Научная статья на тему 'Человекознание как основа осмысления предназначения жизни и деятельности индивидуума'

Человекознание как основа осмысления предназначения жизни и деятельности индивидуума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ В АНТРОПОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОГНИТИВИСТИКА / ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ СФЕРЫ САМОПОЗНАНИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / INTEGRATION IN ANTHROPOLOGY / PERSONALIZATION OF SPORTS TRAINING / ANTHROPOLOGICAL COGNITIVE SCIENCE / INNOVATIONS IN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / PHENOMENOLOGY OF HUMAN KNOWLEDGE IN THE FIELD OF SELF-KNOWLEDGE / LEARNING PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москатова А. К.

Обсуждаются проблемы определённой реконструкции предметного содержания учебных программ и технологии обучения в вузах физической культуры; профессиональные компетенции нуждаются в овладении полноценным человекознанием, позволяющим эффективно решать проблемы гармоничного психо-физического совершенствования каждого индивидуума на основе развития интеллекта и реализации творческих потенций самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN KNOWLEDGE AS THE BASIS FOR UNDERSTANDING THE PURPOSE OF LIFE AND ACTIVITY OF AN INDIVIDUAL

The problem of a certain reconstruction of the subject content of curricula and teaching technology in universities of physical education is discussed; professional competencies need to be mastered by full-fledged human knowledge, which can effectively solve the problems of harmonious psychophysical improvement of each individual based on the development of intelligence and the realization of creative potentials of self-awareness.

Текст научной работы на тему «Человекознание как основа осмысления предназначения жизни и деятельности индивидуума»

http://www.ecsoc.hse.ru/ (дата звернення: 27.11.2019).

8. Best Practices: Mentoring. - 2008. - 23 p. URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/training-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf (дата звернення: 27.11.2019).

9. Gardiner C.E. Mentoring: Towards an Improved Professional Friendship : A thesis submitted to the University of Birmingham for the degree of Doctor of Philosophy. - 2008. - 245 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/40057971.pdf (дата звернення: 27.11.2019).

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ОСМЫСЛЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ ЖИЗНИ И

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУУМА

Москатова А.К.

доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, заслуженный профессор Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжии туризма,

Москва, Россия

HUMAN KNOWLEDGE AS THE BASIS FOR UNDERSTANDING THE PURPOSE OF LIFE AND

ACTIVITY OF AN INDIVIDUAL

Moskatova A.

Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Professor, Honoured professor, Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Обсуждаются проблемы определённой реконструкции предметного содержания учебных программ и технологии обучения в вузах физической культуры; профессиональные компетенции нуждаются в овладении полноценным человекознанием, позволяющим эффективно решать проблемы гармоничного психофизического совершенствования каждого индивидуума на основе развития интеллекта и реализации творческих потенций самосознания.

ABSTRACT

The problem of a certain reconstruction of the subject content of curricula and teaching technology in universities of physical education is discussed; professional competencies need to be mastered by full-fledged human knowledge, which can effectively solve the problems of harmonious psychophysical improvement of each individual based on the development of intelligence and the realization of creative potentials of self-awareness.

Ключевые слова: интеграция в антропологии, персонализация спортивной подготовки, антропологическая когнитивистика, инновации образовательных технологий, феноменология человекознания сферы самопознания, продуктивность обучения

Keywords: integration in anthropology, personalization of sports training, anthropological cognitive science, innovations in educational technologies, phenomenology of human knowledge in the field of self-knowledge, learning productivity

Введение. Одна из главных проблем, которая обременяет содержание обучения будущих спортивных педагогов, тренеров, спортивных психологов и собственно действующих спортсменов-студентов, заключается в существенной ограниченности информации, касающейся жизнедеятельности человека, которая должна изучаться медико-биологическими дисциплинами и которая должна составлять важнейшую область научно обоснованных компетенций указанных специалистов в области физической культуры и спорта.

Вместе с тем, образовательный стандарт содержания учебной информации абсолютно несба-лансирован по соотношению изучаемых феноменов, которые касаются состояний и развития телесных структур, функций и физических качеств и феноменов их обусловленности, а именно врождённых свойств разумной, психической, духовной и со-

знательной природы, приданных изначально человеческим формам земной жизни, единокровному человеческому роду.

Метафизическая, ноуменальная реальность, составляющая подлинную основу многообразия разумной жизнедеятельности человека, со-творца эволюционной динамики земной и космической сфер жизни, фактически игнорируется. Поэтому подлинное знание человеческой жизнедеятельности и её духовной основы не достигает интеллекта учащихся, ограничивает их видимость самих себя и целостности своей природы, обесценивает значимость саморазвития творческого разума, направляющего гармоничное самосовершенствование.

Образовательный стандарт также абсолютно равнодушен к тому, что эти знания неоднозначно воспринимаются, осознаются и используются студентами-спортсменами, чей текущий этап жизни и возрастного развития, подчиняется мотивациям

разума и посвящён преимущественно совершенствованию собственной тренированности, накоплению личного опыта спортивной подготовки и достижению мастерства в избранном виде спорта. Вместе с тем, последующая, послевузовская профессиональная деятельность потребует совершенно иного, интеллектуального уровня понимания особенностей организации спортивной подготовки у тренируемого контингента, поскольку адаптивные процессы их жизнедеятельности будут изменяться в зависимости от целого ряда персональных особенностей - разного возраста и пола, генетической конституции, поведенческого психотипа, уровня развития психофизических способностей и ряда других антропогенетических характеристик.

