Научная статья на тему 'Cистема высшего образования в азиатской части России'

Cистема высшего образования в азиатской части России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ / MONITORING OF THE EFFECTIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / EDUCATIONAL STATISTICS / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меликян Алиса Валерьевна

Для принятия управленческих решений в сфере высшего образования в России и в отдельных ее регионах необходимо наличие полной, достоверной и актуальной информации о текущем состоянии системы высшего образования. Важным и наиболее полным источником информации о деятельности российских организаций высшего образования на текущий момент является база данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Цель данной исследовательской статьи количественно описать состояние системы высшего образования в азиатской части России по ряду характеристик на основе анализа результатов мониторинга эффективности за 2014 г. Результаты исследования позволили сгруппировать организации высшего образования, функционирующие в рассматриваемом регионе, по разным признакам: статус, организационно-правовая форма, специфика деятельности, численность студентов и ведомственная принадлежность. Был проведен анализ территориального расположения организаций высшего образования и распределения приведенного контингента студентов по организациям разного типа и по укрупненным группам специальностей. Использованы описательные методы количественного анализа данных. Согласно результатам исследования, в азиатской части России государственные вузы, как правило, сосредоточены в крупных городах и в них обучается основная доля студентов. В небольших городах преимущественно расположены негосударственные вузы и филиалы. В регионе больше половины организаций высшего образования филиалы (58 %), в которых обучаются лишь 11,2 % от всего приведенного контингента студентов. Большинство организаций высшего образования подведомственны Министерству образования и науки РФ (42 %). В них обучается 69 % от всего приведенного контингента студентов региона. Негосударственных образовательных организаций достаточно много (27 %), но в них обучается лишь 4 % приведенного контингента студентов. Организации высшего образования в регионе ведут подготовку студентов по 28 укрупненным группам специальностей. «Экономика и управление» самая востребованная из них, по ней обучается 23,2 % от всего приведенного контингента студентов. Подготовка по этой специальности ведется в 84 % организаций высшего образования. Около половины негосударственных организаций обучают студентов лишь по двум специальностям «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, обучение студентов, как правило, ведется по профильным специальностям. Так, в вузах Министерства сельского хозяйства РФ обучается 92 % от всех студентов региона, обучающихся по специальности «Сельское и рыбное хозяйство», а в вузах Министерства здравоохранения и социального развития РФ 91 % студентов по специальности «Здравоохранение». В регионе, богатом природными и минеральными ресурсами, развиты отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами. В то же время по специальностям, имеющим отношение к этим отраслям, обучается около 3 % всего приведенного контингента студентов в регионе. Наблюдается явный избыток в подготовке специалистов по гуманитарным и экономическим специальностям. Статья является одной из первых попыток охарактеризовать состояние системы высшего образования в крупном географическом регионе на основе данных Мониторинга эффективности. Ранее опубликованные исследования содержали общее описание результатов Мониторинга, подробно анализировали его результаты в конкретном субъекте РФ или были посвящены обсуждению и критике процедуры его проведения. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education system in the Asian part of Russia

Managerial decision making in higher education in Russia and some of its regions requires complete, precise and relevant information about the current state of higher education system. An important and the most precise source of information on Russian higher educational institutions activities at the present moment is the database of Higher education organization efficacy monitoring. The aim of this research article is to give a qualitative description of higher education system in the Asian part of Russia according to the set of characteristics on the basis of efficacy monitoring results for 2014. The result of the research allow for subdividing higher educational organizations in the region under analysis into groups on the basis of such characteristics as status, legal form, type of activity, student number and branch affiliation. The authors conduct the analysis of territorial positioning of higher educational institutions and spread of students among different types of organizations and specializations. Authors use descriptive methods of quantitative data analysis. According to the results of the research state higher educational institutions in the Asian part of Russia are usually situated in major cities and teach the majority of students. Smaller towns usually host private higher educational institutions or remote branches. More than a half of higher educational institutions in the region are remote branches (58 %) that teach only 11.2 % of the total number of students. Majority of educational institutions fall under the control of Russian Federation Ministry for Education and Science (42 %). They teach 69 % of the total number of students. There is a considerable number of private higher educational institutions (27 %) but they teach only 4% of the total student number. Higher education institutions in the region train students in 28 specializations. Economics and management is the most popular with 23.2 % of the total number of students. This specialization is taught at 84 % of all the higher educational institutions. About 90 % of private educational institutions offer only two specializations: Economics and management and Humanities. Educational institutions affiliated with different branches of economy usually conduct training in the relevant specializations. For example higher educational institutions related to the Russian Federation Ministry of agriculture train 92 % of all the students in the region studying specialization "Agriculture and fish resources". Russian Federation Ministry for Health care and social development educational institutions train 91 % of students studying medicine. The region rich in mineral and natural resources has developed branches related to mining and processing. At the same time specializations related to these field are studied by about 3 % of the total number of students in the region. There is a noticeable excess of specialists in humanities and economics. This article is one of the first attempts to describe the higher education system state in this major geographical region on the basis of efficacy monitoring data. Earlier researches had a more general description of monitoring results, gave detailed analysis of its data for one particular region or were devoted to discussion and criticism of the procedure. Materials presented in the article can be of interest for researchers and analytics working in the educational sphere as well as university heads and representatives of executive bodies of the Russian Federation territories dealing with education.

