ГЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
УДК 028.5
Т. Я. Кузнецова
Московский государственный институт культуры
Анализируется механизм влияния чтения на процесс социализации личности через повышение её культурной компетентности - базового индикатора Национальной программы поддержки и развития чтения. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты массовой дигитализации и её влияние на процессы чтения в цифровую эпоху. Характеризуется роль культурной компетентности личности в умении воспринимать и оценивать получаемую текстовую информацию. Обосновывается положение о неоднородности процесса чтения текста и определяются его основные этапы: от информационно-ознакомительного до когнитивно-синтетического. Рассматриваются разновидности чтения: инструментальное, образовательное, развивающее, рекреационное, и их влияние на процесс социализации личности. Делается вывод, что работа по продвижению чтения и формированию читательской культуры - важный фактор социализации личности и необходимое условие формирования гармоничного человека, способного к продуктивной и творческой деятельности в информационном обществе и обществе знаний.
Ключевые слова: информационное общество, социализация личности, культурная компетентность, поддержка и развитие чтения, инструментальное чтение, образовательное чтение, развивающее чтение.
T. Ya. Kuznetsova
Moscow State Institute of Culture, the Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury),
Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
The author analyzes the mechanism of reading influence on the process of socialization of an individual through the enhancement of their cultural competence - the basic indicator of the National Program of reading support and development. The positive and negative aspects of mass digitalization and its influence on reading processes in the digital age are considered. Characterized by the role of cultural competence of the individual in the ability to perceive and evaluate the resulting textual information. The provision on the nonuniformity of the process of reading the text is substantiated
КУЗНЕЦОВА ТАТЬЯНА ЯКОВЛЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «АПРИКТ» Московского государственного института культуры
Kuznetsova Tatyana Yakovlevna - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Senior Research Fellow of the Scientific and Educational Center "Academy of Retraining of Workers of Art, Culture and Tourism", the Moscow State Institute of Culture
READING AS A TOOL OF SOCIALIZATION PERSONALITY OF THE DIGITAL AGE
e-mail: aprikt.biblio02@inbox.ru © Кузнецова Т. Я., 2018
and its main stages are determined: from information-orientation to cognitive-synthetic. The types of reading are considered: instrumental, educational, equitable, recreational and their influence on the process of socialization of the individual. It is concluded that the work to promote reading and the formation of reading culture is an important factor in the socialization of the individual and a necessary condition for the formation of a harmonious person capable of productive and creative activities in the information and knowledge society.
Keywords: information society, socialization of personality, cultural competence, support and development of reading, instrumental reading, educational reading, developing reading.
Для цитирования: Кузнецова Т. Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 164-170.
Вот уже более 10 лет библиотечное сообщество России совместно с книгоиздательской и книготорговой сферами и учреждениями образования реализует Национальную программу поддержки и развития чтения [4].
Базовым социальным индикатором Национальной программы выступает понятие «культурная компетентность», и вся деятельность по продвижению чтения предусматривает её формирование и развитие. Уровень культурной компетентности личности во многом определяет степень её социализации.
Проблеме социализации посвящено значительное количество исследований в области педагогики, общей и возрастной психологии, социологии, социальной философии (Т. Парсонс, А. Лоренцер, Дж. Мид, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев и другие). В самом общем плане социализация понимается как «... процесс становления личности, усвоение социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности» (Е. П. Поликанова).
Опираясь на труды исследователей феноменологии социализации как многоэтапного и многофакторного процесса развития и адаптации личности к окружающему миру [5], можно заключить, что данный процесс предусматривает, прежде всего, усвоение индивидом мировоззренческих и культурных ценностей и традиций окру-
жающего социума, знание законов и норм социального поведения и следование им.
Процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций происходит на различных уровнях: физиологическом, психологическом, когнитивном, профессиональном, социально-коммуникативном. При этом адаптационный механизм социализации работает на протяжении всей жизни человека, позволяя ему приспосабливаться к изменениям окружающей социальной среды. Особенности этой среды, действующие в ней законы, нормы и правила межличностного общения, традиции и новые тренды социального развития оказывают определяющее влияние на векторы процесса социализации индивида. Не меньшее значение имеет и система социальных коммуникаций, межкультурных и межнациональных отношений в социуме, окружающем личность.
Следует отметить, что при изучении влияния различных факторов на социализацию личности [5], роль чтения как особой системы межличностных отношений между читателем и автором читаемого текста в этом процессе исследована не достаточно глубоко. Между тем происходящие в цифровую эпоху трансформации носителей текстов, меняющие не только восприятие текста, но и традиционные взаимосвязи между
автором и читателем, делают задачу изучения влияния чтения на процесс социализации ещё более актуальной.
