УДК 070
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ В ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СМИ
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF IMAGES OF RUSSIAN SPORTSMEN IN THEIR REPRESENTATION BY REGIONAL AND FEDERAL MEDIA
Д.С. Срыбный D.S. Srybnyy
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: 519205@bsu.edu.ru
Аннотация. Статья посвящена исследованию различий образов российских спортсменов в их репрезентации региональными и федеральными СМИ. Исследуются особенности подачи журналистских материалов белгородской и федеральной прессы, посвященных таким спортсменам, как Александр Кокорин, Федор Емельяненко, Сергей Тетюхин. Наблюдается тенденция, при которой журналисты местных изданий склонны мифологизировать образ спортсмена, представляющего регион. Материалы авторов общероссийских изданий отличаются большей объективностью: их взгляд остается объективно критическим
Abstract. The article investigates the differences in the images of Russian athletes in their representation of the regional and national media. The author describes the features of journalistic texts of Belgorod and federal press dedicated to such athletes as Alexander Kokorin, Fedor Emelianenko, Sergei Tetyuhin. There is a tendency according to which the journalists of local media tend to mythologize the image of an athlete representing the region. Federal authors are more objective: their view is objectively critical.
Ключевые слова: Спортивная журналистика, аксиология спорта, региональные спортивные СМИ, федеральные спортивные СМИ, образ спортсмена в СМИ.
Keywords: Sports Journalism, axiology of sports, regional sports media, the federal sports media, the image of the athlete in the media.
На сегодняшний день аксиология журналистики переживает этап становления и утверждения. По утверждению одного из ее основоположников В. А. Сидорова, аксиологию журналистики «можно рассматривать: во-первых, как метод ценностного исследования масс-медиа; во-вторых, как способ рассмотрения журналистики в качестве источника и ретранслятора ценностей общества; в-третьих, как новую социальную теорию журналистики, соответствующую информационной эпохе начала XXI века, - теорию, которая органично интегрирует в себе «надбытийность» и «онтологичность» ценностей, пронизывающих бытие журналистики»47. Подобные трактовки отнюдь не отрицают друг друга и не вносят разноголосицы в понимание аксиологии журналистики, а представляют, на наш взгляд, попытку целостного, интегративного, максимально возможного ее осмысления, высвечивающего все грани ее возможного приложения как в журналистской науке, так и в социально-гуманитарных науках в целом, которое систематизирует и объединяет написанные в разное время работы под эгидой ценностного анализа журналистики. Обзор научных сочинений показал, что высокий градус аксиологического напряжения имеют работы, отражающие ценностный конфликт медийного пространства. В них, как правило, анализируются этико-профессиональные качества журналистов и коммуникативные стратегии современных СМИ. Так, в контексте деонтологической культуры рассматриваются ценности «свобода», «ответственность», «нравственная позиция», «самоограничение», «толерантность», «призвание» и их антиподы, ассоциирующиеся у исследователей соответственно
47 Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ, 2010. 576 с.
с «качественной» («новой», «гражданской», «социальной», «человечной») журналистикой и «рыночной» («ангажированной», «легковесной») имеем в виду исследования И.В. Зиновьева, А.П. Короченского, И.А. Павлихина, О.М. Рыбалко, М.В. Симкачевой, И.В. Филатовой и других. Изучение отдельных аспектов коммуникативных стратегий СМИ позволяет делать выводы о ценностных ориентациях СМИ и, соответственно, о приоритетных для них функциях (работы
A.И. Верховской, А.В. Дрожжина, И.В. Ерофеевой, Г.В. Жиркова, С.С. Ильченко, А.Н. Кудиновой, Л.Г. Лисицкой, М.А. Найдена, К.Р. Нигматуллиной, С.Б. Стебловской, С.П. Суворовой,
B.В. Тулупова, О.В. Устимовой, О.В. Федотовой, М.Л. Халтуриной); при этом под коммуникативными стратегиями в медиалогии обычно понимают «определенную концепцию СМИ, обосновывающую и оправдывающую его существование, дающую конкретные установки, типы реагирования, фильтрации событий, отбора материала, его подачи и трактовки48».