Текст научной работы на тему «Cистема высшего образования в азиатской части России»

МОНИТОРИНГ ВУЗОВ

Меликян А. В."

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Российская Федерация

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ

Ключевые слова: мониторинг эффективности вузов, образовательная статистика, региональные системы высшего образования, образовательная политика.

Для принятия управленческих решений в сфере высшего образования в России и в отдельных ее регионах необходимо наличие полной, достоверной и актуальной информации о текущем состоянии системы высшего образования. Важным и наиболее полным источником информации о деятельности российских организаций высшего образования на текущий момент является база данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. Цель данной исследовательской статьи - количественно описать состояние системы высшего образования в азиатской части России по ряду характеристик на основе анализа результатов мониторинга эффективности за 2014 г. Результаты исследования позволили сгруппировать организации высшего образования, функционирующие в рассматриваемом регионе, по разным признакам: статус, организационно-правовая форма, специфика деятельности, численность студентов и ведомственная принадлежность. Был проведен анализ территориального расположения организаций высшего образования и распределения приведенного контингента студентов по организациям разного типа и по укрупненным группам специальностей. Использованы описательные методы количественного анализа данных. Согласно результатам исследования, в азиатской части России государственные вузы, как правило, сосредоточены в крупных городах и в них обучается основная доля студентов. В небольших городах преимущественно расположены негосударственные вузы и филиалы. В регионе больше половины организаций высшего образования - филиалы (58 %), в которых обучаются лишь 11,2 % от всего приведенного контингента студентов. Большинство организаций высшего образования подведомственны Министерству образования и науки РФ (42 %). В них обучается 69 % от всего приведенного контингента студентов региона. Негосударственных образовательных организаций достаточно много (27 %), но в них обучается лишь 4 % приведенного контингента студентов. Организации высшего образования в регионе ведут подготовку студентов по 28 укрупненным группам специальностей. «Экономика и управление» - самая востребованная из них, по ней обучается 23,2 % от всего приведенного контингента студентов. Подготовка по этой специальности ведется в 84 % организаций высшего образования. Около половины негосударственных организаций обучают студентов лишь по двум специальностям - «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, обучение студентов, как правило, ведется по профильным специальностям. Так, в вузах Министерства сельского хозяйства РФ обучается 92 % от всех студентов региона, обучающихся по специальности «Сельское и рыбное хозяйство», а в вузах Министерства здравоохранения и социального развития РФ - 91 % студентов по специальности «Здравоохранение». В регионе, богатом природными и минеральными ресурсами, развиты отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами. В то же время по специальностям, имеющим отношение к этим отраслям, обучается около 3 % всего приведенного контингента студентов в регионе. Наблюдается явный избыток в подготовке специалистов по гуманитарным и экономическим специальностям. Статья является одной из первых попыток охарактеризовать состояние системы высшего образования в крупном географическом регионе на основе данных Мониторинга эффективности. Ранее опубликованные исследования содержали общее описание результатов Мониторинга, подробно анализировали его результаты в конкретном субъекте РФ или были посвящены обсуждению и критике процедуры его проведения. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей и аналитиков в области образования, а также для руководителей вузов и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

*Меликян Алиса Валерьевна - старший преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, 20; +7 (916) 884-23-68; [email protected].

Введение

России в последние годы успешно реализуются государственные программы, направленные на обеспечение открытости информации о функционировании системы высшего образования (ВО) в стране. В рамках этих программ проводится сбор данных о деятельности образовательных организаций высшего образования, состоянии системы высшего образования в субъектах РФ и в целом по стране. Данные размещаются в открытом доступе [6-8].

Важным и наиболее полным источником информации о деятельности российских организаций высшего образования является база данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования (далее - мониторинг), проводимого Министерством образования и науки РФ ежегодно с 2012 г.1

Данные мониторинга, размещаются в открытой электронной базе данных, которая содержит

информацию о каждой организации высшего об" 2 разования, принявшей участие в мониторинге2.

Информация сгруппирована в четыре раздела:

• общие сведения - наименование, адрес расположения, ведомственная принадлежность, организационно-правовая форма, учредитель и профиль организации;

• значения показателей по направлениям деятельности организации - образовательная, научная, международная, финансово-экономическая, а также кадровый состав и трудоустройство выпускников;

• роль вуза в системе подготовки кадров для региона - содержит информацию о реализуемых организацией укрупненных группах специальностей (УГС); приведенном контингенте студентов (ПКС)3 по каждой специальности; доле

'Сбор данных осуществляется по форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования (форма №№ 1-Мониторинг)». Данные по форме Мониторинг-1 заполняются вузами и филиалами вузов самостоятельно в электронной базе данных и подтверждаются бумажной версией формы, заверенной подписью руководителя организации и печатью, направляемой в Министерство образования и науки РФ. Нарушение порядка представления статистической информации или представление недостоверной статистической информации влечет за собой административную ответственность. URL: миноб-рнауки.рф/документы/5269 (дата обращения 01.06.2015).

