Научная статья на тему 'ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

413
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ИГРЫ С ГРАММАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Викторовна

В данной статье рассматривается проблема формирования грамматического строя речи дошкольников. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение, чтение заменяет компьютер и телевидение, поэтому резко падает грамотность речи, которая формируется в процессе этих видов деятельности. Повысить интерес детей к чтению поможет включение игр в процесс обсуждения произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Список литературы

1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Краснодар, Просвещение-Юг, 2000. 54 с.

2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68.

3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. Москва, Просвещение, 1975. 303 с.

4. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. Москва, Ритм, 2015. 144 с.

5. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996, № 1. С. 6-11.

ЧТЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Татьяна Викторовна Федорова,

Преподаватель

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский социально-педагогический колледж»,

г. Самара

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования грамматического строя речи дошкольников. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение, чтение заменяет компьютер и телевидение, поэтому резко падает грамотность речи, которая формируется в процессе этих видов деятельности. Повысить интерес детей к чтению поможет включение игр в процесс обсуждения произведений.

Ключевые слова: грамматический строй речи, чтение детской литературы, игры с грамматическим содержанием.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, влияет на его мышление. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т. е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» [5].

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым [2]. Изучением грамматического строя речи дошкольников занимались также Арушанова А.Г., Захарова А.В., Сохин Ф.А., Ушакова О.С.

Речевое развитие - значимая образовательная область Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Поэтому своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Воспитатели не в полной мере используют возможности литературных произведений для формирования грамматических навыков у детей. Поэтому данная проблема является актуальной. Это определило выбор темы нашего исследования.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности формирования грамматического строя речи детей младшего возраста.

2.Провести обследование уровня развития грамматического строя речи детей

3.Разработать цикл образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи у детей в процессе чтения.

4. Разработать рекомендации родителям по использованию игр с грамматическим содержанием в процессе общения с детьми.

Для участия в проведении исследования были выбраны дети младшего дошкольного возраста из группы №10 МБДОУ детский сад 38 г. о. Самара (15 человек).

Выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что при активном использовании игр с грамматическим содержанием в процессе чтения произведений детской литературы формирование грамматического строя речи младших дошкольников будет идти успешнее.

Изучив рекомендации О.С. Ушаковой, Е.М.Струниной, мы приступили к проведению обследования уровня развития грамматического строя речи детей [3]. В грамматике выявляют умения:

а) Образовывать наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно - ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята).

б) Согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (пушистый котенок, маленькая собачка).

в) Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Определено 3 уровня речевого развития детей: 1 уровень - высокий, 2 - средний или достаточный, 3

- ниже среднего.

За самостоятельный точный и правильный ответ ребенку ставится 3 балла, 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого, 1 балл ставят ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. Возможные ответы детей даются после каждого задания в последовательности:

а) правильный ответ;

б) частично правильный;

в) неточный ответ.

В конце опроса производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3, то это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, то это средний уровень, а с оценкой 1 -уровень ниже среднего.

По окончанию исследования был проведен контрольный эксперимент, результаты которого полностью подтвердили нашу гипотезу. Ниже представлены сравнительные результаты обследования грамматического строя речи детей до и после формирующего эксперимента.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики_

Эксперименты Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Констатирующий 7% 33% 60%

Контрольный 7% 46,5% 46,5%

Результаты обследования графически представлены в виде диаграммы на рисунке 1.

□ Ряд 1

□ Ряд2

Рисунок 1 - Сравнительные результаты опытно - экспериментальной работы

В процессе формирующего эксперимента мы ежедневно читали детям произведения разных жанров и в процессе обсуждения произведения играли с детьми в игры с грамматическим содержанием. Мы сделали попытку разработать варианты известных игр, связав их с содержанием произведения. Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице 2.

Таблица 2

Название произведения, автор Название игры, цель, ход

Русская народная сказка «Теремок» «Назови ласково» Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов. Ход: дети называют героев сказки «ласково» (комар - комарик, муха - мушка и т.д.). «Кто где?» Цель: закреплять правильное употребление предлогов. Ход: воспитатель размещает героев сказки в разных местах теремка (около, за, в, под)

«Мойдодыр» К. Чуковский «Скажи наоборот» Цель: подбор антонимов. Ход: дети подбирают антонимы к словам «чистый», «чистюля», «намыливать», «убегать».

Русская народная сказка «Волк и козлята» «Посчитаем» Цель: согласование существительных и числительных. Ход: дети считают 1 козленок, 2 козленка, 5 козлят, 1 1 цветок, 2 цветка, 5 цветков. «Скажи наоборот» Цель: подбор антонимов. Ход: дети подбирают антонимы к словам «добрый», «белый», «хитрый», «уходить».

«Цыпленок» К.Чуковский «Кто чем питается» Цель: правильное употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Ход: дети называют «курица, петух, цыпленок питаются зерном, червяками, лягушка - комарами, мухами, кошка - молоком).

«Мой мишка» З. Александрова «Подскажи мишке» Цель: согласование прилагательных с существительными. Ход: дети исправляют «мишкины» ошибки - красная фартук, большое карман, вкусный конфета, глубокое речка, сердитая козленок.

«Детки в клетке» С.Маршак «У кого кто?» Цель: правильное употребление названий детенышей животных во множественном числе Ход: дети называют детенышей льва, тигра, пингвина, медведя, ежа.