Отсутствие указаний на вероятность индивидуализированных адаптивных ответов организма и поведения субъектов деятельности, не позволяет будущему тренеру извлечь практическую пользу из содержания стандартных учебников. Очевидно, изучение абстрактных концепций жизнедеятельности человека бессмысленно, если в сознании учащегося отсутствуют представления о системе взаимосвязанных, взаимодополняющих факторов, определяющих персонализацию всех проявлений жизнедеятельности. Изначально этот процесс имеет высокое, надличностное значение, ибо он обусловлен уникальным Замыслом духовной и физической эволюции человечества в целом. Каждый конкретный, уникальный разум, каждый мыслитель, подлинно образованный индивидуум играет в этом глобальном процессе свою неповторимую, творческую, созидательную роль. Следовательно, содержание комплекса медико-биологических дисциплин высшей школы должно обеспечить познание студентами законов и смысла сознательной, разумной, целеустремлённой человеческой жизнедеятельности. Студентам необходимо объяснить, чем отличается развитие жизнеспособности у индивидуумов с разным генотипом и фенотипом, какие особенности развития обусловлены биологическим полом, какое влияние на продуктивную деятельность индивидуума оказывает мотивация к расширению своего сознания и интеллекта, какие преодоления ожидают каждую личность на путях саморазвития, самоисследования, самопознания. Никакая отдельная научная дисциплина вузовской программы естественного, медико-биологического цикла не только не располагает полноценными ответами, но вводит учащихся в заблуждение субъективностью и противоречивостью своих утверждений, часто не имеющих достоверного научного основания.

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Перспектива осмысления человеком своего истинного жизненного назначения, как важнейшего руководящего принципа эффективного саморазвития и полноценной самореализации, рассматривается совокупностью научных отраслей челове-кознания и когнитивистики,

систематизированных в интегративную антропологию, которая призвана изучать человеческое существо как целостность плоти и духа, непрерывно взаимодействующую с окружающим её, исключительно изменчивым, космическим, природным и социокультурным мировым пространством. В настоящую эволюционную эпоху глобального преображения массового сознания назрела необходимость в принципиальном пересмотре и глубоком, всестороннем переосмыслении концепции человека. Содержание образования не должно навязывать студентам стереотипное представление о человеке как биосоциальном существе, чьи физиологические, животные функции и «стадная организация поведения» уподоблены «близкородственным» приматам (по Дарвину) и необъяснимым образом заданны природой (!?) для обеспечения жизненных потребностей смертной телесности, эфемерной эго-самости.

Новая эпоха, очередной цикл упорядоченного, закономерного, космического развития всех взаимосвязанных форм жизни мироздания, предоставляет всем уникальным, сознательным человеческим существам, изначально одарённым творческим разумом, возможность реализовать свои устремления к всестороннему совершенствованию своих блистательных потенций в различных сферах жизни - науке, культуре, искусстве, спорте. Каждая индивидуализация обладает мощным функциональным, энергетическим и информационным резервом психических, духовных и физических сил для осуществления благодатных преобразований окружающего социального и природного мира.

Очевидно, полезно прислушаться к назиданиям одного почитаемого современного индийского мыслителя, чья душа удостоена пребывания в высших сферах управления эволюцией мироздания. Согласно его утверждению, образование, как процесс возвышающей трансформации, должно способствовать достижению студентами осознанной ориентации в трёх ведущих аспектах жизни: 1// освоении знания об устройстве внешнего мира - университета Вселенной, на основе научной и мирской информации о законах мироздания; 2// достижении преобразования личности через воспитание характера, склонного к чистоте, совести, праведности, терпению, сдержанности, стойкости, решимости, настойчивости, уверенности в себе; 3// обретении познания законов духовного и физического развития личности, самого Человека -наилучшего объекта познания, его вечных ценностей, ради их воплощения в действие, познания себя и преобразование ума [ 1, С. 21].

Исключительной особенностью наступившего XXI века является необходимость постижения человеком высших форм сознания через побуждающее воздействие высококачественных инноваций образовательно-воспитательного процесса, которые востребованы и быстро распространяются во всём образовательном мировом пространстве. В частности, примером может служить традицион-

ный ежегодный международный лондонский форум - BETT (Britain Exibition Tech Technology), на котором встречаются креативные личности - преподаватели-новаторы, ученые-оригиналы, технологи-изобретатели и профессионалы-энтузиасты. Все участники - ярко выраженные энергичные организаторы различных образовательных систем из стран Европы, Азии и Америки. Благодаря продуктивному, взаимно полезному обмену информацией, творческими идеями и мастерской демонстрации новейших образовательных технологий и содержательных учебных пособий, осуществляется быстрое и успешное их распространение и внедрение на всех ступенях образования.

Не вызывает сомнения, что шаблоны обучения в виде формального ознакомления студентов с учебной информацией, определяемой как необходимое «научное знание», активно вытесняются образовательными стратегиями и технологиями, которые открывают возможность развития интеллектуальных способностей личности, полноценной самореализации одарённости к предпочитаемому виду жизненной, профессиональной деятельности, вдохновляют расцвет потенций гениальности, рождённых в недрах духовной природы человека.

ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ

Инновации, стремительно обогащающие образовательную среду, неизбежно занимают приоритетные позиции в обеспечении развития истинно цивилизованного, миролюбивого общества. Чело-векознание - как признак цивилизованности - становится духовной, гуманистической основой преображения сознания всего социума. Человекозна-ние - выражение подлинной разумности личности, подразумевает опосредованное интеллектом объединение широкого круга знаний, которые охватывают в определённой мере все разделы и этапы развития духовной культуры человечества. Они связаны с познанием устройства, эволюции и инволюции миров Универсума, в преображении которых призван соучаствовать человеческий интеллект. На всех исторических этапах антропогенеза человекознание продвигало разумного человека к достижению самоосознанности существа творческой силы своей психофизической природы, открывало понимание безусловной взаимосвязи своего бытия со всеми эволюционными изменениями окружающего космического мира.

Важнейшие следствия человекознания - постижение личностью смысла, назначения и ценности своего существования, осознание значимости своего истинного, высшего, самосознающего «Я», руководящего земной, телесной жизнью, доведение разума индивидуума до убеждённости в том, какой должна быть жизнь человека и как достичь предначертанной ей реализации.