2В мониторинг не включены организации высшего образования федеральных государственных органов, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка [8].

3Приведенный контингент студентов рассчитывается по формуле: a + (b • 0,25) + ((с + d) • 0,1), где а - численность студентов очной формы обучения; b - численность студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения; с - численность студентов заочной формы обучения; d - численность студентов экстерната.

выпускников очной формы обучения, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы;

• дополнительные характеристики образовательной организации [3].

По результатам мониторинга опубликованы исследования, в которых анализируются итоги его проведения как по России в целом, так и по отдельным ее регионам, а также предлагаются возможные направления совершенствования процедуры проведения мониторинга и модификации показателей, по которым проводится сбор данных

[1, 2, 4].

В статье представлены результаты исследования, проведенного на основе данных мониторинга за 2014 г. Цель исследования - количественно описать состояние системы высшего образования в азиатской части России по следующим характеристикам:

1) группировка организаций высшего образования по признакам:

• статус (вуз или филиал вуза),

• организационно-правовая форма (бюджетная, негосударственная, автономная, казенная),

• специфика деятельности,

• число учащихся,

• ведомственная принадлежность;

2) территориальное расположение организаций высшего образования;

3) распределение приведенного контингента студентов региона по типам организаций и по укрупненным группам специальностей.

Организации высшего образования в азиатской части России

Три федеральных округа РФ - Уральский (УФО), Сибирский (СФО) и Дальневосточный (ДВФО), - включающие 27 субъектов РФ, представляют азиатскую часть России (далее - регион). Площадь региона - около 77 % территории страны, на которой проживает 26,3 % населения России.

По данным официальной статистики, на начало 2013/14 учебного года в регионе функционировали 612 организаций высшего образования, в том числе 211 головных вузов (154 государственных и муниципальных и 57 негосударственных) и 401 филиал (281 филиал государственных и муниципальных вузов и 120 филиалов негосударственных вузов). Общая численность студентов - 1 414 300 чел. В регионе расположены 22,8 % вузов страны, 27 % филиалов вузов и обучается 25 % студентов Российской Федерации [5].

Исследование состояния системы высшего образования в азиатской части России основано на

Таблица 1

Расположение вузов и филиалов по субъектам РФ

№ п/п Субъект РФ Число организаций ВО ПКС

Всего Головные вузы Филиалы

1 Свердловская область 59 25 34 78 724,05

2 Челябинская область 41 14 27 63 265,85

3 Красноярский край 33 9 24 55 423,90

4 Новосибирская область 28 21 7 69 725,00

5 Алтайский край 25 10 15 37 667,20

6 Кемеровская область 25 7 18 34 847,20

7 Омская область 25 17 8 48 560,80

8 Иркутская область 23 10 13 48 727,60

9 Ханты-Мансийский автономный округ 22 8 14 17 230,80

10 Приморский край 22 10 12 40 720,80

11 Хабаровский край 20 12 8 31 814,60

12 Республика Саха (Якутия) 19 6 13 20 030,30

13 Тюменская область 15 7 8 34 269,50

14 Томская область 14 9 5 41 356,80

15 Ямало-Ненецкий автономный округ 13 0 13 1 658,20

16 Республика Бурятия 9 4 5 18 663,50

17 Курганская область 8 2 6 8 807,00

18 Амурская область 8 4 4 13 407,40

19 Забайкальский край 7 2 5 16 156,10

20 Камчатский край 6 2 4 3 964,40

21 Республика Хакасия 4 1 3 6 109,00

22 Магаданская область 4 1 3 2 213,90

23 Сахалинская область 4 2 2 3 643,90

24 Республика Тыва 3 1 2 3 290,00

25 Чукотский автономный округ 2 0 2 122,80

26 Республика Алтай 1 1 0 2 548,00

27 Еврейская автономная область 1 1 0 1 606,00

Всего 441 186 255 704 554,60

данных о деятельности 441 организации высшего образования за 2013 г., расположенных в этой географической зоне и принявших участие в мониторинге в 2014 г. (около 72 % от всех организаций высшего образования региона)4.

Проанализированы данные по 186 головным вузам и 255 филиалам. Среди головных вузов -четыре федеральных университета и пять национальных исследовательских университетов, имеющих 33 филиала в том же регионе. У 106 филиалов (из 255) головные вузы расположены

4Эта цифра не является точной, поскольку не все организации высшего образования были охвачены мониторингом, а некоторые находились в стадии реорганизации или ликвидации во время его проведения. Кроме того, данные официальной статистики о численности вузов и филиалов приводятся на начало 2013/14 учебного года, а мониторинг отражает данные за 2013 календарный год.

за пределами азиатской части России: Москва (80 филиалов), Санкт-Петербург (17 филиалов), Московская область (семь филиалов), Ставропольский край (один филиал), Удмуртская Республика (один филиал).

Расположение вузов и филиалов по субъектам РФ

Вузы и филиалы вузов расположены на территории 27 субъектов РФ. В 17 субъектах число филиалов превышает число головных вузов, а в двух субъектах расположены только филиалы (нет головных вузов).

