УДК 821.161.1 П. Н. Толстогузов
ЧЕХОВСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОДНОМ ИЗ ВАРИАНТОВ ЭМАНСИПАЦИИ: «ПОСТУПЛЮ В ТЕЛЕГРАФИСТКИ»
Статья представляет собой реальный комментарий к метатексту русской литературы второй половины XIX — начала XX века в связи с ситуацией «поступлю в телеграфистки». Через контекст произведений А. П. Чехова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Лейкина, А. И. Эртеля, П. Д. Боборыкина, Н. Г. Гарина-Михайловского, А. И. Куприна, Н. П. Ашешова устанавливается, что поступление в телеграфистки было для женских прототипов той эпохи ситуацией с двойной мотивировкой: вынужденная социальная деградация и эмансипационный жест. Попутно в обсуждение проблемы вовлекается послесловие Льва Толстого к рассказу Чехова «Душечка».
Ключевые слова: героиня-телеграфистка, эмансипация, герой-телеграфист, социальный статус героя (героини), комизм, мелодраматизм.
В чеховском «Черном монахе» (1894) героиня, Таня Песоцкая, обидевшись на отца, говорит: «Он мне... мне испортил всю жизнь <...> Только и слышу одни оскорбления и... и обиды. Он считает меня лишней в его доме. Что же? Он прав. Я завтра уеду отсюда, поступлю в телеграфистки... Пусть...» [9, т. 8, с. 240].
Что, собственно, хочет сказать героиня словами о том, что она поступит в телеграфистки? Почему именно в телеграфистки? Она, судя по сюжету, из состоятельной дворянской семьи, живет с отцом в большой усадьбе со старинным парком и «громадным» домом, в котором у подъезда стоит фрачный лакей [там же, с. 226]... В более ранние исторические времена девушки в таких случаях планировали уход в монастырь или побег с гусаром.
Чтобы понять эту фразу, нужно знать, что работа на телеграфе — один из немногих видов служебной деятельности, доступных для женщины в описываемое время (конец XIX — начало ХХ века). В основном на телеграф шли девушки из небогатых семей, в которых, тем не менее,
Толстогузов Павел Николаевич — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры филологии и журналистики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected].
© Толстогузов П. Н., 2018
111
им давали образование, позволявшее освоить эту работу. Оплата труда телеграфистки была небольшой (в пределах 35—50 рублей в месяц), но позволяла содержать самое себя и снимать недорогое жилье (см.: [2]).
В сущности, героиня хочет сказать: назло отцу уеду отсюда, стану независимой, пусть и с существенным понижением социального статуса и с перспективой жить на относительно небольшие деньги. Это и демонстративный эмансипационный жест, и вынужденная социальная деградация (телеграфистки — часто бедные дворянки, для которых выбор этой профессии означал понижение статуса до уровня разночинства).
В русской литературе второй половины XIX — начала ХХ века существует своего рода метасюжет, связанный с образом телеграфистки и телеграфиста. Мы описываем его, опираясь на контекст М. Е. Салтыкова-Щедрина («Современная идиллия», 1877), Н. А. Леикина («Приехал!!!», 1879), А. П. Чехова (ряд ранних и зрелых прозаических сюжетов 1880 — 90-х гг., а также «Три сестры», 1900), А. И. Эртеля («Записки степняка», 1883), П. Д. Боборыкина («„Морз" и „Юз"», 1889), Н. Г. Гарина-Михайловского («Инженеры», 1906), А. И. Куприна («Телеграфист», 1911), Н. П. Ашешова («Телеграфистка», 1914), а также на послесловие Л. Н. Толстого к рассказу Чехова «Душечка» (1906).
В каких-то случаях этот контекст — беглое упоминание о телеграфистках и телеграфистах, в иных — развернутый сюжет. Нас интересовал в первую очередь образ телеграфистки, часто довольно контрастный по отношению к образу телеграфиста и одно время более сложный по сравнению с ним.
В компактном списке профессий, бывших доступными для женщины в XIX веке (акушерка, швея, кухарка, горничная, артистка, фабричная работница, гувернантка, учитель, стенографистка и проч.), работа на телеграфе выделялась тем, что это была работа с техникой, поначалу считалась не вполне женской и, соответственно, имела феминистический подтекст. Ср.: «нынче мода на это... Акушерки, стенографистки, телеграфистки...» [6, с. 170]. Героиня А. И. Эртеля учительница Моргу-ниха («Записки степняка») говорит: «Пробовала в телеграфистки, в акушерки думала... Потом в учительницы...» [10]. Это характерный для эпохи перебор профессий, дававших женщине относительную независимость. В перечне женских профессий работа на телеграфе появляется в 60-х годах XIX века, когда выходит официальное разрешение служить телеграфистками (с 1866 года; см.: [7]).
