Научная статья на тему 'Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1109
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДЕСНЫЕ ЗНАМЕНИЯ / РУКОПИСНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СИБИРЬ / MIRACULOUS SIGNS / HANDWRITTEN ORTHODOX TRADITIONS / GREAT PATRIOTIC WAR / SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фурсова Елена Федоровна

Проанализированы массовые и индивидуальные видения / знамения в Сибири накануне Великой Отечественной войны 19411945 гг., которые можно классифицировать как явления, отражавшие и дохристианские верования, и христианское мировоззрение сибиряков. Ценность исследования представленных этнографических материалов заключается в том, что народные видения, согласно распространенному мнению, будто бы позволяли предсказывать будущее. Делается вывод о том, что массовые видения, актуальные духу времени «писания» православных старцев и пр., ставят вопрос о соотношении исторических событий и фактов этнографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Miraculous visions / signs on the eve of the Great Patriotic war in 1941-1945

Mass and individual visions / signs in Siberia on the eve of the Great Patriotic War of 1941-1945 can be classified as phenomena reflecting pre-Christian beliefs, as well as the Christian worldview. Such signs continued for a long time in the memory of ordinary people who unequivocally interpreted them as Divine signs sent from charity as warning signals. The value of researching people’s visions (illusions) lies in the fact that they, according to popular belief, allowed to predict the future, performed the function of warning signs. Visions, actual “manuscripts” of Orthodox monks, etc. raise the question of the correlation of historical events and the facts of Ethnography. The data from the field interviews clarify our understanding of the dynamics of social change, namely: a significant delay in cultural phenomena, especially concerning the worldview. So, it was relative to 1939-1941, the bulk of the stories-memories of the signs, which, according to popular beliefs, gave information about the upcoming terrible war and the death of millions of people. As an example, we can tell a case of a mass vision in the village of Malaya Bobrovka, Suzunsky district of the Novosibirsk region, whose inhabitants saw two fiery horses at sunset. These horses, in the reminiscences of eyewitnesses, stood opposite each other as if rising on their hoofs. As we know, the horse in the Slavic mythological tradition was one of the sacred animals, an attribute of the highest pagan gods (Horse, Perun) and Christian saints (St. George the Victorious, St. Elijah the Prophet, etc.). Simultaneously, this image was conceived as a chthonic creature connected with the cult of fertility and death, the afterlife, the guide to the “next world” and, accordingly, the harbinger of death. In those Belarusian villages in which executions were carried out already during the occupation by the Germans, people saw the woman’s figure shuddering the day before. Evidences of eyewitnesses, as well as stories recorded from the words of other villagers, allow us to understand the power of the impact of these visions on the minds of people of that time. During the Great Patriotic War of 1941-1945 and after, the Orthodox believers handed over to each other manuscripts “On the Miraculous Vision of the Valaam Monk Mikhail on the Divine Providence against the Russian People”, “On the Divine Salvation of Mother Russia”, “On the Miracles and Signs of the Recent and Present Time”, that is, about prophetic visions of individuals.

Текст научной работы на тему «Чудесные видения / знамения накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49

УДК 398.3; 248.12

Б01: 10.17223/19988613/49/23

Е.Ф. Фурсова

ЧУДЕСНЫЕ ВИДЕНИЯ / ЗНАМЕНИЯ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Работа выполнена в рамках программы НИР ИАЭТ СО РАНXII. 186.3 № 0329-2016-0006.

Проанализированы массовые и индивидуальные видения / знамения в Сибири накануне Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг., которые можно классифицировать как явления, отражавшие и дохристианские верования, и христианское мировоззрение сибиряков. Ценность исследования представленных этнографических материалов заключается в том, что народные видения, согласно распространенному мнению, будто бы позволяли предсказывать будущее. Делается вывод о том, что массовые видения, актуальные духу времени «писания» православных старцев и пр., ставят вопрос о соотношении исторических событий и фактов этнографии.

Ключевые слова: чудесные знамения; рукописные православные традиции; Великая Отечественная война; Сибирь.

Особая ценность этнографии с точки зрения научной интерпретации заключается в свойстве прослеживать связи между историческими событиями и этнографической реальностью. Человек и общество (народ) проживают разные исторические периоды, обусловленные как внутренним развитием, так и влиянием внешних сил в виде интервенций, войн, природных катаклизмов и пр. Накануне разного рода опасностей и во время тяжелых испытаний, в частности накануне Великой Отечественной войны, включались механизмы самосохранения народа, вспоминались предостережения предков, их не только боевой, но и духовный опыт. Индивидуальные или массовые видения, актуальные в конкретных ситуациях «писания» православных старцев, ставят вопрос о соотношении исторических событий и фактов этнографии. Сообщения о массовых видениях накануне войны представляют собой довольно распространенный сюжет в полевой этнографической практике автора 2000-2016 гг., что и положено в основу статьи.

