Ресурсный потенциал экономики знаний
^ ГОРОХОВА Мария Евгеньевна
Аспирант кафедры экономической теории
Южный федеральный университет 344006, РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42 Тел.: (863) 250-59-57 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАНИЯ КАПИТАЛ ЗДОРОВЬЯ
ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Аннотация
В статье проанализирован ресурсный потенциал экономики знаний, определяющий ее возможное развитие. Зависимость экономического развития России от энергетических ресурсов, а также низкая инновационно-технологическая активность бизнеса предопределяют поиск направлений новых источников развития. В статье отражены результаты исследования человеческого капитала с позиций формирующейся в России экономики знаний наряду с инновационной системой и информационной инфраструктурой как императивами экономического развития, сущность которых также представлена в данной статье. Таким образом, в статье акцентируется, что человеческий капитал и знание в современных реалиях наряду с трудом, землей и капиталом выступают одними из экономических ресурсов в формирующейся экономике знаний. Способность создавать и поглощать знания, а также эффективно их использовать содействует созданию инноваций, достижению конкурентных преимуществ и экономической эффективности. Человеческий капитал, в свою очередь, определяет эффективность экономического развития. Поэтому также в статье проанализированы составляющие человеческого капитала - капитал здоровья и капитал образования.
ВВЕДЕНИЕ
В структуре источников экономического развития Россия по энергетическим запасам занимает первое место в мире, по удельному весу производства и сферы услуг близка к развивающимся странам (находится между Китаем и Бразилией). При этом в промышленности создается примерно треть ВВП.
Тем не менее структура промышленного производства в России существенно отличается от других развитых стран преобладанием в ней добывающих отраслей и отраслей первичной переработки. Основные фонды изношены более чем на 50%, а затраты на разработку полезных ископаемых значительно выше, чем в других странах мира. Кроме того, налицо низкая развитость инфраструктуры. В российском экспорте преобладают традиционные виды услуг (туристические, транспортные и пр.), в мировом - информационно-коммуникационные, а доля России на мировом рынке технологий составляет примерно 0,3% (оборудование для атомных станций, оборудование для переработки ядерных отходов, коммерческие и некоммерческие запуски).
Затраты на инновации составляют всего 1,13% в структуре ВВП, в то время как в развитых странах в среднем не менее 5%1. Основным источником финансирования науки и инноваций выступает государственный бюджет. Россия инвестирует в инновации меньше Японии более чем в 9 раз, меньше Германии почти в 5 раз, Франции - в 3 раза. А средний возраст российского ученого составляет 47 лет2.
Необходимость модернизации российской экономики еще в 2008 г. была обозначена Президентом Д. Медведевым в Программе развития как повышение конкурентоспособности российской экономики за счет институционального и инновационно-технологического развития. Тем не менее в настоящее время
JEL classification
B55, H51, H52
1 Индикаторы науки: 2017: стат. сб. / Ю. Л. Во-йнилов, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
2 Там же.
актуальность данной повестки не вызывает сомнения, поскольку не сформировался механизм, связывающий этапы создания и внедрения технологических инноваций. По нашему мнению, формирующаяся экономика знаний может способствовать возобновлению модер-низационного курса на основе богатого человеческого капитала России.
Цель нашего исследования состоит в анализе ресурсного потенциала экономики знаний на основе его составляющих - человеческого капитала (капитала здоровья, капитала образования), инновационной системы и информационной инфраструктуры. Кроме того, нашей задачей является показать, что человеческий капитал и знание наряду с трудом, землей и капиталом выступают экономическими ресурсами в формирующейся экономике знаний, и то, что способность создавать, поглощать и эффективно использовать знания содействует созданию инноваций, достижению конкурентных преимуществ и экономической эффективности, а человеческий капитал, в свою очередь, определяет эффективность экономического развития.
Данная работа может быть полезна исследователям институциональной экономики, экономики здравоохранения, экономики образования, а также при разработке государственных программ экономического развития.
СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Для дальнейшего анализа человеческого капитала в контексте экономики знаний проведем сущностно-содержа-тельный анализ понятия «знание». В широком смысле знание реализуется и проявляется через систему компонентов:
• систему образования, исследований и распространения знаний;
• общество с традициями, обычаями, культурой и поведенческими паттернами;
• субъектов предпринимательской деятельности, обладающих рыночным потенциалом, стратегиями развития, ме-
Resource Potential of the Knowledge Economy
►
тодами использования знаний и навыками их поглощения,
• государственных органов с общепринятой политикой.
Наряду с растущей значимостью знаний появляются новые экономические термины - «сетевая экономика», «цифровая экономика». Однако наиболее релевантной концепцией, описывающей восходящий тренд значимости знаний для эффективности социально-экономической системы, выступает, на наш взгляд, «экономика, основанная на знаниях», в основе которой находятся знания и информация как факторы производства. Терминологически «экономика, основанная на знаниях» введена в научный оборот в 1960 г. П. Ф. Друкером [10], который первоначально использовал термины «знания» и «общества знаний». «Экономика знаний», «информационная экономика», «цифровая экономика», «сетевая экономика», «новая экономика» рассматриваются как синонимы, а в настоящее время также используется термин «наукоемкая экономика». Таким образом, экономика знаний ассоциируется с новыми технологиями, инновациями и техническим прогрессом, что тесно связано с интернет-революцией. Однако единого, универсально приемлемого определения экономики знаний не существует.
Ренессанс идеи экономики знаний произошел в 90-е годы XX века в США и связан с бурным техническим прогрессом и внедрением инноваций.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, экономика знаний представляет собой производство, распространение и практическое использования знаний и информации. Таким образом, согласно этому определению, есть три этапа, которые являются основой экономического развития: производство, распределение и реализация1.
Рассматривая экономику знаний с позиций макроэкономического и микроэкономического подхода, отметим,
1 OECD. The Knowledge-Based Economy, General Distribution, Organization for Economic Cooperation and Development. P.,1996.
что в микроэкономике под экономикой знаний понимается предпринимательская деятельность, которая создает конкурентные преимущества за счет использования знаний. Макроэкономический подход трактует экономику знаний как приоритет сфер, связанных с обработкой информации, развитием науки, наукоемкой промышленности и информационного общества. Наиболее приемлемой теорией, связывающей инновации и предпринимательство, является теория Й. Шумпетера, описавшего генезис инноваций как процесс, состоящий из пяти комбинаций различных материальных компонентов, которые сочетаются с производственными мощностями индивида [16]:
1) внедрение на рынок совершенно новых видов продукции, и прежде всего одного нетрадиционного продукта, с которым потребители не знакомы и не могли купить его ранее;
2) внедрение совершенно новых технологий в процесс производства. Производственные инновации проявляются не только в снижении издержек производства, они благоприятно влияют на производительность и эффективность производства, а также уменьшают отрицательное воздействие на окружающую среду по сравнению с традиционными методами;
3) создание современного рынка, где планируется внедрение новой отрасли промышленности;
4) использование сырья или полуфабрикатов, поступающих из ранее неизвестных источников;
5) новая координация промышленности, такая как создание или перелом монопольного положения.
Данное понимание инноваций охватывает многие сферы производственного процесса и связано с экономическими, техническими и организационными изменениями. Й. Шумпетер обращает внимание на то, что инновации - это экономическое событие, а не процесс, связанный с созданием знаний. Результатом такого восприятия инноваций является
■о я
L
Im Z m
T
H
Mariya Ye. GOROKHOVA o
Postgraduate of Economic Theory Dept. 88
o
South Federal University N
344006, RF, Rostov-on-Don, °
Bolshaya Sadovaya St., 105/42 Phone: (863) 250-59-57 E-mail: [email protected]
Keywords
RESOURCE POTENTIAL KNOWLEDGE ECONOMY HUMAN CAPITAL EDUCATION CAPITAL HEALTH CAPITAL INVESTMENT IN HUMAN CAPITAL
Abstract
The article analyses the resource potential of the knowledge economy which determines its possible development. The dependence of Russia's economic development on energy resources, as well as low innovative and technological activity of business, predetermine the search for directions for new sources of development. The paper provides the results of the study of human capital from the standpoint of the emerging knowledge economy in Russia, along with the innovation system and information infrastructure as imperatives of economic development, the essence of which is also presented in the article. Thus, the paper emphasizes that human capital and knowledge in modern realities, along with labour, land and capital, are among the most important economic resources in the emerging knowledge economy. The ability to create and absorb knowledge and use it effectively helps to create innovations, achieve competitive advantages and economic efficiency, and human capital, in turn, determines the effectiveness of economic development. The article also examines the components of human capital - the health capital and the education capital.