Таким образом, в содержание вузовского обучения современного поколения бакалавров должны быть внесены существенно обновлённые представления, касающиеся не только и не столько описания

физиологических функций здорового только убедительные факты, подтверждающие эффективную, созидательную роль осмысленной, целеобуслов-ленной жизнедеятельности человека разумного, чья осознанная индивидуализация не обособляет телесную жизнь, телесное «я» от подчинения всеединству законов, обусловленных всеобщностью духовного Истока вселенской жизни [10, C. 77]

Современные студенты должны осознать, что «происхождение человека продолжается» и они являются непосредственными участниками этого уникального процесса. Эволюция предусматривает необратимое продвижение всех несовершенных форм и состояний сознания к их идеальным прообразам!

Человечество ожидает множество свершений и нескончаемый процесс всестороннего обучения. Человечеству, его интеллекту и разуму, не угрожает исчерпание творческого потенциала -творение простирается в неизведанную Бесконечность Универсума [11].

С позиции законов эволюции всех жизненных форм мироздания антропогенез следует рассматривать как следствие непрекращающегося, внутреннего творчества человеческого разума, в процессе которого осуществляется самореализация -созидание качественно обновлённого, самосознающего человека. При этом, когнитивный акт человеческой особи сочетается с углублением самопознания, сопровождающего творческий процесс придания формы замыслу, то есть воплощение творческой идеации в генезе. Вместе с нею в свершение обновляющегося самосозидания вносится определённая новизна, позволяющая устремить самосознание человека к обретению мудрости жизни, мудрости самопонимания, осознания смысла, ценности и высшего назначения своей жизни. В результате внутреннего, вдохновенного творчества, осуществляется личностное преобразование контекста жизни человека и окружающего его мира, связанного с состоянием его сознания [4, С. 350-351].

Чем больше личностей достигнет подобного осознавания, будет побуждаться к гармоничному саморазвитию, тем ощутимее и быстрее будет свершаться плодотворный антропогенез и общественный прогресс земной цивилизации. Доведение до сознания студентов этой проблемы следует считать одной и принципиально важных задач освоения человекознания на современном этапе качественной перестройки содержания вузовского образования.

Ещё в начале XXI века, на этапе разработки автором нового учебного предмета для вуза физической культуры - «Универсальная Антропология», было отмечено, что акцентирование образовательной стратегии и содержания обучения только на изучении научных дисциплин, обособленно трактующих природу и смысл человеческой жизнедеятельности, без понимания объекта приложения и значения взаимосвязанной совокупности этих знаний для повышения качества профессиональной компетентности, развития образованности и

просвещенности сознания общества - является абсолютным заблуждением [ 8, С. 28].

Согласно всемирно известному мыслителю Иммануилу Канту (1724-1804) проблематичность человека для самого себя (самопознания) и для всего вида (общего человекознания), не может быть разрешена без «вопрошания о человеке», без умения человека мыслить о собственной природе, без обращения к антропологии. Именно в силу интегра-тивной систематизации знаний о многозначности, многомерности и феноменальности человеческой природы, накопленных в анналах антропологии, человеческое сознание получает возможность раскрыть самопознанию сакраментальную идеацию -«что такое Человек?». Величественная и уникальная, врождённая способность человеческого разума

- осознавать самого себя, чувствовать и мыслить себя в согласии с самим собой, выражать собственное, независимое мнение, формировать понятия и представления, создающие основу познания, располагать свободой своего мышления, накапливать уникальный внутренний опыт, - дополняется возможностью преодолевать ограничения сознания требовательного телесного «эго, осваивать в своём многообразном опыте житейскую мудрость.

Изначально человеку предоставлена свобода воссоединения со свои высшим Сознанием - Сознанием Души, сознательной субстанцией Духа,

- единой субстанцией всех сил Жизни, всех материальных, физических и метафизических образований, мысленных форм, наполняющих безграничные пространства Вселенной [ 5, С. 139]. Антропогенез безоговорочно одухотворён властью Высшего Всеобъемлющего Сознания.

Совершенно очевидно, что профессиональные компетенции будущих специалистов - спортивных педагогов, тренеров, профессионалов спортивной подготовки и физического воспитания, должны формироваться на основе ясного, подлинно научного, интегративного человекознания. Ни одна научная дисциплина не в состоянии ответить на нескончаемые вопросы о возможностях естественного, эволюционно узаконенного совершенствования человеческой природы как всего земного вида, так и уникальных индивидуализаций. Ибо даже предполагаемая относительная объективность выводов и персональных рекомендаций должна учитывать: *)особенности половой дифференцировки; *) гендерные факторы гормонального профиля; *) генотипические и эпигенетические различия; *) признаки многоуровневой конституции; *) динамику созревания и хронобиологического развития; *) особенности этнической родословной; *) реактивность в отношении экологических трансформаций; *) личностно-социокультурные, психологические и психофизические факторы и условия индивидуального развития [ 9].

В этой связи надлежит объяснить студентам суть распространяющихся предсказаний о будущем человечестве. Здравая оценка перспективы подсказывает, что истинное, феноменальное чело-векознание засоряется грубыми искажениями, громкими похвалами в адрес многообещающего

технологического пути развития. Множатся восторги по поводу искусственного - бездушного, бездуховного оплодотворения, в угоду требований статистики прироста популяций - «строителей научно-технического прогресса», упуская из вида сомнительные психические качества размножаемых «детей из пробирок». Насаждаются иллюзии продления жизни, восстановления израсходованных материальных ресурсов и качеств, спасительного клонирования и «печати» утраченных телесных органов и даже искусственного мяса для питания ненасытных гурманов. «Трубадуры», воспевающие расцвет эпохи получеловеческих и постчеловеческих андроидов, вполне созвучны со сладкими грёзами другой части земного общества -футуристов от квантовой физики, обещающих создать «Теорию Всего» - «Единое и всеобъемлющее описание материального мира», основанное на работе фундаментальных физических сил [3, С. 342]. Не следует смущаться, что известные силы, по собственному признанию физиков, имеют отношение лишь к около 5 % вещества всего Космоса, 95% которого наполненно невидимой, неизвестной темной материей и фантастической тёмноё энергией [ 3, С. 385]. Вместе с тем, ни физики, ни футуристы-биологи, не искушенные в человекознании, не считают нужным признать значение такой универсальной движущей силы, как Сознание - универсальт-ной силы Идеального Разума, порождающего законы и силы Жизни и Эволюции Мироздания и Человечества.

