И.Н. Бабич
ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
Для адаптации молодого поколения в изменяющемся мире необходимы навыки работы со сложной информацией и знания, приобретаемые через чтение. Согласованное формирование и реализация политики развития чтения, совместные действия государственных структур и общественных объединений реализуются в деятельности на основании синергетической парадигмы. Результатом социального эксперимента по введению теории самоорганизации в обучение и воспитание в школе, направленного на развитие творческих и интеллектуальных способностей, читательской и филологической культуры учеников и учителей, является формирование целостной картины мира и понимание социокультурной значимости чтения всеми участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: социализация, адаптация, читательская компетентность, книжная культура, ответственность, взаимодействие, самоорганизация, рефлексия.
В своей нобелевской лекции И. Бродский наиболее тяжким преступлением против литературы назвал пренебрежение книгами: не цензурные ограничения, не предание книг костру, а именно их не-чтение. «За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация -она платит за это своей историей»1. В исторически сложный период для успешной адаптации в обществе переходного типа чтение становится необходимым способом освоения базовой социально значимой информации, мощнейшим механизмом поддержания богатства родного языка. Непонимание значения слов родного языка
© Бабич И.Н., 2013
и смысла идей, сконцентрированных в письменных источниках, неумение грамотно выразить мысль приводят к непродуманным социально значимым решениям и действиям. Низкая степень освоенности письменной культуры, некомпетентность членов российского общества, не умеющих читать серьезную литературу, оборачивается негативными последствиями для всей страны, сопряжена с большим социальным риском2.
Исходя из понимания важности роли чтения для развития любого государства, в модернизированных и активно модернизирующихся странах предпринимаются попытки противодействовать тенденциям снижения интереса к чтению. Однако на уровне российского государства и общества, по утверждению экспертов, значимость чтения как одного из важнейших средств развития страны не осознается во всей полноте и сложности. По объему государственной поддержки обучения навыкам чтения Россия уступает уровню развитых стран в 20-30 раз: в Великобритании на эти цели тратится ежегодно около 35 тыс. рублей на душу населения, в Финляндии - 23 тыс., в РФ - 1,2 тыс. рублей3. В результате снижается общий уровень грамотности населения. По данным ряда международных исследований, свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, а в странах-лидерах - не более 1%.
На фоне грандиозных социальных изменений усиливаются факторы, снижающие читательскую активность граждан (охват и интенсивность) в массовом масштабе. По данным исследования, проведенного Левада-центром, за последние три года количество людей, которые ежедневно читают книги, сократилось до 8%, а число вообще не читающих книги составило 45%. Свыше 70% взрослых россиян не покупают книг. Издательская политика смещается в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности. Растущая невзыскательность вкусов, предпочтений в области чтения, усиливающаяся развлекательная составляющая чтения минимизируют затраты интеллектуальных усилий. Даже в интеллектуальной среде происходит упрощение с точки зрения сложности форм и содержания профессиональной, художественной литературы. Ухудшается владение родным языком, зачастую в профессиональной, деловой, молодежной средах устоявшиеся русскоязычные слова заменяются англоязычными аналогами4.
Серьезные потери понесла инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны: затруднен информационный обмен между регионами России, между мегаполисами, крупными и средними городами, селами, между представителями различных
профессий, между слоями населения. В результате разрушения целостности культурного пространства разные группы читателей становятся все более оторванными друг от друга. Проживая в условиях суженного выбора, поскольку издательствам невыгодно везти книги в малые города, села, деревни, более 63% населения России оказались отрезанными от современной литературной жизни. Важнейшей задачей становится наращивание интеллектуального капитала местных сообществ: в условиях смены типа экосоциальной организации возникает угроза потери культурного и биологического разнообразия. На смену человеку-хозяину, прикрепленному к земле «земледельцу-хранителю природы» приходит не связанный с природой и культурой данного места наемный работник-кочевник, добывающий вахтовым способом природные ресурсы5. От повышения массового интереса к книге и ее доступности для молодежи, связанной с природой и культурой родной земли, зависит сбережение населения и устойчивость всей страны.
