Научная статья на тему 'Человек у Байкала: к вопросу об эстетическом познании природного объекта'

Человек у Байкала: к вопросу об эстетическом познании природного объекта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСТИНЫ БЫТИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ESTHETIC COGNITION / IMAGINATIVE WRITING / TRUTH OF BEING / ESTHETIC IDEAL / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдонова Ирина Сергеевна

В статье затрагивается проблема художественной рефлексии по поводу эстетического осмысления образа Байкала в литературе в рамках соотношения таких отраслей знания, как эстетика природы и экологическая этика. Творческая личность у Байкала представлена как типаж национальной картины мира евразийской модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A man at Baikal: to the issue of esthetic cognition of natural object

The article analyzes the issue of artistic reflection upon esthetic comprehension of Baikal image in literature in the frame of interrelation of such knowledge branches as esthetics of nature and environmental ethics. A creative personality at Baikal is presented as a type of the national world picture of the Eurasian model.

Текст научной работы на тему «Человек у Байкала: к вопросу об эстетическом познании природного объекта»

«Буддийские предписания Байчжан» значительно изменили облик китайской монашеской общины и оказали большое влияние на последующее развитие школы Чань.

Результатом воздействия китайской автохтонной традиции на принципы буддийского монашества стала модификация социальной ориентированности этого института. По словам Юй Инши, «самым важным изменением, произошедшим в буддизме в Танскую эпоху, является поворот от [концепции] «ухода из мира» да к [концепции] «включения в мир» (ЛШ) [7]. В этом процессе обнаруживается большое влияние этических установок китайской духовной традиции, имеющей строгую социоцентри-ческую направленность.

С течением времени монашеская община становится не только источником распространения буддийского вероучения в Китае, но и своеобразным образовательным центром. Вокруг монастырей формируются школы и направления китайского буддизма, осваивается богатое письменное наследие индобуддийской традиции. Монашеская община в Китае - это влиятельный социальный институт.

Таким образом, на примере внедрения принципов буддийского монашества в китайское социокультурное пространство мы видим процесс творческого освоения буддийского наследия. Изначально противоречащая конфуцианским этическим установкам буддийская концепция

монашеского мировосприятия и уклада жизни тем не менее была успешно адаптирована в китайской духовной традиции.

Литература

1. Лепехов С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - С. 3.

2. Категории буддийской культуры. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - С. 272.

3. Сунь Чану. Чжунго фоцзяо вэньхуа ши (История буддийской культуры Китая): в 5 т. Т.2. - Пекин: Чжунхуа, 2010. - С. 571.

4. Фан Литянь. Чжунго фоцзяо юй чуаньтун вэньхуа (Китайский буддизм и традиционная культура). - Пекин: Изд-во Китайского народного ун-та, 2009. - С. 104.

5. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 41.

6. Сунь Чану. Чжунго фоцзяо вэньхуа ши (История буддийской культуры Китая): в 5 т. Т.1. - Пекин: Чжунхуа, 2010. - С. 227.

7. Янь Яочжун. Фоцзяо цзелюй юй чжунго шэхуэй (Буддийские заповеди и китайское общество). - Шанхай: Шанхайское изд-во древней литературы, 2007. - С. 7.

Хабдаева Аюна Константиновна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры восточных языков Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected]. Khabdayeva Ayuna Konstantinovna, candidate of historical sciences, senior lecturer, department of oriental languages, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 82-311.4 © И.С. Болдонова

ЧЕЛОВЕК У БАЙКАЛА: К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ПРИРОДНОГО ОБЪЕКТА

В статье затрагивается проблема художественной рефлексии по поводу эстетического осмысления образа Байкала в литературе в рамках соотношения таких отраслей знания, как эстетика природы и экологическая этика. Творческая личность у Байкала представлена как типаж национальной картины мира евразийской модели.

Ключевые слова: эстетическое познание, художественное творчество, истины бытия, эстетический идеал, экологическое сознание.

I.S. Boldonova

A MAN AT BAIKAL: TO THE ISSUE OF ESTHETIC COGNITION OF NATURAL OBJECT

The article analyzes the issue of artistic reflection upon esthetic comprehension of Baikal image in literature in the frame of interrelation of such knowledge branches as esthetics of nature and environmental ethics. A creative personality at Baikal is presented as a type of the national world picture of the Eurasian model.

