующие задачи: проанализировать отношение к обязательному медицинскому страхованию различных социальных групп населения и дать социально-экономическую характеристику потребителей медицинских услуг, проанализировать их потребности и интересы, связанные с ОМС, реальные возможности их удовлетворения.
Население является потребителем медицинских услуг, и, естественно, его состав, социально-демографические, психологические и экономические характеристики во многом определяют функции, содержание деятельности и механизм взаимодействия всех остальных субъектов обязательного медицинского страхования.
Большое значение имеют такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение, род занятий, уровень образования и доходов тех или иных социальных групп. Следует учитывать также психографические данные: принадлежность к тому или иному социальному слою, стиль жизни, а также личностные и поведенческие качества. Без этого трудно однозначно определить степень случайности использования услуг в системе обязательного медицинского страхования, желания приобрести статус постоянного клиента в конкретной поликлинике, степень нуждаемости в услугах ОМС. Кроме того, развитая система ОМС должна направить основной поток пациентов в государственные и муниципальные медицинские учреждения, которые, работая в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», принимают медицинские полисы и оказывают услуги на их основании.
Анализ материалов научных публикаций по вопросам использования социального маркетинга в здравоохранении показал, что данный вид управленческой деятельности применялся достаточно широко за рубежом для проведения антиникотиновой кампании, решения вопросов, связанных со здоровым образом жизни, рациональным питанием, борьбой за чистую экологическую обстановку, образовательной реформой, привлечением иностранных инвесторов, увеличением числа рабочих мест, а также других проблем. В таких странах, как Швеция, Канада и Австралия, социальный маркетинг используется в кампаниях против раннего постарения (борьба с атеросклерозом), против курения и излишнего употребления алкоголя, в борьбе против загрязнения окружающей среды. Необходимо заметить, что эти кампании проводятся весьма успешно и дают ощутимые результаты. В развивающихся странах, таких, как Филиппины, Индонезия и Китай, социальный маркетинг используется для проведения ранней иммунизации детей до одного года против опасных вирусных инфекций, а также для планирования семьи, внедрения новых методов контрацепции, применения здоровой диеты, в Шри-Ланке - для борьбы с лепрой. Можно привести немало подобных примеров. Но, проанализировав множество источников, автор не нашел материалов, касающихся использования методов и приемов социального маркетинга в процессе глобального нововведения - внедрения в практику в той или иной стране системы социального страхования граждан. Имеются лишь отдельные материалы, касающиеся использования маркетинга в здравоохранении, в том числе в России [1-4]. Поэтому, несомненно, актуальным является вопрос разработки программы по использованию методов социального маркетинга для внедрения всеобщего государственного социального обязательного медицинского страхования в России, когда происходят демонополизация и разгосударствление в секторе здравоохранения.
Однако, чтобы войти в маркетинговый процесс, необходимо с позиций системного анализа изучить состояние самого социального явления, дать экономико-социологическую характеристику субъектов обязательного медицинского страхования, осуществить сегментацию рынка по группам потребителей медицинских услуг - главного субъекта системы здравоохранения и ОМС.
В связи с проведением в настоящее время в Российской Федерации вертикальной и горизонтальной децентрализации в отрасли здравоохранения, а также
появлением различных форм собственности возникают альтернативные государственным лечебно-профилактическим учреждениям предоставители медицинских услуг, что также требует применения принципов маркетинга для более эффективного использования имеющихся ресурсов и продажи услуг населению.
Наконец, внедрение медицинского страхования в обязательной и добровольной его формах, которое также относится к сфере услуг, требует разработки маркетинговой стратегии и подходов, причем при внедрении обязательного медицинского страхования должен использоваться социальный маркетинг с целью получения социального эффекта при учете интересов как конкретных потребителей, так и общества в целом.
Гарантированная законом бесплатная для пациента медицинская помощь создает у населения впечатление, что это - благодеяние, которое государство оказывает заболевшим. Если устранить психологический разрыв между оплатой и лечением, то спрос за качество медицинской помощи резко возрастет, вследствие чего поднимется и престиж качественного медицинского труда. Главное, чтобы основным контролером этого качества был сам пациент и его близкие.
Маркетинг, используемый в системе здравоохранения, необходимо понимать шире, а именно как концепцию влияния, как социальную технику. Таким образом, маркетинг преодолеет свой специфический сбытовой характер и может стать ключевым звеном в управлении общественным здравоохранением.
Внедрение социального страхования, в нашем случае ОМС, как социальноэкономического механизма социальной защиты населения по охране здоровья может быть успешно осуществлено лишь при наличии соответствующих условий. Его необходимо расценивать в первую очередь как инструмент в государственной политике, способствующий решению основных задач системы охраны здоровья.
При планировании стратегических организационных мероприятий по социальному маркетингу ОМС важно предусмотреть следующие моменты:
определение конкретных целей и оптимальных показателей здоровья населения;
координацию взаимодействия всех структур, функционирующих в системе охраны здоровья;
разработку стратегических (на 5-7 лет) и текущих планов развития здравоохранения и системы ОМС;
утверждение программ и финансовых планов органами законодательной и исполнительной власти;
рациональное планирование ресурсов и контроль за их эффективным и целевым использованием;
формирование и обеспечение государственных обязательств в отношении предоставления всем категориям населения медицинской помощи на уровне базовой программы ОМС;
мониторинг и оценку деятельности учреждений здравоохранения и подсистем муниципального здравоохранения в целом;
мониторинг социально-экономического положения и мнений потребителей медицинских услуг.
