106. Там же. Л. 280.
107. Там же. Л. 296.
108. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 137. Д. 307. Л. 70.
109. Там же. Л. 55.
110. АВП РФ. Ф. 595. Оп. 1. П. 137. Д. 306. Л. 231, 234.
111. Там же. Д. 307. Л. 10.
УДК 94 (437+47+73)
А. В. Зорин
ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ФРОНТ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ НА РУБЕЖЕ 1940-1950-х гг.*
В статье рассматривается развитие американской политики в отношении Чехословакии в ранний период холодной войны (1949-1953 гг.), анализируются основные подходы и направления деятельности США в борьбе за влияние в этой стране, реакция советского и чехословацкого правительств.
The article examines the evolution of U.S. policy toward Czechoslovakia in the early Cold War period (1949-1953), the main approaches and directions of the United States activity in the struggle for influence in this country, the reaction of the Soviet and Czechoslovak governments.
Ключевые слова: история Чехословакии, история США, холодная война, информационная война.
Keywords: history of Czechoslovakia, history of the USA, Cold War, information war.
Развернувшееся по окончании Второй мировой войны соперничество между СССР и США сосредоточилось в нескольких ключевых регионах, где конкуренция двух держав перерастала в борьбу за политическое, экономическое и идеологическое влияние. Чехословацкая республика (ЧСР), располагавшаяся в центре Европы, находилась на границе советской и американской зон влияния. Укоренившиеся в этой стране демократические традиции, историческая ориентация на запад, с одной стороны, и географическая близость к СССР - с другой, делали ее естественным полем столкновения между двумя сверхдержавами, превращая в один из фронтов разгоравшейся холодной войны.
В феврале 1948 г. в результате политического кризиса власть в ЧСР перешла от многопартийного демократического правительства к коали-
* Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», проводимых по заданию Министерства образования и науки в 2010-2013 гг., регистрационный номер 5.1.10.
© Зорин А. В., 2011
ции левых сил, возглавляемой лидером Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) К. Готвальдом. Трагическая гибель в марте 1948 г. министра иностранных дел Я. Масарика, а затем отставка и смерть президента Э. Бенеша, старавшихся сохранить хорошие отношения с западными странами, способствовали постепенной переориентации ЧСР на Москву. Избрание летом 1948 г. Готвальда на должность президента республики и последовавший затем роспуск всех оппозиционных партий [1] ознаменовали окончательный переход Чехословакии в советскую сферу влияния.
В данных условиях целью Вашингтона стало возвращение утраченных позиций в ЧСР с целью пробить складывавшееся вокруг Москвы кольцо сателлитов и остановить дальнейшее расширение советского влияния на запад. Москва же должна была стараться закрепить свое доминирование путем расширения сотрудничества с новым коммунистическим правительством и утверждения в ЧСР советской модели политических и экономических отношений. Ситуация вокруг Чехословакии с этого времени развивалась под влиянием общего состояния советско-американских отношений и развития холодной войны.
Готвальд, вставший на открыто просоветские позиции, отлично понимал, каких именно действий ждет от него советское руководство и как необходимо вести себя в разраставшемся между Москвой и Вашингтоном конфликте. Вместе с тем еще в начале 1949 г. действия чехословацких властей не носили откровенно враждебного по отношению к США характера, поскольку начавшаяся под руководством коммунистов реорганизация системы управления ЧСР носила верхушечный характер. Американский посол Дж. Джекобс, прибывший в Прагу в декабре 1948 г., констатировал наличие различных групп влияния в чехословацком правительстве. Откровенно просоветской группировке работников органов безопасности и членов коммунистической партии, ориентированной на исполнение распоряжений Москвы, противостояла группа чиновников гражданских ведомств, стремившаяся отстаивать национальные интересы. В то время как МИД демонстрировал готовность идти на сотрудничество в спорных вопросах, руководство КПЧ и силовых ведомств способствовало возникновению конфликтных ситуаций. За обострением отношений, по мнению Джекобса, стоял СССР, пытавшийся окончательно подорвать западное влияние в ЧСР [2].