Keywords: esthetic cognition, imaginative writing, truth of being, esthetic ideal, ecological consciousness.

За последние несколько десятков лет в фило- внимания связаны прежде всего с поворотом софских исследованиях возрос интерес к вопро- философской рефлексии в сторону гуманитар-сам эстетики. Причины столь пристального ной мысли и гуманизации научного познания.

14/2013

Сфера искусства стала полноправной областью философских изысканий, обнажая весь спектр актуальных на сегодняшний день проблем глобального человеческого бытия в информационном обществе.

И.Н. Инишев, подчеркивая существенное расширение областей эстетического познания, обозначает причины институциональных изменений в эстетике следующим образом: «К числу основных мотивов трансформационных процессов в эстетике относятся: 1) расширение первоначального предметного поля за пределы специфической сферы искусства; 2) изменения в трактовке самого эстетического. Эти мотивы, бесспорно, взаимосвязаны и представляют собой прежде всего экземплификацию двух аспектов одного и того же процесса - универсализации эстетического. Эти взаимосвязанные аспекты, с моей точки зрения, могут быть охарактеризованы как «экстенсивный» и «интенсивный»: экстенсификация тематического поля философской эстетики не может не сопровождаться «интенсификацией», т.е. трансформацией понимания самого эстетического. Таким образом, эти аспекты задают стереометрическую оптику новой - универсальной - эстетики» [1, с. 53]. Следствием универсализации эстетики является распространение эстетических категорий на восприятие и художественное переживание явлений природы. Эстетика природы как отрасль знания становится реализацией экстенцифика-ции тематического поля философской эстетики.

Характер познания в эстетике зависит от свойств объекта и личных качеств субъекта, среди которых особую нишу занимает художественное творчество и способность к нему. Гносеологические аспекты освоения эстетических свойств природы включают ценностные, аксиологические моменты, которые относятся к онтологическому, бытийному аспекту существования предмета освоения и рефлексирующей личности, прежде всего это касается его ценностных предпочтений. В сознании творческой личности имеются свойства, характерные для онтологического определения существования мира, преломляются образы предметов природного мира и вследствие этого получают аксиологическую оценку.

Эстетика природы как отрасль научного знания относительно молода. В 1889 г. в статье «Красота в природе» В. Соловьев одним из первых в истории русской мысли написал о соотношении натурфилософии и эстетики, он подразумевал понимание прекрасного в применении к естественной среде. Эти мысли повлияли на современников, и в 1895 г. В.В. Розанов, критиче-

ски восприняв идеи В. Соловьева, опубликовал работу «Что выражает собой красота природы?». Розанов понимает красоту как органическое свойство природы, она существует как признак энергии и присуща всеобщему развитию. Представляет интерес и коллективная монография «Эстетика природы», выпущенная Институтом философии в 1994 г. Во вступительной статье К.М. Долгов говорит об эстетике природы как о выяснении возможностей естества, формировании и развитии человеческой эстетической чувственности и эстетического сознания, т.е. художественной ценности природы.

Объективная выразительная эстетика природы остается способом, посредством которого преломляются картины реальности с включением эмоционально-личностного переживания художника или поэта. Ключом для их расшифровки становятся общепсихологические, культурные, исторические и смысловые установки субъекта, что в совокупности порождает субъективно выразительные образы эстетического сознания личности. Восприятие эстетического облика природного творения формируется в связи со свойствами самого природного объекта. Способность воспринимать природу не только как объект преобразования в хозяйственных целях, но и как образ непреходящих эстетических переживаний помогает открыть заново бездну глубинных, потайных смыслов. Творчество помогает в свою очередь формировать экологоэстетическую культуру и сознательную гражданскую позицию. Именно это выступает опорой для восприятия и развития.

Философско-художественная рефлексия по поводу прекрасного идеала природной стихии открывает и глубинные тайны Байкала. Озеро Байкал имеет многостороннюю ценность. Могучий Байкал как природное чудо, источник физической и духовной энергии, символ гармонии, средоточие вековой мудрости является объектом эстетической рефлексии, в сознании творческих личностей порождает не только чувственнооценочный отклик, но и несет эстетическую окрашенность переживаний.

