Е.Е. Никитина
ЧТЕНИЕ И БИБЛИОТЕКА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ КОНЦА XIX ВЕКА (на материале педагогического опыта, наблюдений и дневниковых записей офицера-воспитателя)
В статье рассматривается система взаимодействия процесса чтения и библиотеки как ресурса, обеспечивающего совершенствование методических приемов техники чтения и привносящего с собой инновационный опыт в учебно-воспитательный процесс кадетского образования. Исследования автора основаны на интересных и важных для системы образования нормативных документах, содержательная часть статьи дополнена фрагментами записей, заметок, наблюдений воспитателей, в которых отражены фундаментальные идеи относительно теории и практики обучения учащихся чтению.
Ключевые слова: чтение, библиотека, воспитатель, воспитанник, учащиеся, кадетское образование, книга.
Вопрос обучения внеклассному чтению в кадетских корпусах второй половины XIX века активно обсуждался на страницах периодической печати. Большинство исследователей того времени рассматривали внеклассное чтение как чтение, занимающее часы досуга, внеурочное время. Принимая во внимание тот факт, что учащиеся кадетского корпуса проводили в образовательном учреждении большую часть своей жизни, образ воспитателя становился необходимым и важным компонентом системы кадетского образования.
В этом контексте офицер-воспитатель должен был быть «литературно образованным»1 человеком, что позволяло управлять процессом систематизации литературы, рекомендованной для чтения, а также давало возможность обеспечивать формирование эстетического вкуса кадет, основанное на самостоятельном выборе произведений для чтения.
© Никитина Е.Е., 2015
Организация внеклассного чтения среди кадет базировалась на методическом подходе, который предполагал составление тематического списка тех книг, которые необходимо было прочитать. Например, в течение каникул или учебного отпуска обязательно наличие и ведение специальной тетради, которая позже получила название «Дневник прочитанных книг», основное назначение которой заключалось в следующем: фиксирование учащимися сведений о выходных данных источника, кратком содержании, главной мысли прочитанного текста. Дневник давал возможности воспитателю проверять результативность, а главное - осмысленность чтения воспитанником. Чтение неразрывно было связано с библиотечными ресурсами образовательного учреждения, что заметно видоизменяло систему обучения детей чтению - она приобретала целостность и новизну одновременно.
Большое внимание уделялось пополнению библиотечного фонда новыми изданиями (в частности, обязательное наличие книг военной тематики), а также критической литературы, научно-популярных произведений по психологии и философии.
Нормативно-правовая база существования библиотек по внеклассному чтению была основана на «Инструкции по воспитательной части», в которой отмечается: «Руководительство внеклассным чтением возлагается на начальство заведения и затем главным образом на офицеров воспитателей. В каникулярное же время руководителями кадет в их чтении являются родители, а также и другие лица, к коим воспитанники увольняются в отпуск»2.
Большое значение в «Инструкции» уделяется формированию живого интереса к чтению, организации литературного чтения среди кадет, бесед, направленных на выявление воспитательного потенциала художественных произведений. В этом ключе первостепенным становится вопрос методической подготовки воспитателей. С этой целью в России были созданы специальные курсы для офицеров, благодаря которым они обучались приемам выразительного чтения. На страницах периодики XIX века можно было познакомиться с инновационными подходами к обучению и воспитанию учащихся, в частности журнал «Педагогический сборник» публиковал в основном материалы, касающиеся организации учебного процесса в военных учебных заведениях.
Во втором параграфе «Инструкции», в разделе «Устройство в кадетских корпусах внутреннего порядка», говорится: «В дни неучебные, кроме обязательных учебных занятий, то есть приготовление уроков, должно быть назначаемо для обязательного чтения кадет с их воспитателями - от одного до полутора часа»3.
Совместное чтение учащихся с воспитателем является очень мощным приемом в плане совершенствования техники чтения и одновременно выступает как этап познания духовной стороны художественного произведения, что влечет за собой приобретение нового опыта, новых знаний и идей.