В четырех субъектах (Свердловская, Челябинская, Новосибирская области и Красноярский

край) функционируют 36,5 % от всех организаций высшего образования, в которых обучается 38 % от ПКС. Данные о расположении вузов и филиалов в азиатской части России по субъектам и о приведенном контингенте студентов, обучающихся в них, представлены в табл. 1.

Организационно-правовые формы организаций высшего образования

Организации высшего образования имеют одну из четырех организационно-правовых форм: бюджетная, негосударственная, автономная и казенная. Бюджетные учреждения расположены во всех субъектах РФ, негосударственные учреждения - в 22, автономные учреждения - в 14 субъектах. Один филиал вуза в Приморском крае является казенным учреждением. В 12 субъектах функционируют организации высшего образования всех трех форм собственности (бюджетные, автономные и негосударственные). В 24 субъектах превалируют бюджетные организации. В бюджетных организациях обучается 82,5 % от ПКС, в автономных - 13,5 %, в негосударственных - 3,9 %. В табл. 2 представлены численность организаций высшего образования с разной организационно-правовой формой и обучающийся в них приведенный контингент студентов.

Специфика деятельности организаций высшего образования

Специфику деятельности имеют 74 (из 441) организации высшего образования: военные и силовые; медицинские; сельскохозяйственные; творческие; спортивные; транспортные5. В табл. 3 показано распределение численности организаций высшего образования по специфике деятельности с указанием приведенного контингента студентов, обучающихся в них. Большинство образовательных организаций (83,2 %) не имеют специфики деятельности, в них обучается 86,9 % от всего ПКС.

Численность ПКС в организациях высшего образования

Система высшего образования региона состоит как из крупных организаций, в которых обучается более 10 000 чел. приведенного контингента

5В мониторинге выделяется шесть групп организаций высшего образования, имеющих специфику деятельности (военные и силовые; медицинские; сельскохозяйственные; творческие; спортивные; транспортные). Решение об отнесении организации к группе специфических принимается, если 60 % студентов поступают по направлениям (специальностям) подготовки, отражающим специфику образовательного учреждения, вне зависимости от его ведомственной принадлежности. URL: http://минобрнауки.рф/ новости/3354 (дата обращения 01.06.2015).

Таблица 2

Организационно-правовые формы организаций высшего образования

Организационно-правовая форма организации ВО Число организаций ВО Число субъектов РФ, в которых расположены организации ВО ПКС

Всего Головные вузы Филиалы

Бюджетная 282 129 153 27 581 335,70

Негосударственная 115 46 69 22 27 620,30

Автономная 43 11 32 14 94 801,60

Казенная 1 0 1 1 797,00

Специфика деятельности организации ВО Число организаций ВО ПКС

Всего Головные вузы Филиалы

Не имеющие специфики деятельности 367 141 226 612 399,10

Творческой направленности 22 18 4 14 034,30

Транспортной направленности 17 1 16 4 223,70

Медицинской направленности 15 15 0 46 777,30

Сельскохозяйственной направленности 11 6 5 19 988,50

Спортивной направленности 6 4 2 5 293,00

Военной и силовой направленности 3 1 2 1 838,70

Всего 441 186 255 704 554,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Специфика деятельности организации высшего образования

Таблица 4

Распределение организаций высшего образования по численности приведенного контингента студентов, обучающихся в них

ПКС Государственные и муниципальные организации ВО Негосударственные организации ВО

Головные вузы Филиалы Головные вузы Филиалы

Менее 100 1 49 16 40

100-500 15 98 17 25

501-1000 3 27 8 4

1 001-2 500 30 11 5 0

2 501-5 000 46 1 0 0

5 001-10 000 35 0 0 0

Более 10 000 10 0 0 0

студентов (10 организаций), так и небольших организаций, в которых обучается менее 100 чел. приведенного контингента студентов (106 организаций). В табл. 4 организации высшего образования сгруппированы по численности ПКС, обучающихся в них, по типу и по организационно-правовой форме (государственные и негосударственные, головные вузы и филиалы). Организации с численностью ПКС более 2500 чел. - 91 государственный вуз и один филиал. Из них ПКС более 10 000 чел. в 10 государственных вузах, из которых четыре вуза имеют статус федерального университета и пять вузов - национального исследовательского университета. Организации с численностью ПКС менее 500 чел. в основном являются филиалами государственных вузов или негосударственными организациями.

Территориальное расположение организаций высшего образования

В азиатской части России 312 городов с разной численностью населения: от городов-миллионеров (пять городов) до городов с численностью менее 100 тыс. чел. (265 городов). Организации высшего образования расположены в 109 городах, из них

головные вузы - в 37, филиалы - в 105 городах. В 11 городах число организаций высшего образования превышает десять, в 49 городах находится от двух до десяти организаций, в 49 городах - одна организация. В сельской местности - восемь организаций, в которых обучается 1 % от ПКС.

В табл. 5 приведено распределение организаций высшего образования и приведенного контингента студентов по городам с различной численностью населения. В пяти городах-миллионерах расположены 45 % головных вузов региона и обучается 42 % ПКС. В городах с населением менее 100 тыс. чел. расположены преимущественно филиалы и обучается 4 % ПКС.

