13. КузнецовБ.Г. Галилей. - М.: Наука, 1987. -326 с.
14. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. - М.: Изд-во Акад. наук, 1955. - 1207 с.
15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.
16. Степин В. С. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. -1986. - №> 4. - С. 40-57.
УДК 113/119:101.8
В.Г. Мушич-Громыко ЧТО ТАКОЕ КОСМОЛОГИЯ?
Во Вселенной для человека есть два самых важных объекта: сама Вселенная и сам человек. Вселенную нельзя изучать вне такого контекста, как человек, а человека нельзя изучать вне контекста под именем «Вселенная». Человекоразмерный фактор многослоен. Антропный принцип обращает внимание только на первичный слой соотносительности Вселенной и человека (на чисто физические параметры). Требуется выработать такие подходы, которые бы при объяснении такого объекта, как Вселенная, учитывали и иные характеристики человека.
Ключевые слова: антропный принцип, идеальный субстрат, космология, диалектика, мягкость, жесткость.
Заявленная вопросом тема статьи обозначает собою обращение к основаниям естествознания, а далее и к основаниям космологии философской прежде всего. Идею Вселенной можно рассматривать под углом астрономии, астрофизики, планетологии, астробиологии, астрохимии, специальной и общей теории относительности, квантовой механики, наконец. (Для последней характерны логические структуры в виде двух разнородных по своей природе составляющих, которые в своей конкретной детерминации предопределяют лишь статистические (вероятностные) предсказания; результаты индивидуального измерения над квантовыми объектами в общем случае непредсказуемы; распределения гравитационных обычных масс и масс темной материи вполне могут во Вселенной подчиняться статистическим распределениям.) Но рассмотренная таким образом идея Вселенной будет являться физической космологией, в которой не нашлось места такому сложному космологическому объекту, как человек. Для «включения» в космологию человека, видимо, необходимо сформулировать идею Вселенной, не «выпадая» из астрофизических идей и представлений. Антропный принцип, устанавливающий зависимость существования человека от физических параметров (физических инвариантов) Вселенной, вроде бы решает эту проблему, но он скорее решает её в ключе материального присутствия Вселенной в объекте под именем «человек»,
упуская из вида существенные его характеристики в виде способности к деятельности, которая либо совпадает с общей направленностью изменения Вселенной, либо не совпадает. Указанный штрих отношений Вселенной и человека мы должны распространять и на понятие «человеческая цивилизация». Антропный принцип, следовательно, «не поддерживает» идею, согласно которой человека нужно рассматривать как социальное существо, которое понимает необходимость и возможность выхода в большой Космос для возможного его освоения в ключе ненару-шения динамики изменений космологического пространства при одновременном решении в человеческой цивилизации гуманно-гуманитарной проблематики. Основные теоретические положения в существующих идеях Вселенной обращаются к принципам теоретических исследований вообще - для того, чтобы можно было осуществить синтез научных фундаментальных идей для последующего использования этого синтеза уже для изучения такого глобального объекта, как Вселенная. Но опять же не произносится никаких слов о значимости такой компоненты Вселенной, имя которой - «человек».
