Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Матвеев М.С. «Социальное медиа» или «социальная сеть»: что имеет в виду социолог // Социодинамика. 2024. № 5. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.5.70567 EDN: JGFIOO URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp? id=70567
«Ооциальное медиа» или «социальная сеть»: что имеет в виду социолог
Матвеев Михаил Сергеевич
СКСЮ: 0000-0002-5378-6559 аспирант, кафедра Социологии и политологии, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 195276, Россия, г. Санкт-Петербург, Культуры, 25, кв. 184
И [email protected] Статья из рубрики "Социальные исследования и мониторинг"
DOI:
10.25136/2409-7144.2024.5.70567
EDN:
JGFIOO
Дата направления статьи в редакцию:
25-04-2024
Дата публикации:
02-05-2024
Аннотация: Возросшее количество работ, посвящённых социологическим исследованиям Всемирной паутины, актуализировало терминологическую проблему, которая является характерной для всех новых и приобретающих популярность в академических кругах концепций. Целью данной статьи является уточнение понятия «социальная сеть» и его разграничение с другими терминами, имеющими схожую коннотацию: социальная сеть как структура, «сервис социальных сетей» как среда формирования виртуальных связей и «социальное медиа» как синоним для последнего словосочетания. Однако при этом будет изучена их безусловная смысловая взаимосвязь: социальная сеть в смысле интернет-ресурса и сервиса является частью социальных медиа, а социальные сети как совокупность отношений социальных акторов безусловно присутствуют в цифровом пространстве и в веб-приложениях. Для этого
были применены методы сравнительного и библиографического анализа, а также вторичного анализа данных. Особенности социального пространства, формируемого компьютерными технологиям, накладывают особые характеристики на виртуальные социальные связи, поэтому необходимо уточнять среду, в которой они распространены, и в этом случае использование термина «социальная сеть» не является до конца точным. Кроме того, установлено, что существует «терминологический тренд», и концепция «социальные медиа» является на сегодняшний день более доминирующей в англоязычных источниках, так как является более общей и учитывает текущие технологические изменения ресурсов - в этом случае «сайты социальных сетей» являются частью всех Интернет-медиа, но несут в себе основную цель, заложенную создателями - коммуникацию и установление связей - поэтому и в этом случае уточнение является необходимостью.
Ключевые слова:
социальные медиа, анализ социальных сетей, виртуал социальных сетей, социальная коммуникация, виртуальные коммуникация, социальная сеть, Интернет-коммуникация
Введение
Изучая современные работы в самых различных научных журналах по ключевому слову «социальная сеть» можно заметить, что в русскоязычном научном сообществе этот термин одинаково применим и к «социальной структуре», состоящей из множества акторов (индивидуальных или коллективных) и определенного на нем множества
отношений (совокупности связей между акторами) ———^ - то есть к явлению, существовавшему задолго до появления Интернета - и к «группе приложений на базе Интернета, основанных на идеологических и технологических основах Web 2.0,
позволяющих создавать и обмениваться пользовательским контентом» [2, с 61]. Даже крупнейшие онлайн-энциклопедии на русском языке по запросу vk.com называет этот
ресурс «социальной сетью» ^^
В то же время, страница vk.com на английском языке сообщает нам, что данный ресурс является социальным медиа (social media) и сервисом социальных сетей - «social
networking service» ^^ Это касается и англоязычных исследователей - чётко разделяющих понятия «социальные сети» и «социальные медиа». Кроме того, что в современной науке активно развивается сетевой анализ или анализ социальных сетей (SNA), и занимающиеся им ученые предупреждают о том, что их подход к исследованию социальных структур зачастую не ограничивается лишь Интернетом и социальными медиа, потому что сети, в которые вовлечен человек, существуют и константной реальности. В этом смысле интернет-связи могут их дополнять или, благодаря Всемирной паутине, могут возникать и новые связи, но в этом смысле социальные медиа будут выступать в качестве канала коммуникации и платформы для формирования новых виртуальных связей.