Огромной и важной проблемой остается привлечение к чтению нечитающих групп населения.
Библиотека, единственный социальный институт, отслеживающий национальный репертуар печати, сегодня уже не является ни рекомендателем, ни источником книги. По данным опросов 79% населения не пользуются библиотеками. Д.С. Лихачев считал библиотеки наиболее важным в культуре: может не быть университетов, научных учреждений, но если есть библиотеки, возглавляемые профессионалами, а не случайными людьми, если библиотеки не горят, не заливаются водой, оснащены современной техникой, -тогда культура не погибнет.
Уходит статусная значимость домашней библиотеки для людей активных социальных возрастов. Ныне 35% московских семей не имеют в доме книг. В исследованиях Левада-центра прослеживается прямая корреляция наличия больших домашних библиотек со взаимнозаинтересованными отношениями членов семьи друг к другу, с более прочными установками молодежи на хорошую учебу в школе и на высшее образование высокого качества. Среди тех, кому не читали книг в детстве, кто не рассказывал о прочитанном своим детям, кому не рассказывали или перестали рассказывать о прочитанном сами дети, исследователи выделяют представителей старших возрастных групп, жителей села и малообеспеченных рос-сиян6. Именно семья сохраняет культуру чтения. Отсутствие книг в доме ослабляет желание детей обсуждать прочитанное с родителя-
ми. Нечитающим родителям и учителям бесполезно убеждать детей в необходимости чтения.
Проблемы семейных базовых отношений, взаимодействия между поколениями в семье отражаются и в том, что вечная ценность - чтение в семье, - объединяющая членов семьи, становится уходящей традицией. Тридцать лет назад чтение детям вслух было для большинства семейной традицией, сегодня подобная практика сохранилась лишь у 7% семей. Рассуждая о добре, любви, самых прекрасных качествах человека, на собственных поступках и книгах воспитывали родители своих детей. Вспоминая родителей, читавших вечерами Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы для себя, а некоторые понравившиеся места и для детей, Д.С. Лихачев рассказывал о том, что все, что нравилось им, «постепенно начинало нравиться и нам». Ученый писал об учителе литературы, читавшем всему классу былины о Соловье Будимировиче и о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина, «Капитанскую дочку», «Войну и мир»7. Став выдающейся личностью, филолог и историк признавался, что до сих пор любит то, что слушал в детстве.
Герои детских книжек формируют характер, определяют цели в жизни. Освоиться в «большой» литературе многим до сих пор помогают сказки К.И. Чуковского, строки из которых, превратившись в своеобразный фольклор, вошли в повседневную жизнь. Создатель «Доктора Айболита», «Мойдодыра», «Мухи-цокотухи» считал свои сказки лишь введением во «взрослую» литературу. Его книга о словотворчестве маленьких «От двух до пяти», предназначенная для педагогов, психологов, лингвистов, доступна и самим героям сочинения, о которых писатель говорит с добрым юмором. Мир детского сознания, по утверждению Ю.М. Лотмана, не исчезает в ментальной структуре взрослого человека. Он «продолжает функционировать как генератор ассоциаций и один из активных моделирующих механизмов, игнорируя который невозможно понять поведение взрослого человека»8.
В современной ситуации кризиса семьи, не обеспечивающей младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, местом, где многие дети впервые знакомятся с книгой, становится школа. Но и она не выполняет стимулирующих функций приобщения учащихся к серьезному чтению. Школа и, шире, вся система образования как важные агенты литературной социализации не формируют социально необходимый уровень читательской компетентности. Согласно Э.А. Орловой, социально необходимый
уровень читательской компетентности предполагает умение понимать сложные тексты, критически оценивать содержащуюся в них информацию, формулировать гипотезы и выводы, относящиеся к событиям современной социокультурной жизни. Затруднения с продвижением и развитием чтения Э.А. Орлова видит в отсутствии интереса к чтению, письму, родному языку у учеников, в равнодушии преподавателей и библиотекарей к социализации и к низкому уровню читательской компетентности учащихся9.