В современном мире спорт является неотъемлемой частью культурной жизни общества, образуя целую систему символов и знаков, которые отражают специфику ценностных установок и идеологических ориентаций, типичных не только для спортивной деятельности, но и для общества в каждую социально-историческую эпоху развития49. Спортсмен как непосредственный участник подобного рода деятельности является важным репрезентантом аксиологической компоненты, транслируемой средствами массовой информации. Можно говорить об универсальных методах и средствах, используемых авторами журналистских материалов при описании того или иного спортсмена, но в то же время наблюдается существенная разница в подаче материалов, репрезентирующих личность спортсмена, в материалах региональной и общероссийской прессы. В данной статье мы рассмотрим типичные примеры, характеризующие специфику как региональных, так общероссийских журналистских материалов, посвященных спортсменам.
Деятельность СМИ сегодня рассматривается как одна из важнейших сфер формирования нормативно-поведенческих установок и стереотипов, а также системы ценностей. СМИ обладают широким диапазоном педагогического и психологического воздействия на людей - от простого ознакомления и обучения до убеждения. От направления, содержания, объема и качества продукции средств массовой информации во многом зависят структура и содержание общественного мнения о спорте, характер и степень ценностного отношения к нему. Общий подход средств массовой информации к освещению спортивных соревнований, акцентирование тех или иных моментов, соответствующие комментарии, разъяснения и т.д. формируют ценностные ориентации в обществе, стереотипы поведения спортсменов, тренеров, организаторов международных спортивных соревнований, а также влияют на жизненный выбор отдельного человека.
На сегодняшний день методология исследований медийных образов находится на стадии начального становления ввиду того, что работы, посвященные этой проблеме, крайне немногочисленны, а система методов исследования медиаобраза еще находится в стадии формирования. Такое положение дел актуализирует исследование понятия медиаобраза и методов его конструирования в СМИ. Анализ научных публикаций последних лет, посвященных данной проблеме, позволил нам выделить три основных тенденции в реконструкции медийного образа в их зависимости от анализируемого фактического языкового материала.
Во-первых, медийный образ публичных персон, таких как политики, звезды шоу-бизнеса, общественные деятели, а также репрезентация актуальных социальных, экономических и политических проблем создается на основе медиатекстов, созданных профессиональными журналистами. Так, например, изучается медийный образ России на основе лингвостилистического анализа журналистских текстов [Белоусов, 2010, 27], [Глухов, 2009, 234], [Соколов, 2010, 32], [Чернышева, 2010, 31]. Такие исследования позволяют получить модели медиаобразов определенных фрагментов действительности, основанных на личном мнении профессиональных журналистов, что обусловливает высокий уровень субъективности полученных результатов.
Во-вторых, медиаобраз социально значимого явления или субъекта может формироваться на основе речевых продуктов, полученных в ходе работы фокус-групп. В качестве примера можно привести исследования [Hughes, 2008, 21] британских ученых, касающихся актуальной в последнее время темы лечения человека с использованием стволовых клеток и отношения к данному явлению общественности. Целью сформированных по данному вопросу фокус-групп было выявление уровня знаний опрашиваемых по изучаемой проблеме, источника информации по данной тематике и личного мнения о преимуществах и недостатках подобного вида лечения. В результате проведенного исследования ученые сформировали собирательный образ -представление о стволовых клетках, который превалирует в медиасознании аудитории.
48 Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ, 2006. 600 с.
49 Люлевич А.А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ: дисс. ... канд.культурологии. -М.:2006. - 168 с.
В-третьих, реконструкция медиаобразов представляется возможной в результате систематизации спонтанных речевых произведений пользователей сети Интернет, обсуждающих то или иное явление на различных онлайн-платформах. Подтверждением этому является конструирование медиаобраза И.В. Сталина [Зелянская, 2009, 77], основой для которого стали интернет-комментарии различных пользователей, обсуждавших образ советского вождя, выражавших свое отношение к его личности и деятельности.