Современным студентам-спортсменам, получающим так называемое «высшее» образование, изучающим основы человекознания, следует осознать, что в то время, как любознательные умники будут распространять или воплощать подобные футуристические идеи, неизбежно начнут нарастать принципиальные информационные и эволюционные сдвиги в быстротекущем преображении безграничного мира и человеческого самосознания. Пробуждающееся самосознание современного поколения предрасположено к неограниченному познанию законов мирового порядка, устремлено к возвышению собственного разума, персонализированному познанию истинной реальности и открытию её новых измерений. Образование должно быть очищено от иллюзий торжества техники, которая никогда не сможет конкурировать с творческим потенциалом человеческого разума и сознания.

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Многообразие видов спорта, вариативность возможностей и достижимых целей индивидуализированной спортивной подготовки контингента профессионалов и любителей оздоровительного спорта, обращает внимание как спортивных наставников, так и самих спортсменов на необходимость ясного понимания принципов и механизмов управления предельно сложной, многоуровневой природной целостностью человеческого организма. Без чётко обоснованной и рациональной мобилиза-

ции взаимосвязанных структурно-функциональных, субстанциональных, психоэнергетических ресурсов организма невозможно обеспечить достижение конкретных, поэтапно усложняющихся целей и желаемого прироста спортивного мастерства.

Однако, традиционное изучение студентами обособленного учебного материала отдельных биологических дисциплин, исключает возможность качественного развития мышления и специфического настроя интеллекта, который должен позволить практикуюшему тренеру творчески, профессионально решать проблемы общей и индивидуализированной спортивной подготовки. Только интегра-тивное человекознание позволит корректировать и персонифицировать спортивную подготовку с учётом генетичеких, конституциональных, биологических и психологических особенностей каждого из тренирующихся. Проблемы спортивного совершенствования неизбежно требуют внимания к поддержанию физического и психического здоровья, культивирование систем восстановления работоспособности, ограничения травматизации, как следствий больших физических нагрузок и стрессо-генных ситуаций.

Следовательно, возникает необходимость разработки теоретических основ, методологии и технологической реализации такого обучения, которое не будет ограничено пересказом содержания учебников, но позволит развивать интеллект личности, познавательные способности, ценностное самосознание - качества, которые важны для формирования профессиональных компетенций специалистов данной отрасли человекознания. Учащиеся не должны быть перегружены второстепенной, неосмысленной информацией, создающей иллюзию нового знания.

Важно отметить, что данные, накопленные в процессе уникального исследования сущностных и содержательных характеристик человекознания -интегративной антропологии, позволяют значительно расширить рабочее, креативное пространство для интеллектуальных инноваций в практике разумно организованной, усовершенствованной спортивной деятельности. Антропологическое понимание безусловной значимости целостности человеческой природы - сомато-психической нераздельности человека как в самом себе, так и в единстве с окружающим его природно-космиче-ским и социо-культурным миром, диктует необходимость принципиального обновления не только предметного содержания «физкультурного образования», но образовательной политики в целом. Никакие проблемы, возникающие в сфере спорта, в его непрекращающейся динамике соперничества, не могут быть успешно решены на основе редукционных трактовок наблюдаемых функциональных феноменов реактивности соревнующихся организмов и разумных личностей. Ибо они преодолевают нагрузки и стрессы абсолютно невыразимыми способами, непрерывно интерпретируя и отражая в подсознании невидимые влияния со стороны своего уникального внутреннего и внешнего мира.

Каждый спортсмен обучается в школе личного опыта- телесного, психического и духовного, обретая именно в такой школе жизни неповторимую и постоянно преображающуюся самоосознанность существа своих ментальных и физических возможностей и промахов. Для самореализации ему необходимо овладеть полноценным человекознанием, быть открытым для истинного, глубокого самопознания и поддерживать устремлённость к благородным целям своей жизнедеятельности и высотам спортивного мастерства.

Предусматривалось, что использование в процессе обучения студентов интегрированного анализа информации, предоставляемой комплексом антропологических, биологических и психолого-педагогических дисциплин, а также ориентация на сферу познавательных интересов студентов, позволит заинтересованным преподавателям обновлять содержание своего мышления и в учебной деятельности более эффективно направлять процессы самоисследования, самопознания, самообразования, самовоспитания, саморазвития личности учащихся [ 7].

Для достижения самоосознанности своей природной сути, студентам должно быть далеко не безразлично, зачем нужны преподаваемые дисциплины, какое место займут получаемые знания в перспективе развития персональных способностей, личностного роста и желаемой профессиональной успешности.

Дефектом вузовского обучения следует считать распространение практики формального запоминания и конспектирования всеми студентами единого «программного материала», который содержит разнородные, часто противоречивые, уже не достоверные факты и события. К тому же, информация претерпевает непрерывно изменяющиеся интерпретации в быстротечном потоке международных научных исследований. Другая проблема, отягощающая обучение - необходимость принудительного заучивания всеми студентами не осмысленных, чужеродных концепций, оторванных от конкретной практики, для формального отчета на экзаменах. Проблема усугубляется насаждение через СМИ и сайты информационных шаблонов массового сознания, угодных доминирующей системе взглядов, утверждаемых как безусловно «научные».

Неизбежный результат - ментальное бесплодие учащихся и нарастающее отклонение самосознания личностей от понимания созидательной силы собственной духовной природы, благодаря которой поддерживается и всесторонне совершенствуется жизнедеятельность. Сочетание формализма стандартизации учебного материала и безразличия внутривузовской образовательной среды, равнодушно взирающей на формирование у студентов однобокого, преимущественно материалистического мировоззрения - «иметь как можно больше...», неизменно превращается в плодородное поле, порождающее адекватные плоды бесцельной, бессмысленной, безрадостной конкуренции «коллективного бессознательного», что ограничивает интеллектуальный, культурный и

научный прогресс жизненных сфер общества в целом.