Направленное на формирование духовного и интеллектуального облика новых поколений россиян приобщение учеников к искусству слова «подменено преподаванием примитивных основ литературоведения как науки об истории литературы»10. Препятствующий развитию интереса школьников к чтению упрощенный подход к анализу художественных произведений не формирует у учеников готовность к эффективному освоению все усложняющихся потоков информации. Из года в год теряя позиции в рейтинге международного исследования по качеству чтения PISA, хорошо владеющие техникой чтения школьники России уступают в качестве чтения: им не дается сложность задач, нестандартность решений, самостоятельная рефлексия. В 2009 г. средний балл по читательской грамотности (скорость, понимание текста, запоминание) российских подростков из 213 образовательных учреждений 45 регионов, участвовавших в тестировании, составил 459 по 1000-балльной шкале. Средний показатель по ОЭСР - 493. У лидирующего Шанхая - 556 баллов. Международные сравнительные исследования показывают, что российские ученики, особенно младших возрастов, более позитивно оценивая чтение как занятие, читают чаще и больше многих своих зарубежных сверстников. Частота обращения к печатному слову и интерес к чтению в России резко сокращаются при переходе от начальной школы к средней, а от средней школы - к профессиональной работе. В России нет механизмов и институтов поддержания и постоянного повышения качества чтения на высоком уровне. «Без установки на такое повышение, самостоятельность, выбор из многообразия у самого человека, в окружающей среде, в основных институтах социума, - заявляют авторы исследования Б.В. Дубин и Н.А. Зоркая, - невозможно никакое реальное качество чтения, образования, труда, досуга»11. Формирующееся к 9 классу устойчивое отношение школьников к чтению как принудительному занятию исследователи Левада-центра связывают с дефицитом литературы о реальных проблемах и ценностях в жизни современных подростков.
Ученые и общественные деятели поднимают проблему постепенной утраты колоссального богатства, национального достояния - русского языка и русской литературы. При сокращении часов на чтение в образовательных программах в школах и гуманитарных наук в высших учебных заведениях, при заявленной реформаторами утрате самостоятельности учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в структуре обязательных дисциплин в школе молодое поколение будет читать все реже, и скоро некому будет оценить накопленное культурное наследие. Понятна тревога ученых, утверждающих, что в 1990-е годы им было «кого учить на университетском уровне, сейчас в стране практически нет соответствующего контингента». Преподаватели вузов, читающие лекции перед разными аудиториями, с грустью отмечают, что студенты не воспринимают цитаты из Ахматовой, Булгакова, Зощенко, Мандельштама, Пастернака: новое поколение читателей не знает этих имен, не знакомо с произведениями, созданными их творцами12. Рассказывая о конкурсе, где отличницам и золотым медалисткам предлагались тексты Зощенко и Шекспира, но без имен героев, культуролог А.С. Запесоцкий замечает, что абитуриентки не в состоянии отличить один текст от другого, они не видят различий ни по тексту, ни по структуре, ни по эпохе. По мысли профессора, не прочитав и не изучив в школе 150-200 шедевров мировой литературы, не прочувствовав и не поняв их, не пережив «нравственного потрясения от соприкосновения с образами этих шедевров», человек не может получить нормальное университетское образование, поскольку у него не сформирована должная картина мира.
Трансформация молодежной художественной субкультуры отражает политические и социокультурные процессы переходного периода. Выявляя содержательные стороны в социализации в подростковом и юношеском возрасте, фиксируя динамику ценностных ориентаций в субкультуре старшеклассников, исследователи отмечают смену художественных предпочтений. Снижается интерес к углубленному и вдумчивому чтению, формирующему личность человека, ее нравственную основу. Молодое поколение выбирает легкое, развлекательное чтение. Подростковая читательская культура становится более закрытой «культурой своих». Отмежевание от внешних групп, уход подростка в «свою» среду, культивирующие читательскую неразвитость и инфантилизм, затрудняют переход на «взрослую» ступень и поддержание социальных и культурных традиций общества. В письмах, адресованных молодому поколению, академик Д.С. Лихачев подчеркивал, что каждый человек
обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии: «Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»13.