Данные полевых интервью уточняют наши представления о динамике социальных перемен, а именно: значительном запаздывании культурных сдвигов, особенно касающихся мировоззрения. Так, именно на 1939-1941 гг. приходилась основная масса рассказов-воспоминаний о знамениях, которые, согласно народным представлениям, давали информацию о предстоящей страшной войне и гибели миллионов людей. В качестве примера можно привести случай массового видения в д. Малая Бобровка Сузунского района Новосибирской области, которая образовалась вследствие отселения части старообрядцев из соседней старожильческой д. Бобровка, не желавших жить вместе с прибывшими в начале ХХ в. тамбовскими переселенцами. Запись сделана со слов директора Бобровского краеведческого музея Т.А. Печёнкиной: «У них был старший кто-то в Малой Бобровке и вот они рассказывают такую вещь. Перед войной вдруг закричали,

чтобы все выходили из домов на улицу. Все люди вышли из домов и увидели, что на небе поднялись два огненных столба и они были в виде коней - как будто два огненных коня встали на дыбы друг против друга. И вот этот старший старовер, а это было у нас, в Малой Бобровке, сказал: "Всем стоять и смотреть "! Все стояли и смотрели. Человек, который мне всё это рассказывал, ему сейчас 82 года, он коммунист до сих пор и он говорит: "Мы стояли и смотрели, я это помню, как зарево было ". Он пацаном тогда был. И потом этот старший им сказал: "Будет война, сильно тяжёлая, трудная, но мы победим "! Войны тогда ещё не было, это был то ли 1940 год. Знамение это было только в Малой Бобровке, а в соседней Бобровке этого никто не видел. И потом они все рассказывали, что у них это было...» (ПМА: Т.А. Печёнкина).

Как известно, конь в славянской мифологической традиции являлся одним из священных животных, атрибутом высших языческих богов (Хорса, Перуна) и христианских святых (Св. Георгия Победоносца, Св. Илии пророка и пр.). Одновременно этот образ мыслился как хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводником на «тот свет» и, соответственно, предвестником смерти [1. С. 245]. В рассказе обращает на себя внимание факт ориентации образов коней на запад, что являлось характерным и для других подобных случаев. Например, в Крупском районе Могилев-ской области накануне Великой Отечественной войны (вариант: в первые дни войны) подростки в ночном видели при заходе солнца как бы поднимающиеся от земли образы солдат с ружьями за плечами, которые уходили на небо (ПМА: А.В. Титовец). В своих свидетельствах люди, как правило, далеки от анализа механизма происходивших явлений и не задавались целью объяснить «привязку» этих явлений к западу. Этнографы могут интерпретировать это в том смысле, что в русской традиции души умерших уходят на за-

пад, в сторону заходящего солнца [2. С. 289], а историки, наверное, обратили бы внимание на тот факт, что захватническая война пришла с западных границ и именно там впоследствии происходили многочисленные убийства людей.

В тех белорусских деревнях, в которых совершались расстрелы уже во время оккупации немцами, люди видели накануне содрогавшуюся от рыданий женскую фигуру. Свидетельства очевидцев, а также рассказы, записанные со слов других селян, позволяют понять силу воздействия этих видений на сознание людей того времени (ПМА: А.В. Титовец).

В годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. и после по рукам православных верующих ходили рукописи «О чудесном видении валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа», «О Божественном спасении матушки-России», «О чудесах и знамениях недавнего и настоящего времени», т.е. о пророческих видениях отдельных людей (ПМА 1999-2016). В отличие от участников описанных выше массовых зрелищ, люди, о которых шла речь в рукописях, обладали, как считалось, особо развитым духовным зрением, были старцами, опытными молитвенниками.

Например, в рукописи «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа» повествуется о том, как за месяц до начала Великой Отечественной войны был открыт смысл «великого испытания нашей страны». Рукопись изложена в разлинованной тетради формата А4 (85 с.), в нее включены другие различные рассказы о чудесах, явленных православным верующим, в основном на протяжении ХХ в. На первой странице указана тематика «Чудеса Господние над морем (возможно, ошибка, по смыслу надо "миром". - Е.Ф.) сияют». На с. 36 повествуется о том, что Валаамский старец Михаил усердно молился Божией матери и всем святым, чтобы «Господь чашу сию пронес» (рис. 1). Во время службы в храме ему было три видения, о которых в тексте написано так1: «Первое. Он увидел матерь Божию и Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и многих святых, которые молились Спасителю спасти и защитить нашу матушку Россию от страшной войны. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость и запустение, и развращенность нравов, упадок веры и благочестия, что невозможно терпеть эти беззакония "Я не пощажу Россию". Второй раз матерь Божия и Святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят его о помиловании, о спасении России. Спаситель снова отвечает: "Не пощажу Россию". Третий раз. Матерь Божия одна перед сыном своим и со слезами молит его о спасении России. "Вспомни сын мой как я стояла у креста твоего и приклонила колени пред ним". Но Спаситель остановил ее: "Не нужно. Я знаю, как ты любишь Россию и народ ее. Ради молитвы твоей со-