Анализ эмпирических данных в нашей работе базируется на первом из представленных типов реконструкции медиаобраза в СМИ, идентифицирующем российских спортсменов на основе репрезентации их личностных качеств и спортивных достижений журналистами федеральных и региональных изданий.
К числу представляющих Белгородскую область спортсменов, чьи достижения активно освещаются не только в региональной, но и общероссийской прессе, мы можем отнести футболиста Александра Кокорина, бойца смешанных единоборств Федора Емельяненко и волейболиста Сергея Тетюхина.
Уроженец города Валуйки Белгородской области, Александр Кокорин, является одним из наиболее известных молодых российских футболистов. На сегодняшний день спортсмен выступает за футбольный клуб Зенит (г. Санкт-Петербург), а также входит в состав национальной сборной России. Согласно базе данных специализированного интернет-портала «Transfermarkt» (Германия), Александр Кокорин занимает третье место в списке самых «дорогих» российских футболистов, чья трансферная стоимость составляет 7 млн. фунтов стерлингов50.
Будучи героем публикаций региональной прессы, Александр Кокорин предстает перед читателями достойным представителем Белгородской области. Спортивные успехи футболиста преподносятся журналистами не как его личные достижения, а в качестве успеха всего региона. Так, в публикации «Наш земляк вошел в историю» журналист Е. Николаев, комментируя забитый А. Кокориным гол в ворота сборной команды Алжира, отмечает, что футболист «забил первый «белгородский» гол на чемпионатах мира по футболу51». При этом, несмотря на, в целом, неудачное выступление российской сборной, автор публикации подчеркивает значимость успеха спортсмена: «27 июня в первом часу ночи уроженец Валуек Александр Кокорин вошел в футбольную историю52».
Журналист белгородского молодежного издания «ОнОнас» А. Севриков также особое внимание уделил «родовой принадлежности» автора забитого гола: «Белгородчина ликовала особо, ведь ворота поразил валуйчанин Александр Кокорин! ...сложно представить, что творилось в самих Валуйках, но у меня сложилось впечатление, будто этот небольшой город на время стал центром вселенной53»
Мы отмечаем, что представители региональных СМИ весьма эмоционально подходят к описанию спортивных достижений своего земляка и ассоциируют его успех с «родной» белгородской областью.
Более сдержанно оценили достижение валуйчанина журналисты центральных изданий. Колумнист «Комсомольской правды» Евгений Несын отмечает лишь профессиональные качества спортсмена: «Александр Кокорин после подачи с фланга мощно пробил головой под штангу и открыл счет в матче54». В подобном ключе прокомментировал гол россиянина и корреспондент Русской службы BBC Р.Сааков: «Кокорин примерно с 11 метров нанес точный удар в левый верхний угол ворот - голкипер африканцев Раис МБоли даже не прыгнул за мячом55».
Общий тон публикаций региональной прессы об Александре Кокорине - исключительно позитивный. Практически во всех публикациях, посвященных спортсмену, журналисты отмечают его высокий профессионализм и уровень технической подготовки, соответствующий самым высоким мировым стандартам. Характеризуя спортсмена, белгородские журналисты, также акцентируют внимание и на его положительных личностных качествах. Так, автор публикации «Наши люди в Бразилии» Е.Ромашов описал свою поездку в родной город Александра Кокорина -Валуйки, где пообщался с первым тренером футболиста и его первой учительницей. Описывая
50 Специализированный интернет-портал «Transfermarkt». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transfermarkt.co.uk/russia/startseite/verein/3448
51 Николаев Е. Наш земляк вошел в историю // Портал издательского дома «Мир Белогорья». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/nash-zemlyak-voshyol-v-istoriyu/
52 Там же
53 Севриков А. Между эйфорией и отчаянием // Портал издательского дома «Мир Белогорья». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/mezhdu-ejforiej-i-otchayaniem/
54 Несын Е. Сборная России покидает чемпионат мира по футболу // Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26248.4/3128575/
55 Сааков Р. Россия не смогла обыграть Алжир и вылетела с ЧМ-2014 // Интернет-сайт Русской службы новостей BBC. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/sport/2014/06/140626_wc2014_football_russia_algeria
личные качества спортсмена, оба педагога отмечают, что еще в детстве Александр был трудолюбивым, целеустремленным и «суперответственным56».