JEL classification
B55, H51, H52
г
^ уникальное и единовременное измене-
го ние [16].
| Еще в 1962 г. К. Эрроу отметил, что
3 знания от обычных товаров отличают
^ свойства неконкурентности и относи-
х тельной неисключаемости [8].
ш
2 Таким образом, в экономике зна-| ний, понимаемой как результат более Убыстрого распространения знаний на основе достижений в области информационно-коммуникационных технологий и растущей долгосрочной интенсивности знаний в экономике [7], человеческий капитал является базовым производственным ресурсом, поскольку экономика знаний оказывает значительный мультипликативный эффект на развитие всех отраслей экономики. Соответственно, решение задач социально-экономического развития России невозможно без финансирования и развития институтов и сфер, создающих человеческий капитал.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: РОЛЬ СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
По-нашему мнению, релевантным экономическим ресурсом России, способным ускорить экономическое развитие, выступает человеческий капитал, который рассматривается нами не только как инвестиции в человека, в образование и профессиональные компетенции, увеличивающие его работоспособность, поскольку существуют и другие факторы, влияющие на способность к труду, - уровень здоровья, качество жизни и пр.
Таким образом, с одной стороны, человеческий капитал - это совокупность навыков, непосредственно используемых в качестве фактора производства, при этом он может соединяться с физическим капиталом и неквалифицированной рабочей силой для производства продукции. Увеличение этих факторов приводит к росту общего объема производства и, следовательно, к экономическому росту. С другой стороны, роль человеческого капитала заключается в стимулировании технологических изменений, а формирование человеческого капитала представляет собой процесс создания и развития его компонентов в результате инвестирования в него. Поскольку инвестиции в человека представляют собой затраты денег, времени и труда, они должны приносить отдачу тем экономическим субъектам, которые осуществляют эти вложения.
Инвестиции в образование и здравоохранение являются основными в процессе формирования человеческого
капитала, при этом выделяются две его главные составляющие: капитал образования и капитал здоровья. До недавнего времени считалось, что главным фактором формирования человеческого капитала является образование. Однако сегодня именно здоровье, на наш взгляд, выступает базовым и неотъемлемым компонентом человеческого капитала.
Так, анализ пяти основных статей расходов бюджетной системы в России 2017 г. показал, что здравоохранение получило больше четверти - 3,5 трлн р. (11% расходной части), при этом в федеральном бюджете на здоровье государством было запланировано 363 млрд р.1
Так же как и медицина, образование выглядит скромно в федеральном бюджете, но внушительно в консолидированном, с учетом региональных бюджетов. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование составили в 2017 г. 23,3%, или 3,1 трлн р. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить до 2019 г.2
Концепция «капитала здоровья» исследована М. Гроссманом, который понимает под капиталом здоровья актив, позволяющий его обладателю как можно дольше «использовать по назначению» свой человеческий капитал, т.е. это суммарное количество времени, которое человек может потратить, зарабатывая деньги и производя товары [12]. При этом капитал здоровья как особая категория человеческого капитала обладает следующими отличительными свойствами [11]:
• здоровье, в отличие от образования, невозможно полностью восстановить или приобрести за короткий срок. Кроме того, капитал здоровья может быть мгновенно уничтожен из-за возникновения непредвиденных происшествий, например, аварии или катастрофы;
• здоровье индивида нельзя увеличить сверх определенного уровня, обусловленного наследственностью или предрасположенностью к некоторым заболеваниям, в то время как уровень образования можно значительно повысить, получая новые знания, развивая навыки и умения;
• здоровье является капиталом человека даже при отсутствии его реализации, т.е. при отсутствии трудовой деятельности._
1 Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан // РБК. 2016. 14 дек. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584f d32e9a7947c251265ede.