«Овощи» Ю.Тувим «Угостим зайца и зайчонка» Цель: образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.. Ход: дети «угощают» зайца и зайчонка морковью и морковочкой, огурцом и огурчиком, капустой и капусткой, укропом и укропчиком, чесноком и чесночком

«Кто колечко найдет?» С. Маршак «Где колечко?» Цель: закрепление умений правильно употреблять предлоги. Ход: дети «находят» колечко «на, под, за, около» крылечка.

«Игра в стадо» А. Барто «Кто, что делает» Цель: образование слов от звукоподражаний. Ход: дети называют слова «куд-куда - кудахчет, ку-ка-ре-ку - кукарекает, муу - мычит, бее - блеет, хрю - хрюкает».

Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок» «Кто о ком заботится» Цель: правильное употребление слов в предложном падеже. Ход: дети называют слова «кот и дрозд заботились о петушке, мама заботится о ребенке, папа - о машине, бабушка и дедушка - о внуке, внучке, воспитатель - о детях».

Русская народная сказка «Маша и медведь» «Угостим»

Цель: правильное употребление слов во множественном числе творительного падежа. Ход: дети «угощают» медведя - пирожками, белку- орехами, грибами, Машу - ягодами.

«Козленок» А.Барто «Найди маму» Цель: правильное употребление слов, обозначающих животных и их детенышей. Ход: дети «ищут» маму козленка - козу, ягненка - овцу, теленка -корову, жеребенка - лошадь.

«Красная Шапочка» Ш.Перро «Какой, какая, какое?» Цель: согласование прилагательных с существительными. Ход: дети называют по иллюстрациям «красная шапочка, белый фартук, коричневая юбка, кружевной чепчик, зеленые брюки, синий жилет»

«Цыпленок и утенок» В. Сутеев «Кто, что умеет делать» Цель: подбор глаголов к существительным. Ход: дети называют и показывают, что умеет делать утенок - плавать, нырять, грести лапками, крякать; цыпленок - пищать, клевать зерна, хлопать крыльями.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (см.Приложение А) «Чудесный мешочек» Цель: согласование существительных с прилагательными. «Озорные зверюшки» Цель: правильное употребление предлогов.

Таким образом, при чтении художественной литературы воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка.

Формирование грамматического строя речи происходит не только на занятиях в детском саду, но и в семье. Поэтому мы разработали рекомендации для родителей по формированию грамматического строя речи младших дошкольников.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют приобщение детей к произведениям детской литературы и дидактические игры, которые родители могут использовать дома на кухне, на прогулке, и даже простаивая в пробке.

Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Рекомендуем родителям игры на формирование грамматического строя речи младших дошкольников.

Игры на кухне:

Игра «Я собрал в огороде..., в саду....., купил в магазине....., на кухне есть......»

Игра «Зайчик делает сок». Сок из яблок - яблочный. Сок из земляники. Сок из клубники. Сок из вишни.

Игра «Что ты любишь?»

Содержание: Родитель начинает фразу:

- Я люблю хлеб с вареньем, а ты?

- А я люблю хлеб с сыром (маслом, повидлом, молоком, чаем).

Игра «Овощи - малютки».

Содержание:

- У меня помидор, а у тебя маленький.. .(помидорчик)

- У меня огурец, а у тебя маленький.. .(огурчик)

- У меня морковка, а у тебя маленькая.. .(морковка).

Игры в пробке:

Игра «Назови ласково».

Дом - домик, нос - носик, хвост - хвостик, куст - кустик; таз - тазик, лоб - лобик; забор - заборчик, шкаф - шкафчик; вагон - вагончик; лапа - лапка; мышь - мышка; корова - коровка, книга - книжка, птица -птичка: лента - ленточка, коса - косичка, дед - дедушка.

Игра «Назови детеныша».

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.

У кошки - котенок, котята; у собаки - щенок, щенята; у лисы - лисенок, лисята; у зайца - зайчонок, зайчата; у медведя - медвежонок, медвежата, у утки - утенок, утята.

Игра «Один - много»

Содержание. Взрослый называет предмет (лексическая тема) и просит ребенка назвать много предметов, а затем повторить пару слов.

Например, тема «Игрушки»: мяч - мячи, кубик - кубики, самолет - самолеты, машина - машины, кукла - куклы.

Игры по дороге в детский сад.

Игра «Добавь словечко».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание. Взрослый называет два слова и задает вопрос, ребенок отвечает полным предложением.

Дерево, цветы - что делают? Сидит, стоит - кто? Льется, журчит - что? Шумит, дует - что? Снег, лед -какие? Дождь, снег - что делают? Кошка, собака - что делают?

Игра «Расскажи, кого (что) ты видишь».

Содержание. Взрослый предлагает ребенку назвать и рассказать о том, что он видит.

- Кого (что) ты ведешь?

- Я вижу собаку, кошку, мальчика.

Игра «Ласковый зайчонок».

Содержание:

- У Зайчика было хорошее настроение, и все что видел, он называл ласковыми словами. Увидит лист, скажет «листик», увидит березу, скажет «березка».

- Как зайчонок назовет дерево (гриб, цветок).

Таким образом, грамматическая работа с детьми - дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, запоминания отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его систем.

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения - М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. 128с.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.. Спб.: Детство-Пресс, -2007. 472 с.

3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

4. Ушакова О.С. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 208с. (Развиваем речь)

5.Ушинский К.Д. Родное слово. - Издательство: Белый город - 2012. - 128с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.