УДК 027.625(470.345):028.01 ББК Ч83
Булычева Арина Александровна
доцент
кафедра библиотечно-информационных ресурсов Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
г.Саранск Ломшин Михаил Иванович доктор педагогических наук, профессор
кафедра методики преподавания общеобразовательных дисциплин Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
г.Саранск Bulychyova Arina Aleksandrovna Senior lecturer Chair of library and information resources Ogarev Mordovia State University Saransk Lomshin Mikhail Ivanovich Doctor of pedagogical sciences, Professor
Chair of methods of teaching of disciplines of General education Ogarev Mordovia State University Saransk bulychevaaa@yandex.ru
Особенности работы детских библиотек Республики Мордовия в формировании чтения детей и подростков
Features of children's libraries of the Republic of Mordovia in the formation of reading children and adolescents
Статья дает объективные представления о месте и роли детских библиотек Республики Мордовия по формированию чтения детей и подростков. Раскрываются взаимосвязи и взаимодействие традиционных и инновационных подходов по продвижению чтения детской литературы. Сделаны выводы по проблемным вопросам, затрагиваемым в данной статье.
Article gives objective ideas of a place and a role of children's libraries of the Republic of Mordovia on formation of reading children and teenagers. Interrelations and interaction of traditional and innovative approaches on advance of reading children's literature reveal. Conclusions on the problem questions mentioned in this article are drawn.
Ключевые слова: библиотека, ребенок, подросток, чтение, читатель, книга, образование, педагогика, инновация.
Key words: library, child, teenager, reading, reader, book, education, pedagogy, innovation.
В современный период усиливается значение роли детской библиотеки в накоплении и распространении информации среди детей и подростков. Осуществляя функции хранения, трансляции культурных ресурсов, детские библиотеки способствуют стабильности общества, сохранению нравственных норм и ценностей, исторической памяти, умножению творческих сил индивида и общества в целом, формированию культурной компетентности.
Особенностью детской библиотеки является создание универсальной среды развития личности и ее социализации. Авторы данной статьи считают важным определение специфики детской библиотеки, изложенным в Концепции библиотечного обслуживания детей в России: «Самостоятельные детские библиотеки или библиотечные системы, имея статус юридического лица, призваны, прежде всего, защищать интересы детей на получение информации и необходимых документов, создавать условия для их образования, организации осмысленного досуга и общения» [4, с. 10].
Современные исследования работы детских библиотек нельзя назвать многочисленными. В основном преобладают публикации практической и методической направленности, рассматривающие отдельные направления деятельности детской библиотеки. В настоящее время рядом автором активно поднимается вопрос о миссии детской библиотеки. Так, Л. В. Степанова отмечает, что «...существование детской библиотеки обусловлено осознанием обществом необходимости инструмента, который бы способствовал успешной жизни ребенка в культуре» [6, с. 34]. Развивая эту мысль, Л. В. Степанова пишет: «подлинность детской библиотеки как формы диалога с ребенком в современной культуре, заключена в том, что юный читатель испытывает не только потребность быть услышанным, но и потребность услышать и ответить. Таким образом, детская библиотека участвует в разрешении проблемы эмоциональной
поддержки личности в детстве, открывает ребенку позитивную перспективу движения к будущему» [6, с. 35].
Детская библиотека - это феномен культуры, являющийся для ребенка своего рода информационной моделью окружающего его мира. На этой позиции стоят и авторы Концепции библиотечного обслуживания детей в России: «И не самым главным, хотя и очень важным, здесь является информационная функция библиотек, ведь информационные потребности детей еще латентны и тоже нуждаются в особых условиях их формирования и раскрытия. Даже те конкретные нужды детей и подростков, которые связаны с приобретением образования, нуждаются в осмыслении и расширении. Главным же в работе библиотек остается - создание среды развития личности и ее социализации» [4, с. 8]. Переосмысливание особенностей работы детской библиотеки в современном обществе не должно в то же время занижать значимость социально-педагогической деятельности детских библиотек, реализацию ими педагогической функции. Данная функция выделяется в исследованиях Г. А. Ивановой, О. Л. Кабачек, Н. П. Васильченко, О. И. Алимаевой, Т. Д. Полозовой, Н. В. Степановой, И. В. Толстоуховой, Л. Н. Фоминой и др. В то же время нет единого подхода к трактовке терминов «общеобразовательная», «образовательная», «педагогическая», «воспитательная» функции. Так, Н. П. Васильченко выделяет общеобразовательную, воспитательную, информационную, досуговую, методическую функции, подразумевая посредством реализации воспитательной функции педагогический характер деятельности детской библиотеки [2, с. 16]. О. И. Алимаева, напротив, в рамках образовательного аспекта ограничивает набор функций детской библиотеки информационной, функциями социализации и инкультурации, отмечая, что содержание деятельности детской библиотеки должно быть направлено на развитие «внутреннего мира ребенка» [1, с.11].