2 Там же.
Структурно капитал здоровья можно разделить на две части: базовый и приобретенный. Первый представляет собой совокупность физиологических свойств индивида, получаемых им при рождении. Приобретенный капитал здоровья формируется при использовании физических свойств человека в процессе осуществления трудовой деятельности [6]. В течение жизни происходит амортизация приобретенного капитала. Замедлить данный процесс, а также продлить время функционирования человеческого капитала способны инвестиции в капитал здоровья. Затраты на здоровье, на его поддержку влияют на объем человеческого капитала лишь в той мере, в какой препятствуют его физическому износу и тем самым продлевают срок его службы [1].
Действительно, стремление улучшить качество жизни не только в настоящий момент, но и в будущем в результате формирования непрерывного потока благ, обеспечивающего реализацию способностей человека и соответствующего его потребностям, привело к формированию в современном обществе отношения к здоровью как к инвестиционному благу. Использование здоровья как элемента человеческого капитала в качестве инвестиционного ресурса предполагает накопление и воспроизводство капитала здоровья путем вложения средств в одни блага (спорт, здоровое питание, профилактическая медицина и т.д.) и отказа от других (табак, алкоголь и пр.) [2].
Институтами, обеспечивающими формирование и распространение знания, способов, навыков сохранения и накопления капитала здоровья, являются институты самосохранительного поведения индивида, корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности государства. С помощью каждого из этих институтов достигается сохранение и накопление капитала здоровья на микро-, мезо- и макроуровне, обеспечивается как воспроизводство человеческого капитала в целом, так и его эффективное использование в интересах общественно-экономического развития [2].
По мнению И. Розмаинского, важнейшая причина «проедания» капитала здоровья в России связана с таким явлением, как шот-термизм и инвестиционная близорукость. Шот-термизм означает дисконтирование будущего по возрастающей, а не постоянной ставке дисконта. Инвестиционная близорукость подразумевает, что все агенты с некоторого порогового момента време-
Инновационная система
Эффективная система организаций (институтов), которые адаптируют и улучшают процесс создания знаний
Человеческий капитал
Население с высоким уровнем образования и навыками эффективного использования своих знаний
V
Информационная инфраструктура,
способствующая обмену информацией, ее созданию и распространению
Основные компоненты экономики знаний
ни исключают из рассмотрения будущие результаты [4; 5].
Таким образом, не только индивид рассчитывает на приобретение особых выгод в будущем при инвестировании в капитал здоровья (повышение продолжительности и качества жизни), но и фирма (повышение уровня образования работника и производительности труда, рост инвестиционной привлекательности и уровня капитализации предприятия, снижение издержек), а также государство (накопление интеллектуального
капитала общества, качественное улучшение общественной среды, повышение уровня инвестиционной привлекательности страны и конкурентоспособности национальной экономики [3].
Другими компонентами экономики знаний выступают инновационная система и информационная инфраструктура. Инновационная система, по нашему мнению, это эффективная система институтов, адаптирующая и совершенствующая процесс создания знаний за счет внедрения инноваций.
Таблица 1 - Квалиметрические характеристики человеческого капитала в экономике знаний при измерении экономики
Характеристика Описание Измерение
Наличие квалифицированных работников(населения) Уровень образования и формальной квалификации населения Среднее количество лет на обучения населения. Количество кандидатов и докторов наук. Иммиграция и эмиграция квалифицированных рабочих. Расходы на образование (% от ВВП). Уровень грамотности. Доля профессиональных программ
Перемещение квалифицированных работников (населения) Отток и приток работников со знаниями, накопленными через обучение и профессиональный опыт
Формирование человеческого капитала Расходы государственных и частных организаций на образование и профессиональную подготовку
Обучение на протяжении всей жизни и доступ к образованию Распространение знаний, доступ к знаниям, а также к формальному образованию
Источник: OECD. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015: Innovation for Growth and Society. P.: OECD Publishing, 2015.