В отличие от своих региональных коллег журналисты общероссийских изданий не склонны идеализировать образ спортсмена. Так, колумнист газеты «Спорт-экспресс» Е.Зырянкин констатирует серьезный спад в карьере футболиста, отмечая его невыразительную и посредственную игру в последнее время: «самый талантливый российский форвард и главная надежда национальной сборной в нынешнем сезоне переживает очевидный кризис. Что случилось с Кокориным? Отчего так поблекла его игра57?».
Помимо возникших у Кокорина проблем спортивного характера, журналисты центральных изданий отмечают и проблемы дисциплинарные: участие в скандальных историях и вызывающее поведение на публике. Примечательно, что данные темы никак не освещались в региональной прессе Белгородчины.
Боец смешанных единоборств Федор Емельяненко, хотя и не является коренным жителем Белгородской области, но позиционируется местными СМИ в качестве спортсмена, представляющего именно этот регион. Спортивные успехи атлета преподносятся как результат жизни в регионе. В публикациях региональной прессы мы также отмечаем превалирующий акцент на несобственно спортивных аспектах личности Федора Емельяненко, таких как показательная нравственность, отсутствие вредных привычек и православная активность. Именно Федор Емельяненко стал первым белгородским спортсменом, принявшим эстафету Олимпийского огня в преддверии XXII зимних игр в Сочи. Журналисты спортивного издания Белгородской области «Смена» отмечали, что спортсмену было «приятно пронести огонь по родному святому Белогорью58».
В июле 2015 года спортсмен спустя 3 года после объявления о завершении своей карьеры заявил о том, что намерен вернуться на ринг. Новость об этом событии была оперативно опубликована в крупнейших белгородских и общероссийских спортивных СМИ. Примечательно, что уроженец украинской ССР и проживающий с 2012-го года в Москве спортсмен продолжает позиционироваться региональными изданиями Белгородской области как «староосколец»: «легендарный боец смешанного стиля из Старого Оскола сообщил, что сейчас ведутся переговоры с компаниями, которые проводят бои59».
Подобную нелогичную «привязку» к региону мы наблюдаем и в отношении известного волейболиста Сергея Тетюхина. Многократный чемпион страны, европейских и мировых первенств, Олимпийский чемпион 2012 года родился на территории Узбекской ССР и сменил несколько клубов, прежде чем стать белгородским спортсменом, начав выступать за местный «Локомотив-Белогорье» (с 2011 года - «Белогорье»). Именно с белгородским этапом карьеры связаны основные спортивные достижения Сергея Тетюхина. Примечательно, что внушительный вклад атлета в развитие и популяризацию спорта в регионе, а также выдающиеся профессиональные успехи волейболиста нашли свое признание на самом высоком уровне, когда в 2012 году спортсмен стал Почетным гражданином Белгородской области.
Популярность Сергея Тетюхина зачастую делает его героем объемных журналистских публикаций. В качестве примера мы можем привести материал «Два дня в декабрях», опубликованный в первом выпуске областной спортивной газеты «Смена» за 2014 год и занявший целую полосу формата А3. Автор публикации Е. Ромашов характеризует спортсмена как воплощение «чуда национального характера», говоря о «золотом» матче сборной России в Олимпийском финале 2012-го года60. Журналист называет волейболиста «нашим земляком», с гордостью подчеркивая тот факт, что Сергей Тетюхин представляет Белгородскую область на клубном уровне. Помимо этого, в публикации идет речь о личных качествах спортсмена: журналист «Смены» характеризует волейболиста как примерного семьянина и заботливого отца, сопровождая текст своей статьи фотографией Сергея Тетюхина с младшим сыном. Оценивая значимость Белгородской области в жизни Сергея Тетюхина, автор текста описывает регион как «большую волейбольную семью».
