Таким образом, результаты проведённого исследования показывают, что: основным мотивом поступления в ТТИ ЮФУ у опрошенных студентов являлся интерес к специальности; большинство опрошенных студентов уверены, что после окончания университета будут работать по специальности и нормально зарабатывать, т.е. в ТТИ ЮФУ сегодня учатся главным образом оптимисты; учебная нагрузка студента вполне нормальна; наиболее ценными качествами преподавателей, с точки зрения опрошенных студентов, являются: способность излагать учебный , ;
; , .
В данной связи можно говорить о том, что в ТТИ ЮФУ учебный процесс организован достаточно грамотно и рационально, технология обучения РИТМ в полной мере себя оправдывает, т.е. к реформированию организации образовательного процесса в ТТИ ЮФУ нужно подходить с особой осторожностью.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вебер М. Основные понятия социологии // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 564.
2. Келле В.Ж., Кавальзан М.Я. Формы общественного сознания. - М., 1959. - С. 21.
3. Асеева КА. Рациональные и иррациональные аспекты обыденного предвосхищения будущего // Философские науки. - 2004. - № 9. - С. 33.
Рачипа Андрей Валерьевич
Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: soc@tsure.ru.
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371210.
Янкина Ирина Анатольевна
Rachipa Andrey Valerievich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: soc@tsure.ru.
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: 88634371210.
Yankina Irina Anatolievna
УДК 167.001.8:3
M.A. Дедюлина, ЕЛ. Поликарпова ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Показывается, что, опираясь на концепцию SINIC-модель предсказания будущих технологий, можно определить какой будет характер высоких технологий. В ней дается компаративистский анализ места человека в плену Hi-Tech и Hi-Hume. Если на Западе человеческая среда отравлена технологиями, то на Востоке, например, в буддизме, фактически дается возможность воспринимать высокие технологии как среду обитания.
Высокие технологии; среда обитания; Hi-Hume; манипуляция; личность.
22б
M.A. Dedyulina, E.V. Polikarpova THE PERSON IN THE WORLD OF HIGH TECHNOLOGIES
In work shows, that leaning on concept SINIC - pattern of a prediction of the future technologies, it will be possible to define what character of high technologies. In it the comparative analysis of seat of the person in captivity Hi-Tech and Hi-Hume is given. If in the West the human environment is poisoned by technologies in the East, for example, in the Buddhism, in fact is enabled to perceive high technologies as an inhabitancy.
High technologies; an inhabitancy; Hi-Hume; manipulation; the person.
В 1970 г. на международной конференции футурологов в Киото один из предпринимателей Японии Кадзума Татеиси изложил концепцию SINIC-модель предсказания будущих технологий. SINIC должна была показать, когда закончит свое существование общество информатики, какое общество придет ему на смену, а также какой будет характер высоких технологий[1]. Суть концепции в ее названии - аббревиатуре, представляющей первые буквы английских слов seed (3epHo), innovation (инновация), need (потребность), impetus (побег), cycle (цикл), составляющие тезис: "От зерна-инновации к побегу-потребности". Эта концепция схематически представляет историю человечества в виде двух циклических связей меж, . знания нового типа, порождающего зерна высоких технологий, которые становятся причиной социальных преобразований. Второй цикл направлен в обратную сторону: потребности общества влекут за собой технические инновации, стимули, , .
Таким образом, наука, технология и общество взаимосвязаны так, что изменение в одной из сфер является либо причиной, либо следствием изменения в дру.
образует экспонентную кривую, позволяющую прогнозировать последующие научные и технические революции.
« ». внедрением их в жизнедеятельность человека и социума возникает насущная потребность их философского осмысления. Как считает АЛ. Назаретян, условием выживания человечества в современном мире является очень высокий уровень
« »: ,
[2].
На Западе в конце XX века футуролог Дж. Нейсбит уже пишет, что человеческая среда отравлена технологиями. Сегодня мы можем констатировать факт, что современный человек и социум способен не только оценивать последствия высоких технологий, но предвидеть пути развития их. «Полюбив технологию, мы будем очень осторожно к ней относиться» [3].
Тогда возникает вопрос, как научиться любить технологию, которая, с одной стороны, приносит блага человечеству, а с другой - вполне может стать угрозой и вполне может привести его к гибели. На наш взгляд, в рамках западной философ, , ,
,
есть. Для примера проиллюстрируем японский опыт. Так, одной из основополагающих в концепции бытия в буддизме является «среда обитания» (включающая природу как таковую) и которая подчеркивает принципиальное единство человека ( ) ( « »).
«среда обитания» раскрывает Нагарджуна в учении о тождестве «сансары» и «нирваны». «Безатрибутная абсолютная сущность, или «пустота», - пишет О.О. Розенберг, определяя ядро учения Нагарджуны, - каким-то непостижимым образом раз-
Известия ЮФУ. Технические науки
вернута (“прапанчатэ”) и проявляется в образе эмпирического бытия («сансара») в виде существ и их миров; абсолютное же, как таковое, в том виде, какой оно имеет, по существу, независимо от его развернутости, называется «нирваною» [4]. Из всего вышеперечисленного, естественно, возникает необходимость дать толко-« » . -зываемый «мир саха». Более позднее, в буддизме, - это мир людей, в который пришел Будда со своей проповедью спасения [5].