Таблица 2 - Характеристика инноваций как измерения экономики знаний
Характеристика Описание Измерение
Возможности для создания знаний Выполнение фундаментальных исследований, проводимых компаниями Поступления, связанные с экспортом высокотехнологичных продуктов и услуг. Регистрация патентов, товарных знаков и дизайна. Количество научных публикаций. Расходы на НИОКР. Число ученых
Создание знаний с коммерческим применением Выражается главным образом в увеличении числа объектов интеллектуальной собственности
Информационные сети и миграция «умов» Обмен знаниями между компаниями, университетами, государственными и другими организациями
Инновации и поддержка для инноваций Внедрение новых или улучшенных продуктов / процессов на рынке при поддержке инвестиций в НИОКР
Источник: OECD. The Knowledge-Based Economy, General Distribution, Organization for Economic Cooperation and Development. P.,1996.
Информационная инфраструктура P представляет собой систему организаци- g онных структур и подсистем, обеспечи- N вающую функционирование и развитие S информационного пространства страны j и средств информационного взаимодей- ^ ствия (способствует обмену информаци- A ей, ее созданию и распространению). R
На рисунке представлены основные м компоненты экономики знаний как вза- « имосвязи между человеческим капита- I лом, инновационной системой и инфор- ^ мационной инфраструктурой. 33
Таким образом, структура экономики знаний, на наш взгляд, основана на взаимодействии человеческого капитала, представляющего собой совокупность капитала здоровья и капитала образования, с инновациями и информационной инфраструктурой. Составляющие экономики знаний устанавливают тесные связи друг с другом, способствуя развитию каждой из них и приводя к синергети-ческому эффекту. Эффективность экономики знаний зависит от квалификации рабочей силы, которая может постоянно расти и адаптировать свои навыки. Кроме того, крайне важно создать инновационную систему, способную использовать знания, а также расширять их и совершенствовать (табл. 1).
Информационно-коммуникационные технологии также имеют основополагающее значение для стимулирования быстрого обмена информацией в рамках каждой из названных составляющих, а также между ними, что позволяет лучше адаптировать создаваемые знания. К четвертой составляющей относятся экономические и институциональные условия, которые включают создание стабильной и открытой макроэкономической среды со структурой эффективных информационно-коммуникационных технологий, способных содействовать развитию и распространению инноваций (табл. 2).
В данной связи интересно проанализировать точки зрения иностранных авторов. Karchegani, Sofian & Amin считают, что роль интеллектуального капитала в экономике знаний охватывает человеческий компонент, который в основном состоит из знаний, навыков и компетенций, но также включает в себя невидимые и не человеческие активы, такие как организационные процессы [13]. В том же смысле ОЭСР подчеркивает, что интеллектуальный капитал является суммой человеческого капитала (знания отдельных лиц) и структурного капитала (сочетание аппаратных средств, программного обеспечения, организационной
^ структуры, патентов, товарных знаков и о* всего, что выходит за рамки организаци-£ онного потенциала)1. 3 Т. Шульц определил понятие чело-^ веческого капитала как совокупность х нематериальных ресурсов труда, позво-g ляющих непрерывно совершенствовать | производство [15]. С другой стороны, Р. Нельсон и Е. Фелпс подчеркивают, что человеческий капитал это, по сути, знания, полученные в результате академического образования и приобретения навыков, которые приходят из профессиональной подготовки и профессионального опыта [14].