О двойственности, сохранявшейся в Чехословакии в отношении восприятия США и СССР, упоминали советские представители. В мае 1949 г. посол М. А. Силин указывал на распространенность среди населения мнения, «что среди аме-
риканцев много "друзей", чехи будто бы близки по духу американцам» [3]. Об аналогичных настроениях писал в докладе из Праги корреспондент ТАСС В. С. Медов, указывая на сохранение среди значительной части чешского населения антикоммунистических и прозападных настроений, благодаря которым американцы сохраняли широкую базу «для продолжения подрывной деятельности» [4].
Руководство Чехословакии отлично понимало сложность политической ситуации в стране и видело главный путь укрепления своего режима в развитии связей с СССР и заимствовании советского опыта. В то же время лидеры КПЧ не собирались превращаться в марионеток Москвы, желая сохранить определенную самостоятельность [5]. От направленных в ЧСР советников в Москву поступали жалобы на недостаточную активность чехословацких властей в борьбе с «внутренней реакцией» и иностранной агентурой [6]. Лишь после прямого обращения к И. Сталину венгерского лидера М. Ракоши, «выявившего» в рядах КПЧ «англо-американских шпионов», и прибытия в Чехословакию специалистов МГБ СССР здесь началась своя волна громких политических дел [7]. Под удар спецслужб попали министр иностранных дел В. Кле-ментис (член КПЧ) и ряд его коллег из числа лиц, связанных в годы войны с лондонской эмиграцией. Отставка Клементиса должна была нанести урон и по отношениям с США, продемонстрировав недопустимость любых уступок Вашингтону [8]. Новым главой МИДа был назначен В. Широкий (с 1945 г. заместитель премьер-министра), занимавший жесткую позицию в отношении западных стран.
Внутриполитические события 1949 г. не могли не отразиться на восприятии Чехословакии в Вашингтоне. Осенью 1949 г. посла Джекобса заменил кадровый сотрудник Госдепартамента Э. Бриггс, имевший репутацию сильного и жесткого дипломата [9]. Его вступление в должность проходило на фоне нового ухудшения отношений, подчеркнутого жесткой риторикой госсекретаря Д. Ачесона, осудившего волну арестов, нацеленных на «запугивание населения и подавление любого инакомыслия» в ЧСР [10].
Восприятие Чехословакии со стороны США ярко выражено в директиве Государственного департамента, составленной в декабре 1949 г. и отражавшей общую стратегию Вашингтона применительно к странам советского блока. Главной его идеей была необходимость освобождения народов Восточной Европы от коммунистического господства [11]. По мнению сотрудников Госдепартамента, Чехословакия представляла интерес прежде всего как важный стратегический и экономический ресурс. Называя ЧСР
«типичным полицейским государством» и советской марионеткой, участвующей в психологической и дипломатической войне против США, Госдепартамент провозглашал главной целью своей политики подрыв советского влияния и освобождение чехословацкого народа от «тоталитарной тирании». Вместе с тем специалисты Госдепартамента констатировали, что США не намерены проводить какой-то особой политики в отношении ЧСР, поскольку «борьба за Чехословакию» должна была выступать частью общей борьбы «против советско-коммунистического империализма» [12]. Возлагая надежду на развитие внутреннего движения сопротивления [13], Вашингтон стремился сохранить свое присутствие в ЧСР, избегая разрыва дипломатических отношений [14].
Контроль над происходящими в ЧСР процессами с советской стороны был усилен после прибытия в Прагу летом 1950 г. нового советника МГБ СССР В. А. Боярского, организовавшего продолжение политических процессов. К 1 января 1951 г. было арестовано 895 человек, из них за шпионаж - 247 [15]. Сильно пострадал чехословацкий МИД. Помимо Клементиса в 19501951 гг. были арестованы другие ответственные сотрудники, отозваны из-за границы многие дипломатические представители (часть из них отказались вернуться на родину). Чтобы подчеркнуть новый курс чехословацкой внешней политики, в 1950 г. в МИДе было решено организовать особый советский отдел, которому предстояло занять ведущее положение в структуре министерства [16].
Такое положение не могло не сказаться негативным образом на общем развитии чехословацкой внешней политики. Фактически со второй половины 1949 г. американо-чехословацкие отношения начали заходить в тупик. Сокращавшиеся возможности поддерживать официальные контакты с представителями чехословацкой оппозиции и простыми людьми, проявлявшими интерес к западу, заставляли Вашингтон искать иные каналы воздействия на ситуацию в ЧСР. Главным из них должна была стать пропаганда, направленная на подрыв влияния Советского Союза среди чехословацкого населения [17].