Статус административных центров субъектов РФ у 27 городов. Численность населения этих городов следующая: пять городов - более 1 млн чел., семь городов - от 500 тыс. до 1 млн чел., девять городов - от 100 тыс. до 500 тыс. чел., шесть городов - менее 100 тыс. чел. В них расположены 63 % всех организаций высшего образования и обучается 87 % приведенного контингента студентов.

На рис. 1 показано территориальное размещение организаций высшего образования в азиатской части России. Большая их часть расположена в юго-западной части региона.

Таблица 5

Расположение организаций высшего образования по городам

Численность населения в городе Число городов в азиатской части России Число городов, в которых расположены организации ВО Число организаций ВО ПКС

Всего Головные вузы Филиалы

Более 1 000 000 5 5 123 82 41 289 549,65

500 001-1 000 000 8 8 95 57 38 236 434,90

250 001-500 000 9 9 60 22 38 88 803,30

100 001-250 000 25 22 64 16 48 55 635,30

Менее 100 000 265 65 91 6 85 27 258,95

Всего 312 109 433 183 250 697 682,10

»

Рис. 1. Расположение организаций высшего образованиянакартеРоссии

Карта была сформирована через надстройку «Результаты мониторинга на карте России»

электронной базы данных мониторинга

Ведомственнаяпринадлежность организаций высшего образования

Вузы и их филиалы имеют разную ведомственную принадлежность. В табл. 6 приведены следующие данные: распределение организаций высшего образования по ведомственной принадлежности; число субъектов, в которых они

Ведомственнаяпринадлежность <

расположены; общий приведенный контингент студентов, обучающихся в них, и процент приведенного контингента студентов, обучающихся в головных вузах по организациям с разной ведом-ственнойпринадлежностью.

Минобрнауки РФ, занимает лидирующую позицию по числу подведомственных организаций и по размеру приведенного контингента

Таблица 6

ганизаций высшего образования

Число организаций ВО Число

субъектов, ПКС, обу-

№ Ведомственная Головные вузы вкоторых ПКС чающихся

п/п принадлежность Всего Филиалы расположе-ныоргани-зации ВО вголовных вузах

1 Министерство образования и науки РФ 187 72 115 27 484 987,45 91,0 %

2 Негосударственное учреждение 120 49 71 22 28 320,30 63,9 %

3 Министерство сельского хозяйства РФ 23 14 9 17 50 030,70 94,1 %

4 Правительство Российской Федерации 19 0 19 13 8 470,30 0,0 %

5 Федеральное агентство железнодорожного транспорта 18 5 13 15 36 501,50 86,0 %

6 Министерство культуры РФ 14 12 2 10 10 343,20 97,8 %

7 Министерство здравоохранения и социального развития РФ 14 14 0 14 46 316,30 100,0 %

8 Муниципалитеты и субъекты РФ 13 10 3 8 10 013,55 97,1 %

9 Федеральное агентство морского и речного транспорта 9 2 7 9 7 166,30 87,0 %

10 Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ 6 4 2 6 5 293,00 91,9 %

Продолжение таб. 6

Число организаций ВО Число

субъектов, ПКС, обу-

№ Ведомственная Головные вузы в которых ПКС чающихся

п/п принадлежность Всего Филиалы расположены организации ВО в головных вузах

11 Федеральное агентство связи 4 1 3 4 5 683,00 72,7 %

12 Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ 4 0 4 4 1 773,00 0,0 %

Министерство РФ по делам

гражданской обороны,

13 чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3 1 2 3 2 211,00 71,6 %

14 Министерство юстиции РФ 2 0 2 2 893,00 0,0 %

15 Федеральное агентство по рыболовству 2 2 0 2 4 924,00 100 %

16 Федеральноеагентствовоздушного транспорта 1 0 1 1 424,00 0,0 %

17 Министерствоэкономического развития РФ 1 0 1 1 407,00 0,0 %

18 Федеральнаятаможеннаяслужба 1 0 1 1 797,00 0,0 %

Всего 441 186 255 704 554,60

студентов, обучающихся в них. Организации Минобрнауки РФ составляют 42,4 % от общего числа организаций, в них обучается 68,8 % от всего ПКС. Негосударственные организации высшего образования составляют 27,2 % от общего числа организаций, но в них обучается лишь 4 % от всего ПКС. Организации Министерства сельского хозяйства РФ составляют 5,2 % от

общего числа организаций, в них обучается 7,1 % от всего ПКС. Организации Правительства РФ составляют 4,3 % от общего числа организаций и представлены только филиалами московских вузов. В них обучается 1,2 % от всего ПКС. Рис. 2 иллюстрирует распределение численности организаций высшего образования по ведомственной принадлежности.

Рис. 2. Ведомственнаяпринадлежность организаций высшего образования

Подготовка специалистов в организациях высшего образования

Организации высшего образования региона проводят обучение студентов по 28 укрупненным группам специальностей. В табл. 7 перечислены УГС в порядке убывания приведенного контингента студентов, обучающихся по ним, число

организаций высшего образования, ведущих подготовку студентов по каждой УГС, число субъектов, в которых ведется подготовка студентов по УГС, и процент приведенного контингента студентов, обучающихся в головных вузах по УГС.