Таким образом, уже очевидна терминологическая путаница, которая является характерной для всех новых и популярных концепций в академических кругах. То же самое, к примеру, было актуально и для термина «большие данные» или Big Data. Эмпирическое исследование 1581 конференции и статьи показало, что популярность
изация, Интернет, сервис социальные сети, сетевая
термина обусловлена частым использованием в широком диапазоне контекстов и часто не соответствует общему значению. В результате его смысл все еще туманен, и это
препятствует организованной эволюции субъекта Концептуальная неоднозначность сказывается и на термине «социальная сеть», ведь сложилась ситуация, когда одно понятие заменяет сразу три: социальное медиа, социальная сеть как структура социальных отношений и сервис социальных сетей. Поэтому целью данной работы станет разграничение этих понятий, но при этом будет изучена их безусловная взаимосвязь: социальная сеть в смысле интернет-ресурса и сервиса является частью социальных медиа, а социальные сети как совокупность отношений социальных акторов безусловно присутствуют в цифровом пространстве и в веб-приложениях.
Обсуждение
Прежде всего, необходимо рассмотреть социальные сети как метафору структуры социальных связей, ведь такой подход появился ещё задолго до распространения Интернета. Более того, Л. Фриман уверен: учёные со времен зарождения социологии признавали важность связей, объединяющих социальных акторов и пытались «представить структуру социальных отношений в виде взаимосвязанных узлов и связей
между ними» [6, с 2]. Сетевую или структурную точку зрения можно обнаружить в работах О. Конта, Э. Дюркгейма и Ф. Тённиса, и Г. Зиммеля. Более того, ученик Зиммеля Л. фон Визе начал использовать квазиматематические концепции «точки» и «линии», чтобы изобразить структуру взаимодействий, а также использовал в своих работах такие понятия, как «система отношений» и «сети линий между людьми». Кроме того, благодаря антропологу А. Рэдклифф-Брауну в социальную науку вошло понятие «сеть» в качестве метафоры, как «аллюзивное описание социальной структуры» Будучи поклонником Э. Дюкргейма, он развивал структурную точку зрения на социальные отношения и утверждал, что «социальные структуры также реальны, как и отдельные живые организмы» [Там же]. По словам Рэдклифф-Брауна сеть фактических, существующих отношений и есть социальная структура. Кроме того, ученый уверен, что отдельная социальная связь между двумя людьми существует только в рамках широкой сети социальных отношений, с участием множества других людей.
Эти и многие другие теоретические наработки развил социальный антрополог Дж. Барнс, который изучал социальные связи в приходе Бремнес в западной Норвегии и впервые сознательно использовал определение «социальная сеть». В своей работе он описывает конструкт, где люди представлены набором точек, а линии между ними указывают, кто и как взаимодействует друг с другом. Более того, Барнс заявляет, что сеть не находится внутри только одного прихода, а вообще «не имеет внешней границы» и «распростёрлась на всё общество» [8].
Таким образом, в 1954 году в науке появилось академическое понятие «социальная сеть», под которым понимается множество акторов и связей между ними. Концептуально этот взгляд на социальную действительность предполагает, что общество не представляет собой только всю сумму индивидуумов. Скорее, каждый вовлечен в структуры отношений, которые предоставляют различные возможности и несут в себе ограничения. Кроме того, общество также не состоит из тесно соединенных групп — как строительных блоков. Скорее, оно состоит из множества объединенных в сеть людей.
Поэтому для социологов, придерживающихся такой точки зрения, развитие и распространение новейших компьютерных технологий - это во многом лишь новый канал коммуникации: люди и так встроены в социальные сети, состоящие из коллег, друзей и
близких, это же самое справедливо и для виртуального мира, где возникают и поддерживаются социальные структуры. Цифровые технологии лишь упростили установление и поддержку связей, увеличили количество возможных контактов для каждого индивида, встроенного в сеть. Как отметил Б. Уэлманн: «Компьютерные сети по своей сути являются социальными сетями, связывающими людей, организации и знания»
J91. Кроме того, исследователь, следуя принципам научной строгости, уточнил, что все зарождающийся в 1990-е годы цифровые ресурсы, которые позволяют коммуницировать индивидам, стоит называть несколько иначе - компьютерными социальными сетями (computer-supported social networks или online social networks), делая акцент на среде,
где происходит формирование связей liSi.