Й. Шумпетер определяет инновации как создание нового или усовершенствованного продукта, услуги или процесса, а также как открытие нового рынка, нового источника сырья или полуфабрикатов либо новой формы промышленной организации [16]. М. Кунья и др. понимают под инновационной деятельностью создание новых технологических решений, новых производственных процессов, новых продуктов, конкуренцию на новых рынках, институты новых договоров с клиентами или поставщиками, изыскание сырья, новых технологиче-
1 OECD. Oslo Manual: Guidelines for collecting and interpreting innovation data. P.: OECD Publishing, 2005.
ских процессов, новых путей, чтобы обеспечить послепродажное обслуживание, новый порядок отношений с клиентами и пр. [9]. Концепция инноваций охватывает множество форм, П. Друкер дополняет ее идеей «творческой имитации», при которой многие компании предпочитают копировать и повторять [10].
Таким образом, концепция человеческого капитала широка и многогранна, охватывает различные виды инвестиций в человека. Здоровье и питание, безусловно, являются важными аспектами подобных инвестиций, прежде всего в развивающихся странах, где низкий уровень удовлетворения первичных потребностей, а также потребностей в поддержании своего здоровья значительно ограничивает возможности индивидов осуществлять производственную деятельность. Однако ключевой аспект человеческого капитала связан со знаниями и навыками, воплощенными в людях и накопленными в процессе обучения, профессиональной подготовки и опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав ресурсный потенциал экономики знаний, можно заключить, что в существующей структуре источников экономического развития
России необходима переориентация с энергетических ресурсов на человеческий капитал, заключающий в себе капитал здоровья и образования, как наиболее адекватные современным реалиям императивы развития, а также формирование инновационной системы и информационной инфраструктуры. Инвестиции в образование и здравоохранение являются основными в процессе формирования человеческого капитала. На наш взгляд, именно капитал здоровья выступает базовым и неотъемлемым компонентом человеческого капитала и позволяет его обладателю как можно дольше «использовать по назначению» свой человеческий капитал. При этом капитал здоровья подвергается амортизации и предполагает довольно продолжительный восстановительный период по сравнению с уровнем образования, в то же время накопление капитала здоровья ограничено наследственностью или предрасположенностью к определенным заболеваниям. Тем не менее здоровье является капиталом даже при отсутствии трудовой деятельности.
Библиографическая ссылка: Горохова М.Е. Ресурсный потенциал экономики знаний // Управленец. 2018. Т. 9. № 3. С. 20-25. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-3-4.
For citation: Gorokhova M.Ye. Resource Potential of the Knowledge Economy. Upravlenets - The Manager, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 20-25. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-3-4.
Источники
1. Асланов Д. Системные представления о здоровье как основном компоненте человеческого капитала // Экономические науки. 2011. № 12. С. 202-206.
2. Кот В., Бурмистрова М. Институциональная структура и детерминанты капитала здоровья // Terra economicus. 2014. Т. 12. № 2. С. 19-25.
3. Мосейко Е. Институциональный подход к накоплению капитала здоровья // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3. С. 21-25.
4. Розмаинский И. Инвестиционная близорукость в посткейнси-анской теории и в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. № 9. С. 71-82.
5. Розмаинский И. Почему капитал здоровья накапливается в развитых странах и продается в постсоветской России? // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 113-131.
6. Сорокина С.Э. Здоровье населения как капитал экономики // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье. 2013. № 2. С. 111-118
7. Amin A., Cohendet P. Architectures of Knowledge: Firms, Capabilities and Communities. Oxford: Oxford University Press, 2004.
8. Arrow K. Economic Welfare and the Allocation of Resources for Invention // The Rate and Direction of Inventive Activity: Economic and Social Factors. Princeton University Press, 1962. Р. 619-625.
9. Cunha M., Rego A., Cunha R., Cabral-Cardoso C., Neves P. Manual de Comportamento Organizacional e Gestao (8a ed.). Lisboa: Editora RH, 2016.
10. Drucker P.F. The Age of Social Transformation // The Atlantic Monthly. 1994. Vol. 274. No. 5. P. 53-80.
11. Fuhrmans V. Consumers Cut Health Spending as Economic Downturn Takes Toll // The Wall Street Journal. 2015. URL: www.wsj.com/arti-cles/SB122204987056661845.