Современный социум и его коммуникативная среда характеризуются рядом принципиально новых социальных практик и технологий социального взаимодействия, определяемых теоретиками как информационное общество. Под влиянием глобальной цифровизации создаётся мир новых форм, стилей и смыслов социального бытия, с новыми ценностными приоритетами, новой архитектурой межличностных и общественных отношений. Формируется новый стиль общественного поведения, который можно определить как «информационно-коммуникативный», а также появляются новые формы социальных связей - сетевые сообщества. Благодаря этому у человека появилась возможность тесных контактов и самореализации не только в окружающем социуме, но и в мировом масштабе. Социальное бытие наполняется новым дискурсом и мотивациями. При этом знание и информация для многих членов современного социума становятся наивысшей ценностью, а степень владения ими - определяющим фактором социальной дифференциации [8].
Однако сетевое пространство, по мнению ряда социальных философов (Г. Мартин, З. Сардар, Х. Шуман, У. Эко, В. Иноземцев, Н. Н. Моисеев и другие), таит в себе определённые опасности. Многие учёные, в том числе антропологи, нейрофизиологи, психологи, серьёзно озабочены происходящими изменениями в умственной и социальной деятельности человека в современном виртуальном мире. Доказано, что, ускоряя процессы производства и передачи информации, электронные технологии «вымывают» из когнитивного пространства человека медленное, вдумчивое размышление и выработку личностного зна-
ния. Тем самым снижается способность к аналико-логическому мышлению и рефлексии, формируется так называемое мерцающее сознание.
Кроме того, в условиях повсеместной дигитализации человек, попадая в мир, наполненный разнообразной информацией, и не имея навыков её переработки и усвоения, отдаёт предпочтение коротким текстам с несложным содержанием, снабженным изображениями, помогающими понять его смысл.
Существенно и то, что феномен «реальной виртуальности» зачастую меняет объективное отражение и видение мира [1]. В связи с этим хочется напомнить знаменитое изречение английского философа XVII века Джорджа Беркли: «Быть - значит быть воспринимаемым». Оно понималось как метафизическое умозаключение, но сегодня стало фактически реальной практикой ки-берсреды: то есть если вас в ней нет, то вы не существуете. При этом возможность модификации воспринимаемого мира по своему усмотрению, предлагаемая электронной средой, размывает границы между реальным бытием и виртуальной моделью. Технологии позволяют легко дополнять реальность, ретушировать её, выбрасывать из неё фрагменты, которые кому-либо не нравятся, добавлять новые, более желаемые. И невольно возникают вопросы: во-первых, какими должны быть этические нормы и ориентиры в обществе, которое наблюдает мир через виртуальное окно, где присутствует отретушированная, неадекватная реальному миру картина; и во-вторых, сможет ли человек противостоять манипулированию его сознанием в условиях медиасреды?
Снизить негативное влияние вышеуказанных факторов на процесс социализации личности в современном цифровом мире можно, используя различные инструмен-
ты, каналы и способы развития критического мышления, познавательно-когнитивных и социально-коммуникативных способностей человека.
Культурная компетентность как базовое условие социализации личности и одновременно её результат выступает именно таким инструментом.
Составляющими культурной компетентности личности являются следующие её характеристики:
• знание мировоззренческих и культурных оснований, ценностей и традиций соответствующего социума в их историческом развитии;
• знание законов, норм, правил, обычаев, символов, принятых в данном обществе;
• владение определённым объёмом обыденных и специальных (профессиональных) знаний, умений и навыков, способность их использовать и вариативно интерпретировать;
• владение вербальными и невербальными каналами социальных коммуникаций [7].
В цифровом обществе важной составляющей культурной компетентности личности является также её владение современными сетевыми технологиями, включая медиасреду, и умение их эффективно использовать в обыденной жизни и профессиональной деятельности [2].
Уровень культурной компетентности индивида оказывает определяющее влияние на его способность оценивать получаемую информацию и в случае необходимости противостоять манипулирующему воздействию на его сознание и поведение негативных факторов массмедиа, которые зачастую используют недопустимые приёмы дезинформации и фальсификации в освещении отдельных событий и фактов. Только человек, обладающий достаточно высоким уров-
нем культурной компетентности, способен отличить подлинное знание от «контрзнания», то есть ложного, недостоверного знания и фейковых сообщений, и не стать объектом социально манипулирования.
