Научная статья на тему 'Формирование читательской компетенции учащихся средней школы на примере произведений современной русской литературы'

Формирование читательской компетенции учащихся средней школы на примере произведений современной русской литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
читательская компетенция / компетентность / "Пиночет". / reading competence / competence / "Pinochet".

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лахова Бэла Мухаджировна

В данной статье рассматривается читательская компетентность учащихся средней школы к формированию у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важным является не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL ON THE EXAMPLE OF WORKS OF MODERN RUSSIAN LITERATURE

This article examines the reading competence of high school students to develop in children the ability to purposefully individualize books before reading, as they read and after reading the book. Today, it is important not only to give the child as much knowledge as possible, but to ensure his general cultural, personal and cognitive development.

Текст научной работы на тему «Формирование читательской компетенции учащихся средней школы на примере произведений современной русской литературы»

102

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<ШУШетУМ~^®У©Ма1>>#1И51)),2©2©

Лахова Бэла Мухаджировна

магистрант

Ставропольский государственный педагогический институт DOI: 10.24411/2520-6990-2019-11186 ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Lakhova Bela Mukhadzhirovna

undergraduate Stavropol State Pedagogical Institute

FORMATION OF READING COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOL ON THE EXAMPLE OF WORKS OF MODERN RUSSIAN LITERATURE

Аннотация

В данной статье рассматривается читательская компетентность учащихся средней школы к формированию у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важным является не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Abstract.

This article examines the reading competence of high school students to develop in children the ability to purposefully individualize books before reading, as they read and after reading the book. Today, it is important not only to give the child as much knowledge as possible, but to ensure his general cultural, personal and cognitive development.

Ключевые слова: читательская компетенция, компетентность, "Пиночет ".

Keywords: reading competence, competence, "Pinochet".

В последние годы в методике обучения школьным предметам особую актуальность приобретает вопрос о формировании читательской компетенции. Сам термин «читательская компетенция» в методике осваивается уже не одно десятилетие и включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов. Но в большей мере это традиционно соотносилось с литературой как учебным предметом и рассматривалось в разрезе художественных текстов.

Формирование читательской компетенции входит в более широкую методическую область, а именно: обучение текстовой деятельности. Как известно, под текстовой деятельностью понимается система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать, понимать их [2].

Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании, которая во многом зависит от информационной составляющей процесса учения и обучения. В связи с этим актуализируется проблема формирования текстовой культуры школьников. Чтение является ключевой техникой получения знаний в современном обществе, а пони-мание текста - познавательной деятельностью по установлению его смысла на основе читательского опыта. Следовательно, читательская компетентность является частью общей культуры человека. С этой целью читательская компетентность должна целенаправленно формироваться на разных уроках, что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами, стратегиями текстовой деятельности. Качественное

чтение призвано способствовать личностному росту и конку-рентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде.

Компетенция (от лат. «Competeo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) - это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность - это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Исходя из этого федеральные государственные стандарты определяют читательскую компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях.

Следовательно, читательская компетенция - это знание законов, правил и норм литературы, позволяющее планировать и осуществлять самостоятельную работу по освоению художественных текстов. Понятие читательская компетентность тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом речь идет о способности читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении [6].

Для того чтобы читать и понимать художественный текст, необходимо обладать познаниями в области истории, отечественной и мировой культуры определенной эпохи. Чтобы стать подготовленным читателем, необходимо владеть общекультурными знаниями и вместе с этим обладать учебно-познавательными компетенциями. Неболь-

<<шушетум~^(штма1>>#1и51)),2©2© / physical education and sport

шой кругозор и ограниченный словарный запас являются серьезными препятствиями на пути к пониманию книги.

Чтение художественного произведения является постижением духа авторства, воплощенного в тексте. Автор, как создатель художественного произведения, накладывает свой персональный отпечаток на художественный мир произведения. С развитием индивидуально-творческого подхода к авторству в художественный строй произведения втягиваются.

Содержательные (характерологические, мировоззренческие, читательские) аспекты личности автора, особенности его идейно-эстетической позиции. Выражая себя, свои психологические, социальные, нравственные, философские, эстетические позиции, поэт или писатель, например, выражают как противоречия своего общества, так и идеалы эпохи. «Мир культуры писателя» находит отражение в художественном произведении. В работах современных эстетиков подчеркивается, что в произведениях искусства опосредованно отражается и политическое, и правовое, и нравственное, и философское, и религиозное сознание автора. В процессе создания литературного произведения писатель творчески использует и запасы собственного читательского опыта [2].

Опытный читатель совершает двуединый акт: «вживаясь» в созданный автором мир, он пытается увидеть все происходящее «глазами автора», ищет соответствующие авторские «вехи» и «указатели», по которым и воссоздает авторскую «модель», т.е. «сотворит» автору. А вместе с тем вырабатывает и свою точку зрения, сопоставляя ее с авторской. Этот специфический диалог между автором и читателем, опосредуемый художественным текстом. Самым серьезным препятствием на пути к пониманию авторской позиции является различие системы нравственных ценностей, жизненного и читательского опыта.