Педагогическая функция детской библиотеки проявляется в средствах формирования круга чтения каждой возрастной группы ее пользователей, развитии информационной культуры ребенка. Особенно ярко педагогическая
функция пронизывает процесс руководства чтением ребенка, где снимаются как противоречия между ребенком-читателем и взрослым-руководителем чтения, так и противоречия между документом и потребителем. Именно детская библиотека формирует у ребенка отношение к чтению как творческой духовной деятельности. Эстетическая природа детской литературы (художественной, научно-познавательной) предопределяет ее творческое восприятие.
Задача детской библиотеки заключается в том, что необходимо учитывать биосоциальные, психологические особенности ее читателей. Именно с этих позиций руководитель чтения мотивирует культуротворческую деятельность ребенка: понимание авторской позиции, формирование собственных мыслей, чувств, образов, т. е. личностно-ценностного отношения. Автор И. И. Тихомирова выделяет такие понятия: «творчество как процесс чтения» и «творчество как продукт чтения». Последнее находит выражение в виде рисунков, отзывов, игр, театрализованных импровизаций: «...все они своеобразный экран, на котором высвечивается внутренний мир ребенка, те духовные процессы, которые совершались в акте чтения» [7, с. 178].
Сущностная функция детской библиотеки проявляется через модель мировой книжной культуры для детей. Ей подчинено все в детской библиотеке, а именно: формирование фонда, раскрытие его в справочном аппарате, создание собрания справочных и библиографических указателей и т. д. Это означает, что детская библиотека обладает документами и обеспечивает связь документа с писателями, читателями; организует массовые мероприятия и т. д.
Современные детские библиотеки располагают достаточными возможностями в осуществлении целей и задач читательского развития подрастающего поколения. Теоретики и практики в области социальной педагогики видят истоки духовно-нравственного возрождения нации в книге, библиотеке, читающем ребенке. В библиотеках создается среда для читательского развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их родителей как организаторов семейного чтения. Наряду с детскими
библиотеками развитие дошкольников и школьников призваны осуществлять и другие социальные институты - семья, дошкольные учреждения, школы. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение детей. Утрачиваются традиции семейного чтения. Если в 1970-гг. регулярно читали детям в 80 % семей, то в настоящее время только в 7% [5, с. 3]. Готовность родителей к читательскому развитию детей и подростков находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Дошкольные учреждения и школы часто испытывают трудности в организации детского чтения. Часто педагогам недостает теоретических, методических знаний, знаний о процессе развития детской литературы. Детская библиотека примечательна тем, что именно здесь создается среда для читательского развития детей, начинается работа с детьми дошкольного возраста, семьями юных читателей и дошкольными учреждениями.
В последние годы значительно возросла роль детских библиотек Республики Мордовия (РМ), в которых происходит духовно-нравственное становление детей, формирование их чтения. Проанализируем особенности работы некоторых детских библиотечно-информационных учреждений РМ в формировании чтения детей и подростков.
В 2009 г. система библиотечного обслуживания детей Республики Мордовия претерпела серьезные организационные изменения. В связи с введением в действие ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» была осуществлена реорганизация библиотечного дела. Сеть библиотек, занимающихся обслуживанием детей, изменились и на 01.01.10 г. составила: 39 детских библиотек, 456 сельских и 275 школьных библиотек.
Контрольные показатели всех детских библиотек РМ по итогам 2011 г. выявили следующую картину: число пользователей - 106832; книго выдача -2448873; число посещений - 908357. Охват населения (детей до 15 лет) библиотечным обслуживанием в РМ составил 94,4 %. Фонд детских библиотек рес-
публики составил 923177 экз. Он состоял из печатных документов - 883805 экз.; электронных изданий - 551 экз.; аудиовизуальных материалов - 18822 экз.