храню этот народ, утопающий в беззакониях и поправшие Святыни сохраню, но позднее накажу"» (Рукопись прихожанки, л. 36). Судя по тексту, здесь изложен сюжет молитвенного подвига схииеромонаха-затворника Михаила (Питкевича, 1877-1962 гг.) из Валаамского монастыря, которого в народе называли «последним великим старцем Валаама» [3]. Следует заметить, что подобные видения с участием Божией матери были и у некоторых других православных старцев, однако именно в данной рукописи мы сталкиваемся с детализацией и развитием сюжета (когда отступились все святые угодники, только его мать, оставшись в одиночестве, молила Бога пощадить русский народ).

Для масс православных верующих страдания и гибель миллионов сограждан в Великой Отечественной войне расценивались как Божия кара за отступничество. В рукописи «О чудесном видении...» автор сочинения от своего имени добавляет к описанным событиям замечание: «Мы люди часто думаем, что чудеса и знамения бывали в прошлом времени, а они совершаются постоянно. Можно проследить их, если быть внимательным в молитве. Бывает так, что на долю целого народа ложится особый промысел Божий...». Таким образом, мы сталкиваемся с явлениями «опережения» этнографическими фактами реалий политической жизни, о чем, собственно, и писал сочинитель текста, однако, по его мнению, люди не всегда готовы видеть и понимать, что стоит за чудесными знамениями.

О подобных, установленных наукой фактах, согласно которым та или иная традиционная тема в фольклоре предшествовала историческим событиям, писали некоторые российские ученые, например И. Плюханова [4], Б.Н. Путилов [5]. Видения и чудесные знамения, отраженные в нарративных источниках, рукописях о молитвенном стоянии православных старцев, нередко происходили уже в момент военных действий и были направлены на призвание Божией помощи на защиту страны и народа. Таков, например, сюжет о патриархе Илии Салибе как избраннике воли Господней, которому была явлена Божия матерь и высказаны условия спасения страны. Наряду с требованиями открыть православные церкви, монастыри, духовные семинарии, выпустить из тюрем священников прозвучало и такое: «Сейчас готовят к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в городе Святого Петра, ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую его землю...».

Приведенные материалы показали, что после времен конструирования человека нового социалистического общества 1920-х гг. и массовых репрессий людей, мешавших «счастливому будущему» в 1930-х гг., в сельской местности и в среде православных горожан сохранились диаметрально противоположные историческому материализму ценности и отношение к жизни.

130

Е.Ф. Фурсова

Рис. 1. Фрагмент рукописи «О чудесном видении Валаамскому старцу Михаилу о промысле Божьем в отношении русского народа»

Таким образом, актуализированные на рубеже 1930-1940-х гг. «традиционные этнографические темы», восходившие к дохристианскому и христианскому воззрениям, показали, что партия большевиков, закрепившая за собой монополию на духовную жизнь

общества, не успела достигнуть внушительных результатов. Делу борьбы с «религиозным дурманом» помешала, прежде всего, Великая Отечественная война, целью которой было уничтожение страны и советского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Текст написан прописными буквами, без соблюдения пунктуации, которая в ряде случаев исправлена для удобства чтения. Название страны «Россия» написано с малой буквы и с одной «с». Возможно, что малограмотный переписчик в 1970-е гг. не знал правильного написания страны.

Полевые материалы автора: Интервью с Печёнкиной Татьяной Аркадьевной, д. Бобровка Сузунского района Новосибирской области. Запись 27.08.2016 г.

Полевые материалы автора: Интервью с Титовец Александром Викторовичем, уроженцем Крупского района Могилевской области, 1957 г.р., кандидат филологических наук. Работает в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, г. Минск.

Рукопись прихожанки Вознесенского собора Анны Максимовны (фамилию по ее просьбе не называем) передана автору в 2000 г. за несколько лет до смерти. Датируется началом 1970-х гг. Хранится в личном архиве автора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрухин В.Я. Конь // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. «А-Я». М. : Междунар. отношения, 2002. С. 245-247.