Основным орудием информационной войны для США стало радио. Радиостанция «Голос Америки» (Voice of America, VOA), начавшая свое вещание в годы Второй мировой войны, с 1948 г. активизировала работу, получив дополнительное финансирование от Конгресса [18]. VOA работал как официальный канал, представлявший точку зрения Вашингтона на все происходившие в мире события. Госдепартамент принимал непосредственное участие в составлении его программ. Посол Бриггс и его подчиненные давали
свои рекомендации относительно вопросов, которые необходимо было поднять или обсудить по чехословацкой тематике, писали тексты сообщений [19].
В марте 1949 г. в Нью-Йорке по инициативе главы ЦРУ А. Даллеса была создана общественная организация «Национальный комитет за свободную Европу» (НКСЕ), официально не связанная с государственными структурами США, но в действительности находившаяся под контролем ЦРУ. В декабре НКСЕ сформировал специальное подразделение - «Радио Свободная Европа» (Radio Free Europe, RFE), с 4 июля 1950 г. начавшее постоянное вещание на Чехословакию с территории Западной Германии [20]. RFE в силу своего статуса могла работать в более агрессивном формате, ведя прямую критику чехословацких властей. Помимо этого НКСЕ стоял за проведением иных операций (таких, как распространение агитационных листовок с помощью метеорологических зондов). При нем была создана информационная служба, занимавшаяся изучением положения в восточноевропейских странах [21].
Масштабы американской пропаганды в Чехословакии позволяют оценить два документа - сообщение корреспондента ТАСС Медова, и справка «Об англо-американской пропаганде в Чехословакии», составленная секретарем советского посольства Н. И. Семеновым в декабре 1949 г. По сообщению Медова, Чехословакия подвергалась массированной пропагандистской атаке со стороны западных держав. Страна «засыпалась антиправительственными листовками», подвергалась психологической обработке по радио с целью пробудить среди населения традиционный «дух сопротивления». Как замечал советский корреспондент, эта пропаганда строилась со знанием и учетом психологии чехов и словаков, с тем, чтобы убедить слушателей в том, что в Чехословакии установлен полицейский, диктаторский режим и что ею правит «кучка привилегированных лиц», боящихся собственного народа [22]. Справка, подготовленная Семеновым, имела более подробный характер. Советский дипломат проанализировал различные направления американской пропагандистской работы в ЧСР. Особое внимание он уделил работе информационного бюро при посольстве США (входило в структуру Информационной службы - United States Information Service, USIS), связям с чехословацкими эмигрантами, деятельности новостных агентств. Семенов утверждал, что с помощью всех перечисленных средств велась «разнузданная пропаганда против народно-демократического строя, против чехословацкой коммунистической партии и против Советского Союза». Наиболее опасным и эффективным каналом иностранного влияния было названо радио, популярность ко-
торого объяснялась наличием в ЧСР большого количества радиоприемников (около 2 млн). Как заключал Семенов, в Чехословакии «с ее большой прослойкой мелкой буржуазии и интеллигенции, годами воспитываемой и ориентируемой на культуру западных стран, англо-американская пропаганда имеет среди этой части населения немалый успех и стремится проникнуть во все поры чехословацкой жизни» [23].
В целях противодействия информационной политике США и укрепления своего влияния, СССР также пытался осуществлять информационное воздействие на чехословацкое население. Главным органом информационной пропаганды со стороны СССР в Чехословакии являлось Сов-информбюро (СИБ), деятельность которого пользовалась полной поддержкой руководства ЧСР. Согласно отчету за 1949 г., СИБ направил в чехословацкую печать 3 746 статей, из которых напечатано было 3506, т. е. 93,6% [24]. Несмотря на эти внушительные цифры, в 1949 г. по распространению советской периодики Чехословакия находилась на последнем месте в ряду всех стран «народной демократии» [25]. Помимо СИБ активно действовали Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) и Общество советско-чехословацкой дружбы.
Чехословацкое руководство стремилось сократить возможность распространения независимой и оппозиционной информации. В 1949 г. был принят закон, запрещавший частным лицам оформлять подписку на западную прессу, а затем были закрыты все частные издательские фирмы [26]. Количество ежедневных газет к 1 января 1950 г. сократилось с 44 до 20 [27]. В январе 1950 г. была введена цензура по советскому образцу [28]. После этих преобразований западные радиостанции и новостные агентства остались единственными каналами распространения альтернативной информации на территории ЧСР. Их деятельность стала одним из постоянных раздражающих факторов в отношениях Праги с западными странами [29].