То есть, первое формальное определение сайтов социальных сетей относится к 1996 году. Как отметили в своем исследовании Т. Айхнер с коллегами, термин «social network» быстро стал популярным, его определение высокоцитируемым, а также он получил долгую историю употребления и особенно доминировал в научной литературе с
2005 по 2009 годы -Ш^. Также встречались его вариации, уточняющие коммуникативное пространство: «social networking services», «online social network», «social networking sites». Ключевым аспектом во всех этих определениях стала идея, которая была выражена в ставшей самой цитируемой статьей в этой области (по данным Google Scholar) согласно, о том, что целью таких ресурсов является коммуникация с людьми, уже являющимися частью социальной сети индивида, а также возможность делать видимой свою сеть за счет технических возможностей сайтов, например, список друзей или функция «общие друзья». То есть, собственная социальная структура стала осознаваемой и осмысляемой для каждого человека J12!.
Однако с 2010-го года в англоязычной научной литературе исследователи начали использовать преимущественно термин «социальные медиа» («social media»), который
впервые был использован в 1994 году -U^i. Это связано в первую очередь с техническим развитием Интернета и появлению Web 2.0. Теперь большее внимание уделяется не людям, а тем новым форматам коммуникации, которые предоставляет Всемирная паутина. М. Кастельс выделил уникальные характеристики интернет-коммуникации, где особый акцент сделал на мультимедийность и интерактивность - транслируемый материал может быть самого различного формата, а его индивиды могут быть как его получателями, так и
отправителями [13, С-183"1. Кроме того, в это время сформировалась терминологическая иерархия: теперь сайты социальных сетей понимаются как один из видов социальных медиа, а в типологии присутствуют развлекательные платформы, а также мультимедийные и другие -U4!.
Что касается русскоязычного подхода, то зачастую понятия «социальная сеть», «сайт социальных сетей» и «медиа» отождествляются. Как заметил Р. Дукин, учёные изучают сервисы социальных сетей, да и социальные медиа, через оптику «сетевой теории», то
есть «рассматривая их, в первую очередь, как реальные сообщества людей» и делают акцент именно на коммуникацию, которая порождает социальные связи.
Поэтому, в первую очередь, стоит разграничить понятия «сайт социальных сетей» и «социальное медиа». Как отмечала Ч. Ди, в работах на русском языке даже те ресурсы, основной целью которых не является общение, также классифицируются как социальные
сети, к примеру, видеохостинги -I16!. Наряду с «сайтами социальных сетей» существуют и другие категории: фотохостинги, аудиохостинги интернет-СМИ, блоги, микроблоги, онлайн-энциклопедии. Поэтому, к примеру, в более широкой формулировке можно
сказать, что портал vk.com является социальным медиа (social media). Но можно ли заявить, что он также и является с социальной сетью, без дополнительных уточнений? Нам представляется, что нет.