В процессе формирования читательской компетенции задача учителя заключается не в сообщении обучающимся определенных знаний, а в формировании и развитии у школьников способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. В связи с этим литературное развитие ученика происходит не только «путем овладения им нормативной деятельностью, но и благодаря постоянному обогащению, преобразованию субъективного опыта как важного источника собственного развития». В связи с этим процесс формирования читательской компетенции должен включать:

1) понятийную основу (формирование знаний литературного, литературоведческого, философского, культурологического характера, необходимых читателю-профессионалу при осмыслении литературного произведения);

2)эмоционально-ценностную основу (формирование отношений учащихся к культуре, окружающему миру, другим людям);

103

3) операциональную основу (формирование умений воспринимать и истолковывать художественный текст путем формирования умений действовать с опорой на приемы работы с литературным произведением).

Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий [5].

Современная методика, обучающая интерактивному чтению учебных текстов на уроке, предполагает три этапа: предтекстовый, текстовый и по-слетекстовый.

На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся знаний и опыта ребенка, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т.д.

Творчество современного писателя Бориса Петровича Екимова опирается на лучшие традиции русской классической литературы. Его произведения выделяются на фоне нынешнего "прозоподо-бия" глубоким знанием жизни, реалистичностью изображения, определенностью авторской позиции. Б.П. Екимов вошел в литературу в начале 1970-х годов как автор рассказов, вскоре были изданы первые сборники его произведений. На протяжении последующих трех десятилетий выпущено более двух десятков книг. Б. П. Екимов, лауреат Государственной премии Российской Федерации (1998 г.).

Сюжетная схема, сложившаяся в ранних рассказах Б.Екимова, в основных чертах реализуется в его повестях "Частное расследование", "Донос", "Пиночет", в которых конфликт возникает как следствие принципиального расхождения гражданской, этической позиции главного героя и позиции других персонажей. Как и в ранних рассказах, фабула в повестях играет немаловажную роль, складывается из множества событий, движущих сюжет к развязке. Вместе с тем значительно возрастает роль внефабульных элементов (в "Частном расследовании" таковыми являются воспоминания героя о фронтовых событиях). Эпизоды, замедляющие движение фабулы, приобретают особое значение для сюжета. Сюжетное время повести становится более емким: с одной стороны, оно включает воспоминания о прошлом, с другой - воссоздает процесс душевных переживаний героя [8].

"Пиночет" - так прозвали председателя колхоза Корытина односельчане. Причем это те же самые люди, которые знали Корытина с детства, и отца его - бывшего председателя, уговорившего сына взвалить себя тяжелейшее бремя управления людьми, - тоже знали и уважали. А теперь вот Ко-рытина боятся, испытывают к нему злобу за то, что он борется с хищениями, с нежеланием жить по-новому. При этом колхоз богатеет, в него из окрестных совершенно разорившихся сёл свозят скот, еле живой, потому что знают: у Корытина выходят. Поражает одиночество героя, у которого практически

¡G4

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<ШУШетУМ~^®У©Ма1>>#1И51)),2©2©

нет никакой поддержки, такой вот один воин. Трагический образ, человек, принявший на себя ответственность за других, которые: "Лишь отвернись, все порежут, все растянут. Одни — на пропой, другие — на шоколадки. Детвора... Хоть и взрослые люди". И при этом повесть написана с большим уважением к русскому народу, с тревогой за его будущее.

В сюжете произведения значительную роль играет ситуация нравственного выбора, которая является исходной точкой развития конфликта во многих рассказах и повестях писателя. Автор ставит героя перед необходимостью выбора между пассивным восприятием событий, подчинением сложившемуся порядку вещей и активным преобразованием обстоятельств (большинству екимов-ских героев свойственна именно активная жизненная позиция). Конфликты, порождаемые ситуацией нравственного выбора, отличаются глубиной, а нередко и драматизмом, так как основаны на столкновении взаимоисключающих позиций и устремлений, а решаемые вопросы имеют для героев принципиальное значение. Развитие сюжета в тех произведениях Б.Екимова, в которых центральной является ситуация нравственного выбора, определяется составом участников конфликта и характером развязки и может развиваться в двух направлениях. В первом случае конфликт имеет персонифицированных носителей, позиции которых четко определены и противопоставлены; содержанием развязки является принятие героем решения. Во втором случае герой противостоит не какому-либо конкретному персонажу, а общепринятым представлениям ("среде") либо преодолевает внутреннее препятствие. Содержанием развязки становится поступок героя, при этом изменения могут коснуться его одного, не затронуть других персонажей.