Пропагандистская война шла с переменным успехом. Особое недовольство со стороны Праги вызывала деятельность УОЛ и ИЕЕ, передачи которых пользовались большой популярностью среди населения. О невозможности заглушить передачи УОЛ в мае 1951 г. сообщал Силину Широкий [30]. Западные радиостанции активно слушали и обсуждали даже члены КПЧ [31], влияние их во многом объяснялось тем, что УОЛ и ИЕЕ имели возможность получать достоверную информацию через агентурную сеть и эмигрантские организации, оперативно преподнося ее населению [32].
Одним из непосредственных результатов работы этих служб стало усиление случаев побе-
гов чехословацких граждан за границу, к чему открыто призывало RFE [33]. По данным чехословацкого министерства национальной обороны, общее количество бежавших или пытавшихся бежать за границу составило на январь 1951 г. 12 100 человек. Из них 6 726 смогли перебраться за границу, 4 672 были задержаны, 510 задержаны при возвращении в Чехословакию [34].
Пропаганда не была единственным видом деятельности, который США начали широко применять на территории Чехословакии. Эту страну затронула и шпионская война. Еще с 1948 г. Вашингтон активизировал проведение спецопераций в отношении восточноевропейских стран, организуемых силами армейской разведки (Counter Intelligence Corps, CIC), ЦРУ и других ведомств, при участии Государственного департамента. Главной их опорой стали политические эмигранты. В 1948-1949 гг. в США была оформлена законодательная база, позволявшая оказывать открытую государственную поддержку таким лицам, и установлены квоты на их прием [35]. Эмигранты использовались в пропагандистской войне, для сбора сведений, в агентурной работе на территории ЧСР. Но большинство из них вследствие плохой подготовки операций имели мало шансов на успех [36].
В разведывательную деятельность были вовлечены и члены американского посольства. Как вспоминал Бриггс, вскоре после прибытия в Прагу ему пришлось в срочном порядке эвакуировать из Чехословакии нескольких сотрудников, пойманных с поличным во время извлечения капсулы с секретной информацией. Впоследствии посол жаловался на то, что значительную часть его штата составляли чиновники, подчинявшиеся не Государственному департаменту, а другим правительственным службам, прежде всего ЦРУ и военному ведомству [37].
Борьба с этими явлениями с чехословацкой стороны проходила при активной помощи советских специалистов. В декабре 1950 г. по просьбе Праги из СССР была направлена новая группа советников [38]. При их непосредственном участии удалось значительно повысить эффективность работы чехословацких органов безопасности, результатом чего стали регулярные аресты групп, занимавшихся распространением агитационных листовок и сбором информации [39].
С октября 1949 г. СССР приступил к глушению VOA на своей территории [40]. Интерес к этому опыту проявили и чехословацкие власти. При советской поддержке в 1951 г. было организовано глушение в Чехословакии с помощью специально сооруженного мощного радиопередатчика, который своей мощностью перекрывал всю чехословацкую территорию. В Москве было принято решение разместить в ЧСР координацион-
ный центр, контролирующий процесс радиоглушения западных радиостанций во всех соседних странах, и штаб радиообороны, подчиненный чехословацкому министерству госбезопасности. Таким образом, Чехословакия становилась форпостом советской идеологической обороны на западе. Сооружение необходимых объектов планировалось завершить в 1953 г. [41]
Но полностью преодолеть влияние американской пропаганды не удавалось. Не имея возможности ограничить работу УОА и ИРЕ, вещавших из-за пределов чехословацкой территории, Прага решила нанести удар по американскому информационному бюро. 19 апреля 1950 г. чехословацкий МИД потребовал немедленно закрыть действовавшие под эгидой иБК американские библиотеки в Праге и Братиславе и отозвать ее руководителя, пресс-атташе посольства Д. Кола-река, обвиненного в причастности к шпионажу. Этот инцидент повлек за собой целую череду взаимных обвинений, окончившихся закрытием не только структур иБК в Чехословакии, но и всех чехословацких консульств на территории США и взаимными сокращениями штатов дипломатических миссий [42]. Как и ранее, американские дипломаты полагали, что за этими действиями стоит Москва, стремившаяся вынудить Вашингтон к окончательному разрыву дипломатических отношений с Прагой [43]. Бриггс возлагал ответственность на советских советников и агентов, которые «стремились продемонстрировать свое рвение в борьбе с империалистами, поджигателями войны и другими врагами народа» [44]. Согласно сведениям чехословацкой разведки, в июне 1950 г. Бриггс ожидал продолжения ухудшения отношений и активно намекал своим коллегам на скорое закрытие американского посольства [45].