В таком случае это затрудняет изучение значение социальных медиа для социальных сетей, в классическом, «нецифровом» понимании последнего термина. Социальные медиа влияют на формирование и развитие всех социальных отношений, и вносят свои коррективы в структуру даже «оффлайновых» социальных сетей. Большая часть социальной активности может происходить даже за пределами веб-сайта, но платформа продолжает быть посредником для подключенных к ней пользователей. Кроме того, виртуальные связи обладают отличающимися от «классических» социальных связей свойствами, так как нельзя не учитывать свойства среды, в которой они формируются. В этом смысле социальные медиа даже являются фактором для новой формы социальной трансформации - виртуализации. Д. В. Иванов определил свойства виртуальной среды:
нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность К
перечисленным характеристикам можно добавить ещё две: сотворённость - виртуальная реальность создана в результате действий в константой реальности, а также интерактивность - сотворённая реальность вполне способна взаимодействовать с настоящим миром и его субъектами. К примеру, такое свойство среды как условность параметров гласит, что объекты в ней искусственны и изменяемы. Это определяет характер интернет-связей: в процессе их формирования участвуют не конкретные индивиды, а их сконструированные виртуальные образы, то есть, устойчивая система идентичностей невозможна. В реальном мире, напротив, очевидно, что человек точно сможет распознать, с кем он коммуницировал ранее. Кроме того, на таких платформах технически осуществимо управление собственным Интернет-образом (публикация определённых фотографий и информации в личном профиле), а также выбор коммуникативного пространства: это раздел «личные сообщения», блоки комментариев. Помимо этого, уникальны и паттерны социального взаимодействия: коммуникация осуществляется в виде текста, изображений или видео, которые, к примеру, не учитывают аспекты невербального общения. Это увеличивает риск неправильной интерпретации сообщений. И наконец, технические возможности Интернет-ресурсов позволяют оборвать любую виртуальную связь буквально «одним щелчком мышки», это поднимает смежные вопросы об уровне социального контроля, ведь в Интернет-пространстве можно нарушить устроившуюся социальную норму, покинуть виртуальную общность и построить новую сеть контактов. Таким образом, говоря «социальная сеть», можно не учесть свойства виртуальных социальных связей, которые отличаются от отношений из константой реальности. В таблице 1, приведенной ниже, будут учтены сходства и различия двух типов сетей, благодаря которым будет заметна необходимость уточнения термина.
Таблица 1. Основные характеристики двух типов социальных сетей
Характеристики Социальная сеть Виртуальная социальная сеть
Отношение к расстоянию Возможен и близкий контакт и связь на расстоянии Отсутствие физического, личного контакта - только на расстоянии, иногда на очень больших расстояниях
Характеристики а кторов в с е ти Существует однозначная информация об акторе Зачастую отсутствие однозначной и достоверной связи между профилем в Интернете и индивидом в реальном мире
Видимость связей между акторами Данные о наличие связи между акторами зачастую недоступны Относительно простой доступ к информации о наличие связи между акторами
Формат коммуникации в связях Более стабильный формат коммуникации Возможность легкого переключения между различными форматами коммуникаций (текст, видео, голосовые сообщения)
Характер связи между акторами Б оле е с та б ил ьные связи Простота разрыва и приостановки контактов или отношений
Из сравнительного анализа заметна специфика реализации данного термина в условиях виртуального пространства, но, безусловно, это по-прежнему «акторы и совокупность связей между ними».
Заключение
Таким образом, резюмируя вышесказанное, нет никаких сомнений, что термин «социальная сеть» появился задолго до возникновения и широкого распространения цифровых технологий: в первую очередь, структурный взгляд на социальную действительность встречался в работах классиков, особенно в материалах Г. Зиммеля. Во-вторых, с подачи А. Рэдклифф-Брауна, «сеть» стала пониматься как метафора некой совокупности социальных отношений. В-третьих, Дж. Барнс уточнил термин, добавив слово «социальная». С того момента концепт занял свое место в словаре социологических терминов.
Однако, важно понимать, что согласно проведенному сравнительному анализу, сети, формирующиеся в Интернете, имеют ряд фундаментальных отличий от реальных. Поэтому необходимо, в первую очередь, говоря об определённом ресурсе, уточнять среду, где происходит социальное взаимодействие - «сайт социальных сетей», во избежание терминологической путаницы. Это же не позволяет не разделять «сайт социальных сетей» и «социальную сеть», поскольку виртуальные социальные сети, хотя и изоморфны аналогам из константной реальности и являются совокупностью отношений между акторами внутри сети, обладают сущностными и уникальными характеристиками, напрямую вытекающие из свойств среды.