Рассмотрим систему создания и функционирования ротных библиотек. Первостепенное значение уделяется обоснованию целесообразности подбора литературы. В этом контексте комплектация фонда должна происходить с учетом возрастных особенностей кадет, предоставления возможности непрерывно пользоваться библиотекой. Мы уже отмечали мысль о том, что ротные библиотеки составляются и обновляются книгами, одобренными Главным управлением военно-учебных заведений, помещенными в особом перечне 1907 года. Это говорит о том, что проблема подбора изданий для фонда библиотеки рассматривалась на серьезном управленческом и педагогическом уровне. С этой целью воспитатели и учителя кадетского корпуса должны были прочитать те издания, которые будут впоследствии рекомендованы учащимся для чтения и войдут в основной фонд библиотеки, необходимо было еще составить рецензии и отзывы на литературу. В конце учебного года создавалась специальная комиссия, на которой обсуждались отзывы и определялся перечень книг, рекомендованных для чтения кадетами.
Система подбора библиотечной литературы основывалась и на отношении учащихся к литературе, на выявлении степени читаемости посетителей библиотеки. С этой целью воспитатель хранил у себя специальную тетрадь, в которой отмечал статистику читаемости и частоту пользования посетителями библиотеки. На основании этого материала (отзыв, впечатление о прочитанной книге) можно проследить индивидуальный выбор каждого кадета, уровень сформированности литературного вкуса и потребностей.
Одновременно с ощущением эффективного воспитательного воздействия литературы на развитие учащихся обсуждался вопрос формирования литературного интереса. Очень важным на этом этапе считается выявление целостного представления о круге чтения, в который входит чтение литературы, предусмотренной учебной программой, в отпуске, во время рождественских, пасхальных и летних каникул. Чтение является той областью, где воля читателя не стеснена, где можно видеть гораздо глубже его вкусы, природные склонности, «работу мысли» как результат его потенциала и развития. Фрагмент заметки из статьи И.Г. Рудановского:
«Оказывается, например, что какой-нибудь второклассник знает породы рыб, живущих в реке, на которой он вырос, знает местные
растения; что дома у него есть аквариум, над которым он часами засиживается во время летних каникул; что много читал и что добрая половина прочитанного относится к природоведению и географии. Воспитатель мог и не знать, что делает на каникулах этот кадет, а в корпусе не было подходящих условий для обнаружения этих склонностей и познаний. Но в ротной библиотеке были отметки о том, какие он читал книги, и эти отметки, при внимательном отношении к ним, помогли бы воспитателю своевременно открыть в этом воспитаннике те ценные качества, которые обнаружились в нем только случайно, и, быть может, воспитатель нашел бы тогда и в корпусе какие-нибудь меры, которые помогли бы развернуться этим качествам»4.
Необходимым условием характеристики воспитанника является чтение, охватывающее не только пространство урока, но и время досуга. В этом контексте велика роль и функция классной библиотеки.
«Для каждого сознательно относящегося к своему делу учителя необходимо составление годичного отчета о деятельности его библиотеки, для сравнения с предыдущими годами. Такие отчеты являются неоцененным материалом для суждения о степени развития учащегося и дают совершенно твердое основание для дальнейшего развития библиотечного дела. Организованные таким образом библиотеки являются могучим орудием духовного и нравственного развития подрастающего поколения и незаменимым пособием для учителя в деле правильного и широкого распространения сознательной грамотности и систематического пополнения сведений, сообщаемых ученикам на уроках»5.
Относительно структуры и управления библиотекой отмечается, что заведовать библиотекой должен именно «отдельный воспитатель», так как это необходимо для реализации педагогической функции библиотеки.
«Библиотека будет не только средством для полезного препровождения и удовлетворения потребности в чтении, но и будет воспитательным средством в более широком смысле, так как даст воспитателю новый материал для изучения индивидуальных особенностей своих кадет»6.
Система обучения чтению рассматривалась в контексте учебно-воспитательного процесса, где доминирующая роль, как ни странно, принадлежала именно воспитателю, чтение рассматривалось как приоритет обучения: «первенствующее после учебной работы место»7. При этом особое внимание обращалось на самостоятельное чтение кадет, на тщательный выбор книг для чтения дома,
в отпуске с целью выявления случайного «побочного влияния» литературы на их воспитание.