Осуществим некоторую пробу в составлении определения космологии как науки в ключе того, что мы сказали выше. Космология - это процесс, участие в процессе, объяснение этого процесса. Слова «космология - это процесс» необходимо понимать в русле того, что понятие «Вселенная»
не исключает из своего состава человека с его жизнью, мыследеятельностью и, главное, отношением ко всему сущему. Диалектика развития Вселенной и диалектика существования человека объективно взаимосвязаны, взаимопроницае-мы несмотря на свою противоположность. Взаи-мопроницаемость же, в свою очередь, указывает на определенную тождественность человека и Вселенной по каким-то аспектам. Тождественность чисто материальная утверждается уже антропным принципом. Но поскольку человек является носителем еще и других свойств (чисто социальных), то неизбежно должен ставиться вопрос о существовании других разумных цивилизаций в каких-то частях этой Вселенной. Слова «космология - это участие в процессе» указывают на деятельностную природу человека. Отношения «Вселенная » человек» необходимо рассматривать не только с внешней стороны в русле непосредственного восприятия через ощущения, но и внутренней, когда это внутреннее осознается опосредованно, путем отвлеченного мышления, путем создания репрезентаций, представляющих собой соответствующую «проекцию»: Вселенной в целом; человека отдельно; Вселенную без человека. Далее уже необходимо все указанные репрезентации рассматривать послойно, начиная с чисто материального уровня. На «заключительном этапе» исследования Вселенной участие человека в процессах, происходящих во Вселенной, должно оформляться соответствующей рефлексией (феноменологической, структурной, атрибутивной, акцидентной, функциональной, системной, релятивной, материально-субстратной, идеально-субстратной; идеально-субстратно-мировоззренческой, наконец). Каждому уровню рефлексий соответствуют свои типологизации, что позволит развернуть интерпретацию понятия «Вселенная». Космология - это объяснение процесса?! Включение соответствующей рефлексии поддерживает ту или иную интерпретацию.
Нам представляется, что из всех интерпретаций Вселенной самой важной является идеально-субстратно-мировоззренческая интерпретация. В указанной рефлексии необходимо раскрыть смысл понятия «идеальный субстрат», а также понятия «идеально-субстратное мировоззрение». Идеальный субстрат - есть система рациональных принципов (по А. Г агаеву). В своей работе [1] указанный автор выделяет и другие определения идеального субстрата, которые выра-
ботала философия за свою многовековую историю: а) субстрат - есть единство абстрактно-единичного и конкретного-единичного; примером такого субстрата может служить субстрат биржевой деятельности как «схваченное мыслью» единство плавающей стоимости товара с конкретными решениями брокера (конкретно - «опцион»; «хеджирование» и другое); б) субстрат -есть единство субъектно-объектных детерминаций; Вселенная мыслится человеком через призму теоретических возможностей человека; они же (теоретические возможности) предопределяют вычленение той составляющей Вселенной, которая доступна осмыслению человека; человек имеет дело не со всей Вселенной - то, что недостает, он восполняет соответствующими экстраполяциями, соответствующим гипотезировани-ем; слитность субъектных и объектных детерминаций и порождает определение космологии (она есть процесс, участие в процессе, объяснение этого процесса); когда мы касаемся вопроса объяснения тех процессов, что происходят во Вселенной, то мы должны учитывать вклад (возможный вклад) в объяснение вселенских процессов и со стороны возможных ВЦ (внеземных цивилизаций); в) субстрат - есть сущность, получающая общую форму, которая предполагает количественное развертывание в ней сущности; понятие «Вселенная» уже указывает на сущность, в которой совершаются какие-то процессы; осмысление человеком себя и той среды, в которой он появился (т.е. Вселенной); г) субстрат -есть система рациональных принципов; субстратом, к примеру, суда будет являться система отношений между судьей, адвокатом, прокурором, подзащитным, правоохранительными органами, обществом; если данное определение сопоставлять с определением космологии, то можно сказать, что субстратом космологии как дисциплины является система отношений между: Вселенной и человеком; Вселенной и человечеством; человеком и человеком; человеком и отдельными группами людей; человеком и человечеством в целом. При этом «судьей» выступают разветвленные причинно-следственные цепочки взаимодействий и отношений, которые могут соответствующим реверсом прямо или опосредованно возвращаться от следствий к причине. Идеальным всегда является принцип, который выступает одной из сторон всяких отношений. Следовательно, идеально-субстратное мировоззрение - это та-
кое мировоззрение, которое восходит к типоло-гизациям мышления человека, прежде всего. И, прежде всего, к векторным типологизациям его мышления, а еще точнее - к типологизациям его отношений ко всему сущему, в том числе и к Вселенной.
