Научная статья на тему 'Человеческий капитал как параметр потенциала инновационного развития предприятий в экономике знаний'

Человеческий капитал как параметр потенциала инновационного развития предприятий в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ПОТОК ЗНАНИЙ / GENERAL AND PROFESSIONAL EDUCATION / NETWORKING ORGANIZATIONS / HUMAN CAPITAL AS A FLOW OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демин В. В.

В статье раскрываются черты концепции человеческого каптала и утверждается, что она является ключом к пониманию проблемы конфликта интересов в компаниях современной экономики знаний. Сегодня стираются противоречия между «общим» и «профессиональным» образованием. Качество человеческого капитала должно быть обеспечено посредством сотрудничества университетов и предприятий в рамках сетевых организаций. Человеческий капитал в таких условиях следует рассматривать как поток знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN CAPITAL AS A PARAMETER OF A COMPANY’S INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KNOWLEDGE ECONOMY

The paper claims that conflict of interests’ problem in an company that tries to be innovative in the modern knowledge economy is due to the lack of understanding of the concept of Human Capital that nowadays reveals new features. The contradiction between “common education” and “professional education” is now being diminished. The quality of human capital for an innovative company should be provided by collaboration between the university and the enterprise and by the network organization. Human capital should be regarded as a flow of knowledge.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал как параметр потенциала инновационного развития предприятий в экономике знаний»

ряда научно-практических проблем. Решение данной задачи возможно только лишь при условии активизации деятельности предприятий по разработке и реализации инновационных стратегий.

Основные проблемы и рекомендации по решению показаны в табл. 1.

Перед компаниями стоит сложная задача разработать стратегию развития продуктов на основе инноваций, создать и удержать устойчивые конкурентные преимущества, обеспечивающие фирме успех.

Литература:

1. Портер М.Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес-Букс, 2005

2. А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд.Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа.М.Вильямс, 2005

3. Ю.А. Маленков, стратегический менеджмент: учебник -Москва: Проспект 2011

4. Менеджмент в России и за рубежом,5,2009 С.21

5. Ламбер Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская пер-спектива.СПб:Наука,1996

6. MBA по стратегическому менеджменту. Под ред. Л.Файл, Р.Рэнделл.М.:Альпина Бизнес-Букс, 2005

7. Стратегический менеджмент 03 (15)2011

8. J.West,S.Gallagher. Challengers of open innovation: the paradox of firm investment in open-source software// R&D Managrement, 36,3 (June),2006

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ПАРАМЕТР ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Демин В.В., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

В статье раскрываются черты концепции человеческого каптала и утверждается, что она является ключом к пониманию проблемы конфликта интересов в компаниях современной экономики знаний. Сегодня стираются противоречия между «общим» и «профессиональным» образованием. Качество человеческого капитала должно быть обеспечено посредством сотрудничества университетов и предприятий в рамках сетевых организаций. Человеческий капитал в таких условиях следует рассматривать как поток знаний.

Ключевые слова: общее и профессиональное образование, сетевые организации, человеческий капитал как поток знаний

HUMAN CAPITAL AS A PARAMETER OF A COMPANY’S INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KNOWLEDGE ECONOMY

Demin V., the applicant, FAOUDPO OASIS

The paper claims that conflict of interests’ problem in an company that tries to be innovative in the modern knowledge economy is due to the lack of understanding of the concept of Human Capital that nowadays reveals new features. The contradiction between “common education” and “professional education” is now being diminished. The quality of human capital for an innovative company should be provided by collaboration between the university and the enterprise and by the network organization. Human capital should be regarded as a flow of knowledge.

Keywords: general and professional education, networking organizations, human capital as a flow of knowledge

В описании параметров «экономики знаний», которая в большей части оказывается инновационной экономикой, существенное внимание уделяется человеческому капиталу. Он формируется как продукт образования и самообразования, которые, в свою очередь, делят на общее и профессиональное.