Вторичный анализ данных об истории употребления терминов показал, что в науке, безусловно присутствуют тренды, связанные с употреблением тех или иных слов, во многом это связано с установлением определённой «терминологической парадигмы» -высокоцитируемые статьи задают направление, в котором двигается научная область. Но, с другой стороны, невозможно, не отметить более фундаментальный тренд - это растущая популярность Интернет-платформ в качестве объекта для социологических исследований. Потому что данные ресурсы - это прямое свидетельство продолжающихся процессов цифровизации и виртуализации, которые являются одним из ключевых источников фундаментальных изменений в современном социуме. И именно для более точного анализа необходима строгость в формулировках и выборе терминов.
Библиография
1. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010.
2. Kaplan A., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of
social media // Business Horizons. 2010. Vol. 53. Issue 1. Р. 59-68.
3. ВКонтакте [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ ВКонтакте (дата обращения: 16.04.2024)
4. VK_(service) [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ VK_(service) (дата обращения: 16.04.2024)
5. De Mauro A., Greco M., Grimaldi M. What is Big Data? A Consensual Definition and a Review of Key Research // Topics AIP Conf. Proc. 2015. 1644 (1). P. 97-104.
6. Freeman L.C. The development of social network analysis: A study in the sociology of science. Empirical Press, Vancouver, 2004.
7. Radcliffe-Brown A. R. On Social Structure //The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, 1940,70(1). P 1-12.
8. Barnes J. A. Class and committees in a Norwegian Island parish // Human Relations, 1954, №7(39).
9. Wellman B. Computer networks as social networks: collaborative work, telework, and virtual community // Annual Review of Sociology 1996. P. 2031-2034
10. Garton L, Haythornthwaite C, Wellman B. Studying online social networks // Journal of Computer-Mediated Communication 1997. P. 1-32
11. Aichner T, Grunfelder M, Maurer O, Jegeni D. Twenty-Five Years of Social Media: A Review of Social Media Applications and Definitions from 1994 to 2019 // Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2021 Apr;24(4). P. 215-222
12. Boyd D.M, Ellison N, B., Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication, Volume 13, Issue 1, 2007. P. 210-230.
13. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и об-ществе / У-Фактория, 2004.
14. Safio L., Brake D. K. The social media bible: tactics, tools, and strategies for business success. Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2009.
15. Дукин Р. А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №4 (40).
16. Чэнь Ди Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследователей // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. №3.
17. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0 / Д.В. Иванов. СПБ.: Петербургское востоковедение, 2002. 224 с
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в представленной статье являются социальное медиа и социальная сеть в контексте социологического анализа категорий.
В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы метод анализа, метод сравнения, дескриптивный метод, а в качестве основного метода был применен метод категоризации,
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку популярность использования терминов «социальное медиа» и «социальная сеть» как в научном сообществе, так и на уровне обыденного восприятия и коммуникации постоянно возрастает. Однако различные источники и ученые оценивают по-разному эти термины и наделяют их разными смыслами, особенно если обращаться к иностранной литературе и переведенным источникам. Для социологической науки очень важно провести
разграничение этих понятий и их содержательное наполнение.
Научная новизна исследования заключается в проведении анализа научной литературы и источников, определяющих понятия «социальное медиа» и «социальная сеть», разграничении этих категорий и установлении их взаимосвязи в рамках социологической науки.
Статья написана языком научного стиля с очень грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций ученых к изучаемой проблеме и применением терминологии, характеризующей предмет исследования. Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей. Структура данного исследования включает введение, обсуждение, заключение и библиографию.
Содержание статьи отражает ее структуру. Особую ценность представляет анализ терминов, которые встречаются в зарубежной литературе, характеризующих предмет исследования, а также проведенный сравнительный анализ основных характеристик терминов «социальная сеть» и «виртуальная социальная сеть», что демонстрирует необходимость уточнения этих категорий. Это наглядно представлено в таблице 1 исследования.
Библиография содержит 16 источников, включающих в себя отечественные и зарубежные периодически и непериодические издания, а также электронные ресурсы. В статье приводится описание различных позиций и точек зрения известных ученых, характеризующих подходы и различные аспекты к пониманию категорий «социальное медиа», «социальная сеть», «виртуальная социальная сеть», а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике, которая входит в круг научных интересов исследователей, занимающихся указанной проблематикой.