Наше определение космологии опирается на выделение системы (Вселенная + человек + социум + ВЦ). При этом мы говорим, что необходимо опираться на понятие «идеальный субстрат». Но субстрат как таковой невозможно увидеть без развития системы, что еще раз подтверждает необходимость именно того определения, которое мы ввели в начале статьи. Выделив систему и определив космологию как понятие, мы одновременно в указанном определении указали на специфику возможного в ней применения метода познания, - что является критерием этой системности. Как видим, критерием выделенной нами системности является материалистическая диалектика. Система, о которой мы ведем речь, очень своеобразная. С одной стороны, она характеризуется беспредельностью (процесс, как характерная черта этой системности, тоже беспределен), а с другой стороны - предельностью (пределен человек, но беспредельно понятие «жизнь»; предельны космические объекты, беспредельна Вселенная). Единство предельного и беспредельного не является исключительной чертой Вселенной. По сути дела, любой объект пределен и в определенном смысле беспределен. Системность сама в себе содержит (в скрытом, не явном виде) методологию, с помощью которой можно в системе находить нечто неизвестное и объяснять это неизвестное. Следовательно, методология системы задает форму истине, а истина открывает новые тайны системы. Истина в системе есть определенный инвариант и одновременно определенная связь (или субстрат) в системе, благодаря которой системность приобретает характеристические черты. Главными из них являются такие характеристики, как жесткость и мягкость.
Понятие жестокости или мягкости присущи Вселенной как физическому объекту. Присущи они и отдельным людям в их пропозициональном мышлении. Присущи и соответствующим социальным организмам. Субстратная рефлексия посредством понятий «мягкость», «жесткость» создает возможность осмысления других понятий: «устойчивость» и «неустойчивость». Жесткость создает устойчивость при одновремен-
ном существовании неустойчивости в свете тех изменений, которые осуществляются в окружающей среде. Вселенная же есть система и сама себе среда, в которой она как система существует. Это означает, что она сама себе одновременно есть жесткость и мягкость. Долевое распределение этих разных качеств во Вселенной, а также в её отдельных частях (не исключая и человека) предопределяют динамику Вселенной и одновременно тенденцию к порядку или беспорядку. Соотношение мягкости и твердости необходимо ранжировать по стратам, когда верхний «этаж» страт в наибольшей степени «насыщен» инвариантами или чем-то вечно-неизменяемым, что присутствует на любом уровне или стратифициро-ванности системы. Субстрат в виде долевой со-четанности мягкости и твердости уже есть форма, способная принимать в себя материю. При этом форма, о которой мы говорим, предопределена особыми свойствами и конфигурациями свойств, заключенных в тех частях материи, что позднее «вливаются» в эту «форму». Человек, хочет он этого или не хочет, всё равно участвует в этом Процессе. Но в части объяснения процесса и своего участия в этом процессе он может проявить желание или нежелание. Нежелание раз за разом будет человека ставить в тупик, требуя от него осознанного отношения к жизни конкретно на планете Земля и конкретно - вообще во Вселенной. Тупиковость жизненных ситуаций, оборачиваясь к человеку тем или иным следствием, безусловно, ставит перед ним и вопрос о причинах. Причинно-следственные цепочки, которые выявил человек, будут им объединяться во все большие системы, расширяя горизонт видения человека, человечества. Но есть один из аргументов, требующий считать, что такое расширения знания о Вселенной имеет границы. Эти границы обозначены, собственно, теоремами Курта Гёделя, согласно которым в любой формальной системе найдется по крайней мере одно утверждение, которое нельзя доказать и нельзя опровергнуть.
