6. Педагогические ценности - комплекс знаний, понятий по обучению и воспитанию, способствующих формированию личности.
В словаре педагогических терминов педагогические ценности рассматриваются как «понятия и явления, имеющие ценность для образования и воспитания» [2, с. 102].
Узбекский народ имеет свои национальные ценности, которые содержат определенные особенности. Например, национальные ценности подразумевают уважение к ценностям других народов. Говоря о национальных ценностях народов Востока, следует особо выделить педагогические ценности воспитания личности. В качестве доказательства можно привести множество примеров из истории народов Востока. Достаточно назвать ряд образцов духовного наследия: «Основы астрономии Фаргони», «Каноны медицины» Ибн Сино, «Алгоритм» Хорезми, «Минералогия» Беруни, «Город добродетельных людей» Фароби, произведения Бухорий, Термизий, Накшбандий, Кубровий, Газзолий, Яссавий и других.
Знание национальной культуры и содержания ценностей, доверие и уважение к ним, признание их умом и сердцем формируют у учащейся молодежи гуманистические чувства, любовь к Родине, призывают молодежь трудиться для счасья и благополучия своего народа, для укрепления национальной независимости; стимулируют к достижению совершенства.
В заключение следует подчеркнуть, что созданное на протяжении тысячелетий наследие выдающихся мыслителей Востока вобрало в себе богатства материальной и духовной культуры, систему национального воспитания, национальный язык и литературу, основанные на психологии, образе жизни народа, общественно -политических взглядах, нравственных нормах, принципах, традициях народов Востока. И в этой связи основной задачей педагогов является бережное сохранение национальных ценностей и доведение их до сознания и сердец последующих поколений.
Литература
1. Каримов И. А. Юксак маънавият - енгилмас куч // Т. Маънавият, 2011. - 176 б.
2. Педагогик атамалар лугати // Тузувчилар Р. Х. Джураев ва б. - Т: Фан, 2008. - 196 б.
3. ТуленовЖ., Туленова К. Кцдриятлар фалсафаси. - Т.: 2014.
The content of the legal competence of future specialists in the context of globalization Rzhevskaya N. (Ukraine)
Содержание правовой компетентности будущих специалистов в условиях глобализации Ржевская Н. В. (У краина)
Ржевская Наталия Викторовна /Rzhevskaya Nataliia - методист,
Киевский национальный торгово-экономический университет, г. Киев; соискатель ученой степени,
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет им. Григория Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий, Украина
Аннотация: рассматривается понятие «правовая компетентность».
Акцентировано внимание на формировании правовой компетентности будущих специалистов в условиях глобализации. Исследуется содержание правовой компетентности будущих специалистов.
240
Abstract: discusses the concept of «legal competence». The attention is focused on the formation of legal competence of future specialists in the context of globalization. The author analyses the legal competence of future specialists.
Ключевые слова: глобализация, компетентностями подход, компетентность, правовая компетентность.
Keywords: globalization, competence approach, competence, legal competence.
В основе современных мировых тенденций лежит концепция XXI века, которая заключается в экономической, политической и культурной интеграции, слаженных взаимоотношениях государств на международной арене, построению на планете гармоничной цивилизации, включающей различные государства, нации, культуры, религии. Г лобализация является следствием реализации данной концепции.
В условиях формирования и развития правовых государств каждый гражданин должен обладать определенной правовой компетентностью, чтобы выступать в роли социального субъекта, активно реализующего свои права и обязанности в рамках существующей правовой системы государства.
Низкий уровень правовой компетентности может поставить будущего специалиста в условия социальной незащищенности, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности, низкой конкурентоспособности, а также отсутствия мобильности в мировом пространстве. В связи с этим формирование правовой компетентности следует рассматривать как неотъемлемую часть успешной подготовки будущих специалистов в условиях глобализационных процессов.
Анализ научной литературы позволил установить, что проблема формирования правовой компетентности будущих специалистов достаточно основательно исследована на уровне общих положений педагогики, психологии и дидактики.
Проблемы формирования правовой компетентности рассматриваются в исследованиях Ю. Ю. Ветютнева, Е. А. Певцова, А. А. Черемисин, Г. В. Лазарчук, А. А. Лукаш и др. Отдельные аспекты формирования правовой компетентности студентов в образовательных учреждениях неюридического профиля освещаются в работах А. А. Жигулина, С. В. Барановой, В. Е. Егорова, Т. В. Монько, Н. В Юрасюк, Н. Е. Поляковой, В. В. Потомахша, Т. Парсонса, Г. Мертона и др. Однако недостаточно исследованным является содержание правовой компетентности в свете глобализационных процессов.
Необходимо отметить, что в научной литературе нет однозначного понятия «правовая компетентность». Правовая компетентность в различных исследованиях выступает как:
- совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека способность и стремление уравнять свое социальное поведение с правом и другими действующими в обществе нормами (И. В. Безукладникова) [1];
- правовая компетенция является не только одной из интегративных по отношению к личности студента, но и выступает инвариантною характеристикой, то есть обязательной в смысле обязательности, весомости, постоянства (Я. В. Кичук) [2];
- правовая компетентность синтезирует в себе широкую гамму правовых знаний и правовых умений, отражает степень сформированности и выраженности акмеологической культуры (Вакуров В. Ф.) [3];
- стадия морально-правового развития (Л. Колберг) [4].