Итак, работа на телеграфе считалась несколько более престижной, чем акушерство или аптечное дело. По статусу она была близка учительству. Тем не менее работа была тяжелой, на износ, а социальный статус подчас был, что называется, под вопросом (кто-то «вроде не то гувернанток, не то экономок» [2]). Ирина Прозорова («Три сестры») после смерти отца работает телеграфисткой, устает от этой работы и не любит ее («не люблю я телеграфа, не люблю» [9, т. 13, с. 144]). Работа за телеграфным аппаратом отли-
112
чалась «монотонной однообразностью» и подчас специфическим отношением клиентов (см.: Н. П. Ашешов, «Телеграфистка» [1]).
Интересна одна особенность, связанная с метасюжетом «телеграфист» и его подсюжетом «телеграфистка»: женщины-телеграфисты — это героини, как правило, серьезных, «жизненных», подчас с мелодраматическим оттенком, сюжетов (например, у Чехова в «Трех сестрах», в сюжетах Бобо-рыкина, Гарина-Михайловского, Ашешева). Мужчины-телеграфисты — герои, как правило, комических сюжетов. Например, у Н. А. Лейкина герой-телеграфист в рассказе «Приехал!!!» появляется в сборнике с характерным названием «Шуты гороховые» (1879) [5]. Причем комическая роль телеграфистов-мужчин оказалась настолько устойчивой, что в начале ХХ века ее пришлось развенчивать как устаревшую литературную условность. Так, герой рассказа Куприна «Телеграфист» убеждает своего собеседника в несправедливости литературной репутации телеграфиста: «непременно какой-то олух царя небесного, станционный хлыщ, что-то вроде интендантского писаря. Поет под гитару лакейские романсы, крутит усы и стреляет глазами в дам из первого класса» [4]. В этом описании сразу узнаются герои юмористики конца XIX века, среди которых такие малосимпатичные и откровенно пошлые герои Чехова, как телеграфисты Козьмодемьянский («Жалобная книга»), Блинчиков («Брак по расчету»), Ять («Свадьба»), Груздев («Слова, слова и слова»).
Чем вызваны мелодраматизм и социальное сочувствие в первом случае? — хорошо узнаваемым комплексом «бедного / маленького человека», вынужденного браться за вроде бы «чистую», но в то же время монотонную, изматывающую работу. Чем вызван комизм во втором случае? — беспочвенными претензиями на образованность, «идейность» (Груздев в рассказе Чехова «Слова, слова и слова») и общим характером «галантерейного» обхождения. Имело значение и происхождение: в телеграфистки часто шли, как уже отмечалось, дворянки, тогда как в телеграфисты — люди смешанного происхождения, чаще всего мещане (как в рассказе Боборыкина «„Морз" и „Юз"»). Это различие было отмечено литературой: «все телеграфистки из „благородных" или с воспитанием, знающие языки, смотрят на мужской персонал (телеграфа. — П. Т.) немного лучше, чем на курьеров» ([2]).
И если у Куприна («Телеграфист») реабилитация героя-телеграфиста окажется связанной с такой расхожей для рубежа веков футуристической темой, как технический прогресс и его непредсказуемые итоги, то в чеховском контексте тема телеграфистки получает неожиданный поворот в связи с толстовским послесловием к «Душечке» (рассказ вышел в 1899, послесловие в 1906): «Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине всё то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем всё это лучшее, — без таких женщин плохо было бы жить на свете» [8, с. 317]. Здесь ключевая тол-
113
стовская мысль та, что женщина должна понимать и совершенствовать собственную природу, а не менять ее на природу противоположного пола.
Это суждение Толстого, внешне идущее вразрез с позицией Чехова и при этом эксплицирующее широкие и, в целом, отвечающие толстовскому суждению чеховские подтексты и контексты1, объективно откликается на ситуацию в «Черном монахе»: «идейную» и «нервную» Таню Песоцкую, которая разделяет профессиональные заботы отца-садовода и готова при случае в качестве эмансипированной барышни пойти «в телеграфистки», в жизни главного героя Коврина сменяет сожительница Варвара Николаевна, которая «ухаживала за ним, как за ребенком» [9, т. 8, с. 238, 253] — т. е. представляла собой вариант женщины-«душечки».
Так статус телеграфистки стал участником одного из принципиальных идейных споров конца XIX — начала ХХ века: о подлинных и мнимых путях женской эмансипации.
Список литературы
1. Ашешов Н. П. Телеграфистка [Электронный документ] // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/a/asheshow_n_p/text_03_telegrafistka.shtml (дата обращения: 14 мая 2018).
2. Боборыкин П. Д. «Морз» и «Юз» [Электронный документ] / / Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.rU/b/boborykin_p_d/text_1889_morz_i_yuz.shtml (дата обращения: 15 мая 2018).
3. Гарин-Михайловский Н. Г. Инженеры [Электронный документ] / / Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_0050.shtml (дата обращения: 21 мая 2018).
4. Куприн А. И. Телеграфист [Электронный документ] / / E-LIBRA: Электронная библиотека. URL: http://e-libra.su/read/107282-telegrafist.html (дата обращения: 15 мая 2018).
