УДК 316.42
Е. А. Боярова, Е. С. Удалова
ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. Рассматривается современная личность в условиях сетевого общества. Особое внимание уделяется роли социальных сетей в жизни человека. Показано, что данные сети оказывают на современную личность двоякое воздействие. С одной стороны, они позволяют расширить границы коммуникаций, обеспечивают ресурсами для саморазвития, помогают достичь успеха в экономической деятельности. С другой стороны, большой объем «интернет-мусора» формирует некорректное представление о чем-либо. Часто в социальных сетях мы наблюдаем процесс социально-групповой идентификации. Социальные сети являются фактором социализации индивида, имея собственный специфический язык виртуального общения, ценности и нормы поведения в Интернет-пространстве.
Ключевые слова: личность, социальная сеть, информационное общество, социализация, индивид, интернет-пространство.
Вступление общества в информационную эпоху привело к серьезным трансформациям социальной жизни, которая приобрела во многом сетевой характер. Как отмечает исследователь И. Р. Пригожин: «Никто не планировал сетевое общество и взрыв информации; это примечательный случай стихийного возникновения новых форм общества... Сетевое общество, конечно, структура неравновесная, возникшая в результате недавних процессов в информационной технике» [1, с. 25].
Уже некоторые классики социологии выражали мнение о важности изучения общества как сложного переплетения более гибких, чем социальные структуры, социальных связей (Г. Зиммель, Э. Дюркгейм). В первой половине прошлого века различные социальные сети уже активно исследовались (Дж. Морено, А. Рэдклифф-Браун). Но по-настоящему интерес к социальным сетям возник во второй половине прошлого века -начале XXI, что связано с информатизацией и глобализацией общества и возникновением, по сути, новых форм социальных сетей, находящихся в интернет-пространстве. Среди современных социологов, изучающих социальные сети в виртуальном мире, можно отметить американского ученого Д. Бойд, которая в 2008 г. защитила знаковую в этой сфере диссертацию о влиянии социальных сетей на молодежь США.
В целом в рамках теоретической социологии изучением феномена социальных сетей занимались: К. Леви-Стросс, Р. Мертон, П. Холланд, Х. Уайт, М. Грановеттер и П. Бурдье. Упоминают социальные сети в концепциях информационного развития общества и различных модернистских теориях М. Кастельс, Ф. Фукуяма, Э. Тоффлер. Изучали это явление и отечественные социологи Р. Н. Абрамов (концепция социальных структур в информационном обществе), И. Г. Пригожин (исследование сетевого общества), Н. В. Романовский и А. Д. Мальцева, а также Г. В. Градосельская (сетевые теории и измерения в современной социологии).
Наш век признан веком информационных технологий, что очень точно описывает реалии, в которых социализируется современный индивид. Современное производство, транспортная система и многое другое находится в прямой зависимости от информационных технологий. Да и на личностном уровне свое ежедневное существование без компьютера, Интернета и социальных сетей человек уже не представляет. Сегодня почти каждый из нас пользуется веб-технологиями при организации общения с коллегами, друзьями, близкими. Иначе говоря, речь идет о новых способах и формах коммуникации, предполагающих свои ценности, нормы и правила.
По данным статистического агентства ТЫБ, аудитория социальной сети «Одноклассники» составляет 24,8 млн человек, а сети «ВКонтакте» - 31,3 млн (данные 2013 г.) [2]. Но темп расширения круга пользователей, охват населения этими сетями заметно опережает исследование этого феномена в России. Многие последствия использования новых сервисов остаются неизученными, что делает довольно трудоемким, в некоторых случаях даже невозможным прогнозирование социальных процессов, частью которых являются социальные сети. По сей день отсутствует даже единое общепринятое, полное и четкое определение социальной сети.
Например, в социологическом словаре социальная сеть определяется как «множество акторов (социальных объектов) и определенное на нем множество отношений» [3]. Б. Хоган так интерпретирует данный термин: «Сеть - это набор узлов (таких как люди, организации, веб-страницы или государственные образования). Также это отношения (или связи между этими узлами). Каждое отношение соединяет несколько узлов. Если отношение направлено, оно изображается как вектор; если не направлено - изображается как ребро. Почтовая сеть, например, является направленной сетью отправителей и получателей. Социальная сеть, организованная с помощью программного обеспечения, обычно является ненаправленной сетью друзей [пользователей]» [4]. В узком смысле «социальная сеть - это платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений» [5].
Каковы же социальные аспекты появления и распространения социальных сетей? Многие сервисы Интернета служат для установления связей между людьми в Сети, что, как следствие, ведет к оформлению социальных сетей. Наблюдая за процессами, происходящими в сети Интернет, специалисты пришли к выводу, что необходимо создать сервис, который поможет накопить социальный капитал, а именно личные деловые связи в виде социальной сети. Отсюда возникновение сервисов в сети Интернет для социальных сетей (их называют также социально-сетевыми услугами, образующими и поддерживающими социальные круги и сети, работающие посредством Интернета). Д. Бойд, занимающаяся изучением социальных сетей, определяет это явление так: «Социальные интернет-сети - это сетевые услуги, которые позволяют частным лицам строить общественные или полуобщественные профили в пределах ограничений, наложенных системой; они самостоятельно могут определять список других пользователей, с которыми могут сообщаться и делиться информацией, просматривать и связывать список контактов с другими пользователями, созданными внутри системы» [6].