2. Фурсова Е.Ф. Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материа-

лам ХХ - начала XXI века) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2014. Т. 13, № 5. С. 284296.

3. Последний великий старец Валаама. URL: http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2013-god/shiieromonah-mihail.html, свободный

(дата обращения: 19.04.2017).

4. Плюханова И. Народные представления о корабле в России XVII века // Semiotics and the History of Culture. In Honour of Ju. Lotman Studies in

Russian. Columbus, Ohaio : Slavica Publish, 1988. P. 183-191.

5. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2003. 464 с.

Fursova Elena F., Institute of Archaeology and Ethnography of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia), Novosibirsk State University (Novosibirsk, Russia). E-mail: [email protected]

MIRACULOUS VISIONS/SIGNS ON THE EVE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN 1941-1945. Keywords: miraculous signs; handwritten Orthodox traditions; Great Patriotic War; Siberia.

Mass and individual visions / signs in Siberia on the eve of the Great Patriotic War of 1941-1945 can be classified as phenomena reflecting pre-Christian beliefs, as well as the Christian worldview. Such signs continued for a long time in the memory of ordinary people who unequivocally interpreted them as Divine signs sent from charity as warning signals. The value of researching people's visions (illusions) lies in the fact that they, according to popular belief, allowed to predict the future, performed the function of warning signs. Visions, actual "manuscripts" of Orthodox monks, etc. raise the question of the correlation of historical events and the facts of Ethnography. The data from the field interviews clarify our understanding of the dynamics of social change, namely: a significant delay in cultural phenomena, especially concerning the worldview. So, it was relative to 1939-1941, the bulk of the stories-memories of the signs, which, according to popular beliefs, gave information about the upcoming terrible war and the death of millions of people. As an example, we can tell a case of a mass vision in the village of Malaya Bobrovka, Suzunsky district of the Novosibirsk region, whose inhabitants saw two fiery horses at sunset. These horses, in the reminiscences of eyewitnesses, stood opposite each other as if rising on their hoofs. As we know, the horse in the Slavic mythological tradition was one of the sacred animals, an attribute of the highest pagan gods (Horse, Perun) and Christian saints (St. George the Victorious, St. Elijah the Prophet, etc.). Simultaneously, this image was conceived as a chthonic creature connected with the cult of fertility and death, the afterlife, the guide to the "next world" and, accordingly, the harbinger of death. In those Belarusian villages in which executions were carried out already during the occupation by the Germans, people saw the woman's figure shuddering the day before. Evidences of eyewitnesses, as well as stories recorded from the words of other villagers, allow us to understand the power of the impact of these visions on the minds of people of that time. During the Great Patriotic War of 1941-1945 and after, the Orthodox believers handed over to each other manuscripts "On the Miraculous Vision of the Valaam Monk Mikhail on the Divine Providence against the Russian People", "On the Divine Salvation of Mother Russia", "On the Miracles and Signs of the Recent and Present Time", that is, about prophetic visions of individuals.

REFERENCES

1. Petrukhin, V.Ya. (2002) Kon' [Horse]. In: Tolstaya, S., Agapkina, T., Belova, O., Vinogradova, L. Vladimir Petrukhin. (eds) Slavyanskaya mifologiya.

Entsiklopedicheskiy slovar' [Slavic mythology. An Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya. pp. 245-247.

2. Fursova, E.F. (2014) Pokhoronno-pominal'naya obryadnost' staroobryadtsev-pereselentsev iz Belorussii kak etnograficheskiy istochnik (po materialam

XX - nachala XXI veka) [Funeral and commemorative rites of Old Believers from Byelorussia as an ethnographic source (based on the materials of the 20th - early 21st centuries)]. VestnikNovosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya - VestnikNovosibirsk State Uni-versit. Series: History and Philology. 13(5). pp. 284-296.

3. Moscow Diocese. (n.d.) Posledniy velikiy starets Valaama [The Last Great Elder of Valaam]. [Online] Available from: http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2013-god/shiieromonah-mihail.html. (Accessed: 19th April 2017).

4. Plyukhanova, I. (1988) Narodnye predstavleniya o korable v Rossii XVII veka [People's ideas about the ship in Russia in the 17th century]. In: Halle,

M., Pomorska, K., Semeka-Pankratov, E. & Uspenskiy, B. (eds) Semiotics and the History of Culture. In Honour of Yu. Lotman Studies in Russian. Columbus, Ohaio: Slavica Publish. pp. 183-191.

5. Putilov, B.N. (2003) Fol'klor i narodnaya kul'tura. In memoriam [Folklore and Folk Culture. In Memoriam]. St. Petersburg: Peterburgskoe Vos-

tokovedenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.