56 Ромашов Е. Наши люди в Бразилии // Портал издательского дома «Мир Белогорья». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ш/news/news/nasЫ-lyudi-v-brazilii/
57 Зырянкин Е. Александровский спад // Электронная версия газеты «Спорт-экспресс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sport-express.ru/football/rfpl/reviews/855496/
58 Брысин В., Черноусов П. Огонь, приносящий радость и... снег // Портал издательского дома «Мир Белогорья». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/ogon-prinosyashij-radost-i-sneg/
59 Белых С. Федор Емельяненко объявил о возвращении на ринг// Портал издательского дома «Мир Белогорья». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ru/news/news/fyodor-emelyanenko-obyavil-o-vozvrashenii-na-ring09l67/
60 Ромашов Е. Два дня в декабрях // Электронная версия областной спортивной газеты «Смена» (№ 1, 2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belpressa.ru/media/news_backbone_media/20i3/i2/3i/l_2.pdf
В качестве «главного российского волейболиста» позиционирует спортсмена популярный общественно-политический журнал федерального масштаба «Русский репортер». В выпуске № 48 за 2013 год Сергею Тетюхину посвящена публикация Александры Владимировой под названием «Сила веры Сергея Тетюхина61». В своей публикации автор называет известного спортсмена «легендарным волейболистом с уникальной репутацией», отмечая, что «Тетюхин - человек, которого в волейбольном мире уважают все». Характерно, что журналист не позиционирует Сергея Тетюхина в качестве белгородского спортсмена: первым по значимости для автора публикации является национальная принадлежность волейболиста и его вклад в спортивные достижения страны. При этом выступление спортсмена за белгородский клуб расценивается как один из этапов карьеры героя публикации.
Таким образом, мы отмечаем разницу в репрезентации образов известных российских спортсменов региональными и федеральными СМИ. Как показал анализ публикаций, посвященных футболисту Александру Кокорину, журналисты местных изданий склонны даже не столько идеализировать образ спортсмена, сколько уже мифологизировать. Скандальные ситуации, в которых оказывался замешан футболист, журналистами белгородских изданий не освещались, общий тон публикаций всегда оставался положительным и преисполненным гордостью за успехи «земляка». Материалы авторов общероссийских изданий отличаются большей объективностью: успехи Александра Кокорина признаются и высоко оцениваются специалистами, но вместе с тем, их взгляд остается объективно критическим - журналисты отмечают качественный спад в игре футболиста.
Анализ публикаций, посвященных Федору Емельяненко и Сергею Тетюхину позволил выявить другую особенность репрезентации спортсмена региональными СМИ. Журналисты местных изданий, как правило, связывают успехи атлетов с их территориальной принадлежностью: именно на белгородской земле известные сегодня спортсмены смогли в полной мере реализовать свой потенциал и добиться внушительных успехов в своей карьере. Публикации подобного рода, на наш взгляд, призваны формировать патриотические чувства у читателей, чувство гордости за достижения своих «земляков». Так, в отличие от элементов национальной самоидентичности, фигурирующих в патриотических публикациях о победах российских спортсменов на мировой арене, в этом случае имеет место самоидентичность «региональная», целью которой является обозначить исключительность достижений атлетов, представляющих конкретный регион России, и соответственно высокий человеческий потенциал самого региона.
В публикациях общероссийских изданий данный компонент нивелируется. Журналисты федеральных СМИ не акцентируют внимание на региональной принадлежности спортсменов (которая может быть и вовсе неправильно определена, как в случае с Федором Емельяненко). Достижения того или иного спортсмена на мировой арене описываются как успех страны в целом, а не отдельного ее региона.
Региональные СМИ проявляют заинтересованность в раскрытии данной темы наравне с федеральной. По сравнению с федеральными массмедиа, местные СМИ способны достичь большего успеха в популяризации образа того или иного спортсмена благодаря близости к своему читателю. Им под силу осуществить комплексный подход к данной проблеме с учетом социокультурных особенностей отдельно взятого региона. Ведь информация, содержащаяся в СМИ, не только направлена на привлечение к борьбе за здоровый образ жизни реальных и потенциальных любителей спорта, но и способна серьезно активизировать деятельность лиц административного круга (руководителей спорткомитетов, представителей местных (федеральных) властей др.), от полномочий которых зависит решение тех или иных проблем, связанных с развитием массового спорта на конкретной территории.