По УГС «Экономика и управление» ведется подготовка студентов в 27 субъектах, в 370 организациях высшего образования, в которых обучается

Таблица 7

Укрупненные группы специальностей

УГС ПКС Число организаций ВО, ведущих подготовку студентов по УГС Число субъектов, в которых ведется подготовка студентов по УГС Процент ПКС, обучающихся в головных вузах

Экономика и управление 163 854,30 370 27 79,7 %

Гуманитарные науки 106 012,75 248 26 85,7 %

Образование и педагогика 56 591,20 88 26 92,9 %

Здравоохранение 48 957,00 21 18 100,0 %

Архитектура и строительство 36 769,20 81 24 94,3 %

Транспортные средства 28 050,00 95 24 85,6 %

Информатика и вычислительная техника 23 665,80 164 26 90,8 %

Сельское и рыбное хозяйство 23 028,00 35 22 92,4 %

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 22 220,45 90 25 88,6 %

Естественные науки 18 651,60 72 26 97,5 %

Металлургия, машиностроение и материалообработка 18 300,30 73 19 87,3 %

Геология,разведка и разработка полезных ископаемых 17 263,30 49 21 88,1 %

Культура и искусство 16 028,50 80 22 97,9 %

Сфера обслуживания 15 551,10 125 25 94,2 %

Физико-математические науки 15 438,60 54 23 97,2 %

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 12 868,60 71 21 92,1 %

Автоматика и управление 12 843,10 67 20 94,8 %

Электронная техника, радиотехника и связь 11 282,50 37 15 88,5 %

Социальные науки 10 776,30 92 24 92,4 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 9 189,70 47 17 95,0 %

Химическая и биотехнологии 7 867,00 35 15 86,8 %

Геодезия и землеустройство 6 948,70 42 18 98,5 %

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 5 173,30 27 17 98,0 %

Информационная безопасность 4 812,00 35 13 99,8 %

Приборостроение и оптотехника 4 409,90 39 16 92,4 %

Морская техника 3 875,40 15 10 91,0 %

Авиационная и ракетно-космическая техника 3 680,00 18 12 82,8 %

Оружие и системы вооружения 446,00 6 4 65,0 %

23,2 % от общего ПКС; по УГС «Гуманитарные науки» ведется подготовка студентов в 26 субъектах, в 248 организациях, обучается 15 % от общего ПКС; по УГС «Образование и педагогика» ведется подготовка студентов в 26 субъектах, в 88 организациях, обучается 8 % от общего ПКС. На остальные УГС приходится не более 7 % приведенного контингента студентов. По семи УГС обучается менее 1 % от всего приведенного контингента студентов.

По всем УГС наибольшее число студентов обучается в головных вузах. По УГС «Здравоохранение» и «Информационная безопасность» студенты обучаются только в головных вузах. По 18 УГС в головных вузах обучается более 90 % приведенного контингента студентов. По остальным УГС в головных вузах обучается от 65 до 90 % ПКС.

Вклад организаций разной ведомственной принадлежности в систему подготовки кадров для региона6

Организации высшего образования, подведомственные Министерству образования и науки РФ Организации, подведомственные Минобр-науки РФ, готовят специалистов по всем 28 УГС. На УГС «Экономика и управление» приходится 22,3 % от всех учащихся организаций Минобрнауки РФ, на УГС «Гуманитарные науки» - 16 %, «Образование и педагогика» - 11,1 %, «Архитектура и строительство» - 6,4 %, на остальные УГС - не более 5 %.

По УГС «Оружие и системы вооружения» подготовка специалистов осуществляется только в организациях Минобрнауки РФ. По восьми УГС («Химическая и биотехнологии», «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых», «Физико-математические науки», «Металлургия, машиностроение и мате-риалообработка», «Образование и педагогика», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Приборостроение и оптотех-ника», «Естественные науки») процент студентов, обучающихся в организациях Минобрнауки РФ региона, превышает 90 %.

По 16 УГС процент студентов, обучающихся в организациях Минобрнауки РФ региона, находится в диапазоне от 40 до 90 %. По УГС «Экономика и управление» в организациях Минобрнауки РФ обучается 66,1 % от

6Рассмотрены три ведомства, имеющие в своем ведении более 20 организаций высшего образования.

приведенного контингента студентов, обучающихся по этой УГС в регионе.

По трем УГС («Морская техника», «Здравоохранение», «Сельское и рыбное хозяйство») процент меньше 12 %.

Негосударственные организации высшего образования

Негосударственные организации готовят специалистов по 20 УГС. При этом на долю УГС «Экономика и управление» приходится 54,3 % от всех учащихся негосударственных организаций, «Гуманитарные науки» - 35,2 %, на остальные УГС - не более 3 %.

По УГС «Гуманитарные науки» в негосударственных организациях обучается 9,4 % от приведенного контингента студентов, обучающихся по этой УГС в регионе. По УГС «Экономика и управление» - 9,4%, по УГС «Сфера обслуживания» -5 %, на остальные УГС - менее 5 %.

Организации высшего образования, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ

Организации, подведомственные Минсель-хозу РФ, готовят специалистов по 21 УГС. На УГС «Сельское и рыбное хозяйство» приходится 42,5 % от всех учащихся организаций, подведомственных Минсельхозу РФ, на УГС «Экономика и управление» - 26,7 %, на остальные УГС - не более 7 %.