Вышеназванные составляющие культурной компетентности у каждого индивида имеют свои особенности и формируются под влиянием ряда факторов. Можно выделить их следующие уровни: макрофакторы - политическая, социально-экономическая и культурная жизнь страны, нравственные ценности и идеалы общества в целом; ме-зафакторы - место проживания, его региональные особенности, правила и традиции окружающего социума, этническая и конфессиональная принадлежность; микрофакторы - воспитание в семье, обучение в школе и вузе, характер и условия трудовой деятельности, субкультурная среда.
На каждом из уровней эффективным инструментом развития культурной компетентности личности является чтение, поскольку базовые цивилизационные ценности и их смысловые модели кодифицируются и транслируются в обществе в значительной степени с помощью таких феноменов, как текст и книга.
Мы определяем чтение как форму коммуникативной, познавательной, когнитивной и эмоционально развивающей деятельности личности, а текст - как пространство общения автора и читателя. При этом не существенно, какой материальный носитель текста - печатный, рукописный, электронный или сетевой.
На отношение к текстовой информации в процессе чтения влияют мировоззренческие, социальные, когнитивные, психологические, физиологические факторы [3; 6]. Очевиден и личностный, глубинный, творческий характер процесса чтения, который имеет свою логику и особенности.
Неоднороден и процесс чтения в аспекте логики восприятия и понимания текста. На наш взгляд, в нём можно выделить следующие этапы: начальный этап - преимущественно ознакомительно-информационный, рекреационный и эстетический (художественный текст), затем - познавательно- аналитический и, наконец, когнитивно-синтетический.
В целом процесс чтения - мощный стимулятор и катализатор активной, рефлексирующей деятельности человека. Это специфическая познавательно-коммуникативная составляющая умственного труда. При этом чтение является не только важным средством и условием творческого мышления и познания в целом, но и способом постижения и освоения законов жизни.
Этими качествами обладают все виды чтения. Как правило, выделяются следующие его разновидности: инструментальное - получение информации и нового знания для решения научных, управленческих, творческих, производственных, бытовых и других задач; образовательное - получение информации и нового знания в целях общего и профессионального образования, повышения квалификации; развивающее -расширение культурного и научного кругозора, самообразование; рекреационное (до-суговое) - чтение для развлечения, досуга, эмоционального переживания [3].
Все обозначенные разновидности чтения имеют различную степень значимости и функциональной нагрузки в процессах формирования составляющих культурной компетентности. Но каждая из них необходима, и только в совокупности они создают надёжную информационно-знаниевую платформу для социализации и профессионализации индивида. В частности, предпочтительные формы социального поведения осваиваются человеком уже на ранних
этапах его развития через чтение сказок, детской художественной и познавательной литературы, учебников по истории, обществоведению и другим гуманитарным дисциплинам. Компетентность относительно институциональных норм социальной организации обеспечивается во многом через чтение экономической, политологической, правовой, исторической и другой социально значимой литературы; относительно конвенциональных норм социальной и культурной регуляции - посредством чтения научной и популярной литературы по философии, социологии, этнологии, искусствознанию, этике, эстетике и другим наукам.
Формирование культурной компетентности во многом зависит от степени понимания читаемого текста в лингвистическом, предметном и профессиональном аспектах. Важным условием понимания текста служит умение дифференцировать содержание и смысл [6]. Чтение - это процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. В связи с этим методологический инструментарий герменевтики - науки о понимании смыслов текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований, должен стать одним из базовых в формировании культуры чтения и её развития.
Следует учитывать и влияние различных видов чтения на формирование личности. Если технический, естественнонаучный или социально-гуманитарный текст «работает» на развитие интеллектуальной сферы человека личности, то художественная литература оказывает большее
влияние на её нравственное и эстетическое развитие. Она является неисчерпаемым источником новых переживаний и чувств, в ней наиболее ярко отражаются нравственные установки автора, его личный опыт и взгляд на мир.
В связи с этим характерное для современного общества широкое обращение к «лёгкому чтению», фактически к суррогатной литературе, далеко не безвредно, как порой кажется. Она тоже оказывает влияние на социализацию личности, но ущербное, дефектное, которое рано или поздно негативно скажется на восприятии человеком окружающего мира, отношении к людям и на многом другом, что может оказать влияние на его жизнь и судьбу и опосредованно - на морально-нравственную атмосферу социума, в котором он живёт.
Таким образом, чтение - это фактор, формирующий человека и пробуждающий его личностный потенциал. Более того, процесс социализации, происходящий вне рамок процесса чтения, даже если в нём задействованы другие институции и каналы социальных коммуникаций, будет неполно-
ценным и не позволит человеку адекватно воспринимать и реагировать на окружающий мир.