В представленном исследовании содержатся выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, «сравнительный анализ показал, что сети, формирующаяся в Интернете, имеют ряд фундаментальных отличий от реальных. Поэтому необходимо, в первую очередь, говоря об определённом ресурсе, уточнять среду, где происходит социальное взаимодействие - «сайт социальных сетей», во избежание терминологической путаницы. Это же не позволяет не разделять «сайт социальных сетей» и «социальную сеть», поскольку виртуальные социальные сети, хотя и изоморфны аналогам из константной реальности, обладают сущностными и уникальными характеристиками. Вторичный анализ данных об истории употребления терминов показал, что в науке, безусловно присутствуют определенные тренды, связанные с употреблением тех или иных слов, во многом это связано с установлением определённой «терминологической парадигмы» - высокоцитируемые статьи задают направление, в котором двигается научная область».
Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, представителями медийного пространства, социологами, экспертами и аналитиками.
В качестве недостатков данного исследования следует отметить, что в тексте статьи представлена таблица, однако, при ее оформлении необходимо обратить внимание на требования действующего ГОСТа. В тексте статьи встречаются опечатки и технические ошибки. Само название статьи, возможно, стоило бы несколько переформулировать, исключив вопрос и сформулировать название одним предложением. Указанные недостатки не снижают высокую научную и практическую значимость самого исследования, а скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная к рецензированию статья «Социальное медиа» или «социальная сеть»: что имеет в виду социолог» посвящена актуальной теме разграничения этих понятий в современной науке.
Данная статья как ответ автора на очевидную терминологическую путаницу, которая является характерной для всех новых и популярных концепций в академических кругах. При этом, автор изучает и их безусловную взаимосвязь: «социальная сеть» в смысле интернет-ресурса и сервиса, которая является частью социальных медиа, и «социальные сети» как совокупность отношений социальных акторов которые присутствуют в цифровом пространстве и в веб-приложениях.
Теоретические основы исследования составили работы О. Конта, Э. Дюркгейма и Ф. Тённиса, и Г. Зиммеля, Л.Л. Фримана, А. Рэдклифф-Брауну,Дж. Барнса, Б. Уэлманна и др.
Методологию исследования составили общенаучные методы - анализ, сравнение и обобщение научных источников по проблеме исследования.
Библиографический список включает 17 источников, что достаточно для раскрытия те мы.
Статья изложена хорошим научным языком, логично, аргументировано, структурировано. В работе автор приходит к мнению, что развитие и распространение новейших компьютерных технологий - «это во многом лишь новый канал коммуникации: люди и так встроены в социальные сети, состоящие из коллег, друзей и близких, это же самое справедливо и для виртуального мира, где возникают и поддерживаются социальные структуры. Цифровые технологии лишь упростили установление и поддержку связей, увеличили количество возможных контактов для каждого индивида, встроенного в сеть».
Приводит сравнительные характеристики двух типов социальных сетей «Социальная сеть» и «Виртуальная социальная сеть».
В заключении приводит основные выводы о том, что термин «социальная сеть» появился задолго до возникновения и широкого распространения цифровых технологий. Благодаря проведенному сравнительному анализу, сети, формирующиеся в Интернете, имеют ряд фундаментальных отличий от реальных.
Поэтому необходимо, в первую очередь, говоря об определённом ресурсе, уточнять среду, где происходит социальное взаимодействие - «сайт социальных сетей», во избежание терминологической путаницы.
Также, автор резюмирует, что в науке, безусловно присутствуют тренды, связанные с употреблением тех или иных слов, во многом это связано «с установлением определённой «терминологической парадигмы» - высокоцитируемые статьи задают направление, в котором двигается научная область. Но, с другой стороны, невозможно, не отметить более фундаментальный тренд - это растущая популярность Интернет-платформ в качестве объекта для социологических исследований».
Рекомендуем статью «Социальное медиа» или «социальная сеть»: что имеет в виду социолог» к публикации.