По УГС «Сельское и рыбное хозяйство» в организациях Минсельхоза РФ обучается 92,4 % от приведенного контингента студентов, обучающихся по этой УГС в регионе. По УГС «Геодезия и землеустройство» - 44,3 %, «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» - 29,1 %, «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров» - 16,9 %, «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды» - 14,1 %. По остальным УГС процент ПКС, обучающихся в организациях Минсельхоза РФ, меньше 9 %.

Выводы и заключение

В условиях реформирования системы высшего образования России, реорганизации учебных заведений страны для принятия управленческих решений по дальнейшему развитию высшего образования необходимо располагать полной и достоверной информацией о текущем состоянии системы высшего образования по стране в целом и по каждому региону.

Результаты проведенного исследования позволили количественно охарактеризовать структуру

сети организаций высшего образования в азиатской части России по ряду показателей: типология организаций, их расположение и распределение численности студентов по разным направлениям подготовки и вузам разного типа.

Согласно результатам исследования, основными центрами высшего образования являются города с высокой численностью населения, в них расположено большинство крупных государственных вузов и обучается значительная часть студентов. В небольших городах в основном расположены негосударственные вузы и филиалы вузов. В 203 городах отсутствуют организации высшего образования.

В регионе больше половины организаций высшего образования - филиалы (58 %), в которых обучаются лишь 11,2 % от всего приведенного контингента студентов. Большинство организаций подведомственны Минобрнауки РФ (42,4 % организаций), в них обучается 68,8 % от всего приведенного контингента студентов. Негосударственные образовательные организации составляют 27,2 % от всех организаций, в них обучается лишь 4 % от всего ПКС.

Студенты обучаются по 28 укрупненным группам специальностей. «Экономика и управление» - самая востребованная УГС, по ней обучается 23,2 % от всего приведенного контингента студентов. Подготовка по этой специальности ведется в 84 % организаций высшего образования. Около половины негосударственных организаций обучают студентов лишь по двум специальностям - «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки».

В организациях, подведомственных отраслевым министерствам, обучение студентов, как правило, ведется по профильным специальностям. Так, в организациях, подведомственных Минсельхозу РФ, обучаются 92,4 % от приведенного контингента студентов по УГС «Сельское и рыбное хозяйство» и 44,3 % по УГС «Геодезия и землеустройство». В организациях, подведомственных Минкультуры РФ, обучаются 10,2 % от приведенного контингента студентов по УГС «Культура и искусство». В организациях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ, обучаются 91,3 % от приведенного контингента студентов по УГС «Здравоохранение».

В регионе, богатом природными и минеральными ресурсами, развиты отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых и обрабатывающими производствами. Однако по УГС «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»

и «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» обучается лишь 3,2 % от всего ПКС. При этом наблюдается явный избыток в подготовке специалистов по УГС «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки». Эти данные могут служить индикатором недостаточного соответствия между структурой подготовки специалистов с высшим образованием в регионе и потребностями экономики региона в кадрах высшей квалификации.

Проведенный анализ позволил составить представление о некоторых характеристиках системы высшего образования в азиатской части России. Расширение числа анализируемых показателей о деятельности организаций высшего образования позволит более полно охарактеризовать состояние системы высшего образования в регионе, а анализ показателей за разные периоды времени даст возможность отслеживать изменения.

Список литературы

1. Зернов В. А. Негосударственный сектор высшего образования в контексте мониторинга эффективности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 42-49.

2.Ильинский И. М. Об эффективности мониторинга вузов // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 3-9.

3. Информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 31.05.2015).

4. Лагирева И. А. Оценка научно-исследовательской деятельности вузов Приморского края (по материалам Мониторинга эффективности 2014 года) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2014. № 6. С. 61-75.

5. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 464 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2013/08/19/monitoring-site-dok.html (дата обращения: 31.05.2015).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 «№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/07/12/poryadok-dok.html (дата обращения: 31.05.2015).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2014 № 190 «О проведении мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m190.pdf (дата обращения: 31.05.2015).

Melikyan A. V.*

National Research University "Higher School of Economics", Moscow, Russian Federation

HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE ASIAN PART oF RuSSIA

Keywords: monitoring of the effectiveness of higher education institutions, educational statistics, regional systems of higher education, educational policy.