Для обеспечения более эффективного управления сетью ЛПУ необходимо в центр деятельности органов управления поставить оценку экономической, медицинской, социальной эффективности деятельности ЛПУ, корректировку механизмов и условий, а в некоторых случаях - и поставленных ранее целей, таких, как доведение до ЛПУ показателей повышения эффективности использования ресурсов; расширение практики принятия решений о распределении ресурсов на основе результатов оценки экономической эффективности медицинской и лекарственной помощи.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд значимых выводов.
Состояние системы здравоохранения, несмотря на внедрение обязательного медицинского страхования, находится в прямой зависимости от общей социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. На деятельность лечебно-профилактических учреждений оказывают негативное влияние макроэкономические факторы: спад производства, растущая безработица, социальная стратификация населения и другие. В этой ситуации вполне закономерным является дефицит финансовых средств, медикаментов и медицинского оборудования. Данные мониторинга оценки состояния медицинского обслуживания населения в регионе позволяют констатировать, что за последние годы произошло заметное ухудшение стабильности функционирования системы здравоохранения. В этих условиях многие главврачи (63%) вынуждены расходовать средства ОМС не только на оплату труда медперсонала, но и на другие статьи (капитальный ремонт, приобретение оборудования и т.д.).
По данным опроса населения, около половины жителей Саратовской области так или иначе оплачивают из личных сбережений потребляемые ими медицинские услуги в государственных лечебно-профилактических учреждениях. По данным опроса главных врачей, около половины медперсонала получают латентный доход от пациентов за предоставляемые услуги. Таким образом, можно констатировать факт наличия нелегального рынка платных медицинских услуг. Поэтому крайне актуальным является вопрос о необходимости изменения формы оплаты труда медицинских работников. В противном случае, если не решить данную проблему, в самой системе ОМС сформируется неформальная система оплаты труда, которая неизбежно усилит социальную незащищенность большинства населения.
До настоящего времени не отрегулирована работа с жалобами населения на качество медицинской помощи. Несмотря на то что, по результатам опроса, большая часть населения медицинской помощью не удовлетворена, эксперты из числа главных врачей свидетельствуют о крайне незначительном числе жалоб. Это связано с тем, что многие потребители медицинских услуг до сих пор не имеют полной информации о системе защиты прав пациентов.
Из-за отсутствия альтернативы декларируемое право свободного выбора пациентом врача и медучреждения, широко одобряемое и поддерживаемое главными врачами, практически нереализуемо в городах областного подчинения и сельских районах области. Медицинские учреждения в своем большинстве оказались не готовы к конкурентной борьбе за пациента. В результате дефицита финансовых средств идея конкурентной борьбы становится нереальной. До сих
пор фиксируется немало фактов, когда медицинские учреждения отказывают пациентам, имеющим страховой полис, в предоставлении медицинской помощи только из-за того, что они проживают в другом районе.
До настоящего времени остаются нерешенными вопросы во взаимоотношениях между лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми медицинскими организациями (СМО). С одной стороны, по мнению 62% экспертов, СМО строго контролируют качество медицинской помощи, а с другой -конфликтов между страховщиками и предоставителями медицинских услуг практически не бывает. Все это происходит в условиях неудовлетворенности населения качеством медицинского обслуживания. На этом основании можно предположить, что реализация интересов медучреждений и страховых компаний осуществляется, очевидно, в некоторой степени и за счет «определенного ущемления» интересов потребителя медицинских услуг.
Необходимость практического маркетинга обусловлена тем, что он позволяет своими методами и инструментами более эффективно адаптировать систему обязательного медицинского страхования к условиям окружающей социальной среды, и прежде всего к требованиям и запросам потребителей, а в широком смысле формировать рациональные потребности у потребителей.
Библиографический список
1. Кучеренко, В. 3. Принципы и логика рыночных отношений в здравоохранении [Текст] / В. 3. Кучеренко // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1994. - № 2. - С. 22-27.
2. Корчагин, В. П. Финансовое обеспечение здравоохранения [Текст] / В. П. Корчагин. -М., 1997.
3. Лисицын, Ю. П. Страховая медицина [Текст] / Ю. П. Лисицын // Социальная гигиена и организация здравоохранения. - М., 1992. - С. 416-436.
4. Лебедев, А. А. Рыночная экономика: маркетинговые основы управления, организации и финансирования национальной системы охраны здоровья [Текст] / А. А. Лебедев. - Самара, 1996.
Дилшад Мусейб кызы Гасанова,
преподаватель Саратовского государственного медицинского университета,
аспирант Современного гуманитарного университета (г. Москва)
РОЛЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ УПРАВЛЕНЧЕСКИМИ КАДРАМИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
^Знедрение инновационных методов в процессе подготовки, переподготовки и повышении квалификации управленческих кадров настоятельно требует достижения менеджерами должного уровня владения иност-