В значительной части человеческий капитал формируется в системе формального и неформального (осуществляемого непосредственно в процессе занятости) образования. То, что образование -фактор экономического развития, показано во многих работах, начиная с трудов Р.Солоу [7, с. 1077124]. «Во-первых, образование делает работников способными к более сложному и более производительному труду. Во-вторых, образование помогает людям лучше, более умело и рационально распоряжаться своими материальными ресурсами и ресурсами своего времени. Более образованные лица обычно первыми начинают осваивать новые технологии и продукты и внедрять их в свою производственную и потребительскую практику. В итоге от этого выигрывают не только они, но и общество в целом, поскольку путь от появления новаций до их всеобщего применения сокращается. В-третьих, накопление человеческого капитала повышает не только скорость распространения, но и скорость генерации научных, технических и организационных инноваций» [1, с. 543-544].

На экономическую выгодность образования указывает взаимосвязь (хотя и неодинаково, специфически проявляющаяся в разных профессиональных группах, отраслях и секторах экономики) между ростом среднемесячной заработной платы, продвижением в профессиональной карьере, удовлетворенностью трудом, с одной стороны, и профессиональным переобучением - с другой [8, с. 8993]. Это - прямая экономическая выгода от образования. Есть и весомые косвенные выгоды. Например, эмпирически подтверждено, что хорошо образованные люди в среднем имеют хорошее здоровье и большую продолжительность жизни. Низкий уровень дохода взрослого человека с малым образованием повышает шансы заболевания на 33%, в то время как у хорошо образованных людей с высокими доходами шансы заболеть меньше на 45% по сравне-

нию с представителями группы со средними доходами [1, с. 545].

В современных условиях человеческий капитал, образование и экономика составляют триединство, которое обеспечивает устойчивое национальное развитие и в котором экономика преобразована в экономику знаний, а образование - в профессиональное образование, отвечающее непосредственно потребностям экономики знаний. Однако существующая система профессионального образования отстает от потребностей социально-экономического развития нового качества и нуждается в реформировании, которое должно создать в обществе мотивацию к профессиональному обучению, поскольку выпускники колледжей будут иметь перспективу своей конкурентоспособности на качественно новом рынке труда -рынке труда экономики знаний.

Заметим, что самые первые в истории человечества знания приобретались именно в форме «профессионального самообразования», с помощью эмпирического метода проб и ошибок. Тысячелетиями развивались жизненно необходимые умения (технологии) - строительства жилья, добывания пищи, обороны, врачевания, коммуникации и т.д. Так было задолго до превращения любого вида человеческой деятельности в институт и профессию, в том числе задолго до появления специализированных институтов производства и распространения знаний, т.е. трансформации «народной» системы «профессионального самообразования» в систему институциональных и профессиональных науки и образования. Существенным социальным последствием этой исторической трансформации стали специализация и институциональное разделение между 1) производством знаний (наукой) и распространением, передачей знаний (образованием), а также 2) внутри образования - профессиональным и общим образованием.

Специализация - неизбежный в экономике процесс, но он имеет и отрицательную сторону - происходит взаимное отчуждение специализированных сфер, утрата целого и, значит, смысла и мотивации работы на это утраченное целое.

Идея институционального профессионального образования как типа образования появилась как результат попыток воссоединить

знания с социально-экономической практикой - через обучение профессиям (профессиональным знаниям-умениям), которые требуются в экономике и обществе и обеспечивают их развитие.

Хорошо известны три последовательные крупнейшие исторические парадигмы мирового социально-экономического развития. Ранняя (или архаическая) парадигма - это уже упомянутая «народная» система социально-экономического развития, которой отвечало встроенное непосредственно в социально-экономическую практику «профессиональное самообразование». Архаическую парадигму сменила индустриальная социально-экономическая парадигма, где возникло размежевание между социально-экономической практикой, специализированным институтом науки и специализированным институтом образования и где понадобилась специальная институция профессионального образования для использования знаний как фактора социально-экономического развития. Такое развитие в современных условиях осуществляется в форме инноваций, т.е. становится инновационным.