Проблема чтения носит общемировой характер. Тенденция снижения интереса к чтению обусловлена интенсивным развитием индустрии развлечений, вытесняющей чтение как престижный источник социально значимой информации, а также глобализацией средств массовых коммуникаций. Исследование более сотни английских, уэльсских, шотландских и североирландских школ показало, что менее 50% английских детей в возрасте от 8 до 17 лет ежемесячно читают книги вне учебного класса. Вообще не любят читать 10% опрошенных; 7,3% не берут книгу в руки, если они не в школе. При этом 7% ни разу не посещали библиотеку, один из восьми опрошенных никогда не был в книжном магазине; 20% детей никогда не получали книгу в подарок. Не читая в традиционном смысле этого слова, большинство из 18000 школьников отдают предпочтение чтению в Интернете, выбирая журналы, SMS, электронные письма.
Среди тенденций в развитии современного чтения, которое сегодня происходит «на слух», с листа, с экрана, существует проблема цифрового текста - тенденция к фрагментации текста, характерная для электронных носителей и способов чтения, которые они предлагают. Изучая в течение пяти лет поисковую активность посетителей сайта библиотеки Британского музея и сайта консорциума образовательных учреждений, предоставляющих журнальные и газетные статьи, оцифрованные книги и другие печатные источники, исследователи Университетского колледжа в Лондоне пришли к выводу, что вырабатывается новая форма «чтения» в режиме онлайн: быстрый просмотр заголовков, оглавлений и содержания рефератов. Прочитав не более одной-двух страниц статьи или книги, пользователи сети перепрыгивают с одной ссылки на другую, редко возвращаясь к тому источнику, с которого начали поиск. Предостерегая от опасности развития в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов и к скоростным методам чтения, допустимого лишь в некоторых видах профессий, Д.С. Лихачев призывает молодежь остерегаться выработать в себе привычку к скоростному чтению, создающему видимость знаний, ведущему «к заболеванию внимания».
Ведущая роль воспитательной, социализирующей функции чтения в отечественной педагогической традиции отводится урокам литературы. Однако эксперименты с обучением привели к
тому, что литература в школах стала предметом по выбору. В 2011 г., по данным Рособрнадзора, наиболее популярными экзаменационными предметами по выбору были «обществознание» (этот предмет сдавали 55,4% выпускников), физика - 27,2%, история -23,2%. Наименьшим выбором у выпускников пользовались литература (7,2%), география (4,4%), иностранные языки (менее 1%), за исключением английского. Декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С. Карпов убежден в том, что не будет ни образования, ни воспитания, если ущемлять предметы, на которых все зиждется: история Отечества, русский язык, русская литература, география - это «почва, на которой мы стоим». Преподавание истории, русского языка и литературы важно как для формирования творческого мышления, необходимого для инновационного развития России, так и для нравственного воспитания молодого поколения.
Национальное сознание формируется интересом к высокохудожественной литературе, богатой тематическим разнообразием и языком. На заседании Патриаршего совета по культуре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Москва, февраль 2012 г.) русский язык и национальные традиции отнесены к числу первостепенных задач, требующих особого внимания. Общество, по словам патриарха, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем: вместо литературы -бульварные детективы, вместо настоящей музыки - звездные шоу. Значительное влияние на понимание текстов современной медиа-культуры оказывают средства массовых коммуникаций. Пагубное внедрение клипового сознания в массы привело к тому, что российский зритель привык смотреть примитив и отучился думать14. И уже ни школа, ни авторитетные литературные премии и критика не способны регулировать процесс чтения подростков и воспитание читательского вкуса россиян.
Не подлежит сомнению, считают эксперты, ответственность государства за состояние дел в области массового чтения, распространения книг, библиотечного обслуживания, поскольку библиотеки и почта находятся в государственной монополии. Но и образованные слои нескольких поколений россиян, при молчаливом согласии или усталом равнодушии которых страна превратилась в «общество пассивных телезрителей», также несут ответственность за сложившуюся ситуацию15. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Массовое закрытие сельских школ, библиотек, домов культуры - это серьезные симптомы общего не-
благополучия: наша культура, возвращается к уровню тридцатилетней давности. Аналитики предупреждают о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры16.