Из общего объёма печатных изданий фонд на языках народов России, проживающих на территории РМ (мордовском и татарском) составил 12627 экз. По сравнению с 2010 г. он увеличился на 1133 экз. Востребованность фонда -стабильно высокая, о чем свидетельствуют средние показатели: средняя обращаемость - 2,65 и средняя читаемость - 22,9 [3, с. 5-7].
В детских библиотеках РМ много делается для того, чтобы сохранить имеющийся книжный фонд и привлечь детей к чтению. Специалисты отмечают, что чтение детей - это ключ к их дальнейшей жизни в информационном обществе. Ведь именно чтение помогает детям построить свою индивидуальность, выбрать из мировой культуры именно то, что поможет им сформировать собственный мир культуры.
Анализ отчетных документов детских библиотек РМ показывает, что их деятельность насыщена крупномасштабными мероприятиями и акциями по развитию и пропаганде детского чтения, сохранению культурно-исторического наследия мордовского народа [3].
В детских библиотеках РМ накоплен богатый опыт в организации общения между детьми, родителями, педагогами, библиотекарями и др. Библиотека и школа, интегрируя воспитательные возможности, заинтересованность родителей, используют специальные формы и методы, способные инициировать у школьников интерес к читательской деятельности, создавать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Являясь методическими центрами по библиотечно-информационному обслуживанию читателей-детей и продвижению читательской культуры, детские библиотеки РМ ведут многогранную работу с образовательными учреждениями всех типов и различными категориями руководителей детского чтения по множеству тематических направлений и форм деятельности.
Базовой составляющей методического обеспечения всех категорий
руководителей детского чтения образовательных учреждений в республиканском масштабе являются методико-библиографические пособия, издаваемые ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека» по различным формам - рекомендации, сценарии, дайджесты, библиографические указатели, путеводители, справочники, сценарии и др. Информационная поддержка педагогических коллективов осуществляется различными способами. Так, например, в структуре ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека» имеется специализированный отдел руководителей детского чтения, где родители, воспитатели и педагоги могут получить квалифицированную помощь по проблемам воспитания и образования детей, наиболее востребованным и актуальным педагогическим методикам. Специалисты оказывают информационную поддержку педагогическому сообществу республики и в массовом масштабе. Сотрудники библиотеки принимают участие в ежегодных августовских конференциях учителей; республиканских курсах воспитателей детских образовательных учреждений; круглых столах для преподавателей-предметников; городском методическом объединении учителей общественных наук, начальных классов; городских семинарах педагогов-организаторов; дней «открытых дверей» библиотеки для студентов педагогического вуза г. Саранска и др.
В современный период изменились принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, информационно-библиотечного обслуживания. Происходящие процессы выдвинули необходимость формировать у подрастающего поколения высокие нравственные, моральные и этические качества, проявляющиеся в патриотизме, гражданственности, ответственности. В связи с этим значительно возросла роль детских библиотек, среди прочих социальных институтов, в которых происходит духовно-нравственное становление детей, в том числе при помощи распространения краеведческих знаний. В связи с подъемом краеведческого движения, деятельность детских библиотек в этом направлении стала
разнообразной и многогранной. Многогранность краеведческой деятельности детских библиотек объясняется стратегией программно-целевого развития; тесным сотрудничеством с общественными организациями; приданием библиотекой приоритетного значения краеведению в фондообразовании, справочно-библиографической работе, обслуживании пользователей. Интенсивность и многоплановость краеведческой деятельности в детских библиотеках РМ обуславливает необходимость ее упорядочения. Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, в частности, Республикой Мордовия, которая для ее населения является родным краем. Библиотечное краеведение в настоящее время активно развивается. Сотрудники библиотек прикладывают немалые усилия к делу пропаганды культурно-исторического наследия, стремятся обеспечить доступность библиотечных фондов, выдвигая на первый план задачи укрепления этнокультурных связей, формирования единого культурного и информационного пространства. Возрождение интереса молодого поколения к древним пластам культуры финно-угорских народов, познание культурного многообразия финно-угорского мира является важной составляющей библиотечно-информационной деятельности ГБУК «Мордовская республиканская детская библиотека». Задача этой библиотеки через книгу, чтение донести до читателя национальные особенности финно-угорских народов, создать условия для обеспечения доступности библиотечных фондов, формировать их информационное пространство [3]. Для реализации этих задач используются разнообразные формы, методы, средства работы с детьми. Это выставочные проекты, проведение недель финно-угорской литературы, конкурсные программы, презентации и др.