Современный интерес к роли знаний и обучения в осуществлении профессиональной деятельности обязан изменению качества современных социально-экономических систем, которые строятся сегодня, или должны строиться как инновационные системы, испытывающие постоянную потребность в новых идеях и новых технологиях. Инновационный тип современного социально-экономического развития потребовал общей интеллектуализации системы и создал спрос на интеллектуальную работу особого рода, непосредственно связанную с решением практических задач социальноэкономического развития системы. Потребовалось, чтобы при общем росте интеллектуальной составляющей труда эта составляющая давала практический выход на уровне фирмы/организации. Так возникло направление менеджмента, называемое менеджментом знаний.

Существенной проблемой в области профессионального образования является проблема конфликта интересов. Принято считать, что профессиональное образование обеспечивается государством, а профессиональное обучение работников - это забота работодателя. Таким образом, до недавнего времени работодатель рассчитывал, что претенденты на рабочие места будут приходить к нему уже в достаточной степени подготовленными. Но этого не происходит, и предприниматель вынужден искать альтернативные и дополнительные источники человеческого капитала, обращаться к методам менеджмента знаний.

Теоретический и практический менеджмент знаний - сегодняшняя примета перехода в индустриальной цивилизации от традиционных социально-экономических систем к инновационным социально-экономическим системам. Традиционная индустриальная социально-экономическая система не нуждается в таком менеджменте ввиду своего неактивного спроса на новые идеи и технологии со стороны доминирующих в ней мало поворотливых крупных производств. Новые идеи и технологии поступают в традиционную индустриальную экономику, но медленно, с большими периодами, в течение которых вполне достаточен традиционный менеджмент затрат/прибыли/издержек.

Инновационная экономика с ее менеджментом знаний имеет иную организацию, в ней преобладают малые и средние производства, т.е. подвижные структуры, которые, создавая в экономике жизненно необходимую для них конкурентную среду, мотивированы конкуренцией к спросу на новые идеи и технологии, чтобы с их помощью быстро осваивать новые, конкурентоспособные производства. Знания в инновационной экономике становятся прямым фактором ее функционирования. При этом меняются требования к знаниям и, соответственно, к институтам науки и образования, поскольку традиционные в индустриальной цивилизации институты науки и образования обслуживают социально-экономическую систему, не нуждающуюся в менеджменте знаний.

Обратим внимание, что концепция образования, ориентированного на социально-экономическую практику названа экспертами подходом к образованию с точки зрения воспитания компетентности в образовательном процессе. То есть из всех ступеней образовательного процесса, начиная с «грамотности» и заканчивая «культурой», ключевой ступенью выбрана компетентность. Это - действительно ключевая ступень образования, ориентированного на социально-экономическую практику, поскольку грамотность и образованность означают лишь ознакомление с профессиональным знанием, а с компетентности начинается вовлеченность человека в некую деятельность, возможная только при сформировании у лич-

ности ценностного к соответствующей деятельности отношения. У профессионально компетентного человека, в отличие от индивида, находящегося на ступени профессиональной грамотности или профессиональной образованности, есть способность и, главное, желание заниматься какой-либо социально полезной деятельностью и, тем самым, вносить реальный личный вклад в национальное социально-экономическое развитие.

Пример разрешения конфликта интересов уже к университетских аудиториях, о котором говорилось выше, приводят авторы из Университета Вальядолида (Испания). Они анализируют опыт реализации программы по привлечению приглашенных преподавателей из действующих промышленных компаний (Profesores Asociados Vinculados a Empresa, Adjunct Enterprise Professors - PAVE programme). Эта программа призвана в определенной мере решить проблему, связанную с разрывом между потребностями компаний в профессионально подготовленных выпускниках, владеющих знаниями и компетенциями, необходимыми для работы с новейшим оборудованием, и их подготовкой по устаревшей традиционной системе действующих образовательных программ в инженерном образовании, имеющих скорее теоретический уклон.