16 ноября 1950 г. Бриггс, посетивший Вашингтон, на встрече с президентом Трумэном доложил о своем видении ситуации в Чехословакии. По его мнению, этой страной правила кучка коммунистов, полностью преданных Кремлю. Несмотря на симпатии многих чехов к Западу, заключал Бриггс, США не должны были рассчитывать на проявление открытого сопротивления с их стороны. Он предлагал сосредоточиться на продолжении уже проводимой политики, прежде всего на поддержке работы УОА [46].
На фоне ухудшения чехословацко-американ-ских отношений советское влияние в Чехословакии продолжало нарастать. По мнению отечественных исследователей, к концу 1951 г. завершилось создание разветвленной системы советского контроля в странах Восточной Европы. С этого времени Москва через МГБ СССР полностью контролировала внутриполитическое развитие каждой из стран региона [47]. Обвинение в
причастности к деятельности «англо-американских империалистов» стало обязательной частью политических процессов. Осуждение внешней политики США регулярно звучало в выступлениях лидеров чехословацкого государства, руководства КПЧ и различных должностных лиц [48].
30 марта 1951 г. Госдепартамент подготовил новые рекомендации относительно основных принципов политики США в странах Восточной Европы. В этом документе, как и ранее, констатировалось, что ЧСР находится под полным советским контролем, осуществляемым КПЧ и обширным штатом советских советников, под руководством которых активно шли советизация и русификация культуры и образования, реорганизация армии по советскому образцу, политическая и идеологическая обработка, расширение экономических связей и торговли с советским блоком. Было замечено, что в Чехословакии полностью отсутствует организованное сопротивление режиму. Определяя дальнейшую тактику работы, специалисты Госдепартамента, по сути, предлагали продолжать прежнюю линию: усиливать пропаганду, уделяя особое внимание работе VOA [49].
Нанеся удар по USIS, чехословацкое руководство продолжало испытывать дискомфорт от работы западных новостных агентств, являвшихся последними открытыми каналами для получения независимой информации о происходивших в ЧСР событиях. Неприемлемое, по мнению чехословацких властей, освещение политических процессов в западной прессе толкнуло Прагу на организацию новой кампании.
23 апреля 1951 г. по обвинению в шпионаже был арестован корреспондент американского новостного агентства "Associated Press" У. Оатис, превратившийся на последующие два года в главную проблему чехословацко-американских отношений. Бриггс, отвергавший любые обвинения против Оатиса, полагал, что его арест являлся продолжением кампании по дискредитации Запада и способом давления на независимых корреспондентов. Посол допускал, что дело Оатиса может быть шагом к изгнанию всех западных журналистов из Чехословакии, а возможно и к разрыву дипломатических отношений с США [50].
Американская пресса и Конгресс высказались единодушно с осуждением акции чехословацких властей, подняв вопрос о скорейшем введении против ЧСР санкций [51]. Это стало неизбежным после завершения судебного процесса, состоявшегося в начале июля 1951 г. На нем Оатис полностью признал свою вину, назвав в качестве своих соучастников не только американских, но и других западных дипломатов и корреспондентов, включая посла Бриггса, и был приговорен к заключению на 10 лет. Госдепартамент ответил
на это заявлением о неправосудности вынесенного приговора и фиктивности самого суда. Бриггс писал, что результаты процесса могут быть использованы для дальнейшего подавления деятельности западных журналистов и новых атак против США. Посол считал, что процесс не был напрямую организован из Москвы, а имел цель продемонстрировать Кремлю эффективность борьбы против западных шпионов [52].
