УДК 631 Агабаев А., Чарыева М., Байрамгелдиева А.
Агабаев А.
Туркменский сельскохозяйственный университет им. С. Ниязова
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Чарыева М.
Туркменский сельскохозяйственный университет им. С. Ниязова
(г. Ашхабад, Туркменистан)
Байрамгелдиева А.
Туркменский сельскохозяйственный университет им. С. Ниязова
(г. Ашхабад, Туркменистан)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Аннотация: изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, то есть отдельных людей, однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы.
Ключевые слова: социология, человек, характер отношений.
Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером. Естественно, что социальный характер менее специфичен, нежели характер индивидуальный. Описывая последний, мы имеем дело со всей совокупностью черт, в своем сочетании формирующих структуру личности того или иного индивида. В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний
и общего образа жизни Хотя всегда существуют «отклоняющиеся» с совершенно другим типом характера, структура личности большинства членов группы представляет собой лишь разные вариации развития одного и того же «ядра», состоящего из общих черт характера, эти вариации возникают за счет случайных факторов рождения и жизненного опыта, поскольку эти факторы различны для разных видений. Если мы хотим возможно полнее понять одного индивида, то наибольшую важность имеют эти различающие элементы. Но если мы хотим понять, каким образом человеческая энергия направляется в определенное русло и работает в качестве производительной силы при данном общественном строе, то главное внимание нужно уделить характеру социальному.
Понятие социального характера является ключевым для понимания общественных процессов. Характер — в динамическом смысле аналитической психологии — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида. В отношении мыслей этому трудно поверить, потому что все мы разделяем традиционное убеждение, будто мышление является сугубо интеллектуальным актом, независимым от психической структуры личности. Однако это убеждение неверно, а если мышление относится не к эмпирическим манипуляциям с конкретными объектами, оно тем более неверно: осмысление этических, философских, политических, психологических или социальных проблем — независимо от чисто логических операций — в высшей степени подвержено влиянию психической структуры мыслящей личности. Это справедливо и в отношении отдельных понятий — таких, как любовь, справедливость, равенство, самопожертвование и т.д., — и в отношении целых доктрин или политических систем. Каждое такое понятие, каждая доктрина заключают в себе некую эмоциональную основу, которая определяется складом характера данного индивида. В предыдущих главах привели ряд иллюстраций этого утвеждения. В отношении доктрин мы показали, каковы эмоциональные корни раннего протестантства и современного авторитаризма. В отношении
отдельных понятий мы показали, что, например, для садистско-мазохистской личности любовь означает не взаимное утверждение и союз на основе равенства, а симбиотическую зависимость, самопожертвование означает не утверждение собственной психической и моральной сущности, а наивысшую степень подчинения личности чему-то высшему, различие означает не реализацию разных индивидуальностей на основе равенства, а разную власть, справедливость означает не безусловное требование реализации прирожденных и неотъемлемых прав индивида, а правило, что каждый получит по заслугам, мужество означает не высшее утверждение своей индивидуальности против внешней среды, а готовность подчиниться и переносить страдания. Когда два человека с разной психической структурой произносят какое-то слово, например «любовь», они вкладывают в это слово совершенно различный смысл. Надо сказать, что правильный психологический анализ смысла таких понятий позволил бы избежать множества интеллектуальных недоразумений, любая попытка чисто логической классификации этих понятий обречена на неизбежный провал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. О. Крегер, Дж.М. Тьюсон. Типы людей. М., 1995;
2. Б.В. Овчинников, К.В. Павлов, И.М. Владимирова. Ваш психологический тип. СПб., 1994;
3. Р.К. Седых. Информационный психоанализ. М., 1994;
4. Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1990. Дайджест
Agabaev A., Charyeva M., Bayramgeldieva A.
Agabaev A.
Turkmen Agricultural University (Ashgabat, Turkmenistan)
Charyeva M.
Turkmen Agricultural University (Ashgabat, Turkmenistan)
Bayramgeldieva A.
Turkmen Agricultural University (Ashgabat, Turkmenistan)
HUMAN CHARACTER AND SOCIAL PROCESS: SOCIOLOGY AS SCIENCE
Abstract: studying the reactions of any social group, we are dealing with the personality structure of the members of this group, that is, individuals, however, we are not interested in those individual characteristics that distinguish these people from each other, but those general personality characteristics that characterize the majority of the members of this group.
Keywords: sociology, man, nature of relationships.