В рамках программы PAVE университет предлагает студентам возможность прохождения инновационно-ориентированных курсов, связанных непосредственно с конкретным промышленным знанием. Это позволяет реализовывать такие цели программы, как: 1) достижение студентами базового понимания последних технологических дисциплин, еще не вошедших в учебные планы университета; 2) понимание требований компаний по подготовке инженеров с учетом специфики работы на их оборудовании; 3) накопление, помимо традиционного теоретического и практического академического, знания, связанного с прикладной работой в команде и решением практических задач; 4) обеспечение возможности организации первых контактов студентов с реальным сектором, так как занятия проводятся на базе участвующих в программе компаний [5, с. 2].

Как указывают авторы, реализация программы PAVE в Университете Вальядолида соответствует принципам, заявленным в рамках программы Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area - EHEA), предполагающей формирование единого образовательного пространства и процесса, ориентированного на студентов в целях подготовки профессионалов, востребованных на европейском рынке труда.

Соответствие вводимых курсов заявленным целям обеспечивается при помощи процедуры их отбора, включающей этап официального сбора предложений, стимулируемый правительством региона. Авторы также отмечают, что многие предложения поступают в рамках традиционного сотрудничества университета с компаниями реального сектора при выполнении совместных ИР, работе по субконтрактам, проведении семинаров и т.д. Таким образом, компании с помощью специальных учебных курсов получают потенциальных квалифицированных работников в виде студентов, которые позже могут работать непосредственно по проектам фирмы, например в рамках интернатуры. Практическую направленность курсов авторы подтверждают, приводя примеры из опыта сотрудничества с исследовательским подразделением компании «Telefynica», реализующим в рамках PAVE такие курсы, как «Инновационные услуги в процессе “Исследования-Развитие-Иннова-ции”», «Сети четвертого поколения, взаимные связи и сетевой менеджмент в мобильных коммуникациях» и пр. [5, с. 4]. Оказывается, что в подобной схеме работы более заинтересованы крупные компании, нуждающиеся в большом количестве квалифицированного персонала и готовые предоставить для ведения соответствующих курсов своих сотрудников. Представители малого и среднего бизнеса реже участвуют в проекте, что объясняется особенностями подбора персонала в таких фирмах: потребность в небольшом количестве специалистов позволяет осуществлять их подготовку целевым образом на предприятии.

Важный фактор реализации программы PAVE - включение заявленных курсов в число необходимых для получения студентами соответствующей степени и выделение на прохождение данных дисциплин кредитов в рамках образовательных программ. Из ряда дополнительных дисциплин студенты могут выбирать необходимые и добавлять их к основным предметам, что позволяет им выстраивать вариативные образовательные программы, более детально изучая курсы, позволяющие им получить практические навыки, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Мето-

дологически дисциплины программы должны удовлетворять следующим основным принципам: практическая направленность; формирование малочисленных групп, что стимулирует более активное взаимодействие между преподавателем и студентами; акцент на самостоятельной работе студента и направляющей роли учителя; обучение работе в команде и развитие у студентов способности к сотрудничеству; акцент на развитии навыков, необходимых для работы в промышленности.

Данный пример отражает, в частности, тот факт, что в экономике знаний само понятие «квалификация» сродни понятию «высшее образование», чего не было в прежней экономике, где квалифицированному рабочему и технику, в отличие от инженера, не требовалось иметь вузовский диплом. В современных же условиях реально стираются границы между «синими» и «белыми воротничками». Сегодня для целого ряда рабочих профессий, например, профессии сталевара или работника на сложных станках в обрабатывающем секторе обязательно высшее (или равное ему) образование. Это и означает, что должна меняться система профессионального образования. В нее должно органично войти вузовское образование, для чего потребуется перестройка высшей школы, всей образовательной системы, которая и будет ориентирована на подготовку профессионалов экономики знаний, а не как прежде - на «разделение труда» между ненаправленным общим и направленным (на потребности социально-экономического развития) профессиональным образованием.