Хозяйство разваливается, работать некому, сельская местность обезлюдивается. О будущем никто не думает. Возродить труднее, нежели поддерживать. Потребуется много денег и много людей, но деньги до конечной цели скорее всего не дойдут, а люди, ежели и приедут, вскоре уедут, ибо губить жизнь, осознавая, как мало перспектив, им претит. Не колхозом нужно в размышлениях ограничиваться. Такой подход наблюдается повсеместно. Русский человек словно ополоумел, живя сегодняшним днём, будто есть только сейчас. Его страна не поднимается, она балансирует на грани. И дело не в роли руководящих процессом лиц - они бессильны. Нужно меняться самому, чего не происходит.

Если представить, что к власти приходит крепкий хозяйственник. Этакий Пиночет. Он железной рукой наводит порядок, усмиряет зарвавшихся и поднимает хозяйство. Ему безразлично, как его воспринимают жители. Им поставлена цель - процветание. Мало кто доволен его работой. Его не прочь устранить, находя для того весомые аргументы. Его могут клеймить и сомневаться в конечном результате. И его могут действительно убрать, причём радикальным образом. Плевать людям, насколько

лучше они стали жить. Какая разница, ежели хозяйство поднялось, когда некогда доступное стало недоступным. Ранее мог смело взять, теперь же не можешь. Или получай на равных правах, либо ищи счастья в другом месте [8].

Пристальный взор Бориса Екимова правильно обрисовал ситуацию. Есть в стране люди, желающие бороться с разрухой. Но гораздо больше людей, недовольных чьим бы то ни было самоуправством. Казалось, делают общее дело. Всем в итоге станет хорошо. Живи и радуйся процветанию. Но нет! Хочется людям жить в процветающей стране и продолжать брать доступное всем, думая, будто это должно принадлежать лишь им.

Русский народ идёт по гибельному пути. Нужно менять мировосприятие. Стоит забыть о собственном мнении. Нужно поставить над собой мнение общества. Может не наше поколение это поймёт, так поймёт следующее или за ним последующее. Но не погибнет русский народ. Он привык следовать за кем-то. Кто-то всё равно проявит заботу о стране. Страна всё равно воспрянет. Родится ещё много таких, как екимовский Пиночет. Они будут поднимать хозяйство, терпеть непонимание населения и сломленными уходить. Когда-нибудь екимовский Пиночет проснётся в каждом русском, такое ранее уже происходило, тогда страна достигала пика. И не просто в каждом русском он проснётся - должен проснуться в самосознании всех национальностей, населяющих Россию. У нас всех единая цель - сделать страну Великой.

Но сейчас, когда есть желание ждать дара свыше, крыть власть имущих, желать роста личного благосостояния, не прилагая усилий для получения того дара, идя наперекор благим переменам, забыв об интересах страны, продолжая верить тем, кто позволит брать общее, сомневаясь в тех, кто позволяет общему быть благом для всех, до тех пор екимовский Пиночет не сможет ничего сделать.

Автор ставил перед собой прежде всего не художественные, а идейные задачи - рассказать о преступном развале колхозов и хуторов на своей земле, о своих земляках, оставшихся без работы и в нищете с падением советской власти, о необходимости становления у власти крепкого энергичного хозяина, который не колеблясь наведёт на разграбленном, стремительно увядающем селе порядок по законам совести и справедливости. «Придёт человек! Хозяин придёт!» - грозно и разъярённо восклицает в разговоре с Корытиным старый агроном Петрович. Эти слова являются ключевыми для осмысления повести Бориса Екимова. Причём нетрудно догадаться, что они относятся не столько к конкретному донскому селению, сколько ко всей стране, к вожделенным чаяниям всего народа в ельцинской России, увязшей в разрухе, безвластии, жестокости и эгоизме. Поставленные перед собой идейные задачи донской писатель решил блестяще, ёмко и убедительно.

Список использованных источников:

1. Кучина, Т.Г. Русская литература 2000-х годов на уроке литературы в старших классах // Взаимодействие вуза и школы в преподавании

<<ШУШетУМ~^(ШТМа1>>#1И51)),2©2© / PHYSICAL education and sport

105

отечественной литературы. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Г. Ушинского, 2010. - С. 23 - 29.

2. Лавлинский, С.П. Учебный диалог и проблемы литературного образования // Литература в гуманитарных школах и классах. - М., 1992.- С. 27-54.

3. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]. URL: // http://www.library.ru

4. Пранцова, Г.В. О направлениях профессиональной подготовки переподготовки учителя к обучению чтению // Читательская культура в современном обществе: формирование и социальная поддержка: сб. статей по материалам конференции: в 2-х частях / под ред. Е.С.

Романичевой, Г.В. Пранцовой. - М.: Совпадение, 2013. - Ч. 1. - С. 64-70.

5. Пранцова, Г.В., Романичева, Е.С. Современные стратегии чтения. - М.: Форум, 2013. - 368 с.

6. Сметанникова, Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования. [Электронныйресурс].URL://http://mcbs.m/ffles/Füe /smetannikova( 1) .pdf10.

7. Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М.: Баласс, 2011. - 128 с.

8. Екимов Б.П. Сочинения: В 3 т. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.