Managerial decision - making in higher education in Russia and some of its regions requires complete, precise and relevant information about the current state of higher education system. An important and the most precise source of information on Russian higher educational institutions activities at the present moment is the database of Higher education organization efficacy monitoring. The aim of this research article is to give a qualitative description of higher education system in the Asian part of Russia according to the set of characteristics on the basis of efficacy monitoring results for 2014. The result of the research allow for subdividing higher educational organizations in the region under analysis into groups on the basis of such characteristics as status, legal form, type of activity, student number and branch affiliation. The authors conduct the analysis of territorial positioning of higher educational institutions and spread of students among different types of organizations and specializations. Authors use descriptive methods of quantitative data analysis. According to the results of the research state higher educational institutions in the Asian part of Russia are usually situated in major cities and teach the majority of students. Smaller towns usually host private higher educational institutions or remote branches. More than a half of higher educational institutions in the region are remote branches (58 %) that teach only 11.2 % of the total number of students. Majority of educational institutions fall under the control of Russian Federation Ministry for Education and Science (42 %). They teach 69 % of the total number of students. There is a considerable number of private higher educational institutions (27 %) but they teach only 4% of the total student number. Higher education institutions in the region train students in 28 specializations. Economics and management is the most popular with 23.2 % of the total number of students. This specialization is taught at 84 % of all the higher educational institutions. About 90 % of private educational institutions offer only two specializations: Economics and management and Humanities. Educational institutions affiliated with different branches of economy usually conduct training in the relevant specializations. For example higher educational institutions related to the Russian Federation Ministry of agriculture train 92 % of all the students in the region studying specialization "Agriculture and fish resources". Russian Federation Ministry for Health care and social development educational institutions train 91 % of students studying medicine. The region rich in mineral and natural resources has developed branches related to mining and processing. At the same time specializations related to these field are studied by about 3 % of the total number of students in the region. There is a noticeable excess of specialists in humanities and economics. This article is one of the first attempts to describe the higher education system state in this major geographical region on the basis of efficacy monitoring data. Earlier researches had a more general description of monitoring results, gave detailed analysis of its data for one particular region or were devoted to discussion and criticism of the procedure. Materials presented in the article can be of interest for researchers and analytics working in the educational sphere as well as university heads and representatives of executive bodies of the Russian Federation territories dealing with education.

References

1. Zernov, V. A. Negosudarstvennyi sektor vysshego ob- 5. Obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii 2014: statisticheskii

razovaniya v kontekste monitoringa effektivnosti vuzov [Non- sbornik [Education in the Russian Federation 2014: Statistical

Governmental Sector of Higher Education in the Context of Compilation], Moscow, Natsional'nyi issledovatel'skii universitet

Monitoring the Effectiveness of Higher Education Institutions], «Vysshaya shkola ekonomiki», 2014. 464 p.

Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2014, 6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5

vol 9 pp 42-49 avgusta 2013 g. № 662 «Ob osushchestvlenii monitoringa sistemy

2 Il'inskii I M Ob effektivnosti monitoringa vuzov obrazovamyct» [Res°luti°n °f tte townrart °f tte Russdm Fed-

[About the Effectiveness of the Monitoring of Higher Educa- eration dated August 5 2013, Na 662 "On the impl^mtatim of

tion Institutions], Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. the mentoring ofthe sYstem tfeducahorf'], avaJabfe at totpZ/ww

Understanding. Ability], 2013, vol. 2, pp. 3-9. rg.ru/2013/08/19/monitonng-site-dok.html (aœ^ 3k05.2015).

3. Informatsionno-analiticheskie materialypo rezul'tatam „ ^ 7 Prlkaz M^^nbï'^TYÂ i n;™h Ross''sko' ,. , . , . /v-,.. .. , w 7/ ■ ^ ■■ Federatsii ot 14 tyunya 2013 g. № 462 «Ob utverzhdenn

analiza pokazatelei effektivnosti obrazovatelnykh organizatsii „ „ 7 ■ 777 ■ , _ ,,

, r , ■ rr r i- a w inii ■ 1 Poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatelnoi

vysshego obrazovaniya [Information-Analytical Materials on

_ 0 ,, , ■r. L,. T-\. , „TT. , organizatsiei» ¡Decree of the Ministry of Education and Science

the Resuks of Analysis of Effectiveness fodrcators of Higher o«^Russian Federation dated June 14, 2013, No. 462 "On Ap-

E^ducaton Institutions]available at http://miccedu.ra/momtor- p^ of the Procedure of the Self-Examination of Educational

mg/ (accessed 01.°6.2015). Organization"], availabel at: http://www.rg.ru/2013/07/12/

4. ^gire^ L A. Otsenka nauchno-issledovatel'skoi poryadok-dok.html (accessed 31.05.2015).

deyatel'nosti vuzov Primorskogo kraya (po ^tena^ l^nto- 8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi

mga effektivnosti 2014 goda) [Measunng Research fefoima^ Federatsii ot 17 marta 2014 g. № 190 «O provedenii moni-

ofHigher Education Institutions offtimoreky ^ (on tte Bas»s of toringa effektivnosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego

Efficiency Monitoring of 2014], Uchenye zapiski Zabaikal'skogo obrazovaniya» [Decree of the Ministry of Education and Sci-

gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Professional'noe obra- ence of the Russian Federation dated March 17, 2014, No. 190

zovanie, teoriya i metodika obucheniya [Scientific Notes of the "On Conducting the Monitoring of the Effectiveness of Higher

Trans-Baikal State University. Series: Professional Education, the Education Institutions"], available at: http://www.edu.ru/db/

Theory and Methods of Teaching], 2014, vol. 6, pp. 61-75. mo/Data/d_14/m190.pdf (accessed 31.05.2015).

*Melikyan Alisa V., Senior Lecturer; National Research University "Higher School of Economics"; Myasnitskaya str., 20, Moscow, Russian Federation; +7 (916) 884-23-68; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.