Экономика знаний, вынуждающая систему образования ориентироваться на потребности социально-экономического развития несравненно в большей степени, чем это было в старой социальноэкономической парадигме, вызвала к жизни понятие «человеческий капитал», в котором непосредственно объединились экономика, представленная термином «капитал», и знания, поскольку под человеческим капиталом понимается, прежде всего, капитал профессиональных знаний.

Е. Пива и др. детально рассматривают тезис о том, что высококвалифицированные работники - необходимый фактор в создании новых высокотехнологичных предприятий (New High-Technology Based Firms - NHTBF), и предлагают новую перспективу исследований этого направления - анализ влияния этого фактора на локальном уровне [6]. Утверждается, что влияние наличия такой рабочей силы в географической близости от предприятия и возможностей привлечения к сотрудничеству высококвалифицированных работников из определенной локальной области зависит от различных характеристик процессов производства и процессов оказания услуг. Доказан ряд следующих гипотез. 1. Наличие высококвалифицированных работников характеризуется бульшим положительным влиянием на создание NHTBF в производственных отраслях региона, чем в сфере услуг. 2. Наличие развитой коммуникационной инфраструктуры в данном регионе характеризуется бульшим положительным влиянием на создание NHTBF в сфере услуг, чем в производственных отраслях. 3. Большее положительное влияние на создание NHTBF в производственных отраслях достигается в регионе, где уровень технологического развития выше. 4. Большее положительное влияние на создание NHTBF в сфере услуг достигается в регионе, где выше уровень коммуникационных инфраструктур. 5. Меньшее положительное влияние на создание NHTBF в сфере услуг достигается в регионе, где уровень технологического развития выше. Очевидно, что наличие компетенций - значимый фактор в процессах создания новых высокотехнологичных предприятий в регионе, так как образованные работники являются потенциальными шумпетерианскими предпринимателями. Инфраструктура, позволяющая организовать взаимодействия на дальних расстояниях, создает новые формы виртуальной близости и, таким образом, новые способы организации производства. Она изменяет географическое распределение NHTBF.

Из рассмотренного примера следует, что в условиях экономики знаний иерархия образовательных задач, закрепляемых за разобщенными между собой образовательными уровнями, в том числе уровнями профессионального образования, размывается, уступая место сетевой системе, в которой профессиональные задачи разного уровня - стереотипные, диагностические, творческие - составляют область задач практически любой профессии. Очевидным симптомом осознания в экспертном сообществе этой новой реальности стало переопределение в современной научной литературе соотношения понятий «образование» и «квалификация». Традиционно понятие «образование» имело смысл общего образования,

общего развития личности, не связанного с какой-либо определенной профессиональной деятельностью. Понятие же «квалификация» указывало на пригодность обладателя квалификации к соответствующей сфере труда. То есть получалось, что профессионал был подготовлен для общества, к работе на национальное социально-экономическое развитие, а образованный человек - для самого себя. Подобное косвенное, усеченное внимание образования к потребностям социально-экономического развития оправдывалось самой социально-экономической парадигмой, в которой экономика не сильно нуждалась в своем обеспечении образованием, поскольку не была экономикой знаний.

С развитием рынка знаний снижаются затраты на получение знаний и информации, и рациональные менеджеры стремятся вовлечь в сетевые структуры все большее количество партнеров. В связи с этим возникают новые проблемы управления такого рода структурами. В случае с программным обеспечением с открытым кодом (Open Source Software) значимая часть продукта уже создана при помощи метода добровольного участия разработчиков, движимыми неденежными стимулами. Кроме того, в современных высокотехнологичных организациях деятельность нередко разнесена географически и базируется на более комплексной базе знаний. Это постепенно смещает фокус управления от администраторов к работникам и увеличивает значимость знаний по сравнению с другими ресурсами. Отмечается также, что многие фирмы отказываются от традиционных иерархических структур в пользу сетевых и заменяют формализованные формы координации социальными отношениями. В результате этих процессов внешние сетевые формы деятельности переплетаются с внутренними структурами, образованными, например, людьми, работающими в различных командах, но в похожих исследовательских проектах.