Очевидно, пришло время для преподавателей естественных и биологических дисциплин внимательно взглянуть на феномен человека глазами нового поколения пытливых студентов и переосмыслить степень достаточности и полноценности собственных знаний в преподаваемых науках. Не следует забывать, что особенности человеческой природы и психофизиологические функции жизнедеятельности трактуются в учебниках превратно. Игнорируется генеральная идея, определяющая структурно-функциональную целостность и креативность развития жизненной формы человеческого существа. Целостность - обусловлена реальным энергетическим и информационным всеединством вечносущего, всепобуждающего Сознания.

Приступая к обучению и изучению такой дисциплины, как общая и спортивная «Физиологии человека», следует иметь ввиду, что понятие «физиология», (греч. - physics+ logos) не ограничивает представление о природе человека, как только его физической, материальной, телесной, но подразумевает, что её структурно-функциональная целостность и жизнеспособность обусловлены неделимой совокупностью и взаимодействием энергий духа, психики, телесности и сознания, которые образуют сплав самой влиятельной силы жизни человека. Она способствует непрерывному, активному взаимообмену энергией и информацией со всеми природными жизненными формами и силами эволюционирующего мироздания. Жизнедеятельность человека, как индивида и вида, подчинена математически выверенным законам Жизни Вселенной.

Естественная жизненная динамика разума, менталитета и сознания каждой новой генерации студентов, которые активно развивают свои физические и психические способности в избранных видах спорта на протяжении многих лет, требует, чтобы преподаватели были готовы соответствовать их познавательным интересам и намерениям к самоисследованию. Обучение должно способствовать расширению представлений о Человеке - Человеческом Универсуме, идеальном человеке, образце совершенства, истинно уникальной форме воплощения Высшей Реальности Разума и Сознания.

В этих целях, на протяжении более 15 лет, нами проводится ежегодное анонимное анкетирование студентов, приступающих к изучению физиологии жизнедеятельности человека. Как правило, опрос студентов второго курса проводится во время первого лекционного занятия и анкета предлагает: сформулировать понимание природы человека, представить видение своего жизненного назначения как человека, указать интересующие аспекты многообразных проявлений человеческой жизнедеятельности и собственных физических и психических возможностей, важных для достижения жизненных, спортивных и профессиональных целей.

Представленное далее цитирование выборки оригинальных ответов студентов (при опросе в сентябре 2019 г.) не подвергалось редактированию, аналогичные по смыслу ответы не повторялись.

Сопоставление ответов студентов на предложенные вопросы обращает внимание на явное изменение представлений о человеческой природе как очевидного следствия шаблонной школьной практики обучения «единому для всех знанию», что существенно ограничивает познавательные интересы, склонности, менталитет и интеллектуальные способности личностей, подавляет склонность к размышлению, к собственным мнениям.

«ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ

БАЛАНСА ЖИЗНИ ВСЕЙ ПЛАНЕТЫ»

Рассмотрим мнения студентов, как своеобразную модель составленного ими коллективного «автопортрета», сложившегося из представлений о собственной природе и полагаемого жизненного назначения.

*) «Природа человека - это совокупность различных качеств жизни человека, таких как воля, разум, способность проявлять высшие чувства, способность общаться, трудится ... Человек существует для баланса жизни всей планеты, как неотделимая часть мирового сообщества живых существ. Каждый из нас пытается оставить свой след на нашей планете и оставить своих потомков для сохранения этого баланса», Ангелина, 20 л.

*) «Оставить за собой след в жизни, чтобы тобой гордились. Александр, 18 л.

*) «Считаю своим жизненным назначением помощь другим людям в реализации собственного потенциала не обязательно в сфере спорта», Даниил

*) «Каждый человек имеет своё назначение и в этой жизни каждый - не случаен.», Инна, 19 л.

*) «Многим людям очень тяжело понять, в чём их жизненное назначение. Но.у всех должна быть цель и понимание того, чего он хочет добиться в этой жизни....Если идти к своим целям, можно понять своё назначение. Ведь человек проживает свою жизнь так, как он хочет», Анна.

*) «Моё представление - природа и человек -единое целое, без этого не будет изменений в природе. Моё предназначение - воспитание и переубеждение людей (детей, взрослых.) в чём либо, т.к. стереотипы убивают кругозор», Даниил, 18 л.

*) «Оставаться Человеком», Вячеслав.

*) «Совершенствоваться, как в умственном, так и в физическом плане», Алексей, 18 л.

*) «Оставить след в человеческой истории и постараться изменить мир», Сергей 18 л.

*) «Приносить счастье и радость людям. Быть в социуме м стать весомой частью нашего общества», Александр, 19 л.

*) «Природа человека огромна и до конца не изучена. Они (люди) прекрасны. Каждый делает для себя новые открытия, может даже и на всеобщее обозрение. Я - человек, я - индивидуален, я не должен быть похож на кого-то, должен быть самим собой, иметь своё мнение, развивать свои возможности и искать новые», Инкогнито

*) «Моё представление о природе и предназначении заключается в саморазвитии и самообразовании человека, как индивидуальной личности», Александр.

*) «Моё жизненное назначение как чело-века...улучшить качество жизни на нашей планете и продолжить её существование», Сыймык, 19 л.

*) «Продолжение рода, саморазвитие, передача информации следующему поколению», Аюр Ч.

*) «Каждый человек уникален и неповторим, нет предела человеческим возможностям. Природа человека - это уникальный и сложный механизм. Каждый должен совершенствоваться и самореализовываться, как человек, как личность", цитирую: «У каждого есть дух, который нужно совершенствовать; тело, которое должно быть тренировано; и путь, который должен быть пройден», Александра, 19 л.

*) «Жизненное назначение человека у каждого своё. Каждый человек в праве выбрать то, что он хочет от жизни, .чтобы искать себя, существовать и использовать все возможности, которые подарили нам высшие силы. Наша природа дала нам возможность выполнять свою миссию. Мы одарены безграничными возможностями, о которых мы даже не подозреваем.», Полина, 19 л.