Исходя из этого, деятельность по продвижению чтения и в его поддержу - буквально парадигмальная установка на формирование гармоничного человека цифровой эпохи в единстве его когнитивных, коммуникативных и эмоционально-психологических способностей к продуктивной и творческой деятельности в информационном обществе и обществе знаний.
Это - сверхзадача всех социальных институтов, которые целенаправленно занимаются продвижением чтения и формированием читательской культуры как субъекты реализации Национальной программы поддержки и развития чтения: библиотек, книгоиздательских и книготорговых организаций, музеев, школ, вузов, СМИ. При этом освоение различных коммуникативных стратегий и практик продвижения чтения на основе сотрудничества и социального партнёрства - залог достижения социальной результативности продвижения книги и чтения в стране.
Примечания
1. Лисенкова А. А. Социальные медиа: аттрактор новостей и пространство манипуляций // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 3 (26). С. 21-27.
2. Кузнецова Т. Я. Роль библиотек в формировании социокультурной компетентности личности // Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой : материалы VII Научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» и III Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19-20 ноября 2013 года) / [сост.: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова ; ред. А. В. Паршакова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. С. 68 -74.
3. Мелентьева Ю. П. Чтение: модели и модификации // Чтение. XXI век : коллективная монография / [Ананьева М. Н. и др. ; науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. С. 55-73.
4. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский Книжный Союз // Library.ru : [вебсайт]. Электрон. дан. URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s
5. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2 (31). С. 84-106.
6. Тузовский И. Д. Антиномии чтения, грамотности и образования в информационном обществе // Чтение. XXI век : коллективная монография / [Ананьева М. Н. и др. ; науч. ред.-сост.
B. Я. Аскарова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015.
C. 95-121.
7. Флиер А. Я. Культурная компетентность личности [Электронный ресурс]. URL: http://pdf. knigi-x.ru/21kulturologiya/5911-1-kultura-flier-kulturnaya-kompetentnost-lichnosti-mezhdu-problemami-obrazovaniya-nacio.php
8. Формирование информационного общества в XXI веке / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» ; Российская национальная библиотека ; сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. Санкт-Петербург, 2006. 640 с.
References
1. Lisenkova A. A. Social media: the attractor of news and space manipulation. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2017, no. 3 (26), pp. 21-27.
2. Kuznetsova T. Ya. Rol' bibliotek v formirovanii sotsiokul'turnoy kompetentnosti lichnosti [The role of libraries in shaping the sociocultural competence of the individual]. In: Kuzmin E. I., Ifnatova D. D., comp., Parshakova A. V., ed. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya: god sed'moy. Materialy VII Nauchno-prakticheskoy konferentsii "Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya: problemy i perspektivy" i III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Biblioteki, izdatel'stva, knizhnaya torgovlya i SMI: vliyaniye na krug chteniya" (Moskva, 19-20 noyabrya 2013 goda) [National Program for Support and Development of Reading: Year Seven: Proceedings of the VII Scientific and Practical Conference "National Program for Support and Development of Reading: Problems and Prospects" and the Third All-Russian Scientific and Practical Conference "Libraries, Publishers, Book Trade and Media: The Impact on the Reading Circle" (Moscow, November 19-20, 2013)]. Moscow, Published by MCBS, 2014. Pp. 68 -74.
3. Melentyeva Yu. P. Chtenie: modeli i modifikatsii [Reading: Models and Modifications]. In: Ananyeva V. N. and etc., Askarova V. Ya., ed. Chtenie. XXI vek [Reading. 21th century]. Moscow, Published by MCBS, 2015. Pp. 55-73.
4. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya [National Reading Support and Development Program]. Available at: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s
5. Polikanova E. P. Sotsializatsiya lichnosti [Socialization of personality]. Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and Society]. 2003, no. 2 (31), pp. 84-106.
6. Tuzovsky I. D. Antinomii chteniya, gramotnosti i obrazovaniya v informatsionnom obshchestve [Antinomies of reading, literacy and education in the information society]. In: Ananyeva V. N. and etc., Askarova V. Ya., ed. Chtenie. XXI vek [Reading. 21th century]. Moscow, Published by MCBS, 2015. Pp. 95-121.
7. Flier A. Ya. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti [Cultural competence of the individual]. Available at: http://pdf.knigi-x.ru/21kulturologiya/5911-1-kultura-flier-kulturnaya-kompetentnost-lichnosti-mezhdu-problemami-obrazovaniya-nacio.php
8. Kuzmin E. I., Firsov V. R., comp. Formirovanie informatsionnogo obshchestva v XXI veke [Formation
of the information society in the 21th century]. St. Petersburg, 2006. 640 p.
*