Научная статья на тему 'Тарабукина А. В. Лев Толстой в массовой православной литературе начала ХХ века'

Тарабукина А. В. Лев Толстой в массовой православной литературе начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы —

Тарабукина А.В. Лев Толстой в массовой православной литературе начала ХХ века// Канун: Альманах. СПб., 1999. Вып. 5: Пограничное сознание. С.234-248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тарабукина А. В. Лев Толстой в массовой православной литературе начала ХХ века»

ТАРАБУКИНА А. В.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ В МАССОВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА*

В массовой православной культуре начала ХХ в. образ Льва Толстого возникает в то время, когда завершается процесс формирования синодальной церкви. В это время «церковные люди» отделяют себя от «светского», образуя замкнутую среду. Разрыв церкви с интеллигенцией имел одной из причин отлучение Толстого от церкви.

Поражение в Крымской войне привело к восприятию России в церковных кругах как оплота истинной веры в окончательной великой битве с «сатанинским воинством». Образ России - «мессии» и «жертвы» - входит с проповедью Иоанна Кронштадского на рубеже веков в широкие круги верующих и определяет картину мира православного большинства. Наряду с образом России как «мессии» и «жертвы» достигает апогея и образ «врага» или «сатанинского воинства».

Массовая православная литература придает «образу врага» черты романтического зла. Характерные черты предателя, т.е. интеллигенции, воплощаются в образе ее вождя Льва Толстого. Отлучение его от церкви в 1901 г. вызвало бурю протеста среди толстовцев и среди прогрессивных интеллектуалов. Шум, поднятый вокруг отлучения Толстого, вызвал потрясающую по степени накала ответную реакцию церкви.

Для «церковных людей» Толстой - не гений и не святой, как для толстовцев, а гигант, исполняющий дьявольскую волю, марионетка в руках Сатаны. Ведущая роль в создании такого образа Льва Толстого принадлежала о. Иоанну Кронштадтскому, который в своих обличительных проповедях ставит Толстого во главе забывшей Бога интелли-

* Тарабукина А.В. Лев Толстой в массовой православной литературе начала ХХ века// Канун: Альманах. - СПб., 1999. - Вып. 5: Пограничное сознание. - С.234-248.

генции. О.Иоанн Кронштадтский называл Толстого «предтечей антихриста», «рыкающим львом», антихристом, проклинал Толстого и предсказывал ему лютую смерть без покаяния.

Когда же Лев Толстой умер, неизвестный автор издал брошюру, в которой писал: «Суд Божий свершился. Хула на Святого Духа не простилася графу ни в сем веке, не простится и в будущем» (цит. по: с.238). В массовой православной литературе образ Толстого сочетает в себе образ эпического богатыря с чертами существа жалкого, словно богатырь этот застыл в ужасе перед разбитым корытом.

В 1904 г. священник о.Петр (Потапов) описал в книге «Под сенью благодати» свой сон, в котором изображает Толстого полунагим, окровавленным и израненным великаном, говорящем о себе: «Я -червь, я прах, я ничтожество, я злодей!» (цит. по: с.239). Противником Толстого в данном тексте выступает преподобный Серафим Саровский, причем если последний - подлинный старец, то Толстой как бы «антистарец», гордый и агрессивный. Мудрость Толстого в книге о.Петра оказывается мнимой, рассыпается в прах.

После смерти Толстого в печати стали появляться «свидетельства», подтверждавшие вечную гибель души Толстого и его место в сатанинском мире. Так, рассказ о змее на могиле писателя, укусившей сына толстовца Бирюкова, комментировался духовенством как знамение. Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) утверждал, что могила богохульника стала норою ядовитой гадюки.

Известный православный писатель-мистик С.А. Нилус в книге «На берегу Божьей реки» рассказал о «видении страшной сатанинской силы», которое было его знакомой Елене Андреевне Вороновой. Остановившись в гостинице в Оптиной пустыни, женщина во сне почувствовала присутствие злой силы, а когда открыла глаза, то увидела, что «весь номер наполнился бесами разной величины» (цит. по: с.242).

Вскоре после смерти Толстого в печати появляются тексты, в которых центральным персонажем становится сам писатель, И.К.Сурский приводил не только широко известный рассказ самого Толстого о своих мучениях сестре Марии Николаевне, монахине Шамординской обители, но и видение старца Валаамского монастыря, в котором летящий Лев Толстой был окружен бесами, старавшимися преградить ему путь к церкви. «Но сам образ летящего графа на фоне валаамского пейзажа, вошедшего в паломническую литературу с оссианическим ореолом... настолько живописен, что текст выполняет свою функцию только для малообразованного или сверхмистически настроенного читателя» (с.244).

С.А.Нилус приводит также рассказ старца Оптиной пустыни о.Феодосия о видении, бывшем одной из паломниц. Женщина видела во сне страшного беса, который назвался Львом Толстым. Высокий страшный старик с всклокоченной бородой и нависшими бровями пугал бедную женщину блудом, а она, будучи неграмотной, ничего о таком человеке, как Лев Толстой, не слышала ранее, утверждал С.А.Нилус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.