Жестко отреагировал на эти события американский Конгресс. Выпады отдельных его членов в адрес чехословацких властей по своей тональности были выдержаны в крайне враждебной форме. Называя чехословацких руководителей безбожными, беспринципными людьми и гангстерами, нарушавшими фундаментальные принципы Хартии ООН, они требовали разрыва дипломатических отношений с Чехословакией, введения экономических санкций и принятия ответных мер против представителей советской прессы в США. Оатис был представлен как символ свободы прессы, права на честный суд и свободу. В резолюции конгресса от 14 августа 1951 г. была изложена рекомендация в адрес органов исполнительной власти принять все возможные меры для скорейшего освобождения Оатиса [53].
Сотрудники Госдепартамента начали активные консультации о характере ответных санкций. Перечень возможных мер был ограничен следующими мероприятиями: запрет на перемещение чехословацких граждан и самолетов государственной авиакомпании «Чехословацкие авиалинии» через территорию Западной Германии при поддержке этой акции британскими и французскими властями, наложение запрета на американский экспорт в Чехословакию [54]. Понимая, что односторонние акции могут не принести ожидаемого эффекта, американская сторона передала вопрос на обсуждение ООН. В августе дело было рассмотрено в социальном комитете Экономического и социального совета. Большинство его членов поддержали США, однако представители других государств не проявили активности в обсуждении вопроса, а некоторые из американских союзников откровенно давали понять, что допускают справедливость вынесенного против Оатиса приговора [55].
К осени 1951 г. отношения между Чехословакией и Соединенными Штатами опустились до низшей точки. Возможные варианты улаживания конфликта не находили достаточной поддержки как с той, так и с другой стороны. В августе США ввели первые санкции, ограничив объемы торговли с Чехословакией. В скором времени сумма американского экспорта в ЧСР сократилась с 2,5 млн долл. до нуля [56]. Во время состоявшейся 18 июня 1952 г. в Вашингтоне беседы отбывшего из Чехословакии в связи с перево-
дом в Корею Бриггса с Трумэном президент констатировал, что до урегулирования дела Оатиса США не смогут восстановить удовлетворительные отношения с Чехословакией [57]. Таким образом, чехословацко-американские отношения зашли в тупик.
Обострение отношений с Вашингтоном проходило на фоне раскрутки в Чехословакии нового громкого политического процесса, главным участником которого оказался один из руководителей коммунистической партии Р. Сланский. По мнению отечественных исследователей, процесс над Сланским был организован при непосредственном участии советских органов безопасности в рамках общей кампании борьбы с международным сионизмом и американским империализмом [58]. Процесс, проходивший в ноябре 1952 г., активно использовался в пропагандистских целях. Бриггс, упоминая об обвинении Слан-ского в шпионаже, отвергал их. По его мнению, истинная причина процесса крылась во внутрипартийной борьбе в КПЧ, обострившейся вследствие наблюдавшегося ухудшения экономического положения [59]. Арест Сланского стал прологом к новой волне репрессий, сопровождавшихся подъемом антиамериканской риторики [60].
Перед новым американским послом Дж. Уод-суортом, вступившим в должность 29 декабря 1952 г., стояла сложная задача вытянуть двусторонние отношения из кризиса. Осознавая свои трудности, Уодсуорт занял более гибкую позицию, чем Бриггс. Уже в январе 1953 г. он провел целую серию переговоров, причем не только с чехословацкими должностными лицами, но и со сменившим в 1952 г. Силина на посту посла СССР в Чехословакии А. Е. Богомоловым, которого Уодсуорт охарактеризовал в своем сообщении как советского проконсула в республике. Американский дипломат признавал, что без одобрения Москвы накопившиеся в отношениях между ЧСР и США проблемы не могут быть разрешены. Богомолову Уодсуорт выразил желание наладить отношения с Прагой, на что получил ответ, что главное для США - не вмешиваться во внутренние дела Чехословакии, а отдельные претензии могут быть урегулированы в двустороннем порядке. Премьер-министр ЧСР А. Запотоцкий также выразил заинтересованность в улучшении отношений, констатировав, что дело Оатиса, явившееся причиной кризиса, превратилось в «вопрос престижа» для обеих сторон и стало ключевым для выхода из него [61].