МУК «ЦГБС для детей» г.о. Саранск была разработана целевая программа «Развитие национальных культур финно-угорских народов на 2010-2012 гг.», в основу которой было положено создание единого информационного про-
странства, популяризирующего знания о культуре финно-угорских народов и воспитание межэтнической толерантности в среде юных горожан. Программа представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изучение интересов читателей по теме, организацию информационных площадок и пресс-досье по вопросам финно-угорских культур, формирование и продвижение финно-угорской литературы информационно-библиотечными средствами.
Особенность работы детских библиотек РМ заключается и в том, что они взяли на себя благородную миссию по возрождению национальных и семейных обычаев и традиций, в том числе и чтения литературы на родных языках. В большинстве публичных библиотек РМ созданы уголки и мини-музеи традиционного народного творчества, где экспонируются предметы национального быта, местные варианты мокшанского, эрзянского, русского костюмов, вышитые изделия, резьба, плетение и другие предметы народного декоративно-прикладного творчества. Здесь же концентрируются и другие материалы: альбомы, накопительные папки, фотодокументы, рассказывающие о семейных и национальных традициях. Организуются книжные выставки, вечера семейного отдыха, обсуждения и презентации книг мордовских писателей, вечера-встречи с писателями, поэтами, пишущими на мордовских языках.
Приобщение к чтению мордовской литературы - важный шаг к формированию у детей и подростков национального самопознания и интереса к духовной культуре финно-угорских народов в целом. Произведения мордовских писателей удовлетворяют потребности всех детей, начиная с дошкольников и заканчивая старшим школьным возрастом. Проблема воспитания ярко поставлена во многих повестях о детстве и юношестве мордовских писателей. Перечислим некоторые из них: повесть Я. Пинясова «Шумный брат», книги Н. Эркая «Алёшка» и «Од родня» («Новая родня»), П. Левчаева «Аляшкацёрокш» («Малыш-крепыш»), В. Виарда «Кешаньприключениянза» («Приключения Кеши»), Ф. Атянина «Богатырень тише» («Богатырская трава»), А. Брыжинского «Казне» («Подарок»), М. Бебана «Якстерьжаворонкат» («Красные жаворонки»), А.
Тяпаева «Сосетт» («Соседи») и др. Арсенал мордовской детской литературы содержит в себе не только вышеназванные произведения. Он располагает многими поэмами, книгами стихов и рассказов на различные темы, привлекающие к себе внимание юного читателя. Это книги С. Врагова, А. Юргая, А. Малькина, И. Девина, А. Тяпаева, А. Щеглова, В. Радина-Аловского, А. Кудашкина, М. И. Ломшина и других авторов, которые полюбились детям.
Следующей особенностью по формированию чтения детей и подростков являются инновационные формы работы детских библиотек. Современный процесс распространения информационных технологий в обществе стремительно развивается, сегодня во многих детских библиотеках РМ появились инновационные формы работы. Одной из них стала реализация проекта «Создание современной модели информационного центра для подростков «Библио-тинейджер» в Центральной городской детской библиотеке им. Горького (г.о. Саранск) в 2011 г. Цель проекта заключалась в привлечении подростковой категории потенциальных пользователей в детскую библиотеку, повышении качества обслуживания, в том числе, индивидуального и группового. Важной задачей проекта являлось формирование потребности к чтению, организации содержательного досуга с помощью создания позитивного, отвечающего современным требованиям библиотечно-информационного пространства, предоставления многообразия информационных ресурсов, внедрения инновационных библиотечных форм обслуживания с использованием новых информационных технологий и совместного сотрудничества с заинтересованными учреждениями.
Предпочтение в деятельности информационного центра отдавалось интересам и потребностям подростков, расширению их читательского кругозора, профилактике асоциального поведения в подростковой среде, оказанию психологической помощи этой категории читателей, продвижению информации по духовно-нравственному воспитанию, культуре здорового и безопасного образа жизни. Работа центра рассчитана на подростков 11-15 лет.
Анализируя работу центра, отметим, что в целом она является результативной. Только на базе центра открылось 3 клубных объединения (дискуссионный клуб «За и против», эксклюзив-клубы «А у нас сегодня гость!», Интернет-клуб «Диалог»). Их работа велась продуктивно. За два года (2011-2012 гг.) состоялось 15 заседаний, 7 из которых - дискуссии и диалоги на темы, интересующие подростковую аудиторию. Библиотекарем-психологом, руководителем этого информационного подразделения, целенаправленно проводилась индивидуальная работа с читателями-подростками: психологическая диагностика, консультирование, рекомендательные беседы по книгам, затрагивающим острейшие социальные проблемы подростков, и изданиям в соответствии с читательскими симпатиями.