*) «Человек создан для того, чтобы оставлять свой след в жизни. Пусть не глобальный для всего человечества, но хотя бы как-то повлиять на жизнь другого человека. Именно поэтому мы должны продлевать свой род, чтобы влиять не только на судьбу других людей, а привносить частичку себя в своих детей.», Юля.

*) «Моим предназначением в жизни является достижение поставленных целей в спортивной деятельности .- раскрытия задатков и талантов, формирование профессиональных навыков и умений в силу возможной физиологии моего организма», Ольга, 18 л.

*) «Моё жизненное предназначение - вобрать в себя лучшие генетические качества и передать их своим детям. Сделать мир лучше.», Ярослав, 18 л.

*) «Я являюсь человеком, совершенно не похожим на других людей, т.к. каждый - индивидуальность со своими характерными способностями и возможностями. Моё жизненное назначение - познание самого себя с целью достижения жизни в гармонии с самим собой», Яна, 18 л.

*) «Главное в жизни каждого человека - стремление к познанию чего-либо нового. Главное назначение человека - саморазвитие и самосовершенствование», Софья, 20 л.

*) «Оставить после себя то, что изменит если не всё человечество, то большую его часть, а именно - понятия о спорте в целом», Даниил, 18 л.

*) «Жизненное назначение - радоваться жизни, радовать родных и близких, делать их счастливыми. Прожить яркую жизнь.», Кристина.

*) «Назначение жизни - развитие, следование своей мечте, достижение своих целей», Артём.

*) «Моё назначение - оставить что-либо после себя для человечества, развиться в личность , способную привнести что-то существенно новое, неповторимое в этом мире. Считаю, что я родился в хорошее, благоприятное время человеческой истории. Можно практически безгранично прогрессировать и эволюционировать, как в физическом, так и в моральном плане,.. .уровень моего развития находится на начальном этапе,. есть огромный потенциал», Кирилл.

*) «Жизненное назначение - развитие и улучшение мира», Антон.

*) «Человек - очень многогранный организм. Благодаря эволюции мы научились делать множество вещей, отличающих нас от животных и растений. Мы способны мыслить разумно, создавать и придумывать что-то новое, способны развиваться и делать этот мир лучше, благодаря познанию этого мира.. Моё жизненное назначение как человека -воспроизвести новую жизнь и дать другим людям свои навыки и познания, которые я получаю в течение жизни», Анастасия.

*) «Жизненное назначение в том, чтобы развивать нашу культуру и науку, расширять границы возможностей человека, .развиваться в области социологии и психологии», Аня, 18 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*) «Назначение - получать знания, на их основе - двигать научный прогресс», Даниил.

*) «Совершенно ничего о себе не знаю, ибо считаю, что ни одно знание не является на 100% точным. Мы не можем знать что-то наверняка, не имея стойкого фундамента, а сформировать фундамент невозможно, из-за того, что все научные открытия, законы опираются на примерные исходные данные», Макар, 19 л.

*) «У каждого человека на Земле есть какая-то миссия, своё предназначение. Но для чего существую «я» - пока не могу понять», Антон, 19 л.

*) «Совершенствоваться как в умственном, так и физическом плане, быть всесторонне развитым, получать знания во многих сферах», Алексей, 18 л.

Несмотря на то, что идея анкетирования предусматривала, в частности, обратить внимание преподавателей соответствующих дисциплин физкультурного вуза на широту познавательных интересов обучающихся, чтобы учебная деятельность не превращалась в принудительное занятие - переписывание текстов или механическое заучивание содержания учебников, но побуждала студентов к сознательному, ментальному анализу и достижению понимания значимости изучаемого материала для последующего самосовершенствования, нет никаких гарантий, что преподаватели захотят менять свои предпочтения к узко дисциплинарной, упрощённой трактовке отдельных феноменов жизнедеятельности человека.

Большинство преподавателей не испытывают потребности отдавать слишком много времени и усилий для сознательной работы над самими собой, что требует систематически погружаться в лавину научной информации в журналах и книгах, интегрировать новые знания в учебный материал о

феноменологии Человека. Но без подобного самосовершенствования преподавателей бессмысленно ожидать, что изучение студентами вуза жизнедеятельности человека превратится в науку думать - о собственной реальности и смысле жизни, о назначении своего разума и его созидательных силах.

Развивающееся, эволюционирующее общество нуждается в принципиальном обновлении че-ловекознания и стимуляции устремлений студентов к самопознанию. Развивающее обучение может служить основанием для общественно важной профессиональной перспективы - воспитывать здоровых, творческих, успешных индивидуумов, способных к самосозиданию, всесторонней самореализации в уникальных, индивидуальных сценариях жизни, постижению искусства жизни, приносящей высшие блага всему земному сообществу [6, С. 19-20].

«ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ ОТКРЫТИЯМИ»

Отметив выраженное персональное и коллективное здравомыслие, рассудительность опрошенных студентов, необходимо перейти к раскрытию конкретного содержания их познавательных интересов в области изучения человеческой природы. Очевидно, возникшие персональные вопросы должны помочь в реализации полагаемого каждым назначения своей жизни в целом, а также нужны для практики будущей профессиональной деятельности в избранной спортивной специализации и физическом воспитании.

Перечислим оригинальные вопросы, которые заполнили познавательное пространство личностных интересов студентов-спортсменов на начало второго года обучения в университете. Все нижеследующие вопросы - исключительно индивидуальные мнения и выражения собственных интересов - выделены курсивом и акцентированы. И так, студенты хотели бы узнать больше нового, сделать для себя открытия, ибо, как отметил один из них, « человек живёт открытиями» :

*) о закономерностях жизнедеятельности; о внутренней системе организма и влиянии на него и его взросление окружающей среды, спорта, образа жизни;

*) о природе сознания, как сознание действует и есть ли свобода воли у человека?;

*) каковы пределы возможностей человеческого организма?

*) почему мы реагируем определённо, «нормально» или индивидуально, по разному, на ту или иную вещь, событие, происшествие, какова возможность изменять эти реакции?

*) как и насколько тесно связаны физические и психические возможности для достижения спортивных целей, как понять природу психики, как правильно тренировать свою психику и максимально увеличить психологическое влияние на физические достижения?