Список литературы
Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики [Текст]: Е.Н. Богдан, Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2007. № 4. 321с.
Блейн, Н. Бойл Р. Спорт как жизнь: СМИ, спорт и культура [под ред. А. Бриггза, П. Кобли; пер. с англ. ЮВ Никуличева//Медиа. Введение. [Текст]: Учебник для студентов вузов -2-е изд. 2005. 572с.
Бугров, Н.Н. Новое мышление, олимпизм и гуманистические ценности // Новое мышление и олимпийское движение [Текст]: Н.Н. Бугров. М.: Знание, 1990. 218с
Власкин, А.П. Журналистика и аксиология: белые пятна в понимании [Электронные ресурс]: Материалы VI научно-практической конференции «СМИ и общество». Режим доступа: http://journalist.masu.ru/index.php/about-us/2011-04-05-10-19-40/-q-q/109--vi—/776-2012-03-14-08-58-36
Галинская, Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Текст]: Вестник ОГУ 2013. - № 11.
61 Владимирова А. Сила веры Сергея Тетюхина // Электронная версия журнала «Русский репортер» (№ 48, 2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrep.ru/article/20i3/03/27/tetyuhin/
Дубин, Б.В. Спорт, культ и культура тела в современном обществе. Заметки к исследованию / Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры [Текст]: Б.В. Дубин. М.: Новое издательство, 2004. 341с.
Журналистика в 2009 году: трансформация систем СМИ в современном мире : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ, 2010. 576 с.
Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Фак-т журналистики МГУ, 2006. 600 с.
Зубанова, Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации [Текст]: Вести. Челябинск. гос. академии культуры и искусств 2008. - № 2.
Зильберт, А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи [Текст]: А. Б. Зильберт. 2001. 56с.
Кудрин, СА. Базовые метафоры спортивного дискурса, как текстоподражающие модели [Текст]: автореф. дис.. С.А. Кудрин. М.: изд-во МГУ, 2005.
Красников, А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований [Текст]: А.А. Красников. - М.: Спортакадемпресс, 2003, 46 с.
Кожевникова, И.Г. Концепт «спорт» в русской концептосфере [Текст]: И.Г. Кожевникова. Воронеж: Истоки, 2002. № 9.
Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: Л.И. Лубышева. М., 2001. 240с.
Люлевич А.А. Образ спорта в отечественных СМИ: социокультурный анализ: дисс. ... канд.культурологии. - М.:2006. - 168 с.
Мангутова, В.Р. Спортивный дискурс и его участники [Электронный ресурс] / режим доступа: http: // www.acis.vis.ru
Позднышев, Е. Имидж спортсмена: Паблик рилейшнз в спорте. Научно-методическое издание. Часть 1. К.: "ЧПП" 2003. - 106 с.
Сидоров, В.А. Аксиология журналистики: возможности прочтения проблематики // Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения: [Текст]: сб. науч. тр./ под ред. М. Н. Кима. СПб., 2007. 289с.
Столяров, В.И., Роль спорта и спартианской модели игрового соперничества в формировании и развитии культуры мира // Спорт. Спартианское движение. Культура мира [Текст]: сборник / сост. и ред. В.И. Столяров, Е.В. Стопникова // Библиотека Спартианского Гуманистического Центра. - М.: Физическая культура. 2007. 389с.
Сулейманов, И.И. Предмет теории и социальные функции физической культуры и спорта [Текст]: И. И. Сулейманов. Омск,1981. 240с.
Суник, А.Б. Некоторые актуальные проблемы исследований в области истории физической культуры и спорта [Текст]: А.Б. Суник. 1999. 84с.
Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.
Фомин, ЮА. Актуальные социальные проблемы большого спорта [Текст]: ЮА. Фомин. Омск, 1989. 310с.
Фомин, Ю.А. Идеологическое наследие спорта XX века [Текст]: Ю.А. Фомин. Омск, 1996. 261с.
Царик, А.В. Физическая культура и спорт для всех в XXI веке [Текст]: А.В. Царик. Краснодар, 1996. 206с.