В статье К. Бергенхольца и К. Вальдстрома представлен обзор публикаций (за последние 12 лет), содержащих анализ межоргани-зационных сетевых структур, в котором выделены различные методологические концептуализации в соответствующей области исследований [2]. В анализируемых публикациях сети рассматриваются как 1) метафора; 2) диадическая структура; 3) эго-социальная сеть, для анализа которой применяется анализ социальных сетей (social network analysis - SNA) с учетом плотности взаимодействий; 4) эгоцентрическая структура, основанная на ценностях «семьи», «дружбы», «венчурного капитала» и т.п.; 5) целостная структура, объединяющая различные малые социальные миры. Для анализа таких структур используются данные, классифицированные как мультипо-лярные, униполярные, дихотомические отношенческие, мультипо-лярные отношенческие, при этом объединяющим универсальным методом анализа служит SNA. В развитии данного методологического подхода авторы видят перспективу дальнейших исследований.

М. Богерс и С. Люллери в своей статье обращаются к предпосылкам формирования способности предприятий к обучению (Absorptive Capacity - AC) [3]. В частности, они исследуют влияние функциональных областей ИР, производства и маркетинга на восприятие знаний, имеющих различные внешние источники. Начиная с 1960-х годов признается роль такого знания как значимого источника инноваций и обеспечения эффективности, а в последнее время внимание исследователей привлекают стратегии поиска источников знаний. Рамки исследований были заданы в работе У. Коэна и Д. Левинталя, которые предположили, что АС может развиваться в том числе и как побочный эффект производственной деятельности. Авторы статьи развили эту идею, подчеркнув важное влияние внешнего знания на производство и маркетинг [4]. Результаты эконометрического исследования деятельности швейцарских фирм показывают, что способность к восприятию знаний, не связанная с ИР, играет заметную другую роль по сравнению с тем, что традиционно было предметом исследования в данной сфере. Обнаружено, что 1) для продуктовых инноваций ИР играет особо значимую роль потребителя знаний государственных исследовательских организаций; 2) производство выступает в роли потребителя знаний, получаемых от поставщиков; и это знание затем используется в продуктовых инновациях, а в процессных инновациях используется знание, получаемое от конкурентов; 3) маркетинг способствует получению знаний от потребителей в целях процессных инноваций, а также знаний от конкурентов в целях продуктовых инноваций. Сравнивая затем продуктовые и процессные инновации, авторы приходят к выводу о том, что для процессных инноваций в целом более важным оказывается способность к обучению, основанная на маркетинге.

Таким образом, предприятиям, стремящимся обеспечить свою конкурентоспособность, нужно разрабатывать многоаспектные комплексные стратегии, основанные на концепции развития способностей восприятия как внешних, так и внутренних потоков знаний. А этот вывод приводит к необходимости пересмотра самой концепции человеческого капитала - уже не как запаса, а как потока знаний.

Литература:

1. Attewell P., Heil S., Reisel L. Competing explanations of undergraduate noncompletion // American educational research j. - 2011.

- Vol. 48, N 3. - P. 536-559

2. Bergenholtz C., Waldstrom C. Inter-organizational network studies - a literature review // Industry and innovation. - 2011. - Vol. 18, N 6. - P. 539-562.

3. Bogers M., Lhuillery S. A functional perspective on learning and innovation: Investigating the organization of absorptive capacity // Industry and innovation. - 2011. - Vol. 18, N 6. - P. 581-610.

4. Cohen W.M., Levinthal D.A. Absorptive capacity: A new perspective on learning and innovation // Administrative science quarterly.

- 1990. - Vol. 35, N1. - P. 128-152.