*) за какими процессами организма нужно следить, как их контролировать, чтобы помочь сохранить молодость, как раскрыть секрет долголетия;

*) как распознать людей, близких по духу, подобных себе, как быстро можно узнать их настрой?

*) какова природа человеческих чувств и эмоций, почему люди такие разные в эмоциональном плане, от чего зависит инстинктивная деятельность - хотя каждый индивидуален, но понимая эту природу, можно понять свои возможности и направление развития разума?

*) как человек становится именно таким, каким он есть в психическом и физическом плане

и под влиянием чего, в первую очередь?

*) что происходит в организме в момент стресса, в моменты достижения поставленной спортивной цели, как достичь стрессоустойчиво-сти в сложных жизненных ситуациях?

*) как действуют репродуктивные функции человеческого организма;

*) как воспитать и перевоспитать человека максимально гуманно, как убрать из человека первобытные инстинкты и оставить главной целью стремление к развитию, не только научному, но и нравственному, физическому?

*) о всех внутренних циклах человека от зарождения до смерти: что меняется внутри нас в течении жизни, на что мы способны в том или ином возрасте, как можно управлять своими внутренними и психологическими состояниями?

*) что есть талант, действительно ли он важен, есть ли какая-то склонность к тому или иному делу, откуда у ребёнка, почти ничего не знающего о жизни, появляется интерес к одному делу, но отвращение к другому, даже если он его не пробовал?

*)как научиться понимать природу своего разума и своей психики, а также контролировать эти процессы?

*)как достичь улучшения эмоционального состояния человека посредством физических упражнений?

*)каковы возможности достижения высших физических качеств и психического совершенствования, можно ли тренировать психологическую устойчивость?

*) интересно узнать о деятельности человека в космосе.

*) как влияет физическое состояние человека на его поведение?

*) какова природа сна и его влияние на процессы жизнедеятельности человека?

*) как постоянно развивающаяся личность, не стоящая на месте, которая хочет эмоций, драйва,... интересна психическая составляющая человека и знание того, на чём основана эта природа и почему именно «я такой, особенный»?

*) как узнать, на что я способен, оценить свой потенциал и себя улучшить?

*) как научиться ладить со своим организмом и находить с ним общий язык?

Не вызывает сомнения, что будущие специалисты в области физической культуры, оздоровительных технологий, массового и профессионального

спорта не могут ограничиться поверхностным знакомством с некоторыми аспектами человекознания, представленными в учебных программах естественных, медицинских, биологических, психологических и педагогических дисциплин. Приступая к изучению новых дисциплин, они настроены, мотивированы склонностью интригующего самосознания, руководимого опытом самопреодоления в спортивной деятельности, на получение новых, неожиданных сведений о своих скрытых возможностях и перспективе их использования для намеченного самосовершенствования.

Им предстоит расширять свои представления о неожиданных явлениях во многом загадочной, но многообещающей человеческой природе, о целостности событий внутреннего психоэмоционального, чувствующего мира человека и внешних проявлениях его индивидуального развития, о взаимоотношениях с самим собой и окружающим миром. Ибо главная задача высшей школы - воспроизводство Человека, воспроизводство образованных со-творцов миролюбивого, гармоничного, здорового, процветающего сообщества людей, способных использовать свои природные склонности, уникальные таланты, осмысленные стремления во имя всестороннего, гармоничного общественного прогресса.

Вместе с тем, в содержании указанных дисциплин наблюдаются противоречия между огромным пластом пополняющегося содержания научного че-ловекознания и тем, как оно реализуется в естественно-научной подготовке современных педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта.

Следовательно, познавательная деятельность студентов не может получить достойного, полноценного воплощения, ограничиваясь формальным переписыванием разделов учебников для сдачи зачётов и экзаменов. Более того, тенденция, представляющая дефективную систему единого стандарта знаний для всех индивидуумов, без учёта их умственных и психофизических способностей, склонностей, интересов, как вирус проникает в систему высшего образования. Тогда как формально провозглашается предоставление студентам высшего уровня образованности, содержательная, предметная сторона системы обучения оставляет учащихся в неведении относительно подлинной реальности целостной, материальной и духовной природы существования человека. Только истинно одухотворённое мышление, созидательные мыслеформы обладают непреодолимой силой, направляющей эволюционные процессы в жизни общества к высотам совершенства гармоничной жизни каждой индивидуализации.

Естественно, ограничиваясь изучением только физического, телесного воплощение своих природных даров, физиологических функций тела и мозга, индивидуум начинает строить свою жизнь на основе ложного сознания, подчинённого телесным потребностям и осуществляющего роботизированную жизнедеятельность. На протяжении длительной эволюционной истории человечества этот

механизм, обусловленный смертной природой материи тела и мозга, подчинил себе высшие цели человеческой жизни превратился в монитор, навязывающий индивидуальному сознанию и мышлению стереотипную информацию, не соответствующую подлинному смыслу человеческой жизни как продуктивной, творческой, самосозидательной деятельности, направленной на формирование и совершенствование самого себя[ 6, C. 41-42, С. 48 ].

Между тем, практически все опрошенные студенты - поколение ровесников первого двадцатилетия XXI века, увлечены самопознанием выражений физической и психической природы своего существа, хотят узнать о своих возможностях, о реальной перспективе своих жизненных и спортивных достижений, которые составляют пока неосязаемые потенции. Подчёркивая свою несомненную, субъективную индивидуализацию, каждый спортсмен мечтает овладеть собою и стать для себя властью над самим собою, достичь подлинной самостоятельности, накапливая новые представления, знания и мысли, стать свободным, ощутить богатство своей природы.

Однако не обращаясь к сферам духа, в которых проявляется действие многообразных видов индивидуального таланта и человеческой гениальности - неповторимых задатков качественной определённости природы индивидуальной души человека, не представляется возможным обнаружить в себе их великий характер. Именно Абсолютный Закон всеприсутствия и бесконечности Духа побуждает человеческий разум к самопознанию. При этом, абсолютная историческая заповедь, предложенная человечеству: « Познай самого себя!», имеет значение не только в качестве феномена самопознания, но главное, как познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя - а именно, познание самой человеческой сущности как духа, как духовной души, облачённой в телесность для самопознания в живом развитии [2,С.13-14].