Разрешение данного конфликта стало возможно только после смены чехословацкого руководства. 14 марта 1953 г., вскоре после смерти Сталина, скончался Готвальд. Его место, с согласия Москвы, занял Запотоцкий. В то же время на посту президента США Трумэна сменил Д. Эй-
зенхауэр. Оба новых лидера явились сторонниками поиска пути скорейшего вывода двусторонних отношений из кризиса. Вскоре американский президент сообщил Запотоцкому, что США в случае освобождения Оатиса готовы начать переговоры с целью комплексного решения проблем, сложившихся в чехословацко-американс-ких отношениях. 15 мая 1953 г. Запотоцкий известил Эйзенхауэра о помиловании американского корреспондента и его высылке из ЧСР [62], открыв таким образом путь для переговоров. Это не означало устранения всех разногласий или стремления Чехословакии возобновить свою ориентацию на запад. Руководство ЧСР по-прежнему находилось под контролем Москвы. Но теперь и СССР, и Прага понимали бесперспективность дальнейшего нагнетания враждебности и искали путь к нормализации отношений.
Таким образом, в период 1949-1953 гг., явившийся временем продолжения обострения советско-американских отношений, Чехословацкая республика стала одним из участков, на котором разворачивалось соперничество между СССР и США. Несмотря на то, что она не являлась объектом прямых переговоров между представителями двух сверхдержав, борьба за влияние в этой стране велась с обеих сторон. СССР расширял свой контроль над ЧСР, опираясь на аппарат чехословацкой коммунистической партии, сосредоточившей в своих руках власть после февральских событий 1948 г. Политика Вашингтона, утратившего возможность прямого влияния на Прагу, сосредоточилась на подрыве позиций СССР, ведении информационной войны и организации секретных операций. Несмотря на принимаемые меры, США так и не смогли нанести сколько-нибудь ощутимого урона позициям КПЧ и СССР в Чехословакии. Это объяснялось как более сильными позициями Москвы, так и ограниченностью средств и методов, избранных Вашингтоном.
Примечания
1. Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории: в 2 кн. / отв. ред. В. В. Марьина. Кн. 2. М. 2005. С. 89.
2. U.S. Department of States. Foreign Relations of the United States [далее - FRUS]. 1949. Vol. V. P. 383-385, 390-391, 400.
3. Архив внешней политики Российской Федерации [далее - АВП РФ]. Ф. 0138. Оп. 30а. П. 179а. Д. 18. Л. 7.
4. Российский государственный архив социально-политической истории [далее - РГАСПИ]. Ф. 82. Оп. 2. Д. 1361. Л. 2-7, 9-18.
5. Советский фактор в Восточной Европе. 19441953 гг.: в 2 т. Документы. Т. 2. 1949-1953 гг. М., 2002. С. 191.
6. Там же. С. 289.
7. Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа (1949-1953): Очерки истории. М., 2002. С. 527-534.
8. FRUS. 1950. Vol. IV. P. 537.
9. Briggs E. O. Proud Servant: the Memoirs of a Career Ambassador. N. Y., 1998. P. 270.
10. FRUS. 1949. Vol. V. P. 408-411.
11. Потехин А.В. Дипломатия США в Восточной Европе: 1945-1950 гг. Киев, 1991. С. 119.
12. FRUS. 1949. Vol. V. P. 416-427.
13. FRUS. 1950. Vol. IV. P. 540.
14. Ibid. P. 528-536.
15. Чехия и Словакия в XX веке... С. 106-107.
16. Его создание натолкнулось на серьезные проблемы - См.: Советский фактор. С. 457-459.
17. Потехин А. В. Указ. соч. С. 118.
18. Corke S.-J. US covert operations and Cold War strategy: Truman, secret warfare, and the CIA, 19451953. N. Y., 2008. P. 87.
19. Briggs E. Op. cit. P. 292.
20. Corke S.-J. Op. cit. P. 89-90; Mitrovich G. Undermining the Kremlin. America's Strategy to Subvert the Soviet Bloc, 1947-1956. Ithaca, 2009. P. 23.
21. Москва и Восточная Европа. С. 409.
22. Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. Т. II. 1949-1953 гг. М., Новосибирск, 1997. С. 107-117.
23. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 73. Л. 121-137.
24. РГАСПИ. Ф. 17 Оп. 137. Д. 76. Л. 10-14.
25. АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П. 164. Д. 43. Л. 95.
26. Москва и Восточная Европа. С. 323, 392.
27. АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 30. П. 164. Д. 43. Л. 95.
28. Восточная Европа в документах. С. 283-284.
29. Москва и Восточная Европа. С. 408.
30. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 137. Д. 607. Л. 68.
31. Восточная Европа в документах. С. 500-504; АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 35. П. 228. Д. 29. Л. 24).
32. Москва и Восточная Европа. С. 404.
33. АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 32. П. 186. Д. 109. Л. 4349; Восточная Европа в документах. С. 327-331; FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1415.
34. Москва и Восточная Европа. С. 414.
35. Потехин А. В. Указ. соч. С. 98, 106-107.
36. Corke S.-J. Op. cit. P. 55.
37. Briggs E. Op. cit. P. 279.
38. Москва и Восточная Европа. С. 623-625.
39. АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 34. П. 209. Д. 30. Л. 3, 2223, 37, 43; Оп. 32. П. 69. Д. 10. Л. 7; On the Cold War Front. Czechoslovakia 1948-1956. Exhibition catalogue. Prague, 2009.
40. Corke S.-J. Op. cit. P. 88.
41. Москва и Восточная Европа... С. 408.
42. FRUS. 1950. Vol. IV. P. 548-566.
43. Ibid. P. 552.
44. Briggs E. Op. cit. P. 276.
45. АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 32. П. 186. Д. 109. Л. 122123, 129, 133-134.
46. FRUS. 1950. Vol. IV. P. 573.
47. Москва и Восточная Европа. С. 632.
48. Как пример можно привести речь Сланского 20 апреля 1951 г. на пленуме ЦК КПЧ (АВП РФ. Ф. 0138. Оп. 31. П. 68. Д. 25. Л. 4-5).
49. FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1348-1351.
50. Ibid. P. 1354-1355.
51. Ibid. P. 1353.
52. Ibid. P. 1377-1381.
53. Congressional Record. Vol. 97. P. 6. Washington, 1950. P. 8236, 8282-8283; Ibid. P. 7. P. 9446-9457; Ibid. P. 8. P. 9957-9961, 10536-10541. FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1402-1403.
54. FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1388.
55. Ibid. P. 1399.
56. Ibid. P. 1391.
57. FRUS. 1952-1954. Vol. VIII. P. 23.
58. Чехия и Словакия в XX веке. С. 107. Москва и Восточная Европа. С. 554-562.
59. FRUS. 1951. Vol. IV. P. 1430-1433.
60. Москва и Восточная Европа. С. 554-560.
61. FRUS. 1952-1954. Vol. VIII. P. 34-35.
62. Ibid. P. 55-62.
УДК 94 (497.2)
А. В. Збоев
БОЛГАРИЯ В УСЛОВИЯХ «ВОЕННОЙ ТРЕВОГИ» НАЧАЛА 1950-х гг. НА БАЛКАНАХ
В статье рассматривается период конфронтации советско-американских отношений в начале 1950-х гг. Изучаются действия Москвы и Вашингтона по военно-политическому укреплению своих союзников на Балканах, оценка сторонами наступательного потенциала вероятных противников и перспектив военного столкновения в регионе. Акцент делается на месте и роли Болгарии в сложившейся обстановке и событиях.
The period of Soviet-American confrontation in the early 1950s viewed in the article. Devoted to the actions of Moscow and Washington toward the military and political strengthening of their allies in the Balkans and estimating the offensive capabilities of potential armed conflict in the region. The emphasis is on the place of Bulgaria in those situation.
Ключевые слова: холодная война, военная тревога, планы агрессии, военные поставки, сдерживание.
Keywords: cold war, military alert, plans of aggression, military supplies, containment.
1949 год был знаковым годом в хронологии холодной войны. В этом году геополитические позиции США в мире были подорваны успехами СССР в создании ядерного оружия и победой коммунистов в Китае. Запад, в свою очередь, ответил на рост советской угрозы образованием НАТО и развёртыванием военных баз по всему миру. Противостояние великих держав подходило к критической точке. Широко известны американские «планы» на случай войны с СССР, предполагавшие нанесение массированных авиационных ударов, в том числе с применением ядер-
* Статья подготовлена в рамках выполнения Тематического плана научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», проводимых по заданию Министерства образования и науки в 2010-2013 гг., регистрационный номер 5.1.10.
© Збоев А. В., 2011