Относительно степени понимания содержания книги воспитателями отмечалось, что в любой книге не должно быть все ясно и понятно читателю. Автор произведения должен ставить вопросы, создавать пространство для развития мышления и самостоятельности. Именно в этой особенности и состоял развивающий характер литературы.
Использование офицерами-воспитателями детских рефератов в практике внеклассного чтения имело большое воспитательное и обучающее значение. Кадет, прочитавший книгу определенного автора, пересказывал ее содержание в классе, показывал понимание главной мысли прочитанного. Учащиеся вместе с офицером-воспитателем обсуждали идейный замысел произведения, дополняли услышанное своими мыслями, рассуждениями. Воспитатель, подводя итог уроку, знакомил учащихся с биографией автора. Практика распространения «детских рефератов» в кадетском образовании служила для «развития любви к чтению и самостоятельному труду»8.
Обращаясь к опыту библиотек в военных образовательных учреждениях, очень важным считается сам факт создания библиотеки как центра развития книжной и духовной культуры. Например, библиотека 2-го военного Константиновского училища создавалась на пожертвования юнкеров (юнкера третьего специального класса сделали вклад на пополнение юнкерской библиотеки в размере 600 рублей).
Из отчета капитана Кржечковского (сентябрь 1866 года) следует, что библиотека значительно влияет на процесс формирования круга чтения. До момента создания юнкерской библиотеки приоритет со стороны воспитанников отдавался чтению рассказов, повестей и романов. Исторические книги (например, «История Петра Великого»), а также книги военного содержания (например, «История польского восстания 1831 года» Ю. Шмидта) не были востребованы совсем. То же самое можно сказать о потребности в чтении юнкерами книг на иностранных языках, частично книг религиозного содержания (Евангелие, Деяния святых апостолов).
С появлением библиотеки у учащихся заметно повысился интерес к другой литературе, например, стал востребован Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка Михельсона, пособия для дополнительных занятий физикой, историей.
Библиотека как подразделение образовательного учреждения требовала определенного порядка и структуризации. В этом
ключе ведущими задачами, «достоинствами хорошо устроенной библиотеки»9 являются: удовлетворение потребностей в чтении; поддержание «заведенного порядка в библиотеке»10. С этой целью заводилась инвентарная книга, в которой отмечались выдача книг, новые поступления, расходы на покупку новых изданий.
Порядок расположения книг в фонде обеспечивался за счет ведения систематического и алфавитного каталогов. Систематический: «это порядок, в котором книги распределены прежде по наукам, потом по отраслям, наконец, по специальным предметам каждой отрасли»11. Алфавитный каталог: «отвечает на вопрос, есть ли сочинение по определенному предмету»12. Один каталог существует в виде карточек, а другой - в листах. На каждой карточке написано имя автора или главное слово заглавия; текст заглавия; город, где книга напечатана, и имя издателя, год издания, формат, количество томов, обозначение места нахождения данной книги в библиотеке.
K (Ca ). II 7/121
Catalan (E.). Traité élémentaire de Géométrie descriptive. Texte. P. 1-2. Atlas. 32 Pl. Paris, 1857. 8-e. Vol. 2.
Помимо алфавитного и систематического каталога существовал дефектный каталог. В нем помещены те сочинения, которые представляют собой неполные экземпляры.
№ шкафа ^ № книги ^ НАЗВАНИЯ КНИГ ^ Какие части, тома и т. д. имеются ^ От какого книгопродавца приобретено ^ По какому счету ^ ПРИХОД
Как правило, книги хранились в специальных шкафах, которые были пронумерованы, что облегчало поиск нужного издания и придавало системность библиотечному фонду.
Контроль выдачи книг, их соответствие тем, которые есть в наличии, обеспечивался за счет ведения инвентарной книги.
Обращаясь к вопросам структуры библиотеки в военных общеобразовательных учреждениях, интересен вопрос комплектования фонда такой библиотеки. В журнале «Педагогический сборник» за 1907 год был опубликован материал «Из дневника офицера-воспитателя», в котором можно проследить и увидеть реализацию принципа отбора литературы, комментарии к изданиям, которые рекомендуется прочитать, краткое содержание произведений для чтения. Приведем в качестве примера фрагмент авторского каталога, составленного на основе «Инструкции по воспитательной части» И.С. Симоновым (1905-1906 гг.). Издания рекомендованы для чтения учащимся 2-го класса.