5. Лейкин Н. А. Приехал!!! [Электронный документ] // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/l/lejkin_n_a/text_1879_66_shuty_oldorfo.shtm! (дата обращения: 17 мая 2018).
6. Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений : в 20 т. Т. 15. Кн. 1. Современная идиллия. М.: Художественная литература, 1973. 382 с.
7. Телеграфистки Российской империи [Электронный документ] / / Российское военно-историческое общество. URL: http://livmghistory.ru/topic/69183-telegrafistki-rossiiskoi-imperii (дата обращения: 31 мая 2018).
8. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22 т. Т. 15. Статьи о литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1983. 432 с.
9. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.: Наука, 1974—1982.
10. Эртель А. И. Записки степняка [Электронный документ] // Lib.ru/Классика. URL: http://az.lib.ru/e/ertelx_a_i/ text_0040.shtml (дата обращения: 17 мая 2018).
1 В частности, очень красноречивый для этой ситуации контекст «Дома с мезонином» (1896), где программная эмансипе Лида Волчанинова оказывается в конечном счете не очень симпатичным персонажем (на что с негодованием откликнулись ее единомышленницы, земские активистки 1890-х годов, и критики; см.: [9, т. 9, с. 494—495]).
114
•Jc -Jc -Jc
Tolstoguzov Pavel N.
CHEKHOV'S EVIDENCE FOR ONE OF EMANCIPATION OPTIONS: «I WILL BECOME A TELEGRAPH OPERATOR»
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The article represents a real commentary to the metatext of the Russian literature of the second half of XIX — the beginning of the 20th century in connection with a situation «I will become a telegraph operator [telegrafistka]». It is established through the context of A. P. Chekhov, M. E. Saltykov-Shchedrin, N. A. Leykin, A. I. Ertel, P. D. Boborykin, N. G. Garin-Mikhailovsky, A. I. Kuprin, N. P. Asheshov works that going to work as a telegraph operator was for a female prototype of that era a situation with double motivation: both the forced social degradation and an emancipation gesture. At the same time Leo Tolstoy's epilog to Chekhov's story «Sweetheart» is involved into discussion of the problem.
Keywords: heroine telegraph operator, emancipation, hero telegraph operator, social status of the hero (heroine), comedy, melodramatics.
References
1. Asheshov N. P. Telegraph operator [Telegrafistka], Lib.ru/Klassika, Available at: http: / / az.lib.ru/a/ asheshow_n_p/ text_03_telegrafistka.shtml (accessed 14/05/2018).
2. Boborykin P. D. «Morz» and «Yuz» [«Morz» i «Yuz»], Lib.ru/Klassika, Available at: http: / / az.lib.ru/b/boborykin_p_d/ text_1889_morz_i_yuz.shtml (accessed 15/05/2018).
3. Garin-Mihajlovskij N. G. Engineers [Inzhenery], Lib.ru/Klassika, Available at: http: / / az.lib.ru/g/ garinmihajlowskij_n/ text_0050.shtml (accessed 21/05/2018).
4. Kuprin A. I. Telegraph operator [Telegrafist], E-LIBRA: Elektronnaya biblioteka, Available at: http://e-libra.su/read/107282-telegrafist.html (accessed 15/05/2018).
5. Lejkin N. A. He has arrived!!! [Priyekhal!!!], Lib.ru/Klassika, Available at: http://az.lib.ru/l/lejkin_n_a/ text_1879_66_shuty_oldorfo.shtml (accessed 17/05/2018).
6. Saltykov-Shchedrin M. E. Sobraniye sochineniy : v 20 t. T. 15. Kn. 1. Sovremennaya idilliya (Complete works, in 20 vol., vol. 15, book 1. Modern idyll), Moscow, Hudozhestvennaya literature Publ., 1973. 382 p.
7. Telegrafistki Rossijskoj imperii // Rossijskoe voenno-istoricheskoe obshchestvo, Available at: http://livinghistory.ru/topic/69183-telegrafistki-rossiiskoi-imperii (addressing: 31.05.2018).
8. Tolstoj L. N. Sobraniye sochineniy : v 22 t. T. 15. Stat'i o literature i iskusstve (Complete works, in 22 vol., vol. 15. Articles on literature and art). Moscow, Hudozhestvennaya literature Publ., 1983. 432 p.
9. Chekhov A. P. Polnoye sobraniye sochineniy i pisem : v 30 t. Sochineniya : v 18 t. (Complete works and letters, in 30 vol., works, in 18 vol.), Moscow, Nauka Publ., 1974 — 1982.
10. Ehrtel A. I. Notes of the inhabitant of the steppe [Zapiski stepnyaka], Lis.ru/Klassika, Available at: http://az.lib.ru/e/ertelx_a_i/text_0040.shtml (addressing: 17/05/2018).
•Jc -Jc -Jc
115