Согласно традициям методологической концепции И. Канта, познавательные акты творческого человека на основе чувства восхищения красотой Байкала, эстетическое познание в процессе духовного творчества осуществляется на основе воображения и эксплицируется в форме поэтических мыслей. Байкальское бытие в своей первозданности и великолепии воспринимается художниками и поэтами в своей неограниченной творческой свободе и высшей степени гармонии человека с вечной водной стихией. Духовно-

нравственное содержание бытия Байкала реализовываются в виде идеала, суть которого заключается в его природном совершенстве, красоте и гармонии.

Эстетическое переживание и творческое понимание в онтологии М. Хайдеггера рассматривалось как попытка перейти от представления сущего как такового к мысли об истине бытия [2]. Оно оказывалось возможным лишь в отношении к тому, что достойно вопрошания и прежде всего требует осмысления. Воплощенный эстетический идеал Байкала является высшим выражением вселенской гармонии, и поэтому понимание глубинных тайн его могучей стихии оказывается близким по своему значению к бытийному пониманию, которое в медитативной практике художественной коммуникации открыто саморефлексии.

Бытийное понимание, осмысление истины бытия Байкала предполагают эстетические отношения взаимной открытости, и поэтому можно говорить словами Хайдеггера о важности слушания как одного из экзистенциалов бытия-в-мире. Каждый из людей в любой момент всегда готов слушать по-своему, слушание мелодии Байкальских волн и звуков ветра содействует созданию идентичности Человека у Воды. Наше присутствие у Байкала и наше понимание Байкальского мира, данное в ценностях и предпочтениях, формирует определенный подход к слушанию уникальных проявлений Байкальского бытия. Опираясь на воззрения Хайдеггера, можно обосновать логичность перемещения интерпретации восприятия мира с внутренней познавательной структуры к самому акту слушания, что создает эвристический потенциал для исследования эстетической коммуникации в акте творчества.

Многие писатели, художники и другие творческие личности называют озеро Байкал драгоценным сокровищем Бурятии, жемчужиной России и всей планеты. Оно воспето прекрасными легендами, вызывающими вечные чувства благоговения и восхищения. Фантастическая красота Байкала во все времена всегда являлась объектом творческого осмысления писателей и поэтов.

В своем восхищенном отношении к Байкалу признается поэт Д. Улзытуев:

Приближаюсь к Байкалу,

А воздух все чище,

На гольцах Все белее снега,

Все понятней и громче

Восклицания птичьи, все светлее река Селенга. Здравствуй, море!

К тебе возвращаюсь из странствий.

Тыуходишь за окоем...

Здравствуй, море,

И вместе с тобою здравствуй,

Мой бревенчатый дом.

На четыре главных стороны света Окна низенькие глядят,

И четыре байкальских сказочных ветра В темных ставнях твоих гудят...

В результате художественной рефлексии поэта раскрываются истины бытия могучего и вечного Байкала. Так называемая «несокры-тость» истины Хайдеггера отражается и в произведениях искусства, посвященных Байкалу. Г.Г. Гадамер истину, которая показывает себя (aletheia) в ненаучном опыте, относит к произведениям искусства, историческим документам, и рассматривает научную истину как производную форму истины в искусстве [3]. Гадамеров-ское понимание истины применительно к раскрытию тайн бытия Байкала ориентируется на истину несокрытости, самообнаружения объекта.

Один из современных поэтов Бурятии Б. Ду-гаров воспевает Байкал и постигает истину бытия через священные родные просторы, которые во многом ассоциируется со способностью соприкоснуться к тайнам Байкала:

Я в столетии нашем тревожном,

От вершин материнских вдали,

Все храню талисманом дорожным Ветку родины - саган-дали.

И том, как прекрасна планета,

Чьи напевы в душе берегу,

Неизменно сужу по рассвету,

О Байкал, на твоем берегу.

Когда утро несущие воды Родниковым простором чисты,

Словно тут сам исток у природы Многоликой ее красоты.