«Среда обитания» как пространство, окружающее человека, причем имеющее границы, обозначается «сэкэн» ЩГО и «окудо» Ш±. В отличие от «тба» в «сэ-» « » , люди из него исключаются, т. е. на первый план выходит значение «среда обитания» в экологическом смысле. Реальное бытие, по мнению монаха, имеет три возможных уровня проявления: 1.«Сфера пяти скандх» (^Щ/ЩтВД, яп. гоон-жкэн). Как пишет О.О. Розенберг, на скандхи разделяется «вся совокупность дарм (даарм.), входящих в субстрат данной личности, живущей во времени, т.е. и те элементы, которые появились, и те, которые появятся когда-нибудь в будущем» [4]. 2. «Сфера существования живых существ» (^^|Й:ВД, яп. сюдзё:-сэкэн). 3. «Сфера окружения (или обитания)» (Д±|Й:И, . - ). -
шений между индивидуумом и внешним миром находится в русле буддийского понятия личности. Личность включает в себя и то, что она осознает, и то, что переживает, т.е. окружающий мир.
И на Западе и на Востоке мир амбивалентен. Если западный мир: природных явлений и сфера сверхприродного, то на Востоке: мир природы самой по себе и видимый мир второй природы. «Теперь, во второй половине XX в., технология перестала быть средством достижения человечеством своих целей и превратилась в нечто совершенно иное. Как же это обозначить? Что это - иное? Технология ста, « ». технология стала нашей новой средой обитания, имеющей свои собственные цели, которые независимы от человеческих, поскольку технология как среда, как бытийная тотальность машинных образований, сама определяет свое направление развития» [6]. Никто из нас не говорит «спасибо», получая желаемую вещь из автомата. В наше время языковая активность перед лицом автомата - не благодарность, а жалоба» [6]. Сегодня в XXI веке, уже можно констатировать факт, что
- « ». -ты, так как новые мультимедия появились давно. Меж тем, ученые полагают, что это поколение объединяет детей, рожденных после 1980 года. Их общая черта: все они выросли на электронных играх и никогда не имели дела с печатной машинкой. Самые продвинутые из них больше не задают вопроса насчет подлинности кибер-мира. Они принимают за чистую монету все, что там происходит.
Если мы научимся в духе буддизма понимать современную среду обитания ( ),
создать новую этику. В свое время великий мыслитель и гуманист И. Кант пола, -ся предметом веры, где вопрос об объективной истинности суждения не возникает вообще. Однако современный уровень естественно-научных и социальногуманитарных знаний вполне позволяет рационально обосновать основания морали, что убедительно демонстрирует У. Эко в диалоге с кардиналом Мартини, пока, -сальной семантике, т.е. к некому элементарному набору понятий, существующему в любом языке, в любой культуре [7]. Отношение к человеку как к ценности (т.е.
) ,
« ». же созданных технологий? Возможна, если технологии не будут использоваться с целью дегуманизации человека, превращения его в объект манипуляций, если они станут ему слугами, а не господами. Человек не должен становиться заложником , . на Западе, чьим порождением и является Hi-Tech и Hi-Hume. Хотя технологии скрытого управления человеческим поведением существуют со времени появления человека на Земле (ритуалы, тайные психотехники жрецов и т.д.), а суггестивные
, Hi-Tech
практически безграничные возможности использования Hi-Hume технологий в . , Hi-Hume
Hi-Tech. Hi-Hume -
- , -. , ,
Hi-Tech.
Hi-Tech
цикла и требует быстрой перестройки методов управления не только технологическими процессами в сфере маркетинга, но и всем процессом создания технологий. Это делает необходимым быстрое изменение сознания всего персонала, участ-, , Hi-Tech .
, Hi-Hume .
Hi-Tech ,
, , . Коммерционализация науки ведет к разрушению её внутреннего этоса и открывает шлюзы для квазинауки во всех ее формах (от прямой фальсификации результатов ), -
. ,
специалистами Hi-Hume[8]. Hi-Hume во многом персонифицированы (часто это -«ключ без права передачи»): построены на интуиции исполнителя, зависят от его
, , ,
. , Hi-Hume
,
.
. , -
скрытое управление поведением человека путем воздействия на его сознание.