12. Grossman M. On the Concept of Health Capital and the Demand for Health // Journal of Political Economy. 1972. № 2. P. 223-255.
13. Karchegani M., Sofian S., Amin S. The relationship between intellectual capital and innovation: A review // International Journal of Business and Management Studies. 2013. № 2(1). P. 561-581.
14. Nelson R., Phelps E. Investment in Humans, Technological Diffusion and Economic Growth // The American Economic Review. 1966. Vol. 56. No. 1-2. P. 69-75.
15. Schultz T. Investment in Human Capital // The American Economic Review. 1961. № 51(1). P. 1-17.
16. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. McGraw-Hill, 1939.
References
1. Aslanov D. Sistemnye predstavleniya o zdorov'e kak osnovnom komponente chelovecheskogo kapitala [System Concepts of Health as the Main Component of Human Capital]. Ekonomicheskie nauki - Economic Sciences, 2011, no. 12, pp. 202-206.
2. Kot V., Burmistrova M. Institutsional'naya struktura i determinanty kapitala zdorov'ya [Institutional Structure and Determinants of Health Capital]. Terra Economicus, 2014, vol. 12, no. 2, pp. 19-25.
3. Moseyko Ye. Institutsional'nyy podkhod k nakopleniyu kapitala zdorov'ya [Institutional Approach to the Accumulation of Health Capital]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta - Bulletin of the Saratov State Social and Economic University, 2013, no. 3, pp. 21-25.
4. Rozmainskiy I. Investitsionnaya blizorukost' v postkeynsianskoy teorii i v rossiyskoy ekonomike [Investment Short-Sightedness in Post-Keynesian Theory and in the Russian Economy]. Voprosy ekonomiki -Issues of Economy, 2006, no. 9, pp. 71-82.
5. Rozmainskiy I. Pochemu kapital zdorov'ya nakaplivaetsya v raz-vitykh stranakh i prodaetsya v postsovetskoy Rossii? [Why Does the Capital of Health Accumulate in Developed Countries and is Sold in PostSoviet Russia?]. Voprosy ekonomiki - Issues of Economy, 2011, no. 10, pp. 113-131.
6. Sorokina S.Ye. Zdorov'e naseleniya kak kapital ekonomiki [Health of the Population as a Capital of the Economy]. Mezhdunarodnye obzory: klinicheskaya praktika i zdorov'e - International Reviews: Clinical Practice and Health, 2013, no. 2, pp. 111-118
7. Amin A., Cohendet P. Architectures of Knowledge: Firms, Capabilities and Communities. Oxford: Oxford University Press, 2004.
8. Arrow K. Economic Welfare and the Allocation of Resources for Invention. In: The Rate and Direction of Inventive Activity: Economic and Social Factors. Princeton University Press, 1962. P. 619-625.
9. Cunha M., Rego A., Cunha R., Cabral-Cardoso C., Neves P. Manual de Comportamento Organizacional e Gestäo (8a ed.). Lisboa: Editora RH, 2016.
10. Drucker P.F. The Age of Social Transformation. The Atlantic Monthly, 1994, vol. 274, no. 5, pp. 53-80.
11. Fuhrmans V. Consumers Cut Health Spending as Economic Downturn Takes Toll. The Wall Street Journal, 2015. Available at: www.wsj.com/ articles/SB122204987056661845.
12. Grossman M. On the Concept of Health Capital and the Demand for Health. Journal of Political Economy, 1972, no. 2, pp. 223-255.
13. Karchegani M., Sofian S., Amin S. The Relationship Between Intellectual Capital and Innovation: A Review. International Journal of Business and Management Studies, 2013, no. 2(1), pp. 561-581.
14. Nelson R., Phelps E. Investment in Humans, Technological Diffusion and Economic Growth. The American Economic Review, 1966, vol. 56, no. 1-2, pp. 69-75.
15. Schultz T. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, no. 51(1), pp. 1-17.
16. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. McGraw-Hill, 1939.
■o a
u>
/
H
a
О