Теоремы Гёделя, по сути дела, говорят о том, что должна быть какая-то Внешняя парадигма, с помощью которой можно было бы объяснить меньшую систему. Следовательно, в познании систем (Вселенная + человек + общество) нужен еще один путь познания: отличный от движения изнутри, т.е. от человека. И таким путем (предполагаемо) может служить сигнал ВЦ. Но сразу же
встает вопрос критерия жесткости или мягкости этого сигнала. И опять, прежде чем рассчитывать на помощь извне для понимания жизни Вселенной, нужно человеку взглянуть на себя. Вселенная репрезентировала себя в человеке двумя своими сторонами (мягкостью и жесткостью; способностью поддерживать гармонию во Вселенной (хотя бы в принципе), или противодействовать ей). Вглядываясь в себя, человек, видимо, может понять и многое из того, что происходит во Вселенной. О. Гекман, Е. Шюкинг пишут: «Космологические гипотезы о поведении Вселенной в большом масштабе содержатся в каждом локальном предсказании, основанном на известных законах природы» [2]. Принцип единства мира прямо нам указывает на то, о чем писали названные авторы, а также на то, что Вселенский субстрат в виде системы рациональных принципов может простираться до «региональных» ответвлений Вселенной. Сигнал ВЦ может иметь совсем необычный вид соподчинения с соответствующими цивилизациями, совсем не тождественный техногенным представлениям.
В истории человечества, в культуре земных цивилизаций всегда присутствовали главные тенденции (жесткость, мягкость) развития или не развития цивилизаций, что указывает (возможно) на трансляционные волны соответствующего знака. В этом отношении, видимо, было бы полезно обратиться к генезису языка. Метатеоретический принцип или принцип соответствия и принцип наблюдаемости, положенные в осмысление отношений Вселенная » человек, Вселенная » человечество, скорее всего, проявили себя в культуре человечества именно ввиду того, что соответствие в виде цепочки причин и следствий (Вселенная ^ человек ^ человечество ^ культура ^ Вселенная) - есть нерасторжимая связь частей Вселенной с самой Вселенной. И если на эту связь смотреть как на процесс и изучать этот процесс, то мы и получим космологию, принципиально отличную от физической космологии. Цементирующее гносеологическое значение в такой космологии будет принадлежность не просто общефилософским принципам, но мировоззренческим принципам (мягкости, жесткости), пронизывающим все слои Вселенной. Мы настаиваем на том, что существует некоторая Вселенская схема, в которой каркасом служит особым образом оформленная (от безначалия) субстратная частотность мягкости и жесткости по уровням орга-
низации материи. Эта частотность образует гибкую динамическую структуру, соответствующие элементы которой находятся в определенном формальном единстве и одновременно несопод-чиненности (по крайней мере, некоторые из них не находятся в состоянии соподчиненности).
Многие из космологических моделей являются облаченными в математическую форму, физическую форму, что позволяет, безусловно, понимать определённые горизонты Вселенной. Но избранный нами ракурс исследования, когда в систему космологическую включен и человек, требует обратить внимание на самое существенное, что есть в человеке, - его мировоззрение (при этом на дуальность этого мировоззрения) с тем, чтобы соответствующими экстраполяциями пополнить арсенал логических и теоретических подходов при изучении таких объектов, как Вселенная. «Вселенная живет и дышит» - это что? Метафора? Сопоставление человека (который дышит и живет) со Вселенной дает больше аргументов в пользу того, что Вселенная дышит и живет. Человек конечен. Его конечность и бесконечность есть акт некоторой бесконечной импульса-ции от Вселенной (от цепочек причин и следствий). Космология призвана быть формой систематизации знаний, где находят приют и представления, выработанные в социальной жизни человека потому, что эсхатологические мотивы, касающиеся как Вселенной, так и социальной жизни, всегда связывались человеком в представлении о Вселенной с конкретной жизнью человечества. Пересмотр оснований существующих космологических теорий и моделей диктуется не только научным интересом, но и конкретно-практическим интересом: как ближайшей перспективы развития цивилизации, так и дальней именно в русле сопоставления идеальных субстратов, существующих во Вселенной и человеке порознь и одновременно системно-едино через взаимодействие. Логико-философское осмысление системно-единого существования Вселенной и человека под указанным углом знания тогда может приобретать характер пересмотра типологий, на которые опираются исследования подобного рода. Интерпретация знаний о физической Вселенной и физическом человеке в принципе не может составлять больших трудностей. Интерпретация же знаний на других уровнях знания об указанных объектах наталкивается на необходимость найти во Вселенной нечто родственное с челове-
ком не только на физическом уровне, но и на уровне существования сознания, жизни в каких-то других формах.