1. «Товарищ» - Н.И. Поздняков (изд. Девриена).
В этой повести из школьной жизни автор затронул один из «жгучих» вопросов нашей школы, а именно вопрос о товариществе.
Повесть слушается с большим интересом и дает воспитателю прекрасный материал, дабы выяснить, что истинное товарищество заключается не в удальстве, не в грубых выходках воспитанников, не в насмешках, брани и побоях, а во взаимной любви и уважении юношей.
2. «Слезы» - А.И. Красницкого (изд. Девриена). Воспитанник совершает грубый проступок против старика-учителя, беззаветно любящего своих учеников. Впоследствии случайно узнает, что этот учитель платит за него в школу.
В угрызениях совести хочет лишить себя жизни, но вовремя остановленный раскаивается и совершенно возрождается для добра.
Этот рассказ из школьной жизни слушается с захватывающим интересом и производит на класс сильное впечатление.
Дает хороший материал для беседы на тему «об уважении и любви к педагогическому персоналу».
3. «Самородок» М.А. Лялиной (изд. Девриена).
Автор в живых красках передает историю энергичного крестьянского мальчика, вышедшего в люди благодаря своим природным дарованиям и способностям.
Повесть слушается с большим интересом и дает хороший материал для беседы на тему о «лености».
4. «Один день на поле сражения» - Ф.Ф. Тютчева (изд. И.Ф. Жир-кова, Москва, 1900 г.).
5. «Денщик Сахаров» - Вас. Немирович-Данченко.
В обоих этих рассказах прекрасно выражена беззаветная любовь русского солдата к своему офицеру.
Слушаются с большим интересом и на класс производят впечатление.
6. «Счастье Ивана-Непомнящего» - Вас. Немировича-Данченко. «Под крылом» - К. Варанцевича.
Оба автора весьма характерно доказывают, что очень часто и у бесприютного бродяги, даже каторжника бывает «отзывчивое», «любящее» сердце.
Рассказы (особенно первый) слушаются с большим интересом.
7. «Отомстил» - Ф.Ф. Тютчева (издание см. выше).
Герой рассказа солдат Василий Сухой отомстил добром за зло, причиненное ему вахмистром, и спас сего последнего от смерти.
На класс производит сильное впечатление.
Уместно прочесть и побеседовать, если в классе наблюдались случаи «личной мести».
На ту же тему написан прекрасный рассказ.
8. «Пожарный» - А.П. Смирнова (изд. Постоянной Комиссии народных чтений, СПБ., 1904 г.).
Личность скромного удальца-пожарнаго Вахромея, который, не помня зла, бросился в огонь, дабы спасти своего лютого врага Федьку Косого, невольно привлекает к себе сердце юного читателя.
На класс производит очень сильное впечатление.
9. «Антон Попов» - П. Засодимского.
В этом рассказе из школьной жизни в живых красках описывается «дружба» двух гимназистов.
Антон Попов является как бы «идеалом» друга.
Приведу его характерную речь к своим товарищам:
«Я хочу сказать вам, - говорил он, - мы поминутно делаем друг другу зло, мы завидуем, ненавидим друг друга, насмехаемся, бранимся и ссоримся из-за пустяков и радуемся чужому горю... Старшие без жалости бьют и притесняют младших. Почему! Только потому, что они сильнее... Вы все очень хорошо знаете, что я говорю правду. А жить так нехорошо!..
Будем любить ближних, как самих себя! Вот что я хотел сказать... Не станем злиться, не станем обманывать, лгать, вредить друг другу... Да... не станем вредить... будем помогать слабым, будем защищать их, станем делиться с бедными всем, что у нас есть»... и т. д.
Этот рассказ слушается с большим вниманием и дает воспитателю хороший материал для беседы по многим вопросам, часто возникающим в нашей школьной жизни.
10. «Между своими, или смерть на корабле» - К. Станюковича.
Рассказ этот, иллюстрирующий сильную любовь к родине, производит на класс глубокое, грустное впечатление.