Действия Hi-Hume направлены на превращение человека современного об-
Hi-Tech- , -
висимости от технических устройств, формируют чувство беспомощности перед техникой и технологиями и функциональную безграмотность, и, в конечном счете
- к росту отчуждения и несвободы. Следует отметить, что информационные технологии и особенно технологии Hi-Hume снижают значимость логики в осмыслении окружающей человека действительности, и тем самым затрудняют его ориентацию в обществе. Можно предположить, что причина этого в том, что логика как способ функционирования сознания по самой своей сути изоморфна в основном традиционным технологиям Hi-Tech. Технологии же Hi-Hume основаны на твор-
, Hi-Hume Hi-Tech, -
туиция - формальной логики. Не стоит забывать, что Hi-Hume-технологии - это, , , , . Hi-Hume ,
позволяющие человеку осваивать мир весьма своеобразным способом. И вполне , , Hi-Hume, -
пользуются на практике массой пользователей по всему миру. Эти миры находят разнообразное применение, например, в образовании, существует даже специальная образовательная вселенная AW EDU. В условиях стремительного развития новейших технологий, кардинально меняющих нашу «среду обитания» - культуру
, , -,
, , -, , -циалом. В этой связи представляет особый интерес личность, формирующаяся традиционной японской культурой. Духовной основой японской культуры является синкретизм синтоизма, буддизма (дзен) и конфуцианства. Огромное влияние на японскую ментальность оказал также самурайский кодекс бусидо. «На протяжении веков самураи обладали уникальной способностью принимать, адаптировать и брать на вооружение идеи, на первый взгляд непоследовательные и противоречивые... Во время войны нужен был набор приемов и методов, позволявших владеть оружием и выигрывать битвы. Но этого было мало: требовался менталитет более ,
битвы. А в короткие мирные периоды тот же самый кодекс, или взгляд на мир, помогал самураю придерживаться норм поведения, помогавших ему быть законопослушным (и способствующим законности) членом стабильного общества» [9]. Как отмечает известный антрополог Де-Вос, «Традиционный японец не воспринимает свою подчиненную позицию во время обучения как социальное или личное унижение. Его чувство целостности не разрушается неблагоприятной обстановкой» [10]. Однако при этом в отличие от западного идеала сохранения своего «I» , « «Self» -
ского здоровья и нравственности. Личность, умеющая пользоваться разными вариантами «Self», способна достичь гармонии»[10]. Известный антрополог Н. Розен-
«Self» : 1) ,
; 2) ( -нированная, но внутренне ориентированная, нацеленная на саморазвитие; здесь
); 3)
( ; ); 4) -
дель чистой импульсивности (является спонтанной и по форме и по содержанию, ориентирована на внутренний мир) [10]. В Японии «Self» выражается посредством упорядоченного движения между этими моделями, что требует развитого самосознания и высокой степени самоконтроля личности. Такой тип личности оказывается наиболее адаптирован к быстрым социокультурным изменениям. В этой связи ,
мир повседневной культуры и почему он в меньшей степени подвержен деструк-
Hi-Hume- .
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . . - , , 1992.
- 200 .
2. . . . - .: ПЕРСЕ, 2001. - С. 239.
3. . , :
смысла. - М: ACT: Тразиткнига, 2005. - С.7-9.
4. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. - Прага, 1918. - С. 250-251.
5. Нитидзё: буккё: го (Повседневная буддийская лексика). Сост. Ивамото Ю. - Токио, 1972. - . 128.
23G
6. . // .
- 1995. - № 3. - С. 73-82.
7. . . - ., 2004. - . 59.
8. Жукова. Е.А. Человек в плену Hi-Hume // Вестник ТГГГУ, 2007. - Вып. 11 (74). Сер.: Гуманитарные науки (Философия). - С. 31.
9. Фуллер М.Б., БекД.С. Возрождение экономики самураев. - М., 2007. - С. 66-67.
10. . // , , : психологическая антропология. - М., 2001. - С. 291-292.
Дедюлина Марина Анатольевна
Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный » . .
E-mail: tagan@org.ru.
347900, . , . 55.
.: 88634610816.
Поликарпова Елена Витальевна E-mail: philosof@egf.tsyre.ru.
344018, г. Ростов-на-Дону, ул. Черепахина, 249.
Тел.: 88634371615.
Dedyulina Marina Anatolievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: tagan@org.ru.
55, Frunze street, Taganrog, 347900, Russia.
Phone: 88634610816.
Polikarpova Elena Vitalievna
E-mail: philosof@egf.tsyre.ru.
249, Cherepahina street, Rostov-on-Don, 344018, Russia.
Phone: 88634371615.
УДК 65.012.122
..
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РИСКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА МЕЗО-И МИКРО-УРОВНЯХ
В статье анализируются основные методы выявления и идентификации рисков про, , уровни эффективного использования этих методов. Также определяются виды рисков, которые можно диагностировать рассматриваемыми методами.
Методы идентификации рисков; способы получения информации; риски мезо- и мик.
A.N. Shubarina
METHODS OF FIND OUT AND IDENTIFICATION OF ECONOMIC RISK OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN MESO-AND MICRO- LEVEL
The given paper considers the main methods of find out and identification of industrial enterprise risks. The comparable characteristics and level of effective application of these methods are given. Different types of risks to be identified with the help of the given methods are defined.
Identification risks method; meso-and micro level risks.