Помимо этого стоит обратить внимание на некоторые специализированные сети, используемые и для специфического общения в силу интересов, и для обеспечения профессионально-трудовых коммуникаций. Специализированные социальные сети группируют людей по различным признакам (например, возраст, пол, религиозные взгляды, хобби и т.д.). Профессиональные социальные сети помогают поддерживать связи на профессиональные темы, делиться опытом и информацией, расширять деловые связи. Примеры: «Ыпке^п», «Мой Круг», «Профессионалы.ру». Корпоративные социальные сети служат лучшей организации и модернизации деятельности компании. Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи в зависимости от географического положения пользователя, используя современные технологии. Многие программы служат для определения текущего местонахождения того или иного индивида и соотносят его позицию в реальности с координатами различных мест и людей.
Говоря о плюсах социальных сетей, можно отметить и возможность общаться с родственниками и друзьями, живущими в разных городах и странах, заводить новые знакомства, а также иметь возможность саморазвития (здесь можно найти полезные для самообразования ресурсы). Социальные сети становятся распространенной областью и способом продвижения бизнеса: можно прорекламировать свой интернет-магазин, сту-
Экономика, социология, право
дию веб-дизайна или рок-школу; реклама может быть направлена на целевую аудиторию и о вашем бизнесе узнают люди, которых могли бы заинтересовать предоставляемая вами продукция или услуги.
Роль социальных сетей в жизни личности неоднозначна, что и обуславливает актуальность темы. Не стоит забывать и о недостатках социальных сетей для личности: как правило, это большой объем «интернет-мусора», который нередко утомляет и нагружает нервную систему или же формирует неправильные представления и некорректные знания. Кроме того, с недавних пор активно обсуждается проблема интернет-зависимости, влекущей целый комплекс проблем социального, психического, медицинского и прочего характера [7].
В социальных сетях происходит социально-групповая идентификация. Профили, которые создаются индивидами, не что иное, как отражение их социально-групповой идентичности в повседневной жизни. Социальный характер в социальных сетях носит также самопрезентация, ведь индивид демонстрирует при помощи своего аккаунта свой социальный статус, уровень образования, социальное окружение. Иначе говоря, люди пытаются как можно успешнее интегрироваться в общество, управляя эмоциями остальных пользователей, их представлениями о своей персоне. К. О. Черняева пишет: «Виртуальное понимается как особая реальность, особый мир, а порой и как мираж, сконструированный из управлений впечатлениями другого» [8].
Многомиллионная сеть Интернет в условиях мировой компьютеризации является и фактором социализации индивида. Она играет огромную роль в усвоении человеком социальных образцов поведения, культурных норм и ценностей. В социальных сетях имеется специфический язык виртуального общения.
Социальные связи в сети позволяют человеку заметно расширить систему реальных связей, найти референтов, не представленных в его непосредственном окружении, проиграть определенный набор социальных ролей, которые в повседневной жизни он исполнить не может. Человек как губка впитывает нормы, цели, ценности, правила, которые представлены не в реальном обществе, а в том или ином сетевом сообществе [9].
Таким образом, виртуальная социальность есть не что иное, как видоизмененная копия реальной социальности, что вполне может привести к переносу виртуальных социальных отношений на реальную жизнь. В то же время люди и в реальности могут выстраивать между собой отношения, учитывая свои взаимоотношения в сети. Связи, образованные в социальных сетях, заняли твердые позиции в современном обществе, однако являются безличностными и мимолетными. Эти специфические связи могут быть как привлекательными и перспективными для индивида, так и опасными. И при всей их неординарности связи в социальных сетях остаются связями между людьми, которые аналогично реальным подчинены законам и правилам виртуальной жизни.
Список литературы
1. Пригожин, И. Р. Сетевое общество / И. Р. Пригожин // Социс. - 2008. - № 1 (285).
2. Отчет по проекту Web Index. - URL: http://www.tns-global.ru/media/content/B7525726-B5E1-4Cl2-BE25-4C543F42F3EE/!Web %20lndex %20Report %2020l305.zip (дата обращения: 27.02.2015).
3. Социологический словарь - URL: http://enc-dic.com/sociology/Socialnaja-Set-8654.html (дата обращения: 27.02.2015).
4. Хоган, Б. Анализ социальных сетей в Интернете / Б. Хоган // Сайт ПостНаука. Academy. - URL: http://postnauka.ru/longreads/20259 (дата обращения: 27.02.2015).
5. Губанов, Д. А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. А. Губанов, Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили. - М. : Физматлит, 2010.
6. Boyd, D. M. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / Danah M. Boyd, Nicole B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Vol. 13 (1). - Р. 210-230.
7. Рассадина, Т. А. Интернет-зависимость: информационно-коммуникативный аспект / Т. А. Рассадина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2015. - № 2 (34). - С. 98-111.
8. Черняева, К. О. Культурная идентификация в социальных сетях Интернета / К. О. Черняева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2010. - № 1 (22). - С. 209-214.
9. Ионова, О. В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О. В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). -С. 109-112.
Боярова Екатерина Александровна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Boyarova Ekaterina Aleksandrovna
student,
Penza State University
Удалова Екатерина Сергеевна
кандидат философских наук, доцент, кафедра методологии науки, социальных теорий и технологий,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Udalova Ekaterina Sergeevna
candidate of philosophical sciences, associate professor,
sub-department of science methodology, social theories and technology Penza State University
УДК 316.42 Боярова, Е. А.
Личность в социальной сети: социологический аспект / Е. А. Боярова, Е. С. Удалова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 2 (14). - С. 41-44.