11. «Максимка» - автор тот же.
Содержание всем известно. Слушается с большим интересом.
12. «Васька-Горнист» - Г.А. Мачтета, М., 1901 г.
Вся жизнь сначала Васьки-пастуха, а затем горниста представляется очень поучительной для маленького читателя. Рассказ слушается с большим интересом и вызывает оживленный обмен мыслей.
13. «Дети Подземелья» - Вл. Короленко (изд. В. Линд и Д. Байко-ва, М., 1901 г.).
В высшей степени трогательная дружба между сыном богатого судьи и двумя маленькими оборванцами производит на класс сильное впечатление.
14. «Ванька» - А.П. Чехова.
Симпатичный образ мальчика, желающего всей душой попасть из города на родину, невольно привлекает к себе сердце юного читателя.
На класс производит грустное впечатление.
15. «Сигнал» - В. Гаршина.
Содержание известно. Слушается с большим интересом и производит на класс сильное впечатление.
16. «Тень Марлея» - Чарльза Диккенса.
Рассказ этот, в котором говорится о том, как старый скряга обратился в хорошего доброго человека, слушается с живым интересом и производит на класс весьма сильное впечатление.
[Рассказ помещен в сборнике «Рождественская звезда» - сост. Горбунов-Посадов, М., 1905 г. Можно смело рекомендовать эту книгу вниманию воспитателей для чтения в младших классах.]
17. «Товарищи» - Анненской (из сборника «Зимние вечера»). Изд. 1903 г.
Этот рассказ из школьной жизни слушается с захватывающим интересом, вызывает оживленный обмен мыслей и вообще дает прекрасный материал воспитателю для беседы на многие вопросы, порождаемые будничной школьной жизнью.
Как и прошлый учебный год, я имел с классом две беседы на тему «добросердечие в отношении к животным, как нравственная обязанность человека».
Материалом для беседы послужили следующие произведения:
1) «Лошадь Коко» Мопассана (из сборника рассказов «Несчастные», изд. магазина «Книжное Дело»).
2) «Друзья» - Уайльда (пер. с англ. изд. Сытина).
3) «Жучка» - Ф.Ф. Тютчева (изд. И.Ф. Жиркова, Москва, 1899 г.).
4) «Ак-Бозат» - Д.Н. Мамина-Сибиряка (изд. редакции журнала «Детское чтение»).
5) «Мунька» (похождения одной собаки) - К. Станюковича (изд. М.О. Вольф)13.
Содержательно-аналитическая часть публикации, опыт учителей и воспитателей кадетских образовательных учреждений (каталог, составленный И.С. Симоновым) иллюстрируют процесс взаимодействия школы и библиотеки, показывают не только новаторский методический опыт воспитателя, но и нацеливают читателя, исследователя, библиографа эпохи XXI в. на понимание единства обучения чтению и воспитание читательской культуры и библиографической компетенции. В современных программах по литературному чтению для младших школьников отражен факт введения в учебный процесс библиотечных уроков, обучения приемам работы с разного рода литературой: словарями, справочниками, научно-популярными статьями, организации конкурсов
творческих работ по русскому языку и чтению, направленных на овладение учащимися методами составления тематических словариков, аннотаций на прочитанную книгу, участия в проектно-исследовательской деятельности.
Примечания
1 Два слова о чтении в кадетских корпусах и о попытках пробудить любовь к нему среди кадет (из дневника офицера-воспитателя) // Педагогический сборник. 1903. № 10. С. 374-383.
2 Там же.
3 Там же.
4 Симонов И.С. Материал для чтения кадет (из дневника офицера-воспитателя) // Педагогический сборник. 1907. № 3. С. 235-239.
5 Там же.
6 Там же.
7 Жерве Н. К вопросу о подготовке внеклассного чтения в наших кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1911. № 5. С. 367-380.
8 Там же.
9 Рудановский И.Г. О кадетских библиотеках // Педагогический сборник. 1911. № 6. С. 57-64. Там же.
11 Чепелевский И. Устройство фундаментальной библиотеки 2-й Московской военной гимназии // Педагогический сборник. 1866. № 12. С. 914-926. Там же.
13 Там же.
10
12