Осознавая пагубность угасания интереса населения к чтению, в Российской Федерации в последние годы предпринимаются шаги по формированию и реализации политики развития книжной, читательской культуры. Принята Национальная программа поддержки и развития чтения, активно обсуждается на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы (Москва, июль 2012 г.) президентская инициатива о формировании списка «100 книг, которые должен прочитать каждый школьник». Неся просветительскую ответственность, национальные ассоциации, объединяющие образовательное сообщество библиотекарей, книгоиздателей, кни-гораспространителей, журналистов, предпринимают усилия для преодоления системного кризиса чтения.
Разрабатывая и реализуя исследовательские проекты, межрегиональная общественная организация «Женщины в науке и образовании» (www.awse.ru) проводит с 1997 г. социальный эксперимент «Синергетический подход в обучении и воспитании», в котором чтение рассматривается как одно из основных средств обучения и развития личности. В рамках просветительской программы «Языки науки - языки искусства» создана экспериментальная исследовательская лаборатория «Синергетическая модель образования в словесности», где происходит взаимодействие и взаимообогащение образовательной, научной и информационно-технологической сфер. Деятельность лаборатории направлена на стимулирование учащихся к овладению родным языком и навыками чтения, отвечающими требованиям общества знания. В формировании читательской компетентности значительное внимание уделяется работе с цифровыми источниками информации, соединению обучения работе с письменными текстами с информационными и коммуникационными технологиями.
Самой важной задачей образовательных учреждений всех рангов, по убеждению Э.А. Орловой, становится обучение чтению и освоение информации, представленной в письменных текстах17. Опираясь на изучение литературы, включенной в программы 5-9 классов, анализ произведений в лаборатории осуществляется на широком историко-культурном фоне с использованием идей теории самоорганизации. Настаивая на необходимости развивать в себе интерес к чтению, Д.С. Лихачев полагал, что в значительной мере этот интерес может быть результатом самовоспитания и
саморазвития. Лаборатория готовит учащихся к непрерывному обучению, поэтому особый акцент ставится на единстве управления и самоорганизации. Обязательной составляющей обучения является читательская рефлексия, подразумевающая осознание ключевых этапов работы с текстом: прочтение, понимание, запоминание, воспроизведение в устной и письменной форме18. Освоение ее механизмов предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса. Основным условием стимулирования читательской рефлексии является рефлексивно-диалогический стиль взаимодействия учащихся и преподавателей.
На организованной лабораторией школьной конференции «Минувшее проходит предо мною...» обсуждение важнейших проблем и диалог читателя с книгой велись на материале классических древнерусских текстов и работ современных авторов (проект «Эволюция картины мира в естествознании и славянской мифологии», подготовленный под руководством учителя русского языка и литературы и учителя географии, выступили учащиеся 7 класса; возглавляемая учителем английского языка команда учащихся 6 и 8 классов представила исследование «Креативная коммуникация в сказках народов мира»; ученики 7 класса совместно с филологом и своей первой учительницей - учителем начальной школы - подготовили для нового поколения первоклассников работу «Русь былинная: единство и сила родной земли в древнерусском эпосе»; девятиклассники предложили свое исследование «Устойчивость и изменчивость в словесности на примере "Слова о полку Игореве"»). Связывая воедино все элементы информации в процессе подготовки и участия в междисциплинарной конференции, школьники отрабатывают умения ориентироваться в различных системах мировоззрений и ценностей, отраженных в письменных текстах и устной культуре.
Для возрождения традиции домашнего чтения в лаборатории девятиклассниками был проведен эксперимент по вовлечению семьи в атмосферу чтения: дети предложили родителям совместно почитать какую-либо книгу. Большинство родителей с удовольствием согласились на чтение в кругу семьи, в некоторых семьях читал один из родителей «в связи с занятостью или усталостью другого», и только незначительная часть родителей отказалась читать. Юные исследователи отмечают: «В результате такого семейного сбора все родители и дети остались довольны и сошлись во мнении, что такие мероприятия нужно проводить как можно чаще, ибо совместное времяпрепровождение сплачивает семью, позволяет родителям и детям стать ближе, лучше понимать друг друга»19.
Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений реализовалось в конструируемой образовательной среде в экспериментальных методических занятиях музеев Московского Кремля по теме «Иван Грозный - первый русский царь». Разнообразие и эффективность форм стимулирования читательской активности наглядно раскрывались в ходе кремлевских занятий и исследований с автором книги «Регалии русских царей» М.Г. Ракитиной, изучении предметов, входивших в число царских регалий в разные периоды российской истории: барм, шапки Мономаха. Осознавая глубинную связь между чтением и нашей памятью, между писателем и читателем, О.Э. Мандельштам заметил: «Поучение - нерв литературы»20.
Каждое кремлевское занятие иллюстрировалось образцами из классических произведений русских писателей и поэтов в совместных диалогах школьников и учителей-словесников. В лаборатории школьники изучали историзмы и архаизмы в «Песне о купце Калашникове» и балладе «Василий Шибанов», создавали оригинальные сочинения на тему «Кто из персонажей "Песни о купце Калашникове" является настоящим героем?». Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов» сопровождалось анализом ритмического строения стиха. Размышляя над судьбоносными поворотами российской истории, семиклассники обратились к литературному памятнику грозненского времени, изменившему ход истории: анализировали тексты из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским. Критическое осмысление текстов, соотнесение прочитанного со знаниями из других дисциплинарных областей и собственным опытом формируют умения восстановления контекста, навыки для обработки больших объемов сложной информации.
Рассчитывая на заинтересованный диалог с читателем, в момент которого писатель, велик он или нет, равен читателю, и наоборот, И. Бродский подчеркивал: «Равенство это - равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати, определяет поведение индивидуума»21. Способствуя четкой идентификации в структуре социокультурной коммуникации, читательская компетентность становится важнейшим фактором образовательной и профессиональной деятельности людей, обеспечивая их смысловыми ресурсами профессиональных знаний, новаторскими идеями, поведенческих образцов.
Активное читательское поведение, междисциплинарное образование, направленное на участие читателей в актуальных процессах книжной культуры, приблизят нас к тому желаемому состоянию общества, когда чтение станет основой жизненной стратегии молодежи. Лишь совместные действия государственных структур, бизнеса, общественных объединений создадут целостную среду, способствующую адаптации российских граждан к динамичным изменениям, успешному взаимодействию внутри российского общества и обмену знаниями с другими странами.
Примечания
1 Бродский И. Нобелевская лекция / Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран: Сборник м-лов для руководителей программ по продвижению чтения / Сост.: Е.Ю. Гениева, Ю.П. Мелентьева. М.: РШБА, 2009. С. 19.
2 Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: Сб. материалов / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Парша-кова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. С. 28, 183.
3 Там же. С. 39.
4 Там же. С. 26-27.
5 Яницкий О.Н. Экологическое мышление эпохи «великого передела». М.: РОСПЭН, 2008. 224 с.
6 Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: Сб. м-лов. С. 464.
7 Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1988. С. 95-99.
8 Лотман Ю.М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2010. С. 42.
9 Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: Сб. м-лов. С. 188.
10 Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма: синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 239.
11 Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: Сб. м-лов. С. 475.
12 Куда идет российская культура? (материалы круглого стола) / Вопросы философии. 2010. № 9. С. 3-59.
13 Лихачев Д.С. Указ. соч. С. 95-99.
14 Куда идет российская культура? С. 3-59.
15 Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации. С. 474.
16 Там же. С. 23.
17 Там же. С. 186.
18 Там же. С. 231.
19 Сарханидзе Т.М. Рефлексия глазами девятиклассника / Математика. Компьютер. Образование: Сб. научных тезисов / Под ред. Г.Ю. Ризниченко, А.Б. Рубина. М.; Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика. 2012. С. 442.
20 Мандельштам О. О собеседнике / Собр. соч.: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1991. Т. II. С. 238.
21 Бродский И. Указ. соч. С. 18.