Искусство как непосредственное выражение жизни человека, по Хайдеггеру, погруженной в контекстуальное истолкование эстетических событий есть форма художественного познания истин бытия в эстетике природы. В данном примере мы видим и прекрасные рассветы на Байкале, и родниковой чистоты воды, что в совокупности создают поэтическую картину как результат эстетического познания. Если прекрасное становится предметом истолкования и понимания, то оно становится вовлеченным в языковой опыт мира и поэтому независимо оттого, принадлежит ли произведение искусства словесности или нет, в герменевтическом опыте

14/2013

становится участником процесса эстетического познания действительности.

Народный поэт Бурятии Д. Жалсараев пишет:

Байкал по праву - море,

Гляди, простор каков!

Он и по нраву море,

Спросите моряков!

Человек у Байкала переживает момент единения с морской стихией, энергетика которого захватывает и потрясает до глубины души. Простор большой воды открывает онтологическую перспективу и соединяет необъятный мир, космос, вселенную, землю и творящего человека.

Известный российский культуролог и литературовед Г.Д. Гачев является автором знаменитой концепции, получившей название «национальные образы мира», где главный стержень состоит в единстве местной природы (космос), национального характера (психея) и склада мышления (логос). Ученый считает, что природа, особенности ландшафта определяют тип национальной модели мира. Национальные образы мира опираются на известные мифологемы бытия: Воздух - Огонь - Вода - Земля, все они обозначаются автором как материальные воплощения Логоса [4].

Наличие в нашем регионе озера Байкал как центра земного и духовного притяжения имеет своего рода сакральный и символический смысл. Влияние Байкала на жизнь людей в нашем регионе имеет многосторонний характер, что определяет не только специфику экономической и хозяйственной деятельности, но и распространяет духовную энергию на процесс рефлексии, самопознание, эстетический опыт в литературе и искусстве. Национальная картина мира людей, живущих у священного озера, во многом определяется стихией Воды как мифологемой бытия, и творческий человек у Байкала - явление онтологическое.

Географическое месторасположение Байкала можно считать центральной точкой, кульминационным и аккумулятивным пунктом социальных, экономических, политических, культурных процессов Евразийского пограничья. Рефлексивный потенциал Человека у Байкала свидетельствует об экзистенциальных возможностях в движении и развитии смыслов евразийского взаимодействия, духовного обогащения, формирования евразийской модели жизни. О национальных типах художественного восприятия евразийского мира пишет С.И. Гармаева, обобщая значимость единого социокультурного пространства степи, тайги, леса, тундры и законо-

мерности их проявления в образе жизни, менталитете, традициях и обычаях: «Наконец, нас объединяют схожие типажные картины в литературе, культуре, которые определены евразийцами как человек «леса» - сеятель, пахарь; человек «степи» - номад, кочевник, скотовод; и человек «потока» - босяк, батрак. Как видим, все три типажные картины и социально и национально близки и узнаваемы, и все они могут быть обогащающим ресурсом в понимании жизни современным читателем. Приобщение к таким социокультурным факторам, несомненно, придает современной методологии особую глубину содержательности и значительности. В качестве еще одной типажной картины нашего региона можно говорить об образе охотника, который так же, как и перечисленные выше, сформирован и создан нашим жизненным и духовным пространством - очень богатый ресурс в своей основе, особенно в связи с острейшими проблемами экологии - души, природы, взаимоотношений человека с окружающим его миром во всех проявлениях этого мира» [5, с. 173].

Поэт А. Румянцев, родившийся и живший у Байкала, считает его исторически сложившимся и внутренне закономерным наследием, полученным от предыдущих поколений, т.е. тех, кто жил на этих благодатных легендарных берегах. Байкалу Румянцев посвящает великолепную поэму «Колодец планеты». Основная идея поэмы созвучна современным чаяниям и тревогам об охране чистоты и первозданности знаменитого природного чуда.

Байкал! У крутого прибоя,

У темной, потухшей волны Горька мне вина пред тобою -Себе не прощаю вины!

Мне б встать перед силой незваной У этого камня, куста:

«Не троньте колодец, Иваны,

Не помнящие родства!»