В детских библиотеках-филиалах №3 и №6 МБУК «ЦБС Рузаевского муниципального района» работу с читателями данной возрастной группы строят на основе анализов чтения и индивидуальных бесед, обсуждений, диалогов, во время которых библиотекари стремятся порекомендовать книгу, побеседовать о прочитанных книгах, поговорить о проблемах, о взаимоотношениях со сверстниками, родителями, учителями.
В работе с читателями-подростками особо актуальным является развитие такого направления как библиотерапия. С этой целью в библиотеках открываются уголки библиотерапии и психологической помощи «Библиотерапия +», в которых, кроме книг, представлены папки с газетными и журнальными публикациями, интернет-материалы по различным проблемам. Здесь читатели делятся своими проблемами, переживаниями, получают советы, рекомендации, конкретные ответы от библиотекарей, педагогов, родителей, сверстников. Данная возрастная группа читателей-детей требует постоянного внимания. Подростковый возраст - это сложный период человеческой жизни: период взросления, перехода от детства к взрослой жизни.
По ряду объективных причин дети данной возрастной группы становятся менее активными читателями, а нередко и совсем теряют интерес к чтению, о
чём хорошо знают библиотекари-практики. Однако не все детские библиотеки прикладывают достаточные усилия для привлечения подростков к чтению. Анализы чтения детей среднего и старшего школьного возраста, проведение исследований чтения среди подростков в каждой детской библиотеке откроют резервы и широкое поле деятельности в этом направлении.
Таким образом, в силу особенностей своей деятельности именно детская библиотека является одним из центров формирования чтения детей и подростков. Детская библиотека, являясь частью системы читательского развития пользователей, располагает большими возможностями для решения следующих задач:
- пробуждение интереса у детей и подростков к книге, чтению;
- формирование круга чтения с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков;
- воспитание навыков культуры чтения и пользования библиотекой;
- разработка инновационных программ и проектов чтения;
- развитие партнерства библиотек.
Библиографический список
1. Алимаева, О. И. Библиотека в эпоху глобализации [Текст] / О. И. Алимаева. - Библиотека. - 2005. - № 1. - С. 10-11.
2. Васильченко, Н. О функциях детских библиотек [Текст] / Н. Васильченко // Библиотека. - 1993. - № 2. - С. 15-17.
3. Детские библиотеки Мордовии в 2011 году (по материалам отчетов). -Саранск, 2012. - 38 с.
4. Концепция библиотечного обслуживания детей в России: проект [Текст]. - М. : РГДБ, 2001. - 31 с.
5. Новикова, Т. А. Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Новикова. - М., 2010. - 22 с.
6. Степанова, Л. В. Детская библиотека: ценность в настоящем и философия будущего [Текст] / Л. В. Степанова // Петербургская библиотечная школа. - 1998. - № 2. - С. 32-41.
7. Тихомирова, И. И. «Психология детского чтения от А до Я»: метод. словарь-справочник для библиотекарей [Текст] / И. И. Тихомирова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 248 с.
Bibliography
1. Alimayeva, O. I. Library in the age of globalization [Text] / O. I. A^HMaeBa. - Library. - 2005. - № 1. - S. 10-11.
2. Vasil'chenko, N. On the functions of children's libraries [Text] / N. Vasil-chenko // Library. - 1993. - № 2. - S. 15-17.
3. Children's library of Mordovia in 2011 (on materials of the report). - Saransk, 2012. - 38 S.
4. The concept of library services for children in Russia: project [Text]. - M.: RGDB, 2001. - 31 S.
5. Novikova, T. A. Children's library as a center of reader development of children of preschool age: Avtoreferat dis. ... cand. of pedagogical sciences / T. A. Novikova. - M, 2010. - 22 C.
6. Stepanova, L. V. Children's library: the value in this and philosophy of the future [Text] / L. V. Stepanova // Petersburg library school. - 1998. - № 2. - S. 32-41.
7. Tikhomirova, I. I. «Psychology of children's reading from A to z: method. dictionary-Handbook for librarians [Text] / I. I. Tikhomirova. - M: School library, 2004. - 248 S.