5. Improving teaching in engineering education: Adjunct enterprise professors programme / Baladron C., Jimйnez M.I., Aguiar J.M., Carro B., S6nchez-Esguevillas A.J. // J. of intellectual manufacture. - 2011.

6. Piva E., Grilli L., Rossi-Lamastra C. The creation of high-tech entrepreneurial ventures at the local level: The role of local competences and communication infrastructures // Industry and innovation. - 2011. -Vol. 18, N 6. - P. 563-580.

7. Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии. Т. 2. 1983?1996. — СПб.: Наука, 2009.

8. Пястолов С.М. Педагогика рынка. - М.: МИОО, 2007.

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Грачик М.Е., аспирант ОрелГИЭТ

В статье рассматривается значение человеческих ресурсов для конкурентоспособности предприятия, и выявляются проблемы формирования эффективной системы управления ими. Определяются наиболее значимые количественные и качественные показатели человеческого капитала, и анализируется влияние инвестиций в этот нематериальный актив на перспективы экономического роста.

Ключевые слова: человеческие ресурсы, человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, экономический рост.

THE INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL AS A FACTOR OF THE ENTERPRISE ECONOMIC GROWTH

Grachik M., the post-graduate student, OrelGIET

The article discusses the importance of human resources for competitiveness and identifies the problem of forming an efficient management system. Identifies the most significant quantitative and qualitative indicators of human capital, and analyzes the impact the impact of investment in the intangible asset for economic growth prospects.

Keywords: human resources, human capital, investment in human capital, economic growth

В настоящее время сложно игнорировать значение человеческого капитала для конкурентоспособности организации, так как он представляет собой способность людей к участию в процессе производства. Совершенно очевидно, что эффективность работы предприятий зависит не только от стратегических решений руководства, но и от того, как быстро и насколько качественно эти решения будут претворяться в жизнь. То есть это определяется носителями уникальных и трудно заменимых способностей, а также навыков -людьми, которые задают темп и характер обновления технологий производства и его продукции, и становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.

Человеческие ресурсы в большей степени обуславливают дальнейшее развитие организации, её имидж и позиции. В этой связи разработка эффективной системы управления человеческим капиталом становится ведущим вопросом чуть ли ни каждого предприятия. Жесткая конкуренция на рынке приводит к необходимости придавать все возрастающее значение нематериальным характеристикам своих работников, таким как энергичность, ум, талант позитивность, надежность, творческий подход, воображение, смекалка, а также профессионализм, опыт, специальные знания, образованность и культура. Понимание истиной цены таких человеческих качеств заставляет компании преобразовать их в человеческий капитал, а также пытаться выработать методы измерения и управления таким активом.

Такое пристальное внимание к характеристике человеческого капитала и необходимости его измерения вызвано бесспорной взаимосвязью уровня знаний сотрудника, его компетентности и динамикой результативности его работы.

Человеческий капитал характеризуется целым набором количественных и качественных параметров. При этом цель государства, предприятия, индивида - данные характеристики повышать и улучшать, поскольку в перспективе это способствует увеличению доходов носителей человеческого капитала, фирм, а, следователь-

но, национального дохода, положительная динамика которого является проявлением экономического роста в экономической системе. В общем, для описания человеческого капитала используют показатели, учитывающие следующие особенности.

1. Человеческий капитал является одним из самых важных факторов экономического роста государства.

2. Человеческие ресурсы развиваются в зависимости не только от личных характеристик, но и от развития общества в целом.

3. По мере того, как индивидуум приобретает навыки, опыт и умения, накапливается человеческий капитал, причем как его, так и организации, что сопутствует улучшению его благополучия.

4. стоимость человеческого капитала за время использования изнашивается не только физически, но и морально. При этом устаревают его знания, что приводит, в конечном итоге, к тому, что он теряет свою экономическую стоимость.

5. Несмотря на то, что инвестиции в человеческий капитал это большой риск, чаще всего они приносят очень хороший доход в долгосрочном периоде.

6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 - 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени.

7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя - живой человеческой личности.

8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.