Идеи о существовании ВЦ активно разрабатываются теми подотделами науки, которые имеют возможность «протянуть руки» к дальним областям Вселенной с помощью специальной технической аппаратуры, - без видимого успеха пока в осуществлении подобных программ. Подобный неуспех как обескураживающий факт еще не говорит о том, что нужно расстаться с мечтой о нахождении ВЦ в каких-то областях Вселенной. Возникшая жизнь на Земле - уже есть прецедент, требующий более тщательного и тонкого анализа по сравнению с тем, который осуществлялся до сих пор, с тем, чтобы обескураживающий факт превратился в радостный факт.
Таким образом, Вселенная становится для человека все ближе и ближе (как в практическом отношении, так и в умозрительно-теоретическом). Вселенная является «колыбелью» человечества, и «ребенок», рано или поздно, от упоенного созерцания своих «пяточек» должен будет оглянуться на окружающее пространство с попыткой найти связь своего существования с этим пространством в целом.
Библиографический список
1. ГагаевА.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - 308 с.
2. Гекман О., ШюкингЕ. Строение звездных систем. ИЛ. - М., 1962. - 600 с.
3. Мушич-Громыко В.Г. К вопросу об использовании квантовых представлений для разрешения гуманитарно-этических проблем // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - Вып. 56(3). - С. 174-178.
4. Мушич-Громыко В.Г. Концепция дополнительности и гуманитаристика // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. -№5/2 (64). - С. 5-10.
5. Мушич-Громыко В.Г. О «дуализме» парных категорий, о принципе дополнительности Н. Бора, о возможности в языковой области знания найти нечто сходное с понятием «волна», «частица» // Вестник Тюменского государственного университета. - 2008. - №5. - С. 237-241.
6. Мушич-Громыко В.Г. Осмысление принципа дополнительности в отношении проблем познания в биологии // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2008. - №34(74). - С. 355-360.
УДК 17
В.В. Попова СПЕЦИФИКА ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО
В статье раскрываются этические аспекты мировоззрения В. Ф. Войно-Ясенецкого. Этика В. Ф. Войно-Ясенецкого строится на религиозном и научном опыте автора. На этом основании рассматриваются основные вопросы религиозной морали и врачебной этики В. Ф. Войно-Ясенец-кого.
Ключевые слова: этика, человечность, добродетель, христианская мораль, врачебный долг.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961) известен как ученый, профессор хирургии и богослов ХХ века (в монашестве - архиепископ Лука), автор большого количества научных («Очерки гнойной хирургии», «Регионарная анестезия» и др.) и богословских («Дух, душа и тело», «Наука и религия», проповеди и духовные беседы) трудов.
Как мыслитель, он играл огромную роль в -созидании нравственного мировоззрения XX века. В его работах отражается мировоззренческая позиция, включающая научный и религиозный опыт автора. На этой основе строится этико-
философская мысль профессора В.Ф. Войно-Ясе-нецкого.
В основе этической мысли В.Ф. Войно-Ясе-нецкого - особенности религиозной морали. Христианская религия, согласно взглядам В.Ф. Войно-Ясенецкого, является воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Он определяет понятие гуманизма (гуманности) «в том смысле, в каком оно обозначает именно “человечность”, то есть все то, что направлено к подлинному благу человечества, к утверждению человеческого достоинства, к развитию высоких моральных качеств в личных и общественных отно-