По нашему мнению, комплекс правовых знаний, умений, навыков, которые постоянно находятся в развитии под влиянием общественного прогресса и касаются как личности отдельно, так и государства в целом, представляет собой правовую компетентность. Развитие правовой компетентности в условиях глобализации рассматривается нами как непрерывный динамический процесс, на который оказывают влияние политические, экономические, социальные детерминанты.
241
По мнению Кручинина М. В., Кручининой Г. А., правовая компетентность включает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный (характеризуется проявлением мотивов, убеждений, осознания значимости для будущей профессиональной деятельности и жизни в правовом государстве); когнитивно-деятельностный (обеспечивает «базу знаний» - совокупность общих и профессионально важных правовых знаний и представлений об особенностях использования их в профессиональной деятельности); операциональный (определяет уровень сформированности общекультурных и профессионально-важных правовых компетенций для разрешения жизненных ситуаций и решения профессиональных задач) [5, с. 3].
М. В. Горбушина считает, что в структуре правовой компетентности важными представляются: мотивационный, когнитивный, деятельностнопрактический
компоненты, а также профессионально-личностные качества [6].
Составляющие правовой компетентности обусловлены внешними и внутренними факторами, которые выступают катализаторами проявлений компетентности при различных обстоятельствах. В условиях глобализации сближение экономики, политики, культур, технологий выражается благодаря накоплению человечеством огромных материальных и духовных ценностей, которые создают объективную основу развития современного цивилизационного процесса.
Накопленные материальные и духовные ценности выражается в опыте при принятии решений, совершении действий. Процессы глобализации укрупняют опыт до масштабов Вселенной. В связи с этим, в правовой компетентности можно выделить прецедентную составляющую, суть которой состоит в построении алгоритмов принятия решений, классификации или прогнозировании на основе эмпирических данных. Прецедентная составляющая представляет собой мировой опыт использования правовых знаний, умений и навыков. Эта составляющая объединяет когнитивный и деятельный компоненты, которые выделяют ученые. Инновационные технологии и инновационное использование знаний невозможно без опыта. Поэтому прецедентная составляющая правовой компетентности есть основа для инноваций в сфере правового регулирования.
Сегодня в мире существует острая необходимость решений глобальных проблем (предотвращение мировой войны, преодоление экономического и культурного неравенства, преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, снижение темпов роста народонаселения, борьба с терроризмом и др.) которые затрагивают жизнь человечества в целом. От того, когда и как они начнут решаться, зависит выживание людей.
Правовая компетентность в свете глобализационных тенденций должна носить цивилизационно-защитный компонент, который представляет собой знания о глобальних проблемах человечества и способность определять и решать социально значимые системные проблемы всего мира и отдельных регионов в частности, которые являются ключевыми для обеспечения устойчивого развития и требуют создания новых системообразующих знаний и прогрессивных технологий.
Таким образом, развитие правовой компетентности в условиях глобализации является необходимым компонентом гармоничного развития мира в целом и будущего специалиста в частности.
Литература
1. Безукладникова И. В. Правовая компетентность учащихся и условия ее
формирования [Электронный ресурс] / И. В. Безукладникова // Персональный сайт И. В. Безукладниковой. - Режим доступа к статье:
http://innvik.ucoz.com/index/pravovaja_kompetentnost_i_uslovija_ee_formirovanija/0-49.
242
2. Ючук Я. В. Правова компетенцгя - iHBapiaffraa суб’ектна характеристика сучасно! студентсько! молодi [Електронний ресурс] / Я. В. Ючук. - Режим доступа к статье: http://intellectinvest.org.ua/ukr/pedagog_editions_emagazine_pedagogical_science_vyp uski_n3_2010_s t_13/.
3. Вакуров В. Ф. Правовая компетентность в структуре акмеологической культуры служащих. Содержание и пути развития: Дисс. канд. псих. наук. - М., 2001. - 283 с.
4. Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive-developmental approach to socialization // D. Goslin (ed) Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969. P. 347-480.
5. Кручинин М. В., Кручинина Г. А. Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. - ART 55161. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55161.htm.
6. Горбушина М. В. Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дисс. канд. пед. наук спец.: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / М. В. Горбушина. - Ульяновск, 2007. - 210 с.
Didactic potential of information technology knowledge and activity in the formation of information and computer competence of the students in the use of AutoCAD Faitelson V. , Egorov I. , Bukreev A. (Russian Federation) Дидактические возможности информационных технологий познания и деятельности в формировании информационно-компьютерной компетенции у студентов в использовании AutoCAD Файтельсон В. А. , Егоров И. С. , Букреев А. В. (Российская Федерация)
1 Файтельсон Владимир Александрович /Faitelson Vladimir - аспирант, кафедра компьютерных технологий и информатизации образования, факультет физики математики и информатики,
Курский государственный университет;
2Егоров Илья Сергеевич /Egorov Ilia - студент, кафедра информационных систем и технологий, факультет фундаментальной и прикладной информатики;
3Букреев Андрей Валерьевич /Bukreev Andrey - студент, кафедра машиностроительных технологий и оборудования, факультет механико-технологический,
Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Аннотация: в данной работе были продемонстрированы дидактические
возможности и перспективы использования информационных технологий познания и деятельности формировании информационно-компьютерной компетенции у студентов с помощью программного продукта AutoCAD Architecture.
Abstract: in this article we have been demonstrated didactic opportunities and prospects for the use of information technology and knowledge of the activities of the formation of information and computer competence of the students using the software AutoCAD Architecture.
243