Следовательно, для развития природных задатков, в котором заинтересованы любознательные студенты-спортсмены, в практике вузов физической культуры может быть использовано именно развивающее обучение. Ибо, основополагающий Закон Природы предусматривает целесообразную и полноценную реализацию каждым человеком самопревосходящих качеств многомерного индивидуального сознания, разума, мыслетворчества, навыков управления психофизическим потенциалом личности, что в целом обеспечивает усвоение реального человекознания и возможности его эффективной актуализации в профессиональной и жизненной практике.

Позитивным примером реализации развивающего обучения служит так называемый инновационный мультидисциплинарный подход к обучению, разработанный и апробированный в учебных центрах Великобритании, в основу которого положены принципы гибкого персонифицированного и мотивированного обучения студентов. Основные

принципы его успешной реализации предусматривают: 1) проницательное рассмотрение существа процесса обучения; 2) систематизация изучаемого материала, заимствованного из множества источников; 3) интуитивность (прозорливость) в использовании материала (его конкретная применимость для обучающегося); 4) путь (направление) персона-лизации изучения ( познания), соответствие познавательным интересам,, интеллектуальным навыкам; 5) интеграция с другими информационными системами, аналитический подход; 6) значительная вариативность образцов содержания и формата (книг, пособий, носителей информации); 7) реальное время ожидаемого прогресса в изучении материала 8) свободное время для самостоятельного обучения (изучения материала); 9) мультидисци-плинарный обучающий подход. Естественно, что реализация такого подхода к обучению требует такой уровень интеллектуальности профессионального преподавателя, который позволяет адекватно оценить свою технологию обучения [ 12].

Примером элегантного учебного пособия для прогрессивного совершенствования практики муль-тидисциплинарного персонифицированного обучения студентов как в вузе, так и в домашних условиях, служит изданная в Великобритании краткая цифровая книга-гид - «компактная по размеру и громадная по содержанию». Извлечения фундаментальной справочной информации из естественно научных и биологических дисциплин, позволяют использовать этого подлинного гида, в качестве помощника и компетентного руководителя для самостоятельной работы учащегося по избранной учебной программе и получения необходимых консультаций на сайтах персонального компьютера или смартфона. Руководство рассчитано на различные уровни готовности интеллекта и персональные темпы обучаемости индивидуумов, учитывает природные возможности трансформации их мышления, познавательный интерес, нацеленность к достижению понимания изучаемого материала, скомбинированного из различных, взаимодополняющих научных источников [ 13 ].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Развивающее обучение, которое автор практикует в высшей школе, исповедует «антропологическую дидактику». Оно обращено непосредственно к сознанию психологически более зрелых личностей, тренирующихся и соревнующихся студентов-спортсменов, испытавших свои достоинства, характерные качества, преимущества, спортивные способности и недостатки, которые ждут обоснованного, осознанного исправления.

Судя по рассмотренному опросу студентов и содержанию ответов, развивающее обучение будет помогать личностям, открытым и заинтересованным в преодолении и восполнении своего временного незнания тонкостей человеческой природы и особенностей жизнедеятельности, чтобы сознательно продвигаться к достижению внутренней гармонии, согласию с окружающей спортивной и

социальной средой, к познанию всех граней своей многообещающей целостности и обретению возможностей успешного управления своей судьбой.

Литература

1. Богатых Е.А. (составитель) - Образовать образование /Бхагаван Шри Сатья Саи Баба/ - М., Амрита, 2012, С. 21

2. Гегель Георг Философия Духа. - /пер. с нем./ - М., Изд. АСТ, 2018, С. 13-14

3. Глейзер Марсело Остров Знаний. Пределы досягаемости большой науки. - /пер. с англ./ -СПб., «Питер», 2017, Гл. 29 - О законах природных и человеческих, С. 342; Гл. 32 - Трепет и смысл (о нашем стремлении к знанию.), С. 385

4. Госвами Амит Самосознающая Вселенная. Как сознание создаёт материальный мир. - /пер. с англ./ - М, «Открытый мир», «ГАНГА», 2008, Гл. 16 Внешнее и внутреннее творчество, С. 350- 351

5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. - СПб., «Наука», 1999, Ч. I - Антропологическая дидактика. О способе познавать как внутреннее, так и внешнее в человеке. С. 139 - О познавательной способности.

6. Менегетти Антонио Мудрец и искусство Жизни - / пер. с итал./ - М., БФ «Онтопсихология», 2008, С. 19-20

7. Москатова А.К. Развивающее обучение: антропологическая теория и педагогическая практика. - Учебно- методическое пособие по универсальной и педагогической антропологии для преподавателей педагогических вузов и вузов физической культуры - М., РГУФКСМиТ, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров по ФКиС, Компания «Спутник+», 2004

8. Москатова А.К. Введение в Универсальную Антропологию. Перспективы Антропологического образования / Антропология XXI века/ - Учебное пособие по универсальной и педагогической антропологии для преподавателей педагогических ВУЗ и ВУЗов физической культуры. - М., Компания «Спутник+», 2004, С. 28 - Универсальная антропология как учебный предмет.

9. Никитюк Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке. (Современная интегративная антропология. - М., «Спорт-Академ-Пресс», 2000.

10. Петров Н.В. Живой Космос. - СПб., Изд. «Береста», 2011, Системный взгляд на живой космос, С. 77 - Эволюция Жизни

11. Рейчел Сэл Человек Творящий. Эволюция души, вознесение и ДНК. - /пер. с англ./ - М., «София», 2012. www.salrachele.com

12. A Personalised Learning Platform for Self-Directed Learning - Multi disciplinary approach - Flexible Learning - Insights with Learning Objectives. -www.summario.com

13.The Pocket-Sized Revision Guide - Combined Science. - Pocket Posters.- Daydream Education from the UK's № 1. Educational Poster Company. -www.daydreameducation.co.uk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.