ческие, ментальные, духовные). Ведь здоровый организм является одним из условий, при котором в умственной деятельности ребенок легко сводит к минимуму логические ошибки, нравственные поступки соотносит с понятием добра, эстетическое чувствование мира строит на чувстве меры и гармонии.
Список литературы:
1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Ли-финцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластёнина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
2. Еспаев Я.Ж. Педагогическая эстетика: единство многообразия [Электронный ресурс] / Я.Ж. Еспаев. - Режим доступа: http://arunet.kg.
3. Кочетов А.И. Перевоспитание подростков / А.И. Кочетов. - М.: Педа-гопка, 1997. - 120 с.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. -560 с.
5. Элькис Г.Я. О пластическом тренаже актера / Г.Я. Элькис. - Киев, 1986. - 196 с.
6. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
© Коновалова Г.А.*
Центр развития ребенка - детский сад № 24 «Сказка», Московская область, г. Ступино
В статье рассматривается применение Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Ключевые слова дошкольники, общее недоразвитие речи, мелкая моторика, массажные шарики.
Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на письмо, чтение и счет. Взрослые даже не представляют
* Учитель-логопед.
насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
В нашем дошкольном учреждении, группу, работающую по адаптированной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи, посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.
В своей практической деятельности я применяю Су-Джок терапию -последнее достижение Восточной медицины. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в настоящее время. Су-Джок терапия развивает не только мелкую моторику пальцев рук, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности; создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также развивает речь, чувство ритма и поднимает настроение ребенку.
С помощью массажных шариков детям нравится массировать пальцы и ладошки, а массажные металлические колечки-пружинки надевать на пальчики и массировать труднодоступные места.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:
Игра «Разноцветные домики для шариков»
Возьмите несколько одинаковых коробочек. Каждую коробочку обклейте разной цветной бумагой.
Расскажите ребенку о том, что это не коробочки - а разноцветные домики. А колючие шарики - это наши человечки, которые живут в этих до-
миках. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои домики.
С массажными шариками можно играть и в другие игры. Например: «Найди два одинаковых шарика», «Найди все красные (синие, зеленые, желтые) шарики», «Сделай разноцветные шарики» (красно-синий, сине-зеленый, зелено-желтый), «Разложи шарики в ряд», «Дополни ряд недостающим цветом».
Совершенствование лексико-грамматического строя речи
Игры с перекатыванием массажного шарика друг другу:
Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры...
Дидактическая игра «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мяч - мячик, кукла -куколка.
Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании): утка (кря-кря) - крякает, гусь (га-га) - гогочет.
Дидактическая игра «У кого - кто?» (падежное согласование существительных): у кошки - котенок (котята), у собаки - щенок (щенята).
Дидактическая игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, учитель - учит. и т.д.
Игра «Звуковые домики»
Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики и наклейте на небольшие коробочки. В Красном домике будут жить массажные шарики красного цвета, в Синем домике - массажные шарики синего цвета, а в Зеленом домике - массажные шарики зеленого цвета.
Предложите ребенку с помощью разноцветных массажных шариков изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия, например: в слове сок три звука; первый звук [с] - согласный твердый, глухой, я отмечу его синим шариком; второй звук [о] - гласный, я отмечу его красным шариком; третий звук [к] - согласный твердый, глухой, я отмечу его синим шариком.
Игра «Поймай звук»
Предложите ребенку взять в руки массажный мячик (красного, синего или зеленого цвета - в зависимости от изучаемого звука) и поднимать его, как только услышит звук, например [у]: у, и, а, у, ы, о, у.
Игра «Поймай звуки, составь слово»
Предложите ребенку сложить ладошки рук «корзиночкой».
Скажите ребенку, что вы сейчас будете ему «бросать» звуки, а ему надо будет подумать, что получится, если произнести их слитно. Например: [к], [о], [т]. Что получилось? (Кот).
Автоматизация звуков
Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, проговаривая слоги и слова (автоматизация звука [с]):
Са-са-са-са-са -Сад-сани-оса-коса-касса.
Ребенок катает массажный шарик между ладонями, одновременно проговаривая скороговорку (автоматизация звука [ж]):
Жук жужжит: «Жу-жу-жу!» Я живу, не тужу, Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу».
Упражнения с массажным шариком на примере сказки «Ежик на прогулке»
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: массажный шарик Су-Джок.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился
дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много... как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Важно заметить, что вариантов игр с массажными шариками - множество. Все зависит от фантазии детей и взрослых! Успехов всем в работе с детьми!
Список литературы:
1. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 217 с.
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.: ВАКО, 2005. - 174 с.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 132 с.
4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. -СПб.: КОРОНА принт, 2005. - 75 с.
5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - 128 с.