Чисто экологические аспекты, бережное, разумное отношение к природе обретают звучание нравственное, определяют степень человечности, раскрывают суть характера человека, его гражданственность, ответственность, заботливость, чуткость и доброту. Вмешиваясь в дикую природу, нарушая экологические законы, человек тем самым ломает равновесие и естественный баланс.

Экологическое сознание, как это звучит в докладах и публикациях по устойчивому развитию, должно стать частью объективного процесса, а ноосферное единство человека и природы должно сформироваться как императив в созна-

нии современных людей. Практика современного природопользования, безудержного перепроизводства, развитие потребительского общества привели в конце XX в. к нарушению природных законов, к системному кризису взаимоотношений человека и природной среды, и сегодня необходимо налаживать взаимоотношения общества с природой на глобальном уровне, в планетарном масштабе по принципам экологической этики. Для многих исследователей экологических проблем нашего времени, для философов, историков, социологов и многих других ученых экологический кризис последних лет непосредственно связан с нравственностью, моральноэтическими нормами современных людей.

В борьбе за новое мировоззрение и новое экологическое сознание немалую роль сыграла литература. Поэтика природы неразрывно связана с экологическими проблемами, вопросами сохранения первозданной красоты, которая неустанно воспевается в произведениях искусства. Один из ярких примеров решения экологических проблем путем формирования благоговейного отношения к природному мировому достоянию - это отношение к священному Байкалу.

Человечество связано с живой и неживой природой естественными связями со времени своего появления на земле, человек как таковой не мыслит себя вне природы. Осознание самоценности природы на основе глубинной эстетической рефлексии явлений позволяет читателю присвоить эти мысли, чувства и отношения таким образом, что это становится экологическими и нравственными ценностями.

Экологические проблемы современности и экологическая этика предполагают императивы, в которых концепция красоты природы должна развиваться сообразно велениям времени. Первозданная природа - это уникальная экологоэстетическая система, это гармоничное сочетание живой и неживой природы, вызывающее трепетное эмоциональное состояние у всех, кто способен оценить ее красоту и величие.

В контексте современности Человек у Байкала - это онтологический и гносеологический

типаж в национальной картине мира евразийской модели, эстетический опыт которого в постижении истин бытия природного чуда имеет актуальное значение в связи с необходимостью формирования новой личности ноосферного типа.

Формирование экологического мышления в общественном сознании новых личностей в целях преодоления отчуждения человека от природы и поисков реальных форм взаимодействий и совмещения развития человеческого и природного становится задачей номер один в XXI в. Трансформация мышления человека-потребителя, алчного и не знающего предела, развитие науки, направленной на охрану и защиту природы, объединение усилий философов, экономистов, юристов, художников, поэтов, музыкантов, писателей - вот магистральные пути развития передовой мысли. Эстетика природы и экологическая этика как форма современного синтеза научных подходов и интуитивноэмоционального опыта призваны сегодня вырабатывать единые методы просвещения и практической реализации накопленных знаний.

Литература

1. Инишев И.Н. Чтение и дискурс: трансформация герменевтики. - Вильнюс, 2007. - 168 с.

2. Хайдеггер М. Бытие и время. - СПб.: Наука, 2002. - 450 с.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

4. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. «Космо -Психо - Логос». - М., 1995.

5. Гармаева С.И. Евразийская модель как социокультурный ресурс / Евразийский фронтир: проблемы взаимодействия культур в многонациональном обществе: сб. науч. ст. / под науч. ред. И.С. Болдоновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012 - С. 173-175.

Болдонова Ирина Сергеевна, доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой зарубежной литературы Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Boldonova Irina Sergeevna, doctor of sciences in philosophy, associate professor, head of the department of foreign literature, Buryat State University, Ulan-Ude, email: [email protected].

УДК 81 27 © Ю.Н. Варфоломеева

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА СРЕДСТВАМИ ЭРГОУРБОНИМИИ (НА ПРИМЕРЕ г. УЛАН-УДЭ)

В статье рассмотрены проблемы формирования образа города. Особую роль в данном процессе играют эр-гоурбонимы, отражающие реальное городское пространство и являющиеся формой существования языковой системы, которая складывается из совокупности наименований коммерческих предприятий в границах территории конкретного города. Как городские топонимы, эргоурбонимы выполняют важную функцию ориенти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.